Итогом судебной реформы 1875 1876 гг в великобритании стало найдите ошибку

Обновлено: 04.12.2022

Неупорядоченность системы судов, неясность апелляционного порядка и, в конечном счете, подсудности привели к необходимости реформы гражданской юстиции. Начало ей было по­ложено организацией судов графств. Первый шаг к общей реформе был сделан преобразованиями 1850-х гг., когда были созданы специ­альные суды пробата и по делам разводов, ограничены права цер­ковных судов, отменено свыше 100 практически не употреблявших­ся к тому времени законов XIII-XVI вв. (вроде предписания аресто­вывать всех подозрительных и бродящих ночью, запрета уэльсцам носить оружие или запрещения использовать дерево при изготовле­нии железа). В 1852 г. рядом законодательных актов были сближе­ны процессуальные порядки в судах канцлера и в судах общего пра­ва.

Основной целью реформистских Законов о судоустройстве 1873 и 1875 гг. (вступили в силу одновременно с 1 ноября 1875 г.) была полная реорганизация системы высших судов королевства. На место исторических учреждений — как су­дов общего права, так и канцлера — создавался единый Верховный Суд Правосудия. Ему передавались полномочия всех трех высших судов общего права и большинства канцлерских (исключая несколь­ко незначительных особых судов, касавшихся отдельных графств).

Верховный суд подразделялся на две части: Высокий суд и Апел­ляционный суд. Высокий суд вобрал в себя компетенцию прежних судов, а также суда канцлера, судов пробата и по делам о разводах, адмиралтейства и исторических судов ассизов. Высокому суду было поручено и рассмотрение апелляций на решения местных судов графств. Формировался он из пяти отделений: 1) канцлерско­го, 2) по делам о наследствах, разводах и по морским делам, 3) ко­ролевской скамьи, 4) общих тяжб, 5) казначейства. С 1880 г. число отделений сократилось до трех (четвертое и пятое были слиты с От­делением королевской скамьи). Все отделения имели практически равную компетенцию, судья одного мог одновременно заседать в любом другом. На деле сложилась известная специализация в связи с традиционным различием исков общего права и права справедли­вости.

Апелляционному суду была передана юрисдикция не­скольких канцлерских судов, особых местных и специальных, а так­же Юридического комитета Тайного совета. В состав Апелляцион­ного суда входили несколько должностных судей, а также лорд-хра­нитель судебных архивов (его привлекли к отправлению правосудия еще в начале XIX в.) и лорд-главный судья. Первоначальными пол­номочиями суда было рассмотрение жалоб на решения Верховного суда. Однако в дальнейшем апелляционная сфера суда все более и более расширялась: в 1890 г. он получил право принимать иски о новом судебном рассмотрении дел в порядке полного пересмотра[8].

Подверглась изменению и юрисдикция Палаты лордов. Ее судеб­ная роль была связана только с историческими традициями и не от­вечала возросшей сложности и юридичности правовых споров. Поэ­тому на протяжении XIX в. неоднократно делались предложения упразднить судебные функции палаты. Первоначально это было сделано по Закону о судоустройстве 1873 г. Однако на деле палата сохранилась, причем отдельно от Верховного суда. Было принято компромиссное решение о введении в Палату лордов новых членов с юридическим образованием (1876) и о том, что лорды, не имеющие такового, не могут принимать участия в вынесении решений.

Самым важным правовым последствием реформы высших судов было фактическое слияние права справедливо­сти с общим правом. Верховный суд получил право само­му вырабатывать процессуальные правила. На основании закона еще 1852 г. в практический обиход единого суда вошли правила и приказы, ранее применявшиеся только в судах канцлера. Двойст­венность юрисдикции, когда по одному делу могли быть предъявлены в разные суды два разных требования, была исключена. Выведены из обихода многие архаичные юридические процедуры. Возможные сохранившиеся коллизии были прямо предусмотрены законом, и их предписывалось решать на основе приоритета правя справедливости: «. во всех вопросах. когда имеется проти­воречие или расхождение между нормами права справедливости и нормами общего права, нормы права справедливости должны иметь преимущество».

В 1879 г. был организован специальный Департамент публичных расследований, или Служба генерального атторнея (прокурора). На департамент возлагались обязанности возбуждать уголовные пресле­дования в случае особо тяжких обвинений, а также когда государст­венное вмешательство вызывалось особыми общественными интере­сами. Позднее компетенция департамента значительно расшири­лась.

Усиление государственного вмешательства в юридическую сферу и централизация высших органов юстиции стали основными моти­вами преобразований в судебно-правовой области Великобритании за XIX в.

Судебно-правовая система, сложившаяся в Великобритании к XIX в., в основном сохранилась в последующем. Она значительно отличалась от исторической юстиции в главном: было создано еди­ное центральное судебное учреждение с самой широкой компетен­цией и правами апелляционного пересмотра любых дел. Вместе с этим реально сгладились различия между общим правом и правом справедливости.

Неупорядоченность системы судов, неясность апелляционного порядка и в конечном счете подсудности привели к необходимости реформы гражданской юстиции. Начало ей было положено организацией судов графств. Первый шаг к общей реформе был сделан преобразованиями 1850-х гг., когда были созданы специальные суды пробата и по делам разводов, ограничены права церковных судов, отменено свыше 100 практически не употреблявшихся к тому времени законов XIII–XVI вв. (вроде предписания арестовывать всех подозрительных и бродящих ночью, запрета уэльсцам носить оружие или запрещения использовать дерево при изготовлении железа). В 1852 г. рядом законодательных актов были сближены процессуальные порядки в судах канцлера и в судах общего права.

Основной целью реформистских Законов о судоустройстве 1873 и 1875 гг. (вступили в силу одновременно с 1 ноября 1875 г.) была полная реорганизация системы высших судов королевства. На место исторических учреждений — как судов общего права, так и канцлера — создавался единый Верховный Суд Правосудия. Ему передавались полномочия всех трех высших судов общего права и большинства канцлерских (исключая несколько незначительных особых судов, касавшихся отдельных графств).

Верховный суд подразделялся на две части: Высокий суд и Апелляционный суд. Высокий суд вобрал в себя компетенцию прежних судов, а также суда канцлера, судов пробата и по делам о разводах, адмиралтейства и исторических судов ассизов. Высокому суду было поручено и рассмотрение апелляций на решения местных судов графств. Формировался он из пяти отделений: 1) канцлерского, 2) по делам о наследствах, разводах и по морским делам, 3) королевской скамьи, 4) общих тяжб, 5) казначейства. С 1880 г. число отделений сократилось до трех (четвертое и пятое были слиты с Отделением королевской скамьи). Все отделения имели практически равную компетенцию, судья одного мог одновременно заседать в любом другом. На деле сложилась известная специализация в связи с традиционным различием исков общего права и права справедливости.

Апелляционному суду была передана юрисдикция нескольких канцлерских судов, особых местных и специальных, а также Юридического комитета Тайного совета. В состав Апелляционного суда входили несколько должностных судей, а также лорд-хранитель судебных архивов (его привлекли к отправлению правосудия еще в начале XIX в.) и лорд-главный судья. Первоначальными полномочиями суда было рассмотрение жалоб на решения Верховного суда. Однако в дальнейшем апелляционная сфера суда все более и более расширялась: в 1890 г. он получил право принимать иски о новом судебном рассмотрении дел в порядке полного пересмотра (в XX в. эта тенденция будет продолжена: Апелляционный суд получил право принимать апелляции на решения судов графств (1934) и по уголовным делам вообще (1966)).

Подверглась изменению и юрисдикция Палаты лордов. Ее судебная роль была связана только с историческими традициями и не отвечала возросшей сложности и юридичности правовых споров. Поэтому на протяжении XIX в. неоднократно делались предложения упразднить судебные функции палаты. Первоначально это было сделано по Закону о судоустройстве 1873 г. Однако на деле палата сохранилась, причем отдельно от Верховного суда. Было принято компромиссное решение о введении в Палату лордов новых членов с юридическим образованием (1876) и о том, что лорды, не имеющие такового, не могут принимать участия в вынесении решений.

Самым важным правовым последствием реформы высших судов было фактическое слияние права справедливости с общим правом. Верховный суд получил право самому вырабатывать процессуальные правила. На основании закона еще 1852 г. в практический обиход единого суда вошли правила и приказы, ранее применявшиеся только в судах канцлера. Двойственность юрисдикции, когда по одному делу могли быть предъявлены в разные суды два разных требования, была исключена. Выведены из обихода многие архаичные юридические процедуры. Возможные сохранившиеся коллизии были прямо предусмотрены законом, и их предписывалось решать на основе приоритета права справедливости: «…во всех вопросах… когда имеется противоречие или расхождение между нормами права справедливости и нормами общего права, нормы права справедливости должны иметь преимущество».

В 1879 г. был организован специальный Департамент публичных расследований, или Служба генерального атторнея (прокурора). На департамент возлагались обязанности возбуждать уголовные преследования в случае особо тяжких обвинений, а также когда государственное вмешательство вызывалось особыми общественными интересами. Позднее компетенция департамента значительно расширилась.

Усиление государственного вмешательства в юридическую сферу и централизация высших органов юстиции стали основными мотивами преобразований в судебно-правовой области Великобритании за XIX в.

Судебно-правовая система, сложившаяся в Великобритании к XIX в., в основном сохранилась в последующем. Она значительно отличалась от исторической юстиции в главном: было создано единое центральное судебное учреждение с самой широкой компетенцией и правами апелляционного пересмотра любых дел. Вместе с этим реально сгладились различия между общим правом и правом справедливости.

55. Судебная реформа 1864 г

55. Судебная реформа 1864 г До середины XIX в. система судоустройства развивалась в России согласно с Учреждением о губерниях 1775 г. Это Учреждение предполагало сложную систему сословных судов и административных органов. В самом судопроизводстве превалировала теория

43. Военная реформа Петра I

43. Военная реформа Петра I Военная реформа – главное звено в цепи петровских государственных преобразований. В 1699 г. – начало формирования рекрутской системы набора в армию, сущность которой состояла в том, что каждые 20 крестьянских или мещанских дворов в великорусских

50. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г

50. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г Земская реформа была проведена в 1864 г. и явилась следствием отмены в Российской империи крепостного права.Причина введения органов местного самоуправления – негодное состояние дорог.Впервые упоминание о земской реформе

55. Судебная реформа (органы суда по судебным уставам)

55. Судебная реформа (органы суда по судебным уставам) До 1861 г. на рассмотрение Госсовета было представлено 14 законопроектов по изменению существовавшей судебной системы. В конце 1862 г. в судебные инстанции был разослан проект «Основных положений судоустройства», в

75. Судебная реформа 1922 г

75. Судебная реформа 1922 г Положение «О судоустройстве РСФСР» от 11 ноября 1922 г. установило на территории РСФСР «единую систему судебных учреждений»:1) общие суды;2) специальные суды:а) военные трибуналы;б) военно-транспортные трибуналы;в) трудовые сессии народных

101. Конституционные законы 1875 г

101. Конституционные законы 1875 г После падения Парижской коммуны власть перешла к силам реакции. Законом 31 августа 1871 г. Национальное собрание присвоило себе учредительные функции. Все основные министерства находились в руках противников республики. Сам термин

Шевердин Сергей Николаевич (1872–1951), видный прокурорский и судебный деятель

Шевердин Сергей Николаевич (1872–1951), видный прокурорский и судебный деятель * * *Родился в 1872 году в городе Юхнове Смоленской губернии в семье судьи. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. Получив диплом, более двадцати лет

Конституция 1875 года

Конституция 1875 года Национальное собрание после подавления Парижской коммуны вновь взяло полноту власти в свои руки. Формально Собрание было избрано на неопределенный срок (сохранив полномочия до января 1875 г.). Этот период стал временем конституирования новой

7.3. Бюджетная реформа

7.3. Бюджетная реформа Два последних десятилетия Россия пережила громадное количество реформ в сфере государственного управления. К началу нового тысячелетия мы подошли к формированию новой системы управления и сейчас находимся в процессе ее становления. Данная участь

Носителем новых конституционных идей в государственной политике стало движение «новых османов», возникшее в 1865 г. первоначально в виде тайного общества. Вокруг движения сосредоточились политические силы, социально выигравшие от модернизации танзимата. Особенностью политической программы стала идеология османизма, под знаменем которого должны были объединиться все подданные султана независимо от вероисповедания. «Новые османы» пользовались поддержкой в правительственных кругах, в том числе великого визиря Мидхат-паши. Он, в частности, считал, что конституционная османская монархия лучше сможет противостоять Российской империи, опираясь на поддержку европейских держав.

В мае 1876 г. во время внутриполитического кризиса и народных выступлений в империи прежний монарх был низложен. Новый султан Абдул-Хамид гарантировал издание конституции.

Разработанная при активном участии Мидхат-паши конституция (обнародована 23 декабря 1876 г.) провозглашала Османскую империю конституционной монархией. За подданными султана конституционно признавались неотъемлемые гражданские права независимо от вероисповедания и национальности — на личную свободу, собственность, право заниматься любой промышленной деятельностью согласно законам, свободу печати, право на занятие любых административных должностей. Создавался двухпалатный парламент. Однако члены верхней — Сената — назначались султаном пожизненно, а избирательное право во вторую было ограничено имущественным и другими цензами. Хотя законодательная власть была уступлена парламенту, за султаном сохранялись значительные полномочия: назначение правительства, право роспуска парламента в случае законопроектных разногласий с правительством, право объявлять военное положение, ограничивать гражданские права и свободы, включая право произвольной выселки из страны «вредных для безопасности» подданных. За султаном сохранялись все внешнеполитические прерогативы, он утверждал и обнародовал принятые палатами законы. Личность и власть султана по-прежнему оставались в сфере религиозно-священных законов, султан сохранял права и власть халифа.

Существование османской конституционной монархии оказалось недолговечным. Хотя парламент был созван в начале 1877 г., его первые акции вызвали всплеск клерикально-дворцовой оппозиции. Новый парламент, избранный в июне 1877 г., также не нашел взаимопонимания с султанским двором, сохранившим всю полноту правительственной власти. По обвинению в заговоре были репрессированы многие из «новых османов», включая Мидхат-пашу. Само движение конституционализма с исключительно националистическими оттенками стало испытывать кризис. В феврале 1878 г. новый парламент был окончательно распущен, и Конституция 1876 г. прекратила свое действие. В Османской империи, постепенно подпадавшей под все большее финансовое давление европейских держав, установился вновь режим неограниченной монархии и политической диктатуры.

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г Конституция СССР 1924 г. состоит из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В основу Конституции были положены документы, принятые I съездом Советов СССР. Именно поэтому она мало

Решение Свердловского областного суда от 21 августа 2002 года об оспаривании в части пункта 5 статьи 39 Областного закона от 13 апреля 1995 года №12-03 "О местном самоуправлении в Свердловской области" в редакции Областного закона от 18 ноября 1997 года №66-03 с изменениями и дополнениями, внесенным

Решение Свердловского областного суда от 21 августа 2002 года об оспаривании в части пункта 5 статьи 39 Областного закона от 13 апреля 1995 года №12-03 "О местном самоуправлении в Свердловской области" в редакции Областного закона от 18 ноября 1997 года №66-03 с изменениями и

Васильев-Южин Михаил Иванович (1876–1937), профессиональный революционер, прокурорский и судебный деятель

Васильев-Южин Михаил Иванович (1876–1937), профессиональный революционер, прокурорский и судебный деятель * * *Родился в 1876 году в Пятигорске в рабочей семье. Учился на физико-математическом факультете Московского университета, где сблизился с революционно настроенными

Конституция 1791 года

Конституция 1791 года Юридическое изменение прежнего государственного уклада завершилось принятием первой в истории Франции Конституции 1791 г. (в настоящее время государственный строй Франции основывается на 16-й по общему счету конституции). В ней был закреплен новый

Конституция 1793 года

Конституция 1793 года Разработка нового конституционного закона была начата еще до юридического провозглашения республики. Конституционная комиссия Конвента (образована 11 октября 1792 г.) представила подготовленный ею проект к 15 ноября. В основном проект был составлен

Конституция 1875 года

Конституция 1875 года Национальное собрание после подавления Парижской коммуны вновь взяло полноту власти в свои руки. Формально Собрание было избрано на неопределенный срок (сохранив полномочия до января 1875 г.). Этот период стал временем конституирования новой

Общегерманская конституция 1849 года

Общегерманская конституция 1849 года Проект конституции начал разрабатываться с открытием Национального собрания — 24 мая 1848 г. Этим занялся особый комитет из 30 депутатов. Из-за политических противоречий между либералами-монархистами и республиканцами в комитете было

Конституция Пруссии 1850 года

Конституция Пруссии 1850 года Революционные события 1848 г. привели тем не менее к значительным переменам в конституционном строе многих германских государств. Более чем в 10 германских монархиях были установлены конституционные законы с гарантированными правами народных

Конституция 1871 года

Конституция 1871 года Организация новой империи была закреплена в конституции, принятой учредительным райхстагом 22 апреля 1871 г.; с 4 мая того же года она вступила в силу. Союз государств был юридически преобразован в империю, не переставая быть особо организованным

Конституция 1889 года

Конституция 1889 года Переход к современным институтам конституционной монархии составлял общее требование правительственных партий и большинства высших сановников. В этом усматривалось и желаемое сближение с Западом. Конституционализм был одним из ориентиров уже в

Установление республики. Конституция 1891 года

Установление республики. Конституция 1891 года Либерализация правительственной политики не смогла устранить нараставшего недовольства сохранением в стране монархии. Республиканско-конституционное движение в стране распространило свое влияние на военных; в 1889 г.

Конституция 1946 года

Конституция 1946 года В первом Учредительном собрании (ноябрь 1945 — апрель 1946 гг.) левые партии (коммунисты, социалисты, христианские демократы) обладали устойчивым, хотя не во всем единым большинством. Соответствующим партийной структуре был и состав Конституционной

Конституция 1919 года

Боннская конституция 1949 года

Боннская конституция 1949 года Разработка конституции ФРГ была проведена специальной правительственной комиссией по поручению конференции премьер-министров земель западных зон в августе 1948 г. Одной из важнейших задач было возрождение в полной мере государственного

Конституция 1982 года

Конституция 1982 года Конституция 1982 г. (177 ст.) провозгласила Турцию республикой, а также демократическим, светским и социально-правовым государством (ст. 1–2). Основой государственной системы был объявлен принцип разделения властей (в развитие Конституции 1962 г.), однако

Яков I и Карл I последовательно отстаивали прерогативы короны и приоритет начал абсолютизма в ущерб исторической конституции Англии. Практическое влияние парламента на государственные дела ослабло: с 1611 по 1640 г. парламент в общей сложности не заседал и двух лет. Корона предпочитала обходиться без парламента, потому что встречала в нем постоянную оппозицию. И не могла обходиться без одобренных парламентом налогов и субсидий, потому что оппозиционное население отказывалось платить налоги, и суды занимали в этом двоякую позицию, следуя принципам «общего права» (в 1629 г. парламент прямо постановил, что «врагом английской свободы является тот, кто будет платить не утвержденные парламентом налоги»).

С 1614 г. парламент по своему составу был на 2/3 пуританским. Постоянным мотивом его занятий стало принятие разного рода резолюций о своем политическом приоритете. Это приводило, как правило, к быстрым роспускам представительства. Претензия парламента на верховенство в особенности была заявлена в резолюций от 18 декабря 1621 г.: «Все вольности, привилегии, полномочия и судебное право парламента составляют наследственное достояние каждого англичанина; парламент имеет право вмешиваться во все государственные дела, никто, кроме самой палаты, не имеет власти над каким-либо ее членом». Разгневанный Яков I лично явился в парламент и вырвал лист из протокола с этой записью, распустив затем парламент.

Неудачей окончились и первые попытки Карла I найти политическое согласие с парламентом. Созванный в 1626 г. в Оксфорде парламент (в Лондоне была чума) отказал короне в субсидиях вследствие несогласия по поводу войны с Испанией и политики правительства герцога Бэкингема. Собравшийся вновь в 1628 г. парламент предложил королю особый акт — Петицию о праве. В петиции в основном декларировались основы исторической конституции королевства, подтверждались права парламента, в том числе на исключительное вотирование налогов, осуждались действия королевской администрации в нарушение сложившихся законов королевства. Петиция была поначалу принята королем. Но затем, опираясь на оппозицию англиканской церкви, Карл I практически аннулировал ее значение и распустил парламент.

В новом парламенте сформировалась более решительная оппозиция (вокруг депутатов О. Кромвеля, Г.Пима, Гэмпдена и др.), которая повела политическую дискуссию уже без привычного пиетета к короне: король призван помочь королевству или же парламент обойдется и без него. Объясняя причину роспуска парламента и оговорки в отношении Петиции о праве перед Палатой лордов. Карл I прямо назвал в их числе «мятежное поведение нескольких гадюк».

После роспуска парламента в 1629 г. наступило 11 лет беспарламентского правления, в течение которых кризис власти и оппозиция короне приняли формы, предвосхищавшие гражданскую войну. Правительство нового министра короля графа Страффорда действовало «напролом», не считаясь ни с традициями, ни с соглашениями в Петиции о праве. Усилилась эмиграция из страны в Новый Свет (за эти годы отправились около 20 тыс. человек, в большинстве сторонники новых религиозных течений). В 1636 г. из-за попыток короны ввести в Шотландии епископское управление и новые церковные обряды началось вооруженное Шотландское восстание, которое оказалось невозможным подавить из-за слабости внутренней армии и отсутствия на нее субсидий. По сути, в ходе восстания, переросшего в открытую англо-шотландскую войну, английский абсолютизм был фактически надломлен.

В апреле 1640 г. король созвал новый парламент (получивший название Короткого), от которого потребовал 12 финансовых субсидий. Парламент выдвинул встречные требования и был распущен. Однако собранное короной для шотландской войны рыцарство графств выдвинуло петицию о плохом состоянии королевства. Созыв нового парламента был началом революции и краха монархии в Англии.

76. Заинтересован ли исполнитель работ урегулировать конфликт без судебного процесса?

76. Заинтересован ли исполнитель работ урегулировать конфликт без судебного процесса? Да, заинтересован. Очень часто для защиты своих интересов потребителю не нужно обращаться в суд так как, достаточно грамотно изложить свои требования исполнителю услуг, для того, чтобы

5.4.2. Конфликт личности и общества

5.4.2. Конфликт личности и общества Восприятие внешнего мира начинается будущим человеком еще в замкнутом пространстве внутриутробного развития. Эмбрион находится в зависимом от иных лиц состоянии, получает дозированное жизнеобеспечение, обречен на подчинение внешним

13. Понятие парламента и его структура

13. Понятие парламента и его структура Парламентом является высший орган народного представительства, основная функциея которого – выражение воли народа государства. Члены парламента обязаны контролировать и организовывать все общественно значимые отношения путем

19. Понятие парламента и его структура

19. Понятие парламента и его структура Парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за

20. Компетенция парламента

20. Компетенция парламента Смысл деятельности парламента как общенационального представительного учреждения состоит в согласованном принятии государственных решений, прежде всего законов, после всестороннего обсуждения.Полномочия парламентов можно разделить

65. Образование английского парламента

65. Образование английского парламента В 1258 г. бароны, воспользовавшись недовольством широких слоев свободного населения, заставили короля принять «Оксфордские провизии». В них предусматривалась передача всей исполнительной власти в стране Совету 15 баронов. Наряду с

Статус Короны

Статус Короны Политическое и юридическое положение британской короны определялось, во-первых, законодательным верховенством парламента и принципом суверенитета нации, во-вторых — традициями исторической конституции, сохранявшей за королями исключительные, иногда

Конфликт с Англией

Конфликт с Англией Непосредственным историческим толчком к борьбе колоний за свое государственное обособление от метрополии стала экономическая и торгово-финансовая политика Англии в первой половине XVIII в. Она была направлена к тому, чтобы сдержать промышленное

8.1. Управленческий конфликт: понятие, классификация и способы управления

8.1. Управленческий конфликт: понятие, классификация и способы управления Конфликты, как и любые социальные противоречия, являются формой реальных общественных связей, которые как раз и выражают отношения социальных групп и общностей, взаимодействие личностей внутри

8.2. Конфликт интересов на государственной гражданской службе

8.2. Конфликт интересов на государственной гражданской службе Управление как один из самых сложных видов социальных отношений сопряжено со множеством проблем и противоречий, которые создают предпосылки для конфликтов в этой сфере, в том числе и для конфликта интересов.

Муниципальная реформа.В 1835 г. была проведена реформа городского управления, по результатам которой управление перешло к выборным городским советам. В выборах могли участвовать все налогоплательщики, домохозяева и квартиросъемщики обоего пола. Городской совет переизбирал мэра города каждый год.

В 1888 г. консервативный кабинет Солсбери провел реформу управления в графствах. До этого графствами подобно феодальным сеньориям управляли мировые судьи. Акты 1732 и 1745 гг. установили имущественный ценз в 100 ф.ст. годового дохода от земельной собственности для кандидатов занять пост мировых судей и таким образом эти должности оказались в руках титулованной аристократии. Мировыми судьями становились члены Палаты лордов, их старшие сыновья и наследники лиц, получавших 600 ф.ст. годового дохода с земли. Своеобразная служебная лестница на уровне графств и «местечек» включала огромное количество чиновников: лордов-лейтенантов, их помощников, шерифов, присяжных заседателей, констеблей, церковных старост, сборщиков налогов, надсмотрщиков за дорогами и бедными.

В соответствии с Актом 1888 г., страна была поделена на административные (сельские и городские) округа, которые были своеобразными «административными графствами» с населением более 50 тыс. человек. Ими управляли советы графств, избиравшиеся всеми налогоплательщиками на три года. За мировыми судьями остались только судебные функции. В городах с меньшим количеством жителей сохранялись муниципальные советы, а их территории включались в состав «административных графств».

В 1894 г. принципы выборности были распространены на уровне деревень, которые ранее управлялись церковно-приходскими советами и местными лендлордами. Они были заменены приходскими собраниями, в которых участвовали все налогоплательщики и которые в селах с населением более 300 человек избирали приходской совет.

Таким образом, система местного самоуправления в Англии получила большую степень самостоятельности и децентрализации, будучи контролируемой лишь Министерством по делам местного управления.

Судебная реформа. Судебная система Англии исторически отличалась многозвенностью, двойственностью и неясностью юрисдикции, сложностью порядка обжалования судебных решений по гражданским и уголовным делам. Так, существовало три группы судов с формально несовпадавшей юрисдикцией: 1) суды общей юрисдикции, включавшие три разновидности – королевские суды, суды присяжных в виде большого и малого жюри, высшие суды общего права; 2) суды специальной юрисдикции по отдельным категориям дел, например, по завещаниям, по разводам, по вопросам Казначейства и др.; 3) собственные суды Шотландии и Ирландии.

При этом нормы общего права применялись в трех главных судах общего права, право справедливости – в суде Лорд-канцлера, каноническое право – в церковных судах, морское право – в Высоком суде Адмиралтейства.

В целом, назрела острая необходимость в модернизации, упрощении и централизации судебной системы страны. Большинство недостатков исторически сложившегося судоустройства было устранено законами, принятыми между 1825 и 1875 гг., а завершение этой реформы было оформлено Законами о судоустройстве 1873 и 1875 гг.

Так, в 1832 г. был учрежден Судебный комитет Тайного совета в качестве апелляционной инстанции для колоний Великобритании. В 1834 г. был создан Центральный уголовный суд (англ. Old Bayly), разбиравший дела о преступлениях, совершенных в Лондоне, Мидлсексе и некоторых частях графства Эссекс, а также независимо от места преступления все дела против государственных интересов и центральной администрации. Этот суд, заседавший в составе Лорд-мэра Лондона, Лорд-канцлера и судей трех высших королевских судов, руководствовался в основном статутами, а не общим правом.

В 70-е гг. XIX в. серьезным преобразованиям подверглось ведомство Лорд-канцлера. Так, три главных суда общего права, суд Лорд-канцлера, суд по завещаниям, суд по разводам, суд Адмиралтейства, суд Казначейства и апелляционный суд Лорд-канцлера были упразднены.

По Законам о судоустройстве 1873 и 1875 гг., которые вступили в силу 1 ноября 1875 г., вместо этих исторических судебных учреждений был создан единый Верховный Суд Правосудия. Он подразделялся на две части: Высокий суд и Апелляционный суд. В Высоком суде имелось 5 отделений: 1) Суд королевской скамьи, частью которого юридически были суды ассизов; 2) Суд Лорд-канцлера; 3) Суд общих тяжб; 4) Суд Палаты шахматной доски (Казначейства); 5) Суд по делам Адмиралтейства, наследования и разводам. В 1881 г. 3-е и 4-е отделения были объединены вместе с отделением Суда королевской скамьи, и все эти три отделения стали применять как общее право, так и право справедливости. Отныне их компетенция в принципе была одинаковой, и судья одного отделения мог одновременно заседать в любом другом. Но в то же время Закон о судоустройстве 1873 г. не уничтожил дуализма английского права, и при возникновении коллизий и конфликтов норм общего права и права справедливости в ходе судебных разбирательств предпочтение должно было отдаваться нормам права справедливости.

Апелляционный суд как вторая часть Верховного Суда Правосудия осуществлял юрисдикцию сразу нескольких канцлерских судов, особых местных и специальных, а также юрисдикцию по морским делам Судебного комитета Тайного совета. Эта судебная инстанция рассматривала жалобы на решения Высокого суда, а с 1890 г. стала принимать иски о новом судебном рассмотрении дел в порядке полного пересмотра.

Палата лордов вплоть до реформ 1873–1875 гг. считалась наивысшей судебной (в том числе апелляционной) инстанцией, и первой инстанцией по делам в отношении пэров королевства, обвиненных в государственной измене и фелониях. И хотя по Закону о судоустройстве 1873 г. судебные функции Палаты лордов были упразднены, она в действительности сохранила их, поэтому с 1876 г. в ее состав были введены новые члены с юридическим образованием, имевшие право участвовать в вынесении судебных решений.

В 1879 г. был учрежден Департамент публичных обвинений, особая служба Генерального Атторнея. Этот чиновник обязывался возбуждать уголовное преследование в следующих случаях: 1) когда ответственность за совершение преступления предполагала применение смертной казни; 2) когда совершалось преступление фальшивомонетничества или злостного банкротства; 3) когда представлялось необходимым государственное вмешательство ввиду особой опасности преступления или сложности его расследования.

В этот период в Англии была также проведена реорганизация полиции и тюремной администрации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: