Государственные символы субъектов рф правовой статус и порядок использования

Обновлено: 28.09.2022

Нужин К.В., аспирант кафедры государственного и административного права юридического факультета Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева.

За нарушение законодательства о символике субъектов РФ может быть предусмотрена только административная ответственность, установленная законами субъектов РФ. Некоторые субъекты РФ предлагают установить уголовную ответственность за надругательство над гербом или флагом субъекта Федерации. Так, в 2001 г. с инициативой внести соответствующие изменения в Уголовный кодекс РФ выступали представители Законодательного собрания Ленинградской области, однако депутаты Государственной Думы РФ не поддержали данный законопроект. Как пояснил заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по законодательству, по действующему законодательству уголовная ответственность предусмотрена лишь за надругательство над государственным гербом и государственным флагом России. В случае принятия предлагаемого документа символика субъектов Федерации оказалась бы приравнена к госсимволике, что неправомерно. Кроме того, он заявил, что если законопроект будет принят, то "получится ненормальная ситуация, когда каждый участковый милиционер должен будет знать восемь-девять образцов символики субъектов РФ" .

В соответствии с Конституцией РФ (пункт "к" ст. 72) административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) устанавливает административную ответственность только за незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации. В отношении же государственной символики субъектов РФ административная ответственность может устанавливаться законами субъектов РФ, но в соответствии со ст. 3.2, 3.5 КоАП РФ, т.е. с соблюдением требований относительно видов и предельных размеров наказания.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.

Все субъекты РФ условно можно разделить на несколько групп в зависимости от того, как регулируется административная ответственность за ненадлежащее использование государственной символики субъектов РФ.

Первую группу составляют субъекты РФ, установившие ответственность только за некоторые случаи ненадлежащего использования государственных символов. К числу таких субъектов РФ можно отнести Республику Северная Осетия - Алания (ответственность установлена за нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба Республики Северная Осетия - Алания ), Пермский край, Курганскую, Самарскую, Сахалинскую области (ответственность установлена за надругательство над государственными символами или проявление к ним неуважения), Еврейскую автономную область (ответственность за публичное проявление неуважения к гербу и флагу, а также использование их в коммерческих целях без специального разрешения).

Часть 6 ст. 4.1.1 Закона Республики Северная Осетия - Алания от 1 августа 2003 г. N 31-РЗ "Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений" // Северная Осетия. 2003. 8 августа.

Вторую, самую многочисленную, группу (около 40 регионов) составляют субъекты РФ, установившие одинаковую ответственность за любые формы недопустимого использования региональных символов. Здесь также условно можно выделить 3 подгруппы:

а) субъекты РФ, в законах которых закреплен один состав административного правонарушения, обычно излагаемый с использованием общей формулировки - "использование в нарушение установленных правил". Назовем этот состав правонарушения общим, так как он охватывает любые формы ненадлежащего использования государственных символов субъектов РФ. Санкция за такое правонарушение носит единый характер за любые действия, нарушающие установленный порядок использования государственных символов субъекта РФ, и дифференцируется лишь в зависимости от субъекта правонарушения (гражданин, должностное лицо или юридическое лицо). Среди таких субъектов РФ Республики Марий Эл, Мордовия, Удмуртия, Чувашия, Нижегородская, Рязанская, Ульяновская области и многие другие (всего около 30 регионов).

Так, ст. 2 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" закрепляет: "Использование Государственного флага Чувашской Республики, Государственного герба Чувашской Республики или Государственного гимна Чувашской Республики в нарушение установленных правил - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда" ;

Собрание законодательства Чувашской Республики. 2003. N 8. Ст. 410.

б) другую подгруппу составляют субъекты РФ, в законах которых более подробно, чем в предыдущем случае, описывается диспозиция нормы, закрепляющей понятие "использование в нарушение установленных правил", путем перечисления случаев такого использования. Однако санкция за такие правонарушения, как и в предыдущем случае, одинакова. Такая ответственность установлена в Республике Татарстан за "публичное проявление неуважения к Государственному гербу или Государственному флагу Республики Татарстан, выражающееся в нанесении оскорбительных надписей, в повреждении, уничтожении, либо использование Государственного герба, Государственного флага, Государственного гимна Республики Татарстан такими способами, которые указывают на явное к ним пренебрежение, а равно использование их с нарушением установленных правил" и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ ;

Статья 2.4 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях от 19 декабря 2006 г. N 80-ЗРТ // Республика Татарстан. 2006. 26 декабря.

в) в третьей подгруппе субъекты РФ, в которых за те же случаи недопустимого использования региональных символов, но распределенные в разные составы административных правонарушений, предусмотрена одинаковая санкция. Здесь примером может служить ст. 51 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 г. N 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области". Часть первая этой статьи закрепляет ответственность за нарушение порядка использования герба или флага Оренбургской области, официального символа муниципального образования Оренбургской области, часть вторая - за публичное проявление неуважения, повреждение, уничтожение герба или флага Оренбургской области, официального символа муниципального образования Оренбургской области. Размер наказания в обоих случаях одинаков - штраф для граждан в размере от трех до пяти МРОТ; для должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ .

Бюллетень Законодательного собрания Оренбургской области. 2003. 17 сентября.

Такой подход к установлению размера наказания за разные по сути правонарушения нельзя признать правильным. Различия в размере ответственности обусловлены разными общественно вредными последствиями, наступающими при совершении действий, сопряженных с нарушением порядка использования государственных символов субъектов РФ. Очевидно, что надругательство над государственным флагом субъекта РФ имеет больший социальный вред, чем, скажем, его установка не в том месте или не тем образом.

Следует отметить, что на федеральном уровне ответственность за ненадлежащее использование государственных символов Российской Федерации дифференцирована.

Статья 17.10 КоАП РФ предусматривает, что использование Государственного флага Российской Федерации, Государственного герба Российской Федерации или Государственного гимна Российской Федерации в нарушение установленных правил - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей.

Нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации (ст. 19.11 КоАП РФ) - влечет уже наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

А за надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации вообще установлена уголовная ответственность, где максимальный размер наказания - один год лишения свободы .

Статья 329 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

Третья группа субъектов РФ подошла к установлению ответственности за недопустимое использование своих символов дифференцированно. Но в этой группе также нет единообразия правового регулирования схожих общественных отношений, поэтому ее следует разбить на подгруппы:

а) первая подгруппа субъектов РФ выделила из общего состава (использование государственных символов в нарушение установленных правил) в самостоятельный состав правонарушения, связанные с несоблюдением порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба субъекта РФ. Однако размер ответственности за указанные правонарушения в разных субъектах РФ не одинаков. В Амурской области и Республике Хакасия штраф для всех субъектов административного правонарушения составляет от 5 до 10 МРОТ, в то время как штраф за использование государственных символов в нарушение установленных правил в этих субъектах РФ составляет для граждан от 3 до 5 МРОТ, для должностных лиц - от 5 до 10 МРОТ. В Республике Дагестан, Владимирской и Костромской областях, напротив, ответственность за нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба субъекта РФ ниже, чем за общий состав правонарушения, связанного с ненадлежащим использованием государственных символов субъектов РФ;

б) вторая подгруппа субъектов РФ в отличие от первой выделила в отдельный состав из общего состава правонарушения, связанные с надругательством или проявлением неуважения к государственным символам субъектов РФ. Совершенно обоснованно практически все субъекты РФ существенно повысили штрафы за надругательство над своими символами по сравнению с общим составом. Максимальные размеры штрафа за это деяние установлены в Калининградской области - от 20 до 25 МРОТ для граждан, от 45 до 50 МРОТ для должностных лиц и от 900 до 1000 МРОТ для юридических лиц . Минимальный размер ответственности за надругательство над гербом и флагом предусмотрен в Челябинской области - для граждан от 4 до 5 МРОТ, для должностных и юридических лиц санкция не предусмотрена . Еще меньше ответственность за использование символики Челябинской области с нарушением требований законодательства - всего от 0,5 до 1 МРОТ для граждан и от 4 до 5 МРОТ для юридических лиц . Пожалуй, это самое минимальное наказание, предусмотренное в законодательстве субъектов РФ за ненадлежащее использование государственной символики субъекта РФ. Поразительно, но должностные лица в Челябинской области могут совершенно безнаказанно совершать любые деяния по отношению к государственным символам области, а размер штрафа для юридических лиц столь незначителен, что вряд ли окажет какое-либо регулирующее воздействие.

Закон Калининградской области от 31 октября 2006 г. N 69 "О внесении дополнений в Закон Калининградской области "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях" // Комсомольская правда в Калининграде. 2006. 10 ноября.
Статья 13 Закона Челябинской области от 19 декабря 2002 г. N 129-ЗО "Об административных правонарушениях в Челябинской области" // Южноуральская панорама. 2003. 14 января.
Там же. Ст. 14.

Санкция, установленная за проявление публичного неуважения и осквернение государственных символов Республики Башкортостан, также вызывает недоумение. Ее размер - от 5 до 10 МРОТ для всех субъектов административного правонарушения , что в два раза меньше, чем ответственность за нарушение порядка использования государственной символики Республики Башкортостан, по крайней мере, для должностных лиц, так как в отношении граждан и юридических лиц санкции в общем составе не предусмотрены;

Статья 49 Закона Республики Башкортостан от 4 июня 2004 г. N 84-з "Об административных правонарушениях" // Республика Башкортостан. 2004. 11 июня.

в) третью подгруппу составляют пять субъектов РФ , законы которых (как и на федеральном уровне) четко выделяют три состава административных правонарушений по отношению к государственным символам субъекта РФ с увеличением размера ответственности за совершенные деяния. Представляется, что такой подход к правовому регулированию вопросов ответственности за ненадлежащее использование государственных символов субъектов РФ является наиболее правильным и справедливым. В связи с этим особенно хочется отметить Омскую область, где в Кодексе Омской области об административных правонарушениях административные правонарушения, связанные с незаконными действиями по отношению к символам Омской области, помещены в ст. 1, что говорит о приоритетном отношении этого субъекта РФ к охране своих символов.

Алтайский и Приморский края, Новосибирская и Омская области, Республика Тыва.
Закон Омской области от 24 июля 2006 г. N 770-ОЗ // Омский вестник. 2006. 26 июля.

В особую четвертую группу следует выделить субъекты РФ, которые в своем правовом регулировании ответственности за неправомерное использование символики выделяются на фоне других субъектов РФ. В подавляющем большинстве регионов административная ответственность закрепляется в специальных законах либо кодексах об административных правонарушениях субъектов РФ, но встречаются случаи, когда такая ответственность предусмотрена непосредственно в законе, учредившем государственные символы субъектов РФ. Так, Законы Московской области "О гербе Московской области" и "О флаге Московской области" содержат по шесть составов административных правонарушений и предусматривают два вида административного наказания - предупреждение и штраф от 3 до 25 МРОТ. В отдельные составы выделены случаи воспроизведения герба (флага) Московской области с искажением или изменением композиции или цветов, выходящие за пределы геральдически (вексиллологически) допустимого, случаи умышленного повреждения или уничтожения герба (флага) или его изображения, а также установлена повышенная ответственность за публичное и повторное совершение правонарушения .

Составы административных правонарушений и размеры наказаний за них содержат также Закон Томской области "О гербе и флаге Томской области" и Закон Санкт-Петербурга "О детальном описании официальных символов Санкт-Петербурга и порядке их использования" .

Официальные ведомости Государственной Думы Томской области. 1997. N 19.
Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 2003. 28 июня.

Но самый большой перечень административных правонарушений, связанных с символами субъектов Российской Федерации, содержит Кодекс города Москвы об административных правонарушениях . Помимо общепринятых составов правонарушений (надругательство, неправомерное использование на бланках, печатях, штампах и вывесках, нарушение правил использования) специально установлена ответственность за невыполнение обязанности по вывешиванию флага города Москвы в дни государственных праздников и праздников города Москвы, а также в иных случаях, установленных правовыми актами города Москвы (ст. 14.5); за незаконное использование словесных символов города Москвы или архитектурно-мемориальных символов города Москвы (ст. 14.7); за незаконное изготовление и использование Знамени города Москвы, должностных знаков Мэра Москвы и Председателя Московской городской Думы, нагрудных знаков депутатов Московской городской Думы и членов Правительства Москвы (ст. 14.10).

Но при всем многообразии административных правонарушений в новом КоАП города Москвы ни в одной статье не упоминается о гимне города Москвы, который, по всей видимости, так и остался "беззащитным".

И наконец, в последнюю, пятую, группу следует включить 12 субъектов РФ , в законодательстве которых ответственность за недопустимое использование государственных символов субъектов РФ вообще не установлена, хотя законы, учредившие государственные символы в этих регионах, ссылку на такую ответственность имеют.

Республики Бурятия, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Карелия, Коми, Саха (Якутия), Чечня, Курская, Мурманская, Новгородская, Пензенская области и Ненецкий автономный округ.

В ряде регионов законодательно закреплены также конкретные субъекты административной ответственности при использовании символики субъекта РФ. Так, ответственность за соблюдение установленных требований при размещении герба и флага субъекта РФ несут руководители органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, использующих герб и флаг субъекта РФ, а при размещении их на жилых домах - владельцы этих домов. Ответственность же за соблюдение установленных требований при исполнении гимна субъекта РФ несут руководители органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, проводящих соответствующие мероприятия.

Республики Алтай, Кабардино-Балкария, Северная Осетия - Алания, Тыва, Краснодарский край, Чукотский автономный округ, Брянская, Ростовская, Московская области и некоторые другие.

Понятно, что даже самые продуманные законы и суровые санкции за нарушение правил использования государственной символики субъектов РФ не привьют уважения к государственным символам, если в регионе и в государстве в целом не реализуется продуманная и целенаправленная политика в области просвещения и популяризации государственных символов Российской Федерации и субъектов РФ.

У многих людей государственные символы субъектов РФ ассоциируются в первую очередь с конкретными органами государственной власти субъектов РФ, которые подчас своими действиями вызывают у людей негативные эмоции. Отсюда равнодушное, а иногда пренебрежительное отношение к гербу, флагу, гимну своего региона, отсутствие желания узнать, понять, что собой представляет надлежащее использование государственных символов субъекта РФ.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

официального представительства РФ во внешних и внутренних отношениях, в силу чего они особо охраняются законодательством.

Государственными символами РФ являются:

1) Государственный герб РФ;

2) Государственный флаг РФ;

3) Государственный гимн РФ.

Государственные символы РФ обеспечивают представительство РФ внутри страны и в иных странах мира и выражают наличие суверенитета у РФ.

Они подлежат особой государственной охране, поэтому запрещается и преследуется по закону:

1) надругательство над государственными символами РФ в какой бы то ни было форме (например, публичное уничтожение флага РФ, искажение гимна РФ либо осмеяние и издевательство над гербом РФ);

2) использование государственных символов

с нарушением порядка, установленного федеральным законодательством.

Государственные герб РФ, флаг РФ и гимн РФ - официальные государственные символы РФ,

выраженные соответственно посредством графического изображения, цветовой гаммы на полотне ткани и посредством музыки и текста. Их формы выражения устанавливаются федеральными конституционными законами.

Официальные государственные символы российского государства могут использоваться субъекта-

ми РФ, различными организациями РФ для фирменного или отличительного обозначения только

на основании соответствующего разрешения РФ и в установленных законодательством формах.

Государственные символы РФ должны находиться (размещаться) в органах и учреждениях РФ,

установленных законами о государственных символах России. Субъекты РФ, муниципальные образования, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности вправе иметь собственные гербы (геральдические знаки), но эти гербы не должны быть идентичны Государственному гербу РФ.

Государственный герб не может быть использован в качестве геральдической основы гербов

субъектов РФ, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.

Помимо государственных символов, суверенитет РФ выражается через наличие столицы РФ.

Столица РФ - г. Москва. Ее правовой статус характеризуется с 2 сторон: 1) Москва - государственная столица России, т. е. она обладает особым статусом города, близким к статусу государственных символов РФ; 2) Москва - город федерального значения, т. е. она обладает одновременно правами и статусом субъекта РФ и города. Таким образом, Москва выступает в отношениях с РФ как самостоятельный субъект и как центр всей России, ее государственная столица.

Государственный язык РФ - русский. РФ является многонациональным государством,

поэтому Конституция РФ закрепляет право народов России на своей территории использовать и изучать в образовательных учреждениях, помимо русского языка, национальный язык, оформлять документы на языке соответствующего народа России.

Республики в составе РФ могут устанавливать свои государственные языки в целях сохранения

своих исторических традиций. РФ охраняет право народов РФ на использование

и сохранение своих языков, поэтому в РФ недопустимы:

1) пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку;

2) создание препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков;

3) иные нарушения законодательства РФ о языках народов России.

В РФ действует ряд принципов сохранения языков народов России:

1) языки народов РФ являются национальным достоянием РФ;

2) языки народов РФ находятся под защитой государства;

3) государство на всей территории РФ способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия.

Главным конституционным принципом сохранения языков народов России является их равноправие,т. е. все народы России вправе в равной степени обеспечивать сохранение и использование своего родного языка. Этот принцип обеспечивает равные права всех

народов и отдельных их представителей на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения. Право на сохранение национального языка и всестороннее его развитие, свободу выбора и использования языка общения принадлежит всем народам РФ независимо от их численности и их отдельным представителям независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания. Субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения,воспитания, обучения и творчества.

Гарантии защиты языков народов РФ:

1) языки народов РФ пользуются защитой государства, т. е. органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ призваны гарантировать и обеспечивать социальную, экономическую и юридическую защиту всех языков народов РФ;

2) социальная защита языков обеспечивается проведением научно обоснованной языковой политики, направленной на сохранение, развитие и изучение всех языков народов РФ на всей территории России;

3) экономическая защита языков включает в себя целевое

бюджетное и иное финансовое обеспечение государственных и научных программ сохранения и развития языков народов РФ, а также проведение в этих целях льготной налоговой политики;

4) юридическая защита языков - это обеспечение ответственности юридических и физических лиц за нарушение законодательства РФ о языках народов России.

РФ вне зависимости от знания национального языка гарантирует гражданам РФ осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав, т. е. на территории отдельных субъектов не могут устанавливаться ограничения в зависимости от знания или незнания языка, а нарушение языковых прав народов и личности влечет за собой ответственность согласно закону.

Государственные символы РФ – это специальные обозначения России, являющиеся средством официального представительства РФ во внешних и внутренних отношениях, в силу чего они особо охраняются законодательством.

Государственными символами РФявляются: 1) Государственный герб РФ; 2) Государственный флаг РФ; 3) Государственный гимн РФ.

Государственные символы РФ обеспечивают представительство РФ внутри страны и в иных странах мира и выражают наличие суверенитета у РФ.

Они подлежат особой государственной охране,поэтому запрещается и преследуется по закону:

1) надругательство над государственными символами РФ в какой бы то ни было форме (например, публичное уничтожение флага РФ, искажение гимна РФ либо осмеяние и издевательство над гербом РФ);

2) использование государственных символов с нарушением порядка, установленного федеральным законодательством.

Статус символов государственного суверенитета РФ регулируется ФКЗ от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (с изменениями от 9 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.), ФКЗ от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» (с изменениями от 22 марта 2001 г.) и ФКЗ от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» (с изменениями от 9 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.).

Государственные герб РФ, флаг РФ и гимн РФ – официальные государственные символы РФ, выраженные соответственно посредством графического изображения, цветовой гаммы на полотне ткани и посредством музыки и текста. Их формы выражения устанавливаются федеральными конституционными законами.

Официальные государственные символы российского государства могут использоваться субъектами РФ, различными организациями РФ для фирменного или отличительного обозначения только на основании соответствующего разрешения РФ и в установленных законодательством формах.

Государственные символы РФ должны находиться (размещаться) в органах и учреждениях РФ, установленных законами о государственных символах России. Субъекты РФ, муниципальные образования, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности вправе иметь собственные гербы (геральдические знаки), но эти гербы не должны быть идентичны Государственному гербу РФ.

Государственный герб не может быть использован в качестве геральдической основы гербов субъектов РФ, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.

Помимо государственных символов, суверенитет РФ выражается через наличие столицы РФ.

Столица РФ – г. Москва. Ее правовой статус характеризуется с 2 сторон: 1) Москва – государственная столица России, т. е. она обладает особым статусом города, близким к статусу государственных символов РФ; 2) Москва – город федерального значения, т. е. она обладает одновременно правами и статусом субъекта РФ и города.

Таким образом, Москва выступает в отношениях с РФ как самостоятельный субъект и как центр всей России, ее государственная столица. Особенность статуса столицы состоит в том, что она выступает как бы лицом всей РФ в международных отношениях.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЯЗЫКОВ В РФ

Государственный язык РФ – русский язык.

РФ является многонациональным государством, поэтому Конституция РФ закрепляет право народов России на своей территории использовать и изучать в образовательных учреждениях, помимо русского языка, национальный язык, оформлять документы, помимо русского языка, и на языке соответствующего народа России.

Республики в составе РФ могут устанавливать свои государственные языки в целях сохранения своих исторических традиций.

РФ охраняет право народов РФ на использование и сохранение своих языков, поэтому в РФ недопустимы: 1) пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку; 2) создание препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков; 3) иные нарушения законодательства РФ о языках народов России.

В РФ действует ряд принципов сохранения языковнародов России: 1) языки народов РФ являются национальным достоянием РФ; 2) языки народов РФ находятся под защитой государства; 3) государство на всей территории РФ способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия.

Главным конституционным принципом сохранения языков народов России является их равноправие,т. е. все народы России вправе в равной степени обеспечивать сохранение и использование своего родного языка. Этот принцип обеспечивает равные права всех народов и отдельных их представителей на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения.

Гарантии защиты языковнародов РФ: 1) языки народов РФ пользуются защитой государства, т. е. органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ призваны гарантировать и обеспечивать социальную, экономическую и юридическую защиту всех языков народов РФ; 2) социальная защита языков обеспечивается проведением научно обоснованной языковой политики, направленной на сохранение, развитие и изучение всех языков народов РФ на всей территории России; 3) экономическая защита языков включает в себя целевое бюджетное и иное финансовое обеспечение государственных и научных программ сохранения и развития языков народов РФ, а также проведение в этих целях льготной налоговой политики; 4) юридическая защита языков – это обеспечение ответственности юридических и физических лиц за нарушение законодательства РФ о языках народов России.

РФ вне зависимости от знания национального языка гарантирует гражданам РФ осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав, т. е. на территории отдельных субъектов не могут устанавливаться ограничения в зависимости от знания или незнания языка, а нарушение языковых прав народов и личности влечет за собой ответственность согласно закону.

Государственные символы РФ – это специальные обозначения России, являющиеся средством официального представительства РФ во внешних и внутренних отношениях, в силу чего они особо охраняются законодательством.

Государственными символами РФ являются: 1) Государственный герб РФ; 2) Государственный флаг РФ; 3) Государственный гимн РФ 4) Столица. Государственные символы РФ обеспечивают представительство РФ внутри страны и в иных странах мира и выражают наличие суверенитета у РФ.

Они подлежат особой государственной охране, поэтому запрещается и преследуется по закону: 1) надругательство над государственными символами РФ в какой бы то ни было форме (например, публичное уничтожение флага РФ, искажение гимна РФ либо осмеяние и издевательство над гербом РФ); 2) использование государственных символов с нарушением порядка, установленного федеральным законодательством. Статус символов гос. суверенитета РФ регулируется ФКЗ от 25 декабря 2000 г.

Государственные герб РФ, флаг РФ и гимн РФ – официальные государственные символы РФ, выраженные соответственно посредством графического изображения, цветовой гаммы на полотне ткани и посредством музыки и текста. Их формы выражения устанавливаются федеральными конституционными законами.

Официальные государственные символы российского государства могут использоваться субъектами РФ, различными организациями РФ для фирменного или отличительного обозначения только на основании соответствующего разрешения РФ и в установленных законодательством формах.

Государственные символы РФ должны находиться (размещаться) в органах и учреждениях РФ, установленных законами о государственных символах России. Субъекты РФ, муниципальные образования, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности вправе иметь собственные гербы (геральдические знаки), но эти гербы не должны быть идентичны Государственному гербу РФ.

Государственный герб не может быть использован в качестве геральдической основы гербов субъектов РФ, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.

Помимо государственных символов, суверенитет РФ выражается через наличие столицы РФ.

Столица РФ – г. Москва. Ее правовой статус характеризуется с 2 сторон: 1) Москва – государственная столица России, т. е. она обладает особым статусом города, близким к статусу государственных символов РФ; 2) Москва – город федерального значения, т. е. она обладает одновременно правами и статусом субъекта РФ и города. Таким образом, Москва выступает в отношениях с РФ как самостоятельный субъект и как центр всей России, ее государственная столица. Особенность статуса столицы состоит в том, что она выступает как бы лицом всей РФ в международных отношениях.

Накануне праздничных дней, установленных в Российской Федерации, хотелось бы обратить внимание руководителей предприятий, учреждений, организаций и граждан вопросам, касающимся порядка использования государственных символов Российской Федерации.

Три федеральных конституционных закона, которые приняты в 2000 году регулируют вопросы использования государственных символов Российской Федерации: «О Государственном флаге Российской Федерации», «О Государственном гербе Российской Федерации» и «О Государственном гимне Российской Федерации». Эти законы динамично развиваются вместе со страной, пополняясь дополнениями и изменениями.

Помимо нормативных актов, регулирующих порядок использования государственных символов, существуют и традиции международного протокола, национальные и государственные традиции, которые также необходимо учитывать при использовании государственной и иной символики.

В практике делового общения многим из руководителей муниципальных образований района приходится иметь дело с Государственным флагом Российской Федерации, Государственным флагом Республики Татарстан, муниципального образования, флагами международных организаций и другими флагами. Следует отметить, что все субъекты Российской Федерации имеют свои государственные символы. Целый ряд органов исполнительной власти и органов местного самоуправления имеют свои учрежденные флаги. Ряд коммерческих организаций также имеют свои собственные официальные символы, в том числе и флаги. В использовании флагов нужно руководствоваться требованиями законодательства о государственных символах Российской Федерации.

Например, при одновременном использовании Государственного флага Российской Федерации, Государственного флага Республики Татарстан и флага Рыбно-Слободского муниципального района, чтобы не нарушить федеральное законодательство и соблюсти субординацию всех этих трех субъектов следует руководствоваться требованиями ст. 8 Федерального конституционного закона «О Государственном флаге Российской Федерации», согласно которой флаги субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному флагу Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон «О Государственном гимне Российской Федерации» устанавливает, в каких случаях должен исполняться гимн. При исполнении нескольких гимнов вступает в силу гостевой принцип и первым исполняется гимн гостя. Если у корпорации есть корпоративный гимн, соблюдается тот же принцип субординации. Если в момент исполнения государственного гимна поднимается и флаг, то все присутствующие должны встать и повернуться лицом к государственному флагу.

Исполнение гимна служит сигналом начала мероприятия для всех присутствующих.

Согласно содержанию ст. 3 указанного выше Закона Государственный гимн Российской Федерации исполняется при вступлении в должность руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителей органов местного самоуправления.

Государственный гимн Российской Федерации может исполняться:

при открытии памятников и памятных знаков;

при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации;

во время иных торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления, а также государственными и негосударственными организациями.

Статьей 6 Федерального конституционного закона «О Государственном гимне Российской Федерации» определено, что Государственный гимн Российской Федерации исполняется при проведении официальных церемоний во время спортивных соревнований на территории Российской Федерации и за ее пределами - в соответствии с правилами проведения этих соревнований. Согласно статье 7 Закона п ри официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов.

Использование герба является строгой прерогативой государства. Если на бланке, на печати или даже на визитке присутствует изображение государственного герба, это значит, это бланки и печати государственной организации, а визитка принадлежит человеку, занимающему государственный пост. Существующий закон о государственном гербе устанавливает достаточно строгие правила, перечень возможностей использования герба строго ограничен.

в залах торжественных церемоний органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Статьей 9 Закона п ри одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации и герба (геральдического знака) субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации Государственный герб Российской Федерации располагается с левой стороны от другого герба (геральдического знака), если стоять к ним лицом; при одновременном размещении нечетного числа гербов (геральдических знаков) Государственный герб Российской Федерации располагается в центре, а при размещении четного числа гербов (но более двух) - левее центра.

При одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации и других гербов (геральдических знаков) размер герба (геральдического знака) субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации не может превышать размер Государственного герба Российской Федерации, при этом Государственный герб Российской Федерации не может быть размещен ниже других гербов (геральдических знаков).

Статьей 329 Уголовного кодекса Российской Федерации за н адругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации предусмотрено уголовное наказание в виде ограничения свободы на срок до одного года, либо принудительные работы на тот же срок, либо арест на срок от трех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года.

Статьей 17.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации предусмотрены существенные штрафы: на граждан в размере от 2 до 3 тыс. руб., на должностных лиц от 5 до 7 тыс. руб., на юридических лиц от 100 до 150 тыс. руб.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: