Фсб как орган обеспечения безопасности государства

Обновлено: 25.11.2022

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 7.1)
    • Статья 1. Федеральная служба безопасности и ее назначение
    • Статья 2. Органы федеральной службы безопасности
    • Статья 3. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности
    • Статья 4. Правовая основа деятельности федеральной службы безопасности
    • Статья 5. Принципы деятельности федеральной службы безопасности
    • Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в деятельности федеральной службы безопасности
    • Статья 7. Защита сведений о федеральной службе безопасности
    • Статья 7.1. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности федеральной службы безопасности
    • Статья 8. Направления деятельности органов федеральной службы безопасности
    • Статья 9. Контрразведывательная деятельность
    • Статья 9.1. Борьба с терроризмом
    • Статья 10. Борьба с преступностью
    • Статья 11. Разведывательная деятельность
    • Статья 11.1. Пограничная деятельность
    • Статья 11.2. Обеспечение информационной безопасности
    • Статья 12. Обязанности органов федеральной службы безопасности
    • Статья 13. Права органов федеральной службы безопасности
    • Статья 13.1. Применение органами федеральной службы безопасности мер профилактики
    • Статья 14. Право на применение боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы
    • Статья 14.1. Проникновение в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории
    • Статья 14.2. Порядок применения оружия, специальных средств и физической силы
    • Статья 14.3. Применение оружия
    • Статья 14.4. Гарантии личной безопасности вооруженных военнослужащих органов федеральной службы безопасности
    • Статья 14.5. Применение специальных средств
    • Статья 14.6. Применение физической силы
    • Статья 15. Взаимодействие с российскими и иностранными учреждениями
    • Статья 16. Сотрудники органов федеральной службы безопасности
    • Статья 16.1. Служба в органах федеральной службы безопасности
    • Статья 16.2. Меры обеспечения собственной безопасности органов федеральной службы безопасности
    • Статья 16.3. Служебное удостоверение
    • Статья 17. Правовая защита сотрудников органов федеральной службы безопасности
    • Статья 18. Социальная поддержка сотрудников органов федеральной службы безопасности
    • Статья 19. Лица, содействующие органам федеральной службы безопасности
    • Статья 20. Информационное обеспечение органов федеральной службы безопасности
    • Статья 21 (утратила силу)
    • Статья 22 (утратила силу)
    • Статья 23. Контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности
    • Статья 24. Прокурорский надзор
    • Статья 25. О правопреемниках органов федеральной службы безопасности
    • Статья 26. Вступление настоящего Федерального закона в силу

    Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ
    "О федеральной службе безопасности"

    С изменениями и дополнениями от:

    30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 15 апреля, 27 июля 2006 г., 5, 24 июля, 4 декабря 2007 г., 25 декабря 2008 г., 27 июля, 16 октября, 28 декабря 2010 г., 11, 18 июля, 8 декабря 2011 г., 7 мая, 2 июля, 25 ноября, 21 декабря 2013 г., 5 мая, 23, 28 июня, 22 декабря 2014 г., 30 декабря 2015 г., 3, 6 июля, 28 декабря 2016 г., 18 июня 2017 г., 7 марта 2018 г., 2 декабря 2019 г., 31 июля, 9 ноября 2020 г., 1 июля 2021 г.

    Принят Государственной Думой 22 февраля 1995 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    Настоящий Федеральный закон определяет назначение, состав, правовые основы и принципы деятельности федеральной службы безопасности, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за деятельностью органов федеральной службы безопасности.

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

    Президент Российской Федерации

    3 апреля 1995 года

    Федеральный закон определяет назначение, правовые основы, принципы, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за их деятельностью.

    Органы ФСБ являются составной частью сил обеспечения безопасности РФ и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. Они представляют собой единую централизованную систему, в которую входят: ФСБ РФ; управления (отделы) ФСБ РФ по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности); управления (отделы) ФСБ РФ в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках). ФСБ является федеральным органом исполнительной власти. Возглавляет ее Директор на правах Федерального министра (должности Директора соответствует воинское звание генерал армии). Руководство деятельностью органов ФСБ осуществляют Президент и Правительство РФ.

    Органы ФСБ в своем подчинении имеют предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, военно-строительные подразделения, центры специальной подготовки, а также подразделения специального назначения.

    Деятельность органов ФСБ осуществляется на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, единства системы органов ФСБ и централизации управления ими, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности. Основными ее направлениями являются контрразведывательная деятельность и борьба с преступностью. Закреплены их понятия и содержание. В целях получения информации об угрозах безопасности РФ органы ФСБ во взаимодействии с органами внешней разведки могут осуществлять разведывательную деятельность. Органы ФСБ осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности. Закреплены права и обязанности органов ФСБ.

    Органы ФСБ комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом. Военнослужащие органов ФСБ (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), а также лица из числа гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов ФСБ. Сотрудником может быть гражданин РФ, способный по своим личным и деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности. Регламентированы вопросы правовой и социальной защиты сотрудников органов ФСБ. Им разрешается хранение и ношение табельного оружия и специальных средств. Они имеют право применять физическую силу, оружие и специальные средства в случаях и порядке, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ для сотрудников милиции. Закреплены права и обязанности лиц, содействующих органам ФСБ. Граждане РФ, принимаемые на военную службу (работу) в органы ФСБ, а также допускаемые к сведениям об этих органах, проходят процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если иной порядок не предусмотрен законодательством РФ.

    Финансирование органов ФСБ осуществляется за счет средств федерального бюджета, а материально-техническое - за счет централизованных ресурсов РФ, а также за счет приобретения необходимых материально-технических средств у предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.

    Контроль за деятельностью органов ФСБ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ вправе получать сведения о деятельности органов ФСБ в порядке, определяемом законодательством РФ. Надзор за исполнением органами ФСБ законов РФ осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.

    ФСБ РФ и подчиненные ей органы являются правопреемниками Федеральной службы контрразведки РФ и ее органов.

    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. С этого момента утрачивает силу Закон РФ "О федеральных органах государственной безопасности".

    Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности"

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

    Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 апреля 1995 г. N 15 ст. 1269, в "Российской газете" от 12 апреля 1995 г. N 72

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 272-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

    Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 366-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 20 ноября 2020 г.

    Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 279-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

    Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 404-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

    Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

    Федеральный закон от 18 июня 2017 г. N 127-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 20 июля 2016 г.

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 159-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 сентября 2014 г.

    Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 130-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 369-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 97-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 241-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 191-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 420-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 16 октября 2010 г. N 275-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 5 июля 2007 г. N 124-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 15 апреля 2006 г. N 50-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

    Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

    Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 4-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 7 мая 2002 г. N 49-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

    Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

    Действие части третьей статьи 18 настоящего Федерального закона приостановлено на 2002 г.

    Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 декабря 1999 г. N 226-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Статья 2. Органы федеральной службы безопасности

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    К органам федеральной службы безопасности относятся:

    федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

    управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

    управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

    управления (отделы, службы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);

    (в ред. Федеральных законов от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 22.12.2014 N 446-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);

    (в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 15-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные и научные организации, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские подразделения и организации (далее - военно-медицинские организации), военно-строительные подразделения и иные организации и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

    (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.

    Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках и пограничные органы могут иметь в своем составе подразделения, непосредственно реализующие основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, управленческие и обеспечивающие функции.

    Часть четвертая утратила силу. - Федеральный закон от 07.03.2005 N 15-ФЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Создание органов федеральной службы безопасности, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.

    (в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 15-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    В органах федеральной службы безопасности запрещаются создание структурных подразделений политических партий и деятельность политических партий, общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний.

    Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

    Если вы обладаете любой информацией о совершенных или готовящихся терактах, просьба обращаться в ФСБ России по телефонам:

    Для получения информации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию российских и иностранных граждан (лиц без гражданства), выдачи пропусков для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону, выдачи разрешения на неоднократное пересечение иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море обращаться в ВЕБ-ПРИЕМНУЮ ФСБ России

    Для получения справочной информации обращаться в ПОГРАНИЧНЫЕ ОРГАНЫ

    Актуально

    Задержаны пять пособников международной террористической организации
    12.07.2022
    11.07.2022
    08.07.2022
    • Справочная информация
      • Информация о способах связи с ФСБ России
      • Информация о способах связи с территориальными органами ФСБ России
      • Контактные данные Пограничной службы ФСБ России
      • Отделы по административным округам г. Москвы
      • Служба и учеба в ФСБ России
        • Порядок поступления на службу
        • Основания для отказа в зачислении
        • Нормативные требования
        • Перечень образовательных организаций. Порядок приема
        • Социальное обеспечение военнослужащих органов безопасности
        • Перечень изданий, на основе материалов Центрального архива ФСБ России
        • Нормативные правовые акты
        • Информационно-разъяснительные материалы
        • Сведения о признании судом недействующими нормативных правовых актов ФСБ России
        • Судебный и административный порядок обжалования нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) ФСБ России, её территориальных органов и их должностных лиц
        • Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими
        • Проекты ведомственных актов
        • Заявление участников XVIII Совещания руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов
        • Коммюнике XVIII Совещания руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов
        • Комиссия по сотрудничеству в сфере предварительного следствия при Совете руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участников Содружества Независимых Государств
        • Комментарии официальных представителей ФСБ
        • Комментарии официальных представителей УФСБ
        • Выступления руководства
        • Интервью и публикации по истории отечественных органов безопасности
        • Средства массовой информации о ФСБ России
        • История создания
        • Краткие биографии руководителей
        • Дайджесты книг
        • Авторские публикации
        • Органы безопасности в годы Великой Отечественной войны
        • Юбилей Андропова
        • Проект ежемесячного публицистического и литературно-художественного журнала «Пограничник» — «Портрет ветерана Великой Отечественной войны»
        • Архивные материалы
          • ДИВЕРСИОННО-РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ УНКВД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (1941–1942)
          • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТСКИХ ОРГАНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ДОКУМЕНТИРОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ОККУПАНТОВ
          • «ВАРЯГИ» ФЮРЕРА
          • Докладная записка № 841/А начальника ГУКР «Смерш» НКО СССР в СНК СССР и НКВД СССР о зверствах японских оккупантов в отношении советских граждан
          • РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-ДИВЕРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ НКВД СССР ПО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ЛИНИЕЙ ФРОНТА. СЕНТЯБРЬ–ОКТЯБРЬ 1941 ГОДА
          • Рассекреченные документы о преступлениях частей Вермахта против мирного населения СССР
          • ТАЙНЫ ЯПОНСКОЙ “БАРБАРОССЫ”
          • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТСКИХ ОРГАНОВ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ ПО ДОКУМЕНТИРОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ОККУПАНТОВ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛИНИНСКОЙ ОБЛАСТИ, РОЗЫСКУ НАЦИСТСКИХ ПРЕСТУПНИКОВ И ИХ ПОСОБНИКОВ
          • РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-ДИВЕРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ НКВД ПО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
          • О ЗАФРОНТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ НКВД – НКГБ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
          • СЛЕДСТВИЕМ ПО ДЕЛУ УСТАНОВЛЕНО.
          • «ФЕЙК» ИЗ ПРОШЛОГО – РАССЕКРЕЧЕННЫЙ АРХИВНЫЙ ДОКУМЕНТ 1945 ГОДА ОТРАЖАЕТ ЭПИЗОД НЕОБЪЯВЛЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ США ПРОТИВ СССР
          • ФСБ РОССИИ РАССЕКРЕТИЛА АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О ПОДВИГАХ ЗАФРОНТОВЫХ АГЕНТОВ ОРГАНОВ ВОЕННОЙ КОНТРРАЗВЕДКИ «СМЕРШ»
          • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОРГАНОВ КОНТРРАЗВЕДКИ "СМЕРШ" НКО СССР О ЗВЕРСТВАХ ПОСОБНИКОВ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1942 ГОДУ
          • ФСБ РОССИИ РАССЕКРЕТИЛА ДОКУМЕНТЫ ИЗ СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЛА НА ЛИЧНОГО ПИЛОТА ГИТЛЕРА ГАНСА БАУРА
          • «СМЕРШ»: ВКЛАД В ПОБЕДУ
          • ФСБ РОССИИ ПУБЛИКУЕТ ДОКУМЕНТЫ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ЛАТВИЙСКИХ ПОСОБНИКОВ НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ
          • Зайцев Федор Федорович
          • Коваленко Григорий Яковлевич
          • Конохов Сергей Андреевич
          • Афонин Александр Андреевич
          • Бирюков Леонид Петрович
          • Филиков Георгий Яковлевич
          • Сапунов Павел Михайлович
          • Смирнов Михаил Николаевич
          • Князев Валентин Иванович
          • Силаев Павел Михайлович
          • Субачев Василий Ефимович
          • Шелудченко Михаил Емельянович
          • Архив премий
          • 2008 год
          • 2009 год
          • 2010 год
          • 2011 год
          • 2012 год
          • 2013 год
          • 2014 год
          • 2015 год
          • 2016 год
          • 2017 год
          • 2018 год
          • 2019 - 2020 гг.
          • Видеоматериалы
          • Подробная информация

          ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ФСБ РОССИИ


          Телефон доверия:
          (495) 224-2222 (круглосуточно)

          107031, г.Москва,
          ул.Большая Лубянка, дом 1

          Версия для печати

          © Федеральная служба безопасности Российской Федерации, 1999 - 2022 г. При использовании материалов ссылка на сайт ФСБ России обязательна.


          Статья посвящена роли, задачам Федеральной службы безопасности РФ в системе органов национальной безопасности РФ и в системе обеспечения национальной безопасности РФ в современный период развития отечественных спецслужб.

          Ключевые слова: система обеспечения национальной безопасности РФ, Стратегия национальной безопасности РФ, деятельность Федеральной службы безопасности РФ в сфере обеспечения национальной безопасности, руководство деятельностью ФСБ РФ, роль Федеральной службы безопасности РФ в системе национальной безопасности.

          The article is devoted to the role and tasks of the Federal Security Service of the Russian Federation in the system of national security bodies of the Russian Federation and in the system of ensuring national security of the Russian Federation in the modern period of development of domestic security services.

          Keywords: system of national security of the Russian Federation, Strategy of national security of the Russian Federation, activity of the Federal Security Service of the Russian Federation in the sphere of national security, management of activity of the Federal Security Service of the Russian Federation, role of the Federal Security Service of the Russian Federation in the system of national security.

          Федеральная служба безопасности РФ — это один из самых значимых федеральных органов исполнительной власти, осуществляющий обнаружение угроз национальной безопасности, а также выявление и ликвидацию источников данных угроз.

          Система обеспечения национальной безопасности (СОНБ) РФ — это система органов, сил и средств, с помощью которых осуществляется обеспечение общенациональной безопасности в соответствии с действующим российским законодательством. СОНБ РФ выполняет множество функций, в число которых входят: получение и анализ информации, связанной с угрозами национальной безопасности; разработка и принятие решений по реагированию, информирование исполнителей данных решений; осуществление деятельности по устранению, нейтрализации или минимизации угроз.

          Основные документы, обеспечивающие функционирование СОНБ РФ: Военная доктрина РФ (2014 г.); Морская доктрина РФ на период до 2020 года (2001 г.); Концепция внешней политики РФ (2016 г.); Основы государственной политики по военному строительству (2016 г.); Основы политики РФ в области военно- морской деятельности (2017 г.); Государственная стратегия экономической безопасности РФ (2017 г.); Основы военно- технической политики РФ на период до 2015 года и ее дальнейшая переспектива (2003 г.); Стратегия национальной безопасности РФ (2015 г.); Концепция государственной национальной политики РФ (2016 г.); Доктрина информационной безопасности РФ (2015 г.); Основы государственной политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2032 года и ее дальнейшую перспективу (2019 г.); Основы политики РФ в области развития оборонно- промышленного комплекса на период до 2030 года и ее дальнейшую перспективу (2019 г.); Основы политики РФ в области космической деятельности (2014 г.).

          «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» (утверждена Указом Президента РФ № 537 от 12.05.2009 г.) представляется наиболее эффективным и имеющим долгосрочную перспективу средством административно-правового регулирования отношений безопасности. «Стратегия» заменила в «Концепцию национальной безопасности», утратившую свою силу. Развитие основного документа, регулирующего систему национальной безопасности, было продолжено Указом Президента РФ № 683 от 12.05.2015 г., утверждавшим обновленный вариант «Стратегии». Понятие национальной безопасности формулируется в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации так: «…состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации». ФСБ как один из органов обеспечения национальной безопасности организовывает свою работу, основываясь на Стратегии национальной безопасности, руководствуясь Конституцией, а также федеральными законами Российской Федерации: «О разведке» № 122 от 22.08.2004 г.; «О федеральной службе безопасности» № 40 от 03.04.1995 г.; «Об оперативно- розыскной деятельности» № 144 от 12.08.1995 г.; «О противодействии терроризму» № 35 от 06.03.2006 г.; «О безопасности» № 2446 –1 от 05.03.1992 г.

          На данный момент в Российской Федерации действует Федеральный закон «О безопасности» от 07.12.2010 г. В статье 3 данного закона определены элементы содержания деятельности по обеспечению безопасности: прогнозирование и анализ угроз безопасности; определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности; координирование деятельности органов федеральной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения национальной безопасности.

          По мере укрепления российского демократического государства и закрепления власти в руках главы государства, роль ФСБ РФ возрастает и в наше время, а также появляются новые направления ее деятельности. В федеральных законах сфера деятельности ФСБ РФ осуществляется по следующим направлениям: контрразведывательная деятельность (Департамент контрразведки ФСБ РФ); борьба с терроризмом (Управление по противодействию терроризму и политическому экстремизму ФСБ РФ); борьба с преступностью (Оперативно-розыскное управление ФСБ РФ, Служба собственной безопасности ФСБ РФ); пограничная деятельность (Пограничная служба ФСБ РФ); обеспечение информационной безопасности (Центр информационной безопасности ФСБ РФ); обеспечение экономической безопасности (Служба экономической безопасности ФСБ РФ совместно с Федеральной службой по финансовому мониторингу РФ) [2, c.706–707]. Также, Федеральной службе безопасности РФ во исполнение Указа Президента РФ № 308 от 11.03.2003 г. передана часть функций Федерального агентства правительственной связи и информации РФ (ФАПСИ РФ), упраздненного данным указом.

          Также ФСБ РФ выполняет следующие функции, по которым данный орган государственной безопасности можно считать правоохранительным органом: расследование правонарушений; оперативно-розыскная деятельность; профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений; обеспечение национальной безопасности; контроль за оборотом наркотических веществ в крупном размере; предотвращение террористических актов на территории РФ. Перечисленные функции не в полной мере отражают цели и задачи работы органов ФСБ РФ, ибо федеральным законодательством могут быть установлены иные направления деятельности Федеральной службы безопасности РФ. По своей сути, Федеральная служба безопасности РФ идентична правоохранительным органам, а именно при осуществлении своей деятельности руководствуется многими нормативными правовыми актами такими, как Уголовно-процессуальный кодекс (например, статья 151 УПК РФ), Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Кодекс об административных правонарушениях. Кроме того, существуют статьи Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях, относящиеся к подведомственности ФСБ России, а согласно Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» отдельные ее подразделения осуществляют оперативно-розыскную деятельность (Оперативно-розыскное управление ФСБ РФ). Права и обязанности Федеральной службы безопасности Российской Федерации установлены федеральным законом «О Федеральной службе безопасности» № 40-ФЗ от 03.04.1995 г. (ст.12 и ст.13). [6]

          ФСБ России осуществляет деятельность по обеспечению безопасности, которая в свою очередь является элементом правоприменительной деятельности. При этом последняя вместе с нормотворческой деятельностью является одним из видов деятельности ФСБ России по обеспечению государственной безопасности.

          Федеральная служба безопасности руководствуется принципами законности, гуманизма, уважения и соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина, единства и централизации системы органов федеральной службы безопасности, конспирации, сочетания различных методов и средств деятельности (гласных и негласных) [6]. Федеральным законом № 35 «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г. впервые была узаконена деятельность подразделений специального назначения за пределами Российской Федерации: «Подразделения специального назначения органов Федеральной службы безопасности по решению президента могут использоваться против находящихся за пределами территории Российской Федерации террористов и (или) их баз для устранения угрозы национальной безопасности Российской Федерации» [6].

          Расширены полномочия подразделений Центра специального назначения ФСБ РФ («Альфа», «Вымпел», «Смерч») — они получили право использовать боевую оружие и технику, физическую силу, специальные средства против террористов, находящихся вне российской территории. В соответствии с законодательством, руководство деятельностью Федеральной службой безопасности осуществляет Президент Российской Федерации. В его полномочия входит назначение и освобождение от должности директора ФСБ РФ и его заместителей, руководителей региональных управлений ФСБ РФ. Согласно Указу Президента РФ № 724 от 12.05.2008 г. «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба безопасности напрямую подчиняется Президенту России, что означает, что ФСБ России обладает особым статусом.

          Основной задачей ФСБ РФ является информирование Президента и Председателя Правительства Российской Федерации об угрозах безопасности страны. Выполнение этой задачи, безусловно, повышает статус Федеральной службы безопасности, но в то же время возлагает на нее дополнительный груз ответственности.

          Вместе с тем следует обратить внимание на то, что за последние десять лет в разы возросли внешние угрозы: военно-политическая экспансия США, продвижение блока НАТО (Североатлантический альянс) к границам Российской Федерации, рост влияния международных террористических организаций на Ближнем Востоке (ИГИЛ, ХАМАС), усиление информационного противостояния со странами Запада, давление на политическую систему и элиту Российской Федерации со стороны транснациональных корпораций, увеличивающийся поток нелегальной миграции, в том числе и на территории Российской Федерации; изменение мирового климата, увеличение числа катастроф в экологической и техногенной сферах.

          ФСБ РФ как ведущая спецслужба страны имеет принципиально важное значение в обеспечении экономической и национальной безопасности страны. Его приоритетным направлением является обеспечение безопасности объектов оборонного комплекса (в том числе объектов государственной корпорации «Ростех»), атомной энергетики (объекты государственной корпорации «Росатом»), транспорта и связи (объекты, принадлежащие Министерству транспорта и Министерству связи), жизнеобеспечения промышленных центров, городов и прочих стратегических объектов, связанных с приоритетными научными разработками. Основной угрозой безопасности РФ остается деятельность зарубежных спецслужб, в частности — разведывательная и контрразведывательная, а также и иная деятельность иностранных спецслужб и организаций, экстремистских и террористических организаций, радикальных общественных объединений, а также преступных организаций и группировок.

          В последнее время заметна тенденция к усилению роли Российской Федерации на мировой арене. Данная тенденция создает необходимость задуматься над изменением основополагающей идеи Стратегии национальной безопасности как правовой и идеологической основы развития российских спецслужб, не забывая при этом уделять особое внимание Федеральной службы безопасности РФ.

          На фоне упомянутых угроз для национальной безопасности выборы президента России в марте 2018 года являются продолжением политики сосредоточения власти в руках Президента, укрепления и усиления всех ветвей власти (укрепление принципа «сдержек и противовесов»), в первую очередь исполнительной ветви власти. На основании этого можно предположить, что роль Федеральной службы безопасности РФ как одной из основной специальной службы в системе органов национальной безопасности возрастет в ближайшем будущем. Вследствие усиления угроз во внешнеполитической сфере и в сфере экономических интересов России, ФСБ требуется передача значительно больших полномочий в пределах, установленных Конституцией РФ. Изменение компетенции органов ФСБ предполагает соответствующую реорганизацию и преобразование всей системы органов национальной безопасности. К примеру, одним из возможных преобразований может стать создание Департамента внешней разведки ФСБ РФ и передача ему полномочий Службы внешней разведки РФ.

          Также можно выделить основные направления возможного реформирования системы органов ФСБ: развитие материально-технической и научной базы, усиление статуса работника Следственного департамента ФСБ РФ, его социальной защищенности и финансовой независимости.

          Заглядывая на 10–15 лет вперед можно представить, что модернизация ФСБ России пойдет по следующим направлениям: усиление безопасности в информационно-аналитической и научно-пропагандистской работе (улучшение работы криптографической защиты информации и алгоритма блочного шифрования), создание новых подразделений (департаментов контрразведки новых технологий, искусственного интеллекта, защиты сознания человека и гражданина и внешней разведки), повышение роли Центра специального назначения ФСБ РФ в сфере обеспечения национальной безопасности (разработка и принятие Федерального закона о «Спецподразделениях РФ»), реорганизация территориальных подразделений ФСБ РФ (пересмотр принципа универсального подхода к развитию системы контрразведывательных подразделений), укрепление традиционных направлений контрразведки и разведки, усиление роли особых отделов и управлений Департамента контрразведки ФСБ РФ.

          Делая вывод из всего сказанного, возможно предположить, что название ведущей спецслужбы РФ— «Федеральная служба безопасности» — сегодня не удолетворяет уровню развития государственной власти в России. Ввиду того, что ФСБ РФ является главным органом в системе национальной безопасности, было бы разумным назвать российский орган государственной безопасности «Министерством общенациональной безопасности РФ».

          1. Энциклопедия секретных служб России. М., 2004. С. 284.
          2. Энциклопедия секретных служб России. М., 2004. С. 728–729; 706–707; 778–779.
          3. Энциклопедия секретных служб России. М., 2004. С. 266–267.
          4. ФЗ № 328 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу прохождения военной службы иностранными гражданами и лицами, имеющими двойное гражданство» от 04.12.2007 г. ст. 9 // Российская газета. 2007. 8 декабря.
          5. ФЗ № 35 «О противодействие терроризму» от 06.03.2006 г. ст.5 // Российская газета. 2006. 10 марта
          6. ФЗ № 40 «О Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995. ст.13, ст.12// Российская газета. 1995. 12 апреля.

          Основные термины (генерируются автоматически): национальная безопасность, Российская Федерация, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба безопасности, национальная безопасность РФ, оперативно-розыскная деятельность, система органов, ФСБ РФ, государственная безопасность, РФ.

          Ключевые слова

          система обеспечения национальной безопасности РФ, Стратегия национальной безопасности РФ, деятельность Федеральной службы безопасности РФ в сфере обеспечения национальной безопасности, руководство деятельностью ФСБ РФ, роль Федеральной службы безопасности РФ в системе национальной безопасности

          система обеспечения национальной безопасности РФ, Стратегия национальной безопасности РФ, деятельность Федеральной службы безопасности РФ в сфере обеспечения национальной безопасности, руководство деятельностью ФСБ РФ, роль Федеральной службы безопасности РФ в системе национальной безопасности

          Похожие статьи

          Обеспечение безопасности Российской федерации в ее.

          Сегодня главной целью единой государственной пограничной политики Российской Федерации, является обеспечение национальных интересов и безопасности страны на Государственной границе и в ее пограничном пространстве.

          Правовое обеспечение национальной безопасности Российской.

          В статье рассматриваются правовые основы национальной безопасности Российской Федерации. Ключевые слова: национальная безопасность, государственная безопасность, структура национальной безопасности, субъекты национальной безопасности.

          Система органов исполнительной власти Российской.

          3) организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и.

          Контрабанда как угроза национальной безопасности России

          Федеральная служба безопасности России и входящие в ее состав органы пограничного контроля стали участниками противодействия незаконной миграции. Результаты служебно-боевой деятельности ФСБ показали, что за последние 10 лет в несколько раз возросло.

          Роль Совета Безопасности РФ в обеспечении национальной.

          Данная статья посвящена осмыслению роли Совета Безопасности РФ в обеспечении национальной безопасности России. Выявлена и обоснована необходимость совершенствования работы действующих структур в области национальной безопасности.

          Совершенствование деятельности оперативных подразделений.

          Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой с подчинением. Провокация как метод борьбы с коррупцией: диалектика. оперативно - розыскная деятельность , оперативно - розыскное мероприятие, уголовное.

          Правовое обеспечение национальной безопасности

          Рассматриваются правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; анализируются базовые нормативные правовые акты в исследуемой сфере; формулируется вывод о том, что в настоящее время, несмотря на наличие значительного.

          Основы кооперации органов внутренних дел с различными.

          Обеспечение общественной безопасности является трудоемкой и комплексной задачей, эффективное выполнение которой органами внутренних дел в одиночку невозможно. Без эффективного взаимодействия полиции с государственными органами исполнительной.

          орган дознания, РФ, следователь, оперативно-розыскная.

          Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» от

          Приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России №

          оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскное мероприятие, уголовное.

          Деятельность Роскомнадзора по обеспечению безопасности.

          Постановление Правительства РФ «О Федеральной службе по надзору в сфере связи

          Постановление Правительства РФ «О единой автоматизированной информационной системе

          На сегодняшний день налоговые органы Российской федерации имеют в распоряжении одну.

          О федеральной службе безопасности*

          (с изменениями на 1 июля 2021 года)

          Документ с изменениями, внесенными:

          Федеральным законом от 7 мая 2002 года N 49-ФЗ (Российская газета, N 83, 14.05.2002) (изменения вступают в силу с 1 июля 2002 года);

          Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ (Российская газета, N 126, 01.07.2003) (вступил в силу с 1 июля 2003 года);

          Федеральным законом от 5 июля 2007 года N 124-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, N 28, 09.07.2007);

          * Наименование в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ, - см. предыдущую редакцию.

          Принят
          Государственной Думой
          22 февраля 1995 года

          Настоящий Федеральный закон определяет назначение, состав, правовые основы и принципы деятельности федеральной службы безопасности, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за деятельностью органов федеральной службы безопасности (преамбула в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

          Глава I. Общие положения

          Статья 1. Федеральная служба безопасности и ее назначение

          Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

          Руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации.

          Управление федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность Президентом Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

          (Часть в редакции, введенной в действие с 20 ноября 2020 года Федеральным законом от 9 ноября 2020 года N 366-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

          Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации представление по кандидатуре руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и другие материалы, характеризующие представляемую кандидатуру.

          (Часть дополнительно включена с 20 ноября 2020 года Федеральным законом от 9 ноября 2020 года N 366-ФЗ)

          Совет Федерации не позднее недельного срока со дня получения представления и других материалов, указанных в части четвертой настоящей статьи, информирует в письменной форме Президента Российской Федерации о результатах рассмотрения представленной кандидатуры.

          (Часть дополнительно включена с 20 ноября 2020 года Федеральным законом от 9 ноября 2020 года N 366-ФЗ)

          (Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)

          Статья 2. Органы федеральной службы безопасности

          К органам федеральной службы безопасности относятся:

          федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

          управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

          управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

          управления (отделы, службы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);

          (Абзац в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 446-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

          другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности) (абзац в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

          авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные и научные организации, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские подразделения и организации (далее - военно-медицинские организации), военно-строительные подразделения и иные организации и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

          (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2013 года Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

          Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.

          Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках и пограничные органы могут иметь в своем составе подразделения, непосредственно реализующие основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, управленческие и обеспечивающие функции.

          Часть утратила силу с 22 марта 2005 года - Федеральный закон от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.

          Создание органов федеральной службы безопасности, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается (часть в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

          В органах федеральной службы безопасности запрещаются создание структурных подразделений политических партий и деятельность политических партий, общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний (часть в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

          (Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)

          Статья 3. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности

          Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности создает свои территориальные органы, организует деятельность указанных органов, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности (часть в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

          При федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности действует Академия криптографии Российской Федерации. Устав Академии криптографии Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.

          (Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)

          Статья 4. Правовая основа деятельности федеральной службы безопасности

          Правовую основу деятельности федеральной службы безопасности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

          Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

          (Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)

          Статья 5. Принципы деятельности федеральной службы безопасности

          Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется на основе следующих принципов:

          уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

          единство системы органов федеральной службы безопасности, а также централизация управления ими (абзац в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

          конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.

          (Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)

          Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в деятельности федеральной службы безопасности

          Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении федеральной службой безопасности своей деятельности. Не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами.

          Лицо, полагающее, что органами федеральной службы безопасности либо их должностными лицами нарушены его права и свободы, вправе обжаловать действия указанных органов и должностных лиц в вышестоящий орган федеральной службы безопасности, прокуратуру или суд (часть в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

          Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации получать разъяснения и информацию от органов федеральной службы безопасности в случае ограничения своих прав и свобод (часть в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

          Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане вправе требовать от органов федеральной службы безопасности возмещения материального ущерба и морального вреда, причиненного действиями должностных лиц органов федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей (часть в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

          Полученные в процессе деятельности органов федеральной службы безопасности сведения о частной жизни, затрагивающие честь и достоинство гражданина или способные причинить вред его законным интересам, не могут сообщаться органами федеральной службы безопасности кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (часть в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

          В случае нарушения сотрудниками органов федеральной службы безопасности прав и свобод человека и гражданина руководитель соответствующего органа федеральной службы безопасности, прокурор или судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

          Должностные лица органов федеральной службы безопасности, допустившие злоупотребление властью или превышение служебных полномочий, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

          (Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)

          Статья 7. Защита сведений о федеральной службе безопасности

          Доступ к информации о деятельности органов федеральной службы безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом и актами Президента Российской Федерации.

          (Часть дополнительно включена с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 279-ФЗ)

          Части первая - четвертая предыдущей редакции с 11 августа 2020 года считаются соответственно частями второй - пятой настоящей редакции - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 279-ФЗ.

          Сведения о военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих, работниках органов федеральной службы безопасности, лицах, уволенных из органов федеральной службы безопасности, гражданах, поступающих на военную службу по контракту, на федеральную государственную гражданскую службу или на работу в органы федеральной службы безопасности, лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, могут передаваться органами федеральной службы безопасности другим государственным органам, иным организациям и гражданам только в случаях, предусмотренных федеральными законами. В остальных случаях указанные сведения могут передаваться на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности или уполномоченного им должностного лица (часть в редакции, введенной в действие со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 241-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

          Физические лица допускаются к сведениям об органах федеральной службы безопасности, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

          Физическим лицам может быть отказано в доступе к сведениям об органах федеральной службы безопасности, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, либо по соображениям собственной безопасности органов федеральной службы безопасности.

          Физические лица допускаются к участию в контрразведывательной деятельности, борьбе с терроризмом и преступностью, разведывательной деятельности, пограничной деятельности и деятельности по обеспечению информационной безопасности, осуществляемой органами федеральной службы безопасности (далее - оперативно-служебная деятельность), и (или) к материалам, полученным в результате осуществления такой деятельности, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

          Военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники органов федеральной службы безопасности, а также лица, уволенные из органов федеральной службы безопасности, обязаны соблюдать конфиденциальность информации о деятельности органов федеральной службы безопасности, составляющей профессиональную тайну.

          (Часть дополнительно включена с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 279-ФЗ)

          К профессиональной тайне органов федеральной службы безопасности относится информация, не содержащая сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, разглашение (распространение) которой может создать угрозу собственной безопасности органов федеральной службы безопасности и (или) нанести ущерб их репутации.

          Автор статьи

          Куприянов Денис Юрьевич

          Куприянов Денис Юрьевич

          Юрист частного права

          Страница автора

          Читайте также: