Формирование гражданского общества и правового государства в россии требует

Обновлено: 29.09.2022

Правовое государство -- это гарантия продолжения демократизации общества, его обновления. Становление гражданского общества, формирование культурных предпосылок власти будут способствовать активизации функционирования личности в политической системе, росту ее творческого потенциала и инициативы.

России предстоит пройти долгий и сложный путь формирования структур гражданского общества и новых принципов отношений власти и граждан, учитывая при этом, что даже общества, обеспечивающие высокий уровень материальных благ и всеобщие гражданские права, далеко не идеальны, так как в них не достигнуто реальное равноправие: существуют проблемы равноправия женщин, социальных меньшинств и т.п.

В нынешних политологических, историко-философских и даже правовых дискуссиях мелькают две мысли: 1) правовое государство -конструкция, устаревшая для постиндустриального общества; 2) эта идея вообще не органична российским традициям и ментальности. Ни с той, ни с другой позицией, по мнению М.А.Краснова Краснов М.А. Указ. соч. С.59-60., нельзя согласиться.

Человечество даже в постиндустриальную эру не располагает столь уж широким веером социальных возможностей, а потому, отказываясь от идеи правового государства, общество неизбежно обращается к такой государственности, где закон не основан на естественном праве и где его «господином» является власть. Если что и целесообразно пересматривать в постиндустриальную, информационную эпоху, так это традиционную конструкцию демократии, искать её модель, наиболее подходящую для нынешнего состояния цивилизации. А вот правовое государство - достижение, не подлежащее пересмотру и тем более отказу от него.

Есть возражения и против второй позиции. Да, в России не очень популярна идея законопослушания. Но было бы ошибкой утверждать, что правовой нигилизм присущ природе россиян, а потому создание у нас правового государства фатально бесперспективно. Наоборот, как ни покажется странным, именно в России существуют благоприятные условия для реализации такой идеи. Более того, перспективы формирования правового государства в России благоприятны. Но такая государственность станет возможной лишь тогда, когда право позитивное начнет сближаться с правом естественным - как в нормотворчестве, так и в правоприменении.

Насколько очевидны проблемы прав и свобод личности в России, настолько ясно и то, что именно они способны сегодня и в обозримом будущем стать одним из важнейших объединяющих российское общество элементов. Только на основе законности, справедливости, утверждения прав и свобод человека возможно построение правового государства -гармоничное сочетание интересов личности и государства, центра и регионов, народностей, различных политических сил, общественных воззрений и настроений.

К реальному благополучию, стабильности и безопасности держава может прийти не посредством установления режима силы, а посредством силы права, достижения широкого социального консенсуса в вопросе уважения и защиты прав человека. При этом предполагается свобода каждого в выборе собственного жизненного пути сообразно индивидуальным потребностям, воззрениям, иным условиям. Гарант тому -- права человека.

Другими словами, достойная жизнь может и должна строиться как на основе отечественных традиций, реалий, так и с учетом общечеловеческих ценностей, исторически осмысленных и выраженных международным сообществом в правах человека, а ныне признанных Российской Федерацией в полном объеме и органично дополняемых правами ее граждан.

«Стабильность и долгосрочность конституционной модели Российского правового государства являются необходимыми условиями ее успешной практической реализации» Правовое государство, личность, законность. М., 1997. С.39., в связи с этим принципиально важно, чтобы необходимые для изменения и корректировки исходной конституционной модели российской государственности осуществлялись на основе принципов, норм, механизмов и процедур нынешней Конституции -- в рамках ее толкования, поправок и дополнений к ней.

А для реализации идеи правового государства должна существовать более высокая ступень развития системы социально-экономических отношений, только это даст возможность в полной мере реализовать положения, заложенные в концепции правового государства.

Одной из стратегических целей начавшегося еще десять лет назад процесса всестороннего реформирования российского общества было становление и развитие гражданского общества и правового государства. В этом смысле гражданское общество — тот социальный заказ и та идея, которые во многом определяют магистральный путь развития России. Это означает нахождение того или иного минимума социальности, который бы не подпадал под тотальное огосударствление.

В политологической литературе, несмотря на неоднозначное понимание гражданского общества, существует точка зрения, которая устраивает многих. Гражданское общество — это неполитические отношения в обществе, проявляющиеся через ассоциации и организации граждан, законодательно огражденные от прямого вмешательства государства.

Гражданское общество, в отличие от политического с его вертикальными структурами иерархических взаимоотношений, с необходимостью предполагает наличие горизонтальных, невластных связей, глубинной подосновой которых является производство и воспроизводство материальной жизни, поддержание жизнедеятельности общества.

За последние годы в России возникло и развилось множество движений и организаций, реализующих на практике функции гражданского общества; правозащитные организации; общества по защите прав потребителей; экологические организации; объединения в сфере науки, культуры и образования; женские движения и др. Однако масштаб их деятельности не отвечает реальным потребностям формирования гражданского общества. Это — только начальное формирование субъектов гражданского общества, способных регулировать социальные процессы без помощи государственной власти. Зарождающиеся элементы гражданского общества со временем, как представляется, продемонстрируют готовность к самоорганизации социальной жизни и вместе с необходимыми ресурсами и при организационной поддержке возьмут на себя те государственные функции, которые обществом решаются более эффективно, чем чиновниками.

I. Общие положения

1. Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.

2. Настоящими Основами определяются принципы, цели, основные направления и содержание государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (далее - государственная политика).

3. Настоящие Основы направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.

4. Государственная политика осуществляется в отношении многонационального народа Российской Федерации, отдельных социальных групп и каждого ее гражданина. Особое внимание уделяется формированию правосознания и правовой грамотности подрастающего поколения.

5. Федеральные и региональные государственные органы, органы местного самоуправления, профессиональные юридические сообщества и общественные объединения юристов, а также другие организации во взаимодействии между собой участвуют в реализации государственной политики.

6. Государственная политика осуществляется в тесном взаимодействии со структурами гражданского общества. Государство поддерживает в форме социального партнерства деятельность негосударственных организаций, которая способствует достижению целей государственной политики.

7. Государство создает условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан, их осведомленность о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке, а также доступ граждан к квалифицированной юридической помощи. Важнейшей задачей государства является также пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.

8. Государственная политика ориентируется на исторически сложившиеся нормы морали и общепризнанные нравственные ценности многонационального народа России, направленные на обеспечение правомерного и добропорядочного поведения граждан. Формирование позитивного правового сознания обеспечивается в том числе путем принятия системных мер по противодействию любым формам национального и религиозного экстремизма либо поведения, посягающего на общественную нравственность и правопорядок, гражданский мир и национальное согласие.

9. Государственная политика проводится одновременно с комплексом мер по совершенствованию законодательства Российской Федерации и практики его применения, по повышению эффективности государственного и муниципального управления, правоохранительной деятельности, по пресечению коррупции и подмены в бюрократических интересах демократических общественных целей и задач.


В данной статье рассматриваются актуальные проблемы формирования гражданского общества в России, предлагаются необходимые законодательные преобразования для его эффективного развития и решения актуальных проблем в этой сфере.

The article is concerned with the relevant problems of forming the civil society in Russia. The ways of its solution and the necessary legislation transformations are also suggested.

Ключевые слова: Гражданское общество, государство, законодательство, политика, право, теория и история государства и права, политология.

Keywords: Civil society, state, legislation, policy, law, theory and history of state and law, political science.

Гражданское общество и правовое государство как явления государственно-правового масштаба непосредственно взаимосвязаны между собой, обуславливают друг друга, а проблемы их соотношения, анализ процесса их взаимодействия, становления и развития, сущность, особенности функционирования в различной плоскости прямо зависят от положения каждого из них. Ведь правовое государство – это государство, в котором правовыми средствами реально обеспечены права и свободы человека и гражданина и вся публично-политическая деятельность государства осуществляется в строгом соответствии с правом и законом [1, с. 23].

В данной статье предполагается кратко затронуть лишь несколько основополагающих на наш взгляд проблем построения гражданского общества в России, предложить необходимые законодательные преобразования, актуальные для нашего государства на современном политико-правовом этапе развития, для правильного и последовательного формирования гражданского общества в нашем государстве.

В первую очередь необходимо обратить внимание, что для поддержки формирования гражданского общества в России и самоорганизации общества, со стороны государства конструктивным предложением является закрепление его основополагающих начал в Федеральном законе «О гражданском обществе Российской Федерации». Данный законопроект должен закрепить и механизм влияния самого гражданского общества на государственные органы власти. Считаем, что способствование развитию общественных организаций и других субъектов гражданского общества в целом будет положительно влиять на создание последнего. В связи с этим небезосновательным является вопрос, возможно ли образование такого феномена как гражданское общество императивными мерами? Однозначно ответить на него нельзя, так как единого мнения в юридической литературе на этот счет нет. Так, А. Мучник считает, что «смысл закона в том, чтобы помочь жителям страны вырасти до субъектов конституционного права… говоря образно, гражданское общество – это нечто вроде корсета, который обнимает тело населения, превращая его в достаточно стройный, активный, последовательный субъект политической игры и конституционного права» [2].

Бесспорен тот факт, что гражданское общество помогает населению защищать права и свободы каждого отдельного человека. Также очевидно, что на сегодняшний день в России без сбоев работают только те нормы Конституции РФ, которые затрагивают интересы власти и властных ведомств. В свою очередь, эти структуры и приводят в действие эти конституционные механизмы [3]. С другой точки зрения, Ю.Пахомов полагает, что с помощью законодательных актов нельзя заставить людей сплотиться. «Это можно сделать лишь с помощью законов, основанных на мотивации. Что же касается гражданского общества, то можно издать хоть гору законодательных актов на эту тему, но ничего реально не изменится. Связано это с тем, что в ходе создания рыночной экономики у нас были затоптаны те слои, которые могли бы стать первичными при формировании гражданского общества, если бы им была обеспечена достойная жизнь. Прежде всего, это интеллигенция, квалифицированные рабочие, работники культуры. Гражданское общество у нас не формируется потому, что не формируется средний класс на основе того, что нам досталось. Все это было деформировано в худшую сторону» [4] . Гражданское общество – это не только общество, которое хорошо и достойно живет. Это еще и общество, где человек чувствует себя полноценным и свободным участником демократии. Гражданское общество необходимо строить, издавая законы, стимулирующие производство, повышая покупательную способность граждан, постепенно создавая и усиливая средний класс [5]. По мнению Н.С. Бондаря, «гражданское общество» – это и не юридическая, не государственно-правовая категория. Государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества [6, с. 27-28.]. Вместе с тем, по нашему мнению указанный Федеральный закон будет призван урегулировать общественные отношения лишь в части, не вторгаясь и не ограничивая права и свободы граждан, и способствовать защите субъектов гражданского общества, закрепит механизм и формы воздействия общества на государство, определит меры, упрощающие привлечение государственных органов к реализации интересов общества. Также данный закон будет способствовать соблюдению прав и свобод граждан и всего общества в целом. В случае его принятия более эффективно станут функционировать общепризнанные нормы международного права, таким образом, развитие гражданского общества будет продолжено и на международном уровне. При разработке проекта закона важно уделить внимание законодательному закреплению основополагающих дефиниций для недопущения неопределенности при истолковании положений закона. Так, в первую очередь нужно указать, что гражданское общество – это совокупность систем межличностных общественных отношений, семейных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, интересы, потребности и деятельность которых выражаются через его институты, направленные на удовлетворение потребностей каждого, развивающиеся в обществе в рамках закона, существующее наряду с государством, но без его прямого вмешательства.

институты гражданского общества – объединения, сформировавшиеся в форме различных ассоциаций, партий, движений, союзов, фондов, общественных организаций, учреждений, советов, благотворительных организаций, центров, клубов, движений, имеющих целью своей деятельности обеспечение духовного, интеллектуального и социального развития человека, защиту его достоинства, экономических, политических, культурных, моральных и других прав и свобод;

субъекты гражданского общества – индивиды и их объединения, участвующие в деятельности институтов гражданского общества;

неправительственная организация (НПО) – добровольное объединение граждан, организованное на местном, государственном или международном уровне, не преследующее коммерческой цели своей деятельности, направленное на решение разнообразных задач, выполняющих различные гуманитарные функции, в том числе, доводящие до сведения государственных органов нужды населения, осуществляющие общественный контроль за деятельностью правоохранительных органов, содействующие активному участию граждан в политической жизни;

квазинеправительственная организация – фиктивно созданная неправительственная организация, финансируемая правительством, а поэтому подотчетная ему в финансовом отношении, не имеющая целью своей деятельности решение гуманитарных задач, лоббирующая интересы правительства;

некоммерческая организация (НКО) – организация, создаваемая и действующая в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками, создаваемая для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ;

Использование гражданами всего массива законодательно предоставленных им прав и свобод является немаловажным условием надлежащего функционирования гражданского общества, формирования самоуправленческих основ, развивающихся внутри государственности. Очевидно, что все политические права и свободы граждан тесно связаны в своем единстве с государственной деятельностью [7 , с. 15 ] . В основном законе государства – Конституции РФ заложен ряд указанных прав и свобод. Так, каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации; цензура запрещается; каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; равный доступ к государственной службе; право участвовать в отправлении правосудия [8]. Однако, в данном списке прав и свобод отсутствует право на осуществление контроля за деятельностью органов государственной власти, что неоспоримо является важным условием эффективности гражданского общества. В связи с этим необходимо в указанной части внести изменения во вторую главу Конституции РФ, дополнив статью 32 пунктами 6 и 7, изложив их следующей редакции:

Пункт 6. Граждане России имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения. Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранным во все выборные государственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.

Пункт 7. Граждане России имеют право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе, направлять в палаты ходатайства с требованием законодательных мероприятий или с изложением общественных нужд. Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры. Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.

Права и свободы, заложенные в настоящее время в Конституции РФ, имеют декларативный характер, поэтому на практике им необходимо более отчетливое раскрытие, что и должно получить отражение в действующем законодательстве. Именно заложенные на конституционном уровне нормы, наделяющие правами граждан по управлению делами государства, призваны обеспечить подлинное народовластие в стране.

Кроме предложенных преобразований, необходимо также следующее:

- нормативно-правовые акты, затрагивающие права и свободы граждан, должны иметь только открытый характер;

- неправительственные организации, имеющие целью своей деятельности обеспечение прав человека и гражданина, должны получать всестороннюю поддержку государства;

- общественные организации в свою очередь должны регулярно проводить мониторинг социальных проблем населения с представлением в органы государственной власти информации о потребностях граждан;

- отдельно необходимо создание системы общественного гражданского контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности силовых структур;

- необходимо проведение комплексного анализа действующего законодательства, затрагивающего права и свободы человека и гражданина на предмет их соответствия Конституционным и международно-правовым нормам.

Следует отметить, что в настоящее время в России не развита система ее неправительственных и негосударственных институтов, что приводит к понижению уровня демократии. Одной из причин данного обстоятельства является чрезмерно низкий уровень гражданской активности. Отсутствие гражданской активности порождает невозможность результативного развития гражданского общества. В частности, например, Федеральным законом от 11.12.2004 N 159-ФЗ [9] были внесены поправки в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [10], согласно которым, Постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), то есть народ был лишен права избрания глав субъектов Российской Федерации, кроме того, не принимает участия в обсуждении значимых законодательных актов. Считаем необходимым возвратить прямые выборы глав субъектов федерации (в настоящее время данный законопроект уже внесен в Государственную Думу) и мэров городов, закрепив это соответствующим федеральным законом, а также ограничить возможность пребывания на посту президента Российской Федерации, главы субъекта и мэра города до двух сроков, исключив возможность их избрания вновь после перерыва.

Итак, модернизирующееся гражданское общество и правовое государство требуют целенаправленных политико-правовых действий от функционирующей власти, направленных на искоренение фундаментальных проблем их построения, повышения качественного уровня жизни, постоянное развитие, общественный прогресс. Затронутые нами вопросы являются постоянно дискуссионными как в политико-правовой сфере, так и в общественной и хочется надеяться, что предложенные преобразования наряду с существующим планом развития, приведут к совершенной гармонии всех институтов общества и государства.

Соколов А.Н. Коррупция, гражданское общество и правовое государство // Журнал российского права. 2008. N 8.

Зубарь М. Законотворчество вместо самоорганизации? // День. 2001. № 136. 2 августа 2001 года.

Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России / под ред. Н.А. Михалевой. М.: Деловой двор, 2008.

Зубарь М. Указ. Соч.

Грудцына Л.Ю. Указ. Соч.

Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть: Конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении. М.: Городец, 2004.

Струсь К.А. Механизм контроля гражданского общества за государством: пути совершенствования // Политика и общество. 2005. № 3.

Конституция Российской Федерации // Российская газета, № 7, 21.01.2009.

Федеральный закон от 11.12.2004 № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета, № 277, 15.12.2004.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, Россия, свобода граждан, государство, правовое государство, свобода человека, гражданин России, гражданская активность, законодательное закрепление, Российская Федерация.

Похожие статьи

Права и свободы граждан как критерий формирования.

гражданское общество, правовое государство, свобода человека, государство, местное самоуправление, свобода, Российская Федерация, Международный пакт, демократическое государство.

Свобода слова как одна из форм реализации.

Российская Федерация в Конституции России 1993 года приняла на себя обязательство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (статья 2). В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ закрепляется ряд.

Перспективы построения государства как гражданско-правового.

правовое государство, гражданско-правовое общество, гражданское общество, свобода человека, исполнительная власть, государственное управление, государство, государственная власть, Россия.

Гражданское общество современной России | Статья в сборнике.

Россия на сегодняшнем этапе развития является правовым и демократическим государством, что подтверждает её главный закон, Конституция РФ: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с.

Проблемы построения правового государства в России

Ключевые слова: правовое государство, признаки правового государства, гражданское общество, права и свободы человека и гражданина, демократия, правосознание, правовая культура.

Развитие гражданского общества в современной России.

гражданское общество, Российская Федерация, государственная власть, Россия, объединение, общественный контроль, местное самоуправление, исполнительная власть, государство, совет.

Взаимодействие государства и гражданского общества

Общей целью создания правового государства и формирования гражданского общества является защита прав и законных интересов человека и гражданина. Единство государства и общества проявляется и в организации работы основных структур в.

Свобода предпринимательства в Российской Федерации.

предпринимательская деятельность, Российская Федерация, свобода предпринимательства, экономическая свобода, свобода, государство, экономическая деятельность, Конституция РФ, лицо.


В статье раскрываются понятия гражданского общества и правового государства, взаимосвязь и влияние друг друга при построении и развитии социального, демократического общества. Кроме того, в статье рассматриваются и анализируются основные функции гражданского общества. Также раскрываются идеи и цели правового государства, которое строится исходя из стремлений и интересов гражданского общества.

Ключевые слова: правовое государство, гражданское общество, государственная власть, сферы общественной жизни, диалектика взаимоотношений.

The article reveals the concepts of civil society and the rule of law, the relationship and influence of each other in the construction and development of a social, democratic society. In addition, the article considers and analyzes the main functions of civil society. Also, the ideas and goals of the rule of law, which is built on the basis of the aspirations and interests of civil society, are revealed.

Keywords: rule of law, civil society, state power, spheres of public life, dialectics of relationships.

На сегодняшний день абсолютное большинство европейских государств, а также Российская Федерация в качестве политического режима конституционно закрепляют демократию, что неразрывно связано с установлением правового государства, которое в общественном сознание воспринимается как особый тип организации государственной власти, возводимый на фундаменте права. Основная идея правового государства, выдвинутая в XVIII в. немецким философом И. Кантом, устанавливает концепцию постепенно развивающихся демократизма, суверенитета народа, как единственного источника власти, и в целом подчинение государства обществу. Говоря о данном явлении, нельзя не отметить его основной принцип — верховенство права, что в первую очередь означает господство закона. В ст. 15 Конституции РФ закреплено «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы» [1].

Сегодня Россия, хоть и провозглашена правовым государством, объективно говоря, все еще находится на пути становления такой политической власти, которая создает наиболее оптимальные условия для полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, осуществления последовательного ограничения государственной власти в целях недопущения ее злоупотреблений. Можно сказать, что наша страна создает свой образ правового государства, определяемый историей, традицией и культурой, что и позволит российскому обществу стать поистине свободным и демократичным [2].

Правовое демократическое государство имеет одной из своих целей обеспечение необходимых условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства [3]. В свою очередь наличие гражданского общества можно рассматривать как одну из основ построения страны, признающей верховенство права.

«Гражданское общество — это система негосударственных организаций, объединений, учреждений, институтов, политических партий, профессиональных и иных союзов, других неправительственных структур, взаимодействующих с официальной властью на равноправной основе. В идеале государство должно находиться под контролем гражданского общества, служить ему, а не наоборот. В принципе между ними должен быть конструктивный диалог». Иначе говоря, гражданское общество в различных своих проявлениях призвано выражать интересы и потребности индивидов в экономической, культурной и иных сферах.


Данный правовой институт существует как автономная единица, независимая от государственной власти и выступающая относительно нее в качестве направляющей силы, способной поставить под свой контроль государственный аппарат управления, заставив тем самым работать его во благо своих граждан, защищая их права и интересы. Это ли не первоочередная цель правового государства?

Однако нельзя делать ошибку, абсолютно противопоставляя гражданское общество государству. Исходя из того, что одна из важных функций государства — это координация и регулирование общественных отношений, что по преимуществу достигается использованием правового механизма, то необходимо понимать, что государство, по сути, должно контролировать деятельность институтов гражданского общества, дабы не допустить нарушение правопорядка и создание угрозы безопасности. В том числе действия гражданского общества направлены на установление стабильности в обществе, поддержания достойного уровня жизни населения. Немаловажное значение приобретает структурирование общественного мнения и информирование населения о ходе деятельности гражданского общества, которая во многом направлена на повышение правосознания населения, формирование правовой культуры. Работа соответствующих объединений граждан в итоге оказывает непосредственное влияние на содержание и ход проводимых реформ, в первую очередь, в социальной и культурной сферах, так как государственные органы, принимая во внимание конкретную деятельность институтов гражданского общества, составляют полноценное понимание того, что на данный момент необходимо для удовлетворения потребностей граждан, какие проблемы должны стать первоочередными для скорого разрешения [4].


Статья посвящена исследованию проблем формирования правового государства в России. Рассмотрен вопрос о влиянии государства и личности в правовом государстве, обозначены проблемы, негативно влияющие на формирование в стране основ правового государства. Выявлены основные способы развития правового государства в России.

Ключевые слова: правовое государство, признаки правового государства, гражданское общество, права и свободы человека и гражданина, демократия, правосознание, правовая культура.

В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается правовым государством [1, ст. 1].

Правовым государством является результат общества, целью которого является служение интересам общества, защита прав и свобод человека.

Отличием правового государства является его способность обеспечивать соблюдение законов, поддерживаемых гражданским обществом, с целью защиты прав и свобод личности, а также на создание необходимых условий для жизнедеятельности граждан и на справедливое урегулирование конфликтов и противоречий.

Актуальность данной темы объясняется тем, что построение правового государства непосредственно затрагивает интересы всех слоев общества, политических партий. Правовое государство является сложным, внутренне противоречивым общественно-политическим явлением, влияющим на судьбы общества, и имеющим многообразие выполняемых задач и функций.

Именно поэтому внимание таких отечественных политологов и правоведов, как Тихомиров Ю. А., Томилина Е. Е., Андронов И. В., Грязнова Т. Е. И др., направлено на проблему анализа концепции правового государства, чтобы выявить те части, использование которых возможно в современной политической реальности.

Проблемы становления правового государства в России во многом связаны с отсутствием достаточного исторического опыта. В начале 90-х годов началось быстрое движение в сторону правового государства, в то время, как опыт эволюционного развития политических институтов и государства, а также постепенное укрепление правовой базы правового государства-практически отсутствовал.

Нерешённым остаётся вопрос, по какому пути развиваться теории правового государства в России. Некоторые склонны полагать, что Россия должна следовать за западными странами англо-саксонского типа, и опираться на теорию и практику некоторых стран. Другие же, считают это невозможным, так как Россия шла по своему пути, и принципы других стран просто не приживутся в нашем обществе.

Следует отметить, что в нашей стране долгое время использовались практически все способы осуществления социального идеала, кроме собственно-правовых (политические, военные, экономические и т. д.). Тех мероприятий, признаков и черт, которые характерны для правового государства, сейчас крайне недостаточно для российской действительности [2, с. 12].

Существуют общие проблемы построения правового государства, характерные для многих стран (понимание верховенства ценности свободы личности по сравнению с другими ценностями). Но выделяются и характерные для отдельных стран особенности и проблемы построения правового государства.

В странах англо-саксонского права понятие правового государства сводится к государству, создаваемому и подконтрольному гражданскому обществу (его представительному органу). Для России же правовым является государство, которое ограничивает себя законом и гарантирует его верховенство. Это объясняется слабой степенью разработанности теории правового государства, понимания его сущности.

Правовое государство может быть построено только на основе гражданского общества, развитость которого, в свою очередь, зависит от степени реализации принципов правового государства.

При исследовании проблем правового государства необходимо анализировать возникающие вопросы как с позиции нормы права и правового регулирования, так и с точки зрения справедливости деятельности государства и выполнении им своего долга по отношению к обществу [3, с.3].

Проблемой является повышение качества закона с точки зрения его информационного обеспечения, обоснованность определения правовых целей и средств их достижения, статусов участников, баланса норм материального и процессуального права.

Существует необходимость обращаться к методикам оценки регулирующего правового воздействия, т. е. разработка системы прогнозных правовых показателей и способов оценки рисков, совершенствование механизма экспертной деятельности и порядка планирования законопроектной работы. Нашей стране, где нормы законов постоянно нарушаются, бездействуют, необходимы комплексные подходы к правовому обеспечению государственной деятельности. Огромное значение имеет создание стратегических документов (например: о научных концепциях развития российского законодательства).

Без единого, внутреннего, не противоречащего законодательства, невозможно успешное формирование правового государства, т. к. это приводит к конкуренции федеральных законов и местных законодательных актов, а это является следствием межнациональных конфликтов, имущественным и территориальным спорам.

Одним из главных признаков правового государства является разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Однако, президент не относится ни к одной из указанных ветвей, хотя и является центральным звеном государственной власти. Это приводит к ослаблению каналов взаимодействия ветвей власти между собой, а это, в свою очередь, означает их неизбежное столкновение и противоборство, вопреки общепубличным интересам. Законодательная власть не способна обеспечивать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по реализации федеральных законов.

Следует усилить законодательную власть на всех уровнях и улучшить работу правоохранительных органов. Для устранение такой проблемы, как коррозия свободы слова, манипулирование общественным сознанием, следует ограничить влияние государства на средства массовой информации. Необходимо обеспечить доступность правосудия для всех граждан.

В законах и положениях должны быть четко указаны полномочия публичных, общественных и корпоративных институтов в сфере правотворчества и правоприменения, а также виды и основания ответственности за нарушения обязательств.

Правильное сочетание норм международного и национального права помогает обеспечивать свой суверенитет, а также признает приоритет международно-правовых принципов и норм. Это, в свою очередь, поможет развить сотрудничество со многими странами, открывая путь для активного участия России в делах международных организаций и межгосударственных объединений.

Характеристика России как правового государства имеет не только конституционный, но и содержательно-целевой смысл. Оно призвано оптимизировать виды деятельности в обществе и условия жизни. В реальной жизни ни одно государство не существует без коррупционных проявлений, нарушения конституционных и иных правовых норм, что, несомненно, является значимым отклонением от нормативно-ценностных ориентиров [4, с. 19].

К сожалению, практика отстает от правовых моделей, и пока институты, чиновники и все граждане не освоят их в полной мере, государство не сможет быть признано правовым и фактически адекватным его принципам.

В Законе России необходимо провести преобразования, которые поспособствуют созданию в нашей стране реального правового государства и сильной демократической власти, подчиненной праву. На данный момент закреплённые принципы и нормы носят больше декларативный характер, в то время как идею правового государства должны реализовывать государственные органы и должностные лица именно на практике.

Многие российские учёные среди признаков правового государства выделяют юридическую защиту личности, эффективно действующие правоохранительные органы и соблюдение законности. В России необходимо более жёстко систематизировать законодательство. Вообще, деятельность органов государства часто неэффективна, но следует отметить и позитивные тенденции: правотворчество осуществляется на более демократических основах, меняется судебная система, а также меняется поведение граждан в сторону правомерного. В судебной практике допускаются ошибочные решения и частым является проявлением коррупции, что отрицательно сказывается на эффективности работы судов и на реальном доступе граждан к правосудию [5, с.5]. Необходимо усилить персональную ответственность за нарушения прав граждан, т. к. Основная проблема как раз не в закреплении прав, а в их обеспечении и защиты реализации.

Сейчас в России низкий уровень экономики, что приводит к отставанию от ведущих стран мира. Существует проблема взаимодействия правящей элиты и государственного аппарата. В России слабый уровень среднего класса, а каналы взаимодействие государства и гражданского общества в полной мере не сформированы.

Оформление среднего класса возможно при существовании определённого комплекса факторов: внешнего (стабилизация социально-экономических, политических институтов, а следовательно открытость действий власти) и внутреннего (формирование системы социокультурных ценностей и развитие автономной активности).

Следует преобразовать социально-экономическую и политическую системы (преобразование собственности). Это объясняется тем, что при безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, правовое государство невозможно [6, с.29]. Воздействие на экономику со стороны государства должно сводиться лишь к налоговому, кредитно-финансовому регулированию, а также к юридическому обеспечению неприкосновенности частной собственности, ведь прямое вмешательство государства в экономику является посягательством на экономическую свободу, и служит тормозом её развития.

Неотъемлемой составной частью политики государства считается реализация социальной программы, которая направлена как на культурное развитие, так и на улучшение экономического положения народа. Таким образом, правовое государство помимо формального определения в своей деятельности правом, должно также выражать нормы социальной справедливости, что является его высшим назначением.

Разнообразные исследования показывают, что несмотря на постоянный рост законов, отношения граждан к праву является пассивным. Это является следствием деформации правосознания. Чтобы изменить данное отношение граждан к государству, необходимо определить типологию правовых статусов граждан, в основе которых находятся публичные и частные интересы, а также социальные роли, которые они играют. Базовым является конституционный статус гражданина, а его содержание составляет признание приоритета прав и свобод человека.

Правосознание российского общества оценивается как невысокое. Право испытывает процесс формирования и содержит множество пробелов и противоречий; используются старые акты; а также право формируется узкой группой людей, которые зачастую лавируют свои интересы.

Для цельного гражданского общества требуется высокий уровень правосознания и правовой культуры. Государство должно предоставлять достойные условия жизни населению, социальные льготы. Это утвердит частное право и последуют налоги государству для тех же социальных льгот, а это поспособствует устойчивости в экономическом секторе страны. Такой признак правового государства, как широкие права и свободы личности, а также взаимность прав и обязанностей гражданина, государства и общества в России соблюдается, но частично. Так, существуют различные пособия, выплаты, но суммы их настолько малы, что существовать на такие деньги в правовом государстве не представляется возможным. Правовое государство предусматривает высокий уровень жизни человека и становится таковым только тогда, когда все, что закреплено на бумаге, будет реализовано в жизни.

Государству также следует уделить внимание коллективным правам (права на национальное самоопределение, определение прав представителей наций) [7, с.30].

Таким образом, для реализации идеи правового государства, т. е. для реализации положений, заложенных в концепции правового государства, должна существовать более высокая ступень развития системы социально-экономических отношений. Конституционная модель России остаётся не сформированной до конца, а это говорит о том, что прежде всего следует довести до конца процесс формирования всех конституционных институтов. По сути, России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного принципа правового государства. Государство не может обеспечить в должной мере права и свободы граждан в различных сферах (науки, образования, социального обеспечения).

Путь к правовому государству довольно долгий и не простой, и его построение должно иметь стратегию и тактику. Сейчас нельзя сказать о наличии в полной мере правового государства в России. Правовое государство несомненно имеет свою специфику, но в целом развивается по пути многих стран Запада. Процесс его формирования имеет свой естественный темп, который вряд ли можно ускорить, учитывая то, что Россия в современный период находится в состоянии кризиса, а это только обостряет трудности на пути движения к правовому государству.

И в заключении хочется привести слова Ковалёва С. А.: «Ни о какой федеральной программе, ни о каком прогрессе в области прав человека не приходится говорить, если между властью и обществом по-прежнему будет стоять стеной отчужденная от общества бюрократия, озабоченная лишь удержанием в своих руках рычагов власти Россия никогда не стане ни правовой, ни демократической, если власть по-прежнему останется неким таинством, а не понятного для каждого рабочим механизмом решения общих задач».

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием от 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. —№ 31. —2014. —Ст.4398.
  2. Тихомиров Ю. А. Правовое государство: проблемы формирования и развития // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование—№ 5. —2011. —Ст.3–10.
  3. Томилина Е. Е., Кузнецова Ю. А. Актуальные проблемы правового государства на современном этапе развития // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. —№ 2–2. —2015. —Ст.3–10.
  4. Тихомиров Ю. А. Эффективность законодательства в экономической сфере. М.: Волтерс Клувер. —№ 5. —2010. —С. 18–27.
  5. Ерофеева К. В., Воронова Т. А. Проблемы формирования правового государства в современной России // Студенческий научный форум. —2012. —С. 5–10.
  6. Грязнова Т. Е. Проблема соотношения конституционного и правового государства в Российской юридической науке конца XIX начала XX в. // Вестник Омского университета. Серия «Право». —№ 2 (39). —2014. —С. 18–29.
  7. Бусурманов Ж. Д. Евразийский союз в контексте прав человека: взгляд из будущего на интеграционный проект // Государственное управление и государственная служба. —№ 3. —2013. —С. 29–32.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое государство, Россия, государство, гражданское общество, полная мера, свобода человека, влияние государства, законодательная власть, отношение граждан, правовая культура.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: