Федеральная государственная информационная система досудебного обжалования администратор оив

Обновлено: 03.10.2022

«На портале госуслуг в рамках сервиса «Жалоба на решение контрольных органов» теперь доступен функционал подачи жалоб о нарушениях моратория на проверки. Срок рассмотрения жалобы контрольным (надзорным) органом составляет 1 рабочий день, не считая дня подачи», — прокомментировал новый функционал руководитель проектной группы по внедрению системы досудебного обжалования Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Константин Цветов на совещании для федеральных и региональных органов исполнительной власти, посвященное работе в подсистеме досудебного обжалования.

«В новом разделе незначительные отличия от обычной формы подачи жалобы. Заявителю нужно заполнить номер проверки, после чего автоматически появятся данные того органа, который её проводил (из ЕРП и ЕРКНМ). В этом «окне» пользователь может приложить все необходимые документы и суть обращения», - сообщил эксперт. Такие жалобы будут приходить в центральные аппараты федеральных органов исполнительной власти, если это федеральный вид контроля (надзора). На региональном и муниципальном уровнях жалобы будут поступать в те контрольные (надзорные) органы, которые проводили соответствующие проверки. Вопрос подписания решения остается за руководителем контрольного (надзорного) органа», - пояснил эксперт.

Цветов уточнил, если жалоба пришла, например, 7 апреля в любое время, срок её рассмотрения станет 8 апреля (до конца календарного дня — до 23.59). Учитываются только рабочие дни, даже в случае, если жалоба поступит в выходной день. Чтобы ничего не пропустить, настройки по уведомлениям и оповещениям контролёр может сделать в личном кабинете.

По итогам рассмотрения жалобы контролёр принимает итоговое решение. Всего три вида: «удовлетворить жалобы и отменить решение», «частично удовлетворить жалобу и частично отменить решение», «отказать в удовлетворении жалобы».

После того, как выбрано итоговое решение, исполнитель пишет обоснование принятого решения, выбирает согласующих лиц и отправляет документ на подпись. Руководитель обязан подписать электронной подписью и решение отправляется на портал госуслуг.

«Механизм максимально прост», — резюмировал спикер.

Директор Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности Минэкономразвития России Александр Вдовин сообщил, что министерство будет проводить проверку по каждой такой жалобе с последующим докладом в Правительство Российской Федерации.

В ходе совещания Александр Вдовин озвучил жалобы с ближайшим сроком рассмотрения и жалобы, рассмотренные с нарушением срока.

«Мы предлагаем контрольным (надзорным) органам максимально отрабатывать с бизнесом проблемные вопросы, стараться решать эти вопросы в рамках мероприятий по профилактике, добиваться того, чтобы бизнес понимал — какие требования и как их следует соблюдать», — отметил Александр Вдовин.

По словам вице-президента, руководителя центра институционального развития контрольной (надзорной) деятельности ЦСР Константина Никитина на 7 апреля всего с начала года поступило 1945 жалоб, лидером по клиентоориентированности является Ростехнадзор (61,4 % в пользу заявителя, в том числе 37 решения (20,1%) — полностью в пользу заявителя). В первой тройке регионов по количеству обжалований — Москва, Санкт-Петербург и Тюменская область. Что касается жалоб и решений контрольных (надзорных) органов с указанием постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 — их 23.

Вы можете пожаловаться на качество предоставления государственных или муниципальных услуг.

Полезные ссылки

Единый портал государственных и муниципальных услуг


Федеральная государственная информационная система досудебного обжалования обеспечивает процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Функции ФГИС:

Обеспечение реализации прав граждан на досудебное (внесудебное) обжалование при предоставлении государственных и муниципальных услуг с использованием федеральной информационной системы досудебного обжалования.;

Ведение реестра жалоб на решения и действия (бездействие), совершенные при предоставлении государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими.

Обратите внимание!

Для руководителей, уполномоченных подписывать ответы на поданные в ведомства жалобы и обращения граждан, необходимо получить квалифицированные электронные подписи (КЭП).

Ведомство будет считаться подключенным к системе досудебного обжалования (ФГИС ДО), если хотя бы один сотрудник ведомства с назначенной в ЕСИА ролью «Должностное лицо по обработке жалоб» или «Делопроизводитель» хотя бы один раз осуществил вход в личный кабинет должностного лица на портале ФГИС ДО.

Для выполнения полного цикла обработки жалобы, включая перенаправление в другое ведомство и отправка ответа заявителю, необходимо, чтобы в ведомстве был назначен хотя бы один ответственный сотрудник с назначенной в ЕСИА ролью «Руководитель ОИВ» либо «Делопроизводитель».

Для корректной работы ведомства с ФГИС ДО необходимо, чтобы в ведомстве был назначен хотя бы один ответственный сотрудник с назначенной в ЕСИА ролью «Администратор ОИВ».

Инструкции пользователей ФГИС ДО:

Консультации по вопросам функционирования и заполнения реестра:

Макаров Сергей Павлович - директор департамента,

Гаранина Татьяна Владимировна - ведущий специалист отдела развития электронного правительства,

Департамент развития электронного правительства

Мы отвечаем за реализацию электронного правительства в Ульяновской области

Портал Досудебного обжалования обеспечивает доступ к единому реестру жалоб, связанных с нарушениями порядка предоставления государственных и муниципальных услуг, и представляет собой альтернативу обращения в суд. Портал Досудебного обжалования позволяет восстановить свои нарушенные права более оперативно, чем судебные процедуры.

На какие нарушения можно подать жалобу?

В соответствии с Федеральным законом №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» гражданин РФ может подать жалобу на нарушение порядка предоставления государственных и муниципальных услуг, выразившееся в неправомерных решениях и действиях (бездействии) должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, по следующим причинам:

  • Нарушение сроков предоставления услуги;
  • Нарушение сроков регистрации запроса на услугу;
  • Отказ в исправлении допущенных ошибок или опечаток;
  • Отказ в предоставлении государственной услуги;
  • Отказ в приеме документов;
  • Требование дополнительной платы;
  • Требование дополнительных документов.

Что необходимо для того, чтобы заявитель подал жалобу на портале досудебного обжалования?

В какие сроки должна быть рассмотрена жалоба?

Жалобы рассматриваются ответственными должностными лицами в течение 15 рабочих дней с момента регистрации жалобы на портале Досудебного обжалования. О статусе рассмотрения жалобы Вы можете узнать в личном кабинете.

По всем вопросам связанным с подключением к Федеральной государственной информационной системе досудебного обжалования просьба обращаться по телефону
8 (423) 2222-664.

2. План-график подключения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Приморского края к порталу системы досудебного обжалования.

Мероприятия по подключению органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Приморского края проводятся в соответствии с разработанным план-графиком подключения ОИВ и ОМСУ в субъектах РФ к системе досудебного обжалования

3. Нормативно-правовая база.

Постановлением правительства РФ от 20 ноября 2012 года № 1198 оператором системы определено Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минкомсвязь). В положении о ФГИС ДО, был установлен порядок создания и функционирования системы досудебного обжалования, прописаны подсистемы в виде реестров жалоб от населения.
В сентябре 2013 года Минкосвязь предложила интегрировать данную систему в Единый портал государственных услуг (ЕПГУ) с идеей создать универсальную точку доступа как для получения государственных и муниципальных услуг, так и для обжалования действий чиновников.
Сведения о содержании жалоб должны быть размещены в информационной системе портала автоматически в течении одного рабочего дня после поступления информации в систему досудебного обжалования.

4. Руководства по организации работы в системе досудебного обжалования ФГИС ДО.

5. Перечень мероприятий по подключению органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Приморского края к системе досудебного обжалования ФГИС ДО.

В целях обеспечения доступа к системе досудебного обжалования необходимо провести ряд организационных и технических мероприятий:

1. Актуализация сведений в информационной системе "Реестр государственных услуг Приморского края";

  • Актуализировать сведения о предоставляемых государственных (для ОИВ ПК) или муниципальных услугах (для - ОМСУ ПК);
  • Заполнить ОГРН (Основной государственный регистрационный номер) учреждения;

Внесенная вами информация направляется в Сводный реестр государственных и муниципальных услуг Российской Федерации (далее - СРГУ) и публикуется в течении суток.

Данные об объектах в СРГУ (статус, дата публикации, ОГРН) можно самостоятельно проверить в отчете о наполнении СРГУ:

Подробная информация о работе с информационной системой "Реестр государственных услуг Приморского края" представлена в подразделе РГУ на сайте Администрации ПК.

3. Пройти регистрацию органа власти в Единой системе идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА) для создания учреждению профиля ведомства в ЕСИА.

Ответственным лицом органа власти в профиле ЕСИА обычно выступает руководитель департамента (инспекции) или Глава Администрации района/городского округа. Электронная подпись органа власти (ЭП ОВ) выданная на руководителя ведомства позволяет получить доступ в профиль ведомства ЕСИА в качестве администратора.

4. Внести ответственных лиц, назначенных по приказу " О мерах, обеспечивающих организацию взаимодействия с федеральной государственной информационной системой досудебного обжалования " в профиль ведомства ЕСИА.

6. Типичные ошибки возникающие при подключении к системе досудебного обжалования ФГИС ДО.

В пункте 5 (подпункт 1) указаны ссылки на отчеты по субъектам Российской Федерации в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (СРГУ). По этим ссылкам вы можете узнать последнюю информацию о вашем ведомстве.

Предварительно убедитесь в том, что в карточке вашего ведомства внесены сведения ОГРН (Основной государственный регистрационный номер), сведения о государственных или муниципальных услугах ведомства в информационную систему "Реестр государственных и муниципальных услуг".

Подробная информация о работе с информационной системой "Реестр государственных услуг Приморского края" представлена в подразделе РГУ на сайте Администрации ПК.

Глава 2.1. Досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, многофункционального центра, работника многофункционального центра, а также организаций, осуществляющих функции по предоставлению государственных или муниципальных услуг, или их работников

Статья 11.1. Предмет досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, многофункционального центра, работника многофункционального центра, а также организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, или их работников

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

1) нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, запроса, указанного в статье 15.1 настоящего Федерального закона;

2) нарушение срока предоставления государственной или муниципальной услуги. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона;

3) требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги;

4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги, у заявителя;

5) отказ в предоставлении государственной или муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона;

6) затребование с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

7) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, многофункционального центра, работника многофункционального центра, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, или их работников в исправлении допущенных ими опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона;

8) нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной или муниципальной услуги;

9) приостановление предоставления государственной или муниципальной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона.

10) требование у заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Статья 11.2. Общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы

1. Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу, многофункциональный центр либо в соответствующий орган государственной власти (орган местного самоуправления) публично-правового образования, являющийся учредителем многофункционального центра (далее - учредитель многофункционального центра), а также в организации, предусмотренные частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона. Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу, подаются в вышестоящий орган (при его наличии) либо в случае его отсутствия рассматриваются непосредственно руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу. Жалобы на решения и действия (бездействие) работника многофункционального центра подаются руководителю этого многофункционального центра. Жалобы на решения и действия (бездействие) многофункционального центра подаются учредителю многофункционального центра или должностному лицу, уполномоченному нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Жалобы на решения и действия (бездействие) работников организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, подаются руководителям этих организаций.

2. Жалоба на решения и действия (бездействие) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу, государственного или муниципального служащего, руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу, может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя. Жалоба на решения и действия (бездействие) многофункционального центра, работника многофункционального центра может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официального сайта многофункционального центра, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя. Жалоба на решения и действия (бездействие) организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также их работников может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официальных сайтов этих организаций, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

3. Порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, и их работников, а также жалоб на решения и действия (бездействие) многофункционального центра, его работников устанавливается Правительством Российской Федерации.

3.1. В случае, если федеральным законом установлен порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, должностных лиц органов, предоставляющих государственные услуги, или органов, предоставляющих муниципальные услуги, либо государственных или муниципальных служащих, для отношений, связанных с подачей и рассмотрением указанных жалоб, нормы статьи 11.1 настоящего Федерального закона и настоящей статьи не применяются.

3.2. Жалоба на решения и (или) действия (бездействие) органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, должностных лиц органов, предоставляющих государственные услуги, или органов, предоставляющих муниципальные услуги, либо государственных или муниципальных служащих при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, может быть подана такими лицами в порядке, установленном настоящей статьей, либо в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, в антимонопольный орган.

4. Особенности подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих, а также на решения и действия (бездействие) многофункционального центра, работников многофункционального центра устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

5. Жалоба должна содержать:

1) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, многофункционального центра, его руководителя и (или) работника, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, их руководителей и (или) работников, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

2) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, многофункционального центра, работника многофункционального центра, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, их работников;

4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, многофункционального центра, работника многофункционального центра, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, их работников. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

6. Жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, орган, предоставляющий муниципальную услугу, многофункциональный центр, учредителю многофункционального центра, в организации, предусмотренные частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, либо вышестоящий орган (при его наличии), подлежит рассмотрению в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, многофункционального центра, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

7. По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:

1) жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

2) в удовлетворении жалобы отказывается.

8. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в части 7 настоящей статьи, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

8.1. В случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, указанном в части 8 настоящей статьи, дается информация о действиях, осуществляемых органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, многофункциональным центром либо организацией, предусмотренной частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной или муниципальной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной или муниципальной услуги.

8.2. В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, указанном в части 8 настоящей статьи, даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.

9. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, работник, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб в соответствии с частью 1 настоящей статьи, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

10. Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок рассмотрения жалоб на нарушения прав граждан и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Статья 11.3. Информационная система досудебного (внесудебного) обжалования

В Российской Федерации создается федеральная информационная система досудебного (внесудебного) обжалования, которая является федеральной государственной информационной системой. Создание и функционирование федеральной информационной системы досудебного (внесудебного) обжалования регулируются федеральными законами и правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В случае возникновения проблем с получением государственных услуг, Вы можете подать жалобу по следующим адресам:

Управление ГИБДД МВД по Чувашской Республике - Чувашская Республика, ул. Богдана Хмельницкого, д. 37, 428038.

Многие государственные услуги в настоящий момент имеют полностью или частично цифровой интерфейс, используемый для взаимодействия заявителей с органами власти. Однако даже если форма услуги представлена в режиме онлайн, некоторые органы власти по-прежнему осуществляют обработку данных при помощи устаревших бумажных процедур.

В рамках проекта по досудебному обжалованию реализуется единая цифровая платформа решения спорных ситуаций при взаимодействии граждан и бизнеса с контрольными (надзорными) органами.

Константин Цветов, руководитель проектной группы по реализации проекта Аналитического центра при Правительстве России рассказал более подробно о проводимом эксперименте на конференции «Организация предоставления государственных услуг в условиях цифровой экономики. Итоги работы и перспективы развития», организованной Фондом социального страхования России.

Как отметил эксперт, миссия современного цифрового государства — это формирование системы государственного контроля (надзора), основанного на принципах открытости.

«Система досудебного обжалования должна стать одним из важнейших элементов будущей системы контрольно-надзорной деятельности, взять на себя задачи по мониторингу качества контрольных мероприятий, проводимых органами, выявлению причин невыполнения обязательных требований, а также стать одним из механизмов актуализации системы обязательных требований», — рассказал Цветов.

Он добавил, что впервые процедура досудебного разрешения спора с контролируемым лицом, реализуемая самостоятельно органом власти по жалобе заявителя, обрела свое воплощение в формате нормы в составе федерального закона о госконтроле, принятого в июле 2020 года.

Эксперт отметил, что вступление в силу досудебного порядка разрешения споров для отдельных видов контроля предполагается уже с 1 июля 2021 года. Обязательный статус данный порядок приобретёт с 1 января 2023 года. Но уже сейчас Правительством Российской Федерации совместно с Минэкономразвития России и Минцифрой России запущен эксперимент по апробации совершенно нового механизма взаимодействия государства и бизнеса в процессе разрешения споров при осуществлении контрольных мероприятий в досудебном порядке. В эксперименте участвуют 3 пилотных органа власти — МЧС России, Росздравнадзор и Ростехнадзор. А также прорабатываются подходы к цифровизации процедуры досудебного обжалования, модернизируются внутренние административные процессы, систематизируются и актуализуются нормативные регламенты.

«Важнейшим принципом новой системы является дистанционная форма взаимодействия контролируемого лица и контрольно-надзорного органа за счет полной цифровизации процесса («без бумаги»), а также реализация механизма решения спорных ситуаций по фаст-треку (укороченные сроки рассмотрения и реагирования)», - отметил эксперт.

Подача жалобы предполагается исключительно в электронном виде с использованием Единого портала государственных услуг, а рассмотрение – с помощью специальной системы досудебного обжалования, либо ведомственных информационных систем контрольных органов. Сроки подачи жалобы для заявителя строго ограничены законодательно, но могут быть продлены при документарном подтверждении заявителя.

Общий срок рассмотрения жалобы составляет 20 рабочих дней. Этот срок можно продлить в случае необходимости, а, в случае отсутствия важных документов, контрольный орган вправе запросить их у заявителя.

За счет перевода процедуры досудебного обжалования в цифровую среду предполагается максимально упростить для заявителя механизм подачи жалобы, исключив формальные шаги и уменьшив до минимума набор документов, которые ему необходимо представить, а для контрольного органа это позволит значительно снизить трудозатраты, и, сократить срок рассмотрения обращения.

Внедрение цифровых инструментов формирования аналитики причин жалоб позволит в перспективе проводить мониторинг качества контрольных мероприятий, проводимых контрольными (надзорными) органами, выявлять причины невыполнения обязательных требований и участвовать в актуализации системы обязательных требований.

Контроль за процессом рассмотрения жалобы, включая получение итогового решения, может выполняться заявителем со своего смартфона.

Напомним, что система досудебного обжалования должна быть полностью внедрена в 2023 году. Для апробации нового механизма решено провести эксперимент. Порядок его организации и проведения закреплен постановлением Правительства РФ от 24 июля 2020 г. № 1108.

Ответственным за разработку методологического блока эксперимента является Минэкономразвития России, техническим заказчиком проекта – Минцифры России. К формированию общей идеологии проекта также привлечены специалисты Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, МЧС, Ростехнадзора и Росздравнадзора, а также представители экспертного сообщества и бизнес-объединений.

Для проведения эксперимента на первом этапе выбраны самые популярные виды контроля и самые «активные» ведомства.

Эксперимент проводится в 4 субъектах РФ: Москва, Московская область, Краснодарский край, Самарская область.

Подать жалобу можно через портал госуслуг в разделе «Жалоба на решение контрольных органов».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: