Этот договор был подписан 13 декабря 2007 года государствами европейского союза

Обновлено: 04.12.2022

В этой статье говорится о Договоре о Европейском Союзе в его нынешней редакции. О Маастрихтском договоре как о поправке к договору см. Маастрихтский договор ; версию договора, действовавшую с 1993 по 2009 год, см. в Договоре о Европейском Союзе (1993-2009) .

См. Договор в Википедии

  • Договор о Европейском Союзе (1993-2009)
    • Маастрихтский договор (1992 г.)
    • Амстердамский договор (1997 г.)
    • Договор о Ницце (2001)
    • Лиссабонский договор (2007 г.)

    Договор о Европейском Союзе (ДФЭ), также называемый Маастрихтский договор , поскольку он был подписан там в своей первой версии, является одним из основателей договоров о Европейском Союзе , другой являющийся Договор о функционировании Европейского Союза. Европейский Союз . В своей последней версии перед Лиссабонским договором договор подтвердил цели Союза, определил три « столпа » его действий и предоставил институциональную основу Европейскому совету . С подписанием Лиссабонского договора договор был радикально пересмотрен, и некоторые элементы, включая основную структуру, исчезли.

    Маастрихтский договор был подписан всеми двенадцатью государствами-членами Европейского экономического сообщества в Маастрихте (Нидерланды), 7 февраля 1992 г. , после соглашения, достигнутого на Маастрихтском совете Европы в декабре 1991 года и вступившего в силу 1 - й Ноября 1993 года . Впоследствии в него вносятся изменения Амстердамским и Ниццким договорами , которые вводят новые положения и изменяют номера всех статей. Наконец, в него снова внесены поправки Лиссабонским договором , который вступил в силу 1 - й декабря 2009 .

    Резюме

    Исторический

    Маастрихтский договор: Договор об учреждении Европейского Союза в 1992 г.

    Маастрихтский договор о Европейском союзе знаменует собой создание Европейского союза, который описывается как «новый этап в процессе создания еще более тесного союза между народами Европы» . ДЭ охватывает уже существующие Европейские сообщества путем изменения договоров , устанавливающих их ( TCEE , Договора Евратом , и Договора ЕОУС ), новый общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ) и сотрудничество в области правосудия и внутренних дел . Эта новая архитектура обычно представлена ​​в виде трехколонного греческого храма .

    Маастрихтский договор коренным образом изменяет Договор об учреждении Европейского экономического сообщества , который становится Договором об учреждении Европейского сообщества , отражая, таким образом, превышение первоначальных экономических целей и утверждение политических, финансовых и социальных целей, основанных на укреплении демократических принципов. легитимность Европы.

    Основные положения Маастрихтского договора касаются:

    • институт Европейского Союза , вокруг единой институциональной структуры, которая усиливает роль Европейского парламента , и процессов принятия решений общественного характера для политики и сфер деятельности первого столпа или межправительственного для двух других столпов ;
    • завершение создания единого рынка и создание Экономического и валютного союза (ЭВС), что приведет к единой валюте, евро, в которой он определяет институты и основные правила, которые государства должны соблюдать, чтобы стать частью из него, включая критерии сходимости ;
    • установление европейского гражданства и расширение компетенции Европейского сообщества в вопросах социальной политики , образования, здравоохранения или защиты потребителей, что отражает сильную ориентацию на защиту и развитие людей в рамках Союза;
    • разработка региональной политики за счет софинансирования проектов в неблагополучных регионах Союза.

    Соединенное Королевство и Дания извлекают выгоду из исключений из применения определенных положений договора, особенно влияющих на EMU или CFSP.

    Первая редакция: Амстердамский договор

    Договор о Европейском Союзе всегда задумывался как первый шаг в процессе, который все еще продолжается. Таким образом, в статье N первоначального договора объявляется, что «конференция представителей правительств государств-членов будет созвана в 1996 году для рассмотрения в соответствии с целями, изложенными в статьях А и В общих положений, положений этот договор, в отношении которого планируется обзор ».

    Вторая редакция: Ниццкий договор

    Однако расширение Европы из пятнадцати до десяти новых стран потребовало реформы институтов, чего не было проведено Амстердамским договором. Вот почему новая межправительственная конференция открылась 14 февраля 2000 г. , произведенная Ниццким договором , новая редакция европейских договоров.

    Этот договор расширяет сферу принятия решений большинством голосов и изменяет распределение голосов в Совете Европейского Союза, устанавливая двойное большинство: по голосам и по представленному населению. Добавлены статьи 27 A - 27 E о расширении сотрудничества в области общей внешней политики и политики безопасности .


    Эволюция между первоначальным проектом конституции Европы (слева) и новой европейской институциональной структурой, принятой Лиссабонским договором (справа).

    ДОГОВОР О ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
    ПРЕАМБУЛА


    ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО КОРОЛЬ БЕЛЬГИЙЦЕВ,
    ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО КОРОЛЕВА ДАНИИ, ПРЕЗИДЕНТ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ, ПРЕЗИДЕНТ ГРЕЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
    ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО КОРОЛЬ ИСПАНИИ, ПРЕЗИДЕНТ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ПРЕЗИДЕНТ ИРЛАНДИИ, ПРЕЗИДЕНТ ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
    ЕГО КОРОЛЕВСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО ВЕЛИКИЙ ГЕРЦОГ ЛЮКСЕМБУРГСКИЙ,
    ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО КОРОЛЕВА НИДЕРЛАНДОВ, ПРЕЗИДЕНТ ПОРТУГАЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
    ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО КОРОЛЕВА СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ,
    ПРЕИСПОЛНЕННЫЕ РЕШИМОСТИ перейти на новый этап в процессе европейской интеграции, начатом созданием Европейских сообществ;
    ПОЛУЧАЯ ВДОХНОВЕНИЕ от культурного, религиозного и гуманистического наследия Европы, на основе которого сформировались универсальные ценности — неприкосновенные и неотчуждаемые права человеческой личности, свобода, демократия, равенство и правовое государство;
    НАПОМИНАЯ об историческом значении прекращения разделенности европейского континента и о необходимости установить прочные основы для устройства будущей Европы;
    ПОДТВЕРЖДАЯ свою приверженность принципам свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод и принципу правового государства;
    ПОДТВЕРЖДАЯ свою приверженность основным социальным правам, как они определены в Европейской социальной хартии, подписанной в Турине 18 октября 1961 г., и в Хартии Сообщества об основных социальных правах работников 1989 г.;
    ЖЕЛАЯ углубить солидарность между своими народами при уважении их истории, культуры и традиций;
    ЖЕЛАЯ усилить демократический характер и эффективность функционирования институтов, чтобы обеспечить им возможность лучше выполнять в рамках единого институционального механизма задачи, которые на них возложены;
    ПРЕИСПОЛНЕННЫЕ РЕШИМОСТИ укрепить свои экономические системы, а также обеспечить их сближение и создать экономический и валютный союз, включающий в соответствии с положениями настоящего Договора и Договора о функционировании Европейского Союза единую и стабильную денежную единицу;
    ПОБУЖДАЕМЫЕ СТРЕМЛЕНИЕМ содействовать экономическому и социальному прогрессу своих народов с учетом принципа устойчивого развития и в контексте завершения формирования внутреннего рынка и усиления сплочения и охраны окружающей среды и проводить политику, обеспечивающую прогресс одновременно и в экономической интеграции, и в других областях;
    ПРЕИСПОЛНЕННЫЕ РЕШИМОСТИ учредить гражданство, общее для граждан своих стран;
    ПРЕИСПОЛНЕННЫЕ РЕШИМОСТИ проводить общую внешнюю политику и политику безопасности, включая поступательное формирование общей оборонной политики, которая, возможно, приведет к общей обороне в соответствии с положениями статьи 42, укрепляя тем самым индивидуальность Европы и ее независимость в целях содействия миру, безопасности и прогрессу в Европе и во всем мире;
    ПРЕИСПОЛНЕННЫЕ РЕШИМОСТИ содействовать свободному передвижению лиц, обеспечивая при этом безопасность и надежную защиту своих народов, путем создания пространства свободы, безопасности и правосудия в соответствии с положениями настоящего Договора и Договора о функционировании Европейского Союза;
    ПРЕИСПОЛНЕННЫЕ РЕШИМОСТИ продолжить процесс создания все более сплоченного союза народов Европы, в котором со- гласно принципу субсидиарности принятие решений в максимально возможной степени приближено к гражданам;
    ИСХОДЯ ИЗ ПЕРСПЕКТИВЫ дальнейших этапов, переход к которым будет необходим с целью обеспечить поступательное развитие европейской интеграции;
    РЕШИЛИ учредить Европейский Союз и назначили с этой целью своими полномочными представителями:
    ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО КОРОЛЬ БЕЛЬГИЙЦЕВ:
    Марка ЭЙСКЕНСА, Министра иностранных дел, Филиппа МЕЙТАДТА, Министра финансов;
    ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО КОРОЛЕВА ДАНИИ:
    Уффе ЭЛЛЕМАНА-ЙЕНСЕНА, Министра иностранных дел, Андерса ФОГА РАСМУССЕНА, Министра экономики;
    ПРЕЗИДЕНТ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ:
    Ганса Дитриха ГЕНШЕРА, Федерального министра иностранных дел,
    Теодора ВАЙГЕЛЯ, Федерального министра финансов;
    ПРЕЗИДЕНТ ГРЕЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ:
    Антониоса САМАРАСА, Министра иностранных дел, Эфтимиоса ХРИСТОДУЛУ, Министра экономики;
    ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО КОРОЛЬ ИСПАНИИ:
    Франциско ФЕРНАНДЕСА ОРДОНЬЕСА, Министра иностранных дел,
    Карлоса СОЛЬЧАГУ КАТАЛАНА, Министра экономики и финансов,
    ПРЕЗИДЕНТ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ:
    Ролана ДЮМА, Министра иностранных дел,
    Пьера БЕРЕГОВУА, Министра экономики, финансов и бюджета;
    ПРЕЗИДЕНТ ИРЛАНДИИ:
    Джерарда КОЛЛИНСА, Министра иностранных дел, Берти АХЕРНА, Министра финансов;
    ПРЕЗИДЕНТ ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ:
    Джанни ДЕ МИКЕЛИСА, Министра иностранных дел, Гвидо КАРЛИ, Министра казначейства;
    ЕГО КОРОЛЕВСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО ВЕЛИКИЙ ГЕРЦОГ ЛЮКСЕМБУРГСКИЙ:
    Жака Ф. ПООСА, Заместителя премьер-министра, Министра иностранных дел,
    Жана-Клода ЮНКЕРА, Министра финансов;
    ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО КОРОЛЕВА НИДЕРЛАНДОВ:
    Ханса ВАН ДЕН БРУКА, Министра иностранных дел, Виллема КОКА, Министра финансов;
    ПРЕЗИДЕНТ ПОРТУГАЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКИ:
    Жуана де Деус ПИНЕЙРО, Министра иностранных дел, Жоржи БРАГУ де МАСЕДО, Министра финансов;
    ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО КОРОЛЕВА СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ:
    Высокочтимого Дугласа ХЕРДА, Министра иностранных дел и по делам Содружества,
    Достопочтенного Фрэнсиса МОДА, Финансового секретаря Казначейства,
    КОТОРЫЕ после обмена своими полномочиями, найденными в полном порядке и надлежащей форме, согласились о нижеследующем:
    Раздел I
    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1 (бывшая статья 1)
    Настоящим Договором ВЫСОКИЕ ДОГОВАРИВАЮЩИЕСЯ СТОРОНЫ учреждают между собой ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (далее именуемый «Союз»), которому государства-члены предоставляют компетенцию для достижения своих общих целей.
    Настоящий Договор знаменует собой новый этап в процессе со- здания все более сплоченного союза народов Европы, в котором принятие решений осуществляется при как можно более полном соблюдении принципа гласности и в максимально возможной степени приближено к гражданам.
    Союз основывается на настоящем Договоре и на Договоре о функционировании Европейского Союза (далее именуемых «Договоры»). Эти два Договора имеют одинаковую юридическую силу. Союз заменяет собой Европейское сообщество и является его правопреемником.

    Статья 2 (бывшая статья 1bis)
    Союз основан на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Эти ценности являются общими для государств-членов в рамках общества, характеризующегося плюрализмом, недискриминацией, терпимостью, справедливостью, солидарностью и равенством женщин и мужчин.


    Конституция ЕС (полное официальное название — Договор о введении Конституции для Европы) — международный договор, призванный играть роль конституции Европейского союза и заменить все прежние учредительные акты ЕС. Подписан в Риме 20 октября 2004. В силу не вступил. В настоящее время возможность вступления его в силу не рассматривается ввиду подписания Лиссабонского договора.

    Содержание

    История

    Вопрос о необходимости изменения принципов управления Евросоюзом и структуры руководящих органов встал в 1990-е годы, когда стало очевидно, что в ближайшем будущем произойдёт самое масштабное в истории расширение ЕС (с 15 до 25 членов). До сих пор в ЕС при принятии важнейших решений действовал принцип консенсуса — но с расширением состава возникала вероятность того, что самые важные решения окажутся надолго заблокированными.

    Решение о начале работ по созданию общеевропейской конституции было принято на саммите ЕС в декабре 2001. Рабочий орган по разработке проекта конституции получил название конвент, возглавил его бывший Президент Франции Валери Жискар д`Эстен.

    Работа над проектом конституции длилась три года. Окончательный текст документа был одобрен на специальном саммите ЕС в июне 2004.

    29 октября 2004 главы всех 25-ти государств-членов Евросоюза подписали в Риме новую европейскую конституцию. Уникальность этого документа состоит в том, что он появился сразу на 20-ти языках и стал самой пространной и всеобъемлющей конституцией в мире. Европейская конституция, по мнению её авторов, должна была способствовать появлению общеевропейского самосознания и сделать ЕС моделью нового миропорядка.

    Церемония прошла в зале Горациев и Куриациев римского дворца Киджи на Капитолийском холме. Именно здесь 25 марта 1957 года главы Бельгии, Германии, Франции, Италии, Люксембурга и Нидерландов подписали Римский договор о ликвидации торговых барьеров, совместной экономической политике и унификации жизненных стандартов в своих странах.

    Предлагаемые изменения

    Проект Конституции упорядочивает правовые основы всех договоров, заключённых между странами Евросоюза.

    265-страничный документ содержит 450 статей и 60 000 слов, что сделало европейскую конституцию второй по многословности в мире (на первом месте Конституция Республики Калифорния).

    Конституция меняет структуру и функции институтов ЕС:

    • В Совете ЕС предусмотрена должность президента. Сейчас пост главы Совета по принципу ротации каждые полгода передаётся от одной страны ЕС другой — согласно Конституции, президент должен был назначаться Советом сроком на 2,5 года.
    • Предусмотрена также должность министра иностранных дел ЕС, который, по мысли авторов, должен представлять единую европейскую внешнюю политику — ныне внешнеполитические функции разделены между верховным представителем ЕС по внешней политике (сегодня этот пост занимает Хавьер Солана) и членом Еврокомиссии, ответственным за внешние связи (Бенита Ферреро-Вальднер). Однако страны — члены ЕС по-прежнему могут вырабатывать собственную позицию по любому вопросу, и глава МИД Европы сможет говорить от имени ЕС только в том случае, если будет достигнут консенсус.
    • Проект Конституции предполагал сокращение состава Еврокомиссии: сейчас действует принцип «одна страна — один еврокомиссар», но с 2014 года число еврокомиссаров должно было составить две трети от числа стран-членов.
    • Проект Конституции расширял полномочия Европарламента, который, как предполагалось, должен был не только утверждать бюджет, но и заниматься проблемами, связанными с состоянием гражданских свобод, пограничного контроля и иммиграции, сотрудничества судебных и правоохранительных структур всех стран ЕС.

    Проект конституции, среди прочего, предполагал отказ от принципа консенсуса и замену его на принцип так называемого «двойного большинства»: решение по большинству вопросов (кроме вопросов внешней политики и безопасности, социального обеспечения, налогообложения и культуры, где сохраняется принцип консенсуса) считается принятым, если за него проголосовали не менее 15 стран-членов, представляющих не менее 65 % населения всего союза. У отдельных государств не будет существовать «права вето», однако, если постановление Совета ЕС вызывает недовольство одной страны, она сможет остановить его действие при условии, что её поддержат ещё как минимум 3 других государства.

    Ратификация

    Для вступления Конституции в силу её должны были ратифицировать все страны ЕС. Если хотя бы одна страна-член не ратифицирует Конституцию, она не вступит в силу; но это не приведёт к распаду ЕС, поскольку в таком случае все предыдущие договоры, подписанные его членами, останутся в силе.

    Разные страны приняли различные варианты ратификации — голосованием в парламенте или на всенародном референдуме. Стран, решивших принимать конституцию на референдуме, десять:

    Дата
    проведения
    Страна Результат
    20 февраля 2005 Испания проект принят
    29 мая 2005 Франция проект отвергнут
    1 июня 2005 Нидерланды проект отвергнут
    10 июля 2005 Люксембург проект принят
    27 сентября 2005 Дания
    декабрь 2005 Португалия
    начало 2006 Великобритания
    референдум
    отменён
    Чехия
    не определена Ирландия
    не определена Польша

    В половине стран, руководство которых решилось на референдумы, имеется сильная оппозиция идее общеевропейского единства: к ним относятся Дания, Великобритания, Польша (она вступила в Евросоюз лишь в 2004, но с самого начала заявляла о своих особых претензиях на одно из лидирующих мест в ЕС), Франция и Нидерланды.

    На саммите ЕС 22-23 июня 2007 достигнута принципиальная договорённость о разработке вместо Конституции «Договора о реформе» — облегчённой версии, содержащей главным образом положения о порядке функционирования институтов ЕС в новых условиях. Такой договор был подписан в Лиссабоне 13 декабря 2007.

    ЛИССАБО́НСКИЙ ДОГОВО́Р 1703 года, договор о военном и политическом союзе между Великобританией и Португалией против Испании и Франции в Войне за Испанское наследство (см. ИСПАНСКОЕ НАСЛЕДСТВО) .
    Договор был подписан в Лиссабоне 16 мая 1703 года. Его первые десять статей описывали обязательства Великобритании по помощи Португалии в войне против Франции и Испании. Английский флот обязался защищать берега Португалии и ее заморские владения от нападений противника. В 14-й статье договора провозглашался вечный союз между договаривающимися сторонами. В свою очередь Португалия соглашалась на постоянное пребывание в своих портах британских военных кораблей, как в военное, так и в мирное время. Лиссабонский договор ставил Португалию в зависимое положение от Великобритании. Дальнейшим его развитием стал Метуэнский договор 1703 года (см. МЕТУЭНСКИЙ ДОГОВОР) , предоставивший британцам ряд торговых привилегий.

    Энциклопедический словарь . 2009 .

    Смотреть что такое "ЛИССАБОНСКИЙ ДОГОВОР" в других словарях:

    Лиссабонский договор — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Обновить статью, актуализировать данные … Википедия

    Лиссабонский договор — С принятием Лиссабонского договора: Вместо нынешней системы, при которой каждые полгода меняется страна, председательствующая в ЕС, будут введены должности президента Евросоюза и представителя ЕС по иностранным делам. В обязанности президента,… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Лиссабонский договор, или Договор о реформе — Жители Ирландии на референдуме 12 июня большинством голосов отвергли Лиссабонский договор, что ставит под сомнение возможность вступления его в силу с 1 января 2009 года, поскольку он должен быть ратифицирован всеми 27 странами ЕС. Лиссабонский… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    ЛИССАБОНСКИЙ ДОГОВОР 1703 — между Португалией и Англией о союзе в войне за испанское наследство (1700 13); был подписан в Лиссабоне 16. V первым министром Португалии маркизом Алегрете и английским посланником лордом Метуэном. В споре об испанском наследстве Англия, опасаясь … Дипломатический словарь

    Европейский Союз - Лиссабонский договор — С принятием Лиссабонского договора: Вместо нынешней системы, при которой каждые полгода меняется страна, председательствующая в ЕС, будут введены должности президента Евросоюза и представителя ЕС по иностранным делам. В обязанности президента,… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Договор слияния — Договор о слиянии Договор о создании Единого Совета и Единой Комиссии Европейских Сообществ Тип договора Слияние судебных, законодательных и административных органов трех европейских сообществ Подписан место 8 апреля 1965 года Брюссель … Википедия

    Лиссабонский протокол — Лиссабонский протокол протокол к Договору между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, который был подписан в Лиссабоне 23 мая… … Википедия

    Договор СНВ-1 между СССР и США — Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений СССР США (Договор СНВ 1) был подписан 31 июля 1991 г. в Москве в ходе встречи на высшем уровне президентов СССР и США Михаила Горбачева и Джорджа Буша старшего и вступил… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Маастрихтский договор — Тип договора Урегулирование денежной и политической систем европейских стран Подписан место 7 февраля 1992 года Маастрихт, Нидерланды … Википедия

    Римский договор — О договоре 1924 года см. Римский договор (1924). Римский договор … Википедия

    В этой статье подробно говорится о Маастрихтском договоре как о договоре, вносящем поправки в Договор об учреждении Европейского экономического сообщества в Договор об учреждении Европейского сообщества . В нем более синтетически рассматривается Маастрихтский договор, как Договор об учреждении Европейского Союза , который является предметом отдельной статьи, охватывающей версии Маастрихта (1993 г.), Амстердама (1999 г.) и Ниццы (2003 г.) . Статья Договора о Европейском Союзе описывает его в его нынешней форме, начиная с Лиссабонского договора с 2009 года.

    Описание этого изображения, также прокомментировано ниже

    Маастрихтский договор с подписями и печатями полномочных министров Бельгии, Дании, Германии и Греции.

    • Договор о Европейском Союзе (1993-2009)
      • Маастрихтский договор (1992 г.)
      • Амстердамский договор (1997 г.)
      • Договор о Ницце (2001)
      • Лиссабонский договор (2007 г.)

      Европейский договор, широко известный как Маастрихтский договор [ m has ː s t r ɪ x t ], является основополагающим договором Европейского Союза . Он строит Европейский Союз вокруг трех столпов: Европейские сообщества , Общая внешняя политика и политика безопасности , а также сотрудничество полиции и судебных органов по уголовным делам . Договор также устанавливает европейское гражданство, усиливает полномочия Европейского парламента и учреждает Экономический и валютный союз .

      С юридической точки зрения Маастрихтский договор является одновременно основополагающим договором, устанавливающим Договор о Европейском союзе , и договором о внесении поправок. Сначала он внесет изменения в Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС, в Риме в 1957 г.), который станет Договором об учреждении Европейского сообщества (TEC), а также договорами об учреждении Европейского сообщества угля и стали (ECSC в 1951 г.) и Европейского союза Сообщество по атомной энергии (Евратом, в Риме в 1957 г.).

      Маастрихтский договор был подписан всеми двенадцатью государствами-членами Европейского экономического сообщества в Маастрихте (Нидерланды) на 7 февраля 1992 г. , после соглашения, достигнутого на Маастрихтском совете Европы в декабре 1991 года и вступившего в силу 1 - й Ноября 1993 года .

      Резюме

      Генезис договора

      Маастрихтский договор представляет собой один из основополагающих этапов европейского строительства. Это результат двойной динамики: экономического и валютного союза , завершения создания единого рынка и расширения поля сообщества, с одной стороны, и политического строительства Европы в контексте Германии. с другой стороны, воссоединение после распада советского блока, ознаменовавшего окончание « холодной войны» .


      Следуя Единому европейскому акту 1986 года, двенадцать стран-членов ЕЭС приступают к созданию экономического и валютного союза и развитию своего политического союза. Европейский совет , к которому Закон Единый обеспечивает правовую основу, будет стимулировать эту двойную динамику , которая оставила сильный отпечаток на глобальном геополитическом ландшафте 1990 - х годов .

      В качестве первого шага Европейский совет в Ганновере в июне 1988 года подтвердил цель постепенной реализации экономического и валютного союза и поручил Комитету, возглавляемому Жаком Делором , президентом Европейской комиссии , изучить конкретные шаги, которые предстоит предпринять. союз. Представленный в апреле 1989 г. отчет этого комитета, одобренный Комиссией, устанавливает цель Экономического и валютного союза, характеризующуюся окончательной фиксацией обменных курсов, а затем созданием единой валюты, и предлагает план достижения в три этапа: последние два из которых требуют изменения существующих договоров.

      На основе этого отчета Мадридский Европейский совет в июне 1989 г. подтвердил свою «решимость постепенно достичь Экономического и валютного союза », уточнил, что «при его реализации мы должны учитывать параллелизм между экономическими и денежными аспектами», постановил, что Первый шаг должен начать 1 - го июля 1990 года и фактически начал работу по подготовке к межправительственной конференции (МКИ) для определения условий следующих шагов и подготовить основной пересмотр Договора о создании европейского экономического сообщества (или Римский договор).

      Европейский Совет 8 и 9 декабря 1989 года в Страсбурге проходил под председательством Франсуа Миттерана в новом геополитическом контексте после падения Берлинской стены месяцем ранее. После долгих переговоров Совет достигает воссоединения Германии с текстом, в котором Двенадцать объявляют стремиться «к укреплению состояния мира в Европе, в котором немецкий народ найдет свое единство через свободное самоопределение». Этот процесс должен осуществляться мирно и демократично [. ] и вписываться в перспективу европейской интеграции. " Совет также достигнута договоренность о созыве межправительственной конференции по вопросам экономического и валютного союза (ЭВС) , который отвечает за подготовку нового договора к концу 1990 г. В обмен на то , что может быть истолковано как поддержка A Европы по воссоединению Германии , Helmut Коль соглашается безоговорочно встать на путь ЕВС и, следовательно, в конечном итоге на исчезновение немецкой марки, к которой его страна очень привязана.

      Несмотря на сопротивление Маргарет Тэтчер , внеочередное заседание Европейского совета в Дублине 28 апреля 1990 г. дало решающий импульс политическому союзу и ЕВС. Гельмут Коль получил там безоговорочную поддержку своей политики быстрого воссоединения Германии и, как следствие, интеграции бывшей ГДР в составе Германии в ЕЭС . Двенадцать решили, что договор об учреждении экономического и валютного союза (ЭВС) должен быть реализован в 1993 году, и заявили, что они хотят предпринять дальнейшие решительные шаги в направлении политического союза. Совет Европы в Дублине 25 и 26 июня 1990 г. решил созвать межправительственную конференцию по политическому союзу параллельно с межправительственной конференцией по ЭВС, уже решившей и назначившей ее начало в 14 декабря 1990 г. .

      В результате переговоров год спустя был подписан Договор о Европейском Союзе, который был одобрен на заседании Совета Европы в Маастрихте 9 и 10 декабря 1991 г. и подписан в том же городе 15 декабря 1991 г. 7 февраля 1992 г. .

      Сложная ратификация договора

      Поначалу кажется, что процесс ратификации не вызовет каких-либо серьезных трудностей, в частности потому, что Великобритания и Дания получили желаемые отказы до подписания договора. Двенадцать ожидают, что это будет сделано в декабре 1992 года. Но провал первого референдума в Дании, узкая победа «да» во Франции и неожиданные трудности в Германии и Соединенном Королевстве отложат до 1 - й Ноября 1993 года вступление договора в силу.

      Во Франции 9 апреля 1992 г. , То Конституционный совет указывает , что пересмотр Конституции необходимо разрешить вопрос о ратификации договора. Затем собрание парламента на съезде принимает 23 июня 1992 г. , конституционный закон, который создает заголовок XIV, озаглавленный « Европейские сообщества и Европейский Союз ». Конституционный совет своим решением от 2 сентября признает соответствие пересмотренной Конституции договору. Референдума разрешает вопрос о ратификации договора о 20 сентября 1992 г. . При участии 69,70% победило «да» с 51,05% поданных голосов. Наконец, Конституционный совет в третьем решении, принятом 23 сентября 1992 г. , заявляет, что не может в рамках полномочий, предоставленных ему Конституцией, контролировать санкционирование ратификации, поскольку оно было принято референдумом.

      Второй референдум, победа «за» с 56,7% голосов.

      Структура договора

      Маастрихтский договор содержит семь названий, которые строят Европейский Союз вокруг общих рамок и трех столпов :

      • Общая структура, основатель Европейского Союза, охватываемая общими положениями Раздела I (Статьи A – F) и заключительными положениями Раздела VII (Статьи L – S);
      • Первый столп, касающийся европейских сообществ , унаследованный от ЕЭС , ЕОУС и Евратома , охватываемый, соответственно, Разделом II (статья G), который изменяет Римский договор 1957 года, учредивший ЕЭС, переименованный в Европейском сообществе в Раздел III. (Статья H), которая вносит поправки в Договор об учреждении ЕОУС, и Раздел IV (Статья I), который вносит поправки в Договор об учреждении Евратома ;
      • Вторая, совершенно новая опора, относящаяся к общей внешней политике и политике безопасности (ОВПБ), охватываемая Разделом V (Статья J);
      • Третий столп, также новый, касается сотрудничества полиции и судебных органов по уголовным делам , охватываемый Разделом VI (статья K).

      Эти семь заголовков дополнены прилагаемыми 17 протоколами, среди которых есть те, которые касаются уставов европейской системы центральных банков , Европейского центрального банка , Европейского валютного института , процедуры чрезмерного дефицита, критериев конвергенции и экономическая и социальная сплоченность .

      Наконец, договор включает 33 «декларации», приложенных к Заключительному акту.

      Содержание Маастрихтского договора

      Основание Европейского Союза

      Маастрихтский договор знаменует собой основу Европейского Союза, который он определяет как основанный на трех столпах : Европейские сообщества , общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ) и сотрудничество полиции и судебных органов по уголовным делам . Это знаменует новый этап в европейской интеграции, поскольку он позволяет начать политическую интеграцию и создает европейское гражданство.

      Единый европейский акт 1986 года институционализировал Европейский совет, не определив его роль. Статья D Маастрихтского договора официально закрепляет политическую роль Европейского совета, который наблюдает за Европейским союзом: «Европейский совет дает Союзу необходимый импульс и определяет его общие политические ориентиры».

      Предвидя необходимый пересмотр этого договора всего через несколько лет, статья N предусматривает проведение заседания межправительственной конференции (МПК) в 1996 году. Это приведет к подписанию Амстердамского договора .

      Создание Европейского сообщества путем внесения поправок в Договор об учреждении ЕЭС

      Статья G Маастрихтского договора коренным образом изменяет Договор об учреждении Европейского экономического сообщества , который затем становится Договором об учреждении Европейского сообщества . Эта статья содержит не менее 86 абзацев.

      Статья 1 предусматривает, что на всем протяжении Договора термин «Европейское экономическое сообщество» заменяется термином «Европейское сообщество».

      Часть первая: принципы

      В первую часть ТИК «Принципы» внесены изменения пунктами 2-8 статьи Ж.

      В параграфе 2 определяется, что «миссия Сообщества путем создания общего рынка, экономического и валютного союза и путем реализации политики или совместных действий, упомянутых в статьях 3 и 3 А, по содействию гармоничному и сбалансированному развитию экономической деятельности во всем мире. Сообщество, устойчивый и неинфляционный рост с уважением к окружающей среде, высокая степень сближения экономических показателей, высокий уровень занятости и социальной защиты, уровень восстановления и качество жизни, экономическая и социальная сплоченность и солидарность между государствами-членами ».

      В пункте 3 перечислены политика и действия Европейского сообщества.

      Параграф 4 определяет контуры экономического и валютного союза, установленные Договором: тесная координация экономической политики государств-членов, уважение принципа открытой рыночной экономики, при которой конкуренция свободна, постепенное установление единой валюты, проведение единой денежно-кредитной и курсовой политики и соблюдения следующих руководящих принципов: стабильные цены, надежные государственные финансы и денежно-кредитные условия, а также стабильный платежный баланс. С этой целью параграф 7 устанавливает Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ), Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), уставы которых прилагаются к Договору.

      Параграф 5 устанавливает принцип субсидиарности, согласно которому «Сообщество будет вмешиваться в соответствии с принципом субсидиарности, только если и в той степени, в которой цели предполагаемого действия не могут быть в достаточной степени достигнуты государствами-членами».

      Часть вторая: гражданство Союза

      В параграфе 9 статьи G создается новая вторая часть, касающаяся « Гражданства Союза », которая, в частности, гласит:

      • Любой человек, имеющий гражданство государства-члена, является гражданином Союза;
      • Каждый гражданин Союза имеет право свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов;
      • Любой гражданин Союза, проживающий в государстве-члене, гражданином которого он не является, имеет право голосовать и баллотироваться в качестве кандидата на муниципальных выборах в государстве-члене, в котором он проживает, на тех же условиях, что и граждане этого государства.

      Часть третья: политика сообщества

      Договор вносит изменения в Римский договор 1957 года , который уже был существенно изменен в 1986 году Единым европейским актом .

      Европейское сообщество правомочно действовать в 17 областях европейской политики в соответствии с положениями, изложенными в 17 заголовках Части третьей Договора, включая шесть новых областей: образование, профессиональное обучение и молодежь, культура, общественное здравоохранение, защита потребителей. , трансъевропейские сети и, наконец, промышленность. Договор создает Экономический и валютный союз (ЭВС), что позволяет перейти к завершению его второго и третьего этапов, предусмотренных в отчете Делора . По этому поводу в договоре также оговариваются условия будущего перехода на единую валюту.

      Подобно ЕОУС и Евратому, с которыми оно образует первую опору, Европейское сообщество действует в соответствии с методом Сообщества , с помощью которого государства передали ему все или часть своих законодательных и регулирующих полномочий в соответствии с политиками, тем самым давая ему наднациональный характер. мощность. В отношении некоторых так называемых «интегрированных» политик, таких как экономическая и денежно-кредитная политика, решения принимаются институтами Сообщества, по другим решениям «разделяются» между Европейским сообществом и государствами.

      (Экономический и валютный союз)

      Часть четвертая: Ассоциация заморских стран и территорий

      Статьи, относящиеся к этой части, остаются без изменений.

      Часть пятая: институты Европейского сообщества

      Договор пересматривает полномочия и правила, применимые к европейским институтам. Он усиливает роль Европейского парламента за счет создания новой процедуры кодового решения, которая позволяет Европейскому парламенту принимать акты совместно с Советом, и путем вовлечения парламента в процедуру инвестирования Комиссии. Мандат Комиссии продлен с четырех до пяти лет, чтобы привести его в соответствие с мандатом Европейского парламента.

      Как и Единый акт, настоящий Договор расширяет использование квалифицированного большинства голосов в Совете для большинства решений в рамках процедуры совместного принятия решений и для всех решений, принимаемых в рамках процедуры сотрудничества.

      Часть V - Институты Сообщества
      ТВЭЭ ТВК § ГРАММ
      Раздел I - Институциональные положения Пункт
      Глава. 1 Раздел 1 Глава. 1 Раздел 1 Европейский парламент 137 к 144 39–41
      Глава. 1 Раздел 2 Глава. 1 Раздел 2 Совет ЕС 145 к 154 42 к 47
      Глава. 1 Раздел 3 Глава. 1 Раздел 3 Комиссия 155 к 163 48
      Глава. 1 Раздел 4 Глава. 1 Раздел 4 корт 164–188 49–58
      Глава. 1 Раздел 5 Счетная палата 188A - C 59
      Глава. 2 Глава. 2 Общие положения 189 по 192 От 60 до 63
      Глава. 3 Глава. 3 Экономический и социальный комитет 193 к 198 64–66
      Глава. 4 Комитет регионов 198A - C 67
      Часть 3 Раздел IV Глава. 5 Европейский инвестиционный банк 198D в E 68
      Раздел II - Финансовые положения 199 по 209A 69 к 77

      Часть шестая: Общие и заключительные положения

      Поправки к договорам, касающимся ЕОУС и Евратома

      Маастрихтский договор вносит более незначительные изменения в договоры, касающиеся двух других Европейских сообществ, ЕОУС (статья H) и Евратома (статья I), затрагивая институты, которые ими управляют, с целью создания единой институциональной основы.

      Общая внешняя политика и политика безопасности

      Статья J Договора устанавливает общую внешнюю политику и политику безопасности, которая включает в себя все вопросы, касающиеся безопасности Европейского Союза, включая возможное определение общей оборонной политики, которая может привести, когда придет время, к общей обороне. Положения Договора (Раздел V) позволяют государствам-членам предпринимать совместные действия в области внешней политики в соответствии с межправительственным процессом принятия решений, который чаще всего требует единодушия государств-членов и в котором Европейский Совет и Совет ЕС концентрирует решения.

      Сотрудничество в сфере юстиции и внутренних дел

      Статья K Договора устанавливает сотрудничество в области правосудия и внутренних дел с целью обеспечения свободного передвижения людей внутри Союза при обеспечении высокого уровня защиты. В Договоре перечислены вопросы, представляющие общий интерес, которые могут быть предметом совместных действий в соответствии с межправительственным процессом принятия решений, включая условия въезда, передвижения и пребывания граждан третьих стран на территории государств-членов Союза, борьба с нелегальной иммиграцией, наркоманией и международным мошенничеством, а также сотрудничество в судебной и таможенной сфере.

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: