Доклад на тему порядок защиты прав и свобод в межгосударственных правозащитных организациях

Обновлено: 25.11.2022

Права человека признаются ныне как на внутригосударственном, так и на международном уровнях. Их значение объективно определяются достижениями современного развития человеческой цивилизации, которая путем многовековых и многочисленных «проб и ошибок» постепенно шла к выводу о необходимости установления для всех жителей планеты Земля общих и равных, неприкосновенных и неотчуждаемых прав и свобод. А государства в своем большинстве не только берут на себя обязательства по соблюдению этих прав и свобод в пределах собственной юрисдикции, но и предоставляют возможности гражданам обращаться за восстановлением своих прав в соответствующие органы международных организаций, членами или участниками которых эти страны являются.

Международная правозащитная системапредставляет собой совокупность учреждаемых мировым сообществом институтов, а также способов и средств, используемых ими в целях поощрения и обеспечения прав человека вне зависимости от его национально-государственной принадлежности.

В межгосударственном сотрудничестве по защите прав человека определились две основные сферы действия международной правозащитной системы – универсальная и региональные с соответствующими механизмами в указанной области.Оговоримся, что в международном праве обращается внимание и на существование двухсторонних межгосударственных механизмов защиты прав человека. Однако такие конструкции обычно базируются лишь на декларативных заявлениях двух стран о своей приверженности правозащитному делу и не проявляются на практике в виде действующих механизмов их реализации.

Универсальный механизм защиты прав человека создан в рамках Организации Объединенных Наций на основе межгосударственных отношений в области прав человека, заключенными государствами-членами ООН. И прежде всего, Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах. На нормативной базе пактов учрежден и функционирует контрольный механизм за соблюдением государствами-участниками этих международно-правовых договоров своих обязательств, который строится на взаимодействии следующих органов:

- Совет ООН по правам человека – правозащитное учреждение, сменившее Комиссию ООН по правам человека (1946-2006). Члены Совета – государства, назначаемые Генеральной Ассамблеей ООН и по ее мнению, призваны «поддерживать самые высокие стандарты в области поощрения и защиты прав человека»;

- Комитет по правам человека ООН – орган, занимающийся надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах-участниках пакта. Комитет оценивает доклады о выполнении ими своих обязательств, составляет комментарии к пакту и высказывает по жалобам государств и частных лиц о нарушении пакта соображения, не являющиеся обязательными для исполнения;

- Управление Верховного комиссара ООН по правам человека – агентство ООН, которое призвано следить за соблюдением и защитой прав, гарантируемых Всеобщей декларацией прав человека. Оно является координационным центром деятельности ООН по правам человека, возглавляемое Верховным комиссаром, которого назначает Генеральная Ассамблея ООН сроком на 4 года.

Среди других органов ООН, занимающихся вопросами прав человека, - Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), ЮНЕСКО, Управление Верховного комиссара ООН по правам беженцев, Добровольцы ООН и др.

- исчерпаны все национальные средства правовой защиты;

-данный вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования.

Последствия для страны в случае принятия решения о нарушении ею своих обязательств по договорам в рамках универсальной правозащитной системы носят характер политического давления (воздействия) на государство-правонарушителя, что существенным образом отличается от последствий решений, например, в рамках европейской системы защиты прав человека.

Региональные правозащитные системы действуют в рамках международных организаций, охватывающих своим воздействием определенные географические районы мира и призванных, в том числе, защищать права человека на региональном уровне.

По времени создания первая среди них межамериканская система защиты прав человека,функционирующая на основе Устава Организации Американских Государств, Американской декларации прав и обязанностей человека 1948 года и Межамериканской конвенции по правам человека 1969 года. В основе действия созданного контрольного механизма положено правило, по которому любое лицо или группа лиц, а также неправительственная организация, законно признанная в одном или более государств-членов ОАГ, наделены правом представления в Межамериканскую комиссию по правам человека петиций с жалобами на нарушения прав человека. Комиссия составляет доклад по итогам рассмотрения жалобы и может затем передать его в Межамериканский Суд по правам человека, который в основном наделен функциями по применению и толкованию Межамериканской конвенции. Весьма незначительное число вынесенных Судом решений и консультативных заключений позволяет делать вывод (В.А.Карташкин, Г.Е.Лукьянцев, А.Г. Орлов) о неэффективности деятельности контрольных органов в реалиях данного региона.

Подобные оценки свойственны и для характеристики деятельности африканской системы защиты прав человека, созданной на основе Африканской хартии прав человека и прав народа 1981 года в рамках Организации Африканского Единства. Контрольным органом системы рассматривалась Африканская комиссия по правам человека, результаты работы которой носят рекомендательный характер и, соответственно, не основаны на какой-либо процедуре, налагающей обязательства на государство-правонарушителя. В 2002 году ОАЕ преобразована в Африканский союз, в рамках которого должен действовать контрольный правозащитный механизм в лице Панафриканского Суда по правам человека.

Таким же образом формировалась евразийская система защиты прав человека (правозащитная система СНГ), начало которой было заложено Уставом Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 года и закреплено Декларацией о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод в странах СНГ от 24 сентября 1993 года, а также Конвенцией СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года. Контрольным механизмом становилась Комиссия СНГ по правам человека, но всего лишь в ранге консультативного органа. Ее задачей объявлялось наблюдение за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-участниками Содружества. Отсутствие действенного контроля со стороны правозащитной системы СНГ над ситуацией с правами человека на постсоветском пространстве привело к тому, что в Содружестве постепенно был утерян интерес к деятельности Комиссии. В это же время (2-ая половина 90-х годов) большинство государств-участников СНГ становятся членами Совета Европы и подпадают под действие правозащитной системы, доказавшей свою большую эффективность в данной области.

Европейская система защиты прав человека возникла после Второй мировой войны в целях осуществления более тесного союза демократических стран европейского континента «для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием», в том числе «путем защиты и развития прав человека и основных свобод» (ст. 1 Устава Совета Европы от 5 мая 1949 года). Основным документом, учреждающим процедуры защиты и реализации прав и свобод жителей континента, стала Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года с дополнительными протоколами к ней (например, протокол № 13 от 3 мая 2002 года – относительно отмены смертной казни при любых обстоятельствах).

В последние годы контрольные механизмы европейской правозащитной системы, подвергавшиеся обоснованной критике за свои половинчатость и медлительность в реакции на нарушения прав человека в государствах-членах Совета Европы, претерпели принципиальные изменения.

Причинами, послужившими их реформированию, явились:

- громоздкость и неповоротливость прежней структуры Совета Европы;

- увеличение числа и сложности дел, связанных с жалобами на нарушение положений Европейской конвенции;

- участие в работе контрольных механизмов все большего числа стран (в настоящее время в Совет Европы входит 47 государств, первоначально же система задумывалась для 10-12 стран).

Ряд изменений коснулись единого юрисдикционного органа Совета, работающего на постоянной основе, куда частные лица получают прямой доступ (впервые в практике международных судебных органов), - Европейского суда по правам человека. Протокол № 14, ратифицированный Российской Федерацией в январе 2010 года, призван повысить эффективность работы ЕСПЧ в условиях резкого увеличения числа жалоб. В частности, вводятся процедура принятия решения о неприемлемости жалобы единолично судьей и предоставление комитетам из трех судей права выносить постановление по существу жалоб. Срок полномочий судей ЕСПЧ увеличивается с 6 до 9 лет без права переизбрания. Также вводится дополнительный критерий, позволяющий суду признавать жалобу неприемлемой в зависимости от значительности понесенного заявителем ущерба.

Европейский суд принимает дела к рассмотрению, если нарушено право, предусмотренное Конвенцией 1950 года, и только после того, как были исчерпаны все соответствующие общепризнанным нормам международного права внутренние средства защиты, и рассматривает дело, если с момента вынесения окончательного решения национальными органами прошло не более шести месяцев. Частная (индивидуальная) петиция, к тому же, должна соответствовать общепринятым в международных правозащитных системах условиям (не быть анонимной или аналогичной уже рассмотренной либо несовместимой с конвенционными положениями, не быть явно недостаточно обоснованной или злоупотребляющей правом подачи жалобы).

Постановление Европейского суда, установившего факт нарушения государством-участником Конвенции ее положений (а все члены Совета Европы должны ратифицировать данный договор, т.е. признать его обязательную юридическую силу), передается руководству страны-правонарушителя, которая должна принять соответствующие меры по выполнению судебного решения. Вердикт ЕСПЧ направляется министром юстиции этого государства в судебные органы, причастные к рассмотрению данного дела, с указанием внимательно ознакомиться с содержанием решения и принять соответствующие меры. Постановление также должно быть опубликовано в основных периодических изданиях страны, чтобы быть доступным для юристов и всех желающих с ним ознакомиться.

В постановлении может содержаться требование о возмещении понесенных расходов и издержек, а также о выплате в определенный срок справедливой компенсации потерпевшей стороне за нанесенный материальный и моральный ущерб. Государство-ответчик должно внести изменения в действующее законодательство и судебную практику с тем, чтобы они более последовательно отвечали требованиям положений Конвенции и не допускали их нарушения в будущем. Как показывает практика, решение Европейского суда заставляет не только государство-ответчика, но и другие государства Совета Европы принимать меры по корректировке или изменению соответствующих правовых норм и положений в своей правовой системе.

Вступление России в Совет Европы, ее активное участие в работе органов европейской правозащитной системы, а также ратификация Российской Федерацией важнейших европейских и международных договоров, конвенций и соглашений в области защиты прав человека налагают на правовую систему страны обязанность соблюдать установленные мировым сообществом стандарты в данной сфере и отлаживать юридический механизм осуществления решений специальных контрольных органов правовой защиты человека.

Контрольные вопросы по теме

· Как соотносятся между собой права личности, права человека и права гражданина?

· Возможна ли реставрация гражданства?

· Что оправдывает этатизм как один из подходов, трактующих положение личности в государстве?

· Какие документы составляют содержание Международного билля о правах человека?

· Назовите наиболее распространенные юридические обязанности граждан

· Что является, в соответствии с Конституцией РФ, «основами правового статуса личности в Российской Федерации»?

· В чем различия понятий «иностранцы» и «иностранные граждане»?

· Существуют ли отличия в правовом положении беженцев и вынужденных переселенцев?

· Каково значение института омбудсмана для защиты прав и свобод человека и гражданина?

· По какому поводу можно обращаться в Европейский суд по правам человека?

Дополнительная литература к теме

Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. М., 2004

Васильева Т.А. Эволюция института гражданства Европейского Союза //Государство и право. 2007. № 12

Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008

Да Сильвия М. Европейская конвенция по правам человека. СПб., 2004

Затонский В.А. Государство и личность в системе государственности (К вопросу о содержании базовых категорий теории государства и права) //Государство и право. 2007. № 10

Калинина Т.М. Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы согласования. Н.Новгород, 2005

Лазарев В.В. Ограничение прав и свобод как теоретическая и практическая проблема //Журнал российского права. 2009. № 9

Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизация: нормативно-ценностные измерения. М., 2009

Лысенко В.В. Механизмы защиты прав человека: некоторые внутригосударственные и международные аспекты //Юридический мир. 2008. № 8

Манукян В.И. Европейский суд по правам человека: право, прецеденты, комментарии. М., 2007

Неправительственные правозащитные организации Российской Федерации: Справочник /Под общ. ред. О.О.Миронова. М., 2002

Орлова О.В. Права и свободы личности как субъекта политической жизни //Государство и право. 2007. № 7

Подшибякин С.А. Правовой статус международных неправительственных организаций. М., 2006

Стремоухов А.В. Правовая защита прав человека. М., 2006

Чертков А.Н., Протасова Т.А. Институт омбудсмена в странах СНГ //Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2008. № 2

Нередки факты нарушений прав и свобод. Причины тому различные: преступность, бюрократизм, коррупция, злоупотребления служебным положением. Каждый человек должен иметь право устранить их допустимыми законом способами, т. е. обеспечить защиту (охрану) прав и свобод человека и гражданина, (ложно рассчитывать на то, что основные права и свободы граждан будут претворяться сами собой. В жизни эти процессы носят зачастую конфликтный характер. В этой связи вопросом первостепенной важности становится необходимость надлежащей охраны прав и свобод граждан. Если говорить обобщенно, то все законодательство в той или иной мере направлено на охрану прав человека. Защита прав и свобод человека — это очень большая проблема.

Гарантии основных прав и свобод — это прежде всего экономические, политические, а также специально-юридические (правовые) средства обеспечения реального претворения их в жизнь. Действие правовых гарантий будет эффективным при условии построения правового государства (ст. 45 — 54 Конституции РФ). Правовые гарантии основных прав и свобод граждан выражаются прежде всего в том, что они закрепляются в конституциях и других правовых актах, отвечающих международно-правовым стандартам. В них четко определяется порядок и правила применения этих прав и обязанностей, устанавливаются меры юридической ответственности за посягательства на них, их ущемление. Государство защищает человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Решать вопрос о том, защищать или не защищать свое право и свободу может только сам обладатель права.

Соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ, ст. 2 Конституции РТ), государственная защита прав и свобод гарантируется ( ст. 45 Конституции РФ, ст. 33 Конституции РТ). Защита прав и свобод личности включает целый комплекс средств и мер. Важнейшими из них выступают:

  • 1. Выявление, пресечение и недопущение фактов нарушений прав и свобод личности. Высшие представительные и исполнительные органы РФ и РТ принимают нормативные акты, направленные на упрочение прав и свобод, совершенствование их защиты, повышение ответственности за их соблюдение. Правоохранительные органы занимаются профилактикой правонарушений, раскрывают и расследуют преступления, посягающие на права и свободы граждан.
  • 2. Восстановление нарушенных прав и свобод личности. Оно осуществляется, как правило, путем: отмены неправомерных юридических актов (например, приказа об увольнении лица); возложения обязанности возместить причиненный ущерб (оплатить ремонт поврежденного транспортного средства и т. д.); возврата имущества собственнику (передача похищенной вещи владельцу по решению суда и др.); опровержения сведений, порочащих честь и достоинство.
  • 3. Применение норм юридической ответственности. Это наиболее жесткая реакция государства на факты нарушений прав и свобод личности. Для виновного наступают негативные последствия в виде лишений определенных благ, назначаются, например, меры наказания. Они могут касаться как личности правонарушителя (лишение свободы, увольнение и др.), так и его имущества (конфискация, штраф и др.)

Внутригосударственная защита прав и свобод личности

Общими гарантами прав и свобод человека и гражданина служат высшие и местные органы власти и управления.

Закрепление прав личности и гарантии их защиты в Конституции и других законодательных актах показано на следующей схеме:

Государственные органы общей и специальной компетенции всех уровней:

  • Высшие - Президент, Федеральное Собрание, Правительство, Органы судебной власти
  • Органы субъектов Российской Федерации - Органы местного самоуправления
  • Правоохранительные органы


Гарантом является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции РФ), Президент Республики Татарстан (ст. 90 Конституции РТ).

Существует и особая должность — Уполномоченный по правам человека, который назначается Государственной Думой (ст. 103 Конституции РФ).

Все государственные органы в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека. Вместе с тем существуют специальные органы, для которых деятельность по охране основных прав и свобод граждан является главной целью. К их числу относятся суд, прокуратура, органы охраны общественного порядка, органы предварительного расследования, адвокатура, органы юстиции, арбитраж, нотариат и некоторые другие. Каждый из них действует в пределах своей компетенции, используя свои специфические средства, способы, формы и методы.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина не исключает и самостоятельных активных действий каждого по защите своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ). Способы защиты различные: самостоятельное отражение преступного посягательства, обращение к средствам массовой информации, в общественные организации и т. д. При этом, однако, нельзя нарушать общественный порядок, вносить дезорганизацию в работу государственных органов, превышать допустимые пределы правозащиты.

Кроме того, защищать права подростков могут органы управления и общественные организации, если это входит в круг их функциональных обязанностей (органы здравоохранения, образования, комиссии по делам несовершеннолетних и некоторые другие). При расторжении брака, когда в семье есть ребенок, эти органы дают заключение о том, кому из родителей передать ребенка на воспитание.

Международная защита прав и свобод личности

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый человек вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст. 46 Конституции РФ). Международная защита прав человека исторически сложилась в результате совместных действий государств по предупреждению и устранению нарушений. Усилия государств в этом направлении объединяет ООН.

В ООН учрежден и другой специальный орган — Комитет по правам человека. Он осуществляет контроль за выполнением государствами, в том числе Россией, своих обязательств по Пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), обращает внимание правительств на необходимость обеспечения прав человека.

Как ООН заставляет изменять какое-либо государство свою практику или политику? Эта международная организация не имеет силовых способов, она действует только путем убеждения, концентрации международного общественного мнения, введения экономических санкций. Военное вмешательство — Исключительная мера, принимаемая по решению Совета Безопасности.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Права человека в качестве отрасли международного права представляют собой совокупность принципов и норм, закрепленных во многих международных документах. Все эти принципы и нормы должны соблюдаться как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов. Действие некоторых из них может быть приостановлено государствами во время войны или в период иного чрезвычайного положения. В то же время ряд фундаментальных прав и свобод человека должен соблюдаться каждым государством независимо от ситуации или положения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Международные организации по защите прав человека 4
2. Европейский суд по правам человека: организация, порядок деятельности, компетенция, условия и порядок подачи и рассмотрения жалоб 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13

Работа содержит 1 файл

Тем а Международные организации по защите прав человека.docx

1. Международные организации по защите прав человека 4

2. Европейский суд по правам человека: организация, порядок деятельности, компетенция, условия и порядок подачи и рассмотрения жалоб 9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13

ВВЕДЕНИЕ

Отстаивая ценность человеческой личности, государство и гражданское общество закладывают тем самым надежный фундамент политической стабильности, социального консенсуса и динамичного развития.

В современных условиях возрастает роль международного права в определении правового положения различных групп населения: граждан, бипатридов, апатридов, иностранцев, беженцев, женщин, детей. Заключены десятки международных договоров, касающихся отдельных прав индивидов. Совершенствование национального законодательства осуществляется на основе и с учетом международных правовых норм.

Права человека в качестве отрасли международного права представляют собой совокупность принципов и норм, закрепленных во многих международных документах. Все эти принципы и нормы должны соблюдаться как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов. Действие некоторых из них может быть приостановлено государствами во время войны или в период иного чрезвычайного положения. В то же время ряд фундаментальных прав и свобод человека должен соблюдаться каждым государством независимо от ситуации или положения.

Наблюдающаяся в последние годы эволюция в подходах к решению проблемы прав человека, ликвидации идеологических барьеров, расширяющееся сотрудничество государств в области защиты прав человека требуют дальнейших исследований в указанной области. Такие исследования представляются чрезвычайно актуальными и с точки зрения необходимости, расширения участия России в международном сотрудничестве по правам человека, а также неукоснительное следование им на практике, ибо отношение к правам человека, их осуществлению - показатель уровня демократизации в обществе и один из главных критериев его цивилизованности.

1. Международные организации по защите прав человека

В международном праве неуклонно возрастает удельный вес норм, ориентированных на человека. Имеются в виду такие аспекты, как согласованные государствами общечеловеческие стандарты прав и свобод личности, обязательные для государств меры по обеспечению прав и свобод и охране их от посягательств, а также предоставление самой личности юридической возможности реализовать и защитить признаваемые права и свободы. Всеобщая ценность прав и свобод может быть гарантирована только при условии всеобщего характера правового регулирования и правовой защиты. В современном международном праве ощутимо стремление к формированию в системе международного права целостного комплекса норм, непосредственно связанных с правами и свободами личности. Этот комплекс однородных норм, объединенных предметом регулирования и базирующихся на принципе уважения прав человека и основных свобод, представляет собой отрасль международного права, для обозначения которой предполагались разные наименования: «международная защита прав человека», «права человека и международное право». В последнее время для обозначения рассматриваемой отрасли предложен термин «международное гуманитарное право» [5, с. 197].

Таким образом, международное гуманитарное право представляет совокупность норм, определяющих единые для международного права сообщества стандарты прав и свобод человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности реализации и защиты признаваемых за ними прав и свобод.

В основе международного права прав человека лежит один из основных принципов международного права – принцип уважения прав и свобод человека. Данный принцип базируется на положениях более ста международно-правовых договоров по правам и свободам человека. Ядро рассматриваемой отрасли образуют общепризнанные принципы и нормы о правах человека. В теории и практике их зачастую именуют стандартами. Юридической формой существования таких принципов и норм является обычай. Международные акты, содействовавшие их утверждению, выступают в качестве доказательств, свидетельств обычных норм. Основными свидетельствами, по которым можно судить о содержании общепризнанных принципов и норм о правах человека, являются Всеобщая декларация прав человека 1948 г., обладающая статусом резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (далее - Международный пакт о гражданских и политических правах). Важным актом является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Принято значительное число конвенций, посвященных отдельным категориям прав человека. Особое внимание уделено правам наиболее нуждающихся в защите категорий населения, прежде всего правам женщины и ребенка (Конвенция о политических правах женщин 1952г., Конвенция о правах ребенка 1989г.). Значительное число конвенций направлено на пресечение преступлений против человека - конвенции о запрещении геноцида 1948г. и апартеида 1973г., о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965г., о запрещении рабства 1956г. и др. Особый комплекс образуют многочисленные конвенции Международной организации труда (МОТ). право человек европейский суд

Значительное число конвенций по правам человека заключено на региональном уровне - в рамках Организации африканского единства, Организации американских государств, Совета Европы.

Устав СНГ в качестве одной из основных целей указывает обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Международные органы по обеспечению и защите прав человека (далее комитеты по правам человека) создаются в соответствии с положениями соответствующих конвенций.

Комитеты по правам человека состоят из экспертов, действующих в личном качестве. В их состав входят граждане участвующих в договоре государств, обладающие высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека. При этом в составе комитета не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены комитетов избираются государствами-участниками договора (обычно на четыре года) на специально созываемом (как правило, Генеральным секретарем ООН) заседании.

В компетенцию международных органов по защите прав человека входит рассмотрение:

1) докладов государств — участников договора о принимаемых ими законодательных, административных и иных мерах по претворению в жизнь обязательств, зафиксированных в договоре;

3) индивидуальных петиций лиц, утверждающих, что какое-либо из их прав, зафиксированное в соответствующем договоре, было нарушено, и которые исчерпали все внутренние средства правовой защиты. Данным правомочием наделены: Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и некоторые другие международные органы.

Процедура рассмотрения индивидуальных петиций в общем одинакова для большинства комитетов.

    • этот же вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования;
    • лицо исчерпало все доступные внутренние средства правовой защиты (данное правило не действует, когда применение таких средств неоправдано затягивается).

    Решения комитетов по индивидуальным жалобам юридически необязательны, однако государства выполняют их добровольно, восстанавливают нарушенные права личности и приводят свое законодательство и правоприменительную практику в соответствие с международно-правовыми нормами.

    Европейская комиссия по правам человека

    В соответствии с Конвенцией создана Европейская комиссия по правам человека. Комиссия правомочна рассматривать петиции от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения государством изложенных в Конвенции прав. При этом должны быть исчерпаны внутренние средства правовой защиты. Комиссия изучает петицию и проводит расследование, по результатам которого составляется доклад. При неурегулированности вопроса Комиссия передает материалы в Комитет министров Совета Европы, решение которого является для государства обязательно.

    Государство и лица, подавшие петицию, а также Комиссия вправе передать дело в Европейский суд по правам человека.

    Комитет по правам человека

    Комитет по правам человека создан в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах 1966 г. и Факультативным протоколом к этому Пакту. Комитет состоит из восемнадцати экспертов, кворум образует присутствие двенадцати членов Комитета, а постановления Комитета принимаются большинством голосов присутствующих членов.

    Комитет по экономическим, социальным и культурным правам

    Комитет по экономическим, социальным и культурным правам учрежден в соответствии с решением Экономического и Социального Совета ООН в 1985 г. Комитет осуществляет наблюдение за выполнением Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и состоит из 18 экспертов.

    Комитет по ликвидации расовой дискриминации

    Комитет образован в соответствии с нормами Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г. Комитет состоит из 18 экспертов, обладающих высокими моральными качествами и беспристрастностью и действующих в личном качестве. Комитет:

      • рассматривает регулярно предоставляемые государствами доклады о принятых ими законодательных, административных и иных мерах по выполнению положений Конвенции;
      • заявления государств-участников Конвенции, что другое государство не выполняет положений Конвенции.

      Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин

      Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин создан на основе Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. Комитет состоит из 23 экспертов, обладающих высокими моральными качествами и действующих в личном качестве.

      Комитет рассматривает регулярно предоставляемые государствами-участниками доклады о законодательных, административных и судебных мерах по выполнению положений Конвенции. Комитет не наделен полномочиями рассматривать индивидуальные петиции.

      Комитет против пыток

      Комитет по правам ребенка

      Комитет по правам ребенка учрежден в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. Он состоит из десяти экспертов, действующих в личном качестве и обладающих высокими нравственными качествами и признанной компетенцией в области прав человека.

      Комитет рассматривает регулярно предоставляемые доклады государств — участников Конвенции о мерах по обеспечению прав детей и информирует об этом Экономический и Социальный Совет ООН. Комитет не рассматривает индивидуальные петиции.

      Комиссия по правам человека

      2. Европейский суд по правам человека: организация, порядок деятельности, компетенция, условия и порядок подачи и рассмотрения жалоб

      Европейский Суд по правам человека начал свою деятельность в 1959 г. Суд состоит из судей, представляющих каждое из государств-членов Совета Европы, то есть количество судей определяется количеством стран-членов Совета Европы. Судьи Европейского Суда избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы из числа трех кандидатур, предложенных государством. Судьи могут быть переизбраны. Пребывание в должности судьи ограничено лишь возрастным цензом, предельный возраст пребывания в должности судьи составляет 70 лет.

      Высшими органами работы Суда являются Пленарное заседание Суда и Председатель (Президент) Суда. Организационно Суд разделен на четыре секции, которые формируются сроком на 3 года. Секции формируются таким образом, чтобы каждая из них могла бы рассматривать любые жалобы, из числа поступивших в Суд. В рамках секций формируются Комитеты и Палаты.

      Международный механизм защиты основных прав включает как условия их реализации (содействие осуществлению международных договоров в области прав человека, международный контроль за соблюдением прав человека), так и средства их защиты (международно-правовые нормы, деятельность универсальных, региональных межправительственных организаций и государств, юридические процедуры, международную ответственность, работу международных правозащитных организаций).


      Координирующим центром данной деятельности является система, сложившаяся в результате функционирования Организации Объединенных наций.

      В Уставе этой организации было закреплено, что одной из ее задач является осуществление международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (ст. 1).

      Всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех, как подчеркивается в ст. 55 Устава, является одной из основных предпосылок для «создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между народами, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов».

      Следовательно, осуществление ООН международного сотрудничества для содействия всеобщему соблюдению прав человека есть одновременно и цель, и обязанность этой организации.

      В ходе реализации цели и обязанностей ООН, которые определены в п. 3 ст. 1 и п. «с» ст. 55 в области уважения и соблюдения прав человека, сложился эффективный механизм международно-правовой защиты основных прав человека. В 1946 году была создана Комиссия ООН по правам человека. Одной из ее обязанностей стала подготовка Хартии прав человека, определяющей права и свободы, декларированные Уставом ООН. Хартию составили такие документы, как Декларация прав человека, Конвенция о правах человека и акт, содержащий механизм реализации конвенции.

      В целях укрепления правозащитного механизма ООН в сентябре 2005 года решено создать Совет по правам человека, заменяющий Комиссию по правам человека и компетентный выносить рекомендации по ситуациям нарушения прав.

      Лицо, назначаемое на этот пост, должно обладать значимым авторитетом в области прав человека, общими знаниями и пониманием культурного уровня наций и народностей, что необходимо для объективного и эффективного выполнения обязанностей Верховного комиссара ООН по правам человека. Данное должностное лицо, находящееся под эгидой Генерального секретаря ООН, несет основную ответственность за деятельность ООН в области прав человека.

      Обязанности Верховного комиссара ООН по правам человека заключаются в следующем:

      1) поощрять и защищать эффективное осуществление каждым человека без исключения гражданских, политических, культурных, экономических и социальных прав;

      2) выполнять задачи, возложенные на него компетентными органами ООН в области прав человека, предоставлять им рекомендации в целях обеспечения и защиты всех прав человека;

      3) оказывать консультативные услуги и финансовую помощь через компетентные органы ООН по просьбе заинтересованных государств и региональных международных организаций в целях осуществления эффективных мер и программ в области прав человека;

      4) координировать соответствующие научные и учебные программы, имеющие пропагандистский характер в области прав человека;

      5) осуществлять укрепление и оптимизацию механизмов ООН в области прав человека, осуществлять общее руководство деятельностью Центра по правам человека, предоставлять ежегодный доклад о своей деятельности Совету ООН по правам человека, через ЭКОСОС – Генеральной Ассамблее ООН и др.

      1) государство, чей гражданин подал жалобу в Комитет по правам человека, является участником Пакта и Протокола 1;

      2) лицо, подавшее жалобу, исчерпало все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (это правило не действует в тех случаях, когда применение таких средств неоправданно затягивается);

      3) жалоба не должна быть анонимной;

      4) жалоба не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования.

      Комитет против пыток образован в рамках Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года. Комитет против пыток в случае получения достоверной информации о систематическом применении пыток на территории государства-участника Конвенции вправе:

      1) предложить государству-участнику сотрудничать в рассмотрении полученной информации;

      2) назначить своих членов для проведения конфиденциального расследования с возможным посещением территории этого государства с его согласия, после расследования предоставить доклад Комитету и государству-участнику с результатами расследования;

      3) ежегодно предоставлять краткий отчет о проведении расследований Генеральной Ассамблее ООН и государствам – участникам Конвенции.

      Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин образован на основании Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации женщин 1979 года. Рассматривает все вопросы дискриминации в отношении женщин, реагирует на поступающие жалобы, сотрудничает с государствами-участниками в разрешении этих жалоб, выносит в ежегодном докладе Генеральной Ассамблее ООН свои предложения и рекомендации общего характера на основе изучения докладов и информации, получаемой от государств-участников.

      Комитет по правам ребенка образован в рамках Конвенции о правах ребенка 1989 года. Комитет вправе:

      1) запрашивать у государств-участников Конвенции информацию о выполнении ими требований Конвенции;

      2) собирать и анализировать информацию о положении детей в различных странах;

      3) на основе проведенного анализа вырабатывать соответствующие рекомендации для предоставления их Генеральной Ассамблее ООН;

      4) сотрудничать в области защиты прав ребенка с различными правительственными и неправительственными правозащитными организациями.

      Наряду с системой универсальных международных механизмов содействия неотчуждаемости прав человека существуют и региональные механизмы.

      Совет Европы был создан в 1949 году как общеевропейская, региональная организация межправительственного и парламентского сотрудничества. Среди целей Совета Европы, заявленных в его Уставе, наиболее важными являются: правовое обеспечение прав человека, развитие дружественного международного партнерства, разработка совместных решений социальных проблем. Основной принцип Совета Европы, объединяющий в настоящее время несколько десятков государств, – принцип уважения прав человека и верховенства права.

      В соответствии с этим принципом Совет Европы защищает гражданские, политические, социальные и экономические права на основании механизма, закрепленного в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и Европейской социальной хартии 1961 года. Приоритетные направления деятельности Совета Европы – предупреждение нарушений прав человека на национальном уровне.

      Система региональной защиты прав человека и основных свобод в рамках Совета Европы функционирует на основе целого ряда документов, и прежде всего, обязательного конвенционного характера, центральным из которых является Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод 1950 года, затем дополненная 11 протоколами. Это уникальная система общего права, развивающаяся благодаря прецедентному праву, она стала основой для формирования наиболее обширного и подробного свода судебных решений по сравнению с другими международными судебными органами по защите прав человека.

      Европейский Суд по правам человека в качестве контролирующего органа был создан в 1954 году, но с возникновением новой «Большой Европы» и в целях совершенствования судебного механизма Советы Европы в 1993 году на Венской встрече на высшем уровне было принято решение создать новый Европейский Суд по правам человека. Реформа Суда завершилась 1 ноября 1998 года.

      Европейский Суд по правам человека состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы. Среди судей не может быть более одного гражданина одного и того же государства.

      Система правовой, в том числе судебной, защиты, предусмотренная Конвенцией, по своей природе является субсидиарной. Это значит, что защиту прав человека в качестве первой инстанции обеспечивают национальные органы, и прежде всего национальные суды. Компетенция Суда распространяется на дела, касающиеся толкования и применения Европейской конвенции.

      11 мая 1994 года члены Совета Европы приняли Протокол № 11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который предоставил индивиду, неправительственным организациям и группам лиц возможность обращаться в Суд непосредственно. Согласно Протоколу Европейская комиссия по правам человека упразднена и единственным органом, обеспечивающим соблюдение обязательств по Конвенции, стал Суд.

      Существуют определенные обстоятельства, при наличии которых жалоба может быть приемлемой:

      – предметом жалобы должны быть события, ответственность за которые несет публичная власть одного из государств – членов Совета Европы;

      – жалоба может быть принята к рассмотрению только в случае, если были исчерпаны все доступные средства внутригосударственной правовой защиты и не позднее шести месяцев после принятия окончательного судебного решения, вынесенного в процессе обычного обжалования;

      – жалоба не может быть анонимной, однако если заявитель не желает разглашать своего имени, то должен указать это и предоставить информацию о причинах, объясняющих подобную просьбу.

      С жалобой в Европейский Суд может обратиться любое физическое лицо, в том числе не достигшее совершеннолетия, а также подвергавшееся каким-либо ограничениям правоспособности со стороны национальных органов власти.

      В связи с ратификацией Конвенции и в целях обеспечения эффективной защиты интересов Российской Федерации при рассмотрении дел в Европейском суде по правам человека указом Президента РФ от 29 марта 1998 года учреждена должность Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека.

      Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ - СБСЕ) является общеевропейской организацией, в которую входят 55 государств-участников. Формально Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе открылось в Хельсинки 30 июля 1973 года, но идея создания такого совещания была поднята еще в 1950-е годы. Деятельность СБСЕ по вопросам гуманитарного характера о правах и свобода человека получило в его документах название «Человеческое измерение СБСЕ».

      Содружество независимых государств как региональная организация было создано 8 декабря 1991 года. В настоящее время Содружество объединяет более десяти государств – ранее союзных республик СССР (не участвуют только государства Балтии – Литовская, Латвийская и Эстонская республики и Грузия). Ст. 33 Устава СНГ предусмотрела создание Комиссии по правам человека как консультативного органа, призванного наблюдать за выполнением обязательств государств-членов в области прав человека.

      Данная Комиссия в контексте норм Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства правовой защиты. На основе представленной информации Комиссия готовит заключение.

      Конституция Российской Федерации закрепила несколько положений, не являющихся традиционными для отечественного законодательства и позволяющих по-новому взглянуть на проблему соотношения международного и национального права вообще и в сфере прав и свобод, в частности. Так в ст.15 Конституции сказано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

      Иными словами, нормы международных договоров Российской Федерации действуют на территории Российской федерации наравне с нормами внутригосударственного законодательства, а судебное решение может быть вынесено непосредственно на основе норм международного права. Если же нормы международного права противоречат национальному праву, приоритет имеют нормы международных договоров. Такое положение получило развитие в Федеральных законах «О судебной системе», «О международных договорах Российской Федерации»; на это же обстоятельство специально обратил внимание Верховный суд РФ в своем Постановлении от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения Конституции РФ при осуществлении правосудия», указав на обязательность применения норм международных договоров в соответствии со ст. 15 Конституции России.

      В ст. 17 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются «согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». Данное конституционное установление означает, что население страны вправе требовать от российского государства осуществления и тех прав и свобод, которые непосредственно в российском законодательстве не закреплены, но предусмотрены нормами международного права. Например, в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 года каждый житель России имеет право на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни, хотя в Конституции Российской Федерации такое право непосредственно не закреплено.

      Что же касается общепризнанных принципов, которые упоминаются в ст. 17 Конституции РФ, то думается, что речь идет о тех исходных, основных началах, некоторые из которых зародились еще в древности и на которых основано правосудие большинства современных государств: «незнание закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение», «без закона нет ни преступления, ни наказания», «никто не должен дважды нести наказание за одно преступление», «сомнения толкуются в пользу обвиняемого», «одного свидетеля недостаточно для решения дела», «бремя доказывания лежит на том, кто утверждает, а не на том, кто отрицает», «равный над равным суда не имеет», «никто не может быть судьей в собственном деле», «договоры должны соблюдаться» и др.

      В случае же нарушения прав и свобод, если исчерпаны все внутригосударственные средства их правовой защиты, «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека…» (ст. 46 Конституции)

      Все вышесказанное обуславливает необходимость в знаниях о международной политике в области прав и свобод человека, об основных средствах международной защиты прав и свобод человека, в умении использовать эти механизмы. Надо сказать, что мысль об универсальности основных прав и свобод человека, о необходимости международно-правовой их охраны далеко не сразу утвердилась в правосознании политиков и ученых.

      Более того, длительное время в международных отношениях господствовало убеждение, что вопросы, связанные с правовым положением населения входят в исключительную компетенцию государства, являются его «внутренним делом»; к слову сказать, и сегодня некоторые правительства остались на этой позиции. Поэтому международные соглашения в области прав и свобод человека, которые заключали между собой отдельные государства (Аугсбурский договор 1555 г, Гентский договор 1713 г, Парижский договор 1763 г) были скорее исключением из общего правила, затрагивали не все население страны, а лишь некоторые его группы.

      Однако дальнейшая история развития человеческой цивилизации убедительно доказала, что обеспечение прочного международного мира и безопасности напрямую связано с правовым положением населения внутри страны. Замечено, например, что недемократическое государство, которое не обеспечивает, нарушает права и свободы своего населения, становится «источником повышенной опасности» на международной арене, проводит агрессивную воинственную внешнюю политику. И такое поведение имеет вполне конкретную причину: недовольство населения, таким образом, переводится на неких «внешних» врагов.

      Принцип уважения основных прав и свобод человека, их международной защиты окончательно утвердился только в 20-м веке.

      Учитывая, что современные государства находятся на разных этапах социально-экономического, культурного развития, имеют неравные возможности обеспечения прав и свобод населения, международное право устанавливает минимальные стандарты прав и свобод, «ниже» которых ни одно государство опускаться не вправе.

      Первым таким документом, содержащим подобные международные стандарты прав и свобод, стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) 10 декабря 1948 года. С этого времени 10 декабря отмечается во всех странах как Международный день прав человека.

      В 1966 году Генеральная Ассамблея ООН принимает два важнейших международных документа: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, а также два Факультативных протокола к последнему из них. Эти документы образовали основу современного международного гуманитарного права. Сегодня это бурно развивающаяся отрасль международного права, в основе которой лежат более пятидесяти универсальных всемирных договора.

      Действующие международные документы определили и механизмы международного контроля над выполнением государствами соглашений по правам человека, защиты этих прав.

      Он осуществляется по трем направлениям:

      - во-первых, государства периодически отчитываются о выполнении подписанных ими соглашений в соответствующих международных организациях;

      Такой контроль предусмотрен, в частности, Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года, Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года.

      В настоящий период функционируют множество международных учреждений в области прав человека, как межправительственного, такт и неправительственного характера. К первой группе относятся Верховный Комиссар ООН по правам человека, Комиссия ООН по правам человека, Комиссия по положению женщин, Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств и др.

      К неправительственным учреждениям относятся Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и др. Большое значение в области международной защиты прав человека имеют международные судебные органы, в частности, Европейский суд по правам человека (Франция, г. Страсбург), куда сегодня могут обращаться с частными жалобами и жители России.

      С 1998 года по 2003 год в Европейский суд поступило более 12 тысяч жалоб от российских граждан, однако их подавляющая часть была признана неприемлемой, либо оставлена без удовлетворения. Это свидетельствует о низком уровне знаний о правилах обращения в Европейский Суд не только у рядовых граждан, но и отечественных юристов.

      Следует помнить, что Суд рассматривает жалобы, связанные с наруше­нием только тех прав, которые гарантированы Европейской Конвенцией о защите прав и основных свобод 1950 г и Протоколами к ней. В качестве определяющего условия принятия жалоб к рассмотрению является требование об исчерпа­нии всех внутригосударственных правовых средств защиты. Суд может принять дело к рассмот­рению после исчерпания всех внутренних средств пра­вовой защиты и лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения на нацио­нальном уровне. Суд не рассматривает жалобы, которые явля­ются: анонимными; по существу теми же, которые уже был рассмот­рены Судом ранее или уже составляют предмет дру­гой процедуры международного разбирательства или урегулирования и не содержат относящейся к делу новой информации; несовместимыми с положениями Конвенции или Протоколами к ней; необоснованными. Поскольку Суд рассматривает жалобы только про­тив действий или решений государственных органов власти, он не принимает жалобы, направленные про­тив частных лиц или негосударственных учреждений.

      По указанным выше критериям Суд ежегодно от­вергает подавляющее большинство жалоб.

      В случае принятия дела к рассмотрению Суд про­водит расследование по фактам нарушений прав че­ловека и направляет материалы заинтересованным сторонам для дружественного решения спора.

      Заявитель, если его жалоба принята, может выра­зить желание участвовать в процедуре рассмотрения своего дела в Суде. Если необходимо, а это случается весьма часто, заявитель может быть представлен ад­вокатом.

      Государства — участники Конвенции обязаны вы­полнять окончательные решения Суда, а надзор за их исполнением осуществляет Комитет министров Сове­та Европы.

      Несмотря на то, что официальными языками Суда являются английский и французский, заявителю пре­доставляется право подать жалобу на своем родном языке, который с разрешения Суда может быть ис­пользован и при дальнейшем рассмотрении дела. Жа­лобы направляются в Суд непосредственно заявите­лем.

      После получения жалобы секретариат Суда направляет заявителю специальный формуляр, который необходимо правильно заполнить, иначе Суд не примет эту петицию.

      В заявлении надо обязательно сослаться на статьи Конвенции, которые были наруше­ны, а также указать, с какими конкретными притя­заниями лицо обращалось в национальные органы.

      Адрес Европейского Суда:

      Council of Europe European Court of Human Rights 67075 Strasbourg Cedex France.

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: