Договор аренды воздушного судна существенные условия

Обновлено: 05.12.2022

Фоминых Оксана Владимировна, соискатель кафедры гражданско-правовых дисциплин Московской академии экономики и права.

В статье дается общая характеристика правового режима воздушного судна в российском гражданском праве. Проводится анализ Закона "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними", раскрывается понятие государственной регистрации воздушного судна.

Ключевые слова: государственная регистрация воздушных судов, государственная регистрация прав на воздушные суда, свидетельство государственной регистрации права, государственный реестр гражданских воздушных судов.

The article gives an overview of the legal regime of the aircraft in the Russian civil law. Analysis of the law "On state registration of rights to aircraft and transactions with them", explains the idea of the state of registration of the aircraft.

Key words: the state registration of the aircraft, the state registration of rights in aircraft, certificate of state registration of rights, the state register of civil aircraft.

К принятию Федерального закона от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" (далее - Закон) российское законодательство шло долгих пятнадцать лет. Ранее была предусмотрена лишь государственная регистрация воздушных судов, которая до сих пор осуществляется по Правилам, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 2 июля 2007 г. N 85. Они, в свою очередь, согласуются с положениями Конвенции о международной гражданской авиации, подписанной в Чикаго (Чикагская Конвенция) 7 декабря 1944 г. При этом следует учитывать, что данная регистрация и не является регистрацией прав на воздушное судно: об этом прямо говорит п. 5 вышеназванных Правил. В самом свидетельстве о государственной регистрации указывается, что этот документ не удостоверяет право собственности на воздушное судно.

О необходимости принятия специального закона, регулирующего регистрацию прав на воздушные суда и сделок с ними, впервые было упомянуто в п. 6 ст. 131 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Первая часть ГК РФ, в которой содержится упомянутая норма, вступила в силу 1 января 1995 г., то есть более чем за четырнадцать лет до принятия Закона. Все это время мало кто в отрасли гражданской авиации задумывался о том, зачем нужно принимать данный Закон и какие отношения он должен регулировать.

Предметом правового регулирования Закона являются отношения, связанные с признанием и подтверждением государством наличия, возникновения, перехода, прекращения, ограничения (обременения) права собственности и других вещных прав на воздушные суда в соответствии с ГК РФ (п. 1 ст. 1 Закона).

Как считают эксперты, этот Закон защищает права собственника воздушного судна, что повышает надежность ипотечных и лизинговых сделок. Он также способствует, помимо прочего, поэтапной реализации положений Кейптаунской конвенции (Протокола по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования, подписанной в г. Кейптаун 16 ноября 2001 г.). Однако ратификация данного документа может потребовать внесения изменений в положения нового Закона для приведения его в соответствие с нормами Конвенции.

Согласно п. 1, 2 ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (далее - ВК РФ), гражданские воздушные суда подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между государством эксплуатанта и государством регистрации . Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов РФ возлагается на специально уполномоченный орган. В настоящее время таковым является Министерство транспорта РФ, к которому перешли соответствующие функции упраздненной Федеральной службы воздушного транспорта России. Порядок регистрации определяется Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденными Приказом Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта РФ от 12 октября 1995 г. N ДВ-110. Но этот документ не во всем согласуется с действующим законодательством и требует существенной переработки. Основные цели регистрации воздушных судов и объектов недвижимости, перечисленных в абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ (земельных участков, участков недр, обособленных водных объектов и всего, что прочно связано с землей), различны.

Эксплуатантом считается гражданин (или юридическое лицо), имеющий воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующий его для полетов и имеющий сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Изначально регистрация воздушных судов имела прежде всего публично-правовое значение. Так, упомянутые Правила определяют регистрацию гражданских воздушных судов как документальное подтверждение государственным органом распространения юрисдикции государства на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами собственника, эксплуатанта и государства в соответствии с требованиями Воздушного кодекса и международных соглашений. Но с принятием ч. 1 ГК РФ регистрация воздушных судов в Российской Федерации приобрела также частноправовое значение. Принятие указанного Закона устраняет многие правовые коллизии, касающиеся закрепления прав на воздушные суда и их гражданско-правового оборота, однако оставляет неурегулированным ряд аспектов.

В целях четкого определения правового режима воздушных судов, упорядочения их гражданско-правового оборота существует необходимость в теоретическом осмыслении законодательства о воздушных судах. Правоприменительная деятельность постоянно сталкивается с проблемами правовой неопределенности многих вопросов, касающихся прав на воздушные суда и сделок с ними.

Во-первых, легальное определение воздушного судна не в полной мере отражает признаки, характеризующие его как объект недвижимости, а также не дает четкого ответа на вопрос, все ли воздушные суда относятся к недвижимому имуществу, что усложняет определение правового режима данных объектов.

Во-вторых, существуют пробелы и неопределенности в правовом регулировании ипотеки воздушных судов как объектов недвижимости, что влияет на эффективность реализации правовых норм в данной сфере.

В-третьих, отсутствие необходимости государственной регистрации договора купли-продажи воздушного судна как объекта недвижимости предоставляет продавцу возможность совершения повторной продажи воздушного судна после заключения договора купли-продажи, но до государственной регистрации перехода права собственности на него, что негативно сказывается на гражданско-правовом обороте воздушных судов.

В-четвертых, в законодательстве отсутствуют четкие перечни прав на воздушные суда, подлежащие государственной регистрации, а также сделок с воздушными судами и обременений (ограничений) прав на воздушные суда, подлежащие государственной регистрации, что не способствует эффективности гражданско-правового оборота воздушных судов.

В-пятых, законодательство не предоставляет лизингодателю как стороне договора лизинга воздушного судна действенных способов защиты прав при неисполнении обязательств со стороны лизингополучателя. Вышесказанное, несомненно, подтверждает актуальность исследования, направленного на обоснование новых положений современной доктрины гражданского права, связанных с правовым режимом воздушных судов как объектов недвижимости.

При определении понятия, предусмотренного ст. 1 Закона, необходимо разграничивать понятия государственной регистрации воздушных судов и государственной регистрации прав на воздушные суда. Хотя суть их близка и оба понятия заключаются в государственном признании наличия юридического факта и подтверждении его существования, юридическим фактом при регистрации воздушного судна выступает существование объекта, а при регистрации права - наличие предусмотренного законом вещного права. Таким образом, данные понятия взаимосвязаны и взаимозависимы: одно вытекает из другого. Государственная регистрация права на воздушное судно предполагает наличие и реальное существование самого судна, что подтверждается государственной регистрацией воздушного судна.

В связи с вышеизложенным данные понятия необходимо рассматривать в комплексе. Государственная регистрация свидетельствует о признании юридического факта, т.е. свидетельство о государственной регистрации является документом, подтверждающим признание факта со стороны государства. Государственная регистрация воздушного судна регулируется ст. 33 ВК РФ и осуществляется только в отношении воздушных судов, включенных в государственный реестр, что свидетельствует о государственной регистрации самого судна.

Государственная регистрация прав на воздушные суда носит уведомительный характер, т.е. субъект, обладающий правом на конкретное судно, уведомляет государственные органы о передаче принадлежащего ему права в полном объеме или частично другому субъекту, об установлении каких-либо обременений либо о прекращении права на объект по обстоятельствам, предусмотренным в действующем законодательстве РФ. Выдача свидетельства о государственной регистрации права является документальным подтверждением соблюдения порядка уведомления государства о передаче прав.

На основании вышеизложенного можно выделить три основания государственной регистрации прав на каждое отдельно взятое судно:

  • возникновение права;
  • переход права от одного субъекта к другому;
  • прекращение права.

По общему правилу положения нормативного акта подлежат применению с момента приобретения им юридической силы, т.е. с момента вступления комментируемого Закона в силу все права на данные объекты подлежат обязательному государственному признанию. В первую очередь это относится к тем воздушным судам, правоустанавливающие документы на которые оформлены после введения в действие принятого Закона.

Государственная регистрация определяется нормами Закона как доказательство существования права на воздушное судно. Любые притязания на воздушное судно рассматриваются судом, и только по его решению на основании комплексной и всесторонней оценки представленных сторонами доказательств устанавливается субъект, притязания которого правомерны. Наиболее важным и значимым доказательством в данном случае выступает свидетельство государственной регистрации права. Данное свидетельство содержит указание на конкретного субъекта, права которого признаны государством, и подтверждает факт признания прав. В данном случае важное значение приобретает регистрация перехода прав, поскольку на практике распространены так называемые частные договоры, когда стороны передают права на какой-либо объект в присутствии свидетелей. Такой переход прав в суде не имеет юридической силы, поскольку лишен обязательного условия - государственного признания. В соответствии с нормами действующего законодательства только права, в отношении которых внесена запись в Единый государственный реестр прав на воздушные суда, являются признанными и действующими.

Государственная регистрация имеет большое значение, поскольку сам факт государственного признания, с одной стороны, выступает условием действительности договора, с другой - необходимым условием признания договора заключенным. При ее отсутствии в первом случае сделка признается недействительной, во втором - незаключенной.

Закон устанавливает исключительную компетенцию органов судебной власти разрешать вопрос о принадлежности права, т.е. никакой иной государственный орган, кроме судов Российской Федерации, не вправе выносить решение, указывающее субъекта прав на конкретное воздушное судно.

Государственная регистрация приобретает силу с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на воздушные суда. Эта дата признается моментом юридического возникновения права на воздушное судно. Дата внесения записи в реестр отражается в свидетельстве о государственной регистрации права и выступает моментом возникновения правомочий субъекта, которому данное право принадлежит.

В данном случае существенное значение имеет вопрос разграничения момента совершения сделки и момента регистрации права на полученный по сделке объект. Совершение сделки выступает в качестве основания перехода права от одного субъекта к другому, о чем и вносится запись в реестр, однако сама сделка правовые последствия возникновения права не влечет. В этой ситуации необходимым условием для возникновения последствий выступает факт регистрации - государственного признания выраженного в сделке волеизъявления сторон.

В случае, если стороны заключили сделку в отношении воздушного судна без государственной регистрации перехода прав, такая сделка признается недействительной по причине несоблюдения установленного законом порядка ее совершения и не влечет наступления последствий, на которые она была направлена.

Момент возникновения права имеет важное значение в случае возникновения спора по поводу объекта сделки, поскольку определяет порядок перехода права, а также круг правомочных субъектов, лиц, ответственных за последствия использования воздушного судна.

Обязательность государственной регистрации прав и сделок с воздушными судами является императивной нормой, которую невозможно "обойти" . Сделки с воздушными судами подлежат регистрации только в случае, если такая регистрация предусмотрена для данного вида сделок ГК РФ.

Бевзюк Е.А. Комментарий к ФЗ от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" // СПС "КонсультантПлюс": поиск по автору.

В ст. 131 ГК РФ предусмотрена обязательность государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество, а также ограничения этих прав, их возникновения, перехода и прекращения. Регистрации подлежат права:

  • собственности;
  • хозяйственного ведения;
  • оперативного управления;
  • пожизненного наследуемого владения;
  • постоянного пользования;
  • ипотеки;
  • сервитутов;
  • иные права в случаях указания о них в ГК РФ или иных законах.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2017 г. N 1666
"Об утверждении Положения о существенных условиях договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, порядке определения размера арендной платы по таким договорам, а также о порядке, об условиях и о сроках ее внесения"

С изменениями и дополнениями от:

31 декабря 2021 г.

В соответствии со статьей 13.2 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о существенных условиях договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, порядке определения размера арендной платы по таким договорам, а также о порядке, об условиях и о сроках ее внесения.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2017 г. N 1666

Положение
о существенных условиях договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, порядке определения размера арендной платы по таким договорам, а также о порядке, об условиях и о сроках ее внесения

С изменениями и дополнениями от:

31 декабря 2021 г.

1. Настоящее Положение устанавливает существенные условия договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, порядок определения размера арендной платы по таким договорам, а также порядок, условия и сроки ее внесения.

2. Договоры аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, предусматривают передачу арендодателем зданий, сооружений и оборудования, расположенных на земельных участках, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (далее - объект аренды), а также земельных участков, на которых расположены объекты аренды, за плату во временное владение и пользование.

Договоры аренды аэродромов гражданской авиации включают:

положения об оформлении прав на использование земельного участка в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации;

данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды;

назначение объекта аренды;

срок договора аренды, не превышающий 49 лет;

предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества;

уведомить арендатора в письменном виде об изменении арендной платы за один календарный месяц до даты фактического изменения. Размер арендной платы может изменяться арендодателем не чаще одного раза в год в течение I квартала каждого календарного года;

производить капитальный ремонт объекта аренды;

использовать объект аренды в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по назначению, указанному в договоре аренды;

поддерживать объект аренды в исправном состоянии;

производить за свой счет текущий ремонт объекта аренды;

нести расходы на содержание объекта аренды.

3. Порядок определения размера арендной платы по договору аренды аэродрома гражданской авиации в отношении земельных участков, на которых расположены объекты аренды, а также порядок, условия и сроки ее внесения определяются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 13 января 2022 г. - Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. N 2599

4. Годовой размер арендной платы по договору аренды аэродрома гражданской авиации (А) в отношении объектов аренды на очередной календарный год (без налога на добавленную стоимость) рассчитывается по следующей формуле:

ПГП - среднегодовая сумма отправленных, принятых пассажиров, пассажиров прямого транзита, грузов и почты за предыдущие 3 календарных года, рассчитанная по формуле:

ПГП = ППТ х П т + ГП (тонн в год),

ППТ - среднее годовое количество отправленных, принятых пассажиров и пассажиров прямого транзита в аэропорту за предыдущие 3 календарных года, пассажиров в год;

П т - показатель перевода величины отправленных и принятых пассажиров, пассажиров прямого транзита, обслуженных в аэропорту, измеряемой количеством перевезенных пассажиров (пассажиров с багажом, предусмотренным условиями перевозки без дополнительной оплаты к тарифу, по которому приобретен билет), в эквивалентную ему величину перевезенных тонн, принимаемый равным 0,09;

ГП - средняя годовая величина грузопотока (отгруженных, разгруженных грузов и почты), обслуженного в аэропорту за предыдущие 3 календарных года, тонн в год;

Э ап - показатель, определяющий размер арендной платы в зависимости от объемов отправки и прибытия в аэропорт пассажиров, почты и грузов, который принимается равным:

103,185 рубля за тонну - при значении ПГП более или равно 1000 тыс. тонн в год;

147,415 х (ПГП/220000) -0,2356 рублей за тонну - при значении ПГП более или равно 220 тыс. тонн в год;

147,415 рубля за тонну - при значении ПГП менее 220 тыс. тонн в год;

- индекс-дефлятор "Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования" в год N нарастающим итогом за период с 2021 года до текущего календарного года (N), в процентах к базовому значению (значению 2021 года), рассчитанный по формуле:

- фактическое значение индекса-дефлятора "Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования" в среднем за год к предыдущему году за год t, в процентах. Для текущего года (t = N) и для года, предшествующего текущему году (t = N - l), применяется значение индекса-дефлятора "Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования" в среднем за год к предыдущему году, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках актуального прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, в процентах.

В целях настоящего Положения под "пассажирами прямого транзита" понимаются прибывшие в аэропорт промежуточной посадки на всех рейсах и типах воздушных судов и продолжающие свой полет из этого аэропорта на этих же рейсах пассажиры.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 13 января 2022 г. - Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. N 2599

5. В случае если величина годового размера арендной платы по договору аренды аэродрома, рассчитанная в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения, на очередной календарный год составляет менее 1,5 млн. рублей в год (без налога на добавленную стоимость), то ее величина для целей установления в договоре аренды аэродрома на очередной календарный год принимается равной 1,5 млн. рублей в год (без налога на добавленную стоимость). Указанное условие не распространяется на договоры аренды аэродромов, заключаемые с федеральными казенными предприятиями.

6. Сведения, необходимые для расчета годового размера арендной платы, представляются в порядке, определенном договором аренды аэродрома гражданской авиации.

7. Арендная плата по договору аренды аэродрома уплачивается арендатором ежемесячно, не позднее 10-го числа текущего месяца, равными долями.

Установлены существенные условия договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности.

Такие договоры предусматривают передачу арендодателем зданий, сооружений и оборудования, расположенных на земельных участках, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также земельных участков, на которых расположены объекты аренды, за плату во временное владение и пользование.

Арендатор обязуется использовать объект аренды по назначению, поддерживать его в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт объекта, нести расходы на его содержание.

Арендодатель, в свою очередь, должен предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества. Также он обязан письменно уведомить арендатора об изменении арендной платы за один календарный месяц до даты фактического изменения. Размер платы может изменяться арендодателем не чаще одного раза в год в течение I квартала каждого календарного года.

Прописан порядок определения размера арендной платы, условия и сроки ее внесения.

Она уплачивается арендатором ежемесячно, не позднее 10-го числа текущего месяца, равными долями.

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2017 г. N 1666 "Об утверждении Положения о существенных условиях договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, порядке определения размера арендной платы по таким договорам, а также о порядке, об условиях и о сроках ее внесения"

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (статья 621) к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются.

Статья 633. Форма договора аренды транспортного средства с экипажем

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 633 ГК РФ

Договор аренды транспортного средства с экипажем должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока. К такому договору не применяются правила о регистрации договоров аренды, предусмотренные пунктом 2 статьи 609 настоящего Кодекса.

Статья 634. Обязанность арендодателя по содержанию транспортного средства

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 634 ГК РФ

Арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей.

Статья 635. Обязанности арендодателя по управлению и технической эксплуатации транспортного средства

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 635 ГК РФ

1. Предоставляемые арендатору арендодателем услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре. Договором аренды транспортного средства с экипажем может быть предусмотрен более широкий круг услуг, предоставляемых арендатору.

2. Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора, а если обязательными для сторон правилами такие требования не установлены, требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида и условиям договора.

Члены экипажа являются работниками арендодателя. Они подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства.

Если договором аренды не предусмотрено иное, расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание несет арендодатель.

Статья 636. Обязанность арендатора по оплате расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 636 ГК РФ

Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов.

Статья 637. Страхование транспортного средства

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 637 ГК РФ

Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, обязанность страховать транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, возлагается на арендодателя в тех случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора.

Статья 638. Договоры с третьими лицами об использовании транспортного средства

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 638 ГК РФ

1. Если договором аренды транспортного средства с экипажем не предусмотрено иное, арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду.

2. Арендатор в рамках осуществления коммерческой эксплуатации арендованного транспортного средства вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены, назначению транспортного средства.

Статья 639. Ответственность за вред, причиненный транспортному средству

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 639 ГК РФ

В случае гибели или повреждения арендованного транспортного средства арендатор обязан возместить арендодателю причиненные убытки, если последний докажет, что гибель или повреждение транспортного средства произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды.

Статья 640. Ответственность за вред, причиненный транспортным средством

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 640 ГК РФ

Ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендодатель в соответствии с правилами, предусмотренными главой 59 настоящего Кодекса. Он вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора.

Статья 641. Особенности аренды отдельных видов транспортных средств

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 641 ГК РФ

Транспортными уставами и кодексами могут быть установлены иные, помимо предусмотренных настоящим параграфом, особенности аренды отдельных видов транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.

2. Аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации

Статья 642. Договор аренды транспортного средства без экипажа

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 642 ГК РФ

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (статья 621) к договору аренды транспортного средства без экипажа не применяются.

Статья 643. Форма договора аренды транспортного средства без экипажа

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 643 ГК РФ

Договор аренды транспортного средства без экипажа должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока. К такому договору не применяются правила о регистрации договоров аренды, предусмотренные пунктом 2 статьи 609 настоящего Кодекса.

Статья 644. Обязанность арендатора по содержанию транспортного средства

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 644 ГК РФ

Арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта.

Статья 645. Обязанности арендатора по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 645 ГК РФ

Арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую.

Статья 646. Обязанность арендатора по оплате расходов на содержание транспортного средства

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 646 ГК РФ

Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией.

Статья 647. Договоры с третьими лицами об использовании транспортного средства

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 647 ГК РФ

1. Если договором аренды транспортного средства без экипажа не предусмотрено иное, арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа.

2. Арендатор вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены, назначению транспортного средства.

Статья 648. Ответственность за вред, причиненный транспортным средством

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 648 ГК РФ

Ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендатор в соответствии с правилами главы 59 настоящего Кодекса.

Статья 649. Особенности аренды отдельных видов транспортных средств

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 649 ГК РФ

Транспортными уставами и кодексами могут быть установлены иные, помимо предусмотренных настоящим параграфом, особенности аренды отдельных видов транспортных средств без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

от 27 декабря 2017 г. N 1666

О СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ АЭРОДРОМОВ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ, НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ

СОБСТВЕННОСТИ, ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА АРЕНДНОЙ

ПЛАТЫ ПО ТАКИМ ДОГОВОРАМ, А ТАКЖЕ О ПОРЯДКЕ,

ОБ УСЛОВИЯХ И О СРОКАХ ЕЕ ВНЕСЕНИЯ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2599)

1. Настоящее Положение устанавливает существенные условия договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, порядок определения размера арендной платы по таким договорам, а также порядок, условия и сроки ее внесения.

2. Договоры аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, предусматривают передачу арендодателем зданий, сооружений и оборудования, расположенных на земельных участках, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (далее - объект аренды), а также земельных участков, на которых расположены объекты аренды, за плату во временное владение и пользование.

Договоры аренды аэродромов гражданской авиации включают:

положения об оформлении прав на использование земельного участка в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации;

данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды;

назначение объекта аренды;

срок договора аренды, не превышающий 49 лет;

предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества;

уведомить арендатора в письменном виде об изменении арендной платы за один календарный месяц до даты фактического изменения. Размер арендной платы может изменяться арендодателем не чаще одного раза в год в течение I квартала каждого календарного года;

производить капитальный ремонт объекта аренды;

использовать объект аренды в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по назначению, указанному в договоре аренды;

поддерживать объект аренды в исправном состоянии;

производить за свой счет текущий ремонт объекта аренды;

нести расходы на содержание объекта аренды.

3. Порядок определения размера арендной платы по договору аренды аэродрома гражданской авиации в отношении земельных участков, на которых расположены объекты аренды, а также порядок, условия и сроки ее внесения определяются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

4. Годовой размер арендной платы по договору аренды аэродрома гражданской авиации (А) в отношении объектов аренды на очередной календарный год (без налога на добавленную стоимость) рассчитывается по следующей формуле:

А = (ПГП x Эап x Кдеф.иок 2021-N) (рублей в год),

ПГП - среднегодовая сумма отправленных, принятых пассажиров, пассажиров прямого транзита, грузов и почты за предыдущие 3 календарных года, рассчитанная по формуле:

ПГП = ППТ x Пт + ГП (тонн в год),

ППТ - среднее годовое количество отправленных, принятых пассажиров и пассажиров прямого транзита в аэропорту за предыдущие 3 календарных года, пассажиров в год;

Пт - показатель перевода величины отправленных и принятых пассажиров, пассажиров прямого транзита, обслуженных в аэропорту, измеряемой количеством перевезенных пассажиров (пассажиров с багажом, предусмотренным условиями перевозки без дополнительной оплаты к тарифу, по которому приобретен билет), в эквивалентную ему величину перевезенных тонн, принимаемый равным 0,09;

ГП - средняя годовая величина грузопотока (отгруженных, разгруженных грузов и почты), обслуженного в аэропорту за предыдущие 3 календарных года, тонн в год;

Эап - показатель, определяющий размер арендной платы в зависимости от объемов отправки и прибытия в аэропорт пассажиров, почты и грузов, который принимается равным:

103,185 рубля за тонну - при значении ПГП более или равно 1000 тыс. тонн в год;

147,415 x (ПГП/220000) -0,2356 рублей за тонну - при значении ПГП более или равно 220 тыс. тонн в год;

147,415 рубля за тонну - при значении ПГП менее 220 тыс. тонн в год;

Кдеф.иок 2021-N - индекс-дефлятор "Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования" в год N нарастающим итогом за период с 2021 года до текущего календарного года (N), в процентах к базовому значению (значению 2021 года), рассчитанный по формуле:

Kдеф.иок t - фактическое значение индекса-дефлятора "Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования" в среднем за год к предыдущему году за год t, в процентах. Для текущего года (t = N) и для года, предшествующего текущему году (t = N - 1), применяется значение индекса-дефлятора "Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования" в среднем за год к предыдущему году, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках актуального прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, в процентах.

В целях настоящего Положения под "пассажирами прямого транзита" понимаются прибывшие в аэропорт промежуточной посадки на всех рейсах и типах воздушных судов и продолжающие свой полет из этого аэропорта на этих же рейсах пассажиры.

(п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2599)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае если величина годового размера арендной платы по договору аренды аэродрома, рассчитанная в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения, на очередной календарный год составляет менее 1,5 млн. рублей в год (без налога на добавленную стоимость), то ее величина для целей установления в договоре аренды аэродрома на очередной календарный год принимается равной 1,5 млн. рублей в год (без налога на добавленную стоимость). Указанное условие не распространяется на договоры аренды аэродромов, заключаемые с федеральными казенными предприятиями.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2599)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Сведения, необходимые для расчета годового размера арендной платы, представляются в порядке, определенном договором аренды аэродрома гражданской авиации.

7. Арендная плата по договору аренды аэродрома уплачивается арендатором ежемесячно, не позднее 10-го числа текущего месяца, равными долями.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 19 марта 2022 года N 412

(с изменениями на 28 мая 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 марта 2022 года N 412

Особенности исполнения договоров финансовой аренды (лизинга), договоров аренды иностранных воздушных судов, используемых для полетов лицами, указанными в пункте 3 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации, авиационных двигателей в 2022 году

(с изменениями на 28 мая 2022 года)

1. Настоящий документ устанавливает особенности исполнения договоров финансовой аренды (лизинга), договоров аренды иностранных воздушных судов, используемых для полетов лицами, указанными в пункте 3 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее соответственно - договор, иностранное воздушное судно, лизингополучатель (арендатор), авиационных двигателей в 2022 году в части порядка расчетов по обязательствам, предусмотренным договором, порядка страхования, эксплуатации, технического обслуживания иностранных воздушных судов, авиационных двигателей в ситуации применения специальных экономических мер в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, связанных с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц.

Для целей настоящего документа под иностранными воздушными судами, авиационными двигателями понимаются воздушные суда, авиационные двигатели, используемые для полетов российскими лизингополучателями (арендаторами), принадлежащие на праве собственности или на ином законном основании лизингодателям (арендодателям) иностранных государств, входящих в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 430-р.

2. Настоящий документ применяется к договорам, заключенным до 24 февраля 2022 г.

3. При исполнении договора расчеты между лизингодателем (арендодателем) и лизингополучателем (арендатором) осуществляются в соответствии с условиями договора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, предусматривающим специальные экономические меры в сфере внешнеэкономической деятельности.

4. Лизингополучатель (арендатор) обеспечивает:

эксплуатацию иностранных воздушных судов, авиационных двигателей в соответствии с положениями федеральных авиационных правил, утвержденных в соответствии со статьей 35 Воздушного кодекса Российской Федерации;

техническое обслуживание и ремонт иностранных воздушных судов, авиационных двигателей в организациях, имеющих документ, подтверждающий их соответствие требованиям федеральных авиационных правил, утвержденных в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации;

страхование иностранных воздушных судов и перестрахование рисков, связанных со страхованием иностранных воздушных судов, в российских страховых и перестраховочных организациях.

5. Вывоз за пределы территории Российской Федерации лизингополучателем (арендатором) иностранных воздушных судов, авиационных двигателей осуществляется в соответствии с установленными на основании Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100 "О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности" запретами и ограничениями.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: