Что делает администратор суда среднего звена

Обновлено: 03.10.2022

Администратор суда — это должностное лицо, которое назначается на должность и освобождается от нее органами судебного департамента по представлению председателя суда, непосредственно ему подчиняющееся.

Администратор суда под руководством председателя призван принимать меры по подготовке, проведению судебного заседания, обеспечивать взаимодействие с адвокатами, государственными и правоохранительными органами в вопросах предоставления условий для работников аппарата суда и для судей, обеспечения деятельности суда, информационно-правовому оснащению судебной деятельности и т.д.

Каждый суд, относящийся к общей юрисдикции (исключение — Верховный Суд РФ), имеет собственного администратора суда.

Администратор суда автономного округа, автономной области, города федерального значения, областного, краевого суда, Верховного суда республики назначается на должность (освобождается от нее) начальником главного управления организационного и правового обеспечения судов по представлению председателя суда. Начальник главного управления обеспечения военных судов назначает (освобождает) на должность администратора военного суда.

Администратор суда находится в непосредственном подчинении у председателя суда и выполняет его поручения и распоряжения. Свои полномочия администратор осуществляет под контролем подразделений Судебного департамента, находящихся при Верховном Суде и при взаимодействии с ними. Институт судебных администраторов — относительно новое образование в правовой системе РФ.

Предпосылки появления должности судебного администратора:

  • необходимость управления в судебной системе сложными хозяйственными отношениями;
  • неспособность отдельных судов выдерживать возрастающую рабочую нагрузку;
  • растущая общественная заинтересованность в эффективности деятельности судебной системы, доступности федерального финансирования.

Готовые работы на аналогичную тему

Администратор суда должен совмещать знание основ делового и государственного администрирования, технические навыки менеджера, понимание собственных обязанностей и проблем в применении к судебной сфере. Выбор администратора суда происходит голосованием всех судей. В больших судах администратора выбирает отборочный комитет во главе с главным судьей и представителями всего судебного состава. Некоторые суды передают полномочия по назначению (снятию) с должности судебного администратора главному судье.

Уровень профессионально-должностного развития судебного администратора рассматривают в процессуальном и содержательном смысле. В процессуальном смысле — это качественные изменения профессиональных способностей в структуре в структуре опыта человека и содержания выполняемых функций при должностном перемещении. В содержательном смысле — это наполнение структурных компонентов профессионального и жизненного опыта, отличного от предыдущего, содержанием. Это навыки, умения, знания, компоненты психологического опыта (опыта, который накапливается в процессе профессиональной деятельности).

Функции администратора суда

Обязанности судебных администраторов отличаются в зависимости от размеров и местоположения суда. Администратор суда решает в основном административные, а не юридические, вопросы. Он нуждается в навыках, являющихся общими для управленческих должностей.

Основные полномочия судебных администраторов:

  • управление кадровыми ресурсами;
  • управление нагрузкой;
  • финансовое управление;
  • информационное управление;
  • технологическое управление;
  • управление работы с присяжными;
  • межправительственная связь;
  • управление помещениями;
  • информирование общественности и общественные отношения;
  • консультационные и исследовательские услуги;
  • секретарские услуги.

Главная функция администратора суда — организационное обеспечение деятельности суда. Реализация функции должностного лица происходит посредством применения подфункций (ее составных частей).

Подфункции администратора суда:

  • подготовка к проведению судебных заседаний;
  • организационное обеспечение деятельности суда;
  • взаимодействие с государственными и правоохранительными органами, адвокатурой по обеспечению деятельности суда;
  • принятие мер по обеспечению бытовых и материальных условий для деятельности судей, работников аппарата суда, медицинского обслуживания, санаторно-курортного лечения;
  • информационно-правовое обеспечение работы суда;
  • обеспечение субъектов судебного процесса нормативно-правовыми актами, справочно-информационными материалами, пособиями и юридической литературой;
  • организация ведения делопроизводства, судебной статистики, работы архива;
  • организация охраны помещений, зданий, иного имущества суда в нерабочее время;
  • организация строительства, технического оснащения, ремонта зданий, помещений суда;
  • обеспечение работы хозяйственной службы, транспорта суда, средств связи;
  • создание проекта сметы расходов суда, представление его в подразделение Судебного департамента;
  • осуществление других мер обеспечения деятельности суда.

Администратор суда выполняет двойную функцию: вносит в судебную деятельность профессиональный уровень управления и освобождает время судьи, необходимое для ведения судебной деятельности. Для судебного администратора огромное значение имеет взаимоотношение с судебной властью. Успешное выполнение администратором управленческих и административных обязанностей в несудебной сфере деятельности суда зависит от ряда факторов — от его профессиональных и персональных качеств.

Администраторы отдельных судов первой инстанции имеют широкие административные полномочия, определенные обязанности в финансировании, бухгалтерском учете, ведении судебных дел, снабжении, управлении работой персонала, использовании технологий, делопроизводстве, ведении статистической отчетности, решении ряда безотлагательных и специальных задач. В отдельных судах первой инстанции судебные администраторы осуществляют контроль за деятельностью канцелярий.

от 24 ноября 2009 года

Методические рекомендации размещены на FTP-сервере Судебного департамента в папке Courtinf (логин для доступа . пароль . ).

Начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации предлагаю довести указанный документ до сведения председателей районных (городских), гарнизонных военных судов, а также администраторов соответствующих судов.

Заместитель Генерального директора
А.Я.Перепеченов

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Судебного департамента при
Верховном Суде Российской Федерации
А.В.Гусев
24 ноября 2009 года

Методические рекомендации по организации деятельности администратора верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда, гарнизонного военного суда

Администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда, гарнизонного военного суда (далее - администратор) осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", федеральных законов от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и должностным регламентом, утвержденным председателем соответствующего суда.

Администратор реализует свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда, гарнизонного военного суда - под контролем управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации (далее - Управление (Отдел) и во взаимодействии с ним.

Квалификационные требования к лицу, замещающему должность федеральной государственной гражданской службы администратора, изложены в соответствующем Типовом должностном регламенте, утвержденном приказом Судебного департамента от 22 августа 2006 года N 80.

Администратор подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

1. Планирование и отчетность

Администратор осуществляет свою деятельность согласно плану, который составляется в соответствии с требованиями Инструкции об организации планирования и контроля в системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, утвержденной приказом Судебного департамента от 25 декабря 2001 года N 1/6 (далее - Инструкция), с учетом примерного плана-графика работы администратора и методических указаний Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации к нему от 14 января 2000 года N СД-ВВ/36.

План должен содержать конкретные мероприятия по всем направлениям организационного обеспечения деятельности суда и для решения задач, поставленных перед администратором председателем соответствующего суда, начальником Управления (Отдела) в пределах полномочий, предусмотренных статьей 16 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".

План на очередной период составляется с учетом результатов выполнения плана предшествующего периода и должен включать незавершенные или переносимые по срокам исполнения мероприятия.

Инструкцией предусмотрено составление ежеквартальных планов работы администратора суда.

План работы администратора районного суда, гарнизонного военного суда составляется в одном экземпляре, согласовывается с председателем соответствующего суда и не позднее 20 числа месяца, предшествующего планируемому кварталу, представляется на утверждение начальнику Управления (Отдела). После утверждения (не позднее 25 числа месяца, предшествующего планируемому кварталу) копия плана возвращается в суд и хранится в наряде "Планы и отчеты о деятельности администратора суда", оригинал плана подшивается в одноименный наряд в соответствующем структурном подразделении Управления (Отдела).

План работы администратора верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного флотского военного суда составляется в одном экземпляре, согласовывается с председателем соответствующего суда и не позднее 20 числа месяца, предшествующего планируемому кварталу, представляется на утверждение начальнику Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов (ГУОПО) либо начальнику Главного управления обеспечения деятельности военных судов (ГУВС) Судебного департамента, после утверждения копия плана возвращается в суд и хранится в наряде "Планы и отчеты о деятельности администратора суда", оригинал плана подшивается в одноименный наряд в соответствующем отделе ГУОПО.

Помимо квартального администратор вправе осуществлять ежемесячное, еженедельное и ежедневное планирование своей деятельности, что позволит более оперативно организовать работу и установить повседневный контроль исполнения текущих и перспективных мероприятий. Для этого администратору рекомендуется вести Рабочую тетрадь в форме еженедельника или иной произвольной форме.

По окончании отчетного периода (квартала) в соответствии с требованиями вышеназванной Инструкции администратор представляет начальнику Управления (Отдела) письменный отчет-справку о выполнении плановых мероприятий за своей подписью, утверждаемый председателем соответствующего суда, а администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного флотского военного суда соответственно начальнику ГУОПО либо ГУВС.

2. Отдельные вопросы организационного обеспечения деятельности суда

На здании суда может также устанавливаться флаг субъекта Российской Федерации, в залах судебных заседаний - флаг и герб субъекта Российской Федерации.

На здании суда должна иметься наружная вывеска с названием суда, соответствующая по оформлению требованиям, содержащимся в приказе Судебного департамента от 31 декабря 2002 года N 151 "О бланках, вывесках и печатях федеральных судов общей юрисдикции".

В помещении суда должны быть установлены стенды с информацией для граждан и (или) технические средства аналогичного назначения.

Технические средства - информационные терминалы (киоски), электронные табло и т.п., входящие в состав подсистемы "Отображение информации коллективного пользования" ИРЦВ.42 5500 9.077 ГАС "Правосудие" и взаимодействующие с базой данных автоматизированной системы судебного делопроизводства суда (Программное изделие (ПИ) "Судебное делопроизводство" ИРЦВ.80379-01).

В занимаемых судами помещениях размещаются в доступных для посетителей местах информационные стенды и (или) технические средства аналогичного назначения для ознакомления пользователей информацией с текущей информацией о деятельности соответствующего суда, которая должна содержать:

порядок работы суда, включая порядок приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, по вопросам, связанным с рассмотрением дел в суде, и иным;

сведения о дате, времени, месте проведения и предмете судебного заседания по делам, назначенным к слушанию;

порядок присутствия в судебном заседании и меры, принимаемые к его нарушителям, порядок пропуска в залы судебного заседания и помещения, занимаемые судами;

условия и порядок получения информации о деятельности суда;

иные сведения, необходимые для оперативного информирования пользователей информацией, а именно: указатель расположения кабинетов председателя суда, его заместителей, судей и работников аппарата суда, залов судебных заседаний, структурных подразделений суда; размере и условиях оплаты государственной пошлины, наименование получателя платежей и т.д.; сроках и порядке обжалования судебных решений; данные о территориях судебных участков, обслуживаемых мировыми судьями, их юридический адрес и место фактического расположения.

На информационных стендах и (или) технических средствах аналогичного назначения также могут быть размещены образцы исковых заявлений (жалоб). У стенда и технических средств необходимо оборудовать место, позволяющее гражданам вести необходимые записи.

По поручению председателя суда администратор доводит приказы, распоряжения, указания, решения, инструкции, рекомендации, информационные письма Судебного департамента и его территориальных органов по вопросам деятельности суда до работников суда; готовит проекты приказов, распоряжений председателя суда (при отсутствии в суде соответствующих структурных подразделений и их руководителей); осуществляет контроль исполнения работниками суда Правил внутреннего распорядка суда, утвержденных председателем соответствующего суда и Правил поведения работников аппарата суда, утвержденных постановлением Совета судей Российской Федерации от 27 апреля 2006 года N 156.

3. Организация делопроизводства и работы архива суда

3.1. Организация делопроизводства в суде

Основными нормативными методическими документами, определяющими и устанавливающими единую систему организации и порядок ведения судебного делопроизводства в судах общей юрисдикции Российской Федерации, являются Инструкция по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов и Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденные приказами Судебного департамента соответственно от 15 декабря 2004 года N 161 и от 29 апреля 2003 года N 36 с последующими изменениями и дополнениями (далее - Инструкции), Руководство по делопроизводству в военных судах, утвержденное приказом заместителя Генерального директора Судебного департамента - начальником Главного управления обеспечения деятельности военных судов от 28 ноября 2003 года N 40 (далее - Руководство) и эксплуатационная документация на ПИ "Судебное делопроизводство": ИРЦВ.80379-01 31 01 ПИ СДП. Описание применения.

Правила и порядок работы с документами, установленные вышеназванными Инструкциями, обязательны для всех работников аппаратов судов. Все работники ответственны за выполнение требований Инструкций, сохранность служебных документов и неразглашение содержащейся в них информации.

Задачи и функции отдела дело- и судопроизводства регламентируются Положением о соответствующем отделе, утверждаемым председателем суда. Права, обязанности и ответственность работников отдела определяются должностными регламентами, утвержденными председателем суда.

При осуществлении должностных полномочий работниками отдела делопроизводства администратор организует правильное применение ими положений Инструкции.

С целью повышения эффективности названной деятельности администратор контролирует (по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие) выполнение работниками аппарата суда функциональных обязанностей.

3.2. Организация приема граждан

В суде должна функционировать Приемная граждан, являющаяся структурным подразделением суда (составной частью структурного подразделения), созданным в целях обеспечения доступности правосудия путем эффективной организации работы суда по приему заявлений и обращений граждан, деятельность которой регламентируется Положением о приемной в суде, утвержденным председателем суда на основании Примерного положения о приемной в судах общей юрисдикции, согласованного постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 15 мая 2008 года N 216 и утвержденного Генеральным директором Судебного департамента 26 ноября 2008 года; и Регламентом организации деятельности приемной, утвержденным председателем суда, на основании Типового регламента организации деятельности приемной суда общей юрисдикции, согласованного постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 179, и утвержденного Генеральным директором Судебного департамента 19 июня 2009 года.

Прием граждан в суде осуществляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка суда, утверждаемыми председателем суда на основе Типовых правил внутреннего распорядка судов, утвержденных постановлением Совета судей Российской Федерации от 18 апреля 2003 года N 101.

Администратор контролирует соответствие действий работников аппарата суда названным Правилам.

3.3. Организация учета, приема, хранения и уничтожения вещественных доказательств, поступающих в суд

Хранение вещественных доказательств в суде, включая учет, принятие на хранение и выдачу вещественных доказательств после вступления судебного акта, которым заканчивается дело, в законную силу, осуществляется в случаях, предусмотренных законом и в порядке, установленном названными выше Инструкциями, Руководством, Положением о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2002 года N 620.

Администратор осуществляет контроль соблюдения требований названных выше нормативных документов.

Организационно-распорядительным документом председателя суда определяются место и условия хранения вещественных доказательств, а также назначается лицо, ответственное за этот участок работы.

Хранение вещественных доказательств осуществляется в условиях, не допускающих утрату и обеспечивающих их возврат владельцам или передачу иным лицам в соответствии с требованиями процессуального законодательства.

3.4. Организация работы архива суда

Основными нормативными методическими документами, регламентирующими организацию работы архива суда, являются Инструкция о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования и Перечень документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения, утвержденные соответственно приказами Судебного департамента от 28 декабря 2005 года N 157 и 1 июня 2007 года N 70, а для военных судов -соответствующие приказы Министерства обороны Российской Федерации, регулирующие вопросы архивного делопроизводства.

Администратору необходимо знать требования, предъявляемые к архивным помещениям и организации работы архива суда, содержащиеся в перечисленных выше нормативных документах, и принимать меры к оборудованию архивных помещений в соответствии с этими требованиями.

Администратор организует правильное применение и контролирует соблюдение положений названной Инструкции ответственным работником отдела делопроизводства за работу архива при осуществлении им должностных полномочий.

Администратор организует прохождение работником архива не реже одного раза в год инструктажа по вопросам противопожарной безопасности, ознакомление с правилами пользования противопожарным инвентарем.

Администратору следует учитывать, что совершенствование работы аппарата суда, оперативность и качество решения вопросов, содержащихся в документах, в значительной мере зависит от организации хранения документов, то есть от методов их классификации. Единый подход к классификации документов в суде обеспечивает номенклатура дел - оформленный в установленном порядке систематизированный перечень заголовков дел, заводимых в суде, с указанием сроков хранения. Номенклатура дел является основным учетным документом в судебном делопроизводстве и необходима для организации информационно-поисковой системы.

Администратору следует также знать, что номенклатура нарядов, которые ведутся в суде, ежегодно утверждается председателем суда и согласовывается с архивной службой субъекта Российской Федерации.

4. Организация ведения судебной статистики

В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" на администратора возлагается обязанность по организации ведения судебной статистики в соответствующем суде.

Ведение судебной статистики в судах определяют два нормативных документа: Табель форм статистической отчетности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, утверждаемый приказом Судебного департамента ежегодно (далее - Табель) и Инструкция по ведению судебной статистики, утвержденная приказом Судебного департамента от 29 декабря 2007 года N 169 (далее - Инструкция).

Аппарат судов среднего звена включает администратора суда, консультантов, заведующего секретариатом, руководителей вспомогательных подразделений, секретарей судебных коллегий, секретарей судебных заседаний, делопроизводителей, машинисток, архива­риуса и др.

На администраторов судов этого уровня, как и на админист­раторов других судов, возлагаются функции по непосредственному организационному обеспечению деятельности судов (см. § 3 гл. XIV учебника). Консультанты изучают жалобы и дела, поступившие в суды, докладывают эти дела председателю суда и выполняют дру­гую работу. Заведующий канцелярией руководит секретарями судеб­ных коллегий, организует прием посетителей, докладывает предсе­дателю или его заместителям о поступившей в суд корреспонденции, организует вызов в суд народных или присяжных заседателей, выда­ет и высылает гражданам с разрешения председателя или его за­местителей копии различных судебных документов. Секретари су­дебных коллегий организуют исполнение указаний председателей коллегий, обеспечивают хранение судебных дел и иных материалов коллегии, извещают необходимых лиц о назначенных к слушанию делах, оформляют дела после их рассмотрения и т.д. Секретари судебных заседаний ведут протоколы судебных разбирательств дел по первой инстанции, выписывают повестки участникам судопроиз­водства, извещают прокуроров и адвокатов о времени слушания дела, организуют доставку в суд в определенный день и час подсу­димого, находящегося под стражей, и т.д. Секретарь президиума ведет делопроизводство президиума, оповещает его членов и проку­рора о дате заседания, характере подлежащих рассмотрению воп­росов, оформляет протоколы.

Соответствующие их должностям обязанности выполняют и другие работники аппарата суда — делопроизводители, курьеры, машинистки, архивариусы. Все они в той или иной мере способствуют организации работы суда.

Важным средством обеспечения работы областного суда явля­ется перспективное и текущее планирование . Перспективное планирование позволяет сосредоточить внимание обла­стного суда на основных направлениях его работы. Оно способству­ет осуществлению таких мер, которые обеспечивают надлежащую судебную деятельность на длительную перспективу. Текущее пла­нирование направлено на организацию повседневной работы, напри­мер, по рассмотрению протестов, разрешению уголовных и граждан­ских дел. В этих планах работы предусматриваются и такие виды деятельности, как правовое обучение народных заседателей, орга­низация совещаний судей и работников аппарата и т.д.

Прием населения осуществляют председатель суда, его заместители, судьи, другие работники суда. Прием проводится в строго установленное время. Во время приема граждан им разъяс­няют необходимые правовые вопросы, принимают у них заявления и жалобы, выдают запросы, справки, выписки из судебных решений, копии приговоров и т.д.

Работу с кадрами осуществляет председатель суда, его заместители, администратор суда, заведующий канцелярией. Она касается всего суда в целом, его коллегий, отдельных судебных составов, технических работников суда. Подбор, расстановка и перемещение кадров ведутся на основе изучения профессионально-деловых и нравственных качеств судей и других работников (о работе с кандидатами на судейские должности и с уже с работающими судьями см.§ 1—3 гл. XI учебника). Большое значение придается повышению квалификации и обучению кадров в системе средних и высших юридических учебных заведений (вечернего, заочного и после вузовского обучения), направлению на стажировки в Верховный Суд РФ. Существенную роль играют также совещания (с участием всех судей, и числе районных, а также работников аппаратов судов), на которых обсуждаются актуальные вопросы деятельности судов. Организуются также семинары и занятия по ознакомлению с новым законодательством, решениями высших судебных инстанций, другими документами, имеющими значение для судебной деятельности.

Работа с народными заседателями состоит в озна­комлении их с началами права и судебной деятельности, обеспечении условий для своевременного изучения ими материалов дел, намечаемых к рассмотрению, разъяснении тех правовых вопросов, которые могут возникнуть у них при предварительном изучении материалов, и т.д. В судах, где допускается рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, значительное место занимает работа по контролю за состоянием основного и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели.

Важным направлением деятельности верховных, краевых, областных, городских судов, судов автономной области и автономных округов является изучение и обобщение судебной практики. Обобщая кассационную практику судебных коллегий и надзорную практику президиума, суды этого уровня на основе изуче­ния конкретных дел получают практический материал, свидетельствующий об ошибках и недостатках в работе. Это позволяет выявлять их причины, составлять более полное представление о качестве работы районных судов, определять меры по улучшению их деятельности. В зависимости от целей кассационная и надзорная практика обобщается и изучается по различным вопросам: по определенным категориям уголовных или гражданских дел, по вопросам применения материальных и процессуальных законов и т.п. Это позволяет выявить законность и обоснованность принесения должностными лицами протестов, эффективность проверки приговоров и решений. Здесь вскрываются недостатки работы по изучению доводов, приведенных в кассационных жалобах и протестах. Обобщение проводится также путем изучения материалов, связанных с работой определенного районного суда или нескольких таких судов.

Работа по учету и систематизации законодательства здесь, как и в районных судах, заключается в учете и хра­нении, ведении контрольных экземпляров официальных изданий кодексов и иных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, постановлений Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ, инструкций, положений, других ак­тов министерств и ведомств и т.д.

Статистическая отчетность по рассмотрению уголов­ных и гражданских дел осуществляется под руководством предсе­дателя суда по утвержденным формам и в установленные сроки. Эта работа охватывает также сбор и обработку соответствующих сведе­ний о деятельности нижестоящих судов.

Делопроизводство ведется в целях обеспечения качества всей судебной работы, оформления ее результатов, исполнения при­нятых решений. Отвечающие за эту работу лица следят за сохран­ностью судебной документации и движением дел в суде, ведут ре­гистрационные журналы, учетные карточки и наряды установлен­ной формы.

Ответственность за надлежащую организацию работы в верхов­ном суде республики, краевом, областном, городском суде, суде автономной области и суде автономного округа несут в первую очередь председатель суда и его заместители.

Председатель суда отвечает за организацию всей работы данного суда. Он созывает заседания президиума и председательствует на этих заседаниях; приносит в президиум суда протесты в порядке надзора на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения районных судов, на постановления районных судей значении судебных заседаний, а также на кассационные определения судебных коллегий; председательствует в судебных заседаниях при рассмотрении дел по первой или второй инстанции либо назначает для этого своего заместителя, председателя коллегии или члена суда; распределяет обязанности между своими заместителями, рассматривает по протесту прокурора или собственной инициативе жалобы на постановления районных судов о наложении административных взысканий и принимает по ним решения; организует работу по обобщению судебной практики.

Председатель суда как лицо, на которое персонально возложено общее руководство работой суда и ответственность за эту работу, кроме того, утверждает перспективные и текущие планы работы, организует контроль за исполнением принимаемых судом решений, а в субъектах Федерации, где допускается рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, определяет необходимое количество таких заседателей и направляет заявку местной администрации о составлении списков. Он ведает кадрами суда — администратора, консультантов, руководителей вспомогательных подразделений, секретарей и других работников аппарата суда, организует деятельность по повышению их квалификации и профессионального мастерства, контролирует финансовую деятельность и отчетность суда, организует прием населения и работу по рассмот­рению писем, заявлений и жалоб граждан, обеспечивает общее руководство делопроизводством суда.

Председатель суда среднего звена имеет заместителей (как правило, двух). Они одновременно являются председателями судебных коллегий. Заместители председательствуют в судебных заседаниях своих коллегий, осуществляют прием граждан, обеспечивают исполнение поручений председателя, осуществляют организационное руководство соответствующей коллегией.

В некоторых верховных судах республик, краевых, областных судах созданы научно-консультативные советы, цель которых — укрепить связи судов с юридической наукой, активно вовлекать ученых-юристов в обсуждение вопросов, возникающих в судебной практике.

Смотрите также:

Обращения в правоохранительные органы. Наряду со специализированными природоохранными органами существуют правоохранительные органы, .

Органы государственной власти, осуществляющие установленные для них функции в сфере судопроизводства и правоохранительной деятельности, .

2) налоговый - осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы;. 3) банковский — контроль .

в сфере таможенного дела и постановление о направлении материалов в другие. правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении .

задерживать нарушителей законодательства об особо охраняемых природных территориях и доставлять их в правоохранительные органы; .

2) налоговый - осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы … зав. кафедрой финансов, .

. назначения, органы государственного управления, системы национальной обороны, правоохранительные органы, судебные органы и др. .

Счетная палата РФ передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизии и проверок должностные лица .

Правоохранительные органы – это специализированные государственные структуры, назначением которых является охрана прав и свобод граждан, .

г) правоохранительные органы - прокуратура, министерство внутренних дел , полиция, милиция, таможенные органы, нотариат. Каждый орган наделен .


Менеджером среднего звена, как правило, называют человека, которые руководит в компании одним из направлений или отделом. Это довольно сложная работа — с одной стороны, такой управленец является руководителем в классическом понимании слова, который обязан выстраивать систему мотивации, создавать команду, контролировать результаты. С другой стороны, он сам подчиненный — стратегические решения принимают топ-менеджеры, чтобы воплощать в жизнь свои идеи, приходится развивать навыки переговоров и презентаций.

Кто такой менеджер среднего звена: в чем разница между ним и топ-менеджером

Должности руководителей среднего звена зависят от размера компании, какой-то четкой градации нет. В крупной организации таким менеджером будет руководитель отдела, который подчиняется директору направления. Если компания небольшая, то менеджером среднего звена называют уже руководителя направления, а подчиняется он собственнику. Например:

  • Крупная финансовая компания. Руководитель учебного центра — менеджер среднего звена. Директор по HR и развитию персонала — его шеф и топ-менеджер.
  • Небольшая компания. Руководитель ИТ-направления является менеджером среднего звена, подчиняется напрямую собственнику.

«Средним» такого управленца называют из-за расположения его должности в иерархии компании — до топ-уровня еще не добрался, но уже руководит людьми. Типичные должности для менеджера среднего звена — директор филиала, руководитель направления, руководитель отдела.

Руководитель среднего звена, как правило, руководит сложившейся системой, обеспечивает ее работоспособность. В отличие от топ-менеджера, который развивает и обновляет систему.

Что ждут от руководителя среднего звена

Чтобы занять позицию менеджера среднего звена, сотрудник должен соответствовать определенным требованиям. Кроме специфических, присущих конкретной отрасли, существуют и универсальные требования к таким специалистам. Вот что обычно требуют от менеджера среднего звена:

Собирать и формулировать требования от топ-менеджмента. Цели в компании ставит топ-менеджер, директор направления. Задача управленца — уточнить их и убедиться, что все понято верно. Чтобы быть эффективным, управленцу нужно развивать навыки уточнения требований и анализа задач.

Планировать работу. После сбора требований управленец должен составить реалистичный план работы с учетом количества персонала в подчинении, их производительности, наличия ресурсов.

Организовать работу и уметь договариваться. Особенность работы в среднем звене заключается в том, что руководит такой менеджер своим отделом, но для выполнения задач ему нужно привлекать и сотрудников из смежных направлений. Значит, придется учиться не только приказывать, но и договариваться.

Смотрите также: Как определить управленческий масштаб

Мотивировать людей. Чтобы стать эффективным руководителем, придется развивать навыки эмпатии, научиться чувствовать настроение подчиненных, поддерживать их в сложные моменты.

Контролировать работу. Нужно настроить процесс так, чтобы вы в любой момент могли уточнить, на каком этапе выполнения находится любая задача.

Разрабатывать критерии оценки персонала. Вы должны понимать, каким образом оценивать ваших сотрудников. Идеально, когда есть система KPI — тогда управленцу достаточно будет изучить отчет, чтобы понять, насколько эффективен сотрудник.

Создать систему роста для подчиненных. Чтобы сотрудники не испытывали последствий профессионального выгорания, нужно создать систему развития. Хорошо, если люди понимают, куда стремиться и что изучать, чтобы вырасти в должности и справляться с задачами.

Принимать сложные решения. Руководитель среднего управленческого звена должен выполнить задачи, поставленные топами. Конечно, лучше поддерживать персонал и выстраивать доверительные отношения, но иногда приходится принимать сложные управленческие решения. К этому тоже нужно быть готовым.

Разбираться в отрасли. Есть мнение, что руководитель может быть универсалом — сегодня он эффективно работает в отрасли финансов, завтра переходит в производство и все равно показывает отличные результаты. Однако от управленцев все чаще требуют не просто навыков руководства, а опыта работы в конкретной отрасли и знания ее особенностей.

Должностные обязанности

Стандартный перечень обязанностей для руководителя среднего звена такой:

  • Организовать работу отдела.
  • Постоянно оптимизировать производственный процесс.
  • Распределять задачи между сотрудниками.
  • Определять границы ответственности персонала.
  • Определять требования к должностям.
  • Организовать систему отбора сотрудников.
  • Организовать работу персонала — подготовить их рабочие места, убедиться, что им достаточно ресурсов.
  • Мотивировать персонал.
  • Обучать сотрудников самостоятельно или при помощи сторонних экспертов.
  • Организовать систему повышения квалификации.

Ключевые навыки руководителя среднего звена

Аналитика. Управленец должен быстро и эффективно анализировать информацию, обладать системным мышлением.

Технические навыки. Нужно уметь выполнять основную работу руководителя, например, составлять инструкции для повторяющихся задач.

Переговоры. Работа менеджера — постоянные коммуникации. Придется научиться определять приемы манипуляции, противостоять им, использовать их при необходимости.

Генерация идей. Чтобы расти, менеджеру среднего звена следует развивать креативное мышление. Например, овладеть приемами мозгового штурма, отбора идей и их итогового анализа.

Обучение. Важное отличие исполнителя от руководителя — первый делает, второй делает и учит. Нужно научиться передавать знания и навыки, повышать квалификацию подчиненных, заниматься их развитием.

Как развиваться руководителю среднего звена, чтобы стать топ-менеджером

Универсальной инструкции не существует, но вот что точно пригодится при составлении карьерного плана.

Развивайте мягкие навыки. Их важность для руководителя подтверждают десятки исследований. Например, эксперты McKinsey & Company утверждают, что к 2030 году до 800 млн работников по всему миру могут потерять свои рабочие места из-за роботов. Техническую работу будут выполнять алгоритмы, в людях же, и особенно в руководителях, будет цениться эмоциональный интеллект — умение понимать свои и чужие чувства и реагировать должным образом.

Составьте личный трекинг развития. Вам нужно развиваться интеллектуально и эмоционально, тренировать силу воли, практиковаться в коммуникациях.

Найдите баланс. Важно составить стратегию оптимального развития — расти в тех направлениях, которые нужны сейчас и в ближайшем будущем, но помнить о долгосрочной перспективе.

Контролируйте психическое состояние. Есть факторы, которые повышают риски профессионального выгорания. Важно анализировать свое психическое состояние, отслеживать ментальное здоровье, и не допускать большой усталости.

Научитесь входить в ресурсное состояние. Достигать высокого тонуса, создавать и поддерживать энергетический баланс.

Обучение руководителей среднего звена

Развивайте менеджерские компетенции на тренинге «Руководитель среднего звена». Преподаватели Русской Школы Управления помогут участникам обучения создать сбалансированную систему целей подразделения, научат применять системное мышление, грамотно подбирать персонал, мотивировать сотрудников.

Кроме технических навыков, на курсе рассматриваются вопросы поиска и устранения потерь в процессах, перевода подразделения на «бережливый» режим работы, вовлечения персонала в разработку и реализацию непопулярных решений.


Дмитрий Кузьмин Автор медиапортала Русской Школы Управления

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: