Зун суд сум сэн сдп это
Обновлено: 04.12.2023
Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).
Развивающее обучение отличается от обучения объяснительно-сообщающего типа характером преподавания и учения. Основная роль учителя в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции.
Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи.
Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности учащийся овладел в ходе предыдущего обучения, какова степень осмысления учащимися собственной деятельности. На основе полученных данных учитель конструирует педагогические воздействия на учащихся, располагая их в зоне ближайшего развития ребёнка.
Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
В современной педагогике все группы качеств личности взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру:
ЗУН – знания, умения, навыки;
СУД – способы умственных действий;
СУМ – самоуправляющие механизмы личности;
СЭН – эмоционально-нравственная сфера;
СДП – деятельностно-практическая среда.
Развивающее обучение (РО) направлено на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств:
РО= ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП
Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребёнка.
Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.
Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни.
Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.
Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у учащегося потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой схемы решения, новых способов действия. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия, но и выдвижение гипотезы, поиск идей и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между известным и неизвестным. В процессе «добывания» знаний и создания новых способов выполнения действия ученик получает конкретный результат виде новых фактов. Таким образом, уже в самом процессе обучения ученик поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития.
Основная задача педагога в процессе развивающего обучения – организация учебной деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.
Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обобщение творческого воображения, мышления, памяти, речи.
Центральное технологическое звено развивающего обучения – это самостоятельная учебно-познавательная деятельность ребенка, основанная на способности ребенка регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью.
Суть развивающего обучения в том, чтобы ученик не только усваивал конкретные знания и навыки, но и овладевал способами действий, обучался конструировать и управлять своей учебной деятельностью.
Основная цель школы – научить ребенка мыслить. Развитие мыследеятельности - основа интеллекта человека.
Именно развитием мышления и воображения определяется интеллектуальный уровень учеников, их переход от одной ступени умственного развития к другой .
Поскольку развитие интеллекта ребенка связано с развитием мыследеятельности, то применяемая технология развивающего обучения должна обеспечить мотивацию и постоянное движение мысли к внешней знаковой речи и наоборот. Развивающие технологии как раз и являются основным средством адаптации к требованиям программ обучения, т.е. полного освоения знаний и умений.
На сегодняшний день в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий развивающего обучения, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. В 1996 г. Министерство образования России официально признало существование системы Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Остальные развивающие технологии имеют статус авторских, альтернативных.
2. Общие основы технологий развивающего обучения . Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).
Как говорил Дистервег :
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»
Разработка концепции. Технология развивающего обучения, разработанная Элькониным — Давыдовым, принципиально отличается от других тем, что акцент в ней делается на развитие теоретического мышления школьников , она считается одной из самых эффективных существующих технологий.
ЦЕЛЬ в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова : Формирование у детей основ творческого мышления через осуществление ими учебной деятельности, а также определенных способностей (рефлексии, анализа, планирования) по самосовершенствованию. Знания в данной системе являются не самоцелью, а только средством. В процессе этой деятельности ученик обобщает существенные особенности объектов, а также свои действия и действия других с этими объектами, тем самым он учится мыслить.
Предметное содержание
Научное знание выстраивается в структуре средства. Движение в содержании от общего к частному.
Деятельностный или проблемный подход - посредством предъявления системы учебных задач.
Исследовательский. Ученик рассматривается как субъект, т.е. источник деятельности. Учебная задача рассматривается как цель достижения, личностно значимая для ученика.
Учебный диалог. Учитель не только сообщает детям о выводах науки, но по возможности ведет их к открытию, заставляя следить за диалектическим движением мысли, тем самым делает детей соучастниками научного поиска.
Технология развивающего обучения (РО) направлена на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств, а именно:
ЗУН - знания, умения, навыки;
СУД - способы умственных действий;
СУМ - самоуправляющие механизмы личности;
СЭН - эмоционально-нравственная сфера;
СДП - деятельностно-практическая среда
РО = ЗУН + СУД+СУМ+СЭН+СДП
"Категории обучения и развития разные. Эффективность обучения, как правило, измеряется количеством и качеством приобретенных знаний, а эффективность развития измеряется уровнем, которого достигают способности учащихся, т. е. тем, насколько развиты у учащихся основные формы их психической деятельности, позволяющей быстро, глубоко и правильно ориентироваться в явлениях окружающей действительности» Д. Б. Эльконин.
Результативность развивающих технологий
Учащиеся составляют наибольший процент среди участников и победителей олимпиад;
Уровень развития интеллекта учащихся существенно выше, чем у школьников с традиционной формой обучения (выпускники показывают высокие результаты по ЕГЭ даже в заданиях, рассчитанных на нестандартное мышление);
Развитие у детей способностей к глубокому анализу и миросозерцанию, умению аргументировано рассуждать и излагать свою точку зрения;
Развитие и реализация скрытых возможностей, заложенных в ребенке;
Коэффициент понятого нового материала существенно выше, т.к. сама форма обучения не предполагает пассивного восприятия информации от педагога, а приводит к ее усвоению путем серии последовательных логических рассуждений самим учеником. Фактически сам ученик формирует следующую ступень знаний;
Развитие способности нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения;
Активная форма обучения развивает самооценку учащихся и снижает фактор закомплексованности;
Реализация и развитие всех индивидуальных природных данных каждого учащегося, заложенная возможность к принятию нестандартных решений, развитие аналитических способностей и умения аргументировано излагать свою точку зрения позволяют детям, достигать наивысших профессиональных результатов в их дальнейшей жизни.
Высказывания учащихся : «За годы обучения в школе я понял уникальность каждого человека, школа научила меня чувствовать ответственность за свои поступки»,
«Мы научились быть свободными, хотя и подчиняться общим правилам, не считать, что мнение учителя или того, кто стоит выше тебя, абсолютно»,
«Учителя старались развивать в нас личностные качества, а не качества толпы, думать и оценивать ситуацию»,
«Школа дала мне понять, что моя жизнь в моих руках».
Недостаток: Общий недостаток системы Занкова и Эльконина – Давыдова: они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.
Особый интерес в настоящее время к данной системе связан, прежде всего, с тем, что она практически полностью отвечает Концепции и модернизации российского образования, принятой Правительством РФ и новым стандартам. Основная цель модернизации российского образования — формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности.
«Позиция школьника не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего самого себя». (Совершенствовать, учить самого себя — это значит строить отношения с самим собой, как с «другими»). Д.Б.Эльконин.
Системы традиционного и развивающего обучения.
Традиционная система обучения
Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Усвоение знаний, умений, навыков.
Развитие ребенка как субъекта учебной деятельности.
1 .Выбор правил, регламентирующих способы решения конкретных задач.
2.Дидактический принцип: от частного к общему, от конкретного к абстрактному.
3.Построение учебного материала идет линейным способом от частных фактов к последующему обобщению на завершающем этапе.
4.Общие представления не помогают учащимся в изучении частных понятий, и в то же время они не могут быть полностью обобщены, т.к. появились в конце.
5.Знания даются в готовом виде.
1.Система научных понятий предмета, определяющая общие принципы решения задач широкого класса. 2.Принцип содержательного обобщения, когда знания общего характера предписывают знаниям частного и конкретного характера. 3.Построение учебного материала идет как движение по спирали от центра к периферии. Общие абстрактные понятия в процессе их развертывания обогащаются конкретными фактами и знаниями. 4.Общие представления служат для учащихся ориентиром и помогают осмыслить частные понятия и представления. Они позволяют находить решения новых задач, ранее не встречающиеся. 5.Знания не даются в готовом виде.
Учебная активность учащихся
1 .Воспроизводящая, репродуктивная, учебная активность 2.Ученик как бы идет вслед за правилом и чем более точно воспроизводит заданный в нем маршрут, тем выше шансы усвоить его.
1 .Поисково-исследовательская ("квазиисследовательская") учебная активность. 2.Общий принцип надо извлечь, проанализировав и обобщив условия задачи, осуществив поиск способа решения новой задачи того же класса. Осуществляя поиск, учащиеся в основных чертах воспроизводит те действия, которые производит ученый в процессе исследования.
Иллюстративно-объяснительный: Показ образца усеваемого способа. Объяснение. Контроль за правильностью применения способа в решении тренировочных задач.
Постановка учебной задачи. Совместное решение учебной задачи. Организация оценки найденного способа действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии развивающего обучения. Развитие речи учащихся в рамках реализации ФГОС.
Мне думается, что любому педагогу, наверное, не раз приходило в голову, что ученикам тесны рамки обычного урока, им просто трудно высиживать 40 минут, существовать в пространстве обычных занятий по пр.
Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)
Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.Задачи: - (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к .
Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Наречие» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)
Тип урока: урок объяснения нового материала.Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.Задачи: - (направленные на достижение личност.
Технологии развивающего обучения: обзор, признаки и особенности
В государственном стандарте общего начального образования подчеркивается, что его федеральный компонент направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели мас.
Использование технологий развивающего обучения в условиях реализации ФГОС.
В статье раскрывается возможность реализации ФГОС НОО средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова, целостность учебных комплектов, предметное содержание, активизация различных типов мышления.
Урок окружающего мира во 2 классе с использованием технологии развивающего обучения по теме "Царство грибов"
Урок разработан по учебнику «Окружающий мир. 2 кл.» (авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков). Данный урок способствует формированию у обучающихся стойкого учебно-познавательног интереса к.
’’Новые технологии развивающего обучения «Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД»’’
В начальной школе широкое поле для проектной деятельности открывает внеурочная деятельность в клубах и кружках. Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса .
В докладе представлены основные аспекты технологий развивающего обучения. Рассматривается также история их возникновения и применения.
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_razvivayushchego_obucheniya.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии развивающего обучения.
МКОУ «СОШ №4» г. Аши
Теория развивающего обучения берёт своё начало в работах И.Г. Песталоцци, А.Дистервега, К.Д. Ушинского и др. Научное обоснование этой теории дал Л.С. Выготский. Своё дальнейшее развитие она получила в экспериментальных работах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признаётся ведущей движущей силой психического развития ребёнка, становления у него всей совокупности качеств личности: знаний, умений, навыков (ЗУН), способа умственных действий (СУД), самоуправляющих механизмов личности (СУМ), эмоционально-нравственной сферы (СЭН), деятельностно-практической сферы (СДП).
В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. Технология Л.В. Занкова направлена на общее, целостное развитие личности, технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова акцентирует развитие СУДов, технологии творческого развития отдают приоритет СЭНам, технология Г.К. Селевко ориентируется на развитие СУМ, И.С. Якиманской – на СДП.
В 1996г. Министерство образования России официально признало существование систем Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Остальные развивающие технологии имеют статус авторских, альтернативных.
Общие основы технологий развивающего обучения
В начале 30-х годов XX в. Л.С. Выготский Выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.
Идеи Л.С. Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.). В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.
Одна из первых попыток реализовать эти идеи предпринята Л.В. Занковым, который в 50 – 60-х годах разработал систему интенсивного всестороннего развития для начальной школы. В то время в силу известных обстоятельств она не была внедрена в практику.
Несколько иное направление развивающего обучения в 60-х годах было разработано Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым и воплощено в практике работы экспериментальных школ. В их технологии основное внимание обращалось на развитие интеллектуальных способностей ребенка.
Термин «развивающее обучение» обязан своим происхождением В.В. Давыдову. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений, он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику. Сегодня его употребление столь разнообразно, что требуется уже специальное исследование для уяснения его современного значения.
Понятие «развивающее обучение» может считаться содержательным обобщением (В.В. Давыдов). Его содержание, смысловое значение, взаимосвязи с основными психолого-педагогическими категориями раскрываются в ряде определений-обобщений.
Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).
Развитие личности и его закономерности
Развитие (прогрессивное) – это процесс физического и психического изменения индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
Обучение и развитие
Современной наукой установлено, что всякий акт психического развития связан с отражением в мозгу внешней среды, он есть присвоение, приобретение опыта познания и деятельности, и в этом смысле является обучением. Обучение – это форма психического развития человека, необходимый элемент развития. Всякое обучение развивает, обогащает банк памяти и условных рефлексов.
Обучение и развитие не могут выступать как отдельные процессы, они соотносятся как форма и содержание единого процесса развития личности.
Однако существуют две принципиально различные концепции:
Концепция обучаемого развития (Ж. Пиаже, З. Фрейд, Д. Дьюи): ребенок должен пройти в своем развитии строго определенные возрастные стадии (дооперационные структуры – формальные операции – формальный интеллект) до того, как обучение сможет приступить к выполнению своих специфических заданий. Развитие всегда идет впереди обучения, а последнее надстраивается над ним, как бы «обучая» его.
Концепция развивающего обучения : решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению. Она утвердилась в ХХ веке благодаря трудам русских ученых Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Э.В. Ильенкова, Л.В. Занкова, П.Я. Гальперина и др.. В интересах общества и самого человека обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные предпосылки и внося в них существенные коррективы. Это обеспечивается специальной педагогической технологией, которая и называется развивающим обучением.
В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.
Ребенок – субъект своего развития
В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.
В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности.
Современный этап педагогической практики это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
Все группы качеств личности:
ЗУН – знания, умения, навыки;
СУД – способы умственных действий;
СУМ – самоуправляющие механизмы личности;
СЭН – эмоционально-нравственная сфера;
СДП – деятельно-практическая сфера
взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру. Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств, тех или иных способностей.
Стремясь развить индивидуальность, рассматриваемая технология не выделяет ни одной из перечисленных групп качеств личности, ориентирует на всестороннее их развитие.
Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
РО = ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП
С этой точки зрения развивающее обучение правильнее было бы назвать развивающей педагогикой , или педагогикой развития.
Зона ближайшего развития
Л.С. Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Он выделял два уровня в развитии ребенка:
- сферу (уровень) актуального развития – уже сформировавшиеся качества и то, что ребенок может делать самостоятельно;
Зона ближайшего развития – большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве.
Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.
Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.
Определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от актуальной и недоступной зоны – задача, которая решается пока только на интуитивном уровне, зависящем от опыта и мастерства учителя.
В качестве примера технологии развивающего обучения можно привести систему Л.В. Занкова, известную многим учителям. Л.В. Занков полагал, что только общее развитие создаёт условия для гармоничного развития личности. По его системе работают некоторые учителя начальных классов.
Технология В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина предполагает концепцию целенаправленной учебной деятельности (ЦУД). ЦУД – особая форма активности ребёнка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Её признаки:
- наличие у ребёнка внутренних познавательных мотивов, идущих от познавательных потребностей, а не от стремления обеспечить свою безопасность, угодить учителю, исполнить свою обязанность (долг);
- наличие цели сознательного самоизменения, понимание и принятие ребёнком учебной задачи.
Функциональное обучение: ребёнка учат решать задачи, состояние обучаемого индивида.
Развивающее обучение: ребёнка учат ставить цели по самоизменению, состояние учащего себя субъекта.
1 2 3 4 =1 1*(2+3)-4=1
1 2 3 4 5=1 ((1+2):3)+4):5=1
1 2 3 4 5 6=1 ((1*(2+3)-4)+5):6=1
1 2 3 4 5 6 7=1 ((1+2):3)+4):5)+6):7=1
Это пример теста, который показывает, возникает ли ЦУД или нет. Если этот пример решается методом подстановки, значит ЦУД не возникает, а если ученик старается найти принцип, значит ЦУД возникает.
Существуют системы развивающего обучения, направленные на развитие творческих качеств личности (И.П. Волкова, Г.С. Альтшулера, И.П. Иванова) и мн. другие.
Следует сказать, что практически все учителя используют на своих уроках элементы развивающего обучения. В частности, на уроках иностранного языка используется работа в группах, парах, когда ученики отрабатывают диалоги и полилоги. Мы не задумываемся над этим, но ведь это тоже элемент развивающего обучения.
1. Лебедева В.П. и др. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. – 1996. - №6.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование,1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии развивающего обучения. Развитие речи учащихся в рамках реализации ФГОС.
Мне думается, что любому педагогу, наверное, не раз приходило в голову, что ученикам тесны рамки обычного урока, им просто трудно высиживать 40 минут, существовать в пространстве обычных занятий по пр.
Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)
Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.Задачи: - (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к .
Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Наречие» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)
Тип урока: урок объяснения нового материала.Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.Задачи: - (направленные на достижение личност.
Технологии развивающего обучения: обзор, признаки и особенности
В государственном стандарте общего начального образования подчеркивается, что его федеральный компонент направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели мас.
Использование технологий развивающего обучения в условиях реализации ФГОС.
В статье раскрывается возможность реализации ФГОС НОО средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова, целостность учебных комплектов, предметное содержание, активизация различных типов мышления.
Урок окружающего мира во 2 классе с использованием технологии развивающего обучения по теме "Царство грибов"
Урок разработан по учебнику «Окружающий мир. 2 кл.» (авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков). Данный урок способствует формированию у обучающихся стойкого учебно-познавательног интереса к.
’’Новые технологии развивающего обучения «Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД»’’
В начальной школе широкое поле для проектной деятельности открывает внеурочная деятельность в клубах и кружках. Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса .
В современной педагогике все группы качеств личности:
ЗУН - знания, умения, навыки;
СУД - способы умственных действий;
СУМ - самоуправляющие механизмы личности;
СЭН - эмоционально-нравственная сфера;
Педагогическое проектирование и педагогические технологии
СДП - деятельностно-практическая среда - взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру. Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств.
Технология развивающего обучения (РО) направлена на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств:
РО = ЗУН + СУД+СУМ+СЭН+СДП.
Развивающее обучение ориентировано на "зону ближайшего развития", т.е. на деятельность, которую обучаемый может выполнить с помощью педагога.
Развивающее обучение проиходит в зоне ближайшего развития (по Л. С. Выготскому). Из всех технологий развивающего обучения наибольший интерес для эксперимента вызывают система Л. В. Занкова, технология Д. Б. Эльконина-В.В. Давыдова, технология саморазвивающего обучения Г. К. Селевко и система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности Г.С. Альтшуллера. Указанные инновационные технологии, кроме последней, - это технологии школьной педагогики, но их дидактические принципы применимы к педагогике высшей школы и могут послужить базой для разработки их вузовской модификации.
Ценность концептуальных дидактических положений Л. В. Занкова в системности и целостности содержания, обучении на высоком уровне трудности, быстром темпе продвижения, осознанной мотивации, вариантности, индивидуальности, применении индуктивного метода, проблематизации содержания и во включении в процесс обучения рационального и эмоционального мышления.
Технология Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова построена на "содержательных обогащениях", куда могут входить наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления (число, слово, энергия, материал), понятия, в которых выделены внутренние связи, теоретические образы, полученные путем абстракции. Акцент целей авторов указанной технологии:
Методика развивающего обучения – это система качественно новых знаний, предлагающих принципиально иное построение учебной деятельности, не имеющей ничего общего с репродуктивным, основанным на натаскивании и зазубривании, обучении и консервативном педагогическом сознании.
Концепция развивающего обучения:
1. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).
2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
3. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.
4. В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности.
5. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
РО = ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП
ЗУН - знания, умения, навыки;
СУД - способы умственных действий;
СУМ - самоуправляющие механизмы личности;
СЭН - эмоционально-нравственная сфера;
СДП - деятельностно-практическая среда - взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру. Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств.
Суть концепции развивающего обучения заключается в создании условий, когда развитие школьника превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ученика. Эта сложная педагогическая проблема решается последовательно: на первом этапе (начальная школа – первые 5 лет) – путем формирования у ребенка потребности и способности к саморазвитию, а в последующие годы – за счет усиления этой способности и создания условий для ее максимальной реализации.
Развивающая система должна обеспечить кроме знаний, умений и навыков, способы самостоятельного постижения знаний по учебным предметам. Только тогда эти знания будут способствовать развитию способностей в процессе осуществления самостоятельной познавательной деятельности, а также обеспечению эмоционально-ценностного отношения к содержанию и процессу образования, формированию гуманистической направленности личности.
Такой подход нацеливает на творческое отношение к деятельности, формирует общеучебные умения, способствует овладению средствами и способами мышления, развивает воображение, внимание, память, волю, формирует эмоциональную культуру и культуру общения.
Школа, работающая в системе развивающего обучения, призвана передать подрастающим поколениям опыт творческого мышления, творческой поисковой деятельности по решению новых проблем.
Разработчики технологии развивающего обучения считают, что система усвоенных школьником, сформированных в его сознании теоретических понятий становится основой дальнейшей эффективной творческой учебной деятельности школьников. Решая проблему развития мышления школьников, которая выступает в качестве основной цели обновляющейся школы, разработчики развивающего обучения обеспечивают решение и всех остальных задач, которые стоят перед образовательными институтами, но подходят ко всему остальному как средству ее достижения.
Применение развивающих педагогических технологий способствует:
повышению качества образования; повышению квалификации педагогов; конкретизации современных подходов к оценке достижений школьников; сохранению и укреплению здоровья обучающихся; созданию индивидуального и дифференцированного подхода к заданиям школьников; повышению качества обучения и воспитания; применение педагогического опыта и его систематизации.
Современный этап педагогической практики это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
С этой точки зрения развивающее обучение правильнее было бы называть развивающей педагогикой, или педагогикой развития.
Зона ближайшего развития
Л.С. Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Он выделял два уровня в развитии ребенка:
1) сферу (уровень) актуального развития - уже сформировавшиеся качества и то, что ребенок может делать самостоятельно;
Зона ближайшего развития - большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве.
Для развития чрезвычайно эффективно постоянно преодолевать грань между сферой актуального развития и зоной ближайшего развития - областью неведомой, но потенциально доступной для познания.
Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.
Определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от актуальной и недоступной зоны - задача, которая решается пока только на интуитивном уровне, зависящем от опыта и мастерства учителя
Развивающее обучение направлено на:
развитие личности и ее способностей; ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию; вовлечение обучаемых в различные виды деятельности.
Технологии развивающего обучения Л. В. Занкова
Ведущая роль в развитии принадлежит обучению: изменение построения обучения влечет за собой изменение психического облика школьника.
Обучение действует, преломляясь через внутренние особенности ребенка, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития.
Дидактическая характеристика системы
общее психическое развитие личности; создание основы для всестороннего гармоничного развития.
Богатое содержание начального образования, которое дает учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства.
Свойства методической системы
многогранность; процессуальность познания; разрешение коллизий; вариативность
Особенности организационных форм
Урок – основная форма организации обучения, но более динамичен, гибок; меняется его содержание.
• Урок имеет гибкую структуру.
• На уроках организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, создаются проблемные ситуации.
• Широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов.
• Создаются педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, обстановка для естественного самовыражения ученика.
Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова
Ребенок рассматривается как самоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность и способность в самоизменении.
Дидактическая характеристика системы
формировать теоретическое сознание и мышление, СУД (способы умственных действий);обеспечить условия для превращения ученика в учащегося.
Основу содержания обучения составляет система научных понятий, определяющая общие способы действия в предмете (как предпосылка овладения общими принципами решения задач определенного класса).
Свойства методической системы:
концепция целенаправленной учебной деятельности; проблемное изложение знаний; метод учебных задач; коллективно-распределительная деятельность.
С точки зрения современной педагогики дидактические принципы системы Л. В. Занкова следующие:
обучение на высоком уровне трудности; включение изучаемых дидактических единиц в многообразие функциональных связей (в прежней редакции — изучение материала быстрым темпом); сочетание чувственного и рационального познания (в прежней редакции — ведущая роль теоретических знаний); осознание школьниками процесса учения; развитие всех учащихся, независимо от уровня их школьной зрелости.
Роль развивающего обучения для развития творческой личности младшего школьника
Целью воспитания и образования в современном обществе является всесторонне развитая личность. В связи с этим педагогической наукой и практикой ставится задача: теоретически обосновать и практически реализовать такое обучение, которое обеспечило бы формирование личности, обладающей высокими духовными потребностями, развитыми познавательными способностями. Это в свою очередь диктует необходимость так строить познавательную деятельность на уроке, чтобы обеспечить развитие творческой активности учащихся.
Изучение психолого-педагогической литературы показывает, что задачам развития творческой активности учащихся отвечает развивающее обучение. При развивающем обучении ставится следующая задача: не только обеспечить усвоение ребенком требуемых обществом научных знаний, но и добиться, чтобы на каждом уроке ученик овладевал, а затем с возрастающей степенью самостоятельности использовал сами способы добывания знаний. Признаками такого обучения является его интенсивность и наличие осознанной развивающей цели.
Итак, развивающее обучение – это такое обучение, при котором формы, методы, приемы, средства преподавания направлены не только на усвоение знаний, навыков, но и на интенсивное всестороннее развитие личности учащегося; овладение им способами добывания знаний, развитие его творческой активности.
Развивающее обучение сосредоточено на том, чтобы дети учились творчески, активно добывать знания, приобретать умения слушать и слышать, осмысленно относиться к своей работе и активно использовать полученные знания. Такое обучение качественно меняет отношение учителя к ребенку, поднимая его на более высокий уровень отношений сотрудничества.
Развивающее обучение привлекает также своим подходом к осознанию важности обучения и развития каждого ученика. Богатство содержания образования, разнообразие методов работы учителя, базирующиеся на особых дидактических принципах и типичных методических свойствах развивающего обучения, дают возможность обеспечивать многообразие видов деятельности учащихся, позволяют учителю наблюдать каждого ребенка в плане успешности его обучения и развития. Добрые, доверительные отношения между учителем и учащимися, насыщенные положительными эмоциями, атмосфера увлеченности детей учением – все это позволяет каждому ученику реализовать себя в учебной деятельности.
Стержнем развивающего обучения является достижение максимального результата в общем развитии школьников. Поэтому основной путь направлен на формирование знаний, умений и навыков не большим количеством упражнений или заданий, а самостоятельным добыванием новых знаний всем классом. Двигателем процесса познания становится желание узнать новое, неизвестное. Дети уже в самом начале обучения испытывают удовлетворение от направленной умственной деятельности, радость от выполнения сложного задания.
Исключительное значение для ребенка имеет возможность делиться на уроке своими личными наблюдениями. При этом учитель не теряет своей руководящей, организующей роли, но и в тоже время становится участником коллективного процесса познания.
Таким образом, развивающее обучение все чаще утверждается как ключевой психолого-педагогический принцип организации учебно-воспитательного процесса, от которого во многом зависит эффективность переориентации системы образования на развитие творческой личности.
Конечная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, т.е. хотеть, любить и уметь учиться.
Автор статьи

Читайте также: