Железная дорога это государственная собственность или муниципальная

Обновлено: 29.01.2023

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") - оператор инфраструктуры российской сети железных дорог, одна из крупнейших в мире транспортных компаний.

Единственным акционером ОАО "РЖД" является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет правительство Российской Федерации.

Президент ОАО "Российские железные дороги" ‑ Владимир Якунин.

Уставный капитал ОАО "РЖД" сформирован учредителем путем внесения в него имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта. По состоянию на 01.01.2008 г. уставный капитал ОАО "РЖД" составляет 1 541 697 819 000 рублей. Уставный капитал Общества сформирован из 1 541 697 819 обыкновенных именных акции в бездокументарной форме номинальной стоимостью каждой 1000 рублей.
Корпоративная структура включает в себя филиалы и представительства компании, дочерние и зависимые общества (по данным на январь 2008 года ОАО "РЖД" создало более 133 дочерних и зависимых обществ). Представительства компании работают в Северной Корее (г. Пхеньян), Китае (г. Пекин), Польше (г. Варшава), Чехии (г. Прага), Финляндии (г. Хельсинки), Германии (г. Берлин), Венгрии (г. Будапешт), Эстонии (г. Таллинн).
ОАО "РЖД" является стопроцентным акционером телекоммуникационной компании "Транстелеком", созданной для собственных нужд "Российских железных дорог".

Также ОАО "РЖД" принадлежат компании "Трансконтейнер" - крупнейший оператор контейнерных перевозок России и "Трансинформ", занимающийся поставками компьютерной техники. Кроме того, "Российские железные дороги" являются собственником страховой компании "ЖАСО" и ОАО "Первая грузовая компания" (ОАО "ПГК"), а также владеют 74,995 % акций Транскредитбанка.

Основные направления коммерческой деятельности компании - грузовые и пассажирские перевозки. ОАО "РЖД" владеет 99 % железнодорожных магистралей в России общей протяженностью 85 500 км (исключение составляют ряд железных дорог, управляемых частными компаниями, например, Норильская железная дорога и др.), станциями и вокзалами, депо и диспетчерскими системами. Также компании принадлежит около 20 тысяч локомотивов (около 90 % всего локомотивного парка), более чем 600 тысяч грузовых и пассажирских вагонов. Пассажирские локомотивы составляют около 12 %. Часть пассажирских перевозок по сети ОАО "РЖД", в частности, по направлению Москва - Санкт‑Петербург, выполняется частными поездами.

В начале 2008 года ОАО "РЖД" выиграло тендер на крупный контракт за рубежом - строительство участка железной дороги Север - Юг в Саудовской Аравии. Протяженность участка - 520 км, стоимость контракта - $800 млн.

Производственно‑экономические показатели за 2007 год:

Погрузка - 1,34 млрд. тонн (+ 2,5%, или на 32 млн. тонн больше к 2006 году). Грузооборот вырос на 7,1% по сравнению с 2006 годом и составил 2293,4 млрд. ткм.

Чистая прибыль составила около 78,7 млрд. рублей (предварительные данные).

Годовой объем инвестиций увеличен более чем в полтора раза (по сравнению с 2006 годом) и превысил 259 млрд. рублей (а с учетом лизинга - 288 млрд. рублей).

Статья 2. Основные понятия

1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

железнодорожный транспорт общего пользования - производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками;

железнодорожный транспорт необщего пользования - совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд;

инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 312-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;

железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;

железнодорожный подвижной состав - локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав;

перевозочный процесс - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом;

пользователь услугами железнодорожного транспорта - пассажир, грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель) либо иное физическое или юридическое лицо, пользующиеся услугами (работами), оказываемыми организациями железнодорожного транспорта и индивидуальными предпринимателями на железнодорожном транспорте;

владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора;

(см. текст в предыдущей редакции)

перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);

оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее - оператор) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;

обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;

транспортное происшествие - событие, возникшее при движении железнодорожного подвижного состава и с его участием и повлекшее за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;

земли железнодорожного транспорта - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах;

полоса отвода железных дорог (далее - полоса отвода) - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

охранные зоны - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Особо опасными, технически сложными объектами инфраструктуры являются тоннели длиной более 500 метров, мостовые переходы с опорами высотой от 50 до 100 метров, железнодорожные вокзалы расчетной вместимостью свыше 900 пассажиров, сортировочные горки с объемом переработки более 3500 вагонов в сутки, а также объекты инфраструктуры, в состав которых входят объекты, относящиеся в соответствии с настоящим пунктом к особо опасным, технически сложным объектам.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 312-ФЗ)

2. Понятия "грузоотправитель (отправитель)", "грузополучатель (получатель)", "пассажир", "груз", "опасный груз", "багаж", "грузобагаж", "места общего пользования", "места необщего пользования" используются в значениях, указанных в статье 2 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".

Земли железнодорожного транспорта находятся в собственности РФ или могут быть в собственности субъектов РФ и муниципальных образований (например, если ж/д дорога регионального или местного значения)? Могут ли они сейчас предоставляться государственным унитарным предприятиям или только РЖД?

Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ предусматривает, что имущество железнодорожного транспорта может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 6 ст. 1). Это законодательное предписание в равной мере относится к землям железнодорожного транспорта, поскольку земельные участки согласно предписаниям Гражданского кодекса РФ (п. 1 ст. 130) признаны недвижимым имуществом (недвижимостью).

Здравствуйте! Согласно статьи 90 земельного кодекса Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. РФ

Извините, но сначала была только первая часть вопроса, что касается оставшейся части, если ГУП осуществляет свою непосредственную деятельность в области транспорта и ему непосредственно нужен земельный участок для эксплуатации объекта транспорта, то ему может быть предоставлен земельный участок, никакой монополии на деятельность РЖД не имеется. Также земельный участок может быть не только федеральным, но и собственностью субъекта РФ или органа местного самоуправления

На основании ст. 17 Земельного кодекса РФ и ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003г.N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта":

-Земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте (магистральных железнодорожных линий со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки и т.д.), а также земельные участки, на которых расположены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются ФЕДЕРАЛЬНОЙ собственностью.

-Земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.


Согласно ст.2 ФЗ от 10.01.2003г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте РФ» к землям железнодорожного транспорта относятся земли, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе, земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог.

Запрета на предоставление вышеуказанных земель в пользование государственным унитарным предприятиям в действующем законодательстве нет.

О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 сентября 2003 г. № 585

г. Москва

О создании открытого акционерного общества"Российские железные дороги"

(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.12.2004 № 810, от 17.08.2005 № 520, от 26.07.2007 № 483, от 26.11.2007 № 811, от 12.09.2008 № 675, от 16.12.2008 № 958, от 07.07.2009 № 551, от 15.07.2009 № 570, от 31.12.2009 № 1209, от 15.07.2010 № 532, от 02.12.2010 № 963, от 18.12.2010 № 1058, от 16.03.2011 № 168, от 12.08.2011 № 670, от 12.09.2011 № 770, от 12.12.2011 № 1031, от 30.12.2011 № 1203, от 01.11.2012 № 1117, от 19.12.2012 № 1336, от 10.07.2013 № 581, от 19.12.2013 № 1181, от 09.04.2014 № 279, от 15.04.2014 № 332, от 19.06.2014 № 567, от 24.07.2014 № 700, от 24.12.2014 № 1469, от 25.12.2014 № 1490, от 27.12.2014 № 1591, от 29.05.2015 № 516, от 24.12.2015 № 1422, от 04.02.2016 № 66, от 05.02.2016 № 80, от 01.04.2016 № 258, от 15.11.2016 № 1192, от 10.12.2016 № 1333, от 17.12.2016 № 1379, от 17.02.2017 № 206, от 10.04.2017 № 427, от 27.05.2017 № 636, от 29.09.2017 № 1183, от 15.11.2017 № 1371, от 14.12.2017 № 1550, от 03.04.2018 № 404, от 26.06.2018 № 727, от 23.08.2018 № 980, от 17.10.2018 № 1231, от 12.12.2018 № 1509, от 13.02.2019 № 135, от 12.04.2019 № 438, от 03.06.2019 № 706, от 27.08.2019 № 1094, от 26.10.2019 № 1373, от 16.12.2019 № 1687, от 07.03.2020 № 244, от 04.04.2020 № 450, от 03.12.2020 № 2004, от 15.07.2021 № 1194, от 27.10.2021 № 1838)

В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Учредить открытое акционерное общество "Российские железные дороги".

2. Установить, что:

размер уставного капитала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" составляет 1 535,7 млрд. рублей. Уставный капитал этого акционерного общества составляется из 1 535 700 000 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1000 рублей каждая;

доля принадлежащих Российской Федерации акций в общем количестве акций указанного акционерного общества составляет 100 процентов.

Оплата акций осуществляется путем внесения в уставный капитал открытого акционерного общества "Российские железные дороги" имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2003 год в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 1111-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 33, ст. 3339).

Пообъектный перечень имущества федерального железнодорожного транспорта, которое вносится в уставный капитал открытого акционерного общества "Российские железные дороги", содержится в сводном передаточном акте.

3. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2021 № 1838)

утвердить перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, указанного в пункте 2 настоящего постановления, и принять решение о дальнейшем использовании таких объектов, в том числе осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность;

рассмотреть вопрос и при необходимости принять решение об установлении обременений имущества, подлежащего внесению в уставный капитал открытого акционерного общества "Российские железные дороги", включая обязанность этого акционерного общества содержать имущество социально-культурного, коммунально-бытового и иного назначения, не подлежащее приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта.

8. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить в соответствии с законодательством Российской Федерации переоформление государственной аккредитации, а также документов, подтверждающих наличие соответствующих специальных разрешений (лицензий), необходимых для осуществления открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и его дочерними обществами и учреждениями своей деятельности.

9. Установить, что:

научные организации, учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал открытого акционерного общества "Российские железные дороги", продолжают осуществлять свою деятельность впредь до переоформления этим акционерным обществом (его дочерними обществами или учреждениями) соответствующей аккредитации или лицензий и сохраняют право пользования ранее закрепленным за ними имуществом до перехода права собственности на это имущество к указанному акционерному обществу, если иное не предусмотрено сводным передаточным актом в отношении отдельных организаций и (или) объектов.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Касьянов

УТВЕРЖДЕНпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 18 сентября 2003 г. № 585

УСТАВоткрытого акционерного общества"Российские железные дороги"

(Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2021 № 1838)

Поезд ОАО РЖД на Рижском вокзале

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний.

Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.

Эксплуатационная длина железных дорог составляет 85,2 тысячи километров, протяженность электрифицированных линий — 43,3 тысячи километров. Компания обеспечивает почти 43,2% совокупного грузооборота (с учетом трубопроводного транспорта) и 28,6% пассажирооборота.

ОАО "РЖД" было учреждено постановлением правительства РФ от 18 сентября 2003 года. Имущество компании было сформировано путем внесения в уставной капитал активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта, принадлежащих государству.

Создание РЖД стало итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли, которое началось в 2001 году, когда правительством РФ была утверждена "Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте".

В январе 2011 года на заседании президиума правительства РФ результаты проведенных трех этапов реформирования железнодорожного транспорта в целом получили положительную оценку, но при этом было отмечено, что ряд важнейших решений еще предстоит принять. В этой связи руководством страны было принято решение продлить реализацию структурных преобразований на железнодорожном транспорте еще на пять лет.

С 2011 года в соответствии с правительственными решениями реформирование железнодорожного транспорта осуществляется в рамках реализации IV этапа структурной реформы и Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года.

Единственным акционером ОАО "РЖД" является Российская Федерация, от имени которой полномочия акционера осуществляет правительство. По состоянию на 4 июня 2015 года уставный капитал ОАО "РЖД" составляет более 2026,9 миллиарда рублей и разделен на около 1,977 миллиарда обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1000 рублей каждая акция и 50 миллионов привилегированных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1000 рублей каждая акция.|

Корпоративная структура РЖД включает в себя филиалы и представительства, дочерние и зависимые общества. Филиалами являются железные дороги, перевозочные компании, проектные бюро, а также функциональные филиалы, филиалы в области технико-экономического и финансового обеспечения; в области капитального строительства; в области ремонта подвижного состава; в области путевого хозяйства; в области информатизации и связи; в области социальной сферы и иные филиалы.

ОАО "РЖД" управляет дочерними и зависимыми обществами посредством корпоративных методов, которое осуществляется путем участия представителей ОАО "РЖД" в общих собраниях акционеров, советах директоров и ревизионных комиссиях дочерних и зависимых обществ.

РЖД имеет свои представительства в Венгрии, Германии, КНР, Северной Корее, Польше, Словакии, Украине, Финляндии, Белоруссии, Эстонии и Франции.

Президентом ОАО "Российские железные дороги" с 14 июня 2005 года является Владимир Якунин.

Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в евро-азиатскую транспортную систему.

Главные цели деятельности общества — обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

Компания сообщала, что по итогам 2013 года получила прибыль 36,7 миллиарда рублей. Однако в отчете за 2014 год указывается, что 2013 год был пересчитан в связи с изменением методологии и обесценением активов, и убыток составил 198,239 миллиарда рублей. Несмотря на улучшение показателей операционной эффективности, холдинг завершил 2014 год с чистым убытком 99,3 миллиарда рублей.

Существенное влияние на формирование финансового результата в 2014 году оказали отрицательные курсовые разницы от переоценки долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, в условиях существенного ослабления рубля по отношению к основным валютам во втором полугодии 2014 года.

Консолидированная финансовая отчетность группы компаний РЖД по Международным стандартам финансовой отчетности учитывает показатели 175 дочерних компаний (включая внучатые).

Доходы группы в 2014 году выросли на 1,3% и составили 1,796 триллиона рублей. Доходы от грузовых перевозок увеличились на 0,3% — до 1,169 миллиарда рублей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: