Заявление на снятие с учета маломерного судна в гимс

Обновлено: 29.11.2022

1. Постановка судна на классификационный учет РРР регламентируется п.п. 24-26 Положения о классификации и о об освидетельствовании судов и производится в следующих случаях:

1.1. после постройки судна;

1.2. при переходе на классификационный учет РРР с классификационного

учета другой организации ;

1.3. если судно ранее было снято с учета или не состояло на учете РРР;

1.4. при смене судовладельца.

2. Для постановки судна на классификационный учет судовладелец или его доверенное лицо (далее – заявитель) представляет в филиал РРР следующие информацию и документы:

2.1. заявление о постановке на классификационный учет, содержащее:

фамилию, имя, отчество (при наличии) и данные документа, удостоверяющего личность судовладельца, являющегося физическим лицом, или наименование и адрес судовладельца, являющегося юридическим лицом;

предыдущие название и регистрационный номер судна, а также фамилию, имя, отчество (при наличии) предыдущего судовладельца, являющегося физическим лицом, и его адрес или наименование предыдущего судовладельца, являющегося юридическим лицом, и его адрес;

сведения о судне (название, класс или категория плавания в соответствии с судовым билетом (при наличии), номер проекта, наименование строителя, место и год постройки, заводской номер (при наличии); для маломерных и спортивно парусных судов указываются материал корпуса, тип парусного вооружения (при наличии);

2.2. конструкторскую и построечную документацию (при наличии);

2.3. ранее выданные свидетельства о годности к плаванию, свидетельства о классификации и акты освидетельствований (при наличии);

2.4. документы, удостоверяющие личность заявителя – физического лица или государственную регистрацию юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2.5. копии документов, подтверждающих факт законного владения судном;

2.6. доверенность, подтверждающую в установленном порядке полномочия представителя судовладельца;

2.7. судовой билет (для судов, прошедших регистрацию) – для маломерных, прогулочных и спортивно парусных судов;

2.8. Cведения о местонахождении судна и/или наименование порта (места) регистрации.

2.9. Для маломерных, прогулочных и спортивно парусных судов судовладельцам представляется в организацию по классификации помимо информации и документов, указанных в пункте 2., следующие информация и документы.

2.9.1 характеристики судна (длина наибольшая (м), ширина наибольшая (м), осадка килем максимальная (м), водоизмещение (тонн), максимальное число людей на борту (чел), максимальная площадь парусов (кв. м);

2.9.2 характеристика двигателя (тип, марка, заводской номер, мощность, кВт);

2.9.3 документы строителя (при наличии).

3. Основанием для начала постановки судна на учет служит письменное заявление судовладельца/заявителя . К заявлению прилагаются копии документов (заверенные нотариально или судовладельцем), подтверждающих факт законного владения судном (Свидетельство о праве собственности на судно или Свидетельство о государственной регистрации прав на строящееся судно.

Заверение копии документа производится судовладельцем/заявителем для удостоверения соответствия копии документа, представляемого в РРР, его подлиннику. Копия документа, заверенная судовладельцем/заявителем, должна быть заверена следующим образом и только в таком виде приниматься в РРР: на каждой странице копии документа, содержащей текст, на свободном месте ставится печать судовладельца/заявителя (данное требование относится только к юридическим лицам и предпринимателям без образования юридического лица), заверительная надпись «Копия верна», должность лица (для судовладельца/заявителя физического лица - вместо «должности лица» указываются паспортные данные судовладельца/заявителя физического лица), заверившего копию, личная подпись, расшифровка подписи (инициалы, фамилия), дата заверения.

4. Постановка судна на учет проводится в соответствии с действующими Правилами РРР после проведения экспертом внеочередного освидетельствования судна (имеющего действующие документы РРР, п. 2.7.1.7 ПОСЭ) или первоначального освидетельствования (не имеющего документов РРР, п. 2.2.1.4 ПОСЭ).

При наличии дефектов, угрожающих безопасности плавания, выявленных в процессе постановки судна на учет при первоначальном освидетельствовании (не имеющего документов РРР), после выполнения заявителем выставленных требований экспертом производится внеочередное освидетельствование (п. 2.7.1.3 ПОСЭ) для восстановления действия документов РРР.

5. Судно считается поставленным на учет филиала при выполнении 1.2 и оплаты судовладельцем (заявителем) услуг по выставленному счету.

6. Снятие судна с учета РРР в соответствии с п.27 Положения о классификации и об освидетельствовании судов производится в следующих случаях:

6.1. при утилизации судна;

6.2. при переходе на классификационный учет другой организации по классификации;

6.3. если судно не предъявлялось к освидетельствованию более двух лет, а в случае маломерных, прогулочных и спортивно парусных судов – более пяти лет подряд;

6.4. при конструктивной гибели судна;

6.5. при смене судовладельца;

6.6. при смене флага судна.

Снятие судна с учета в организации по классификации, за исключением случая, указанного в п.6.4, производится по судовладельца, в которой должна быть указана причина снятия судна с учета.

7. Основанием для снятия судна с учета филиала является письменное заявление судовладельца/заявителя с указанием причины. Допускается оформление заявления в произвольной форме.

7.1. К заявлению прилагаются копии документов (заверенные нотариально или судовладельцем/заявителем), отражающие основания снятия судна с учета:

7.2. приказ или иной официальный документ судовладельца о списании судна (Свидетельство об исключении судна из государственного судового реестра);

7.3. приказ или иной официальный документ судовладельца о передаче судна в бассейн, расположенный вне границ деятельности филиала;

7.4. договор купли-продажи или иной официальный документ о передаче судна другому судовладельцу;

7.5. приказ или иной официальный документ судовладельца о переходе судна под техническое наблюдение в другое классификационное общество.

Когда можно и нужно снимать лодку с учёта в ГИМС?

судовой билет

Все маломерные судна подлежат регистрации в ГИМС (государственная инспекция по маломерным судам). О том, какие лодки нужно регистрировать, мы подробно объясняли в этой статье.

МЧС России объясняет, когда можно “вернуть всё на круги своя”, то есть перестать стоять на учете:

  1. Судно стало невозможно эксплуатировать и восстановить (списание, утилизация). Что это значит: если лодку невозможно отремонтировать, подтверждена конструктивная гибель. В этом случае посетите ГИМС, чтобы это судно не стояло на учете. Иначе вы должны будете платить налог.
  2. Судно похитили или оно погибло. Снятие с учёта осуществляется после того, как закончится срок розыскных мероприятий.
  3. Прекращение права собственности, его переход к другому владельцу. То есть судно снимают с учёта после смены судоводителя.
  4. Обстоятельства, которые являются основаниями для повторной госрегистрации судна.

Конечно, убирать с учёта лодку рационально и в том случае, если она уже не подходит под требования к регистрации (по весу судна и мощности лодочного двигателя) в результате новых правил (например, раньше нужна была регистрация, даже если мощность мотора была 5 л.с.). Напомним, что материал лодки не имеет значения. У вас может быть ПВХ, пластиковая, резиновая лодка, катер или другая маломерка. Главное — попасть в установленные характеристики.

Этап первый: сбор документов

документы на лодку

Чтобы снять маломерку с регистрационного учёта, должны быть следующие документы:

  1. Судовой билет.
  2. Заявление о необходимости снятия с учёта.
  3. Документ для удостоверения личности, например, паспорт.

Документ, который подтверждает причину, указанную в заявлении. Например, акт утилизации, договор купли-продажи и т.п.

Этап второй: подача электронного заявления

страница на госуслугах

  1. В списке услуг выбрать ГИМС (в категории “Транспорт и вождение” — “Государственная регистрация маломерных судов”) и пункт об исключении из госреестра.
  2. Заполнить всю информацию о лодке.
  3. Подать заявление, нажав соответствующую кнопку.
  4. Определиться со временем посещения инспекции.

Теперь остаётся явиться в ГИМС, с собой нужно брать все оригиналы документов. Если какой-то бумаги не будет, в оказании услуги могут отказать.

Если вы решите обойтись без “Госуслуг”, придётся составлять письменное заявление, в котором не забудьте поставить подпись с расшифровкой. В ГИМС могут дать образец заявления.

Особенности процесса

  1. В судовом билете, регистрационной карточке ставится отметка о том, что судно снято с учета. С такой отметкой билет отдают заявителю.
  2. Бортовой номер после снятия учета аннулируется. Он не будет присваиваться другим судам.
  3. Если на судно был введён запрет по изменениям прав собственности, его можно снять с учёта только после того, как будут предъявлены документы, которые подтверждают, что запрет перестал действовать.
  4. Если маломерное судно покупалось в ипотеку, его можно снять с учета только после исполнения денежных обязательств. Исключением является ситуация с продажей ТС по принуждению.

Теперь вы знаете, как снять лодку с учета в ГИМС. Сделать это легко, а уточнить все тонкости и получить ответы на другие вопросы вы всегда можете в самой инспекции.

Если вы хотите обзавестись классной моделью ПВХ-лодки, магазин “КОВЧЕГ” к вашим услугам!

Вопрос — ответ

Вопрос: Как просто снять лодку с учета в ГИМС?

Имя: Артём

Ответ: Заполнить заявление о снятии с учета, потом отнести его вместе с судовым билетом и паспортом в ГИМС. Заявление можно подать с помощью портала Госуслуги. Если у госинспекторов не возникнет вопросов и сомнений, они снимут плавсредство с учета, поставив в судовом билете соответствующую отметку.

Вопрос: Нужно ли снимать личную лодку с учета в госинспекции?

Имя: Роман

Ответ: Нужно снять лодку с учёта, если она будет передана другому владельцу. После покупки он зарегистрирует её на себя. Лучше снимать лодку с учета и при возникновении обстоятельств, описанных МЧС России, чтобы не обременять себя налогами и другими нежелательными последствиями.

Вопрос: Можно ли снять с учета моторную лодку, если она редко используется?

Имя: Дмитрий

Ответ: Это не является законной причиной. Снять лодку с учета можно только при возникновении конкретных обстоятельств, прописанных в законе.

Если с регистрацией плавательного средства все понятно, то снятие с учета часто вызывает проблемы. Как правило, занимаются этим владельцы перед продажей катера или утилизацией, если он пришел в негодность. Как снять с учета лодку с мотором в ГИМС должен знать каждый судоводитель, ведь рано или поздно этот вопрос может коснуться. Из документов потребуется практически все то же, что и для занесения данных в реестр, но некоторые отличия все же есть.

Как снять с учету лодку с мотором в ГИМС

Отменить регистрацию маломерного судна в Государственной инспекции просто так невозможно — для этого нужно основание. Необходимо не только объяснить сотруднику ГИМС причину снятия с учета, но и подтвердить это документально. Одного договора о продаже лодки ПВХ другому лицу недостаточно, требуется подготовить еще несколько бумаг.

Снятие с учета возможно в нескольких случаях, один из них — это утилизация судна. Если лодка не подлежит ремонту и доказана конструктивная гибель, то надо не просто избавиться от нее, но и посетить ГИМС. В ином случае владельцу придется в течение нескольких лет продолжать платить налог за плавательное средство. Причиной для получения услуги по прекращению регистрации может стать переход на классификационный учет другой организации или отсутствие технического осмотра в течение 5 лет. Конечно, маломерное судно снимают с учета после продажи, то есть смены судоводителя.

Порядок снятия через портал госуслуг

Не первый год через портал государственных услуг возможно зарегистрировать или снять с учета лодку с мотором. Теперь не нужно несколько раз посещать ГИМС, заполнять множество бумаг и долго стоять в очередях. Для начала гражданину РФ необходимо зарегистрироваться на портале, а также подтвердить учетную запись в МФЦ или по почте. Затем действовать следующим образом:

  • войти в личный кабинет;
  • в категории услуг найти ГИМС и выбрать «Исключение судна из реестра»;
  • ознакомить с информацией на странице и заполнить все данные о плавсредстве (тип, модель, год выпуска, материал корпуса и другое);
  • проверить данные и подать электронное заявление, нажав на соответствующую кнопку;
  • выбрать дату и время для личного посещения центра;
  • оплатить госпошлину со скидкой 30%.

При посещении Государственной инспекции необходимо взять с собой оригиналы всех документов. В случае если какой-либо бумаги не окажется, представитель ГИМС МЧС РФ имеет право отказать в оказании услуги.

Нужные документы

Как уже было сказано, необходимо документально подтвердить, почему маломерное судно нужно снять с учета. Одного договора купли-продажи недостаточно, так как при переходе лодки с мотором к другому лицу посещать ГИМС следует вместе с новым владельцем. Не важно каким образом ему перешло право собственности: в результате продажи или обмена, дарения. С собой следует взять паспорта (а также копии главной страницы и прописки), квитанцию об оплате государственной пошлины и заявление продавца о прекращении регистрации ТС. Новый владелец должен заполнить карточку судового водителя, которую можно получить в инспекции.


Снять лодку с учета в ГИМС СПб возможно не с помощью договора купли-продажи. В качестве подтверждения оснований для прекращения регистрации может выступать судебное решение либо решение госоргана об изъятии маломерного судна, документ, подтверждающий конструктивную гибель ТС. В случае кражи необходимо предъявить в Государственную инспекцию справку из полиции. Смена гражданства собственника — еще одна причина для снятия плавсредства с учета, но и это необходимо подтвердить соответствующим документом.

Результат процедуры

Если оснований для прекращения регистрации достаточно и все документы, подтверждающие это, предоставлены, процедура не занимает много времени. После проверки всех бумаг возвращается судовой билет, в котором будет стоять отметка о снятии с учета. Помимо него в ГИМС также выдается свидетельство об исключении моторной лодки, катера или яхты из реестра маломерных судов.

Нередко судоводители пользуются плавсредствами, на которые нет никаких документов. Они могли остаться еще со времен СССР, перейдя, например, в наследство. Однако рано или поздно появляется необходимость зарегистрировать маломерное судно, чтобы избежать штрафа за нарушение законодательства РФ. Многие отказываются от услуги из-за того, что не знают, как поставить лодку на учет в ГИМС без документов. На самом деле ничего трудного нет, главное найти время.

Для чего регистрируют лодки

Постановлению на учет в ГИМС подлежат все судна, отвечающие определенным характеристикам. В первую очередь документ, выданному в инспекции, подтверждает право собственности на ТС. Вторая причина — получение номерного знака, по которому инспектор определяет разрешенную зону для плавания, хозяина и другую необходимую информацию, обеспечивающую безопасное судоходное движение.

Для регистрации моторной лодки необходимо пройти технический осмотр, а также снарядить судно всем необходимым. Важнейшие требования — соблюдение уровня выброса химических веществ и допустимого шума. Если они нарушаются, то плавсредство нельзя поставить на учет и, соответственно, использовать. Подобное приводит не только к крупному штрафу, но и отбуксировке катера на специальную стоянку.

Нюансы регистрации

Во время постановления на учет в Государственную инспекцию по маломерным судам необходимо предоставить необходимые документы, без них посещать организацию бессмысленно. Уполномоченные органы проверяют соответствие заявленных характеристик с реальными, а также состояние лодки. Что нужно иметь при себе для регистрации:

  • договор купли-продажи или другой документ, подтверждающий собственность (например, договор дарения, доверенность или свидетельство о переходе ТС в наследство);
  • техпаспорт на лодку, а также мотор;
  • паспорт гражданина РФ;
  • ИНН (именно свидетельство, а не только номер);
  • квитанцию об оплате государственной пошлины.

После покупки либо получения в дар зарегистрировать маломерное судно необходимо в течение десяти дней. В ином случае для владельца предусмотрена ответственность. Штраф за управление ТС без регистрации составляет от 2000 до 3000 рублей, а также задержание для помещения на специальную стоянку.


Если весь пакет документов заранее подготовлен, то предоставление услуги в инспекции не займет много времени. Предварительно нужно пройти технический осмотр и устранить неполадки, если они имеются. После посещения ГИМС МЧС владельцу выдается документ, подтверждающий регистрацию, а данные заносятся в реестр.

Когда не требуется регистрация

От постановки на учет освобождаются лодки, которые весят вместе со снаряжением менее 200 кг и обладают мотором мощностью до 10 лошадиных сил. Предназначены такие маломерные суда для перевозки пассажиров, но не более 12. Есть ограничение и на длину — до 20 метров.

Техосмотру и регистрации не подлежат байдарки с грузоподъемностью до 150 кг, весельные и надувные лодки без мотора. Если в катере есть спальные места, а также она используется по спортивному назначению, то ее уже надо узаконивать.

Какие лодки подлежат обязательной регистрации

Занесению в реестр подлежат все плавсредства, которые отличаются от вышеописанных характеристик. К ним можно отнести малогабаритные и среднего размера судна, изготовленные из дерева, пластика, металла. Использоваться они могут совершенно для разных целей. В каких случаях надо регистрировать моторную лодку:

  • длина корпуса от 20 метров;
  • катер со снаряжением весит свыше 200 кг;
  • предназначен для перевозки более 12 человек;
  • обладает лодочным мотором от 10,8 лошадиных сил.

Если судно не вписывается в указанные параметры, то посещением ГИМС — обязательная процедура. Отделения инспекции есть во многих городах или районных центрах России, найти адрес не составит труда.

Абсолютно все виды прав имеют срок действия, по истечении которого они становятся недействительными. Управлять лодкой, катером или яхтой с таким удостоверением нельзя, так как инспектор вправе выписать штраф. Необходимо обратиться в ГИМС Российской Федерации, предоставить документы и получить новое удостоверение судоводителя. Замена лодочных прав не займет много времени, если все сделать правильно.

Особенности замены прав судоводителя: как и где это делают

Для продления прав на судно с лодочным мотором следует обращаться в то же место, где выдавался документ — в ГИМС России. В Саратове данный орган находится по адресу улица имени Чернышевского, дом 56Б. Получать новое удостоверение нужно не только в случае окончания срока действия. Например, человеку может потребоваться дубликат в связи с утерей или утратой, а также если он сменил имя или фамилию.

В государственный орган необходимо предоставить документы, чтобы там выдали новое удостоверение судоводителя. Кроме того, нужно оплатить государственную пошлину и пройти медкомиссию для получения справки. Подать заявку можно в ГИМС, через портал госуслуг или МФЦ. Получают документ только лично либо через законного представителя заявителя. Срок оказания услуги — не более пяти дней при подаче заявления через МФЦ или портал государственных услуг, при личной подаче заявления время ожидания не более 15-20 минут.

Результат оказания услуги — получение нового удостоверения на право управления маломерным судном. Оно выдается после проверки оригиналов документов под личную подпись в специальном журнале, который ведут в подразделении ГИМС России. Проходить обучение или сдавать экзамен повторно не требуется.


Нужные документы

Чтобы получить новое водительское удостоверение, необходимо подготовить пакет бумаг. Документы для замены прав в ГИМС:

  • паспорт гражданина РФ (или другой документ, удостоверяющий личность), а также копия главной страницы и регистрации;
  • заявление (не нужно, если заявка была отправлена онлайн);
  • 2 фотографии размером 3 на 4 см (цветные, но на матовой бумаге, без уголка), иногда в ГИМС просят подписать на обратной стороне ФИО;
  • справка о прохождении медицинской комиссии;
  • старое удостоверение судоводителя;
  • личная карта водителя маломерного судна;
  • квитанция об оплате государственной пошлины в размере 650 рублей.

Для выдачи дубликата или замены удостоверения на право управления маломерным судном потребуются эти же документы. Однако размер государственной пошлины будет в 2 раза больше, а заявление нужно подавать по образцу, который предоставляют в ГИМС.

Медицинская справка

Уже несколько лет в справке нет граф для подписи каждого специалиста — выдается лишь заключение от терапевта или главного врача. Пациенту необходимо прийти в клинику, где ему заведут карточку и пройти следующих докторов:

  • окулист;
  • ЛОР;
  • невропатолог;
  • нарколог;
  • психиатр;
  • терапевт.

Если никаких противопоказаний к управлению моторным судном не выявлено, выдается медицинская справка. Сдавать какие-либо анализы не требуется, но иногда будущим судоводителям делают ЭКГ.

Водительская медсправка

Для всех видов прав (на легковой или грузовой автомобиль, лодку, катер, гидроцикл, самоходную технику) необходима водительская справка формы 086-В/у, которая выдается на новом бланке. Форма на все права одна, но нужно сообщить перед началом медкомиссии, какая категория будет получена, чтобы это отметили в соответствующей графе.

Срок действия медсправки и прав для ГИМС

Стоит обратить внимание: документ, подтверждающий прохождение освидетельствования, остается действительным в течение 12 месяцев со дня выдачи. Справку можно сделать заранее, чтобы по истечении срока действия прав сразу посетить ГИМС МЧС и получить новые права судоводителя, не тратя время на поликлинику.

Удостоверение на право управления маломерным судном имеет срок действия, как и остальные виды таких документов — 10 лет. В январе 2015 года в права были внесены изменения. Однако документ, выданный до 1 января 2015 года, по-прежнему действует. Заменить его нужно так же через 10 лет.

Оплата госпошлины при замене водительского удостоверения

Размер государственной пошлины за замену прав судоводителя составляет 650 рублей и 1300 за выдачу дубликата. Оплатить ее возможно в банке, взяв реквизиты в инспекции по маломерным судам, или онлайн при подаче заявления. Во втором случае будет скидка 30%, если оплата производится через портал госуслуг. Предоставление квитанции об оплате через Интернет не является обязательным условием, но лучше распечатать чек и предоставить его в ГИМС.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: