Законодательное регулирование проведения судебно психиатрической экспертизы

Обновлено: 28.11.2022

  • Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1-15)
    • Статья 1. Психиатрическая помощь и принципы ее оказания
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации о психиатрической помощи
    • Статья 3. Применение настоящего Закона
    • Статья 4. Добровольность обращения за психиатрической помощью
    • Статья 5. Права лиц, страдающих психическими расстройствами
    • Статья 6. Ограничения выполнения отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности
    • Статья 7. Представительство граждан, которым оказывается психиатрическая помощь
    • Статья 8. Запрещение требования сведений о состоянии психического здоровья
    • Статья 9. Сохранение врачебной тайны при оказании психиатрической помощи
    • Статья 10. Диагностика и лечение лиц, страдающих психическими расстройствами
    • Статья 11. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство
    • Статья 12. Отказ от лечения
    • Статья 13. Принудительные меры медицинского характера
    • Статья 13.1. Госпитализация лица, страдающего психическим расстройством, содержащегося под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях
    • Статья 14. Судебно-психиатрическая экспертиза
    • Статья 15. Психиатрическое обследование для решения вопроса о годности гражданина к службе в качестве военнослужащего
    • Статья 16. Виды психиатрической помощи и социальной поддержки, гарантируемые государством
    • Статья 17. Финансовое обеспечение психиатрической помощи
    • Статья 18. Организации и лица, оказывающие психиатрическую помощь
    • Статья 19. Право на деятельность по оказанию психиатрической помощи
    • Статья 20. Права и обязанности медицинских работников и иных специалистов при оказании психиатрической помощи
    • Статья 21. Независимость врача-психиатра при оказании психиатрической помощи
    • Статья 22. Гарантии медицинским и иным работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи
    • Статья 23. Психиатрическое освидетельствование
    • Статья 24. Психиатрическое освидетельствование лица без его согласия или без согласия его законного представителя
    • Статья 25. Порядок подачи заявления и принятия решения о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя
    • Статья 26. Психиатрическая помощь, оказываемая в амбулаторных условиях
    • Статья 27. Диспансерное наблюдение
    • Статья 28. Основания для госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях
    • Статья 29. Основания для госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке
    • Статья 30. Меры обеспечения безопасности при оказании психиатрической помощи
    • Статья 31. Психиатрическое освидетельствование несовершеннолетнего, госпитализированного в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях
    • Статья 32. Психиатрическое освидетельствование лиц, госпитализированных в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке
    • Статья 33. Обращение в суд по вопросу о госпитализации в недобровольном порядке
    • Статья 34. Рассмотрение заявления о госпитализации в недобровольном порядке
    • Статья 35. Постановление судьи по заявлению о госпитализации в недобровольном порядке
    • Статья 36. Продление госпитализации в недобровольном порядке
    • Статья 37. Права пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях
    • Статья 38. Служба защиты прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях
    • Статья 39. Обязанности медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях
    • Статья 40. Выписка из медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях
    • Статья 41. Основания и порядок помещения лиц в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для лиц, страдающих психическими расстройствами
    • Статья 42. Основания и порядок помещения несовершеннолетнего в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами
    • Статья 43. Права лиц, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами, и обязанности этих организаций
    • Статья 44. Перевод и выписка из стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами
    • Статья 45. Государственный и прокурорский надзор за оказанием психиатрической помощи
    • Статья 46. Контроль общественных объединений за соблюдением прав и законных интересов граждан при оказании психиатрической помощи
    • Статья 47. Порядок и сроки обжалования
    • Статья 48. Порядок рассмотрения жалобы в суде
    • Статья 49. Порядок рассмотрения жалобы в вышестоящем органе (вышестоящим должностным лицом)
    • Статья 50. Ответственность за нарушение настоящего Закона

    Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I
    "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"

    С изменениями и дополнениями от:

    21 июля 1998 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 27 июля 2010 г., 7 февраля, 6 апреля, 21 ноября 2011 г., 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 14 октября 2014 г., 8 марта, 28 ноября 2015 г., 23 мая, 3 июля 2016 г., 19 июля 2018 г., 8 декабря 2020 г., 30 декабря 2021 г.

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в преамбулу настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

    Признавая высокую ценность для каждого человека здоровья вообще и психического здоровья в особенности;

    учитывая, что психическое расстройство может изменять отношение человека к жизни, самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку;

    отмечая, что отсутствие должного законодательного регулирования психиатрической помощи может быть одной из причин использования ее в немедицинских целях, наносить ущерб здоровью, человеческому достоинству и правам граждан, а также международному престижу государства;

    принимая во внимание необходимость реализации в законодательстве Российской Федерации признанных международным сообществом и Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина,

    Российская Федерация в настоящем Федеральном законе устанавливает правовые, организационные и экономические принципы оказания психиатрической помощи в Российской Федерации.

    Президент Российской Федерации

    Москва, Дом Советов России.

    Регулируются отношения, связанные с деятельностью в области оказания психиатрической помощи. Психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица или с его согласия, за исключением случаев применения принудительных мер медицинского характера по решению суда в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния, и других случаев, предусмотренных законом.

    Устанавливаются виды психиатрической помощи и социальной поддержки, гарантируемые государством. Психиатрическую помощь оказывают государственные, негосударственные психиатрические и психоневрологические учреждения и частнопрактикующие врачи-психиатры, имеющие лицензии. Психиатрическая помощь включает в себя психиатрическое освидетельствование, диспансерное наблюдение, лечение в психиатрическом стационаре.

    Контроль за деятельностью психиатрических и психоневрологических учреждений осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти. Надзор за соблюдением законности при оказании психиатрической помощи осуществляется Генеральным прокурором, прокурорами субъектов федерации и подчиненными им прокурорами.

    Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"

    Настоящий Закон введен в действие с 1 января 1993 г.

    Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 августа 1992 г., N 33, ст. 1913

    Согласно Постановлению Конституционного суда от 27 февраля 2009 г. N 4-П часть четвертая статьи 28 настоящего Закона, согласно которой лицо, признанное в установленном законом порядке недееспособным, помещается в психиатрический стационар по просьбе или с согласия его законного представителя, признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой данное положение предполагает помещение недееспособного лица в психиатрический стационар без судебного решения, принимаемого по результатам проверки обоснованности госпитализации в недобровольном порядке

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 491-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 10 января 2022 г.

    Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

    Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 213-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

    Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

    Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 15 января 2012 г.

    Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 67-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

    Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 203-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Под судебно-медицинской экспертизой понимается специальное процессуальное действие, которое состоит из проведения регламентированного исследования с использованием специальных знаний в области психиатрии, по результатам которого эксперт выносит заключение. Экспертиза необходима в тех случаях, которые требуют наличие специальных психиатрических знаний для решения вопросов, стоящих перед лицами, осуществляющих расследование по уголовному делу или отправляющих правосудие. Заключение специалиста является очень важным документом – от его содержания может зависеть результат всего судебного дела.

    Мы начинаем цикл статей, в котором попробуем разобраться в том, как проводится судебно-психиатрическая экспертиза в соответствии с правилами, которые утвердил приказ Минздрава РФ №3н от 12.01.2017 года. Рассмотрим, какие бывают судебно-психиатрические экспертизы, как определяется предмет экспертизы и экспертное учреждение, а также другие немаловажные вопросы.

    Законодательное регулирование проведения судебно-психиатрической экспертизы.

    В настоящее время на территории России действует несколько нормативных актов по проведению судебно-психиатрической экспертизы. Важнейшими среди них являются Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» №73-ФЗ от 31.05.2011 г. и Приказ Министерства здравоохранения РФ от «12» января 2017 г. №3н «Об утверждении Порядка проведения судебно-психиатрической экспертизы», которые регламентируют основные вопросы организации и производства судебно-психиатрической экспертизы.

    Непосредственным законодательным актом, рассматривающим основные положения охраны психического здоровья в нашей стране, является Закон РФ от «02» июля 1992 г. №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Правовое обеспечение психиатрической помощи населению нашей страны нашло свое отражение и в ряде других законодательных документов. Одним из них является Конституция Российской Федерации, в которой указаны ответственность государства по охране здоровья граждан и ведущая роль в этом Министерства здравоохранения РФ. В свою очередь Федеральный закон от «21» ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определил, что судебно-психиатрическая экспертиза производится государственными медицинскими учреждениями.

    Согласно приказу Минздрава России от «13» октября 2017 г. №804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» услуги судебно-психиатрического эксперта относятся к медицинским. А любая деятельность, считающейся медицинской, подлежит лицензированию. Лицензирование судебно-психиатрических экспертных учреждений осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства от «16» апреля 2012 г. №291. Непосредственно, сам порядок получения соответствующей лицензии подробно изложен в Методических рекомендациях «Лицензионные требования и условия осуществления судебно-психиатрической экспертной деятельности», утв. Минздравом России «02» апреля 2004 г.

    Законодательство РФ предусматривает также уголовную и иную ответственность медицинских работников за нарушения и злоупотребления при осуществлении судебно-психиатрической экспертизы. Так, например, ч. 5, 6 ст. 57 УПК РФ регламентировано, что судебный эксперт несет ответственность за дачу заведомо ложного заключения (ст. 307 УК РФ) и за разглашение данных предварительного расследования (ст. 310 УК РФ). Федеральным законом от 28.06.2009 г. №124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Гражданский процессуальный кодекс РФ (далее — ГПК РФ) и Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» №73-ФЗ от 31.05.2011 г. включены нормы об ответственности экспертов и руководителей судебно-экспертных учреждений за немотивированное нарушение сроков представления экспертного заключения в виде штрафа.

    Перечислив основные законодательные акты, регулирующие организацию судебно-психиатрических экспертиз, рассмотрим детально, как происходит их назначение и какие принципиальные положения для их проведения предусмотрены российским законодательством.

    Порядок назначения судебно-психиатрической экспертизы

    В соответствии с п. 1 ст. 62 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводятся в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством РФ о государственной судебно-экспертной деятельности.

    Статья 14 Закона РФ от 02.07.1992 г. №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» указывает, что проведение судебно-психиатрической экспертизы (далее – СПЭ) возможно по уголовным, гражданским и административным делам.

    В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 31.05.2001 г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее – ФЗ №73) основаниями производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения или постановления.

    В соответствии с п. 2 Порядка проведения судебно-психиатрической экспертизы, утв. Приказом Минздрава России от 12.01.2017 №3н (далее — Порядок) основаниями производства судебно-психиатрической экспертизы в ГСПЭУ (государственном судебно-психиатрическом экспертном учреждении либо специализированном судебно-психиатрическом экспертном подразделении, имеющем лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам) являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя.

    Таким образом, можно прийти к выводу, что за подготовку и назначение СПЭ отвечает лицо или орган, ведущие производство по делу, т.е. следователь или суд. Суд (следователь) обязан установить необходимость в проведении экспертизы; сформулировать экспертное задание в виде вопросов экспертам; собрать объекты и материалы, подлежащие экспертному исследованию; выбрать конкретного эксперта (экспертов) или экспертное учреждение и поручить им проведение экспертизы в порядке, установленном УПК РФ и ГПК РФ.

    Любая судебная экспертиза назначается в случаях, когда при производстве по уголовному либо гражданскому делу требуются специальные знания в науке, технике, искусстве или ремесле, которыми суд (следователь) не обладает (ч. 1 ст. 57 УПК РФ, ч. 1 ст. 79 ГПК РФ, абз. 7 ст. 9 ФЗ №73).

    Непосредственно СПЭ назначается в случаях, когда в ходе судебного разбирательства для установления имеющих значение для дела обстоятельств возникает необходимость проведения специального психиатрического исследования, т.е. исследования с использованием психиатрических знаний. Наряду с общими основаниями назначения судебных экспертиз законом установлены случаи обязательного их назначения (ст. 196 УПК РФ, ст. 283 ГПК РФ). Обязательность экспертизы означает, что перечисленные в законе обстоятельства нельзя считать доказанными, если соответствующая экспертиза не проведена.

    Применительно к СПЭ в качестве оснований назначения экспертизы в большинстве случаев выступают те фактические обстоятельства, которые вызвали сомнение в психической полноценности лица. Они должны быть хотя бы кратко перечислены в постановлении (определении). Сомнения в психической полноценности участника процесса должны быть обоснованными, т.е. они должны обусловливаться выявленными в ходе производства по делу фактическими обстоятельствами.

    В качестве такого рода обстоятельств выступают прежде всего данные, согласно которым участнику процесса в прошлом уже выставлялся диагноз психического расстройства. Сведения о странностях в поведении гражданина могут также содержаться в показаниях участвующих в деле лиц или в ходатайствах о назначении СПЭ.

    При этом необходимо учитывать положения п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 07.04.2011 №6 «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера»: «В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 196 УПК РФ по каждому уголовному делу назначение и производство судебно-психиатрической экспертизы обязательно, если необходимо установить психическое состояние подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве.

    К обстоятельствам, вызывающим такие сомнения, могут быть отнесены, например, наличие данных о том, что лицу в прошлом оказывалась психиатрическая помощь (у него диагностировалось врачами психическое расстройство, ему оказывалась амбулаторная психиатрическая помощь, он помещался в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, признавался невменяемым по другому уголовному делу, негодным к военной службе по состоянию психического здоровья и т.п.), о нахождении его на обучении в учреждении для лиц с задержкой или отставанием в психическом развитии, о получении им в прошлом черепно-мозговых травм, а также странности в поступках и высказываниях лица, свидетельствующие о возможном наличии психического расстройства, его собственные высказывания об испытываемых им болезненных (психопатологических) переживаниях и др.»

    Ходатайства о назначении СПЭ вправе заявлять лица, имеющие определенный процессуальный статус (например, обвиняемый, потерпевший, истец, ответчик и их представители). Каждое заявленное ходатайство подлежит рассмотрению судом (следователем), ведущим производство по делу. Отказ в удовлетворении ходатайства должен быть мотивирован.

    Каждая назначаемая СПЭ должна быть тщательно подготовлена следователем (судом), поскольку от этого во многом зависят полнота и всесторонность экспертного исследования, надежность экспертных выводов. Это обусловлено тем, что самостоятельно собирать материалы, подлежащие исследованию, эксперты неправомочны.

    Помимо сбора медицинских документов, необходим допрос лиц, знавших данного гражданина и особенности его поведения. Особое внимание следует обратить на период, относящийся к совершению преступления, сделки или иного юридического действия, по поводу которого ведется производство уголовного или гражданского дела. Далее следователь (суд) решает вопрос о выборе эксперта или экспертного учреждения.

    Основанием для производства СПЭ является обязательный процессуальный документ — постановление или определение о ее назначении (ст. 195 УПК РФ, ст. 80 ГПК РФ). В этом документе должны быть указаны:

    • основания назначения экспертизы;
    • фамилия, имя, отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть произведена экспертиза;
    • вопросы, поставленные перед экспертом;
    • материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта (ч. 1 ст. 195 УПК РФ).

    В вопросах раскрывается суть экспертного задания (предмет данной экспертизы). При необходимости следователь (суд) может получить с целью надлежащей постановки вопросов консультацию у эксперта или у специалиста (ч. 1 ст. 58 УПК РФ, ч. 1 ст. 188 ГПК РФ). В постановлении (определении) должен быть указан также вид назначаемой СПЭ — амбулаторная, стационарная, заочная, посмертная. При назначении очной СПЭ указываются фамилия, имя, отчество испытуемого и занимаемое им процессуальное положение (обвиняемый, потерпевший, истец, ответчик).

    Процессуальный порядок вынесения определения (постановления) в судебном заседании и на предварительном следствии различается.

    В судебном заседании его участники вправе обсуждать обстоятельства, относящиеся к назначаемой экспертизе (необходимость ее назначения, выбор экспертов или экспертного учреждения, отводы, материалы и объекты экспертного исследования и пр.). Затем участники судебного разбирательства вправе представить свои вопросы экспертам. Вопросы должны быть оглашены, и по ним заслушано мнение сторон. Окончательно круг вопросов определяется судом. Отклонение судом каких-либо из представленных вопросов должно быть мотивировано (ч. 2 ст. 283 УПК РФ, ч. 2 ст. 79 ГПК РФ).

    На предварительном следствии постановление о назначении экспертизы составляется следователем без чьего-либо участия. Однако следователь обязан ознакомить с постановлением о назначении экспертизы подозреваемого, обвиняемого, его защитника и разъяснить им права, предусмотренные ст. 198 УПК РФ. Об этом составляется протокол, подписываемый следователем и лицами, которые ознакомлены с постановлением (ч. 3 ст. 195 УПК РФ). Перечисленные в ст. 198 УПК РФ права обвиняемого разъясняются ему следователем при ознакомлении с постановлением о назначении экспертизы. Если, реализуя какие-то из этих прав, обвиняемый (подозреваемый) заявляет ходатайство, то следователь обязан рассмотреть его. Ходатайство либо удовлетворяется, и тогда следователь соответственно изменяет свое постановление и заново знакомит с ним обвиняемого, либо отклоняется. Отказ в удовлетворении ходатайства должен быть мотивирован.

    В силу ч. 2 ст. 198 УПК РФ свидетель и потерпевший, в отношении которых проводилась экспертиза, вправе знакомиться с заключением эксперта, а потерпевший, кроме того, пользуется правами, предусмотренными п. 1 и 2 ч. 1 ст. 198 УПК РФ.

    Если на предварительном следствии в отношении обвиняемого, не содержащегося под стражей, назначается стационарная СПЭ, то назначающий ее следователь должен обратиться к судье за вынесением решения о помещении испытуемого в психиатрический стационар (ч. 1 ст. 203 УПК РФ). Судья выносит это решение в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ. При помещении в стационар лица, содержащегося под стражей, решение судьи не требуется, и стационарная СПЭ назначается постановлением следователя, которое не нуждается в чьей-либо санкции. В стадии судебного разбирательства для помещения в стационар любого обвиняемого достаточно лишь судебного постановления (определения) о назначении стационарной СПЭ.

    При назначении очной СПЭ принципиально важное значение имеет вопрос о наличии согласия испытуемого на ее проведение. В уголовном процессе согласия на прохождение экспертизы не требуется, если испытуемый является подозреваемым, обвиняемым, подсудимым или лицом, в отношении которого решается вопрос о применении к нему принудительных медицинских мер в порядке гл. 51 УПК РФ. Потерпевший может направляться на СПЭ независимо от его согласия, если экспертиза назначена по одному из оснований, перечисленных в ст. 196 УПК РФ («Обязательное назначение судебной экспертизы»). В остальных случаях потерпевший может быть направлен на СПЭ лишь в добровольном порядке (ч. 4 ст. 195 УПК РФ). Свидетель может подвергаться СПЭ только добровольно (ч. 5 ст. 56 УПК РФ).

    В гражданском судопроизводстве принудительная СПЭ недопустима за одним исключением, относящимся к производству по делам о признании граждан недееспособными (гл. 31 ГПК РФ). Согласно ст. 283 ГПК РФ, суд вправе решить вопрос о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу в случаях, когда тот явно уклоняется от ее прохождения. Решение о принудительном направлении на экспертизу принимает суд в судебном заседании с обязательным участием прокурора и психиатра.

    В тех случаях, когда, согласно закону, СПЭ может быть назначена лишь в добровольном порядке, требуется письменное согласие испытуемого на ее прохождение. Если испытуемый не достиг 16 лет или был признан судом недееспособным, письменное согласие на производство экспертизы дается его законным представителем (ч. 4 ст. 195 УПК РФ, ч. 3 ст. 28 ФЗ №73).

    Порядок обращения постановления (определения) к исполнению различен и зависит от того, где будет проводиться экспертиза: в экспертном учреждении или вне его.

    Руководителем СПЭУ является руководитель того психиатрического учреждения, в структуре которого имеется соответствующее судебно-экспертное подразделение — главный врач больницы или диспансера и пр. Основные права и обязанности руководителя СПЭУ установлены ст. 14 и 15 ФЗ №73.

    В соответствии с ч. 3 ст. 16 ФЗ №73 сотрудник судебно-экспертного учреждения не вправе принимать поручения о производстве экспертизы непосредственно от следователя или суда. Поручить ему производство экспертизы может только руководитель СЭУ.

    Процедура назначения судебной экспертизы при ее проведении вне экспертного учреждения совершенно иная. Здесь следователь (суд) после вынесения постановления (определения) о назначении экспертизы вызывает лицо, которому она поручается, удостоверяется в его личности, специальности и компетентности, устанавливает отношение эксперта к участникам процесса, а также проверяет, нет ли оснований к отводу. Далее эксперту вручается постановление следователя (или объявляется судебное определение) о назначении экспертизы. Ему разъясняются права и обязанности эксперта, он предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения. О выполнении этих действий следователь делает отметку в постановлении о назначении экспертизы, которая удостоверяется подписью эксперта. В суде эксперт расписывается в протоколе судебного заседания или на специальном бланке, приобщаемом к протоколу. Затем эксперт получает необходимые материалы и может приступать к исследованиям. Если СПЭ осуществляется в медицинском учреждении, то доставка туда испытуемого обеспечивается лицом (органом), назначившим экспертизу (ч. 3 ст. 27 ФЗ №73). Данная обязанность не может возлагаться на самих экспертов.

    Детально изучив последовательность назначения судебно-психиатрической экспертизы, перейдем непосредственно к порядку ее проведению в специализированных судебно-экспертных учреждениях, который будет рассмотрен в нашей следующей статье — «Судебно-психиатрическая экспертиза: порядок проведения, этапы и сроки»

    Каждая пятая из проводимых в целом по России судебно-психиатрических экспертиз назначается по гражданским делам. Большинство таких экспертиз (свыше 92%) проводится по делам о признании гражданина недееспособным. В 94% случаев эксперты выносят заключение о неспособности гражданина понимать значение своих действий или руководить ими. В некоторых регионах этот показатель достигает 100%.

    На дела о признании недействительной сделки по отчуждению имущества приходится 6% экспертиз. Речь идет о случаях, когда сделка совершена гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 Гражданского Кодекса РФ). Чаще всего по ст. 177 Гражданского кодекса (далее — ГК) РФ оспариваются договоры купли-продажи, мены, дарения, ренты, а также завещания. По результатам судебно-психиатрической экспертизы (далее — СПЭ) неспособными к совершению сделки признается в среднем 44% подэкспертных.

    Назначение СПЭ в гражданском процессе

    Иной порядок предусмотрен для дел о признании гражданина недееспособным. Проведение СПЭ по таким делам прямо предусмотрено законом. Согласно ст. 283 ГПК РФ, судья при наличии достаточных данных о психическом расстройстве гражданина назначает СПЭ для определения его психического состояния. Если гражданин, в отношении которого возбуждено дело о признании его недееспособным, явно уклоняется от прохождения экспертизы, суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на СПЭ. Орган, который должен исполнять такое определение суда, а также порядок принудительной доставки лица в психиатрическое учреждение и его удержание там в ГПК РФ, как и в Федеральном законе от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», не определены. Пункт 35 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» возлагает на полицию обязанность лишь по оказанию содействия органам здравоохранения в доставлении в медицинские организации по решению суда лиц, уклоняющихся от явки по вызову в эти организации.

    Большинство судей назначает СПЭ по заявлению о признании гражданина недееспособным, как правило, автоматически, хотя по смыслу ст. 283 ГПК РФ судья может и не назначить СПЭ, отказав в удовлетворении такого заявления, если не обнаружит «достаточных данных» о психическом расстройстве гражданина. Такие случаи на практике чрезвычайно редки. Они возможны только при обеспечении своевременного квалифицированного представительства интересов граждан, чьи родственники, используя институт недееспособности, пытаются достичь корыстных и иных личных интересов.

    Вопросы, ставящиеся перед экспертами

    Лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении СПЭ. Это право должно быть разъяснено им судом (п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 г. № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству»).

    Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом. Отклонение предложенных вопросов суд обязан мотивировать.

    По делам о признании гражданина недееспособным эксперты должны решить вопрос о наличии психического расстройства и о влиянии его на способность подэкспертного понимать значение своих действий или руководить ими. При этом эксперт не вправе делать вывод о дееспособности либо недееспособности гражданина. Это вопрос правового характера, его разрешение относится к компетенции суда.

    Перед экспертами должны быть поставлены вопросы о характере и тяжести психического расстройства, о возможных последствиях заболевания гражданина для его социальной жизни, здоровья, имущественных интересов, а также вопрос о том, какого рода действия он не может понимать и контролировать.

    При оценке психического состояния подэкспертного должны анализироваться синдромальная структура, динамика, степень глубины психических нарушений и, самое существенное, прогноз психопатологических состояний. Особое значение приобретают данные о степени социальной адаптации больного: трудоспособность, семейное положение, уровень и характер внешних контактов, общественно опасные действия.

    Недееспособность обуславливают такие психические расстройства, которые достаточно выражены, значительно снижают критическое отношение к окружающей действительности и собственной личности, искажают оценку реальных событий и своего состояния, нарушают поведение, препятствуют поддержанию адекватного контакта с окружающими и лишают больного возможности принимать осознанные решения.

    Целесообразно также ставить перед экспертами вопрос о том, позволяет ли состояние здоровья гражданину предстать перед судом, не создаст ли его присутствие в судебном заседании реальной опасности для его жизни либо здоровья или для жизни, либо здоровья окружающих (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.02.2009 г. № 4-П). При ответе на данный вопрос экспертам надлежит оценивать именно возможность присутствия гражданина в судебном заседании, а не его способность давать объяснения, заявлять ходатайства, представлять доказательства, осуществлять иные процессуальные права.

    В случае если эксперт при проведении экспертизы установит имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение (ч. 2 ст. 86 ГПК РФ).

    Кому суд поручает производство СПЭ

    Проведение СПЭ может быть поручено судебно-экспертному учреждению (не обязательно государственному), конкретному эксперту или нескольким. Подэкспертный (его представитель) имеет право ходатайствовать перед судом, назначившим СПЭ, о включении в состав экспертной комиссии дополнительно специалиста соответствующего профиля. Реализация данного права служит дополнительной гарантией достижения объективности, полноты и всесторонности экспертного заключения, его мотивированности и обоснованности. В случае удовлетворения ходатайства подэкспертного суд в определении о назначении СПЭ указывает наименование судебно-экспертного учреждения, которому поручается производство СПЭ, а также вносит фамилию и другие данные привлекаемого специалиста, об участии которого ходатайствовал подэкспертный и который не является сотрудником данного учреждения. В этом случае руководитель экспертного учреждения поручает производство СПЭ конкретным экспертам из числа работников учреждения и во исполнение в полном объеме определения суда извещает (уведомляет) привлекаемого врача-психиатра или другого специалиста, который, будучи внесенным в определение суда, приобрел статус эксперта в процессуальном значении этого слова, о времени проведения экспертизы. Вопросы о порядке ознакомления этого эксперта с материалами дела, о разъяснении эксперту его прав и о предупреждении его об ответственности за заведомо ложное заключение должны решаться судом.

    Сроки производства СПЭ в гражданского процессе

    Исследование заключения эксперта

    Суд при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать как заключение экспертов, так и другие доказательства по делу: заслушать объяснения заявителя, заинтересованного лица, его представителя и третьих лиц, показания свидетелей, консультации и пояснения специалистов, ознакомиться с письменными и вещественными доказательствами и т. д. (ч. 1 ст. 157 ГПК РФ).

    Экспертное заключение оглашается в судебном заседании. Для его разъяснения и дополнения в суд может быть вызван эксперт, давший заключение (ст. 187 ГПК РФ). При наличии в деле нескольких противоречивых заключений могут быть вызваны эксперты, проводившие как первичную, так и повторную СПЭ. В случае неправильного истолкования участниками процесса заключения или показаний эксперта он вправе сделать заявление, подлежащее занесению в протокол судебного заседания на основании абзаца четвертого ст. 17 ФЗ № 73.

    При неявке эксперта в судебное заседание суд выслушивает мнение лиц, участвующих в деле, о возможности рассмотрения дела в отсутствие эксперта и выносит определение о продолжении судебного разбирательства или о его отложении. В случае если вызванный эксперт не явился в суд по причинам, признанным судом неуважительными, он может быть подвергнут штрафу в размере до 1 тыс. руб. (ст. 168 ГПК РФ).

    В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» разъясняется, что при исследовании заключения эксперта суду следует проверять соответствие его вопросам, поставленным перед экспертом, а также полноту и обоснованность содержащихся в нем выводов.

    Однако на практике значительное число заключений СПЭ, проводящихся в государственных судебно-экспертных учреждениях, содержит ошибки, которые в ходе процесса не выявляются и ведут к судебным ошибкам. В заключениях зачастую отсутствует обоснование экспертных выводов, ответы на поставленные перед экспертами вопросы даются при недостаточности представленных на экспертизу материалов; выводы экспертов противоречат материалам дела. Следствием краткости экспертных заключений становится широкое использование психиатрической терминологии (обобщающих оценочных суждений), что не позволяет установить обоснованность выводов. Кроме того, в выводах экспертов используются некорректные формулировки, допускающие возможность принятия различных правовых решений по делу. Заключения содержат противоречия между описанием психического состояния лица и установленным диагнозом; противоречия между глубиной выявленных экспертом психических нарушений и оценкой их влияния на способность лица понимать значение своих действий и руководить ими, а также возможность присутствовать в судебном заседании.

    Согласно закону, лица, участвующие в деле, имеют право участвовать в исследовании доказательств, в т. ч. заключения эксперта, и задавать ему вопросы (ч. 1 ст. 35 ГПК РФ). Однако из-за отсутствия специальных знаний в области психиатрии таким лицам не под силу подвергнуть сомнению и тем более опровергнуть выводы экспертов без помощи специалиста.

    Правовое регулирование вопросов привлечения к участию в деле специалиста как лица, обладающего специальными знаниями, противоречиво и неполно. Во-первых, из ч. 4 ст. 188 ГПК РФ следует, что специалист может быть привлечен не только по инициативе суда, но и по заявлению лица, участвующего в деле. Вместе с тем в ст. 35 ГПК РФ среди прав лиц, участвующих в деле, указанное право не значится.

    Во-вторых, ч. 1 ст. 157 ГПК РФ относит консультации и пояснения специалистов к доказательствам по делу, которые суд обязан исследовать, заслушав их. В то же время глава 6 ГПК РФ, посвященная доказательствам, и в частности ст. 55 ГПК РФ, такой вид доказательств не предусматривает.

    В-третьих, при наличии в ГПК РФ нормы о разъяснении судом специалисту его прав не предусмотрена статья о правах специалиста.

    В-четвертых, по нормам Уголовно-процессуального кодекса РФ суд не вправе отказать в допросе специалиста, явившегося на слушание по инициативе сторон, но не обязан приобщать к материалам дела его письменные разъяснения. ГПК РФ предусматривает прямо противоположную схему: консультацию специалиста суд приобщает к делу, но заслушивать его по ходатайству сторон не обязан.

    Указанные пробелы в законодательстве значительно затрудняют реализацию на практике принципов состязательности и равноправия сторон при представлении доказательств и исследовании обстоятельств, требующих специальных знаний. Намерения заинтересованного лица, его представителя с помощью привлеченного ими специалиста представить доказательства необоснованности заключения эксперта суд обычно пресекает. Свой отказ допросить явившегося в суд специалиста судья объясняет, как правило, тем, что ему «все и так ясно, вопросов к специалисту он не имеет и в его консультации не нуждается».

    Актуальным в этой связи становится разъяснение задачи специалиста в судебном заседании, данное Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении № 13. Его задача состоит в оказании содействия суду и лицам, участвующим в деле, в исследовании доказательств. Если из консультации специалиста, как указано в постановлении № 13, следует, что имеются обстоятельства, требующие дополнительного исследования или оценки, суд может предложить сторонам представить дополнительные доказательства либо ходатайствовать о назначении экспертизы. Из этих разъяснений можно сделать три принципиально важных вывода:

    • консультация и пояснения специалиста могут использоваться при исследовании заключения СПЭ как доказательства по делу;
    • специалист призван оказывать содействие не только суду, но и участвующим в деле лицам, включая граждан, дееспособность которых является предметом экспертного исследования;
    • суждения специалиста, в т. ч. по результатам анализа заключения СПЭ, могут повлечь весьма существенные процессуальные последствия, вплоть до назначения экспертизы (дополнительной, повторной).

    Оценка судом заключения эксперта

    Заключение эксперта для суда необязательно (ч. 3 ст. 86 ГПК РФ). Как и все другие доказательства, оно не имеет для суда заранее установленной силы. Суд оценивает его по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в их совокупности. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств (ст. 67 ГПК РФ). Результаты оценки заключения суд обязан отразить в своем решении. В нем приводятся мотивы, почему суд принял или отверг экспертное заключение, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

    Указанным общим правилам оценки доказательств, предусмотренным ст. 67 ГПК РФ, не соответствуют нормы, содержащиеся в ч. 3 ст. 86 и ч. 2 ст. 187 ГПК РФ, согласно которым в решении суда должно быть мотивировано лишь несогласие суда с заключением эксперта. Такое противоречие дает суду возможность не приводить в решении мотивы согласия с заключением эксперта, что ведет к безответственности в принятии решений.

    Разъяснения по вопросам оценки экспертных заключений даны в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении». Судам, как подчеркивается в постановлении, следует иметь в виду, что заключение эксперта не является исключительным средством доказывания и должно оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами. Оценка судом заключения должна быть полно отражена в решении. При этом суду следует указывать, на чем основаны выводы эксперта, приняты ли им во внимание все материалы, представленные на экспертизу, и проанализированы ли они соответствующим образом. Если экспертиза поручалась нескольким экспертам, давшим отдельные заключения, мотивы согласия или несогласия с ними должны быть приведены в судебном решении отдельно по каждому заключению.

    Правовая позиция Конституционного Суда РФ в отношении оценки заключения СПЭ применительно к делам о признании гражданина недееспособным выражена в Постановлении от 27.02.2009 г. № 4-П по жалобе П.В. Штукатурова и др. Как указано в Постановлении, заключение эксперта подлежит оценке в совокупности с другими доказательствами, в т. ч. объяснениями самого гражданина, на основе внутреннего убеждения судьи в том, что отсутствуют основания для сомнений в достоверности, подлинности, профессиональном уровне и полноте заключения экспертов о характере и тяжести заболевания, о возможных последствиях болезни гражданина для его социальной жизни, здоровья, имущественных интересов, о том, какого рода действия он не может понимать и контролировать, и т. д.

    На практике, однако, суды зачастую рассматривают заключение СПЭ как главное средство доказывания недееспособности лица, не подвергая его критическому анализу. Чаще всего этот факт судьи объясняют своей некомпетентностью в вопросах психиатрии, что якобы заставляет их принимать экспертное заключение «на веру». В результате суд передоверяется экспертным выводам, основывая на них вывод правоприменителя, либо дает им юридическую оценку, не имеющую объективного выражения положенных в ее основу критериев. Тем самым суд лишь придает форму своему выводу, содержание которого предопределяется экспертами. Комиссия экспертов в этом случае произвольно и безнаказанно по своему усмотрению из благих, как им представляется, побуждений предрешает исход дела о признании гражданина недееспособным, присваивая право на истину в последней инстанции.

    • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 13)
      • Статья 1. Государственная судебно-экспертная деятельность
      • Статья 2. Задача государственной судебно-экспертной деятельности
      • Статья 3. Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности
      • Статья 4. Принципы государственной судебно-экспертной деятельности
      • Статья 5. Соблюдение законности при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности
      • Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности
      • Статья 7. Независимость эксперта
      • Статья 8. Объективность, всесторонность и полнота исследований
      • Статья 9. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
      • Статья 10. Объекты исследований
      • Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения
      • Статья 12. Государственный судебный эксперт
      • Статья 13. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту
      • Статья 14. Обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения
      • Статья 15. Права руководителя государственного судебно-экспертного учреждения
      • Статья 16. Обязанности эксперта
      • Статья 17. Права эксперта
      • Статья 18. Ограничения при организации и производстве судебной экспертизы
      • Статья 19. Основания производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении
      • Статья 20. Производство дополнительной и повторной судебных экспертиз в государственном судебно-экспертном учреждении
      • Статья 21. Производство комиссионной судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении
      • Статья 22. Комиссия экспертов одной специальности
      • Статья 23. Комиссия экспертов разных специальностей
      • Статья 24. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении
      • Статья 25. Заключение эксперта или комиссии экспертов и его содержание
      • Статья 26. Производство судебной экспертизы в отношении живых лиц
      • Статья 27. Условия и место производства судебной экспертизы в отношении живых лиц
      • Статья 28. Добровольность и принудительность при производстве судебной экспертизы
      • Статья 29. Основания и порядок госпитализации лица в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях
      • Статья 30. Сроки пребывания лица в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях
      • Статья 31. Гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых производится судебная экспертиза
      • Статья 32. Условия производства судебной экспертизы в отношении лиц, не содержащихся под стражей, в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях
      • Статья 33. Условия производства судебной экспертизы в отношении лиц, содержащихся под стражей, в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях
      • Статья 34. Обеспечение лиц, госпитализированных в судебно-психиатрические экспертные медицинские организации
      • Статья 35. Ограничения в применении методов исследований при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц
      • Статья 36. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц
      • Статья 37. Финансирование судебно-экспертной деятельности
      • Статья 38. Организационное и научно-методическое обеспечение судебно-экспертной деятельности
      • Статья 39. Информационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений
      • Статья 40. Охрана государственных судебно-экспертных учреждений
      • Статья 41. Распространение действия настоящего Федерального закона на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами
      • Статья 42. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
      • Статья 43. Вступление в силу настоящего Федерального закона

      Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ
      "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"

      С изменениями и дополнениями от:

      30 декабря 2001 г., 5 февраля, 24 июля 2007 г., 28 июня 2009 г., 6 декабря 2011 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 8 марта 2015 г., 26 июля 2019 г., 1 июля 2021 г.

      Принят Государственной Думой 5 апреля 2001 года

      Одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 года

      ГАРАНТ:

      См. письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июня 2001 г. N С7-7/уз-640

      См. комментарий к настоящему Федеральному закону

      ГАРАНТ:

      См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

      Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее - государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

      Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

      Президент Российской Федерации

      Определяются правовая основа, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Устанавливаются требования, которым должна отвечать судебная экспертиза, правовое положение субъектов государственной судебно-экспертной деятельности, порядок производства экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях, в том числе особенности производства экспертиз живых лиц, организационное, научно-методическое и финансовое обеспечение судебно-экспертной деятельности.

      Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Часть 3 статьи 29, в которой устанавливается обязанность извещения членов семьи лица, родственников или иных лиц о помещении этого лица в стационар, вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ.

      Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"

      Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части третьей статьи 29, которая вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства РФ в соответствие с положениями Конституции РФ

      Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 5 июня 2001 г. N 106, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 июня 2001 г. N 23 ст. 2291

      В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

      Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 273-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

      Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 224-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 25 октября 2019 г.

      Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

      Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

      Федеральный закон от 28 июня 2009 г. N 124-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: