Задачи юрисконсульта на стадии реализации судебного решения

Обновлено: 29.01.2023

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет права, ответственность и должностные обязанности юрисконсульта (старшего юрисконсульта) _____________________ (далее – «предприятие»). Название учреждения

1.2.Юрисконсульт (старший юристконсульт) находится в подчинении (начальника юридического отдела, руководителя иного структурного подразделения, иного должностного лица).

1.3. На должность юрисконсульта принимается лицо с высшим профессиональным (юридическим) образованием (требований к стажу работы нет) или средним профессиональным (юридическим) образованием и стажем работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (юридическим) образованием не менее _________ лет.

1.4. В период отсутствия юрисконсульта (отпуск, командировка, болезнь и пр.) его обязанности возлагаются на его заместителя, назначаемого в установленном порядке, и несущего полную ответственность за должное выполнение возложенных на него обязанностей.

1.5. В своей работе юрисконсульт руководствуется:

- методическими материалами по правовой работе;

- положением о юридическом отделе предприятия;

- правилами трудового распорядка на предприятии;

- распоряжениями и приказами директора предприятия и начальника юридического отдела;

- нормативными и законодательными актами РФ;

- данной должностной инструкцией.

1.6. Юрисконсульт обязан знать:

- нормативные и законодательные акты, которые регламентируют финансовую и производственно-хозяйственную деятельность предприятия;

- методические материалы по правовой деятельности предприятия;

- трудовое, гражданское, административное и финансовое право;

- правила заключения и оформления хозяйственных и коллективных договоров, а также тарифных соглашений;

- поправила учета, систематизации и содержания в контрольном состоянии правовой документации с использованием современных информационных технологий;

- основы организации труда, экономики, производства и управления;

- порядок ведения учета и правила составления отчетности о хозяйственно- финансовой деятельности предприятия;

- средства вычислительной техники, связи и коммуникаций;

- нормы и правила охраны труда.

Юрисконсульт (старший юрисконсульт) выполняет следующие функции:

2.1.Выполнение мероприятий по укреплению финансовой, договорной и трудовой дисциплины на предприятии.

2.2.Консультирование работников предприятия по юридическим вопросам.

2.3.Оказание помощи работникам предприятия в оформлении документов и актов имущественно-правового характера.

2.4.Разработка документов правового характера.

2.5.Методическое руководство правовой работой на предприятии.

3. Должностные обязанности

Юрисконсульт (старший юрисконсульт) предприятия обязан:

3.1.Оказывать правовую помощь структурным подразделениям и общественным организациям в подготовке и оформлении правовых документов.

3.3. Разрабатывать или принимать участие в разработке документов правового характера.

3.4. Осуществлять методическое руководство правовой работой на предприятии.

3.5. Осуществлять подготовку совместно с другими подразделениями предприятия

материалы о растратах, хищениях, недостачах, выпуске недоброкачественной ( в ее числе некомплектной и нестандартной) продукции, нарушении экологического законодательства и об иных правонарушениях для передачи их в суд общей юрисдикции, арбитражный суд, следственные органы.

3.6.Осуществлять учет и хранение находящихся в производстве и законченных исполнением судебных дел.

3.7. Участвовать в разработке и опроведении мероприятий по укреплению финансовой, договорной и трудовой дисциплины, обеспечению сохранности имущества предприятия.

3.8. Изучать и проводить анализ и обобщение результатов рассмотрения претензий, судебных (в том числе арбитражного суда) дел, практики заключения и исполнения хозяйственных договоров с целью разработки предложений об устранении выявленных недостатков и улучшения хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

3.9. В соответствии с законодательством и установленным порядком оформлять материалы о привлечении работников к материальной и дисциплинарной ответственности.

3.10. Принимать участие в работе по заключению хозяйственных договоров, проведении их правовой экспертизы, в разработке условий коллективных договоров и отраслевых тарифных соглашений, а также рассмотрении вопросов о кредиторской и дебиторской задолженности.

3.12. Подготавливать совместно с подразделениями предприятия предложения об

изменении действующих или отмене утративших силу приказов и прочих

нормативных актов, изданных на предприятии (если на то есть основания).

3.13. Вести работу по систематизированному учету и хранению действующих законодательных нормативных актов, производить отметки об их отмене, изменениях и дополнениях, подготавливать справочную документацию с применением современных информационных технологий и средств вычислительной техники.

3.14. Знакомить должностные лица предприятия с нормативными правовыми актами, которые непосредственно относятся к их деятельности.

3.15. Давать работникам предприятия консультации по юридическим вопросам, подготавливать заключения, оказывать содействие в оформлении документов и актов имущественно-правового характера.

3.16. Принимать участие в подготовке заключений по правовым вопросам, которые возникают в деятельности предприятия, проектам нормативных актов, поступающих на отзыв.

3.17. Информировать работников предприятия о действующем законодательстве и изменениях в нем.

Юрисконсульт (старший юрисконсульт) вправе:

4.1. Требовать от руководства предприятия помощи в выполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

4.2. Вносить на рассмотрение руководства свои предложения, направленные на усовершенствование работы, которая связана с обязанностями, предусмотренными

4.3. Получать от руководителей структурных подразделений и специалистов документы и информацию по вопросам, входящим в его компетенцию.

4.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений предприятия к решению возложенных на него обязанностей (в случае, если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет, то только с разрешения руководителя предприятия).

4.5. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, которые касаются его деятельности.

5. Ответственность

5.1. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правовые нарушения в определенных уголовным, административным и гражданским законодательством РФ рамках.

5.2. За нанесение материального вреда в определенных трудовым, гражданским и уголовным законодательством РФ рамках.

5.3. За невыполнение (недолжное выполнение) своих должностных обязанностей, которые предусмотрены данной должностной инструкцией в определенных трудовым законодательством РФ рамках.

Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________

Анна Викулина

Контролировать работу юриста в штате проще, если есть должностная инструкция. Нужно регулярно актуализировать документ – тогда он поможет увеличить эффективность сотрудников. Разбираем, как упростить работу с должностными инструкциями юридического отдела

Задачи юриста в организации

Принято считать, что представлять интересы организации в суде – основная функциональная обязанность юрисконсульта. Но на самом деле, функций у юриста в компании больше:

  • отвечать за документацию, чтобы вся работа компании велась в рамках закона
  • отслеживать и пресекать нарушение законодательства, которое ведет к финансовым потерям
  • выстраивать сотрудничество с поставщиками, заказчиками, органами власти
  • использовать нормы права в интересах компании

Юрист – главный в компании по вопросам законодательства. От его компетенций напрямую зависит работа организации. Тонкости нормативно-правовых актов, изменения в законах, досудебные соглашения – за все эти вопросы должен отвечать юрисконсульт.

Также на юриста возлагается ответственность по подготовке всех юридических документов в организации. Важно это сделать быстро и без ошибок.

Должностные обязанности юриста

Служебные обязанности юриста включают в себя конкретный список задач:

  • актуализация правовой базы компании
  • составление договоров и сопровождение сделок
  • работа с внутренним документооборотом
  • визирование документов
  • управление рисками компании на уровне юридической службы
  • оформление лицензий и разрешений
  • составление исков и претензий
  • работа с органами власти
  • консультации сотрудников компании

Но не всегда юрист выполняет все задачи, которые он должен. Отслеживать эффективность работы руководителю отдела помогает должностная инструкция. Для чего юристу нужна должностная инструкция

Должностная инструкция в коммерческих организациях необязательна. На крупных предприятиях, в государственных и муниципальных структурах документ воспринимается как анахронизм. Но должностная инструкция юриста на предприятии – не формальность. Документ нужен по нескольким причинам:

  • это гарантия безопасного сотрудничества – в случае разногласий документ может стать доказательством в суде
  • в инструкции можно обозначить общие положения по работе штатного юриста
  • четко прописать права и обязанности, чтобы не было вопросов от сотрудников по выполнению задач
  • обозначить ответственность в случае ошибок
  • отслеживать выполнение задач, меняя документ в зависимости от потребностей компании

Система построена на базе Битрикс24 для ведения судебно-претензионной работы в юридических департаментах

Что включать в должностную инструкцию юриста

Составить должностную инструкцию можно по классической схеме. Обычно структура документа состоит из четырех базовых блоков.

Общие положения:

  1. В первом пункте надо прописать, к какой категории сотрудников относится юрисконсульт.
  2. Затем указать, на каком основании принимают на работу и увольняют сотрудника, а также кто заменяет его во время отпуска или больничного. Заменить сотрудника может специалист, у которого есть аналогичный опыт и тот же уровень профессионального образования.
  3. После этого следует отметить, какие требования есть к образованию, опыту работы, уровню квалификации юрисконсульта и кому он подчиняется.
  4. Следующий пункт – перечисление всех отраслей права и нормативно-правовых актов, которые должен знать юрист.
  5. Также в общих положениях указывают информацию о стандартах заполнения документов, о необходимости соблюдать правила охраны труда и пр.
  6. Список документов, на которые должен опираться юристконсульт в работе.

Обязанности юрисконсульта. Здесь надо максимально подробно расписать обязанности специалиста – выше о них мы писали.

Права юриста. В пункте указывают те правомочия, которые нужны для исполнения обязанностей: представлять интересы компании, запрашивать информацию в других отделах, подписывать документы, отслеживать и предлагать исправления в локальные договоры и акты, принимать решения в рамках полномочий, участвовать в развитии компании и пр.

Ответственность. В пункте прописывают, какие санкции и в каких случаях применяются к юристу. За что юриста можно привлечь к ответственности:

  • за игнорирование обязанностей
  • нарушение дисциплины и правил компании
  • нарушение закона
  • разглашение коммерческой тайны
  • порча имущества

В документе отдельно надо отметить, что за разглашение коммерческой тайны сотрудник будет привлечен к дисциплинарной ответственности и уволен.

Эти четыре пункта обычно включены в любую должностную инструкцию юриста организации. Но в реальности документ может содержать и другие пункты. Некоторые ООО в деталях прописывают обязанности, права и ответственность юриста, создавая дополнительные разделы.

Как правильно оформлять должностную инструкцию

Сверху надо написать название инструкции, а ниже – должность, имя и должность сотрудника, утвердившего документ, и дата утверждения. Затем идет основная часть.

В заключении подписи оставляет непосредственный начальник и сам юрисконсульт. Специалист должен оставить подпись под документом до начала работы – это гарантирует, что сотрудник познакомился с текстом инструкции и согласен с ним.

Важно регулярно обновлять инструкцию, иначе документ быстро устаревает и становится формальностью. Актуализировать информацию надо: при появлении новых бизнес-процессов, при реструктуризации компании или открытии филиалов. То есть, во всех случаях, когда функционал сотрудника меняется.

Работа с документами требует особой внимательности.

Образец должностной инструкции в программе Юрайт

Скачайте пустой бланк должностной инструкции юриста и заполненный образец должностной инструкции.

Пользу должностная инструкция принесет, если не будет пылиться в архиве кадрового отдела или дома у юриста. Идеальный вариант – доступ к быстрому просмотру на ИТ-ресурсах компании. Так, в корпоративный портал на SharePoint или в корпоративную Wiki на базе Confluence можно встроить должностные инструкции юристов, руководителя и регламент работы юридического отдела.

Рис.1 Должностная инструкция

Рис.1 Должностная инструкция

С помощью ИТ-программ можно оцифровать инструкцию и создать удобные инструменты для управления командой: например, «канбан-доску». Ссылку на нее можно опубликовать на корпоративном портале.

Подобные решения ускоряют адаптацию сотрудников и увеличивают прозрачность процессов в компании. Дополнительно эффективность можно отследить, если расписать KPI сотрудников и сроки выполнения задач.

Рис.2 Доска задач

Рис.2 Доска задач

Но чтобы должностные инструкции были не просто формальностью, нужна автоматизация процессов. Документ – это всего лишь план, а автоматизация – план-факт. Компания в динамике отслеживает любые изменения в штате, например, перераспределение обязанностей или реструктуризацию.

ИТ-решение помогает отследить четыре главных элемента должностной инструкции юриста:

  1. Общие положения. Базовая составляющая инструкции, где представлены справочники и структура системы, а также визуальная схема компании.
  2. Функциональный обязанности – раздел программы с отчетами, списками, задачами.
  3. Права юриста. Раздел предусматривает возможность ограничить уровни доступа сотрудника к программе. Например, запретить согласовывать документы или выполнять чужую задачу.
  4. Ответственность юриста. В разделе можно контролировать сроки выполнения задач и при желании – качество. Есть возможность создать план-факт по задачам и оценивать удовлетворенность, фиксировать инциденты с полной информацией о случившемся.

Программа подготовки должностной инструкции

Инструкция для юриста – это руководство к действию, и важно обеспечить сотруднику быстрый доступ к документу. Упрощает работу с должностными инструкциями юристов программа «Юрайт: Судебно-претензионная работа». Софт дает доступ ко всем локальным актам компании в электронном формате.

Понятный интерфейс и приятный дизайн делают работу с программой простой и удобной. Даже неопытные пользователи ПК могут быстро разобраться с функционалом.

    Планирование. В софте есть планировщик, куда можно вносить любые события, например, заседания суда, встречи или совещания.

Рис.3 Планировщик

Рис.3 Планировщик

Рис.4 Согласование договора

Рис.4 Согласование договора

Рис.5 Исходящие претензии

Рис.5 Исходящие претензии

Рис.6 Список участников ООО

Рис.6 Список участников ООО

Рис.7 Электронная почта

Рис.7 Электронная почта

Рис.8 Сформированные отчеты

Рис.8 Сформированные отчеты

Весь комплекс задач, которые стоят перед юридическим отделом, можно решить в программе «Юрайт: Судебно-претензионная работа».

Анна Викулина

Внутри каждого предприятия существуют структуры, которые упрощают работу и увеличивают эффективность каждого звена. Это касается и юридических отделов, результативность которых во многом зависит от существующей структуры. Имеет смысл рассмотреть особенности и разновидности организации юридических отделов на предприятиях.

Какую структуру выбрать для юридического департамента

Не существует единого и монолитного образца для организации такого структурного подразделения, как юридический департамент. Все зависит от множества факторов, ключевыми из которых являются:

  • цели структурного подразделения;
  • порядок подчинения;
  • круг полномочий.

Разумеется, работа юристов в департаменте должна отвечать требованиям прозрачности и эффективности – нет смысла организовывать структуру, которая будет мешать работе и утаивать важную информацию от руководства.

От удачной структуры юридического отдела зависит эффективность предприятия в целом, поэтому важно позаботиться о грамотной организации работы юристов, в том числе – и внедрением полезного софта для работников и руководителей

Структуры юридических служб: виды и различия

От особенностей предприятия зависит структура юридического отдела. Влияет не только сфера деятельности, но и ее масштабы, объем оборота, география распространения и другие факторы. На практике существуют следующие разновидности структур:

  • линейные;
  • функциональные;
  • линейно-функциональные;
  • проектные;
  • дивизиональные;
  • матричные.

Указанные модели можно комбинировать между собой для достижения желаемого результата. В настоящее время наиболее популярной формой организации является линейно-функциональная структура, которую можно назвать наследием советского времени, когда отделы делились на бюро и секторы со своим начальством и функционалом. Сущность данной модели – в разделении отдела на функциональные подразделения. Порядок подчиненности при этом следующий: юристы подчиняются своему функциональному руководителю, а последние подчиняются начальнику отдела в целом.

Данный вид структуры прост и изящен, так как у каждого юриста появляется своя специализация и круг компетенции. Примеры таких линейно-функциональных подразделений внутри департамента:

  • договорно-правовая работа;
  • претензионно-исковая работа;
  • представительство;
  • корпоративно-правовая работа;
  • консультации.

Менеджмент не стоит на месте – с его развитием появились и другие виды структур, которые удовлетворяют запросам вертикально-интегрированных холдингов, проектных компаниях и территориально-распределенных организациях.

Дивизиональная структура нашла применение в холдингах, которые построены по вертикально-интегрированному принципу. В таких холдингах бизнес-единицы имеют максимальную самостоятельность, поэтому юридический департамент может быть разделен по их характеру деятельности (непосредственное производство, добыча или логистика).

Проектная структура подходит для реализации конкретного проекта. К примеру, у предприятия появилась задача застроить район или открыть новую клинику. В таких случаях часть команды юристов может быть направлена на выполнение связанных с проектом задач (оформление лицензий, получение разрешения на строительство и другие действия).

Матричная модель считается «гибридом» между остальными типами структур. Данный смешанный вид организован по следующему основному принципу: юристы формально подчиняются директору предприятия на основании трудового договора, но методологические задачи задает функциональный руководитель соответствующего отдела. Очень часто матричная модель включает в себя проектную – создаются рабочие группы по реализации конкретного проекта. Яркий пример – СИБУР, где отсутствует деление на управления и отделы, а сама структура организации плоская.

Организация работы в юротделе

Существует множество аспектов деятельности структуры юридического департамента. Большинство дел можно условно разделить на следующие категории:

  • срочные;
  • текущие;
  • стратегические.

Срочные задачи требуют выполнения в режиме «здесь и сейчас». Эффективная организация работы подразумевает отсутствие срывов дедлайнов.

Текущие дела – это непосредственные функции, которые выполняются внутри подразделения. Сюда можно отнести договорную работу, консультирование, представление интересов компании и другие виды деятельности.

Стратегические дела представляют собой масштабные проекты, которые требуют больших усилий и длительных сроков. Пример – выход компании на рынок IPO или качественное изменение состава совета директоров, с которым изменится и характер деятельности юр отдела.

Организация работы в юротделе тесно связана с особенностями самого предприятия. В настоящий момент повсеместно внедряются показатели эффективности отдельно взятого работника (KPI) и виртуальное управление делами. Благодаря специальному программному обеспечению львиная доля старых проблем, связанных с правильной организацией, ушла в прошлое – теперь юрист в структуре всегда вовремя получает задачи и может отследить сроки их исполнения.

Стоит отметить, что организация работы в юридическом подразделении невозможна без утвержденного Регламента, который устанавливает основные правила построения структуры.

Цели и функции правового департамента

Ключевое предназначение юридического отдела – это отнюдь не представление интересов предприятия или обеспечение соблюдений норм права на всех уровнях. Главные цели – это сохранение и приумножение прибыли. Чтобы поддерживать высокую стоимость компании, структура юридической службы должна выполнять следующие функции:

  • обеспечивать легитимность действий;
  • работать с внутренней документацией;
  • разрабатывать договоры;
  • следить за изменением законодательства;
  • составлять иски и претензии, а также вести учет указанных документов в адрес самого предприятия;
  • консультировать сотрудников, партнеров и клиентов;
  • тесно взаимодействовать с другими структурами предприятия.

Можно перечислить и другие функции, от налогово-правовой до регистрационной. Каждое предприятие имеет богатый юридический функционал, который должен приносить существенную пользу.

Сотрудники в юридическом отделе

На практике распространены два уровня подчиненности в линейно-функциональной структуре. В соответствии с указанной моделью, можно выделить следующие должности, кто работает в юридическом отделе:

  • руководитель отдела;
  • старшие юрисконсульты-заместители начальника;
  • юрисконсульты, работающие в конкретном направлении.

Виды юристов организации зависят от структуры. Юрисконсульт департамента работает по указаниям начальства своей структуры, за исключением случаев, когда он подчинен непосредственному директору предприятия. При этом в холдингах при необходимости назначить конкретного специалиста ответственным за определенную задачу не реализуется перевод – вместо этого заключается договор об оказании юридических услуг с бизнес-единицей.

Основные задачи и обязанности

Круг обязанностей соответствует функционалу конкретного департамента. Нет смысла обязывать организационно-правовой отдел выполнять задачи, которые изначально невозможно выполнить из-за отсутствия функции. Основными задачами и функциональными обязанностями департамента, таким образом, являются:

  • договорная работа. Разработка проектов сделок;
  • претензионно-исковая работа. Учет исковых документов в отношении предприятия и составление их же в интересах организации;
  • аналитика. Регулярное обновление внутренней документации и поиск «выгодных» правовых норм;
  • обеспечение сохранности имущества и прав. Обновление страховок, лицензий и других важных актов;
  • разработка локальной документации. Составление инструкций, приказов, распоряжений и других внутренних актов.

Таким образом, задачи – это конкретные виды деятельности, которые приводят к осуществлению поставленных перед отделом и предприятием целей. Задачи и обязанности фактически соответствуют функционалу департамента.

Полномочия юридического отдела

Чтобы эффективно осуществлять возложенные на юротдел функции, необходимы полномочия – конкретные права. На практике круг полномочий включает следующие возможности:

  • запрос информации о работе предприятия у любых других структур;
  • взаимодействие с контрагентами и органами власти от имени предприятия;
  • выдача распоряжений другим отделам;
  • мониторинг за исполнением правовых норм;
  • привлечение сторонних специалистов для участия в суде или при консультировании.

Теснее прочих юротдел связан с бухгалтерией. Департамент должен иметь право запрашивать сведения о результатах инвентаризации, хищениях и недостачах, а также отчетности о расходовании целевых средств.

Система построена на базе Битрикс24 для ведения судебно-претензионной работы в юридических департаментах

Образец структуры юридического отдела

Ниже можно скачать Положение о юридическом отделе и иные полезные документы для работы департамента:

Программы для подготовки структуры отдела на предприятии

Юридический софт Юрайт: Судебно-претензионная работа успешно поддерживает настройку и визуализацию не только линейно-функциональной схемы (Юрайт СПР), но и проектной модели, когда юридическая команда собирается в проекты и выполняет поставленные задачи. Интерфейс программы прост и изящен – можно без труда строить сложные схемы юридического департамента как в головной организации, так и в филиалах.

Рис.1 Бизнес-юниты

Рис.1 Бизнес-юниты

Благодаря софту от Юрайт руководство департамента сможет:

  • следить за работой своих юрисконсультов;
  • распределять задачи между специалистами;
  • устанавливать уровни доступа;
  • собирать аналитику по отделам.

Рис.2 Структура юридического подразделения

Рис.2 Структура юридического подразделения

Рис.3 Подразделение юридического отдела

Рис.3 Подразделение юридического отдела

Все это – в одном доступном месте. Программное обеспечение «Юрайт» позволяет эффективно организовать структуру юротдела, а специальный юридический продукт «Юрайт: Судебно-претензионная работа» позволит работать с имеющейся информацией уже при непосредственном ведении работы.

Должностная инструкция не входит в пакет документации, которая должна быть у предприятий и организаций в обязательном порядке. Тем не менее, это очень важный документ, который по сути дела определяет перечень трудовых обязанностей, прав и ответственность всех работников, включая юристов. Иногда, в случае возникновения разногласий и конфликтов между работодателем и подчиненным, должностные инструкции становятся доказательными документами в судебных инстанциях.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Кто разрабатывает документ

Разработка документа может входить в функцию руководителя юридического отдела, специалиста кадровой службы или секретаря организации. Но независимо от того, кто работает над должностной инструкцией, она обязательно должна быть заверена руководителем предприятия.

Основные особенности заполнения

Документ не имеет единого образца – в разных компаниях используются разные его формы, но некоторый стандарт заполнения все же есть. Как правило, должностная инструкция делится на несколько разделов:

  • «Общие положения»,
  • «Обязанности»,
  • «Права»,
  • «Ответственность».

При необходимости этот список может быть дополнен и другими пунктами, например, «Условия работы», «Право подписи» и т.п.

Документ оформляется в единственном экземпляре, который обязательно должен быть подписан сотрудником, занимающим пост юриста, а также его непосредственным начальником и руководителем компании. Если в организации несколько юристов, то их должностные инструкции могут в некоторой степени отличаться друг от друга, поскольку в этом случае исключается возможность дублирования одних и тех же функций.

Печать на документе ставить не обязательно, поскольку он относится ко внутреннему документообороту предприятия (к тому же с 2016 года юридические лица, как ранее и ИП, могут не применять в своей работе штампы и печати).

Образец заполнения должностной инструкции юриста

Сначала вверху документа пишется его название, затем с правой стороны отводится несколько строк для утверждения руководителем организации. Тут нужно вписать его должность, полное название предприятия, фамилию, имя, отчество, а также оставить строчку для подписи с обязательной расшифровкой.

Образец должностной инструкции юриста, часть 1

Общие положения

  1. В первую очередь здесь стоит раздел под названием «Общие положения», куда вписывается, к какой категории работников относится юрист (специалист, руководитель, технический персонал и т.п.).
  2. Затем указывается, кто и по какому праву замещает данного сотрудника в период его отсутствия на рабочем месте (без указания конкретных фамилий), а также на основании какого документа назначается и увольняется юрист (приказ директора, распоряжение и т.п.).
  3. Далее в документ вносятся требования по уровню квалификации, образованию, опыту и стажу работы, которым должен соответствовать данный сотрудник, а также лицо, которому он напрямую подчиняется в этой конкретной организации (опять же без указания имен).
  4. После этого подробным образом перечисляются все виды права (административное, хозяйственное, гражданское и т.п.), нормативные акты, методические пособия, правила, распоряжения, с которыми юрист обязан быть знаком по долгу службы.
  5. В числе прочего вписываются стандарты и формы заполнения документов, принятых в организации, обязанность по знанию правил техники безопасности, охране труда и внутреннему распорядку, знакомство с оргтехникой и т.д.
  6. В последнюю очередь сюда вносится перечень документов, которыми юрист должен руководствоваться в своей работе.

Образец должностной инструкции юриста, часть 2

Должностные обязанности юриста

Далее идет раздел «Должностные обязанности», в котором тщательно прописываются все функции и задачи, решение которых входит в компетенцию юриста. Обязанности должны быть расписаны максимально подробно, при этом необходимо учитывать рабочее время сотрудника и его режим, во избежание чрезмерной или, напротив, недостаточной рабочей нагрузки..

Образец должностной инструкции юриста, часть 3

Права юриста

В раздел «Права» включаются полномочия, которыми наделяется юрист с целью наиболее плодотворного и эффективного исполнения вмененных ему обязанностей, в том числе возможность проявлять инициативу, требовать определенных условий труда и вносить различные конструктивные предложения. Тут же особо указывается его право на взаимодействие с руководством компании, всеми его подразделениями и специалистами при появлении такой потребности.

Образец должностной инструкции юриста, часть 4

Ответственность юриста

Раздел «Ответственность» содержит в себе четкий перечень нарушений и проступков, за которые может последовать наказание в виде дисциплинарных взысканий. В одном из пунктов можно отдельно указать, что все применяемые требования, а также возможные меры воздействия входят в рамки законодательства РФ.

Образец должностной инструкции юриста, часть 5

В конце должностную инструкцию надо согласовать с тем человеком, который несет ответственность за соблюдением прописанных в документе норм и правил (это может быть непосредственный начальник юриста, руководитель кадровой службы и т.д.). Тут следует вписать его должность, название компании, фамилию, имя, отчество, а также поставить подпись с расшифровкой.

В следующей строке нужно указать данные о самом юристе: полностью его фамилию, имя, отчество, опять же название организации, паспортные данные, подпись и дату ознакомления с документом.

Особенность работы юрисконсульта, а также его основное отличие от обязанностей любого другого квалифицированного юриста состоит в том, что данный сотрудник работает в интересах не физического лица, а организации, обеспечивая всестороннюю юридическую поддержку. Должностная инструкция ведущего юрисконсульта позволяет качественно выполнять свою работу, действуя в рамках интересов нанимающей стороны, но с ориентацией на российское законодательство и с учетом собственных интересов. Рассмотрим, что включает в себя данная ДИ.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Образец должностной инструкции ведущего юрисконсульта

Общие положения

  1. Данный документ определяет должностные функции ведущего юрисконсульта
  2. Должность во всех документах значится как «специалист».
  3. К работе сотрудник приступает, после того как его официально назначает генеральный директор в документальной форме.
  4. Чтобы числиться снятым с должности специалиста означенной должности, необходимо пройти ту же документальную процедуру, с подписью генерального директора.
  5. Подчиняться сотрудник данной сферы может непосредственно генеральному директору, но может быть в подчинении и у ответственного за то или иное подразделение организации. Для специалиста этот вопрос не так принципиален, важно только, чтобы непосредственный начальник был прописан во всех документах — это необходимо для облегчения процедур отчетности.
  6. Работа юрисконсульта регламентируется:
  • нормативными актами, принятыми на данный момент, являющимися действительными;
  • уставом организации-нанимателя;
  • актами, которые имеют силу только в рамках организации-нанимателя (они не должны противоречить законодательству, в частности трудовому кодексу);
  • приказами и требованиями вышестоящего начальства;
  • нормами должностной инструкции специалиста.

Должностные обязанности

Права

  • выполнять запросы на предоставление ему необходимой информации по той или иной деятельности организации-нанимателя для успешного выполнения работы;
  • быть лицом-представителем организации-нанимателя в правовых вопросах;
  • вести переписку по вопросам, связанным с юриспруденцией, от лица нанимателя;
  • вводить указания, связанные с юридической стороной работы организации, обязательные для исполнения другими сотрудниками;
  • работать со специалистами других юридических отраслей по профессиональным вопросам;
  • устранять обнаруженные нарушения правовых норм в организации;
  • информировать о нарушителях законодательных и правовых норм в рамках организации вышестоящее начальство;
  • обращаться в более высокие инстанции (при их наличии) организации при нарушениях со стороны непосредственного начальства;
  • вносить предложения по оптимизации, улучшению правовых отношений внутри организации;
  • требовать соблюдения правил эргономики в выделенном рабочем пространстве;
  • требовать соблюдения распорядка рабочего дня (не работать сверх нормы).

Ответственность

Дисциплинарная ответственность грозит за следующие действия:

  1. Игнорирование местных правовых актов.
  2. Разглашение коммерческих тайн и другой личной информации организации-нанимателя и ее сотрудников.
  3. Игнорирование трудового распорядка дня.
  4. нарушение правил безопасного труда.

Для чего нужна должностная инструкция?

Должностная инструкция позволяет специалисту-юрисконсульту грамотно выполнять свою работу, связанную с высокой степенью ответственности перед законом. На плечах юрисконсульта лежит отслеживание правомерности не только собственных действий, но и организации-нанимателя и других лиц по отношению к ней. Инструкция регламентирует виды работ, которые должен выполнять юрист, а также рамки полномочий, в которых он имеет право действовать.

Основные правила должностной инструкции

Должностная инструкция — это не единый документ для всех специалистов страны. Каждая организация имеет право вносить нововведения в руководство для своих будущих сотрудников, единственным ограничением являются рамки компетентности специалиста и трудовой кодекс. Противоречить специализации нанимаемого сотрудника и законодательству инструкция не должна.

Текст инструкции состоит из 4 пунктов, которые прописываются обязательно. Первый пункт — общие положения, регламентирует основные принципы работы нанимаемого специалиста. Второй пункт, перечень обязанностей, прописывает виды деятельности, которыми должен будет заниматься специалист. Пункт «Права» обычно заключает в себя права человека и как наемного работника (на эргономичное место труда, соблюдение трудового распорядка и т.д.), и как специалиста (то есть рамки компетенции). Пункт «Ответственность» предполагает наличие мер и взысканий за нарушение инструкции.

Составляют документ из расчета 1 экземпляр на 1 специалиста.

Как составляется

Алгоритм создания инструкции следующий:

Шапка

В верхней части указывается человек, наделенный правом утвердить документ (генеральный директор, например), ставится его подпись

Общие положения

Состоит из вышеописанных четырех категорий, при необходимости дополняется еще одной или несколькими. В общих положениях прописывается ответственный за исполнение обязанностей юрисконсульта в случае отсутствия основного специалиста.

Важно знать! Когда специалист-юрисконсульт не может находиться на непосредственном рабочем месте, так как отправлен в командировку, временно не работает по состоянию здоровья, находится в отпуске и т.д., его место не может занять случайный сотрудник организации, поскольку должность юрисконсульта предполагает ответственность перед законом. Заменить его может только человек, изначально прописанный в должностной инструкции. Если такой работник по каким-либо причинам не прописан, на временное выполнение обязанностей обязательно составляется приказ. Это необходимо, чтобы за все действия, совершенные в ходе работы заменяющего специалиста, именно он и нес ответственность. В противном случае ответственность ложится на плечи ведущего юрисконсульта, он отвечает за все последствия решений, принятых заменяющим его лицом.

После указания замещающего специалиста прописываются основные требования к квалификации и важнейшие особенности работы на означенной должности.

Должностные обязанности

Состоят из полного перечня обязанностей, которые могут быть возложены на ведущего юрисконсульта. Даже если никогда не понадобится представлять организацию в арбитражном суде, если наниматель хочет, чтобы специалист в случае необходимости занимался этим, он должен прописать это пунктом должностных обязанностей.

Права

Регламентирует те должностные полномочия, при помощи которых юрисконсульт наиболее успешно реализует свою деятельность.

Например, право регламентировать деятельность остальных сотрудников согласно закону, отслеживая выполнения трудового распорядка дня как работодателем, так и работниками, позволяет юрисконсульту обеспечивать правовую среду внутри организации.

Ответственность

Указывает на действия (или отсутствие действий) со стороны юрисконсульта, которые повлекут за собой взыскание в рамках организации или даже на уровне административном или уголовном (специфика профессий с высокой ответственностью перед законодательством).

Условия работы

Прописываются отдельным, пятым, пунктом инструкции, но к нему довольно сложно подобрать шаблон, поскольку условия труда различны в каждой организации.

Отметить стоит следующее: обязательно прописывать распорядок рабочего дня и возможность выездных командировок.

Заключительная часть

Заключительная часть — это личные данные нанимаемого сотрудника, на получение и обработку которых теперь необходимо дополнительно соглашение (документ о разрешение на их обработку нужно подготовить и подписать заранее). Указывается следующая информация:

  • ФИО;
  • официальное наименование организации-нанимателя;
  • данные из паспорта (для этого и нужно подписывать разрешение на обработку);
  • личная подпись нанимаемого;
  • дата подписания.

Заверять этот документ не нужно, в рамках организации-нанимателя он и так будет иметь юридическую силу.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: