Забота об инвалидах и инвалидов войны особенно рассматривалась как священная обязанность государства

Обновлено: 08.12.2022

Забота о гражданах – обязанность любого современного государства. Те, кто имеет серьезные проблемы со здоровьем, нуждаются в заботе в двойном объеме. В статье расскажем подробнее, что именно и кому полагается.

Кто считается инвалидом

В России существует закон, посвященный социальной защите людей с физическими отклонениями.

Инвалид – гражданин, у которого есть стойкие проблемы со здоровьем, вызванные болезнями, врожденными патологиями или травмами. Иногда таковым признают человека, который нуждается в длительной реабилитации и не может вести активную социальную жизнь.

Конечно, как представитель уязвимого слоя населения страны, инвалид нуждается в защите со стороны государства, а также в понимании и добром отношении соотечественников. Было ли так всегда?

Российские инвалиды до и после революции 1917 года

Издревле людей с ограниченными возможностями (ОВ) по здоровью воспринимали либо как юродивых, либо как святых – отношение было неоднозначным.

В собрании законов Российского царства «Стоглаве», при Иване VI Грозном, существовала глава «Ответ о богадельнях, и о прокаженных, и о клосных, и о престаревшихся…», указанных в ней людей должны были селить в монастырях.

Казалось бы, проявлялось гуманное и заботливое отношение к нуждающимся в помощи, однако тогда это делалось, чтобы «юродивый», «прокаженный» и «клосный» не мешали здоровым людям. Иронично, что сам Иван Грозный страдал эпилепсией – заболеванием, за которое сегодня дают инвалидность.

Обстановка становится хуже в конце XVII века – глухим и слепым запрещалось пользоваться имуществом в полной мере и единолично. Также закон не разрешал просить милостыню тем, кто из-за серьезных проблем со здоровьем не мог заработать на еду и кров.

Согласно указам Петра Великого, «дураки» (так называли тех, кто в том числе не мог сам о себе позаботиться) не имеют права вступать в брак, а также принимать наследство.

До недавнего времени люди, имевшие проблемы со здоровьем (приобретенные или врожденные), были за пределами общей жизни. А те, чей недуг проявлялся еще и внешне, становились предметом насмешек, особенно если не скрывались добровольно, то становились придворными шутами, над которыми все потешались.

Религия терпимо и со свойственной православию любовью относилась ко всем верующим, в том числе и к инвалидам. Монастыри неизменно становились пристанищем для тех, кто не находил места в социуме.

Гуманизм, проникший в Россию в XIX веке и нашедший отражение в ряде императорских указов, облегчил судьбу рассматриваемого слоя населения: в столицах их перестали воспринимать как прокаженных, старались устроить их жизнь пусть не с комфортом, но с удовлетворением базовых потребностей в богадельнях при монастырях.

Были и те, кто несмотря на отсутствие условий интеграции и поддержку государства и социума, добивались успеха: слепой на один глаз М. Кутузов, страдающий глухотой Константин Циолковский (детство пришлось на дореволюционное время), Н. Островский, имевший проблемы с суставами, и другие.

После революции жизнь людей с ограниченными возможностями стала легче: власти выдавали им пенсию, к 1920 году открылось до двух тысяч домов инвалидов, также создавались специальные артели трудящихся. Там производились первые попытки государства создать условия не только для жизни, но и для работы граждан с проблемами здоровья, однако об их интеграции в общество речи пока не было.

Впервые о создании условий для жизни людей с ограниченными возможностями среди обычных граждан заговорили после Великой отечественной войны, ведь мужчин и женщин, получивших увечья на фронте, стало в разы больше.

Нужно понимать, что в социалистическом государстве полезность и ценность человека оценивались его способностью трудиться, поэтому интеграция производилась в первую очередь на местах работы. Вплоть до развала СССР решалась так называемая «проблема инвалидов», но до конца система помощи не была разработана.

Если вам нужно взять кредит на развитие бизнеса, покупку квартиры, авто или просто на личные цели, то вы всегда найдете выгодное решение в Совкомбанке. Мы выдаем кредиты до 5 млн рублей на срок до 5 лет, а комфортный ежемесячный платеж вы можете рассчитать на нашем кредитном калькуляторе.

Группы инвалидности

В зависимости от степени тяжести патологий в организме человека и его проблем со здоровьем, выделяют первую, вторую и третью группы инвалидности.

Каждому претенденту назначается медицинская экспертиза, она проходит в больнице или на дому, если гражданин не может выехать из своего жилища по состоянию здоровья. Специальная комиссия оценивает результаты анализов, обследований, диагнозы, чтобы принять решение о признании пациента инвалидом.

Спустя какое-то время, после нового обследования, инвалидность могут снять. Это часто случается с теми, кто пережил тяжелое заболевание и реабилитировался. Для этого инвалидность необходимо подтверждать. I группа устанавливается на 2 года, II и III группы – на 1 год.

Если наблюдаются серьезные проблемы со здоровьем у несовершеннолетнего, ему устанавливают особую категорию «ребенок-инвалид».

Как получить инвалидность

Для получения инвалидности необходимо пройти медико-социальную экспертизу (МСЭ). Существует бюро медико-социальной экспертизы, которое собирает комиссию и назначает даты обследований.

Чтобы обратиться в МСЭ, необходимо назначение врача-терапевта или специалиста узкой направленности из государственной поликлиники, к которой вы относитесь по ОМС. Также назначить экспертизу могут органы социальной защиты и Пенсионный фонд на основании заключения терапевта.

Если соцзащита или врачи отказывают в выдаче направления, можно самостоятельно обратиться в бюро МСЭ, где вам назначат дополнительные обследования по здоровью и впоследствии примут решение о присвоении группы инвалидности.

Претендент на инвалидность может:

  • обратиться к врачам или в ПФР и соцзащиту за направлением;
  • обратиться в бюро самостоятельно, имея на руках справку об отказе назначения МСЭ из вышеназванных учреждений.

В случае необходимости нужно собрать дополнительные документы (например, характеристику с места работы) и ждать решения бюро. После присвоения группы инвалидности можно обращаться в ПФР и соцзащиту за льготами и выплатами.

Как подтвердить инвалидность

Периодическое подтверждение инвалидности необходимо, чтобы:

  1. проводить мониторинг результативности лечения;
  2. проверять, не ухудшилось ли состояние здоровья обследуемого.

В первом случае пациента переводят в группу «полегче» или вовсе снимают инвалидность. Во втором случае человека с ОВ могут перевести в другую группу, это позволит получать грамотное лечение и более весомые льготы.

Чтобы подтвердить статус, нужно обратиться к наблюдающему врачу, который выдаст направление на МСЭ.

Субсидии и льготы по группам инвалидности

На сегодняшний день государство предоставляет несколько субсидий гражданам, входящим в слой населения людей, уязвимых по состоянию здоровья.

Жилищные

Закон содержит информацию о том, где нуждающийся в помощи будет жить. Однако не каждая семья, в которой находится гражданин с проблемами здоровья, может получить место проживания или льготу.

Основаниями для получения субсидии являются:

  • маленькое количество квадратных метров на каждого, кто прописан в квартире;
  • плохие санитарные условия в нынешнем жилье или недостаточность технических средств, необходимых для обеспечения жизнедеятельности гражданина (это может быть дом, проводка в котором настолько старая, что опасно или невозможно подключить специальную аппаратуру, поддерживающую жизнь человека с инвалидностью: аппараты ИВЛ, специальные датчики и т. п.);
  • жизнь в смежных комнатах (к примеру, две комнаты, во вторую из которых можно попасть только из первой), если в них живут не родственные друг другу семьи;
  • проживание инвалида с риском нанесения вреда другим жителям места проживания, если они не являются членами семьи: тяжелые формы туберкулеза и другое;
  • проживание в общежитии;
  • полное отсутствие жилья.

Муниципалитет не может выделить средства на новую квартиру, комнату или жилищный сертификат в тот момент, когда все документы собраны, поэтому данную субсидию выдают в порядке очереди. Деньги на руки нуждающемуся не выдают, их перечисляют напрямую на счет владельца приобретаемого жилища.

В регионах существуют отдельные субсидии. К примеру, в Ульяновской области люди с ОВ могут претендовать на компенсацию половины расходов на оплату аренды квартиры и услуг ЖКХ.

Транспортные

Инвалиды получают транспортную льготу. Она заключается в предоставлении бесплатного проезда «туда-обратно» до медицинского учреждения, в котором гражданин наблюдается на маршрутных автобусах города, междугородних автобусах, электричке, поезде, самолете.

В каждом субъекте РФ свои правила предоставления субсидии, в большинстве регионов льгота доступна представителям всех трех групп.

Детям-инвалидам и сопровождающему родителю доступны бесплатные билеты до места лечения и обратно на всех видах транспорта, кроме междугородних поездов. Однако можно возвращать половину стоимости проезда на поезде, при этом количество возвратов в год не ограничено.

Налоговые

Налоговые льготы доступны I и II группе инвалидности, как наименее трудоспособным совершеннолетним гражданам страны.

В России граждане с ограниченными возможностями могут претендовать на:

  • отсутствие подоходного налога в ряде случаев, в том числе на материальную помощь от фондов;
  • возврат 500 рублей с имеющихся НДФЛ;
  • полное освобождение от налога на недвижимое имущество, но лишь на одно, в случае, если оно не используется для получения прибыли (не сдается в аренду, например);
  • освобождение от налога на автомобиль, если его выдала соцзащита, а мощность двигателя не превышает 100 лошадиных сил.

Люди с ограниченными возможностями имеют законное право заниматься трудовой и предпринимательской деятельностью, тем более, что им положены налоговые льготы

Медицинские

Все инвалиды имеют право на:

  • бесплатные путевки в санатории;
  • стоматологические услуги в государственных медицинских учреждениях;
  • все лекарства, необходимые для лечения и реабилитации.

В зависимости от степени инвалидности, разнится перечень медицинских льгот, выше названы основные, то есть общие для всех групп.

Социальные

Положена страховая пенсия всем группам, ее назначают в Пенсионном фонде и контролируют там же.

Ежемесячно получают:

  • I группа – 12 тысяч рублей;
  • II группа – 6 тысяч рублей;
  • III группа – 3 тысячи рублей.

Также есть социальная пенсия, ее сумма составляет от 5 до 14 тысяч рублей в месяц.

Универсальная карта «Халва» – не просто удобное платежное средство. Она словно швейцарский нож содержит десятки полезных финансовых инструментов в одном пластике и мобильном приложении. С той лишь разницей, что брендовый нож обойдется вам в кругленькую сумму, а обслуживание Халвы бесплатное. Сделайте свою жизнь слаще и удобнее!

Льготы работающим инвалидам

Люди с ОВ, имеющие работу, должны получать:

  • бесплатный проездной билет;
  • больничный отпуск на месяц;
  • право на оплачиваемый ежегодный отпуск сроком на месяц и неоплачиваемый ежегодный отпуск сроком в два месяца;
  • отсутствие НДФЛ при ведении бизнеса;
  • льготы на оплату ЖКХ.

Важно: НДФЛ не облагается заработная плата людей с ОВ.

Как получить субсидию

Чтобы получить субсидию того или иного вида, достаточно обратиться в органы соцзащиты своего муниципального района, в ПФР или МФЦ. Заявление на выдачу жилищного сертификата можно подать на сайте Госуслуги.

На ранних этапах своего развития, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, отношение к инвалидам было нетерпимым.

В античности в ряде эллинистических государств (Спарта) у отдельных человеческих сообществ, исповедующих культ силы, выносливости, культ человеческого тела, всякие отклонения в физическом развитии, уродство и иные аномалии у детей считалось нежелательными. Первые упоминания о людях с грубыми физическими и умственными нарушениями содержатся в законодательных документах античного мира. С точки зрения закона, властей и общества в целом, лица с выраженными дефектами не считались полноценными гражданами и приравнивались в статусе к рабам и животным. Дети, родившиеся с грубыми недостатками, обрекались на смерть. Закон, сформулированный Аристотелем в его «Политике», гласит: «Пусть в силе будет тот закон, что ни одного калеки-ребенка кормить не следует».

В Древнем Риме также имело место умерщвление детей-уродов. Римский философ Сенека писал, что надо убивать уродов и топить тех детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Так надо поступать не из-за гнева и досады, а руководствуясь правилами разума: отделять негодное от здорового. В то же время глухим и слепым, относившимся к классу рабовладельцев, предоставлялись некоторые права. В Римском законодательстве были, например, такие законы: «Слепые, глухие и немые могут быть наследниками»; «слепые, глухие и немые могут делать завещания, но если завещание сделано прежде, то есть до болезни, после которой человек стал слеп, нем и глух, то оно утверждается». Позднее разрозненные положения были объединены в кодексах Феодосия II и Юстиниана. В этих кодексах лицам, имеющим аномалии, было предоставлено право пользования частной собственностью, но право передачи собственности им не предоставлялось. Всем лицам, имеющим нарушение слуха, речи, зрения, другие аномалии, запрещалось принимать участие в общественной жизни. Римское право не признавало аномальных людей полностью дееспособными.

В средние века в связи с распространением в Европе христианства отношение к инвалидам и взгляды на их положение в обществе существенно меняются. Можно наблюдать как происходит становление и развитие конфессиональных теоретических подходов к проблеме помощи через осмысление важнейших христианских догматов о милосердии. Труды мыслителей церкви оказали большое влияние на формирование общественного сознания в вопросах помощи, поддержки и призрения. Факты милосердного отношения к «убогим» представляли своеобразный общественный благотворительный институт, где на практике реализовывались идеи помощи нуждающимся, но одновременно в обществе росло и число религиозных предубеждений и суеверных опасений. Духовенство, имевшее большую силу, стремилось утвердить в общественном сознании мысль о том, что любое отклонение в развитии человека является проявлением «злого духа». Это суеверное представление римско-католическая церковь старалась закрепить именем Бога и Папы.

Инквизиция стремилась устранить от участия в общественной жизни всех инвалидов, даже независимо от их классовой принадлежности. Средневековое западноевропейское законодательство, следуя традициям римского права, не признает инвалидов дееспособными, светский и церковный законы, народные традиции едины в отношении к «неполноценному меньшинству» как к отверженным, «иным» людям и видит своей задачей ограждение общества от их присутствия. В этих условиях, независимо от сословия, инвалиды становятся изгоями общества. Их удел – просить милостыню, в которой по религиозным канонам общество не только не отказывает, но и вменяет в обязанность государству и отдельному гражданину. Социальные потрясения, войны, крестовые походы, эпидемии способствовали увеличению количества людей, нуждающихся в постоянной общественной поддержке. Постепенно начали открываться первые приюты – «убежища» для слепых (1198 г. – Бавария, 1225 г. – Франция). Конечно, основная масса нуждающихся находилась вне общественной опеки и влачила жалкое существование.

На Руси в эту же историческую эпоху на людей с различными видами нарушений смотрели как на «божьих людей», поэтому их окружали ореолом святости. На ранних этапах развития Киевского государства возникло чисто национальное явление – общественное призрение «убогих». Широкие круги населения, руководимые чувством милосердия, оказывали посильную помощь приютам, богадельням и странноприимным домам. Одним из первых официальных документов на Руси был утвержденный в 996 г. киевским князем Владимиром Святославичем Устав о православной церкви, который обязывал церковь заботиться об убогих, нищих и юродивых. Вследствие этого организация призренческих воспитательных учреждений для убогих детей сосредоточивалась в основном в монастырях и церквах, о чем упоминается и в «Повести временных лет» (1074 г.). Общественное призрение способствовало возникновению в Киевской Руси, а затем и в Московском государстве приютов, воспитательных домов, в которых жили, воспитывались и подготавливались к посильному труду дети с различными видами нарушений. Первый такой дом возник в XI в. при Киево-Печерской лавре.

Эпоха Возрождения является периодом, когда происходят существенные изменения во взглядах людей на природу самого человека, на цель и смысл его жизни. Глубокие преобразования в духовной жизни европейского общества эпохи Возрождения характеризуются появлением новых философских систем, основанных на интересе к реальной жизни, человеку, к его назначению и месту в обществе. Умами людей все более овладевала вера в разум и силы человека. В это время происходят значительные изменения в отношении к инвалидам. Потребовалось более двух тысяч лет для осознания необходимости призрения людей с отклонениями развития и признания их права на существование. Гуманисты эпохи Возрождения сыграли позитивную роль и в изменении отношения общества к человеку, имеющему физические и умственные отклонения. Раньше, чем в других государствах, правовое положение аномальных определилось законодательством в Англии.

Английские законы уже в XIII в. стремились установить разницу между идиотами и помешанными, так как это имело большое значение при решении имущественных вопросов. Впервые высказывается мысль о том, что назначение общества заключается не столько в подаче милостыни, организации приютов для калек и больных, сколько в возможности дать им элементарное образование и воспитать в них «нравственность» и «благочестие». «Можно ли, – справедливо заявляет Ян Амос Коменский, – приобщить к образованию глухих, слепых и отсталых детей, которым органический недостаток мешает воспринимать мир? Ответ: из человеческого образования не исключается ничего, кроме разве что нечеловека».

Следствием социального заказа представителей знати, имеющих детей с сенсорными нарушениями, явились попытки индивидуального обучения глухих (1578 г. в Испании, 1648 г. в Англии) и слепых (1670 г. во Франции). Социальный заказ носил локальный характер и касался небольшого числа конкретных детей. Соответственно и результаты, сколько бы блестящими они не были, не имели смысла вне конкретной ситуации и представляли интерес ограниченного числа людей. Однако двухсотлетний опыт многочисленных энтузиастов-одиночек стал убедительным доказательством возможности оказания социальной помощи людям с отклонениями в развитии и способствовал теоретическому обоснованию необходимости их массового обучения.

В России этот период соответствовал правлению Ивана Грозного. В 1551 г. в «Стоглавый судебник» была внесена статья о необходимости попечения нищих, больных и лишенных разума. Этих лиц рекомендовалось помещать в монастыри, чтобы они не были «пугалом для здоровых». Однако этот закон не получил широкого применения. Первые попытки принять официальные меры по борьбе с нищенством делаются в России в царствование Федора Алексеевича в 1677 г. Был издан указ, регулирующий меры общественного призрения. Этот указ запрещал нищим, убогим и юродивым бродить по улицам и дорогам. Он обязывал открывать для них богадельни, которые стали первыми учреждениями общественного призрения. Этот акт также лишал права управлять своим имуществом глухих, слепых, пьяниц и глупых.

В эпоху Просвещения, благодаря таким мыслителям, как Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Д. Дидро и принятой в 1793 г. французским Конвентом «Декларацией прав человека», происходит становление нового, более гуманного и демократического взгляда на гражданские права инвалидов. Новая законодательная политика способствовала развитию общественной мысли в области социальной помощи. Осмысление человека как вневременного и культурно-исторического феномена приводит к понятию права человека и равенства всех людей. На этой идеологической базе появляются гуманистические учения Геллерта, Клопстока, Гердера и других мыслителей, которые влияют на проявление основных направлений общественной помощи и которые окончательно сформируются в XX веке. Впервые определены субъект помощи, его правовые и деятельностные полномочия, а также очерчен круг проблем, требующих вмешательства со стороны государства.

В это же время в Российской империи при Петре I особенно распространился обычай призревать слабоумных в монастырях. Это объясняется тем, что некоторые бояре с целью избавить своих сыновей от государственной службы, к несению которой их обязывал царь, стали под видом «дураков» помещать своих детей в монастыри. Петр I вынужден был принять меры, предупреждающие злоупотребление системой призрения слабоумных в монастырях, содействующей развитию тунеядства среди лиц, пользующихся призрением. В связи с этим Петр I издавал указы, в которых он называл признаки умственно ненормальных людей. В числе таких документов были указы «о дураках», имевшие целью пресечение возможной симуляции. Петр I запретил посылать «дураков» в монастыри без предварительного их освидетельствования. В своих указах он называл признаки, на основании которых следует судить о том, является ли обследуемый действительно умственно ненормальным.

«Дураками» он считал тех, кто «отповеди учинить не могут, не годятся ни в какую науку и службу, недвижимое к пустому приводят, беспутство расточают». Когда и эти меры по борьбе с симуляцией не дали ожидаемых результатов, Петр I ввел запрет «дуракам» жениться и наследовать имущество. По всей видимости, эта мера имела более действенный эффект. Также Петр I разработал проект указа о создании госпиталей для душевнобольных, в которые должны были помещаться и ненормальные заброшенные дети. Но этот указ не был претворен в жизнь. Только в царствование Екатерины II впервые осуществился замысел о создании домов для душевнобольных. В 1775 г. она издает «Указ об учреждении Приказов общественного призрения». Согласно этому Указу в России создается ряд учреждений для ухода за инвалидами, сиротами, душевнобольными. Приказу общественного призрения поручалось попечение и надзор за народными школами, сиротскими домами, больницами, богадельнями, домами неизлечимых больных и сумасшедших.

В XIX веке заметно улучшается общественное положение инвалидов. Французская революция рассматривала общественную помощь не как благотворительность, не как милостыню, а как обязанность государства, что потребовало отражения и в законодательстве. Во второй половине XIX в. бурное развитие промышленности, усиливающаяся потребность в квалифицированных кадрах заставили большинство развитых стран перейти к системе всеобщего начального образования. Это в свою очередь повлекло за собой усиление внимания ученых, педагогов и других к лицам с легкой степенью умственной отсталости, которая обнаруживается либо в процессе обучения, либо в условиях работы на производстве. Эти лица требовали к себе большего внимания, нежели лица с глубокой степенью отсталости, которые, находясь под постоянной опекой, не представляли серьезной опасности для общества. Дети с легкой степенью умственной отсталости не справлялись с программой начальной школы и, отчисляясь оттуда, попадали на улицу, становясь источником пополнения резервов антисоциальных элементов.

Таким образом, помощь слабоумным начинает рассматриваться не только как проявление гуманности, но и как социальная необходимость, как средство самосохранения общества. Все это дало толчок к развитию сети спецучреждений, и в конце XIX в. в ряде стран открываются спецшколы для умственно отсталых детей, а через некоторое время появляются законы, регламентирующие деятельность этих учреждений и устанавливающие критерии отбора детей в эти учреждения. Например, в Англии первые спецшколы для умственно отсталых детей были открыты в 1892 г. в Лондоне и Лейчестере. А в 1899 г. в Англии был принят закон об обучении умственно отсталых детей. Этот закон предоставлял право общинам самим решать вопрос о введении у себя обучения для умственно отсталых. Если община была согласна обучать этих детей, то государство выделяло для этих целей средства и устанавливало обучать умственно отсталых до 16 лет.

Таким образом, мы видим, что векторы развития истории человечества направлены в сторону все более лояльного и гуманистического отношения к инвалидам. Данная тенденция еще более ярко проявилась в прошлом веке.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2007 г. N 321-О-П положение пункта 9 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которым признается утратившим силу подпункт 22 пункта 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающее обязанность государства в лице субъектов РФ обеспечить инвалидам войны II группы, приобретшим право на получение денежной компенсации эксплуатационных расходов на транспортные средства до 1 января 2005 г., выплату соответствующей денежной компенсации в объеме не меньшем, чем это имело место до 1 января 2005 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 14 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 14 . Меры социальной поддержки инвалидов войны

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ в пункт 1 статьи 14 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

1. Инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;

2) утратил силу с 1 января 2005 г.;

Информация об изменениях:

3) утратил силу с 1 января 2005 г.;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. N 327-ФЗ в подпункт 4 пункта 1 статьи 14 внесены изменения

4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

5) внеочередная установка квартирного телефона;

6) утратил силу с 1 января 2005 г.;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Подпункт 7 изменен с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

7) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ подпункт 8 пункта 1 статьи 14 изложен в новой редакции

8) компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);

взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Обеспечение топливом инвалидов войны производится в первоочередном порядке.

Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей инвалидов войны, совместно с ними проживающим, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг;

ГАРАНТ:

См. письмо Минтруда РФ от 17 ноября 2000 г. N 8299-ГК

Информация об изменениях:

10) утратил силу с 1 января 2005 г.;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ в подпункт 11 пункта 1 статьи 14 внесены изменения

11) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в том числе прохождение ежегодной диспансеризации) в медицинских организациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

ГАРАНТ:

О проведении углубленного диспансерного обследования инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, супругов погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны и лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", в федеральных государственных учреждениях, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России и Федерального медико-биологического агентства, см. приказ Минздравсоцразвития РФ от 5 августа 2009 г. N 571

12) утратил силу с 1 января 2005 г.;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 декабря 2010 г. N 351-ФЗ в подпункт 13 пункта 1 статьи 14 внесены изменения, вступающие в силу с 1 февраля 2011 г.

13) обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если инвалид войны приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

14) утратил силу с 1 января 2010 г.;

Информация об изменениях:

15) утратил силу с 1 сентября 2013 г.;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ подпункт 16 пункта 1 статьи 14 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

16) профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2005 г. N 41-ФЗ в подпункт 17 пункта 1 статьи 14 внесены изменения

17) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 60 календарных дней в году. Инвалидам войны I и II групп при недостаточности ежегодного и ежегодного дополнительного отпусков для лечения и проезда в санаторно-курортные организации и обратно разрешается выдавать листки временной нетрудоспособности на необходимое число дней и производить выплату пособий по государственному социальному страхованию независимо от того, кем и за чей счет предоставлена путевка;


Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров обсудил вопросы лечения, реабилитации, трудоустройства и организации досуга инвалидов по зрению с министром труда, занятости и социального развития ЧР Магомедом Ахмадовым, управляющим региональным отделением Фонда социального страхования по ЧР Билкис Байдаевой.

«Я знаю, что в целом им оказывается немалое внимание. Восстанавливается здание Общества слепых и слабовидящих общей площадью 9 тыс. кв. м. Его восстановление взял на себя Президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков. Объект находится на стадии завершения. Остались в основном отделочные работы. Кроме того, в поселке Гикало мы построили пяти семьям инвалидов по зрению дома. Мы отправляем их на лечение за счет средств Регионального общественного фонда имени Ахмата-Хаджи Кадырова. Выделяем автотранспорт. Но во время моей недавней встречи с председателем местного отделения Всероссийского общества слепых Х. Каримовой она жаловалась на недостаточную помощь обществу со стороны различных социальных учреждений. Я бы хотел узнать, какая помощь оказывается им по вашей линии», - сказал Р. Кадыров.

По словам главы Минтруда ЧР Магомеда Ахмадова, свои обязательства перед инвалидами министерство выполняет в полном объеме.

«Мы оказываем им всю необходимую помощь, вплоть до установления противопожарных сигнализаций. На установку сигнализации мы им выделили деньги в размере 258 тыс. рублей. Они включены в новую программу субсидирования на улучшение жилья инвалидов. В 2009 году на эти цели им было выделено 5млн.313 тыс.600 рублей. В этом году по этой же программе выделено 4 млн. 310 тыс. рублей. Естественно, сразу всем эти деньги отдать мы не в силах. В республике 130600 инвалидов. А на улучшение жилья в очереди стоят 5 тыс. 522 инвалида. Мы не можем отдать эти деньги всем сразу, так как средства выделяются по норме на 100 инвалидов в год. Поэтому мы в первую очередь эти деньги отдаем тем, у кого действительно плохие жилищные условия», - сказал он.

Кроме того, по словам М. Ахмадова, из республиканского Фонда социальной поддержки населения инвалидам республики было выплачено 21 млн. рублей. Часть этих денег перечислено Обществу слепых и Обществу глухонемых.

Глава Минтруда ЧР отметил, что основная проблема инвалидов по зрению заключается в отсутствии оборотных средств для открытия цехов по производству салфеток, перчаток и т.д.

«В связи с этим мы включили их в программу выделения средств по линии самозанятости при условии, что они в свою очередь предоставят нам список тех, кто будет занят на производстве. Согласно этому списку будут выделены средства по 58 800 рублей на каждого человека», - сказал он.

В ходе встречи глава республики интересовался вопросами лечения и реабилитации инвалидов по зрению.

По словам управляющей отделением ФСС РФ по ЧР Билкис Байдаевой, Фонд социального страхования работает с инвалидами всех категорий по двум направлениям.

«Мы им выдаем технические средства реабилитации и путевки на санаторно-курортное лечение. В прошлом году мы выделили 77 путевок тем, кто не отказался от социального пакета услуг в пользу денег. Таким образом, мы санаторно-курортным лечением охватили всех инвалидов по зрению, которые стояли у нас на учете. В этом году у нас на учете числятся 54 человека. Кроме того, начиная с 2005 года, мы ежегодно обеспечиваем их техническими средствами реабилитации. В прошлом году заявки по техническому обеспечению этими средствами были выполнены на 100%. В этом году за четыре месяца мы уже оказали помощь по 123 заявкам из имеющихся 329 обращений. До 1 июня мы закроем все позиции по техническим средствам реабилитации», - сказала она.

По ее мнению, инвалиды Чеченской Республики социальным пакетом услуг обеспечиваются полностью.

«Пенсии они получают, социальную поддержку получают, технические средства реабилитации получают и санаторно-курортным лечением они охвачены. Единственное, чего не хватает, это рабочие места для них. Я думаю, надо от программы поддержки общества перейти к программе развития. Создание рабочих мест позволило бы инвалидам по зрению получить дополнительный стимул к жизни», - сказала она.

Президент ЧР Рамзан Кадыров подчеркнул, что инвалидам будет оказана вся необходимая помощь.

«Кроме того, мы построим на территории ЧРО ВОС мечеть и медресе. Я знаю, что среди членов общества есть около 30 человек, которые умеют читать Коран по методу Брайля. К инвалидам должно быть особое отношение, и они должны это чувствовать. Забота об инвалидах - это наша общая святая обязанность. И поэтому они всегда будут на особом счету у руководства республики», - сказал Р. Кадыров.


  • трудовая помощь, заключавшаяся в устройстве мастерских;
  • призрение неспособных к труду, не имеющих средств к существованию (для них в губернии создавались инвалидные дома);
  • помощь в протезировании и организация лечения инвалидов;
  • обучение военно-увечных [7, с.80].
  1. инвалиды, не только не способные к труду для заработка, но нуждающиеся еще в посторонней помощи для удовлетворения обычных жизненных потребностей;
  2. инвалиды, не способные ни к какому труду, дающему заработок, но не нуждающиеся в постоянном уходе;
  3. инвалиды, не только вынужденные отказываться от своей обычной профессии, но и вообще не способные ни к какой регулярной профессиональной работе и могущие добывать средства к существованию лишь случайной, временной притом легкой работой;
  4. лица, вынужденные перейти к другой профессии более низкой квалификации;
  5. лица, вынужденные отказаться от своей обычной профессии и перейти к другой профессии такой же квалификации, если они нуждаются для такого перехода в услугах Народного комиссариата социального обеспечения;
  6. лица, могущие продолжать профессиональную деятельность, но с пониженной производительностью [1].
  • через инвалидные дома и пенсии;
  • через инвалидные кооперации;
  • через комитеты крестьянской взаимопомощи.
  1. О социальном обеспечении инвалидов. Декрет Совета народных комиссаров от 8 декабря 1921 г. // Собрание Узаконений. — 1921. — № 76. — Ст. 672
  2. Об улучшении постановки дела социального обеспечения рабочих, крестьян и семейств красноармейцев // Ленинские декреты о социальном обеспечении. М.: Юрид. лит., 1972. 207 с.
  3. Об установлении единообразных норм социального обеспечения инвалидов труда и войны. Декрет Совета народных комиссаров от 27 октября 1919 г. // Ленинские декреты о социальном обеспечении. М.: Юрид. лит., 1972. 207 с.
  4. Отчет Тамбовского губернского исполнительного комитета. Октябрь 1923-октябрь 1924 гг. Тамбов: Изд. Тамб. Губисполком, 1924. 98 с.
  5. Положение о социальном обеспечении инвалидов-красноармейцев и их семейств. Декрет Совета народных комиссаров от 28 апреля 1919 г. // Собрание Узаконений. 1919. — № 19. — Ст. 220;
  6. Положение о социальном обеспечении трудящихся. Декрет Совета народных комиссаров от 31 октября 1918 г. // Ленинские декреты о социальном обеспечении. М.: Юрид. лит., 1972. 207 с.;
  7. Протокол 4-го съезда Советов Тамбовской губернии. 26 февраля — 1 марта 1919 г. Тамбов: Изд. Губисполкома, 1919. 128 с.
  8. Циркуляр НКСО от 16 января и 8 февраля 1922 г. // Известия НКСО. — 1922. — № № 3–4.
  9. Ярская-Смирнова Е. Р., Наберушкина Э. К. Социальная работа с инвалидами. Учеб. пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное. СПБ: изд-во «Питер», 2004. 316 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социальное обеспечение, инвалид, социальное обслуживание, гражданская война, трудовая помощь, социальная помощь, Тамбовская губерния, восстановительный период, государственный бюджет, общественная взаимопомощь.

Похожие статьи

История социальной службы в России | Статья в журнале.

социальная помощь, социальное обеспечение, социальная защита, Узбекистан, рыночная экономика, социальная сфера, человеческое развитие, система, валовый внутренний продукт, государственный бюджет. Роль социальной работы в реализации социальной политики.

Пути улучшения государственной социальной помощи с точки.

Ключевые слова:социальная помощь, инвалиды, защита граждан, социальное обслуживание, гарантии государства

Бюджет государственной программы «Социальная поддержка граждан» на 2014–2010 годы сформирован и составляет 37324887,99 тысяч рублей.

Оказание социальной помощи инвалидам | Статья в журнале.

В данной статье рассматриваются вопросы социальной поддержки такой категории населения в Российской Федерации, как инвалиды. Проанализированы основные проблемы, а также выявлен целый ряд причин появления и распространения такого социального явления.

Проблемы социальной защиты населения | Статья в журнале.

Мордовия, социальный контракт, государственная социальная помощь, российская Федерация, социальная помощь, республика, социальное обслуживание, Россия, Государственная программа, алиментный.

Социальная помощь в системе социальной защиты населения

социальная помощь, социальное обеспечение, социальная защита, Узбекистан, рыночная экономика, социальная сфера, человеческое развитие, система, валовый внутренний продукт, государственный бюджет.

Социальное обеспечение ветеранов Великой Отечественной.

Великая Отечественная война, социальное обеспечение, социальная поддержка ветеранов, Российская Федерация, социальная поддержка, капитальный ремонт, ветеран, социальное обслуживание, федеральный бюджет.

Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны

Ключевые слова: социальное обеспечение, государственная социальная помощь, ветераны Великой Отечественной войны.

– преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания

Государственная социальная поддержка ветеранов Великой.

Социальное обеспечение ветеранов Великой Отечественной.

Мордовия, социальный контракт, государственная социальная помощь, российская Федерация, социальная помощь, республика, социальное обслуживание, Россия, Государственная программа.

Анализ социального обслуживания пожилых граждан.

Ключевые слова:социальное обеспечение, инвалиды, защита граждан, социальное обслуживание, гарантии государства. Увеличение граждан в получении социальной поддержки увеличивается с каждым годом из-за старения населения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: