За предоставление информации государственным органом по запросу потребителя может взиматься плата

Обновлено: 04.02.2023

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).

Управляющая организация вправе осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

В силу пунктов 63 и 65 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв.Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354), плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты.

Привлечение платежных агентов для осуществления расчетов за жилое помещение и коммунальные услуги с нанимателями жилых помещений и собственниками жилых помещений является правом управляющей организации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.

В свою очередь, перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета (Федеральный закон «О национальной платежной системе»).

Потребители имеют право вносить оплату путем наличных денежных средств непосредственно поставщику. Последние обязаны обеспечить хотя бы один способ внесения платы, не предусматривающий дополнительных комиссий в силу Закона РФ «О защите прав потребителей» и Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, взимание платы с потребителей в отделениях банков, почтовых отделениях, расчетно-кассовых центрах и в других пунктах приема платежей за перевод коммунальных платежей не нарушает действующее законодательство Российской Федерации.

Выбор способа оплаты коммунальных услуг отдельными платежами поставщикам услуг либо по единому платежному документу с уплатой вознаграждения платежному агенту является правом потребителя.

За потребленные коммунальные ресурсы потребители вправе внести плату без комиссии напрямую каждому поставщику услуг любым способом (наличным, безналичным, в личном кабинете на официальном сайте поставщика услуг).

В кассу управляющей организации оплата без комиссии возможна только за содержание жилья, в которую в соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации входит плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Прокуратура
Свердловской области

Прокуратура Свердловской области

17 июня 2020, 12:07

У потребителя должна быть возможность оплатить ЖКУ без комиссии. Прокуратура г. Нижней Туры

Разъясняет помощник прокурора г. Нижней Туры И.Л. Тенищев

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).

Управляющая организация вправе осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

В силу пунктов 63 и 65 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв.Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354), плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты.

Привлечение платежных агентов для осуществления расчетов за жилое помещение и коммунальные услуги с нанимателями жилых помещений и собственниками жилых помещений является правом управляющей организации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.

В свою очередь, перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета (Федеральный закон «О национальной платежной системе»).

Потребители имеют право вносить оплату путем наличных денежных средств непосредственно поставщику. Последние обязаны обеспечить хотя бы один способ внесения платы, не предусматривающий дополнительных комиссий в силу Закона РФ «О защите прав потребителей» и Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, взимание платы с потребителей в отделениях банков, почтовых отделениях, расчетно-кассовых центрах и в других пунктах приема платежей за перевод коммунальных платежей не нарушает действующее законодательство Российской Федерации.

Выбор способа оплаты коммунальных услуг отдельными платежами поставщикам услуг либо по единому платежному документу с уплатой вознаграждения платежному агенту является правом потребителя.

За потребленные коммунальные ресурсы потребители вправе внести плату без комиссии напрямую каждому поставщику услуг любым способом (наличным, безналичным, в личном кабинете на официальном сайте поставщика услуг).

В кассу управляющей организации оплата без комиссии возможна только за содержание жилья, в которую в соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации входит плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1. Настоящие Правила определяют порядок взимания платы за предоставление пользователю информации по его запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

2. Плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления взимается в случае, если объем запрашиваемой и полученной информации превышает 20 страниц формата A4, или 10 страниц формата A3, или 5 страниц формата A2, или 1 страницу формата, превышающего формат A2 (при предоставлении информации на бумажном носителе), или 1 мегабайт (при предоставлении информации в электронном виде), исходя из расходов на изготовление копий запрашиваемых документов и (или) материалов, а также расходов, связанных с их пересылкой по почте (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящих Правил).

3. В случае если объем запрашиваемой информации превышает объем, установленный пунктом 2 настоящих Правил, расходы на изготовление копий запрашиваемых документов и (или) материалов оплачиваются пользователем информации в следующем размере:

10 рублей за каждую дополнительную страницу запрашиваемой информации - в случае, если запрашиваемая информация хранится в государственном органе и органе местного самоуправления на бумажном носителе в формате A4, или за каждый дополнительный мегабайт при предоставлении информации в электронном виде;

20 рублей за каждую дополнительную страницу запрашиваемой информации - в случае, если запрашиваемая информация хранится в государственном органе и органе местного самоуправления на бумажном носителе в формате A3;

100 рублей за каждую дополнительную страницу запрашиваемой информации - в случае, если запрашиваемая информация хранится в государственном органе и органе местного самоуправления на бумажном носителе в форматах от A2 до A0;

1000 рублей за каждую дополнительную страницу запрашиваемой информации - в случае, если запрашиваемая информация хранится в государственном органе и органе местного самоуправления на бумажном носителе в формате, превышающем формат A0.

4. По желанию пользователя информации запрашиваемая информация на бумажном носителе или в виде информации, записанной на компьютерное накопительное устройство (компьютерный жесткий диск, USB-накопитель, дисковый массив и т.д.), может быть передана пользователю информации непосредственно в государственном органе или органе местного самоуправления в установленном указанными органами порядке.

5. В случае если объем запрашиваемых документов и (или) материалов на бумажном носителе меньше или равен объему, установленному пунктом 2 настоящих Правил, и информация направляется пользователю информации по почте, финансовое обеспечение расходов, связанных с пересылкой по почте копий указанных документов и (или) материалов пользователю информации, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на руководство и управление в установленной сфере деятельности государственному органу или органу местного самоуправления как получателю бюджетных средств.

6. В случае если объем запрашиваемых документов и (или) материалов на бумажном носителе превышает объем, установленный в пункте 2 настоящих Правил, и информация направляется пользователю информации по почте, расходы, связанные с пересылкой по почте копий указанных документов и (или) материалов пользователю информации, в полном объеме осуществляются пользователем информации и рассчитываются в соответствии с тарифами на оказание универсальных услуг почтовой связи, действующими на дату регистрации в государственном органе или органе местного самоуправления запроса, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услуг почтовой связи.

7. В случае если объем запрашиваемой в электронном виде информации не превышает объем, установленный пунктом 2 настоящих Правил, и адрес электронной почты пользователя информации указан в запросе, информация направляется пользователю информации на указанный адрес электронной почты на бесплатной основе.

8. В случае если объем запрашиваемой в электронном виде информации превышает объем, установленный пунктом 2 настоящих Правил, она записывается на компьютерное накопительное устройство.

В случае если компьютерное накопительное устройство предоставлено пользователем информации и информация, записанная на указанное устройство, направляется пользователю информации по почте, пользователь информации оплачивает в полном объеме расходы, связанные с пересылкой компьютерного накопительного устройства по почте и рассчитанные в соответствии с тарифами на оказание универсальных услуг связи, действующими на дату регистрации в государственном органе или органе местного самоуправления запроса, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услуг почтовой связи.

В случае если пользователь информации не предоставляет в государственный орган или орган местного самоуправления компьютерное накопительное устройство, стоимость указанного устройства включается в плату за предоставление информации.

9. Запрашиваемая информация предоставляется государственным органом и органом местного самоуправления с учетом требований настоящих Правил в объеме и формате имеющихся в государственном органе и органе местного самоуправления документов и (или) материалов.

10. В случае если в соответствии с настоящими Правилами за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления будет взиматься плата, об этом сообщается пользователю информации, направившему запрос, в течение 7 рабочих дней со дня регистрации полученного в установленном порядке запроса. При этом указываются:

а) объем и формат запрашиваемой информации;

б) размер расходов на изготовление копий запрашиваемых документов и (или) материалов, в том числе стоимость компьютерного накопительного устройства, приобретаемого государственным органом или органом местного самоуправления в случае, если соответствующее устройство не предоставлено пользователем информации;

в) размер платы за пересылку запрашиваемых документов и (или) материалов в полном объеме по почте (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящих Правил);

г) информация, необходимая для заполнения платежного документа на перечисление платы за предоставление запрашиваемой информации, - в порядке, установленном для перечисления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

д) срок внесения пользователем информации платы за предоставление запрашиваемой информации, не превышающий срок рассмотрения запроса, установленный статьей 18 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

11. Пользователь информации осуществляет перечисление платы за предоставление информации о деятельности государственного органа и органа местного самоуправления на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства для учета поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в соответствующий бюджет.

12. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предоставляемая на платной основе, направляется (передается) пользователю информации после оплаты им предоставления указанной информации.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Председатель Правительства
Российской Федерации

24 октября 2011 г.

Правила
взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
(утв. постановлением Правительства РФ от 24 октября 2011 г. N 860)

1. Настоящие Правила определяют порядок взимания платы за предоставление пользователю информации по его запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

ГАРАНТ:

О порядке взаимодействия структурных подразделений государственных органов и органов местного самоуправления при предоставлении информации об их деятельности по запросам пользователей информации см.:

приказ Росавтодора от 4 сентября 2012 г. N 210;

приказ Ространснадзора от 28 августа 2012 г. N АК-435фс;

приказ Роскомнадзора от 14 февраля 2012 г. N 88

2. Плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления взимается в случае, если объем запрашиваемой и полученной информации превышает 20 страниц формата А4, или 10 страниц формата А3, или 5 страниц формата А2, или 1 страницу формата, превышающего формат А2 (при предоставлении информации на бумажном носителе), или 1 мегабайт (при предоставлении информации в электронном виде), исходя из расходов на изготовление копий запрашиваемых документов и (или) материалов, а также расходов, связанных с их пересылкой по почте (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящих Правил).

3. В случае если объем запрашиваемой информации превышает объем, установленный пунктом 2 настоящих Правил, расходы на изготовление копий запрашиваемых документов и (или) материалов оплачиваются пользователем информации в следующем размере:

10 рублей за каждую дополнительную страницу запрашиваемой информации - в случае, если запрашиваемая информация хранится в государственном органе и органе местного самоуправления на бумажном носителе в формате А4, или за каждый дополнительный мегабайт при предоставлении информации в электронном виде;

20 рублей за каждую дополнительную страницу запрашиваемой информации - в случае, если запрашиваемая информация хранится в государственном органе и органе местного самоуправления на бумажном носителе в формате А3;

100 рублей за каждую дополнительную страницу запрашиваемой информации - в случае, если запрашиваемая информация хранится в государственном органе и органе местного самоуправления на бумажном носителе в форматах от A2 до А0;

1000 рублей за каждую дополнительную страницу запрашиваемой информации - в случае, если запрашиваемая информация хранится в государственном органе и органе местного самоуправления на бумажном носителе в формате, превышающем формат А0.

4. По желанию пользователя информации запрашиваемая информация на бумажном носителе или в виде информации, записанной на компьютерное накопительное устройство (компьютерный жесткий диск, USB-накопитель, дисковый массив и т.д.), может быть передана пользователю информации непосредственно в государственном органе или органе местного самоуправления в установленном указанными органами порядке.

5. В случае если объем запрашиваемых документов и (или) материалов на бумажном носителе меньше или равен объему, установленному пунктом 2 настоящих Правил, и информация направляется пользователю информации по почте, финансовое обеспечение расходов, связанных с пересылкой по почте копий указанных документов и (или) материалов пользователю информации, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на руководство и управление в установленной сфере деятельности государственному органу или органу местного самоуправления как получателю бюджетных средств.

6. В случае если объем запрашиваемых документов и (или) материалов на бумажном носителе превышает объем, установленный в пункте 2 настоящих Правил, и информация направляется пользователю информации по почте, расходы, связанные с пересылкой по почте копий указанных документов и (или) материалов пользователю информации, в полном объеме осуществляются пользователем информации и рассчитываются в соответствии с тарифами на оказание универсальных услуг почтовой связи, действующими на дату регистрации в государственном органе или органе местного самоуправления запроса, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услуг почтовой связи.

7. В случае если объем запрашиваемой в электронном виде информации не превышает объем, установленный пунктом 2 настоящих Правил, и адрес электронной почты пользователя информации указан в запросе, информация направляется пользователю информации на указанный адрес электронной почты на бесплатной основе.

8. В случае если объем запрашиваемой в электронном виде информации превышает объем, установленный пунктом 2 настоящих Правил, она записывается на компьютерное накопительное устройство.

В случае если компьютерное накопительное устройство предоставлено пользователем информации и информация, записанная на указанное устройство, направляется пользователю информации по почте, пользователь информации оплачивает в полном объеме расходы, связанные с пересылкой компьютерного накопительного устройства по почте и рассчитанные в соответствии с тарифами на оказание универсальных услуг связи, действующими на дату регистрации в государственном органе или органе местного самоуправления запроса, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услуг почтовой связи.

В случае если пользователь информации не предоставляет в государственный орган или орган местного самоуправления компьютерное накопительное устройство, стоимость указанного устройства включается в плату за предоставление информации.

9. Запрашиваемая информация предоставляется государственным органом и органом местного самоуправления с учетом требований настоящих Правил в объеме и формате имеющихся в государственном органе и органе местного самоуправления документов и (или) материалов.

10. В случае если в соответствии с настоящими Правилами за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления будет взиматься плата, об этом сообщается пользователю информации, направившему запрос, в течение 7 рабочих дней со дня регистрации полученного в установленном порядке запроса. При этом указываются:

а) объем и формат запрашиваемой информации;

б) размер расходов на изготовление копий запрашиваемых документов и (или) материалов, в том числе стоимость компьютерного накопительного устройства, приобретаемого государственным органом или органом местного самоуправления в случае, если соответствующее устройство не предоставлено пользователем информации;

в) размер платы за пересылку запрашиваемых документов и (или) материалов в полном объеме по почте (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящих Правил);

г) информация, необходимая для заполнения платежного документа на перечисление платы за предоставление запрашиваемой информации, - в порядке, установленном для перечисления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

д) срок внесения пользователем информации платы за предоставление запрашиваемой информации, не превышающий срок рассмотрения запроса, установленный статьей 18 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

11. Пользователь информации осуществляет перечисление платы за предоставление информации о деятельности государственного органа и органа местного самоуправления на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства для учета поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в соответствующий бюджет.

12. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предоставляемая на платной основе, направляется (передается) пользователю информации после оплаты им предоставления указанной информации.

С 2010 г. вступил в силу закон, определяющий порядок доступа к информации о деятельности государственных и муниципальных органов. Бесплатно можно получить только определенный объем сведений. При его превышении информация предоставляется пользователю, который ее запрашивает, за плату. Утверждены правила ее взимания.

Пользователю должны сообщить о том, что будет взиматься плата.

При предоставлении сведений в электронном виде она вносится, если объем запрашиваемой и полученной информации превышает 1 мегабайт. На бумажном носителе - 20 страниц формата А4, или 10 страниц формата А3, или 5 страниц формата А2, или 1 страницу формата, превышающего формат А2.

Если сведения хранятся на бумажном носителе в формате А4, каждая дополнительная страница стоит 10 руб. В формате А3 - 20 руб. В форматах от А2 до А0 - 100 руб. В формате, превышающем А0 - 1 000 руб. За каждый дополнительный мегабайт нужно уплатить 10 руб.

Если объем бесплатно предоставляемой информации на бумажном носителе превышен, пользователь полностью несет расходы, связанные с пересылкой копий по почте. Если нет, то данные затраты финансируются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных государственному (муниципальному) органу на руководство и управление в установленной сфере деятельности.

Если объем бесплатно предоставляемой информации в электронном виде не превышен, а пользователь указал адрес электронной почты, сведения направляются на этот адрес бесплатно. Если объем превышен, их записывают на компьютерное накопительное устройство. Затраты, связанные с его пересылкой по почте, относятся на счет пользователя.

Почтовые расходы не нужно оплачивать, если информация передается пользователю непосредственно в государственном (муниципальном) органе.

Постановление Правительства РФ от 24 октября 2011 г. N 860 "Об утверждении Правил взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 28 октября 2011 г. N 243, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 октября 2011 г. N 44 ст. 6273

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 8)
    • Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона
    • Статья 3. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 4. Основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 5. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой ограничен
    • Статья 6. Способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 7. Форма предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 8. Права пользователя информацией
    • Статья 9. Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 10. Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети "Интернет"
    • Статья 11. Основные требования при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 12. Обнародование (опубликование) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 13. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая в сети "Интернет"
    • Статья 14. Перечни информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети "Интернет"
    • Статья 15. Присутствие на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов органов местного самоуправления
    • Статья 16. Размещение информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, и иных отведенных для этих целей местах
    • Статья 17. Ознакомление с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды
    • Статья 18. Запрос информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 19. Порядок предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу
    • Статья 20. Основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 21. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предоставляемая на бесплатной основе
    • Статья 22. Плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 23. Защита права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 24. Контроль и надзор за обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 25. Ответственность за нарушение права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    С изменениями и дополнениями от:

    11 июля 2011 г., 7 июня, 21, 28 декабря 2013 г., 4 ноября, 1 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 9 марта 2016 г., 28 декабря 2017 г., 8 декабря 2020 г., 30 апреля 2021 г.

    Принят Государственной Думой 21 января 2009 года

    Одобрен Советом Федерации 28 января 2009 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарий к настоящему Федеральному закону

    Президент Российской Федерации

    9 февраля 2009 г.

    Установлен единый порядок доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

    Определены принципы и способы обеспечения доступа к информации, формы ее предоставления, права и обязанности пользователей информации, органов власти, их должностных лиц. Установлена ответственность за нарушение порядка доступа к информации.

    Урегулирован доступ к информации о деятельности органов власти в электронной форме (в том числе в сети Интернет). Также информация может размещаться в СМИ, на стендах помещений, где органы власти осуществляют свою деятельность, в библиотечных и архивных фондах и т.д.

    Регламентирована процедура предоставления информации по запросу пользователя, включая требования к запросу о получении информации, сроки и порядок его рассмотрения, требования к ответу на запрос, основания для отказа в предоставлении информации.

    Предусмотрено обязательное участие граждан и представителей организаций в заседаниях коллегиальных государственных и местных органов власти.

    За предоставление информации плата не взимается за исключением случаев, когда ее объем превышает пределы, установленные Правительством РФ.

    Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г.

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г.

    Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 13 февраля 2009 г. N 8, в "Российской газете" от 13 февраля 2009 г. N 25, в Собрании законодательства Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. N 7 ст. 776

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 117-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 апреля 2021 г.

    Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

    Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 423-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

    Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

    Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 331-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

    Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 366-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

    Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 112-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г.

    Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Право потребителя жилищно-коммунальных услуг на получение полной, достоверной информации

    Одним из важнейших прав потребителей, установленных законодательством в области защиты прав потребителей является право потребителей на получение полной, достоверной информации о предоставляемой жилищно-коммунальной услуге.

    Статья 9 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон) закрепляет обязанность управляющей компании, ТСЖ довести до сведения потребителей наименование своей организации, место ее нахождения и режим работы. Вышеуказанная информация должна быть размещена на вывеске исполнителя.

    Статьей 10 вышеуказанного Закона также определено, что исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, причем информация об услугах в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах услуги, цену в рублях и условия приобретения услуг. Порядок предоставления такой информации гражданам-потребителям услуг ЖКХ закреплен в Правилах предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354.

    Так, например, в платёжном документе, предъявляемом ежемесячно потребителю на оплату коммунальных услуг и содержания и ремонта жилья, до потребителя должна быть доведена следующая информация:

    а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

    б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;

    в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов;

    г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с Правилами;

    д) объем каждого вида коммунальных услуг, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведенных исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с Правилами;

    е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);

    ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:

    пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;

    предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

    временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;

    уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

    иными основаниями, установленными в Правилах;

    з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;

    и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);

    к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 Правил;

    л) другие сведения, подлежащие в соответствии с Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.

    Кроме того, потребителям необходимо знать, что Правительство Российской Федерации постановлением от 23 сентября 2012 г. № 731 утвердило стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в котором подробно указано какая информация, в каком виде и в какие сроки в обязательном порядке должна быть доведена до потребителя.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: