Возмещение расходов на содержание детей находящихся на государственном обеспечении

Обновлено: 01.12.2022

Родители, обязаны возмещать расходы, затраченные гос-вом на содержание детей, наход на гос обеспечении с случае:

- лишения их родительских прав;

- отобрание у них детей без лишения род прав по решению суда;

- отобрание по решению КДН нахождения ребенка;

- нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;

- отбывания наказания в учреждениях, исполн-их наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.

Это обязанные лица. Они должны возмещать расходы в полном объеме за весь период нахождения этих детей на гос обеспечении. Обязанность возмещать расходы по содержанию детей возникает со дня помещения ребенка на гос обеспечение, но не ранее дня принятия решения КДН об отобрании ребенка, постановления органа, ведущего УП, либо вступления в силу суд постановления, приговора в отношении родителей.

Под нахождением детей на гос обеспечении понимается нахождение детей:

-в детских интернатных учреждениях (домах ребенка, детских домах, школах-интернатах, спец учебно-воспит учреждениях, спецх лечебно-воспит учреждениях и иных учреждениях, обеспеч содержание и воспитание детей);

- гос специализ-ных учреждениях для н/л, нуждающихся в соц помощи и реабилитации;

- гос учреждениях, обеспеч получение проф-тех, среднего спец, высшего образования;

- детских домах семейного типа, детских деревнях (городках), опекунских семьях, приемных семьях.

Обязанность возмещать расходы возлаг на обоих род-лей, если они явл обязанными лицами. Расходы по содержанию детей взыскиваются с обязанных лиц солидарно.

Расходы, затраченные гос-вом на содержание детей, находящихся на гос обеспечении, не возмещаются род-ми: - признанными недееспособными;

- которые не могут выполнять род обязанности по состоянию здоровья на основании заключения врачебно-консультационной комиссии, выданного ГОЗ.

Перечень заболеваний, при которых род-ли не могут выполнять род- обязанности, утверж Минздравом.

За н/л род-лей расходы, затраченные гос-вом на сод-ние детей, находящихся на гос- обеспечении, возмещаются род-ми, усын-ми этих н/л род-лей. При отсутствии род-лей, усын-лей - осуществляется н/л родителями после достижения с/летия либо с момента приобретения ими до достижения с/летия дееспособности в полном объеме.

Родители, явл ин гражданами или лицами без гражданства, временно пребывающие и временно или постоянно проживающие в РБ,обязаны возмещать расходы, затраченные гос-вом на содержание детей, находящихся на гос-обеспечении, в порядке, устан- законно-вом РБ, если их дети явл гражданами РБ или лицами без гражданства.

Размер и состав расходов, затрачиваемых гос-вом на содержание детей устанавл Правительством РБ.

Расходы на содержание детей возмещаются в добровольном порядке либо взыскиваются в порядке, установл закон-ом.

В случаях, предусм законод-вом, размер расходов, затраченных гос-вом на содержание детей, находящихся на гос обеспечении, мб уменьшен либо лицо, обязанное возмещать указ расходы, мб освобождено от уплаты задолженности по их возмещению.

Средства на возмещение расходов, затраченных гос-вом на содержание детей, наход- на гос- обеспечении, перечисляются в доход бюджета, из которого финансируются детские интернатные учреждения, гос специализированные учреждения для н/л, нуждающихся в соц помощи и реабилитации, гос учреждения, обеспечполучение проф-техн, среднего спец, высшего образования, детские дома семейного типа, детские деревни (городки), опекунские семьи, приемные семьи в порядке, устанавл зак-вом.

Подборка наиболее важных документов по запросу Взыскание дополнительных расходов на содержание ребенка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Взыскание дополнительных расходов на содержание ребенка

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 86 "Участие родителей в дополнительных расходах на детей" СК РФ Кроме того, при наличии предусмотренных нормами действующего законодательства оснований и недостаточности суммы взыскиваемых алиментов, У. не лишена права на обращение в суд в порядке ст. 86 СК РФ с требованием о возложении на ответчика обязанности по несению дополнительных расходов на содержание детей."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Взыскание дополнительных расходов на содержание ребенка

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Что такое дополнительные расходы на ребенка и как их взыскать?
("Электронный журнал "Азбука права", 2022) Если соглашение между родителями не было достигнуто, то дополнительные расходы на содержание детей взыскиваются в судебном порядке.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве"
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2021) При предъявлении требования о взыскании дополнительных расходов на содержание нетрудоспособных совершеннолетних детей в предмет доказывания включаются те же факты, что и в отношении взыскания дополнительных расходов на несовершеннолетних детей (см. выше).

Нормативные акты: Взыскание дополнительных расходов на содержание ребенка

"Обзор судебной практики по делам, связанным со взысканием алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.05.2015) Семейным кодексом Российской Федерации (статьи 80, 85, 86) закреплены обязанность родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нуждающихся в помощи, а также участие родителей в дополнительных расходах на несовершеннолетних или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей при наличии исключительных обстоятельств (тяжелая болезнь, увечье, необходимость оплаты постороннего ухода и другие обстоятельства).

Родители, лишенные родительских прав, родители, у которых дети отобраны без лишения родительских прав по решению суда, родители, у которых дети отобраны по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка, родители, находящиеся в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей, родители, отбывающие наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста, возмещают в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание детей, за весь период нахождения детей на государственном обеспечении в детских интернатных учреждениях (домах ребенка, детских домах, школах-интернатах, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях и иных учреждениях, обеспечивающих содержание и воспитание детей), государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детских домах семейного типа, детских деревнях (городках), опекунских семьях, приемных семьях.

Расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, не возмещаются родителями, признанными недееспособными, а также родителями, которые не могут выполнять родительские обязанности по состоянию здоровья на основании заключения врачебно-консультационной комиссии, выданного государственной организацией здравоохранения.

За несовершеннолетних родителей расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, возмещаются родителями, усыновителями этих несовершеннолетних родителей. При отсутствии родителей, усыновителей, а также в случае непогашения расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, родителями, усыновителями возмещение указанных расходов начиная со дня помещения ребенка на государственное обеспечение осуществляется несовершеннолетними родителями после достижения совершеннолетия либо с момента приобретения ими до достижения совершеннолетия дееспособности в полном объеме.

Родители, указанные в части первой настоящей статьи, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, временно пребывающие и временно или постоянно проживающие в Республике Беларусь, обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, если их дети являются гражданами Республики Беларусь или лицами без гражданства.

Размер и состав расходов, затрачиваемых государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, размер расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, может быть уменьшен либо лицо, обязанное возмещать указанные расходы, может быть освобождено от уплаты задолженности по их возмещению.

За уклонение от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, виновное лицо несет ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь.

Укажите, с какого момента возникает обязанность по возмещению расходов, объясните, как определяется размер и состав расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

Обязанность возмещения расходов по содержанию детей возникает со дня помещения ребенка на государственное обеспечение, но не ранее дня принятия решения комиссии по делам несовершеннолетних об отобрании ребенка, постановления органа, ведущего уголовный процесс, либо вступления в силу судебного постановления, приговора в отношении родителей, а прекращается после полного погашения расходов по содержанию детей, а также в случае смерти последнего родителя, являющегося обязанным лицом, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, недееспособным либо в связи с наличием у родителя заболевания, предусмотренного перечнем заболеваний, при наличии которых родители не могут выполнять родительские обязанности.

Несмотря на то что законодатель говорит о полном возмещении расходов, затраченных государством на содержание детей, такие расходы определяются не индивидуально для каждого ребенка, а согласно установленным нормам в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.01.2009 N 94 "О расходах государства на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, подлежащих возмещению в доход бюджета" (далее - постановление N 94). При этом итоговая сумма, подлежащая возмещению в доход бюджета, зависит от возраста, пола ребенка и формы его устройства на государственное обеспечение.

В частности, при нахождении ребенка в доме ребенка сумма ежемесячного возмещения составляет от 234070 до 247330 руб., в детских домах и школах-интернатах - от 234190 до 286590 руб., в домах-интернатах для детей-инвалидов - от 222810 до 372130 руб.

При нахождении ребенка в детских домах семейного типа, опекунских и приемных семьях подлежат возмещению расходы на его питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, учебниками, учебными пособиями и принадлежностями, предметами первой необходимости и личной гигиены в сумме от 271000 до 290000 руб. в месяц. Кроме того, при нахождении ребенка в опекунских и приемных семьях подлежат возмещению расходы за пользование квартирным телефоном и бытовыми услугами в размере 32320 руб. в месяц, а также расходы по оплате пользования жилыми помещениями, оплате технического обслуживания, оплате коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение, канализация, газ, электрическая и тепловая энергия, пользование лифтами, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов), оплате топлива (проживающим в домах без центрального отопления), конкретный размер которых определяется для каждой опекунской и приемной семьи индивидуально (приложения 1, 2 к постановлению N 94).

Суммы расходов, подлежащих ежемесячному возмещению, значительно возрастают при обучении детей, в том числе совершеннолетних в возрасте до 23 лет, на подготовительных отделениях государственных учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, либо в государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, по дневной форме обучения. При этом с родителей взыскиваются суммы расходов на питание (353440 руб. в месяц), на ежегодное пополнение одежды, обуви, мягкого инвентаря (31380 руб. для юношей и 32500 руб. для девушек в месяц), суммы расходов на денежную компенсацию за проживание при отсутствии в учреждении образования общежития (60000 руб. в месяц).

Родители также обязаны возмещать разовые выплаты, предусмотренные системой государственного обеспечения детей. В частности, при окончании пребывания детей в детских интернатных учреждениях и зачислении их на подготовительные отделения учреждений образования или в государственные учреждения образования размер такой выплаты составляет 274600 руб., при выпуске детей из детских интернатных учреждений или государственных учреждений образования - 1815000 руб. Возмещение таких выплат осуществляется в течение года, при этом размер ежемесячно взыскиваемых сумм составляет 22880 и 151250 руб. соответственно (приложения 3 - 5 к постановлению N 94).

Назовите категории родителей, являющихся обязанными лицами и которые должны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

Согласно ч. 1 п. 8 Декрета N 18 соответствующая обязанность возникает в случаях:

отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;

отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;

лишения их родительских прав;

нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;

отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.

Охарактеризуйте обязанности детей в отношении родителей, назовите размер алиментов, взыскиваемых на родителей, опишите основания изменения размера алиментов, взыскиваемых на родителей и освобождения детей от обязанности по содержанию родителей.

На основании ст.100 КоБС содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей, является обязанностью их совершеннолетних трудоспособных детей. основанием для возникновения этого алиментного обязательства является наличие следующих ЮФ:

1. Родственная связь между родителями и детьми

2. Достижение детьми совершеннолетия

3. Нетруоспособность родителей

4. Нуждаемость родителей

Взыскание таких алиментов возможно только с совершеннолетних трудоспособных детей. несовершеннолетние, а также нетрудоспособные дети не могут быть понуждены к уплате алиментов даже в том случае, если они работают и имеют достаточный заработок.

Размер алиментов определяется в твердой денежной сумме или в сумме, соответствующей определённому количеству б.в., подлежащей выплате ежемесячно, исходя из материального и семейного положения родителей и каждого из детей. при определении такой суммы суд учитывает всех совершеннолетних детей данного родителя независимо от того, предъявлено ли требование ко всем детям либо только к одному или нескольким из них. Если родитель предъявил иск только к некоторым детям, суд принимает во внимание суммы, которые родитель мог бы получить со всех совершеннолетних детей. часть средств, которая приходится на долю детей, с которых родитель не требует взыскания алиментов, не распределяется между ответчиками, а исключается из алиментной суммы.

Если после установления судом размера алиментов, подлежащих взысканию, материальное или семейное положение родителей или детей изменилось суд вправе по иску одного из этих лиц изменить размер алиментов ст.103

Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от исполнения своих обязанностей. Родители, лишённые родительских прав, утрачивают право на содержание со стороны детей.

К имущественным правам и обязанностям родителей относятся права и обязанности по управлению делами и имуществом несовершеннолетних детей, обязанности по предоставлению содержания несовершеннолетним детям, нуждающимся в помощи нетрудоспособным совершеннолетним детям, а также обязанности по возмещению расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

Управление делами несовершеннолетнего ребенка

Родители имеют право совершать от имени ребенка в возрасте до четырнадцати лет имущественные сделки, давать согласие на совершение сделок с детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также управлять имуществом ребенка до достижения им совершеннолетия как законные представители.

При этом родители не вправе без согласия органа опеки и попечительства:

отчуждать, отдавать в залог имущество, принадлежащее ребенку;

отказываться от наследства от имени ребенка, принимать наследство под условием;

отказываться от принятия в дар;

требовать раздела имущества ребенка;

совершать другие сделки, противоречащие интересам ребенка.

Родители обязаны с надлежащей заботой осуществлять управление имуществом ребенка, сохранять размер этого имущества, а при возможности и умножать его.

Обязанности родителей по содержанию детей

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних и нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей.

В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним и нуждающимся в помощи нетрудоспособным совершеннолетним детям, средства на их содержание (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Нетрудоспособные совершеннолетние дети имеют право на получение содержания от родителей независимо от времени и причины наступления у них инвалидности.

Лицами, нуждающимися в помощи, признаются только нетрудоспособные, у которых нет достаточных средств к существованию.

Получение нетрудоспособными совершеннолетними детьми пенсии, стипендии или пособия, а также наличие у них имущества, не приносящего дохода, не лишает их права на получение содержания от родителей, если имеющихся средств недостаточно для удовлетворения необходимых потребностей.

Родители вправе заключить Соглашение о содержании своих несовершеннолетних и (или) нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания детям определяются родителями самостоятельно. При этом не должны нарушаться права и законные интересы детей.

Соглашение об уплате алиментов не может быть заключено, если алименты уплачиваются в соответствии с заключенными в установленном законодательством порядке Брачным договором или Соглашением о детях, а также вынесенным судебным постановлением, в которых разрешены вопросы уплаты алиментов на несовершеннолетних и (или) нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей.

За уклонение от содержания своих несовершеннолетних и нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей родители несут ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь.

Возмещение родителями расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении

Родители, лишенные родительских прав, родители, у которых дети отобраны без лишения родительских прав по решению суда, родители, у которых дети отобраны по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка, родители, находящиеся в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей, родители, отбывающие наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста, возмещают в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание детей, за весь период нахождения детей на государственном обеспечении в детских интернатных учреждениях (домах ребенка, детских домах, школах-интернатах, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях и иных учреждениях, обеспечивающих содержание и воспитание детей), государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детских домах семейного типа, детских деревнях (городках), опекунских семьях, приемных семьях.

Расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, не возмещаются родителями, признанными недееспособными, а также родителями, которые не могут выполнять родительские обязанности по состоянию здоровья на основании заключения врачебно-консультационной комиссии, выданного государственной организацией здравоохранения.

За несовершеннолетних родителей расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, возмещаются родителями, усыновителями этих несовершеннолетних родителей. При отсутствии родителей, усыновителей, а также в случае непогашения расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, родителями, усыновителями возмещение указанных расходов начиная со дня помещения ребенка на государственное обеспечение осуществляется несовершеннолетними родителями после достижения совершеннолетия либо с момента приобретения ими до достижения совершеннолетия дееспособности в полном объеме.

Родители, указанные в части первой настоящей статьи, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, временно пребывающие и временно или постоянно проживающие в Республике Беларусь, обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, если их дети являются гражданами Республики Беларусь или лицами без гражданства.

Размер и состав расходов, затрачиваемых государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, размер расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, может быть уменьшен либо лицо, обязанное возмещать указанные расходы, может быть освобождено от уплаты задолженности по их возмещению.

За уклонение от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, виновное лицо несет ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Минфина России от 22 апреля 2020 г. N 06-04-11/01/32302 О возмещении из федерального бюджета бюджету муниципального образования расходов по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулёзной интоксикацией, обучающимися в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования


Обзор документа

Письмо Минфина России от 22 апреля 2020 г. N 06-04-11/01/32302 О возмещении из федерального бюджета бюджету муниципального образования расходов по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулёзной интоксикацией, обучающимися в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования

Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу возмещения из федерального бюджета бюджету муниципального образования расходов по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулёзной интоксикацией, обучающимися в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, и сообщает.

Министерство финансов Российской Федерации не является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В статье 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) закреплен правовой режим иммунитета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 Кодекса.

При этом обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Кодекса.

Исходя из указанных положений законодательства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации (определения Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2019 N 301-ЭС19-18860 по делу N А11-3037/2018 и от 04.12.2019 N 301-ЭС19-21821 по делу N А31-14561/2018, установил, что затраты, связанные с реализацией положений части 3 статьи 65 Федерального закона N 273-ФЗ, являются расходными обязательствами Российской Федерации, поскольку предусмотрены федеральным законом и не относятся к полномочиям (предметам ведения), осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем имеется иная судебная практика.

Так, необходимо отметить, что частью 2 статьи 65 Федерального закона N 273-ФЗ установлено право, а не обязанность учредителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми.

Реализация правомочия учредителя по установлению льгот по родительской плате, как правило, осуществляется на муниципальном уровне.

Органы местного самоуправления, являясь учредителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность, самостоятельно устанавливают перечень затрат, которые учитываются при установлении родительской платы за присмотр и уход за детьми. Отнесение указанных расходов к расходам федерального бюджета не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

На основании части 13 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относится к вопросам местного значения.

В целях решения этого вопроса органы местного самоуправления создают и финансируют муниципальные учреждения (пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ).

В силу части 2 статьи 18 Федерального закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Так, в подпункте 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ указано, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях осуществляется посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вышеуказанные нормы Федерального закона N 184-ФЗ корреспондируются со статьями 8 и 9 Федерального закона N 273-ФЗ, которые предусматривают полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования.

Указанный подход изложен в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.05.2009 N ВАС-5660/09 по делу N А05-3784/2008, постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2017 N 09АП-15806/2017 по делу N А40-206721/16.

Учитывая изложенное, полагаем, что решение вопроса осуществления присмотра и ухода за детьми, включая определение механизма выделения необходимых для этого финансовых средств, требуют дополнительного правового регулирования.

Дополнительное правовое регулирование вопроса осуществления присмотра и ухода за детьми должно быть в первую очередь проработано федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дошкольного образования.

В этой связи за разъяснением по поставленному в обращении вопросу следует обратиться в Министерство просвещения Российской Федерации.

Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Д.С. Хворостухина

Обзор документа

Рассматривая вопрос об источниках финансирования расходов на присмотр и уход в детских садах за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, Минфин разъяснил следующее.

Решение вопроса осуществления присмотра и ухода за детьми, включая определение механизма выделения необходимых для этого финансовых средств, требует дополнительного правового регулирования.

За разъяснением по поставленному вопросу следует обращаться в Минпросвещения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: