Виды административных правонарушений против личности против общественной жизни против государства

Обновлено: 20.04.2024

Порядок управления представляет собой сводку предписаний из административного законодательства, определяющего публичные процедуры деятельности муниципальных и гос. органов с правами и обязанностями должностных лиц.

Перечень админ нарушений против порядка управления

Административными проступками, посягающими на порядок управления, в соответствии с КоАП являются деяния, которые нарушают:

  • определённые в федеральном законе общественные информационные обязанности (статья 19.7, часть 1, 2 статья 19.71, статья 19.72-19.174, часть 1, 2 статья 19.8);
  • правила, в соответствии с которыми проводится публичный контроль (часть 1-4 статья 19.4, часть 1-3 статья 19.41, статья 19.5,19.61);
  • порядок работы пенитенциарных и прочих охранительных органов (касается и случаев невыполнения актов, вынесенных данными органами, часть 1-3 статья 19.3, статья 19.6,19.12);
  • правила общественного санкционирования, включая правила о присвоении названий географических объектов (статья 19.10), стандарты к обороту предметов с рисунками публичной символики (статья 19.11), правила оборота ценных камней и драгоценных металлов (статья 19.14), нормы паспортной системы (статья 19.15-19.18), правила техрегулирования, лицензирования и общественной регистрации (часть 1-3 статья 19.19, часть 1-3 статья 19.20, статья 19.21-19.22);
  • прочие требования, которые обязывают граждан и должностных лиц не нарушать правила и выполнять общественные обязанности, описанные в федеральном законе (статья 19.1, 19.2,19.75-2, часть 1,2 статья 19.77, статья 19.23-19.34 КоАП).

Мера наказания за административные нарушения против порядка управления

В соответствии с приведенными выше правилами и нормами устанавливаются конкретные обременения вещественных и неимущественных прав граждан или же предусматриваются релятивные ограничители данных прав и потому могут вводиться только посредством федерального закона (часть 3 статья 55 Конституции России).

Для административных нарушений, определённых главой 19 КоАП, характерна вариабельность общественных санкций, в случае совершения лицом данных проступков предусмотрены все виды наказаний (остается лишь специальное право).

Штраф

Максимальный размер корпоративного штрафа, рассчитываемого в фиксированном денежном эквиваленте (до 1 миллиона рублей) устанавливает часть 1, 3 статьи 19.82 КоАП. Статьей 19.28 КоАП предусматриваются случаи, при которых размер административного штрафа устанавливается на основании нечасто используемого в юрисдикционной практике критерия, а конкретно – в величине, кратной сумме денежных средств, ценностей, бумаг, прочего имущества и оказываемых имущественных услуг (пункт 2 часть 1 статья 3.5 КоАП), причём в этом случае штраф может применяться в максимальной величине, установленной частью 3 статьей 3.5 КоАП, – в 100-кратном размере соответствующей суммы либо цене (касательно части 3 статьи 19.28 КоАП). В части 1-3 статьи 19.28 установлена минимальная величина админ. штрафа, рассчитываемая по этому критерию, ее сумма в случае совершения квалифицированного правового нарушения определённого частью 3 данной статьи, не может составлять меньше 100 миллионов рублей. Исходя из фиксированных величин админ. штрафа, его наименьшая сумма при такой величине предусмотрена лишь в данном случае.

Конфискация

Дополнительным наказанием может выступать конфискация на безальтернативной основе вместе с админ штрафом, в случаях, определённых статьёй 19.12, 19.23, частью 1-3 статьи 19.28 КоАП.

Дисквалификация

Широко применяются админ. наказания, которые влекут за собой релятивные имущественные ограничения для нарушителя. Дисквалификация предусмотрена частью 3 статьи 19.41, частью 1, 2, 21, 22, 26, 27, 3, 5,11,13,14, 17 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.61, частью 3 статьи 19.71, статьей 19.73, частью 2 статьи 19.81, частью 1 статьи 19.20 и частью 3, 6 статьи 19.30 КоАП.

Приостановление деятельности и арест

В случае совершения правонарушений, определённых частью 6, 8,16 статьи 19.5 и частью 1, 3 статьи 19.20 КоАП, применяется альтернативная санкция – административное приостановление деятельности.

Админ. арест предусматривается 6-ю санкциями (часть 1-5 статья 19.3 и часть 1 статья 19.24 КоАП).

Админ. правонарушения назначаются в виду особенностей субъектного состава. В случае совершения правовых нарушений, определённых частью 6, 8, 16 статьи 19.5 и частью 1-3 статьи 19.20 КоАП, индивидуальные предприниматели ответственны как самостоятельные субъекты. При квалификации данных правовых нарушений не используется общая дефиниция, указанная в статье 2.4 КоАП, в которой отождествляется юрисдикционный статус ИП и должностного лица. В случае совершения правовых нарушений, определённых частью 11 статьи 19.5 и частью 1, 2 статьи 19.77 КоАП, ИП ответственны, как и юр лица.

В иных случаях ИП несут ответственность, которая определяется санкцией в главе 19 КоАП, применяющейся для должностных лиц.

При установлении правонарушений, предусмотренных статьёй 19.28 КоАП, применяются такие понятия, как должностное лицо и лицо, выполняющее функции управления (согласно примечаний 1-3 статьи 285 и примечания 1 к статья 201 УК).

Субъектом админ. правонарушений, которые определяет часть 2, 27 статья 19.5, статья 19.6, часть 1-2 статья 19.61, часть 3 статья 19.71, статья 19.74, 19.77, часть 2 статья 19.81, часть 1-2 статья 19.9, статья 19.10, часть 1 статья 19.17, часть 2, 3 статья 19.19 и часть 1 статья 19.32 КоАП, может быть лишь должностное лицо, соответственно к части 1, 2 статьи 19.77 и статьи 19.23 субъектом правового нарушения выступает лишь юр лицо.

Правонарушения в статье 19.16 КоАП обозначаются, как нарушения с неосторожной формой вины, приём проступок признаётся произошедшим по небрежности.

2) против общественной жизни – посягают на окружающую природную среду, памятники истории и культуры (незаконная порубка деревьев, засорение лесов бытовыми отходами); на общественный порядок (мелкое хулиганство, занятие проституцией);

3) против государства – правонарушения в области промышленности, использования электроэнергии (расточительство), на транспорте и в области дорожного хозяйства и связи (нарушение водителями правил дорожного движения, безбилетный проезд), правонарушения, посягающие на установленный порядок управления (проявление неуважения к суду, злостное неповиновение законному требованию работника милиции и др.)

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, которая определяет обязанности субъекта претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.

Особенности административной ответственности:

1) основанием административной ответственности является административное правонарушение;

2) субъектами административной ответственности могут быть физические, юридические и должностные лица;

3) административные наказания являются мерой административной ответственности и применяются за совершение административных правонарушения;

4) административные наказания налагаются полномочными субъектами на неподчиненных им субъектов, совершивших административное правонарушение;

5) применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы;

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1. Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

2. Административный штраф является денежным взысканием в пользу государства.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда.

3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения - их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей.

Правонарушение — это общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу.

  • выражается в действии или бездействии;
  • правонарушениями не могут быть мысли, чувства людей пока они не выразились в конкретных противоправных действиях;
  • правонарушения противоречат нормам права и совершаются вопреки им;
  • совершаются только людьми;
  • правонарушением признаётся только виновное поведение субъектов права;
  • носит общественно опасный характер;
  • правонарушение влечёт за собой применение к правонарушителю мер государственного воздействия.

1. Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью. Проступки — обобщённое название видов правонарушений, имеющих меньшую общественную опасность по сравнению с преступлением.

  • административные проступки — противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие должностного лица, посягающее на личность, права и свободы человека и гражданина, здоровье и санитарно-биологическое благополучие населения, общественную нравственность, окружающую среду, установленный порядок осуществления государственной власти, общественный порядок и общественную безопасность, собственность, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общество и государство, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
  • дисциплинарные проступки — противоправное, виновное неисполнение, или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, влекущее за собой применение дисциплинарного или общественного воздействия, а также иных мер правового воздействия, предусмотренных в законодательстве о труде.
  • гражданские проступки — правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и таких неимущественных отношений, которые представляют для человека духовную ценность (честь, достоинство, авторство) К числу таких правонарушений принадлежит неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда.

2. Преступление - общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещённое Уголовным кодексом под угрозой наказания. Отличительной чертой преступления является значительная общественная опасность.
По сравнению с другими правонарушениями преступления причиняют более тяжкий вред личности, обществу, государству.

  • преступления против личности;
  • преступления в сфере экономики;
  • преступления против общественной безопасности и общественного порядка;
  • преступления против государственной власти;
  • преступления против военной службы;
  • преступления против мира и безопасности человечества.
  • преступления небольшой тяжести;
  • преступления средней тяжести;
  • тяжкие преступления;
  • особо тяжкие преступления.

↑ Понятие юридической ответственности

Юридическая ответственность — это негативная реакция государства на совершённое правонарушение и применение к правонарушителю мер государственного воздействия, предполагающих лишения личного или материального характера.

  • защита норм права от их нарушения;
  • воспитание граждан в духе уважения к праву;
  • восстановление социальной справедливости;
  • предупреждение совершения противоправных деяний.

1. Уголовная ответственность
2. Административная ответственность
3. Гражданско-правовая ответственность
4. Дисциплинарная ответственность
5. Материальная ответственность.

1. Уголовная ответственность.
Налагается за совершение (а также подготовку и покушение на совершение) преступления, предусмотренного нормами уголовного права. Она всегда носит личный характер. Это наиболее суровый вид юридической ответственности, влекущий судимость гражданина.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрен общий минимальный возраст уголовной ответственности 16 лет.
В части 2 статьи 20 УК РФ перечисляются составы преступлений, по которым устанавливается пониженный до 14 лет возраст уголовной ответственности.

В соответствии со статьей 15 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетние в возрасте от 11 лет на основании постановления судьи могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, если они не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность.Данная мера не является мерой уголовной ответственности. Цель пребывания в данном учреждении — обеспечить психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию несовершеннолетнего, скорректировать его поведение и адаптировать к жизни в обществе.

  • штраф;
  • исправительные работы;
  • ограничение свободы;
  • принудительные работы;
  • арест;
  • лишение свободы на определённый срок вплоть до пожизненного лишения свободы и др.
  • предупреждение,
  • административный штраф,
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • дисквалификация;
  • обязательные работы.

4. Дисциплинарная ответственность.
Применяется за нарушение норм трудового права. Лицо, совершившее правонарушение, подчинено должностному лицу или органу, налагающему ответственность.

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.
  • карательная;
  • правовосстановительная (компенсаторная);
  • предупредительная;
  • воспитательная;
  • регулятивная.

1. Законность
Точная и строгая реализация правовых предписаний: привлекать к юридической ответственности могут только компетентные органы в строго установленном законом порядке и на предусмотренных законом основаниях.
2. Справедливость
Нельзя назначать уголовное наказание за проступки. Закон, устанавливающий ответственность или усиливающий её, не имеет обратной силы. Если вред, причинённый нарушителем, имеет обратимый характер, юридическая ответственность должна обеспечить его восполнение. За одно нарушение возможно лишь одно наказание. Ответственность несёт тот, кто совершил правонарушение. Вид и мера наказания зависят от тяжести правонарушения.
3. Неотвратимость наступления
Если за то или иное деяние должны последовать меры государственного принуждения, то без законных оснований никто не может быть освобождён от ответственности и наказания ни под каким предлогом.
4. Целесообразность
Ответственность наступает неотвратимо, потому что она целесообразна. Недопустимо освобождение нарушителя от ответственности без законных оснований под предлогом тяжести, целесообразности, эффективности, политических, идеологических и других неправовых мотивов
5. Индивидуализация наказания
Обеспечивается возможностью избрания различных средств правового воздействия с учётом характера и степени общественной опасности совершённого противоправного деяния, личности виновного, обстоятельств, предусмотренных законом в качестве смягчающих или отягчающих ответственность и др.
6. Ответственность за вину
Ответственность может наступать только при наличии вины правонарушителя, которая означает осознание лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и вызванных им последствий. Если лицо невиновно, то, несмотря на тяжесть деяния, оно не может быть привлечено к ответственности. Вместе с тем в исключительных случаях нормы гражданского права допускают ответственность без вины, т. е. сам факт совершения противоправного, асоциального деяния (например, организация или гражданин — владелец источника повышенной опасности — обязаны возместить ущерб, причинённый этим источником)
7. Недопустимость удвоения ответственности
Недопустимо сочетание двух и более видов юридической ответственности за одно правонарушение. Это не означает, что за преступление нельзя назначить и основное, и дополнительное наказание. Однако за одно преступление виновный может быть наказан только один раз

Знаете ли Вы, что административная ответственность за совершенное правонарушение наступает только в том случае, если по своему характеру это нарушение не влечет уголовную ответственность? Об этом, а также о других вопросах в области административных правонарушений рассказано в этой статье.

Алексеев Сергей Артёмович — автор статьи

Административное правонарушение

Административным правонарушением признается противоправное действие либо бездействие лица, за которое законодательством об административных правонарушениях (КоАП РФ либо иным нормативно-правовым актом РФ) предусмотрена ответственность. Объектами правонарушения могут выступать как общественная нравственность или порядок, так и собственность и здоровье населения, а также другое.

Важно! Правонарушение признается административным тогда, когда оно не влечет уголовную ответственность. От преступления правонарушение отличается тем, что не обладает признаками общественной опасности в том смысле, в котором они содержатся в уголовном законодательстве. Однако, некоторые деяния могут признаваться как правонарушением, так и преступлением, например, нарушение авторского права или хищение.

Признаки административных правонарушений:

  • действие или бездействие физического или юридического лица;
  • виновность — деяние может быть признано административным правонарушением только если оно совершено умышленно или по неосторожности;
  • противоправность — деяние может быть признано административным правонарушением только если были действительно нарушены нормы права разных отраслей: административного, финансового, трудового и других;
  • наказуемость деяния — наступление административной ответственности.

Виды административных правонарушений

Классификация видов административных правонарушений включает два основных критерия:

  • объект посягательства — собственность, общественный порядок, нравственность и т.д;
  • направленность деяния на отдельную отрасль государственного управления (экологию, сельское хозяйство, торговлю, промышленность и другое).

На основе указанных критериев КоАП РФ объединяет виды административных правонарушений в следующие группы:

Важно! Причинение лицом вреда вследствие крайней необходимости не может быть признано административным правонарушением, поскольку деяние совершалось для устранения опасности, если эта опасность не могла быть предотвращена иным способом.

Ответственность за административные правонарушения

Совершение лицом правонарушения есть основание для применения мер ответственности, которыми являются административные наказания. Всего административное законодательство в соответствии с ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ подразумевает несколько видов наказаний, среди которых основными являются:

Административные правонарушения: понятие и протоколирование

Административное правонарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, к признакам административного правонарушения относится виновность (в виде умысла или по неосторожности), действие или бездействие, общественная вредность, противоправность и наказуемость.

Умысел: гражданин А задумал украсть деньги и осуществил задуманное, похитив у прохожего определенную сумму.

Неосторожность: гражданин А не следовал правилам техники безопасности, из-за чего произошло возгорание в помещении.

Действие: гражданин А проехал на запрещенный сигнал светофора.

Бездействие: гражданин А уклоняется от службы в армии.

Правонарушение должно быть обязательно зафиксировано документально. Для этого составляется протокол. Документ строится определенным образом. Протокол об административном правонарушении содержит:

  • дату и место составления протокола,
  • фамилию и инициалы составителя, его должность,
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело о нарушении,
  • информацию о свидетелях и потерпевших – их ФИО и адреса,
  • место, время совершения правонарушения,
  • статью Кодекса или закона РФ, которая предусматривает несение административной ответственности за правонарушение,
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица,
  • другую информацию для разрешения дела.

Что входит в состав административного правонарушения

Следующие 4 пункта описывают административное правонарушение. Это описание помогает верно определить наказание.

  1. Объект. Включает общественные отношения, урегулированные нормами права, на которые посягает административный проступок.
  2. Объективная сторона. Описание конкретного деяния (бездействия), его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями.
  3. Субъект правонарушения. Физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого (в России — 16-летнего) возраста или юридическое лицо.
  4. Субъективная сторона. Подразумевает психическое отношение к деянию и последствиям. В зависимости от этого вина может классифицироваться как прямой или косвенный умысел, самонадеянность или небрежность.

Административная ответственность распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Если лицо во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, то административная ответственность на него не распространяется.

Виды административных правонарушений

Классифицировать правонарушения можно по объекту посягательства. Тогда выделяется 5 групп посягательств:

  1. Имущественные.
  2. На права и свободы граждан.
  3. На порядок управления государством.
  4. На общественный порядок.
  5. На окружающую среду, культурные и исторические памятники.

Виды административных взысканий

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Виды административных взысканий за санитарные правонарушения

К санитарным правонарушениям относится несоблюдение законов, действующих в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Наказание за подобное нарушение предусматривается в том случае, если была установлена ваша вина и не важно, совершили ли вы противоправное деяние умышленно или нечаянно.

В главе 6 кодекса об административных правонарушениях указаны наиболее распространенные случаи административных правонарушений. Они касаются нарушений:

  • санитарных правил, гигиенических нормативов,
  • мероприятий по предотвращению возможных нарушений,
  • эксплуатации жилых и нежилых помещений, сооружений, общественного транспорта,
  • обеспечения питьевой водой;
  • захоронения отходов;
  • организации питания населения.

Перечень нарушений имеет ряд тонкостей, которые в большинстве касаются юридически лиц. В области торговли это затрагивает размещение и оборудование торговых точек – вентиляция, отопление, хранение продуктов и инвентаря.

К ответственности за административные правонарушения привлекаются не только должностные лица. Физические и юридические лица также несут ответственность за запрещенные деяния.

В качестве мер ответственности по законодательству к субъектам могут быть применены предупреждение и штраф. Штраф назначает главный санитарный врач или его заместитель.

Наказанием также может выступать дисциплинарная ответственность для должностных лиц и работников предприятия. В зависимости от нарушений назначается отстранения от работы, освобождения от занимаемой должности, увольнение.

Главный санитарный врач или его заместитель определяет меру наказания. Привлечь к ответственности – обязанность руководителя предприятия. К исключениям относятся ситуации, когда характер общественной опасности выявленного санитарного правонарушения не свидетельствует о наличии деяний, запрещенных административным или уголовным законодательством.

Сколько времени дается на уплату штрафа

Если нарушение не влечет за собой серьезных последствий, то самое распространенное наказание – штраф. Информация о сумме и периоде уплаты должна быть указана в постановлении.

По кодексу РФ об административных правонарушениях штраф должен быть погашен в течение 60 суток с момента вступления постановления в законную силу. В некоторых случаях предусмотрена отсрочка платежа.

Если штраф не погашен в отведенное на это время, то его размер может быть удвоен. Если у виновного лица нет возможности погасить штраф, наказание может быть заменено на обязательные работы или 15 суток ареста.

Срок давности по административным правонарушениям

Срок привлечения к ответственности исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

По общему правилу, установленному ст. 4.5 КоАП, срок давности – 2 месяца. Когда решение о привлечении к ответственности выносит судья, срок увеличивается до 3-х месяцев. Категория правонарушений, у которой есть особенности в выявлении и доказывании, имеет иной срок давности. Привлечение к ответственности за такие правонарушения может происходить в течение года. За коррупционные правонарушения лицо привлекается к ответственности в течение 6-ти лет со дня их совершения.

Для правонарушений длящегося характера срок давности определяется днем обнаружения нарушения.

Течение срока давности может быть приостановлено. Это возможно в том случае, если необходимо передать дело для рассмотрения по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Гражданин А нарушил правила дорожного движения не в районе или области проживания. Он имеет право на рассмотрение материалов дела в суде по месту жительства. Время, затраченное на пересылку документов из одного суда в другой, не входит в сроки давности привлечения к административной ответственности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: