В каком году был заключен мирный договор о разделении древнерусского государства

Обновлено: 04.12.2023

Древняя Русь занимала заметное место на политической карте Европы. Кто соседствовал с государством восточных славян?

Кочевые народы

С южной и юго-восточной стороны Русь постоянно сталкивалась с кочевыми народами, представленными тюркоязычными племенами — хазарами и булгарами, позднее с печенегами и половцами. На юге находилась и Византия, которая сыграла огромную роль в становлении и развитии Древнерусского государства. Русско-византийские отношения IX — XI веков — это и мирные экономические, политические, культурные связи, и острые военные столкновения. С одной стороны, Византия была удобным источником военной добычи для славянских князей и их дружинников. С другой, — византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в Причерноморье, а затем попыталась превратить Русь в вассала Византии, особенно при помощи христианизации. Вместе с тем существовали постоянные экономические и политические контакты. Свидетельством этому служит существование постоянных колоний русских купцов в Константинополе. Договор князя Олега с Византией предусматривал льготные условия торговли для русских купцов, решение правовых и военных вопросов. Торговый обмен с Византией находит отражение в большом количестве византийских вещей, найденных на территории нашей страны.

Византийская империя

Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839год.jpg

После христианизации культурные связи с Византией усилились. Русские дружины, переплывая на кораблях Черное море, совершали набеги на прибрежные византийские города, а Олегу удалось даже взять столицу Византии — Константинополь (по-русски — Царьград). Менее удачным был поход Игоря. Русские прошли черноморское побережье от Босфора до Пафлагонии. Флот князя был разгромлен флотом паракимомена патрикия Феофана. Второй поход на Византию произошел в 944 году. Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих соглашений 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю.

Во второй половине X века наблюдается некоторое русско-византийское сближение. Поездка княгини Ольги в Константинополь, где она была дружески принята императором, укрепила отношения между двумя государствами. Византийские императоры иногда использовали русские дружины для войн со своими соседями.

Территориальное деление Византийской Империи в 1025 году.

Новый этап отношений Руси и с Византией, и с другими соседними народами приходится на время княжения Святослава, который проводил активную внешнюю политику. Великий князь вступил в столкновение с могущественным Хазарским каганатом, некогда взимавшим дань с территории южной Руси. Уже при Игоре, в 913, 941 и 944 годах, русские дружинники совершали походы против Хазарии, добившись постепенного освобождения вятичей от уплаты дани хазарам. Решающий удар каганату нанес Святослав, разгромив главные города государства и захватив его столицу Итиль. Разгром Хазарии привел к образованию из русских поселений на Таманском полуострове Тмутараканского княжества и к освобождению из-под власти каганата волжско-камских болгар, которые сформировали после этого свое государство.

Булгария

Достаточно много сведений сохранилось о внешнеполитических связях Булгарского эмирата с Русью и древнерусскими княжествами. Судя по летописям, мирное сотрудничество между ними нередко нарушалось военными столкновениями, которые возникали обычно из-за несовпадения интересов сторон в сфере внешней торговли. В течение Х столетия Киевская Русь организовала четыре военных похода на Булгарский эмират — в 977, 985, 994 и 997 годах. Ответных действий булгары не предпринимали. Результатом похода 985 года стало заключение мирного договора между Русью и Булгарией, который был рассчитан на вечные времена. Стороны решили, что «толи не буди мира межи нами, оли же камень начнеть плавати, а хмель грязнути». Тем не менее, небольшие походы в пределы Булгарии продолжались.

В 986 и 987 годах летописцы сообщают о визите булгарских послов-миссионеров в Киев и русских послов в Булгарию по вопросу выбора веры накануне принятия Владимиром Святославичем новой религии. Мусульманская вера, которую предлагали булгары, князю не понравилась, и он принял христианство.

В начале XIII века продолжалось противостояние Волжской Булгарии и Владимиро-Суздальского княжества на торговых путях. В 1205 году состоялся поход Всеволода Юрьевича на булгар, а в 1218 году булгары совершили ответный поход на Устюг. В 1220 году состоялся последний перед монгольским нашествием масштабный поход русских дружин на город Ошель, который был сожжен и разграблен. В те же годы булгары предприняли ряд настойчивых попыток «с мольбою великою, и с дары многими и с челобитьем» заключить мирный договор с русскими, который был подписан в 1221 году, а в 1229 году был продлен еще на шесть лет. Это было очень важно ввиду нависшей над страной опасности вторжения монгольских войск с Востока.

Для ослабления русского влияния в Болгарии Византия использовала печенегов. Этот тюркский кочевой народ впервые упоминается в русской летописи 915 года. Первоначально печенеги кочевали между Волгой и Аральским морем, а затем под давлением хазар перешли Волгу и заняли Северное Причерноморье. Главным источником богатства печенежской племенной знати были набеги на Русь, Византию и другие страны. То Руси, то Византии время от времени удавалось «нанимать» печенегов для нападений на другую сторону. Так, во время пребывания Святослава в Болгарии они, видимо по наущению Византии, совершили набег на Киев. Святославу пришлось срочно возвращаться, чтобы разгромить печенегов, но вскоре он снова отправился в Болгарию, где началась война с Византией. Русские дружины сражались ожесточенно и храбро, однако силы византийцев слишком превосходили их по численности. В 971 году был заключен мирный договор: дружина Святослава получила возможность вернуться на Русь со всем своим вооружением, а Византия удовлетворялась обещанием Руси не совершать нападений.

По дороге, на днепровских порогах, видимо, получившие от Византии предупреждение о возвращении Святослава печенеги напали на него. Святослав погиб в бою, а печенежский князь Куря, по летописному преданию, сделал из черепа киевского князя чашу и пил из нее на пирах.

Печенеги убивают Святослава Игоревича.jpg

Новая стадия русско-византийских отношений приходится на время княжения Владимира и связана с принятием Русью христианства. Незадолго до этого события византийский император Василий II обратился к Владимиру с просьбой помочь вооруженными силами в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который захватил Малую Азию, угрожал Константинополю и претендовал на императорский престол. В обмен за помощь император обещал выдать за Владимира замуж свою сестру Анну. Шеститысячная дружина киевского князя помогла подавить восстание, причем сам Варда Фока был убит. Однако император не спешил с обещанным браком, который имел важное политическое значение. Византийские императоры занимали самое высокое место в феодальной иерархии тогдашней Европы, и женитьба на византийской принцессе резко поднимала международный престиж Русского государства. Чтобы добиться выполнения условий договора, Владимир осадил центр византийских владений в Крыму — Херсонес (Корсунь) и взял его. Императору пришлось выполнить свое обещание. Только после этого Владимир принял окончательное решение креститься. Русь стала в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Европы.

Половцы, они же кыпчаки или куманы, — тоже тюркская народность, еще в X веке жившая на территории северо-западного Казахстана. В середине X века половцы двинулись в степи Северного Причерноморья и Кавказа. После того как они вытеснили печенегов, под их властью оказалась огромная территория, которую называли Половецкой степью, или Дешт-и-Кыпчак. Она простиралась от Сырдарьи и Тянь-Шаня до Дуная. Впервые половцы упоминаются в русских летописях в 1055 году, а в 1061 году произошло первое столкновение с ними: «Придоша половци первое на Русьскую землю воевать». Вторая половина XI — XII века — время борьбы Руси с половецкой опасностью.

Династические браки: политика Ярослава Мудрого

Одновременно с Византией Русь завязывала политические отношения с Западной Европой. Это взаимодействие нашло отражение в династических связях русских князей. Так, Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля Олафа Ингигерде. Дочь Ярослава Анна была замужем за французским королем Генрихом I, другая дочь, Елизавета, стала супругой норвежского короля Харальда III. Венгерской королевой была третья дочь — Анастасия. Внучка Ярослава Мудрого Евпраксия (Адельгейда) была женой германского императора Генриха IV. Один из сыновей Ярослава Всеволод был женат на византийской принцессе, другой сын Изяслав — на польской. Среди невесток Ярослава были также дочери саксонского маркграфа и графа Штаденского.

Особенно интенсивными связи с Западной Европой стали во второй половине XII — начале XIII века. Они выражались в том, что страны обменивались изделиями прикладного искусства, а в результате и определенными техническими навыками. Взаимодействие культур осуществлялось через торговлю и через дары посольств, через иноземных мастеров-ремесленников, которых нередко приглашали на Русь из Западной Европы, чаще всего из Германии. На Руси были распространены такие поделки западных мастеров, как бронзовое литье, чаши, ювелирные изделия, резьба по кости, в том числе ларцы. Предметы древнерусского художественного ремесла, в свою очередь, попадали на Запад.

С середины XI века на Русь стали проникать отдельные элементы романской архитектуры, господствовавшей в XI — XIII веках не только в Западной Европе, но и в целом культурном круге, который охватывал Кавказ, Балканы, а также Польшу, Чехию, Венгрию — близких соседей Древнерусского государства. Влияние романского стиля проявлялось во внешнем оформлении отдельных возводимых на Руси построек, использовались в архитектуре такие элементы, как аркатурные пояса, позднее группы полуколонн и пилястр, иногда с резными капителями и консолями, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы, причудливая каменная резьба на внешней поверхности стен.

Культурное общение Древней Руси со странами Западной Европы шло и по линии литературных и фольклорных связей. Через паломников и путешественников поддерживалось взаимодействие по линии церковных отношений, которые до раздела церквей в 1054 году были достаточно прочными. Однако после попыток папства «обратить» Русь в католическую веру, отношения с Западом стали более ограниченными, чем с Византией, но все-таки оставили определенный след в русской культуре.

В 1024 году летом рядом с городом Лиственом, возле которого находится Чернигов, состоялось ожесточенное сражение между двумя последними претендентами на киевский престол – братьями Мстиславом и Ярославом. Битва шла ночью во время страшной грозы. Кромешную тьму прорезали молнии. Мстислав ударил по флангам войска Ярослава, дружинники которого бросились врассыпную.

Утром тмутараканский князь прошелся по полю, где еще несколько часов назад происходило сражение. Повсюду лежали убитые варяги и северяне черниговцы. Выжившие воины Мстислава услышали от своего князя характерную для дружинных вождей того времени фразу: «Кто сему не рад? Се лежит северянин, а се варяг, а дружина своя цела».

Битва при Листвене. 1024. Миниатюра Радзивилловской летописи

Путь к миру

Разбитому Ярославу пришлось спешно возвращаться в Новгород. Он думал, что теперь Мстислав займет киевский великокняжеский престол и начнет вести с ним междоусобную войну. Но тмутараканский князь отправил к Ярославу своих послов, которые предложили ему вернуться в Киев, как старшему брату, а Мстиславу отдать земли, расположенные на Левобережье Днепра.
Тмутараканский князь был трезвым политиком. Ему не хотелось воевать с родным братом. Кроме того, он знал, что Ярослав еще может собрать большое войско. Через два года после битве при Листвине новгородская дружина Ярослава пошла на Киев, но битвы на этот раз не случилось, так как все устали от войн.

Городецкий договор

Мстислав и Ярослав лично встретились под Городцом, куда они пришли со своими воинами. Разговор между ними шел на равных. В итоге они пришли к общему решению и разделили Русь по Днепру. Ярославу достались правобережные земли (Новгород, Волынь, Киев), а Мстиславу – весь левый берег (Ростов, Суздаль, Вятка, Радимичи, Переяслав, Чернигов). Многолетнее вооруженное противостояние между братьями за владение землями, ранее принадлежавшими их отцу Владимиру Святославичу, было завершено. На Руси наступил мир, а междоусобные войны прекратились.

Раздел Руси по Днепру между Ярославом Мудрым и его братом Мстиславом

Мирный договор, заключенный под Городцом, это знаменательная веха в истории Древней Руси. Первый раз наследники великокняжеского престола пришли к мировому соглашению, используя политические средства. Они не опирались на старшинство и отказались убивать друг друга в междоусобных войнах. Ярослав и Мстислав мирно разделили между собой отцовское наследство, заключив двухстороннее соглашение, может быть даже письменное, отказавшись от родового принципа, гласящего, что младший брат должен слушать старшего. Впервые правящая элита Руси нашла политическое согласие, основанное на христианских государственно-правовых нормах. Теперь князья давали не языческую клятву на оружии, а целовали крест.

Соперничество между Ярославом и Мстиславом перешло в культурно-религиозную плоскость

Древняя Русь вела не только войны, но и активно торговала со своими соседями. Первые международные договоры древнерусского государства относятся к периодам торговых отношений с Византией.

Документарные подтверждения международных отношений дошли до нас в составе летописного свода «Повесть временных лет». Точные датировки включения договоров в ПВЛ неизвестны, в первую очередь, из-за того, что сама «Повесть» — компиляция из нескольких источников; до сих пор не установлена точная дата ее создания.

 договоры между Русью и Византией

Итак, известные нам договоры между Русью и Византией относятся к 907, 911, 944, 971 и 1043 годам.

Особенности договоров между Русью и Византией

Русь и Византия то воевали, то торговали. Порой мирные соглашения существовали только на бумаге, а фактически две страны находились в состоянии «холодной войны». Что же представляют из себя дошедшие до наших дней источники?

  • Договор 907 года. Фактический текст отсутствует, некоторые историки предполагают, что это своеобразная подготовка к заключению договора 911 года. Все, что дошло до наших дней – это летописная конструкция;
  • Договор 911 года. Заключен 2 сентября, после успешного похода князя Олега на Византию. Договор устанавливал порядок выкупа пленных, наказания за преступления, изменял береговое право. Договор был заключен в пользу Руси и не нравился византийской знати и купечеству;
  • Договор 945 года. Заключен после неудачных военных походов князя Игоря на Византию. По новому договору русские теряли часть своих льгот и привилегий в Византии. Так, русские купцы, желающие пользоваться льготами 911 года, были обязаны пользоваться княжескими грамотами. Кроме того, устанавливался ряд ограничений для торговли. Русь больше не могла заявлять права на византийские владения в Крыму, а также размещать свои заставы в устье Днепра. Кроме того, дружина русского князя должна была помогать Византии в ее войнах;
  • Договор 971 года. Заключен по итогу русско-византийской войны 970-971 гг. Русские войска потерпели поражение под Доростолом, и князь Святослав Игоревич был вынужден заключить договор с византийским императором Иоанном Цимисхием. По договору Русь обязалась не вести войн против Византии и не подталкивать к нападению другие страны. Как и в договоре 945 года, был предусмотрен пункт о помощи Византии в случае военных стычек;
  • Договор 1043 года. Заключен по итогу очередной русско-византийской войны, снова не в пользу проигравшей Руси.

 договоры между Русью и Византией

Таким образом, все договоры между Русью и Византией являются не только ценным источником международного права, но и позволяют проследить процесс формирования русского государства и его отношений с ближайшими соседями.

Под стенами Царьграда в 907 году произошло доселе невиданное историческое событие, могущественная Византия была вынуждена, согнувшись в поклоне, покорно просить мира у Олега-правителя, совершенно неожиданно для греков ставшего во главе языческой русской империи Рюриковичей.

Олег потребовал от Византии за мир огромные деньги - 12 гривен на каждого воина, а также дань каждому городу Руси, где он правил. Если отвлечься от фантастических летописных вымыслов о 2000 судах Олега на каждом из которых находилось по 40 "мужей", то реально кораблей было на порядок меньше, на которых находилось около 10 тыс. воинов и еще примерно столько же пришло по суше. Получается, что греки заплатили Олегу в целом до 50 тонн дани серебром. По мнению Н.М. Карамзина: "Олег, соблюдая обычай скандинавов и всех народов германских, долженствовал разделить свою добычу с воинами и полководцами, не забывая и тех, кто оставались в России"[История государства российского. - М., 2004, т. I, гл. V, с. 48].

Дань Олегу была столь велика, что он повелел сшить из греческой драгоценной паволоки [1] паруса для своих русских кораблей, но сопровождающие его корабли славянских союзников остались при своих старых парусах сшитых из волокон крапивы.

Вторым, не менее важным итогом похода Олега, стало установление новых, долговременных торгово-экономических отношений, выгодных для Руси в ее связях с Византией. Русских послов и торговых людей греческий император был обязан содержать за свой счет на полном довольствии до шести месяцев, а также обеспечить им средства на обратный путь, включая ремонт, оснащение судов и все, что им было необходимо.

Переговоры об условиях мирного договора между Олегом и византий­скими императорами Львом VI и его братом Александром (миниатюра из Радзивилловской летописи)

Переговоры об условиях мирного договора между Олегом и византий­скими императорами Львом VI и его братом Александром (миниатюра из Радзивилловской летописи)

По летописцу, греки и русские поклялись отныне соблюдать мир между собой. Византийские цари Леон и Александр клялись христианским крестоцелованием, а полководцы и воины Олега, по Русскому закону, клялись оружием и языческими богами дружинным Перуном и народным Велесом [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, с. 31].

Присяга воинов Олега оружием и богом Перуном; утверждение мирною договора Олега с греками (миниатюра из Радзивилловской летописи)

Присяга воинов Олега оружием и богом Перуном; утверждение мирною договора Олега с греками (миниатюра из Радзивилловской летописи)

По летописцу, Олег повесил свой щит на вратах Царьграда «показуа побѣду». У скандинавов поднятый щит символизировал примирение. Так, в «Саге об Стюрлауге», в частности, сообщается: «Стюрлауг велит тогда поднять щит мира и идет к Альдейгьборгу» [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Т.Н. Джаксон и др.) т. V.– М.,2010, с. 276].

По летописцу, помимо огромной дани для своего войска, Олег потребовал от греков "уклады" (целевую дань) на Русские города под его началом: первое на Киев, затем на Чернигов, Переяславль, Полоцк, Ростов, Любечь и другие города, где сидели местные великие князья подчиненные Олегу: " И приде Олегъ к Киеву, неся злато и паволоки, и овощи, и вина, и всякое узорочье" [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, с. 30-31].

Однако, по данным археологии, в Киеве времен Олега-правителя царила полная нищета и никаких особых улучшений не отмечено, а города, которые перечисляет летописец - Чернигов, Переяславль, Полоцк, Ростов, Любечь - практически не существовали, в лучшем случае являя собой некие племенные поселения, в которых по определению не могли сидеть летописные "великие князья" феодального типа.

Весьма характерно, что Олег получив окуп с греков на города Руси, не вложил никаких средств в их обустройство, в том числе Киева, и это понятно, ведь он на южной окраине своих владений не жил. Олег обустраивал те места, от которых реально зависело его могущество, где он в действительности жил и властвовал. Так при Олеге в Ладоге, как родовой резиденции Рюриковичей, возводится первая на территории Руси каменная стена вокруг всей крепости [2] и при входе в нее некое подобие сторожевого строения.

Следует отметить и то. что в греческих источниках вообще нет никаких свидетельств о приходе войск Олега под стены Царьграда. Комментируя уровень исторической достоверности похода Олега, Н. М. Карамзин соглашается с возможностью баснословия типа народной сказки в летописном описании подробностей, "но, главное обстоятельство, что Олег ходил к Царьграду и возвратился с успехом , кажется достоверным" [История государства российского -М.,2004, т. I, гл. V, с. 48].

По Карамзину, следствием удачного похода на Олега Царьград, явилось возникновение в народе легенды о Вещем, т. е. мудрым Олеге [Там же]. По летописцу свой вещий, проницательный дар предвидения Олег показал уже в начале переговоров с греками о мире, разгадав их коварный замысел с отравленным вином и яствами, которые они предложили Олегу и его воинам [3]. Греки были потрясены его прозорливостью: "рѣша: нѣстъ се Олегъ, но святой Дмитрей [4], послан на ны отъ Бога" [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, с. 30].

Следующим проявлением мудрости Вещего Олега стало его решение словесный договор 907 года о мире с Византией, закрепленный религиозными клятвами, для надежности оформить в письменном виде. Через четыре года Олег отправил в Византию посольство в составе своих ближайших сподвижников к греческим императорам, чтобы юридически точно письменно закрепить мир с греками.

Если говорить о содержании ДОГОВОРА РУССКИХ С ГРЕКАМИ, то весьма знаменательна его преамбула: "Мы от роду Русского Карл, Ингелот, Фарлов, Веремид, Рулав, Гуды, Руальд, Карн, Флелав, Рюар, Актутруян, Лидулфост, Стемид, посланные Олегом, Великим Князем Русским". Карамзин пишет по этому поводу: "Надобно также приметить, что между именами четырнадцати вельмож, употребленных великим князем для заключения мирных условий с греками, нет ни одного славянского. Только варяги, кажется, окружали наших первых государей и пользовались их доверенностью, участвуя в делах правления" [с. 49, 51]. Таким образом, по тексту договора прямо следует, что варяги рода Руси имели не славянские имена, но имена западноевропейские или скандинавские . Это были конунги норманнов, сподвижники Олега и Рюрика.

Еще раз касаясь соотношения понятий варяги и норманны, приведем суждение Н.М. Карамзина по этому поводу: "Прежде всего решим вопрос, кого именует Нестор варягами? Мы знаем, что Балтийское море издревле называлось в России Варяжским : кто же в сие время - то есть в IX веке - господствовал на водах его? Скандинавы, или жители трех королевств: Дании, Норвегии и Швеции, единоплеменные с готфами. Они, под общим именем норманнов или северных людей , громили тогда Европу [с. 24].

В текст ДОГОВОРА РУССКИХ С ГРЕКАМИ летописец внес правки по своему разумению, исходя из политической реальности своего времени. Речь идет о титуловании Великим Князем Русским Олега, типичным для XI века, но никак не для начала X века. Киевские князья присвоили себе титул Великих лишь после Любечского съезда в 1097 году.

Сомнительно и само титулование летописцем Олега Князем. Понятно, что во времена Нестора, он видел вокруг себя князей разного уровня значимости и каких-либо иных названий не мог себе помыслить. Однако, Олег принял всю полноту власти не на основании правил феодальной иерархии, а по обычаям родоплеменного строя, как старший в роде Руси. Поэтому, совершенно правильно, к примеру, титулование Карамзиным Олега правителем. Известно и другое его летописное имя - Вещий Олег. Само название первый Князь Олег выглядит очевидно несуразно и не прижилось в русской исторической традиции.

ДОГОВОР РУССКИХ С ГРЕКАМИ, прежде всего, отныне утверждал между ними мир и дружбу и описывал юридическую процедуру решения взаимных обид и ссор. По договору русские и греки должны были оказывать друг другу помощь в случае стихийных бедствий мешающих торговле. Виновных и преступников следовало высылать на суд в их отечество для наказания, даже если они не хотят возвращаться. Это касалось как русских, так и греков.

Особо регламентировались вопросы торговли рабами. Так, в случае обнаружения на рынке работорговли русских или греческих пленных рабов, их следовало немедленно выкупить, освободить и возвратить в отечество. Если русский раб сбежит, будет украден или отнят под видом продажи, то хозяин может везде искать и взять его, а кто противится обыску считается виновным. По Н. М. Карамзину, рабами у русских становились пленные, взятые на войне, и те, которых купили как рабов у других народов и племен, а также, собственные преступники, законным образом лишенные свободы [с. 50].

По договору русские и греки заключали между собой тесный военно-политический союз. Так, греки могли свободно брать русских наемников на службу императорам. Русские воины могли приходить сами с оружием и оставаться в земле Греческой сколько им будет нужно. В случае их гибели, их имущество и средства должны передаваться на Русь ближним родственникам или наследникам по завещанию.

ДОГОВОР РУССКИХ С ГРЕКАМИ письменно заключался в двух экземплярах "хартиях". Царь Греческий [5] подписал и поклялся святым крестом на "хартии", предназначенной для передачи Олегу, а послы Русские поклялись на другом экземпляре "хартии" за себя и за всех Русских, исполнять утвержденные главы мира между Русью и Греками. Дата подписания договора - 2 сентября 911 года.

По мнению Н. М. Карамзина, договор мог быть написан на греческом и славянском языке. К тому времени на Руси уже выросло второе поколение варягов живших и властвующих на землях восточных славян, знавших и понимающих славянскую речь, тех варягов, для которых скандинавский язык уже стал неким анахронизмом. С другой стороны, при дворе и войске греческом находились славяне, возможно, знакомые с глаголицей или кириллицей изобретенной специально для славян греками Кириллом и Мефодием. Н.М. Карамзин пишет: "в то самое время, когда император Александр подписывал мир с Олегом, первыми любимцами его были два славянина именем Гаврилолопул и Василич: последнего он даже хотел сделать своим наследником. Условия мирные надлежало разуметь и грекам, и варягам, первые не знали языка норманнов, но славянский был известен и тем и другим" [с. 50].

[1] Дорогой ткани из шелка, иногда шитой золотом. Способ изготовления шелка и личинки шелкопряда греки украли у китайцев – Авт. [2] Эта стена высотой около 2 м сохранилась до наших дней - Авт.

2 сентября 911 г. был подписан мирный договор между Русью и Византией . Он является самым древним источником русского права и содержит нормы Закона Русского. Его написали на двух языках – на греческом и старославянском, но греческий текст не сохранился. Также он упоминается в «Повести временных лет» , созданной в Киеве в 1110-х гг.

История

Как известно, отношения с Византийской империей были очень важны для Древней Руси. Возможно, уже в первой половине IX в . русских флот совершал набеги на византийские города. Наиболее подробно в греческих источниках описано нападение на Константинополь, но точные годы до сих пор неизвестны.

В 860-х гг. между Византией и Русью были союзные отношения , одним из главных свидетельств этого является послание константинопольского патриарха Фотия. К миру привело улучшение внешней политики Руси. В 839 г. в Византию прибыли некие «просители мира» от южных соседей нашей родины, которых направил их хан. Также улучшила ситуацию и первая попытка христианизации Руси. Однако значительных последствий она не имела, так как после захвата Киева князем Олегом были уничтожены все результаты.

Новый правитель Руси, князь Олег , бросал все силы на противостояние с могущественными соседями (Византийской империей и Хазарским каганатом) и пытался утвердить статус . Историки предполагают, что изначально Олег хотел поддерживать союзнические отношения на основе договора 860-х гг. с Византией, но его политика привела к разногласиям.

В начале X в., в 907 г., Олег совершил поход на Константинополь, что описано в «Повести временных лет»:

В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки "Великая Скифь". И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000.

Тем не менее, в достоверности информации об этом походе сомневаются и сейчас. Во-первых, историки пришли к выводу, что данные в летописи явно содержат фольклорные элементы, приукрашивающие события . Во-вторых, об этом нападении ничего не сказано в греческих источниках . Имеются лишь упоминания в некоторых хрониках о «Росах».

Одним из единственных аргументов в пользу реальности этого похода является тот самый мирный договор , заключенный в 911 г., так как его подлинность не вызывает никаких сомнений. Более того, учитывая содержание договора, которое заключает крайне выгодные условия для Руси, появляются сомнения, что это могло быть достигнуто мирным путем. Также и «Повесть временных лет», описывающая переговоры Олега и византийских императоров Льва и Александра с соответствующими принципами византийской дипломатической практики, дает основания полагать, что поход 907 г. все же был. В результате разорения окрестностей Константинополя императоры были вынуждены вступить в переговоры и пойти на уступки : выплату единовременной дани и беспошлинную торговлю в Царьграде. О чем конкретно договаривались стороны неизвестно, но ясно что русы требовали льгот и платежей от греков.

Именно тогда и прошли переговоры, скрепленные присягой, которые легли в основу мирного договора. Засвидетельствование текста задержалось и произошло только в 911 г.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: