В каком году был учрежден высший дисциплинарный суд
Добавил пользователь Алексей Ф. Обновлено: 07.09.2024
Статья 12.1. Дисциплинарная ответственность судей
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 179-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. За совершение дисциплинарного проступка, то есть за совершение виновного действия (за виновное бездействие) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебное время, в результате которого были нарушены положения настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, в том числе вследствие грубого нарушения прав участников процесса, на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:
3) понижения в квалификационном классе;
4) досрочного прекращения полномочий судьи.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. При наложении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и степень нарушения действиями (бездействием) судьи прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций.
3. Дисциплинарное взыскание в виде замечания может налагаться на судью при малозначительности совершенного им дисциплинарного проступка, если квалификационная коллегия судей придет к выводу о возможности ограничиться устным порицанием действий (бездействия) судьи.
4. Дисциплинарное взыскание в виде предупреждения может налагаться на судью за совершение им дисциплинарного проступка, если квалификационная коллегия судей придет к выводу о невозможности применения к судье дисциплинарного взыскания в виде замечания или если судья ранее подвергался дисциплинарному взысканию.
4.1. Дисциплинарное взыскание в виде понижения в квалификационном классе может налагаться на судью за существенное нарушение положений настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики, если судья ранее подвергался дисциплинарному взысканию.
Понижение судьи в квалификационном классе осуществляется квалификационной коллегией судей путем принятия решения о понижении квалификационного класса судьи до квалификационного класса, непосредственно предшествующего квалификационному классу, имеющемуся у такого судьи на момент принятия указанного решения.
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 243-ФЗ)
5. Дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи может налагаться на судью в исключительных случаях за существенное, виновное, несовместимое с высоким званием судьи нарушение положений материального права и (или) процессуального законодательства, настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики.
Дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи может налагаться на судью за нарушение указанных положений при осуществлении правосудия только при наличии жалобы или обращения участника (участников) процесса о нарушении его (их) прав незаконными действиями судьи, ранее подвергавшегося дисциплинарному взысканию, если допущенные судьей нарушения носят систематический и (или) грубый характер, повлекли искажение принципов судопроизводства, свидетельствуют о невозможности продолжения осуществления судьей своих полномочий и установлены вступившим в законную силу судебным актом вышестоящей судебной инстанции или судебным актом, принятым по заявлению об ускорении рассмотрения дела либо о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания не может быть принято по истечении шести месяцев со дня выявления дисциплинарного проступка, за исключением периода временной нетрудоспособности судьи, нахождения его в отпуске и времени проведения служебной проверки, и по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.
7. Решение о наложении на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения, и может быть обжаловано в суд в порядке, установленном федеральным законом. Решение квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи может быть обжаловано в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
(п. 7 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания, за исключением дисциплинарного взыскания в виде понижения в квалификационном классе, судья не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности.
Судья, к которому применено дисциплинарное взыскание в виде понижения в квалификационном классе, считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности в случае, если он не совершил нового дисциплинарного проступка в течение предусмотренного пунктом 4 статьи 20.2 настоящего Закона срока пребывания в квалификационном классе, присвоенном ему в результате применения указанного дисциплинарного взыскания. По истечении этого срока повторная квалификационная аттестация судьи осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 20.2 настоящего Закона.
(п. 8 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности судей Конституционного Суда Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Суд и процесс в период контрреформ 1880-1890-х гг. Отход от либеральных реформ впервые стал проявляться в 1870-е гг., еще в период правления Александра II, что объяснялось ростом в пореформенной России общественного движения.
С 1866 г. присяжным судам запретили рассматривать дела о печати. В 1871 г. произошли изменения в процессуальном праве. Отныне дознание по государственным преступлениям переходило из компетенции судебных следователей к жандармам. Особо важные дела, связанные с народовольческим движением и опасными государственными преступлениями, с 1872 г. рассматривались Особым присутствием Сената. Александр II затягивал с осуществлением городской реформы, предпринимал ряд мер охранительного характера. Ситуация в корне изменилась после неудавшегося покушения на царя 8 февраля 1880 г. Самодержец был возмущен неспособностью полицейских органов обеспечить его безопасность. Уже 12 февраля 1880 г. учреждена Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия во главе с М. Т. Лорис-Меликовым. Комиссия проработала около двух месяцев и предложила ряд мер, оформленных актами 6 августа 1880 г. — 17 февраля 1881 г. По указам Александра II в это время упразднялось III отделение с передачей его функций Департаменту полиции МВД, усиливался контроль Сената над губерниями, где отмечалась наибольшая социальная активность, усилилась борьба с народовольцами. Вместе с тем предлагалось пойти на некоторые уступки законопослушным представителям земств и привлечь их к участию в законотворческой деятельности Государственного совета. Эти меры получили название «план умиротворения России». 1 марта 1881 г. Александр II был убит в результате покушения народовольцев, и намеченный план «умиротворения» проявился уже в другом ракурсе.
2 марта 1881 г. на престол вступил Александр III и вскоре (29 апреля 1881 г.) новый император подписал манифест «О незыблемости самодержавия». Этот закон правомерно отождествляют с поворотом к реакции или к так называемому курсу контрреформ 1880-1890-х гг. Александр III всегда выступал сторонником жесткого внутриполитического курса, но в данном случае контрреформы являлись также ответом общественному движению на убийство Александра II.
Контрреформы проводились сразу по нескольким направлениям. Были осуществлены судебная, земская, городская контрреформы, отмечались реакционные меры в области народного образования, ужесточалась цензура, ограничивались права национальных меньшинств.
Судебная контрреформа преследовала две взаимосвязанные цели: ограничить гласность, демократичность суда и усилить административное вмешательство в судопроизводство. В частности, Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия от 14 августа 1881 г. запрещало публиковать отчеты суда по политическим делам (ст. 17-18 гл. II), а 12 февраля 1887 г. появился указ, по которому любое дело могло быть объявлено секретным и судебное заседание проходило в закрытом порядке. Из ведения общих судов изымались дела о противодействии, сопротивлении, покушениях на власти или должностных лиц. Указом от 20 мая 1885 г. вводилось Высшее дисциплинарное присутствие Сената, которое обладало правом смещать судей и перемещать их на другую судебную должность. Представление о необходимости кадровых перестановок имел право осуществлять министр юстиции. В 1889 г. были ограничены правомочия присяжных заседателей, а в 1891 г. — открытость гражданского суда.
Серьезный удар был нанесен институту мировых судей. 12 июня 1889 г. вышло Положение о земских участковых начальниках. По новому закону мировой суд упразднялся повсеместно, кроме Петербурга, Москвы и Одессы. Вместо мировых судов в 40 губерниях страны учреждались земские участки. Всего было образовано более 2 тыс. земских участков из расчета 4-5 участков на уезд. В уездах вместо должности мирового судьи вводилась должность земского участкового начальника (ст. 47). В отличие от мировых судей земские участковые начальники не избирались, а назначались по представлению губернаторов министром внутренних дел (ст. 14). Кроме того, участковые начальники могли быть только из дворян, с высоким имущественным цензом и прослужившие до этого в судебных или подобных им учреждениях не менее трех лет. Высшее образование для этих судей было желательным, но не обязательным, можно было ограничиться «незаконченным домашним» (ст. 6-7). Таким образом, вновь усиливался принцип сословного суда. В городах вместо мировых судей учреждались также уездные члены окружного суда и городские судьи, назначаемые министром юстиции. Земские участковые начальники обладали достаточно широкими полномочиями: надзор над общинным крестьянским самоуправлением, курирование волостных судов, уездных по крестьянским делам присутствий. Земские начальники были правомочны рассматривать земельные вопросы, в их ведение переходили гражданские и уголовные дела, подсудные прежде мировым судьям. Кроме того, земские начальники наделялись полицейскими полномочиями (ст. 24-39).
Первой инстанцией Положение от 12 июня 1889 г. определяло земских уездных начальников и городских судей, второй — судебное присутствие уездного съезда, состоявшее из члена уездного окружного суда, городских судей и земских начальников. Председателем съезда был уездный предводитель дворянства. Кассационной инстанцией являлись губернские присутствия во главе с губернатором (ст. 62-66).
В отличие от мировых судов и уездного по крепостным делам присутствия, земские начальники творили в уездах настоящий произвол. Факты взяточничества, вымогательства, превышения полномочий стали в уездах повсеместными.
В соответствии с чрезвычайным Положением от 14 августа 1881 г. (принималось натри года, но всякий раз продлялось), другими законами ужесточалась карательная политика самодержавия. Увеличивался штат Отдельного корпуса жандармов, учреждались новые жандармские структуры, так называемые охранные отделения. Царская охранка действовала самостоятельно от местных жандармских учреждений, активно использовала деятельность тайных агентов-доносчиков и провокаторов. В 1882 г. создается новая структура — секретная полиция, обладавшая агентурной сетью для контроля над русскими эмигрантами и дискредитации революционного движения.
В начале XX в. появляется новый актовый материал: Уложение о наказаниях 1903 г., 23 апреля 1906 г. изданы Основные государственные законы.
Ситуация в стране резко изменилась в связи с революцией 1905-1907 гг. Правительство П. А. Столыпина осуществило силовые методы подавления революционного движения. Были разгромлены профсоюзы, запрещены демократические издания. 19 августа 1906 г. был принят указ о военно-полевых судах. Указ не был внесен на рассмотрение Государственной думы и утратил силу 20 апреля 1907 г., тем не менее началось его широкое применение. В 1906-1907 гг. было вынесено более тысячи смертных приговоров. В стране вновь появились виселицы, прозванные в народе «столыпинские галстуки». Судебное преследование активно заменялось внесудебной расправой карательных органов (полиции, жандармерии, охранных отделений). Методы были разные, в том числе противоправные (подкуп, шантаж, убийства и т.д.).
После революции начинается процесс восстановления законности. Так, в 1912 г. был восстановлен институт мировых судей, а земские начальники утратили судебную власть. При рассмотрении гражданских дел не только мировыми судьями, но и окружными судами допускалось применение местных обычаев.
После начала Первой мировой войны (1914-1918 гг.) Россия была вынуждена прибегнуть к чрезвычайным административным мерам.
20 июня 1914 г. учреждена новая редакция Военно-судебного закона о суде в военное время. Согласно этому в районах военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, военно- судебная власть передавалась полковым, этапным, военно-окружным судам и Главному военному суду. (Новая редакция Закона не отменяла, а дополняла действовавшее Положение 1892 г. «О местностях, объявленных на военном положении».) Военным судам были подсудны не только военнослужащие, но и все лица, находившиеся на обозначенной территории, как русские подданные, так и проживавшие на захваченной территории. Военные суды формировались из офицеров, оперативно и при закрытом режиме решали дела, приговор вступал в силу и приводился в исполнение в течение суток.
В 1915 г. были введены Особые совещания — чрезвычайные межведомственные органы управления, состоявшие из представителей различных организаций, учреждений и ведомств. В Особые совещания входили представители местных организаций — местных совещаний, что регламентировалось Правилами от 10 сентября 1915 г., в соответствии с которыми в губернии и крупные города направлялись уполномоченные. Особые совещания и губернаторы ограничивали местное самоуправление, в частности при введении военного положения. По своему усмотрению губернатор мог изъять в свою власть административные дела о преступлениях и проступках, мера наказания по которым не превышала трех месяцев тюрьмы или трех тысяч рублей штрафа. Губернаторы получили право передавать дела для рассмотрения в военный суд и требовать от судов рассмотрения дел при закрытых дверях. С учреждением Всероссийского союза земств и городов (Земгор) и военно- промышленных комитетов (ВПК) в 1915 г. данные чрезвычайные органы по организации обороны и тылового обеспечения получили право предъявлять иски в суде и отвечать по искам.
Однако чрезвычайные меры не оградили страну от революционных потрясений. С 1917 г. царское, а затем и Временное правительство было вынуждено применить еще более жесткие меры для подавления беспорядков с помощью армии, а на фронте восстановили смертную казнь, ужесточилось уголовное и внесудебное преследование. Тем не менее Россия погружалась в хаос революции и Гражданской войны, перечеркнувших позитивный опыт становления судебной власти страны в предыдущий 50-летний период ее истории.
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СУД – специальный суд, существовавший в СССР до 1928 г., для рассмотрения дел о служебных упущениях, проступках и неправильных действиях ответственных должностных лиц гос. органов, если эти действия не влекли за собой ответственности в уголовном порядке. В РСФСР Д. с. существовали с 1923 г. при ВЦИК и губернских исполкомах, а в 1926 г. они были, кроме того, организованы и при ЦИК автономных республик, краевых и областных исполкомах. Д. с. были подсудны дела о служебных упущениях и проступках лишь ответственных должностных лиц: членов исполкома, должностных лиц, избираемых или утверждаемых исполкомами; руководителей предприятий, подведомственных исполкому, и т. п. В 1928 г. Д. с. были упразднены.
Юридический словарь. — М.: Госюриздат . Главный редактор С.Н. Братусь и др. . 1953 .
Смотреть что такое "ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СУД" в других словарях:
Дисциплинарный суд — (англ. disciplinary court) специальный суд, существовавший в СССР до 1928 г. для рассмотрения дел о служебных упущениях, проступках и неправильных действиях ответственных должностных лиц гос ных органов, если эти действия не влекли за собой… … Энциклопедия права
Дисциплинарный суд — ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СУДЪ, назначается для разрѣшенія Д. дѣлъ, отличается отъ Д. совѣта (см. это слово) огранич стью и спец. положеніемъ круга лицъ, ему подвѣдомственныхъ. Существуетъ въ рус., герм. и австр. арміяхъ подъ разл. наименованіями. По рус.… … Военная энциклопедия
Дисциплинарный суд — (англ. disciplinary court) специальный суд, существовавший в СССР до 1928 г. для рассмотрения дел о служебных упущениях, проступках и неправильных действиях ответственных должностных лиц гос ных органов, если эти действия не влекли за собой… … Большой юридический словарь
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ — ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ, дисциплинарная, дисциплинарное (офиц.). прил. к дисциплина. Дисциплинарный устав. || Производимый с целью пресечь нарушения дисциплины. Дисциплинарный суд. Дисциплинарное взыскание. ❖ Дисциплинарный батальон (дорев.) военно… … Толковый словарь Ушакова
Дисциплинарный устав — ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВЪ, содержитъ постановленія о воин. дисц нѣ, Д. проступкахъ и взысканіяхъ, порядкѣ наложенія Д. взысканій и приведенія ихъ въ исполненіе, о разрядѣ штрафованныхъ, жалобахъ (претензіяхъ), денеж. взысканіяхъ и офиц. судѣ чести.… … Военная энциклопедия
Суд чести — Спец. Общественный суд (обычно офицеров), рассматривающий поступки, роняющие достоинство совершившего их, несовместимые с представлением о чести (офицера). Суды чести создаются для охранения достоинства и чести офицерского звания (Дисциплинарный… … Фразеологический словарь русского литературного языка
диссуд — дисциплинарный суд … Словарь сокращений русского языка
Несменяемость судей — Н. судей состоит в том, что судья, однажды назначенный или избранный, занимает свой пост доколе указано в законе и не может быть ни смещен против воли, ни перемещен или переведен в другую местность, хотя бы на равную должность, если он сам об… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Правовая система Израиля — Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля … Википедия
ГЕРМАНИЯ — (Федеративная Республика Германия) государство в Западной Европе. По форме государственного устройства ФРГ федерация, в составе которой 16 земель (без каких либо национальных оснований). Каждая земля имеет собственную конституцию, выборный… … Энциклопедия юриста
(англ. disciplinary court) - специальный суд, существовавший в СССР до 1928 г. для рассмотрения дел о служебных упущениях, проступках и неправильных действиях ответственных должностных лиц гос-ных органов, если эти действия не влекли за собой ответственности в уголовном порядке. В РСФСР Д.с. действовали с 1926 г. при ВЦИК и губернских исполкомах, а в 1926 г. они были, кроме того, организованы и при ЦИК автономных республик, краевых и областных исполкомах. Д.с. были подсудны дела о служебных упущениях и поступках лишь ответственных должностных лиц: членов исполкома, должностных лиц, избираемых или утверждаемых исполкомами; руководителей предприятий, подведомственных исполкому, и т.п. В 1928 г. Д.с. были упразднены (см.: Советская историческая энциклопедия. Т. 5. — М., 1964).
Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .
Смотреть что такое "Дисциплинарный суд" в других словарях:
Дисциплинарный суд — (англ. disciplinary court) специальный суд, существовавший в СССР до 1928 г. для рассмотрения дел о служебных упущениях, проступках и неправильных действиях ответственных должностных лиц гос ных органов, если эти действия не влекли за собой… … Энциклопедия права
Дисциплинарный суд — ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СУДЪ, назначается для разрѣшенія Д. дѣлъ, отличается отъ Д. совѣта (см. это слово) огранич стью и спец. положеніемъ круга лицъ, ему подвѣдомственныхъ. Существуетъ въ рус., герм. и австр. арміяхъ подъ разл. наименованіями. По рус.… … Военная энциклопедия
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СУД — – специальный суд, существовавший в СССР до 1928 г., для рассмотрения дел о служебных упущениях, проступках и неправильных действиях ответственных должностных лиц гос. органов, если эти действия не влекли за собой ответственности в уголовном… … Советский юридический словарь
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ — ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ, дисциплинарная, дисциплинарное (офиц.). прил. к дисциплина. Дисциплинарный устав. || Производимый с целью пресечь нарушения дисциплины. Дисциплинарный суд. Дисциплинарное взыскание. ❖ Дисциплинарный батальон (дорев.) военно… … Толковый словарь Ушакова
Дисциплинарный устав — ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВЪ, содержитъ постановленія о воин. дисц нѣ, Д. проступкахъ и взысканіяхъ, порядкѣ наложенія Д. взысканій и приведенія ихъ въ исполненіе, о разрядѣ штрафованныхъ, жалобахъ (претензіяхъ), денеж. взысканіяхъ и офиц. судѣ чести.… … Военная энциклопедия
Суд чести — Спец. Общественный суд (обычно офицеров), рассматривающий поступки, роняющие достоинство совершившего их, несовместимые с представлением о чести (офицера). Суды чести создаются для охранения достоинства и чести офицерского звания (Дисциплинарный… … Фразеологический словарь русского литературного языка
диссуд — дисциплинарный суд … Словарь сокращений русского языка
Несменяемость судей — Н. судей состоит в том, что судья, однажды назначенный или избранный, занимает свой пост доколе указано в законе и не может быть ни смещен против воли, ни перемещен или переведен в другую местность, хотя бы на равную должность, если он сам об… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Правовая система Израиля — Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля … Википедия
ГЕРМАНИЯ — (Федеративная Республика Германия) государство в Западной Европе. По форме государственного устройства ФРГ федерация, в составе которой 16 земель (без каких либо национальных оснований). Каждая земля имеет собственную конституцию, выборный… … Энциклопедия юриста
Статья 11. Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
1. Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела:
1) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков;
(п. 1 в ред. Федерального конституционного закона от 30.10.2018 N 2-ФКЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о наложении дисциплинарных взысканий на судей;
3) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о результатах квалификационной аттестации судей.
2. Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации действует в составе заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и шести членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации, избираемых Пленумом Верховного Суда Российской Федерации сроком на три года по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода.
3. Деятельность Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации организует заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, который председательствует в судебных заседаниях, информирует Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Верховного Суда Российской Федерации о деятельности Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.
4. Организация деятельности Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации определяется положением о Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, утверждаемым Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.
Автор статьи
Читайте также:
- Способы исправления недостатков судебного решения в арбитражном процессе
- Сумма налога уплаченная в иностранных государствах подлежащая зачету в российской федерации
- Предоставление кратко и среднесрочных кредитов при дефиците платежного баланса государства
- Порядок пользования жилым помещением в долевой собственности через суд размер пошлины
- Каковы особенности государственного права кнр обусловленные ее социалистическими целями