В каком году был учрежден международный суд экологического арбитража и примирения

Обновлено: 16.08.2022

Международный Суд (МС) является главным судебным органом Организации Объединенных Наций (ООН). Он был учрежден Уставом Организации Объединенных Наций, подписанным 26 июня 1945 года в Сан-Франциско, для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава, и своим Регламентом. Он начал работать в 1946 году, заменив собой Постоянную палату международного правосудия (ППМП), которая была учреждена в 1920 году под эгидой Лиги Наций.


Печать Суда

Местопребыванием Суда является Дворец мира в Гааге (Нидерланды). Из шести главных органов Организации Объединенных Наций Суд является единственным органом, расположенным вне Нью-Йорка. Другими пятью главными органами Организации Объединенных Наций являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке и Секретариат.

На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых должным образом на то уполномоченными органами и специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций.

Суд состоит из 15 судей, и его обслуживает Секретариат, его административный орган. Его официальными языками являются английский и французский.

Когда родилась идея разрешения международных споров на основе права?

Учреждение Международного Суда стало кульминацией длительного процесса, в ходе которого постепенно развивались методы мирного урегулирования международных споров.

Помимо переговоров, посредничества и примирения идея обращения к беспристрастному органу для решения спора на основе права уходит корнями в древность. Она известна как арбитраж.

По общему признанию, современная история арбитража ведет свое начало от Договора Джея, заключенного Соединенными Штатами Америки и Великобританией в 1794 году. В этом Договоре о дружбе, торговле и судоходстве предусматривалось создание состоящих из равного числа американских граждан и британских подданных смешанных комиссий для урегулирования нескольких нерешенных вопросов. Благодаря работе этих смешанных комиссий произошло развитие института арбитража в девятнадцатом столетии.

Арбитражное разбирательство по делу о судне «Алабама» в 1872 году знаменует собой другой решающий этап. Соединенные Штаты и Великобритания передали на арбитражное разбирательство претензии Соединенных Штатов, связанные с предполагаемыми нарушениями Великобританией нейтралитета в период гражданской войны в Америке. Арбитражный трибунал, состоявший из членов, назначенных сторонами и тремя другими странами, постановил, что Великобритания должна выплатить компенсацию. Образцовое выполнение Великобританией арбитражного решения продемонстрировало эффективность арбитража при урегулировании крупного спора.

Стимулировал ли успех арбитража создание новых учреждений?

Да. Этот успех заставил государства задуматься о постоянном международном суде, отвечающем за мирное разрешение споров, с тем чтобы устранить необходимость создания специальных судебных органов для решения каждого отдельного спора, который может быть решен в порядке арбитражного производства.

Это предложение начало обретать реальные формы на Гаагских конференциях мира, созванных в 1899 и 1907 годах по инициативе царя России Николая II. Представленные на первой конференции 26 государств подписали Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учреждении Постоянной палаты третейского суда (ППТС), первого многостороннего учреждения подобного рода.

ППТС, которая начала работать в 1902 году, по-прежнему существует. Она независима от всех других международных организаций, и по состоянию на 2000 год сторонами Конвенции являются 89 государств. Хотя она имеет Международное бюро, находящееся в Гааге и выполняющее функции, соответствующие функциям судебной канцелярии, она в действительности не является постоянным судом или арбитражным органом. Бюро ведет список юристов (до четырех человек от одного государства-участника, которые вместе составляют так называемую «национальную группу» этого государства), из которого соответствующие стороны спора могут выбирать членов арбитражного трибунала.

Как развивалась работа Постоянной палаты третейского суда (ППТС)?

Постоянная палата третейского суда, соседствующая с Судом во Дворце мира в Гааге, уже не занимается исключительно спорами между государствами. С годами объем оказываемых ею услуг существенно увеличился.

В настоящее время она предлагает широкий диапазон процедур разрешения споров (установление фактов, примирение и различные виды арбитража) государствам и сторонам, не являющимся государствами (например, международным организациям, частным юридическим или физическим лицам). Благодаря этому она во все большей степени участвует в разрешении коммерческих и финансовых споров. Международное бюро ППТС также выполняет функции секретариата во время различных арбитражных разбирательств (например, арбитражное разбирательство спора между Эритреей и Йеменом в отношении права на острова в Красном море, которое было завершено в 1999 году) и оказывает техническую или административную помощь арбитражным трибуналам, учрежденным вне рамок ППТС (например, Трибунал по рассмотрению претензий Ирана и Соединенных Штатов, учрежденный этими двумя странами для рассмотрения претензий американских граждан к Ирану и иранских граждан к Соединенным Штатам после кризиса, который возник в связи со взятием заложниками 52 американских граждан в посольстве Соединенных Штатов в Тегеране в 1979 году).

Процедуры ППТС основываются исключительно на согласии сторон, которые достигают соглашения по различным практическим пунктам и процедурам (например, формулировки вопросов, которые должны быть представлены на арбитражное разбирательство, и назначение арбитров) до начала арбитража.

Это — главная причина, по которой еще на второй Гаагской конференции мира в 1907 году несколько государств обратились с призывом учредить постоянный международный трибунал, который разрешал бы споры, применяя судебные процедуры, характеризующиеся в большей степени элементом принуждения, чем арбитража.

Однако расхождения во мнениях относительно порядка выбора судей заставили делегации на Конференции 1907 года ограничиться внесением поправок в Конвенцию 1899 года и совершенствованием норм, регулирующих арбитражное производство.

Различия между ППТС и МС

ППТС (арбитраж)

  • Стороны назначают арбитров
  • Стороны согласуют процедуры
  • Стороны выбирают официальные языки
  • Заседания являются закрытыми
  • Все расходы несут стороны

МС (судебное разрешение)

  • Суд уже учрежден
  • Процедуры определены заранее в его Статуте и Регламенте
  • Официальными языками являются английский и французский
  • Заседания в большинстве случаев являются открытыми
  • Расходы Суда покрывает ООН

Является ли МС первым международным судебным органом, который применял судебные методы разрешения споров?

Нет. Первым международным судебным органом в истории мирного разрешения споров была Постоянная палата международного правосудия (ППМП), учрежденная в 1920 году под эгидой Лиги Наций, преемником которой в 1945 году стал МС.

С учреждением Лиги Наций после первой мировой войны возник приемлемый функциональный механизм для выборов судей Суда, что до этого времени порождало непреодолимые препятствия.

Что нового привнесла Постоянная палата международного правосудия (ППМП)?

Как и в случае Постоянной палаты третейского суда, юрисдикция Постоянной палаты международного правосудия зависит от желания сторон передавать споры на ее рассмотрение, однако новая особенность заключалась в том, что государство могло заранее объявить о признании обязательной юрисдикции Палаты в отношении любого спора, который может возникнуть в будущем с другим государством, сделавшим такое же заявление. Таким образом, государство могло обратиться в Палату в одностороннем порядке и привлечь к разбирательству другое государство без необходимости предварительного соглашения между сторонами о передаче дела на рассмотрение Палаты.

ППМП также отличалась и другими особенностями. Она состояла из постоянных судей, которые представляли главные правовые системы мира и избирались Советом и Ассамблеей Лиги. Ее деятельность регулировалась ее Статутом и Правилами процедуры, которые уже действовали и имели обязательную силу для сторон, обратившихся к ней; она имела право выносить консультативные заключения по любому юридическому вопросу, переданному ей Советом или Ассамблеей Лиги Наций, и, наконец, ее заседания были в значительной степени открытыми.

Хотя Палата, располагавшаяся во Дворце мира, была создана и финансировалась Лигой Наций, она, тем не менее, не являлась частью Лиги и ее Статут не являлся частью Статута Лиги. Государство — член Лиги Наций не являлось автоматически стороной Статута ППМП. Вместе с тем обязательную юрисдикцию Палаты признали много государств. Было подписано несколько сотен договоров, предусматривающих юрисдикцию ППМП по спорам, связанным с этими договорами.

Деятельность ППМП была чрезвычайно успешной. В период с 1922 по 1940 год она вынесла решения по 29 спорам между государствами и 27 консультативных заключений, из которых практически все были выполнены. Палата также внесла важный вклад в развитие международного права.

Деятельность Палаты была прервана второй мировой войной, и в 1946 году она была распущена вместе с Лигой Наций.

Почему в рамках Организации Объединенных Наций был создан новый суд (МС)?

Участники Конференции в Сан-Франциско в 1945 году, на которой было принято решение об учреждении Организации Объединенных Наций и Международного Суда, привели несколько причин, в число которых входят следующие:

  • поскольку Суд должен являться главным судебным органом Организации Объединенных Наций, а все государства — члены Организации Объединенных Наций — участниками его Статута, было сочтено нецелесообразным наделять такими функциями ППМП, которая была связана с Лигой Наций, к тому времени практически прекратившей свое существование;
  • несколько государств, которые являлись участниками Статута ППМП, не были представлены в Сан-Франциско, тогда как ряд участников Конференции в Сан-Франциско не были участниками Статута ППМП (включая Соединенные Штаты Америки и Союз Советских Социалистических Республик);
  • ППМП ассоциировалась со старым порядком, в котором доминировала Европа, и считалось, что создание нового суда позволит сделать круг его участников более универсальным.

Вместе с тем в значительной мере была сохранена преемственность между ППМП и МС. Статут МС является практически идентичным статуту ППМП, как и регламенты обоих учреждений; правда, в 1978 году Суд принял пересмотренный Регламент в целях упрощения и ускорения разбирательств.

Как проходил процесс передачи полномочий от ППМП к МС?

В октябре 1945 года ППМП на своей последней сессии приняла решение о передаче своих архивов и имущества МС, который также должен был заседать во Дворце мира в Гааге. 31 января 1946 года судьи ППМП ушли в отставку и 5 февраля 1946 года Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций избрали первых членов МС.

В апреле 1946 года ППМП была официально распущена и МС, собравшись на первое заседание, избрал своего Председателя судью Хосе Густава Герреро (Сальвадор), который был последним Председателем ППМП.

Произведя назначение членов своего Секретариата (в значительной степени из числа бывших сотрудников ППМП), Суд провел свое первое открытое заседание 18апреля 1946 года. Первое дело было представлено на его рассмотрение в мае 1947 года. Оно касалось инцидента в проливе Корфу (Соединенное Королевство против Албании).

Подчиняются ли МС некоторые международные трибуналы?

Нет. Международный Суд является гражданским судом, наделенным конкретной компетенцией (разрешение споров между государствами и вынесение консультативных заключений органам и специализированным учреждениям ООН) и не имеющим вспомогательных органов.

Вместе с тем создание большого числа региональных судов и специализированных трибуналов с 1946 года привело к определенной неразберихе.

Международный Суд не обладает уголовной юрисдикцией и, следовательно, не может судить физических лиц (например, военных преступников). Эта задача входит в компетенцию национальных судебных органов, специальных уголовных трибуналов, учрежденных Организацией Объединенных Наций, таких, как Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) и Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР), а также Международного уголовного суда (МУС).

МС также следует отличать от Европейского суда (находящегося в Люксембурге) и занимающегося исключительно делами, связанными с Европейским союзом, а также от Европейского суда по правам человека (Страсбург, Франция) и Межамериканского суда по правам человека (Сан-Хосе, Коста-Рика), которые рассматривают утверждения о нарушениях конвенций по правам человека, в соответствии с которыми они были учреждены. Эти три суда могут рассматривать дела, переданные на их рассмотрение частными лицами (против государств и других ответчиков), которые Международный Суд не может принимать к производству.

Международный Суд также отличается от специализированных международных трибуналов, таких, как Международный трибунал по морскому праву (МТМП).

МС также не является верховным судом, в котором можно обжаловать решения национальных судов; он не является высшей инстанцией для физических лиц и не является апелляционным судом, рассматривающим решение какого-либо международного трибунала. Однако он имеет право выносить решения о законности арбитражных решений по делам, в отношении которых он обладает юрисдикцией.

Какова связь между Судом и другими органами Организации Объединенных Наций, в функции которых входит поддержание мира?

Устав Организации Объединенных Наций возлагает главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности на Совет Безопасности. Совет Безопасности может расследовать любой спор и рекомендовать меры для его урегулирования с учетом того, что юридические споры должны, как правило, передаваться сторонами на рассмотрение Международного Суда.

Со своей стороны, Генеральная Ассамблея может обсуждать вопросы, касающиеся поддержания международного мира и безопасности, и выносить рекомендации.

При осуществлении своих функций как Совет Безопасности, так и Генеральная Ассамблея могут обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения по любому юридическому вопросу.

Кроме того, Суд может выносить решения по спорам, связанным с поддержанием международного мира и безопасности и представленным на его рассмотрение, даже если такие споры также рассматриваются Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей. Суд ограничивается правовыми аспектами этих споров. Тем самым он вносит особый вклад в дело поддержания международного мира и безопасности.

Дворец мира — местопребывание МС

Дворец мира, местопребывание Суда


Дворец мира, местопребывание Суда

Строившийся с 1907 по 1913 годы для Постоянной палаты третейского суда на средства, безвозмездно пожертвованные американским промышленником и филантропом Эндрю Карнеги, Дворец мира находится в парке площадью 7 га в центре Гааги.

Построенное из гранита, песчаника и красного кирпича здание, спроектированное французским архитектором Луисом Кордонье, с покатой крышей из сероватой черепицы сочетает в себе романский и византийский стили. На фасаде, перед которым находятся лужайки, расположены несколько скульптур, свидетельствующих о предназначении Дворца. Слева находится часовая башня с курантами высотой 80 метров. Находящиеся внутри деревянные скульптуры, витражи, мозаика, гобелены и предметы искусства, полученные в дар от государств, которые участвовали в двух Гаагских конференциях мира, отражают разнообразие мировых культур.

С 1946 года Суд, как и ППМП (его предшественница), занимает помещения, выделенные ему Нидерландским фондом Карнеги, который владеет и распоряжается Дворцом. В новом крыле, построенном в 1978 году за дворцом, находятся служебные кабинеты судей и совещательная комната Суда. Оно было расширено в 1997 году, в частности, для размещения возросшего числа судей ad hoc. В том же году был переоборудован чердак дворца, на котором были расположены новые служебные помещения для должностных лиц Секретариата Суда.

Дворец, в котором также находится одна из самых крупных мировых библиотек по вопросам международного публичного права (библиотека Дворца мира, которая является публичной в отличие от библиотеки Суда) и проводятся летние курсы Гаагской академии международного права, можно посещать в рабочие дни. Информацию можно получить в Фонде Карнеги
(тел.: + 31 70 302 4137).

Музей истории и деятельности Суда, а также других организаций, работающих в Дворце мира, был открыт в мае 1999 года г-ном Кофи Аннаном и судьей Стивеном М. Швебелем соответственно Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций и Председателем Суда в то время. Он находится в южном крыле здания.

В практической деятельности мирового сообщества воз­никают экологические споры, требующие разрешения междуна­родными органами. В этих целях в июле 1993 г. в составе Международного суда ООН (Гаага) создана «камера по экологическим вопросам» - Меж­дународный суд экологического арбитража и примирения (Между­народный экологический суд), созданный по инициативе группы юристов на учредительной конферен­ции, проведенной в Мехико в ноябре 1994 г. Он является неправительственной организацией. Первый состав судей включает 29 юристов-экологов из 24 стран. Представитель России также является членом этого суда.

Суд разрешает между­народные споры по вопросам охраны окружающей среды и приро­допользования в трех формах:

а) путем консультирования заинте­ресованных сторон по их просьбе на основе юридического анализа конкретной ситуации;

б) путем примирения спорящих сторон на основе принятия компромиссного решения спорной ситуации, ко­торое устраивает обе стороны. Решение может быть оформлено в виде соглашения, исполняемого добровольно на взаимной основе;

в) путем проведения полноценного судебно-арбитражного процесса по взаимному желанию сторон с вынесением решения, которое стороны заранее признают для себя обязательным.

Рассмотрение споров в Международном экологическом суде ос­новано на принципах третейского суда. Стороны сами принимают решение об обращении в суд и выбирают из его состава трех или более судей для рассмотрения дела. Круг лиц, которые могут обращаться в Международный эколо­гический суд, неограничен (это могут быть частные лица, общест­венные организации, государственные органы, включая прави­тельства).

Международный экологический суд может рассматривать ши­рокий круг споров. В него включаются споры, связанные с загряз­нением окружающей среды соседнего государства и возмещением экологического вреда; недопущением, приостановлением или пре­кращением экологически вредной деятельности. Он рассматривает также споры, касающиеся использования и охраны разделяемых двумя и более государствами природных ресурсов. В числе некото­рых других - споры о защите экологических прав граждан.

Рассмотрение дел в Международном экологическом суде осно­вано на международном праве окружающей среды, национальном законодательстве сторон, на прецедентах.

[1] Чубуков Г. В. Экологическое право - развивающаяся отрасль отечественного законодательства // «Журнал российского права». 2001. № 7.

[2] Духно Н. А. Концепция экологического правопорядка Российской Федерации // Право и политика. 2000. № 9.

[5] Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х т. Т. 2 / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2000. С. 23.

[7] См.: Игнатьева И.А. Цели и задачи экологического зако­нодательства // Гос. и право. 2002. № 7.

[8] Аналогичным образом М.М. Бринчук считает принципа­ми права окружающей среды основные принципы охраны окружающей среды (см.: Бринчук М.М. Указ. соч. С. 89).

[9] О законодательных актах, включаемых в систему эколо­гического законодательства см.: Игнатьева И.А. Экологи­ческое законодательство России и проблемы его развития. М., 2001. С. 84-98.

[10] Колбасов О.С. Экология: политика-право. М., 1976, с. 176.

[11] Шемшученко Ю.С. Государственное управление охраной окружающей среды в СССР. Автореферат доктр. дисс., Киев, 1978. С. 10.

[12] Атаманчук Г.В. Сущность советского государственного управления. -М., 1980, с.24.

[13] Большой словарь официальных юридический терминов / Сост. Фединский Ю. И. М.: Экономика, 2001; Голиченков А. К. Эколого-правовой словарь // Экологическое право. 2003. № 3-6; 2004. № 1-2

[14] Краткий экологический словарь по курсу «Основы права» / Сост. Бударин Н. Н. и др. Орел: ВИПС, 1994. С. 18

[15] Экология. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. Боголюбова С. А. М.: Норма, 2000. С. 224-225

[16] Экология. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. Боголюбова С. А. М.: Норма, 2000. С. 314-315

[17] Краткий экологический словарь по курсу «Основы права» / Сост. Бударин Н. Н. и др. Орел: ВИПС, 1994. С. 22

[18] Экологический словарь / Сост. Делятицкий С. И др. М., 1993. С. 41

[19] Юридическая энциклопедия / Под ред. Тихомирова М. Ю. М., 2001. С. 463

[20] Экология. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. Боголюбова С. А. М.: Норма, 2000. С. 183-184

[21] Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2003. С. 340

[22] Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник. М.: Юрист, 2004. С. 305-306

[23] Гимадеев М.М., Щеповских А.И. Экологический энциклопедический словарь. Казань: Природа, 2000. С. 321

[24] Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник. М.: Юрист, 2004. С. 304

[25] Экологическое право. Курс лекций и практикум / Под ред. Ю.Е. Винокурова. М.: Экзамен, 2003. С. 316.

[26] Бринчук М.М. О достоинствах нового Федерального закона «Об охране окружающей среды» // Экологическое право. 2002. N 3.

[27] Будай С.Н. Экологическое обеспечение Вооруженных Сил в Концепции национальной безопасности России//Российский военно-правовой сборник. 2004. № 1. С. 139-143.

[28] См.: директиву Министра обороны РФ «О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах РФ» от 12 июля 1997 г. № Д-10.

[29] См. подробнее: Тер-Акопов А.А. Экологическая безопасность. М.: МНЭПУ, 2001; Галяметдинова А.Ю. Международно-правовые аспекты экологической безопасности. Дисс.: канд. юрид. наук. Казань, 2000.

[30] См.: Серов Г.П. Правовое регулирование экологической безопасности при осуществлении военно-оборонной деятельности РФ. Дисс. : докт. юрид. наук. М., 2000.

[31] См.: Королева Н.С. Правовые проблемы утилизации атомных подводных лодок // Государство и право. 2004. № 3. С. 95.

На стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде 1972 года была принята рекомендация о создании Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). 15 декабря 1972 года Генеральная Ассамблея резолюцией 2997 учредила ЮНЕП, главная цель которой заключается в координации международного сотрудничества в области защиты и улучшения окружающей среды. К задачам ЮНЕП относятся:

-разработка рекомендаций по охране и улучшению окружающей среды;

-разработка и обсуждение периодических докладов в рамках ООН;

-содействие кодификация и прогрессивному развитию международного права окружающей среды;

-общее руководство согласованной политикой государств в области охраны окружающей среды.

ЮНЕП относится к числу специализированных учреждений ООН. Ее руководящим органом является Совет управляющих, в который входят представители 58 государств. Каждый член Совета избирается Генеральной Ассамблеей сроком на 4 года. Организационно-правовой формой деятельности Совета управляющих являются сессии, проводимые через каждые два года. Постоянно действующими органами ЮНЕП являются Секретариат и Совет по координации деятельности в области окружающей среды. Оба органа возглавляются директором-исполнителем ЮНЕП, который избирается Генеральной Ассамблеей по представлению Генерального Секретаря ООН. Кроме того, для финансирования ЮНЕП создан и функционирует добровольный фонд ЮНЕП. Штаб-квартира Программы находится в Найроби (Кения).

В своей деятельности ЮНЕП исходит из необходимости соблюдения должного баланса между четырьмя направлениями, к которым относятся: устойчивое регулирование и использование природных ресурсов, устойчивое производство и потребление, благоприятная для человека среда, глобализация и окружающая среда. В настоящее время усилия ЮНЕП сосредоточены на решении задач, сформулированных в докладе “Глобальная экологическая перспектива”. Этот доклад был представлен ЮНЕП специальной сессии Генеральной Ассамблеи в 1997 году и включает следующие приоритеты:

-применение экологически безопасных технологий в глобальных масштабах;

-разработка стандартных данных и системы комплексных оценок;

-глобальные действия в области оценки водных ресурсов планеты;

-повышение энергоэффективности и использование возобновляемых энергетических ресурсов.

Деятельность ЮНЕП включает реализацию семи функциональных программ:

1)информация по окружающей среде, оценка ее состояния и раннее оповещение;

2)разработка экологической политики и природоохранное законодательство;

3)проведение природоохранной политики;

4)технология, промышленность и экономика;

5)региональное сотрудничество и присутствие в регионах;

6)сотрудничество с механизмами конвенций;

7)фонд глобальной окружающей среды.

В целом можно прогнозировать дальнейший рост роли и значения ЮНЕП в деятельности ООН. В условиях нарастания экологических проблем мировое сообщество объективно заинтересовано в эффективной координации борьбы государств с негативными тенденциями в области окружающей среды. Поэтому в Найробийской декларации о роли и мандате ЮНЕП 1997 года на Программу возложена обязанность формирования глобальной экологической политики, охватывающей все связанные с окружающей средой направления человеческой деятельности.

Необходимо отметить, что в рамках системы ООН экологическими проблемами в различной степени занимаются ее специализированные учреждения (ВОЗ, ФАО, ИМО, ВМО) и МАГАТЭ. Под эгидой этих организаций разрабатываются и принимаются правила, стандарты и конвенции, регулирующие пределы антропогенного влияния на окружающую среду. Так, вопросы загрязнения морской среды находятся в поле зрения ИМО, а состоянием атмосферы занимается ВОЗ. Конвенция о международной гражданской авиации включает в себя Приложение 16 - "Охрана окружающей среды", наблюдение за выполнением которого осуществляет ИКАО.

Другой авторитетной международной организацией, координирующей сотрудничество государств в области экологии, является Всемирный союз охраны природы, который был создан в 1948 году и включает в себя в качестве членов не только государства, но и другие правительственные и неправительственные организации, в том числе национальные. Деятельность Союза осуществляется через шесть функциональных комиссий, объединяющих в своих рядах 6000 экспертов из разных стран. Помимо разработки и осуществления национальных природоохранных программ Союз принимает активное участие в международном правотворчестве. Так, уже упомянутая Международная хартия по окружающей среде и развитию (одобрена Конгрессом ООН по международному публичному праву в 1995 году) была подготовлена под руководством ВСОП. Штаб-квартира Всемирного союза охраны природы находится в Женеве.

Большую роль в международной охране окружающей среды играют различные фонды, призванные оказывать материальную поддержку природоохранным проектам. Среди таких фондов можно, в частности, назвать Фонд окружающей среды, Международный фонд для компенсации ущерба от загрязнения нефтью и Всемирный фонд по охране природы.

На уровне регионов также существуют международные структуры, занимающиеся проблемами охраны окружающей среды. Как правило, соответствующее направление деятельности прослеживается в работе всех региональных международных организаций общей компетенции: ЕС, СНГ, ОАЕ, ЛАГ, ОАГ, АСЕАН и т.д. Например, в рамках Европейского союза действует Европейское агентство по окружающей среде, а рамках СНГ - Межгосударственный экологический совет.

Показательной в этом смысле является Парижская хартия для новой Европы, принятая 21 ноября 1990 года. Признавая в Хартии настоятельную необходимость решения проблем окружающей среды и активизации деятельности по ее защите, европейские государства подчеркнули решимость “в полной мере использовать СБСЕ (ныне ОБСЕ) как структуру для разработки общих обязательств и целей в области окружающей среды”. Кроме того, в Хартии приветствуется создание Европейского агентства по окружающей среде (ЕАОС).

19 сентября 1966 года была принята Декларация об учреждении Арктического Совета, который стремится в своей деятельности к защите Арктической природной среды, включая здоровье Арктических экосистем, поддержанию биологического разнообразия региона и сохранению и стабильному использованию его природных ресурсов. Согласно Декларации, Арктический Совет был учрежден как форум высокого уровня, одной из целей которого является надзор и координация программ, учрежденных в рамках Стратегии охраны окружающей среды Арктики (АЕПС): Программы арктического мониторинга и оценки (АМАП), Программы сохранения арктической природы и фауны (КАФФ), Программы защиты арктической морской среды (ПАМЕ), Программы предупреждения, готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации (ЕППР).

Членами Арктического Совета являются Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США (арктические государства). Кроме того, организации коренных народов Арктики являются постоянными участниками Совета, а неарктические государства и международные организации могут получить в нем статус наблюдателей.

Арктический Совет, по общему правилу, должен собираться один раз в два года; его решения принимаются членами Совета на основе консенсуса.

Кроме того, Протоколом об охране окружающей среды к Договору об Антарктике от 4 октября 1991 года был учрежден Комитет по охране окружающей среды. В состав данного органа входят представители государств-участников, которых могут сопровождать эксперты и советники. Комитет представляет отчет Консультативному совещанию по Договору об Антарктике о каждом из своих заседаний. Основная функция Комитета - выработка для государств-участников обоснованных предложений, касающихся, в частности:

-эффективности принимаемых в соответствии с Протоколом мер;

-необходимости совершенствования таких мер и дополнительных мер;

-применения и осуществления процедур оценки воздействия на окружающую среду;

-средств уменьшения или ослабления воздействия деятельности в районе действия Договора об Антарктике;

-процедур для ситуаций, требующих неотложных действий, включая ответные действия в чрезвычайных экологических ситуациях;

-действия и дальнейшей разработки системы особо охраняемых районов Антарктики;

-процедур инспекции, включая форматы инспекционных отчетов и контрольные листы для проведения инспекций;

-сбора, хранения, обмена и оценки информации, связанной с охраной окружающей среды;

-необходимости проведения научных исследований, включая мониторинг окружающей среды, связанных с осуществлением Протокола.

Что касается международных структур для разрешения споров в области охраны окружающей среды, то необходимо отметить действующую с 1993 года камеру по экологическим вопросам Международного Суда в Гааге. Камера специализируется на разрешении споров экологического характера и действует на основе Статута Международного Суда. Если государства, участвующие в споре, признают юрисдикцию Суда, то решения камеры являются для них обязательными.

Наряду с камерой по экологическим спорам, которая относится к судебным средствам урегулирования конфликтов, в 1994 году был учреждён Международный суд экологического арбитража и примирения (Международный экологический суд). Несмотря на название, Суд является классическим арбитражным органом и призван разрешать как существующие, так и потенциальные споры между субъектами международного и национального права. Правом обращаться в Международный экологический суд обладают как государства, так и международные правительственные и неправительственные организации, юридические лица, а также физические лица и группы лиц. При этом субъекты внутригосударственного права могут быть участниками судебного спора лишь в том случае, если их государство признает юрисдикцию международных организаций. Споры, рассматриваемые Судом, могут быть связаны с возмещением вреда, причиненного трансграничным загрязнением окружающей среды, с осуществлением, оценкой, приостановлением и прекращением экологически вредной деятельности, с использованием и охраной природных ресурсов и особо охраняемых природных объектов (заповедников и других). Наконец, Суд вправе разрешать споры о защите экологических прав населения.

При вынесении решения Международный экологический суд руководствуется как международным, так и национальным правом, а также судебными прецедентами. Каждое дело рассматривает судебная коллегия, избранная самими сторонами из числа 29 юристов-экологов, которые входят в состав Суда. При этом судебные расходы несут сами участники спора.

Урегулирование спорных ситуаций осуществляется Судом в трёх формах:

-дача юридических консультаций заинтересованным сторонам по их просьбе;

-примирение спорящих сторон;

-арбитражный процесс с вынесением обязательного для сторон решения.

Местонахождение Международного суда экологического арбитража и примирения – город Мехико.

В рамках Содружества Независимых Государств в 1992 году были заключены Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды и Протокол об обязанностях, правах и ответственности участников Соглашения. Для реализации Соглашения был создан Межгосударственный экологический совет, в который входят руководители ведомств по охране окружающей среды государств. Совет координирует сотрудничество стран СНГ в области охраны окружающей среды, готовит проекты модельных нормативных актов, проводит экологическую экспертизу различных хозяйственных проектов и содействует урегулированию экологических споров между участниками Соглашения. Кроме того, к функциям Совета относится ведение межгосударственной Красной книги. Все решения Совета принимаются на основе консенсуса. Кроме Совета, в рамках Соглашения 1992 года были созданы Межгосударственный экологический фонд и Межгосударственный экологический банк. Через эти структуры производится финансирование межгосударственных программ в области охраны окружающей среды, соответствующие научные исследования и оказывается помощь в ликвидации последствий чрезвычайных экологических ситуаций.

Межправительственное соглашение о взаимодействии стран СНГ в области экологии и ООС было заключено 8 февраля 1992 г. в Москве. В соответствии с ним в июле 1992 г. на совещании в Минске руководители природоохранных ведомств государств-участников подписали Протокол о создании и полномочиях межгосударственного экологического Совета. Этот Совет состоит из руководителей природоохранных ведомств стран-участниц и призван оказывать давление на правительства стран СНГ с целью осуществления ими деятельности по ООС и рациональному природопользованию. Совет должен проводить совещания не реже двух раз в год поочередно в каждой стране. Постоянно действующим органом Совета является Секретариат, финансируемый Межгосударственным экологическим фондом за счет денежных взносов стран-участниц. Ежегодные взносы участников Фонда составляют 0,05% валового национального дохода каждой из стран. Центральный банк и штаб-квартира Фонда находятся в Минске. Совет утвердил перечень самых экологически уязвимых природных зон на территории СНГ: район Чернобыля, бассейны Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, Приаралье, озера Балхаш и Байкал. Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств СНГ 29 декабря 1992 г. принят законодательный акт «О принципах экологической безопасности в государствах Содружества».

Во всех странах СНГ были приняты национальные законодательства по ООС. Эти законодательства имеют немало общих черт и во многом (в силу исторической инерции) сходны с российским. Так, во всех конституциях стран СНГ провозглашено право граждан на благоприятную ОС и на возмещение ущерба, причиненного нарушением этого права. В той или иной форме отражена обязанность граждан беречь природу. Главным вопросом, по которому имеются разногласия в экологических законодательствах стран СНГ, является вопрос о собственности на землю и природные ресурсы. Так, в Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Республике Узбекистан сохранена только государственная собственность на землю и другие природные ресурсы. Некоторые страны СНГ (Туркменистан, Беларусь) оставили открытым вопрос о собственности, указав лишь, что осуществление права собственности не должно наносить вреда окружающей среде.

15.4.Международная эколого-правовая ответственность.Международная юридическая ответственность в области ООС и рационального использования природных ресурсов является частью системы ответственности по международному публичному праву. Ее можно определить как возложение на субъект международного права, нарушившего международные экологические требования, определенных взысканий и ограничений, а также обязанностей по компенсации причиненного экологического вреда. Как и во всем международном праве, ответственность в международном экологическом праве не кодифицирована, а базируется на обычаях, выраженных в международно-правовых актах по конкретным вопросам ООС.

В международном экологическом праве не применяются такие категории, как дисциплинарная, административная и уголовная ответственность, не существует какого-либо перечня юридических санкций. Наиболее распространенный вид ответственности за международное экологическое правонарушение — это возмещение (компенсация) имущественного вреда. Международное экологическое правонарушение имеет разнообразные формы проявления — от противоправного присвоения природных ресурсов до невыполнения экологических норм и требований, в результате чего создается потенциальная угроза неблагоприятных изменений ОС.

Основанием возникновения экологической международно-правовой ответственности субъекта международного права является совершение им международного правонарушения (это деяние субъекта, нарушающее нормы международного права и свои международные обязательства, наносящее материальный или нематериальный ущерб другому субъекту или группе субъектов или всему международному сообществу в целом). Важно подчеркнуть, что никакие ссылки субъекта-правонарушителя на национальные законы и правила в оправдание своего поведения недопустимы.

Международные экологические правонарушения подразделяются на ординарные правонарушения и международные преступления, их классификация во многом зависит от величины ущерба, причиненного ОС. Предметом исследования эколого-правовой ответственности является характер и объем такого ущерба, методика его исчисления и определение границ материального возмещения.

Международная эколого-правовая ответственность субъектов международного права может наступать не только при нарушении норм международного права или обязательств по договору, но и за вредные последствия правомерной деятельности (например, нанесение материального ущерба источником повышенной опасности, использование и применение которого не запрещено международным правом, это так называемая ответственность за риск).

В настоящее время существует два вида международной эколого-правовой ответственности государств: политическая и материальная. Политическая осуществляется в форме санкций и рестораций, материальная - в форме репараций и реституций.

Наиболее распространенной формой политической экологической ответственности являются санкции — принудительные меры военного или невоенного характера, применяемые против агрессора в случаях угрозы миру или международной безопасности. Они должны осуществляться только при наличии резолюции Совета Безопасности ООН. Напомним, что бомбежки и последующее вторжение американских и английских войск и Ирак было проведено при отсутствии такой резолюции.

Другая форма политической ответственности - ресторация. Это обязанность государства-нарушителя восстановить прежнее состояние ОС и нести связанные с этим неблагоприятные последствия (например, восстановление качества воды, загрязненной по его вине).

Материальная ответственность наступает при нарушении государством своих международных обязательств и связанного с этим материального вреда. Репарации - это возмещение причиненного материального ущерба денежными платежами, ценностями и услугами. Реституции - это возвращение, восстановление или замена в натуральном виде неправомерно изъятых, поврежденных или уничтоженных материальных ценностей.

Порядок разрешения международных экологических споров обычно предусматривается в соответствующей конвенции, договоре или соглашении. Способы разрешения споров - переговоры, взаимные шаги к примирению спорящих сторон, обращение в Международный суд ООН или в Международный экологический суд.

Поскольку международные экологические споры стали довольно частым явлением, возникла необходимость создания международных судебных учреждений, специализирующихся в этих вопросах. В 1993 г. была учреждена Экологическая палата в составе Международного суда ООН в Гааге, в которую входят семь регулярных судей - членов Международного суда ООН. В 1994 г. был учрежден Международный суд экологического арбитража и примирения (Международный экологический суд), действующий как неправительственная организация. В состав судей были включены 29 юристов-экологов из 24 стран, включая Россию. Был принят Устав суда; местами постоянной дислокации его руководящих органов были избраны города Мехико-Сити (Мексика) и Сан-Себастьяно (Испания).

Спецификой международного экологического права является тот факт, что, несмотря на различные формы международной ответственности, пока отсутствует четкий механизм привлечения к ней.

Для разрешения экологических споров, возникающих в деятельности мирового сообщества и требующих разрешения международными органами, в июле 1993 г. в составе Международного суда ООН (Гаага) создана «камера по экологическим вопросам».

По инициативе группы юристов на учредительной конференции, проведенной в Мехико в ноябре 1994 г., был учрежден Международный суд экологического арбитража и примирения (Международный экологический суд). Он является неправительственной организацией. Первый состав судей включает 29 юристов-экологов из 24 стран. Представитель России также является членом этого суда [184].

Суд разрешает международные споры по вопросам охраны окружающей среды и природопользования в трех формах: путем консультирования заинтересованных сторон по их просьбе на основе юридического анализа конкретной ситуации; путем примирения спорящих сторон на основе принятия компромиссного решения спорной ситуации, которое устраивает обе стороны. Решение может быть оформлено в виде соглашения, исполняемого добровольно на взаимной основе; путем проведения полноценного судебно-арбитражного процесса по взаимному желанию сторон с вынесением решения, которое стороны заранее признают для себя обязательным.

Международный экологический суд может рассматривать широкий круг споров. Рассмотрение дел в Международном экологическом суде основано на международном праве окружающей среды, национальном законодательстве сторон, на прецедентах [184].

Вопросы для самоконтроля

8.1. Основные предпосылки развития международного экологического права.

8.2. Понятие и принципы международного экологического права.

8.3. Объекты и субъекты международного экологического права.

8.4. Определение и классификация источников международного экологического права.

8.5. Международные организации по охране окружающей среды и их структура.

8.6. Программы ООН по охране окружающей среды и здоровья населения.

8.7. Международные экологические конференции и их значение в развитии международного экологического права.

8.8. Международная ответственность за экологические правонарушения. Международные экологические преступления. Международный деликт.

8.9. Международный экологический суд.

8.10. Принципы заинтересованности России в формировании, развитии и эффективном применении международного экологического права.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: