В ходе каких закономерных событий произошло образование государства у восточных славян в результате

Обновлено: 24.09.2022

Косяком древнерусского государства являлись восточнославянские племена. Изначально все славяне были единым народом и проживали в междуречье рек Висла – Одер – Днепр. Анты, венеды, склавины, ас-сакалиба – именно так именовали славян в древности соседние с ними народы, в частности греки, римляне и арабы. Но в V в н.э., в результате Великого переселения народов, славяне начали разделяться и в итоге образовались три их ветви:

  • Западные,
  • Южные
  • Восточные славяне.

Именно восточные славяне составили основу Древнерусского государства, возникшего в середине IX века н.э. Но восточные славяне также не были едины и подразделялись на множество племен: тиверцы, уличи, вятичи, радимичи, поляне, волыняне, древляне, дряговичи, словене ильменские, кривичи и др. Наиболее крупными и значимыми были два племени:

  • Словене ильменские с центром в Новгороде
  • Поляне с центром в Киеве.

Историю восточных славян до возникновения у них государства принято делить на два периода:

На первом этапе славяне жили в основном родовыми общинами, занимались примитивным земледелием и имели слабую социальную дифференциацию.

На втором этапе происходит переход от родовой общины к соседской, усложняется хозяйство, происходит расслоение общества на классы.

Характерной общей чертой обоих этапов является языческая религия славян. Древние славяне верили во многих духов и богов, таких как: Перун, Макошь, Мокошь, Ярило, Даждьбог, Велес, Хорос, Сварог и мн. др. Причем каждое племя почитало этих богов по-своему.

Возникновение государства у восточных славян

Детали данного события вызывают острые дискуссии в современной науке. Поэтому проблема научно-теоретического осмысления возникновения древнерусского государства заслуживает отдельной статьи (здесь вы найдете более подробное описание «норманнской» и «антинорманнской» теории, а также другие интересные факты, связанные с дискуссией по поводу возникновения Древней Руси).

Рюрик правил с 862 по 879 гг. О его деятельности нам известно очень мало, ему подчинялась еще лишь небольшая часть восточнославянских племен.

Следующим после Рюрика правителем стал князь Олег (879-912 гг.). Нельзя точно сказать кем он приходился Рюрику: возможно братом или соратником. Но о деятельности Олега нам известно уже больше. В 882 г. Олег совершил поход на Киев и захватил его, провозгласив «матерью городов русских». Данное событие имело огромное значение, так как были объединены два крупнейших восточнославянских центра – Киев и Новгород. Киев стал столицей Руси.

Кроме того, Олег успешно воевал с Византией, и в 907 и 911 гг. заключил с ней выгодные для Руси торговые соглашения.

Следующим правителем уже именно киевской Руси стал подросший сын Рюрика Игорь (912-945). Так случилось, что все самое важное и интересное, связанное с правлением Игоря – это его смерть. Дело в том, что древнерусские князья регулярно собирали налог с покоренных племен – полюдье . В 945 г. дружинники Игоря убедили его собрать двойной налог с племени древлян, за что Игорь и был убит древлянами во главе с князем Малом в их городе Искоростень.

Первые внутриполитические реформы

После смерти Игоря на престол взошла княгиня Ольга – жена Игоря, правившая с 945 по 964 гг. Перед ней стояло несколько важнейших задач:

  • Отомстить древлянам за их дерзость, вернуть их под контроль Киева,
  • Реформировать налоговую систему Руси,
  • Повысить авторитет Руси на международной арене.

С первой задачей Ольга справилась весьма жестко. Древляне были жестоко наказаны и возвращены под власть Киева. О всех деталях кровожадной мести Ольги можно подробно почитать в главной русской летописи – «Повесть временных лет».

Для того, чтобы подобное больше не повторялось Ольга отменила полюдье и ввела вместо него уроки и погосты . Урок – это строго установленный размер дани. Погост – место сбора дани. Таким образом, налоговая система Руси была в значительной степени упорядочена и усовершенствована.

Для поднятия собственного авторитета и авторитета страны Ольга в 957 году приняла личное крещение и, таким образом, как бы стала равной византийским и европейским правителям, которые уже давно были христианами.

Так, время правление княгини Ольги – это время первых важнейших и ярких внутриполитических реформ. В этот период был сделан большой шаг в развитии государственности Киевской Руси.

После Ольги правил ее сын – Святослав (964-972 гг.). Святослав был очень воинственным князем и практически не занимался внутренней политикой, будучи очень занятым военными походами. Главная заслуга Святослава заключается в том, что он уничтожил Хазарский каганат, доставлявший множество неудобств южным границам Руси. Про Святослава говорили, что он словно «пардус» (леопард). Он спит в походах на земле вместе со своими дружинниками, питается сырым мясом. Также Святослав хотел перенести столицу Руси в Переяславль, но мать не позволила ему.

Завершение формирования основ древнерусской государственности: крещение Руси

После смерти Святослава началась первая на Руси междоусобица, наиболее ярким и сильным князем которой был Ярополк . Междоусобица закончилась в 980 г., когда к власти пришел князь Владимир I Святославович , он же Владимир Святой, Красно Солнышко и т.п. (980 – 1015 гг.).

Свое правление Владимир начал с религиозной реформы: он попытался упорядочить языческие культы, создать единый пантеон богов во главе с Перуном. Но эта затея провалилась. Тогда, с целью укрепления единства страны, Владимир обратился к монотеистическим религиям. Считается, что принять православие по византийскому образцу Владимира вынудила необходимость креститься, чтобы жениться на византийской принцессе Анне, которая не могла выйти замуж за язычника.

Как бы там ни было, но в 988 году произошло крещение всей Руси «огнем и мечом», что имело просто огромные последствия для страны. Благодаря крещению, активными темпами началось развитие культуры, из Византии приглашали мастеров для строительства храмов, началось развитие иконописи, на древнеславянский язык начали переводиться христианские книги, при церквях стаи обучать грамоте, заботиться о нищих и больных. Кроме того, укрепилась личная власть Владимира, укрепилось единство страны, поднялся авторитет Руси на международной арене.

Крещение Руси было, безусловно, самой важной реформой Владимира. Также, стоит отметить, что Владимир построил защитные сооружения на юге страны от новой угрозы – печенегов .

* * *

Так, к конце X века в целом сформировалось древнерусское государство с центром в Киеве. Во главе этого государства стоял князь, опиравшийся в своей власти на дружину. Княжеская дружина делилась на две большие части:

  • Старшая – они же бояре
  • Младшая – отроки.

Власть передавалась по лествичному праву – к старшему в княжеском роду. Но это правило часто не соблюдалось, из-за чего впоследствии стали обостряться междоусобицы.

Возникновение (теория) государственности у восточных славян

Согласно Повести временных лет, некогда все славяне составляли один этнос. Со II по VI века нашей эры происходило Великое переселение народов, в результате которого образовались три ветви славянских племён.

Часть славян ушла на Запад и стала называться венедами (предки поляков, чехов, словаков), часть, получившая название «склавины» (предки болгар, сербов, хорватов) - на Юг, а часть – анты - поселилась на Востоке. Именно анты – восточные славяне – стали предками русского, украинского и белорусского народов.

Анты расположились на территории от Ильменского озера до Причерноморья и от Карпатских гор до Волги.

Расселение восточных славян

До сих пор в исторической науке ведутся дискуссии о том, кто такие восточные славяне и откуда они пришли. Существует множество теорий происхождения восточных славян. В основном, все они делятся на миграционные (восточные славяне являются «пришельцами») и автохтонные (восточные славяне – коренной этнос Восточно-европейской равнины).

Теории происхождения восточных славян:

В центр рассказа Нестор поместил полянский союз племён, который жил в среднем Поднепровье, вокруг Киева. Нестор пишет, что в VI веке здесь княжили три брата: Кий, Щек, Хорев и их сестра Лебедь. Наиболее распространённой и общепринятой является Дунайская (Балканская, Дунайско-балканская) миграционная теория. Именно этой теории придерживался первый русский историк, автор Повести временных лет, монах Киево-Печерской лавры Нестор.

Подчинив северян (центр – Чернигов), поляне создали протогосударство – «союз племенных объединений».

Нестор – прокиевский историк, но говорит и о втором древнерусском центре – на севере. Он сложился вокруг Ильменских словен, проживающих вокруг Новгорода. Словене подчинили самый крупный союз племён – кривичей (центр – Смоленск), которые контролировали торговые пути в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги. Кроме того, новгородцам платили дань угро-финские племена.

Всего насчитывают тринадцать восточнославянских союзов племён: белые хорваты, дулебы, поляне, уличи, радимичи, северяне, дреговичи, полочане, словене, кривичи, тиверцы, волыняне, бужане.

Славяне их их соседи в VII - VIII вв.

Однако все эти племена не могли мирно сосуществовать на одной территории, так как каждое из них претендовало на первенство. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней», - писал Нестор. В 862 году новгородцы решили пригласить для правления трёх братьев из варяжского племени Русь – Рюрика, Синеуса и Трувора. В этом же году Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус - в Белоозере, а Трувор – в Изборске. Сегодня уже хорошо известен факт, что Рюрик пришёл княжить не со своими братьями, а со своим родом («sine hus» - «свой род») и дружиной («thru varing» - «верная дружина»).

Так, по Нестору, возникло государство Новгородская Русь.

Предпосылки возникновения государства

Существовали как внутренние, так и внешнеполитические предпосылки образования Древнерусского государства.

К внутренним относятся:

  1. Экономические предпосылки.
    • В результате развития земледелия произошло разделение труда на производительный и военно-управленческий (князь и его дружина). Большую часть будущего Древнерусского государства занимали расчищенные для пашни места среди леса, которые требовали огромных усилий для обработки. Родовые общины стали трансформироваться в земледельческие. Всё это привело к разному уровню экономического развития племенных союзов.
    • Развитие ремесла и отделение его от земледелия.
    • Развитие торговли. В результате усовершенствования орудий труда и появления новых способов производства члены общин стали заниматься изготовлением и продажей вещей, полезных в хозяйстве.
  2. Духовные предпосылки. Несмотря на неоднородность и постоянные конфликты племенных союзов, все они были объединены общей языческой религией, имели похожие обычаи, традиции и «менталитет».

Внешнеполитические предпосылки также делятся на внутренние и внешние.

Внешней предпосылкой являлась необходимость защиты торговых путей («путь из варяг в греки») от хазар и норманнов. Внешние враги стремились контролировать русские торговые пути, что ускоряло формирование управленческой группировки, которая приобщалась к торговле.

Внутренними внешнеполитическими предпосылками были:

  1. Формирование крупных племенных объединений на Севере (Новгород) и на Юге (Киев) и заключение межплеменных союзов.
  2. Формирование института наследования княжеской власти.

Предпосылки образования Древнерусского государства

  • экономические (развитие земледелия, сельского хозяйства, ремесла, торговли)
  • духовные (общая религия и традиция)
  • внутренние (возникновение крупных племенных объединений)
  • внешние (необходимость защиты от внешних врагов)

Теории образования Древнерусского государства

В XVIII веке в России немецкие учёные А.Л. Шлёцер, Г.Ф. Миллер и И. Байер выдвинули теорию, провозгласившую, что немцы (которыми являлись Рюрик и его приближённые) сыграли ключевую роль в образовании Древнерусского государства. Эта теория впоследствии стала называться Норманской.

Многие русские деятели того времени негативно отнеслись к Норманнской теории и в ответ выдвинули свою – Антинорманскую (Славянскую). Сторонником этой теории стал М.В. Ломоносов. Он заявил, государство не может быть привнесено извне, что славяне сами создали своё государство, которое сложилось, главным образом, в результате зрелости внутренних предпосылок. Кроме того, антинорманнисты считали варягов «родственниками» славян.

Сегодня общепринятым мнением считается, что в образовании Древнерусского государства большую роль сыграли как внутренние предпосылки, так и внешние (Центристская теория Л.А. Кацва и А.Л. Юрганова).

Этапы формирования государства у восточных славян

I. Образование федераций племён на Юге с центром в Киеве и на Севере (Новгород).

II. Молодая языческая Русь (882-988 годы).

III. Киевская Русь под началом единого князя (конец IX века – первая треть XII века). Расцвет христианской культуры.

Древнерусские князья и их политика

Древнерусские князья и их политика

Князь Олег

Князь Олег

Так же успешно князь проводил и внешнюю политику. В течение нескольких веков русские земли страдали от разорительных набегов хазар и были вынуждены платить им дань. Нанеся удар Хазарскому каганату, Олег смог освободить часть русских городов от гнёта кочевников. В 879 году умер Рюрик. Так как его сын Игорь был мал, то князем-регентом избрали родственника Рюрика Олега. В 882 году он захватил Киев, перенёс туда центр из Новгорода, покорил северян, радимичей, дреговичей и древлян. Олег, прозванный за свою умелую политику Вещим, является создателем государства Киевская Русь.

Кроме того, в 907 году Олег организовал поход в Константинополь и заключил с греками договор, согласно которому русским купцам разрешалось в течение шести месяцев находиться на территории Византии, получать продовольствие и материальную помощь от местных властей, а главное – беспошлинно торговать. В 911 году в результате второго успешного похода, князю удалось подписать ещё более выгодный договор.

Как и было сказано ранее, Олег значительно расширил территории Киевской Руси за счёт сосредоточия нескольких племён под единой княжеской властью. Однако на Руси по-прежнему отсутствовал управленческий аппарат. Присоединённые территории требовали сильного руководства, а князь и его дружина – содержания (для ведения войн и организации новых военных походов). С этой целью князь и его приближённые каждый год стали ненормированно собирать дань с зависимых территорий, решать важные вопросы и вершить суд. Это событие стало называться «полюдье», что означало «хождение по людям». Обычно в полюдье ходили с ноября (после сбора урожая) по апрель.

Несмотря на то что во главе государства стоял князь, его власть была сильно ограничена вече – народным собранием. Оно могло изгнать князя с его дружиной, если тот не справлялся со своими обязанностями. На вече решали внешнеполитические вопросы, принимали законы, заключали договоры, объявляли о призвании или изгнании князей.

В 912 году Олег умер. Согласно преданию, однажды волхвы предсказали князю, что тот погибнет от своего коня. Олег приказал увести его, и больше никогда не видел любимца, о котором всё же продолжал заботиться (кормил и поил). Через несколько лет, вернувшись из военного похода, Олег узнал, что его конь умер. Расстроенный, он отправился к лошадиным останкам. Попрощавшись со своим верным другом, он наступил на череп коня, из которого выползла змея и ужалила Олега.

Князь Игорь Рюрикович

Князь Игорь Рюрикович

В 912 году вся полнота власти перешла к сыну Рюрика Игорю. С этого времени некоторые племена начали выступать за отделение от Киевской Руси. Одним из таких плёмён были древляне. Игорь осуществил несколько походов в древлянские земли и жёстко подавил восстание. В качестве компенсации в 945 году Игорь повторно отправился в полюдье и потребовал собрать дань. В ответ на это в Искоростени (центр древлянских земель) вспыхнуло ещё более мощное восстание, в результате которого князь Игорь был убит.

Игорь продолжал политику своего предшественника. Так, за время своего правления ему удалось присоединить уличей и тиверцев и обложить их данью.

Сын Рюрика также организовал несколько военных походов в Византию (в 941 и в 944 годах). Первый поход был неудачным, а в результате второго Киевская Русь и Византия заключили новый, но уже менее выгодный для России договор, по которому русские купцы облагались пошлиной на торговлю, а дружины – обязанностью охранять пограничные с Византией территории.

Княгиня Ольга

Княгиня Ольга

Ольга – жена Игоря Рюриковича. Узнав о смерти мужа, Ольга поклялась отомстить древлянам. Княгиня сожгла их города и обложила древлян ещё большей данью.

После этого события Ольга провела реформу, в результате которой:

  • было отменено полюдье. Теперь племена сами должны были привозить дань к погостам – специально созданным административным центрам;
  • были введены уроки– норма дани;
  • дань стали собирать строго один раз в год – в ноябре;
  • главой города стали назначать доверенное княжеское лицо, ответственное за сбор дани.

Эта мера привела к возникновению на Руси наместнической системы.

Ольга провела первую в нашей истории административную реформу. Её считают устроительницей русского государства.

Княгиня стала первой христианкой в великокняжеской семье. В 955 году она приняла крещение в Киеве в соборной церкви Святого Ильи, а в 957 году крестилась в Константинополе. В дальнейшем Ольга оказала особое влияние на своего внука Владимира и способствовала распространению христианства на Руси.

Пока её сын Святослав был мал, Ольга княжила в Киеве. Когда он принял княжение (в 962 году), Ольга продолжала заниматься внутренней политикой, так как Святослав всё своё княжение провёл в походах.

Святослав Игоревич

Святослав Игоревич

Святослав Игоревич – сын Игоря и Ольги. В основном, занимался внешней политикой и всё правление находился в военных походах.

Основные направления внешней политики:

1. Борьба с хазарами с целью расчистки Волжско-Каспийского торгового пути. Святослав организовал два похода:

  • в 965 году. Святославу удалось захватить город Саркел и присоединить к Руси Белую Вежу.
  • в 966-967 годах. Князь освободил от дани хазарам вятичей, присоединил их к Руси, обложил данью Мурому и Мордву, Волжскую Булгаию и захватил Итиль. В результате второго похода Хазарский каганат был разгромлен.

После этого Святослав отправил на Кавказ, захватил Керченский пролив, присоединив Тмутаракань.

2. Походы в Византию с целью присоединения к России Дуная.

Слух об «Александре Македонском Восточной Европы» дошёл до Византии, которая вела войны с Болгарией. Византийский император Никифор Фока пригласил Святослава на помощь.

Первый поход состоялся в 967-969 годах. Князю удалось захватить некоторые болгарские города, и он решил перенести столицу из Киева в Переяславец (на Дунае), тем самым нарушив военный союз с Византией и способствовав объединению Византии и Болгарии против России. Вместе с тем Святослав Игоревич не закрепил позиций Руси в степи, и вместо хазар степь заняли печенеги. В 969 году печенеги напали на Киев. Ольга вместе с внуками скрылась в церкви. Святослав был вынужден вернуться на Русь и отбить печенегов. После этого он вновь отправился в Византию.

Второй поход пришёлся на 970-971 годы. Новый император Иоанн Цимисхий разбил дружины Святослава, которые были вынуждены отступить и покинуть Болгарию. Святослав и Иоанн заключили договор, по которому провозглашалась неприкосновенность территорий Византии на Балканах и в Крыму, Россия вновь становилась союзником Византии, которая обещала ежегодно выплачивать дань. Иоанн Цимисхий разрешил вернуться Святославу и его дружине на Русь. Однако в 972 году князь попал в засаду печенегов у Днепровских порогов. Святослав был убит. По некоторым данным, засада была тайно организована византийским императором, а после смерти русского князя хан печенегов сделал из его черепа чашу.

Владимир Святославич (Святой, Креститель, Былинный герой, Красное Солнышко)

Владимир Святославич

Владимир – сын Святослава и ключницы Малуши. Княгиня Ольга негативно отнеслась к связи её сына и рабыни. Она выгнала беременную Малушу из Киева, но не отказалась от внука. Когда ему исполнилось три года, она приказала привезти его обратно.

Так как Святослав был мало заинтересован во внутренней политике, то территорию Киевской Руси он поделили между сыновьями: Ярополк стал княжить в Киеве, Олег – в Древлянской земле, а Владимир – в Новгороде. После смерти Святослава Игоревича между братьями началась междуусобная война.

Поводом послужило убийство Олегом одного из близких соратников Ярополка. В ответ на это старший брат отобрал у брата древлянские земли и разгромил войско Олега, погибшего в результате давки на мосту. Получив два княжества, Ярополк стал думать о завоевании Новгорода.

Постепенно к Владимиру стало присоединяться всё больше талантливых и умелых воинов. Обманом Владимир выманил брата из Киева, организовал засаду и убил.

После этого, в 988 году, Владимир принял решение крестить Русь по православному образцу. Став единственным князем всей Киевской Руси, князь приступил к укреплению собственной власти. Это выразилось в поиске единой идеологии, которая могла бы сплотить весь народ. В 980 году Владимир провёл языческую реформу и провозгласил Перуна – покровителя князя и дружины - верховным божеством. Реформа потерпела крах. Дело в том, что у каждого племени был свой бог-покровитель и народ негативно отнёсся к возвышению одних богов и низвержению других.

Принятие христианства

Почему же именно христианство? В Повести временных лет Нестор пишет о нескольких легендах, связанных с крещением Владимира и всей Руси.

Первая – о выборе князем религии. Князь стал приглашать к себе послов, среди которых были иудеи, мусульмане, католики и православные. Согласно Повести временных лет, Владимир спросил иудеев, где находится их Родина. На это они ответили, что бог, наказав их народ, рассеял его по всему миру. Князь сказал, что не желает служить Богу, который лишает Отечества.

Беседовал Владимир и с католиками, но негативно отнёсся к тому, что западная вера требовала безоговорочного подчинения главе церкви.

Привлекательнее Владимиру казалась мусульманская религия, поскольку ислам допускал многожёнство и обещал рай людям. Однако когда Владимир узнал, что мусульманам запрещается пить вино, князь заявил: «Руси веселие есть пити».

Больше всего Владимира поразил византийский монах-филосов, показавший картину Страшного Суда, тем самым рассказав о судьбе грешников и праведников. Икона буквально поразила князя, который был приятно впечатлён.

Но Владимир не торопился принимать решение. Вместо этого князь отправил послов в разные страны, чтобы ещё раз подтвердить своё мнение относительно других религий. Летопись говорит о приятно ошеломлённых послах, наблюдавших богослужение в соборе Святой Софии в Константинополе.

Вторая легенда гласит о чудесном исцелении Владимира от слепоты во время похода в Византию, в Корсунь. Владимир захватил город и ослеп. Тогда христианин из его дружины предложил ему исцеление иконой Корсунской Богоматери.

В 988 году Владимир с дружиной крестился в Корсуни. После этого византийский император согласился выдать за него замуж сестру Анну. В Киев вместе с Анной приехало большое число священников, книжников, зодчих, мастеров фрески, мозаики, иконописи. Русь стала приобщаться к великой культуре православной Византии.

Киев с радостью принял известие о крещении. Причины:

  1. В Киеве уже давно было много христиан. Византийский патриарх Фотий писал, что в 865 году ученики Кирилла и Мефодия крестили славян в Поднепровье (Кирилл был учеником Фотия). В 855 году Кирилл создал славянскую письменность и вместе с учеником явился к славянам. Кирилл перевёл часть Библии на славянский язык. В IX веке Болгария приняла православие. Болгарские книжники перевели на славянский язык греческие книги, в том числе Жития святых.
  2. В 955 году и в 957 году Ольга приняла христианство и начала проводить деятельность по распространению христианства на Руси.

Новгород, напротив, был крещён «огнём и мечом». Северо-восточная Русь утвердилась в христианской вере только в XI-XII веках.


В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по истории государства и права России. Пособие составлено в соответствии с программой курса «История государства и права России». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении истории государства и права, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов всех форм обучения высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.

Оглавление

  • 1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России
  • 2. Периодизация отечественной истории государства и права
  • 3. Возникновение государства у восточных славян
  • 4. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
  • 5. Источники права древнерусского государства
  • 6. Государственный строй древнерусского государства
  • 7. Правовое положение населения Киевской Руси
  • 8. Система государственных органов власти Древней Руси
  • 9. Общая характеристика Русской Правды
  • 10. Судебный процесс, преступление и наказание по Русской Правде

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3. Возникновение государства у восточных славян

Образование государства у восточных славян совпало с разложением первобытно-общинного строя, который постепенно сменялся территориальными, политическими и военными связями. В VI–VIII вв. восточнославянские племена составляли значительную часть населения Восточной Европы. Восточные славяне вели оседлый образ жизни. Быт — соседская община, которая является характерной чертой для времени разложения первобытно-общинного строя, образования классов, развития имущественной дифференциации. Основным занятием восточных славян было земледелие.

С VI в. в основных восточнославянских племенах начался процесс разложения первобытно-общинного строя.

В это время у восточных славян появляются:

1) частная собственность на землевладельческие орудия, хозяйство, продукт труда;

2) частной пользование и владение участком пахотной земли, но только до очередного передела земли в общине.

С появлением частной собственности, частного пользования и владения у восточных славян родовая община сменяется территориальной соседской общиной.

Возникает разделение труда, в связи с чем появилась возможность эксплуатации чужого труда. В соседской общине начался процесс социального расслоения, выделения богатой верхушки, которая обогащалась за счет военной добычи, эксплуатации соседей, торговли, а в последующем и за счет рабского труда. Причиной появления рабского труда у восточных славян явилось попадание разорившихся крестьян в зависимость к богатым землевладельцам (боярам). В рабство попадали и крестьяне, которые не смогли заплатить подать захватившим общинные земли родоплеменным вождям, военно-начальникам, дружинникам.

В VII–VIII вв. формой общественных отношений была военная демократия.

Признаками общественных отношений славян являлись:

1) участие всех мужчин в решении важнейших проблем;

2) особая роль народного собрания, являющегося высшим органом власти в то время;

3) всеобщее вооружение населения.

Обогащение родоплеменной верхушки (вождей, жрецов, старейшин), военноначальников и членов общины путем захвата добычи и пленных, в последующем становившихся рабами, в многочисленных войнах способствовало разложению первобытно-общинного строя и возникновению классового общества. Родоплеменная знать и богатые общинники становились господствующим классом, который эксплуатировал как рабов, так и крестьян-общинников.

При зарождении классов у восточных славян родовая власть, военноначальники, дружинники уже стремились присвоить землю, при этом они не сгоняли крестьян с их земель, а превращали в зависимое население, заставляя платить подати.

Возникающие у восточных славян социально-экономические процессы и подготовили общество к возникновению государственности.

Большое значение в это время имели следующие факторы:

1) необходимость ликвидации конфликтов, которые возникали между восточными славянами и соседними племенами;

3) организация торговли и торговых отношений;

4) решение проблем, связанных с усложнением условий жизни.

Власть вождей восточнославянских племен постепенно увеличивалась, усиливалась и видоизменялась, получая формы для его осуществления. Постепенно у восточных славян создавался специальный аппарат политической власти. Во главе восточнославянских племен стояли князья, которые опирались на дружинников и представителей прежней родоплеменной знати. В IX в. образовался территориальный союз с центром в г. Киеве. В 882 г. 2 крупных политических центра древних славян (Киевский и Новгородский) образовали Древнерусское государство, объединившись под властью Киева.

Возникновение государственности у восточных славян — как это было

Славяне — группа народов, о происхождении которых выдвигается немало гипотез. Многие историки полагают, что их предки существовали еще во втором тысячелетии до нашей эры и были обособившейся частью индоевропейской общности. Другие специалисты с ними не во всем согласны. Однако большинство историков сходится во мнении, что праславяне первоначально являлись единым этносом, разделившимся позже на три группы:

  • западную — венедов (предков словаков, чехов, поляков);
  • южную — склавинов (предков хорватов, сербов, болгар);
  • восточную — антов (предков русских, украинцев, белорусов).

Хотя некоторые современные историки полагают, что протославяне не образовали группу венедов, а просто входили в нее, как союзное племя.

Почему же некогда единый этнос разделился? Что привело к возникновению государственности у восточных славян? Каковы были предпосылки и этапы?

Кто такие восточные славяне

До сих пор многое о происхождении этноса остается неизвестным, ведутся споры, выдвигаются теории, и ни одна из них не имеет неопровержимых доказательств. Даже то, где находилась прародина древних славян, доподлинно неясно. Предположительно, Великое переселение, в результате которого единая общность территориально разделилась на три ветви, произошло в период со IV по VII столетия нашей эры. Несмотря на некоторые различия между образовавшимися группами, как таковой раздробленности у славян не отмечалось. Их языки, равно как и обычаи, были схожи. В разных летописях и исторических записях славяне характеризуются как отважные, выносливые и свободолюбивые люди с сильным характером.

Восточные славяне — это несколько племен, составляющих единую общность со своей культурой, представители которой говорили на восточнославянских языках. Именно они впоследствии составили основное население Древнерусского государства. Восточные славяне были язычниками и обожествляли силы природы.

Расселение восточных славян

Поначалу восточные славяне заняли лесостепную и болотистую местность между Днепром и Днестром. Выбор труднопроходимых территорий неслучаен: таким образом они старались обезопасить себя от набегов различных соседей и кочевников, которые отбирали скот, хлеб, поджигали жилища. В VII-VIII веках нашей эры из родовых общин восточных славян сложилось 12 племенных союзов, самыми крупными из которых были:

  • ильменские словене (построившие Новгород);
  • кривичи (на их землях был возведен Смоленск);
  • поляне (именно на их территории возник Киев);
  • радимичи.

Были и другие племена, такие как северяне, вятичи, древляне, дреговичи, дулебы, белые хорваты, уличи и тиверцы.

О происхождении восточных славян существует две основных теории:

Согласно ей, славянские народы пришли в Восточную Европу с других территорий.

Эта версия говорит о том, что они были коренным населением Восточно-Европейской равнины.

В свою очередь, миграционная теория предполагает несколько вариантов развития событий. Самые популярные из них следующие:

  • славяне пришли с нижних берегов Дуная, где сформировался племенной союз, после чего переселение продолжилось на восток и северо-восток;
  • изначально прародиной этноса была Прибалтика, а именно берега Западной Двины и территории возле Нижнего Немана.

Предпосылки возникновения государственности

Основными занятиями восточных славян были скотоводство и земледелие. Кроме того, они занимались сбором меда диких пчел, рыболовством, охотой и различными видами ремесел. Когда появился торговый путь «из варяг в греки», о котором даже сегодня слышал каждый, славяне обменивали и продавали свои изделия в другие государства. Каждое племя жило обособленно, и объединяться им было незачем. Они верили в своих богов, торгового обмена между ними практически не существовало. Каждый племенной союз на подвластной ему земле контролировал путь «из варяг в греки», собирая с купцов определенную дань. Объединяться с «соседями» в этом доходном «промысле» им выгоды не было.

Скорее всего, через несколько веков восточные славяне в любом случае объединились бы и образовали единую державу. Однако в IX столетии произошли события, которые ускорили процесс создания государства.

Возникновение русской государственности было вызвано как внутренними, так и внешними факторами.

Внутренние факторы образования государственности

К внутренним предпосылкам возникновения государственности у восточных славян можно отнести несколько социально-экономических факторов:

  1. Активное развитие земледелия. Этому способствовало появление орудий для вспашки полей, таких как плуг и железный сошник, и использование в качестве тягловой силы домашнего скота. Они значительно облегчали труд крестьян и улучшали производительность. С ними на работу у земледельцев уходило гораздо меньше времени и сил. Это привело к тому, что необходимость в коллективном труде у славян отпала. Крестьяне перестали работать в полях целыми родовыми общинами, а вместо этого каждая семья занялась своим хозяйством.
  2. Появление частной собственности. Крестьяне стали владеть участками земли, пригодной для пахоты. Родовых общин не стало, а вместо них появились соседские общины.
  3. Процветание ремесел и, как следствие, торговли, в частности внешней.
  4. Социальное расслоение — деление на богатых и бедных, и имущественное неравенство. У одних дела шли лучше, у других — хуже. Так в общинах появились «богатые верхушки» и господствующие классы, которые использовали наемный труд и эксплуатировали рабов. В невольниках оказывались военнопленные и крестьяне, попавшие в долговую кабалу к тем, кого позже стали называть боярами. Обычно этот титул получали старейшины и военные вожди, которые собирали дань (полюдье) с населения и обогащались за счет военных походов, забирая себе большую часть добычи.

Внешние факторы образования государственности

Кроме того, причинами возникновения государственности у восточных славян были:

  1. Стремление завоевать новые территории.
  2. Обогащение (в том числе военнопленными) за счет грабительских походов на чужие земли.
  3. Необходимость в обороне из-за набегов соседних племен.

Призвание варягов

Начиная с VIII столетия, Европу потрясали набеги скандинавов. Их же называли норманнами, варягами или викингами. Они проживали на территориях таких современных стран, как Норвегия, Швеция и Дания, и часто устраивали военные походы на чужие земли. Норманнские захватчики были настоящим бедствием для многих государств. Они отвоевали большие территории Англии, Франции и Италии, собирали дань с народов Северной Африки.

В IX столетии скандинавы отправились на земли, которые занимали восточные славяне. Один из их предводителей в 862 году дошел до Финского залива и на реке Волхов основал город Ладога. Этим вождем был известный всем Рюрик. Легенда говорит о том, что вместе с ним пришли его братья: Трувор и Синеус. И стали они князьями. Рюрик правил в Ладоге, а позже перебрался в Новгород. Его братья заняли Изборск и Белоозеро, но через два года они умерли. С того момент Рюрик княжил единолично. Так начался период возникновения государственности.

Однако есть исторические летописи, которые опровергают эту версию и рассказывают о том, что будущие новгородцы сами позвали Рюрика на княжение. Он построил на их земле город. Некоторые археологические находки даже подтверждают тот факт, что Новгород возвели после прихода скандинавского предводителя. Ладога же была основана еще в VIII столетии. Впрочем, всё это тоже нельзя считать неоспоримыми доказательствами.

Теории образования Древнерусского государства

Многие столетия историки пытались найти ответы на вопросы касательно происхождения восточных славян. Ученые спорили, доказывали свою точку зрения, выдвигали версии. Сегодня существует три теории возникновения государственности.

Норманнская

О проблеме возникновения государственности спорили не только российские ученые, но и зарубежные. Высказывались разные версии. В XVIII столетии в Российской империи под влиянием немецких историков выдвигалась так называемая норманнская теория. Она гласила, что славяне не способны были создать государственность и никогда бы этого не сделали, Русь возникла благодаря «стараниям» скандинавов. Дело в том, что немцы и скандинавы относились к одной германской группе народов. Таким образом, данная версия обосновывала их права на управление Россией.

Современные историки неоднозначно относятся к норманнской теории. С одной стороны, мысль о том, что наши далекие предки не были способны на политическое объединение, несколько обидна. Однако в то же время скандинавы ускорили процесс образования государства. Хотя норманны и сыграли определенную роль в объединении Руси, предпосылки все же зародились у славян.

Антинорманнская

С норманнской версией были не согласны многие ученые, ее считали политизированной. Поэтому вслед за ней появилась антинорманнская теория, которую еще называют славянской. Ее автором стал М. В. Ломоносов. Суть теории заключается в отрицании всех идей, которые несет норманнская версия. Антинорманнисты отвергали мысль о том, что скандинавы повлияли на объединение племен. Кроме того, историки сомневаются, что славяне призывали варягов. Антинорманнисты не отрицают, что некоторое влияние варяги, возможно, и оказывали, однако оно не связано со становлением Древнерусского государства.

Центристская

Современные историки придерживаются центристской теории. Она гласит о том, что к образованию государства привели внутренние и внешние предпосылки. Именно они сыграли большую роль. Безусловно, приглашенные скандинавы в некоторой степени тоже участвовали в становлении государственности. Даже слово «Русь» норманнское по происхождению.

Этапы формирования государства у восточных славян

Как мы уже говорили ранее, Рюрик пришел на земли восточных славян в 862 году. Однако не совсем верно считать, что тогда же образовалось великое государство. Князь создал Новгородскую Русь. Ее еще называют «Государствм Рюрика». Годы его княжения в Новгороде относятся к докиевскиму периоду формирования Древней Руси. А годом образования государства у восточных славян принято считать 882-й.

Объединение племен и образование Древней Руси

Бразды правления Новгородским государством сразу после кончины Рюрика взял в свои руки Олег Вещий. Некоторые исторические летописи говорят о том, что он был соплеменником Рюрика. Согласно же другим сохранившимся до наших дней записям, Олег являлся шурином безвременно ушедшего князя. Так или иначе он княжил с 879 по 912 год и успел сделать многое за этот период.

Олег сделал многое для молодого государства. Изображение: pinterest.at

Олег сделал многое для молодого государства. Изображение: pinterest.at

Олег был верным союзником маленькому Игорю и не только правил вместо него, но и ходил в военные походы. В 882 году варягам под предводительством князя удалось захватить Киев. Так было создано единое государство — Древняя Русь. Тогда же столицу перенесли из Новгорода в Киев. Позже Олегу удалось подчинить своей власти племена северян, радимичей и древлян. В 907 и 911 годах он совершал военные походы на Византию, из которых возвращался с хорошей добычей. Спустя год Олег скончался. Согласно легенде, от укуса змеи, согласно другим историческим источникам — в бою.

Стоит также отметить, что в некоторых исторических летописях он представлен не князем, а воеводой при Игоре.

Первые Рюриковичи

После кончины Олега княжить Киевской Русью стал Игорь. О его правлении (912–945 гг.) по большей части ничего не известно. В 914 году он подчинил себе древлян, предпринявших попытку освобождения после смерти Олега, и возложил на них еще более высокую дань. В 920-х годах воевал с печенегами, а в 940-х годах дважды ходил в походы на Византию. В 945 году Игорь в очередной раз отправился собирать дань с древлян. По легенде, его дружинники были недовольны размером дани и уговорили князя снова пойти к племени. Однако древляне решили, что если они повторно соберут выплату, то так и повадится Игорь обдирать их как липку, и расправились с ним. Таким образом, они отказались подчиняться Киевскому государству.

У князя остался маленький сын Святослав и жена Ольга. Она взяла бразды правления в свои руки, провела несколько реформ и отомстила древлянам. Когда Святослав подрос, он стал заниматься внешнеполитическими вопросами.

Принятие христианства

У Святослава было три сына. Один из них, Владимир, известный под именами Красно Солнышко или Креститель, круто изменил историю Руси. Он превратил Киевскую Русь в сильную державу. Однако подавляющая часть ее населения продолжала придерживаться языческих верований, а это имело некоторые негативные стороны. Дело в том, что у каждого племенного союза были свои боги. Из-за этого между ближайшими соседями происходило недопонимание, часто перераставшее в открытые конфликты и стычки.

Князь принял решение ввести единую религию, чтобы сплотить народ. Он выбрал шесть богов и установил их идолов на самом высоком холме в Киеве. Народу князь повелел отныне поклоняться только им. Однако подобные меры не принесли положительных результатов. Тогда Владимир задумался о том, что необходима иная религия, в которой существует только один бог. Чтобы определиться с выбором, князь пригласил к себе представителей разных вероисповеданий, среди которых были последователи греческого и римского христианства, иудаизма и ислама. После бесед с ними Владимир отдал предпочтение христианству византийского образца (по греческому обряду).

Князь и его дружина приняли крещение в 988 году, после чего стали приобщать к новой вере народ. Первым русским православным городом стал Киев. Разумеется, многим указ о смене вероисповедания пришелся не по душе. В Новгороде воеводе Владимира пришлось силой заставлять непокорный народ креститься, проявляя жестокость. Так, большая часть населения Древней Руси приняла христианство, хотя в тайне многие продолжали совершать некоторые языческие обряды. Те, кто категорически не захотел принять новое вероисповедание, ушли в глухие леса, где продолжили жить согласно своим обычаям.

Киевская Русь просуществовала до середины XII века, после чего образовалась Удельная Русь. Но эта тема заслуживает отдельного внимания.

Вы знали, что один лингвист по имени Марк Гучко придумал единый язык, который будет понятен всем западным, восточным и южным славянам?

P.S. У нас есть telegaram-канал, где мы публикуем подборки горящих туров 😎😎😎

Формирование государственности у восточных славян длилось несколько веков и было обусловлено распадом кровнородственных, родоплеменных отношений. Уже в IX веке у восточных славян наступил период перехода к классовым отношениям. Таким образом, можно утверждать, что тогда у славян общество поделилось на эксплуатируемых и эксплуататоров, и они вплотную подошли к образованию государства. А теперь нужно понять: как и из-за чего все же возникло государство у восточных славян?

Конечно, отсутствие достоверной информации о догосударственном периоде в истории России является причиной вековых споров о поводах, предпосылках и теориях происхождения государственности. О причинах возникновения государства можно говорить долго и много, так как эта тема до сих пор полностью не исследована учеными. Но все же выделяются несколько самых главных и наиболее вероятных причин: внешнеполитические, внутриполитические и социально-экономические.

Естественно, наиболее важной причиной возникновения государства являлось наличие внешней опасности. С VI века славяне пытались бороться со многими кочевыми племенами: гуннами, хазарами, половцами и др. Но, чтобы их победить нужна была централизованность, сплоченность и сила всех восточнославянских племен.

Также стоит рассмотреть внутриполитические и социально-экономические взаимоотношения между славянскими племенами, так как они в такой же степени повлияли на образование централизованной страны. Появлялись достаточно внушительных размеров племенные союзы, которые заключали между собой соглашения. Например, с конца шестого века существовал огромный союз вокруг Киева, а в IX веке вокруг Новгорода было объединение во главе с Гостомыслом. За ненадобностью распалась родовая община, уступив место «соседской». Начался процесс отделения ремесла от прочих разновидностей хозяйственной деятельности, развития внешней торговли, роста городов, формирования социальных групп и феодальных отношений.

Учеными выделено несколько теорий о том, каким образом формировалось наше государство, и кто же заложил фундамент для будущей страны и династии.

В начале XII века русский летописец Нестор, предпринимая попытки объяснить происхождение государства у восточных славян, записал в повесть временных лет легенду о призвании трех варягов на Русь- братьев Рюрика, Синуса и Трувора- дабы они правили на нашей земле. Легенда гласит, что до появления на Руси централизованной власти, земля была поделена на две части: одна ( поляне и их близкое окружение ) платила дань хазарскому каганату, а другая (словене ильменские, чудь, меря, весь)- варягам. В 859 году новгородцы (ильменские словене) изгнали варягов за море с земли русской и подчинились старейшине Гостомыслу. Когда же мудрец умер начались беспощадные междоусобные войны между племенами, и тогда было принято решение призвать сына варяжского князя и дочери Гостомысла Рюрика, чтобы он принял бразды правления. Так по легенде зародилась великая династия Рюриковичей, которая удерживалась на троне больше семи столетий.

Однако ярым противником норманизма был Михаил Васильевич Ломоносов. Антинорманисты считают, что высказывание о бессилии славян самостоятельно создать свое государство абсурдное, они полагают что данная теория «кощунственная» по отношению к нашему народу. Хотя антинорманисты и не отрицают участия варягов в образовании нашего государства, но они так же и не признают их большого вклада.

Дабы все же прийти к какому-то компромиссу, ученые попытались объединить эти две теории в одну, но наиболее правдивую. Таким обозом была разработана центристская теория, которая утверждает, что наше государство возникло в ходе многолетнего внутреннего развития славян, но и при небольшом участии варягов.

Процесс формирования государственности на нашей земле занимает многие умы, и многие тщетно пытаются получить достоверную информацию по этому вопросу, но, к большому сожалению, данная загадка так и остается по сей день неразрешенной.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: