В деле об инциденте в проливе корфу международный суд оон установил международную ответственность

Обновлено: 24.02.2024

В Инцидент на проливе Корфу состоит из трех отдельных мероприятий, включающих Королевский флот корабли в Канал Корфу который произошел в 1946 году, и считается ранним эпизодом Холодная война. [1] [2] [3] [4] [5] Во время первого инцидента корабли Королевского флота подверглись обстрелу с албанских укреплений. [2] Во втором инциденте корабли Королевского флота нанесли удар шахты и третий инцидент произошел, когда Королевский флот провел разминирование операции в проливе Корфу, но на албанском территориальные воды, [1] и Албания пожаловалась на них в ООН. [2]

Эта серия инцидентов привела к Канал Корфу дело, где Соединенное Королевство возбудило дело против Народная Республика Албания к Международный суд. [6] Суд вынес решение, согласно которому Албания должна была выплатить Соединенному Королевству 844 000 фунтов стерлингов. [4] [7] Это эквивалентно 30 миллионам фунтов стерлингов в 2015 году. [8] Из-за инцидентов Великобритания в 1946 году прервала переговоры с Албанией, направленные на установление дипломатические отношения между двумя странами. Дипломатические отношения были восстановлены только в 1991 году. [9]

Содержание

История


Инциденты начались 15 мая 1946 года, когда два корабля Королевского флота, HMS Орион и HMS Превосходно, пересек пролив Корфу после предварительной проверки и очистки пролива. [2] [10] При переправе они попали под огонь албанской артиллерии у береговых укреплений. [2] [3] Снаряды не попали, и британские военные корабли не открыли ответного огня. Хотя судам не был причинен материальный ущерб и никто не пострадал, Великобритания официально потребовала «немедленных публичных извинений от правительства Албании». [2] Однако таких извинений не последовало, и правительство Албании заявило, что британские корабли вторглись в территориальные воды Албании. [2] [11] Албания выпустила предупреждение о необходимости предварительного уведомления для всех судов, проходящих через пролив Корфу. Великобритания заявила, что не будет давать предварительного уведомления, и пригрозила, что, если британские военные корабли снова будут обстреляны, они откроют ответный огонь. [12]

Второй инцидент был более серьезным. [2] 22 октября 1946 года Королевский флот флотилия состоит из крейсеры HMS Маврикий и HMS Leander, и разрушители HMSSaumarez и HMS Volage, получил приказ двигаться на север через пролив Корфу со специальным приказом проверить реакцию Албании на их право невинный проход. [1] [10] [13] Экипажам было приказано реагировать в случае нападения. [1]

Они проходили недалеко от побережья Албании в том, что они считали мой -бесплатная зона с Маврикий ведущий и Saumarez слежу внимательно. Leander находился на расстоянии примерно одной и двух третей морской мили или трех километров в сопровождении Volage. [1] Около бухты Саранды, незадолго до 15:00, эсминец Saumarez подорвался на мине и получил серьезные повреждения. [1] [2] [14] Уничтожитель Volage было приказано буксировать Saumarez к югу от гавани Корфу. [1] [2]


Примерно в 16:16 при буксировке Volage также подорвался на мине и получил серьезные повреждения. [1] [2] Оба корабля Луки были полностью снесены ветром, а неблагоприятные погодные условия в проливах чрезвычайно затруднили буксировку обоих кораблей. суровый -первый, [3] [15] но после двенадцати часов усилий оба корабля смогли достичь гавани Корфу. [1] В результате инцидента сорок четыре человека погибли и сорок два были ранены. [1] [2]

По оценкам, от тридцати двух до сорока трех погибших принадлежали к экипажу Saumarez. [3] [14] [16] В Saumarez был поврежден без возможности ремонта, а повреждение Volage подлежал ремонту. [2] [10] [17] Береговые батареи Албании не открыли огня во время этого инцидента, и Албанский флот судно приблизилось к месту, пролетая Албанский флаг и белый флаг. [2] Поскольку в то время у Албании не было подходящих судов, мины, вероятно, были заложены югославскими заградителями. Млет и Meljine по запросу Албании, около 20 октября 1946 г. [18] [19]

В Британский министр пенсий на момент происшествия назначены полные военные пенсии инвалидам и вдовам погибших. [20]

Третий и последний инцидент произошел 12–13 ноября 1946 года, когда Королевский флот провел дополнительную операцию по разминированию в проливе Корфу под кодовым названием Операция Retail. [2] [10] [21] Под руководством Главнокомандующий союзников Средиземное море операция по разминированию проходила в албанском территориальные воды, но без разрешения правительства Албании, и имел дополнительную цель использования мин в качестве состав преступления чтобы доказать, что британцы действовали в самооборона пытаясь устранить опасности для навигации. [1] [21]


Также присутствовал французский морской офицер кто по приглашению Совет Средиземноморской зоны, выступил в качестве наблюдателя. An авианосец (HMS Океан ), крейсеры и другие военные корабли при условии покрытия. Двадцать два контактные мины были обнаружены и вырезаны из их подводных причалов. Размещение мин было таким, что считалось, что минное поле было преднамеренно спроектированным, а не просто случайным скоплением изолированных мин. Две вырезанные мины были отправлены в Мальта для дальнейшего изучения. [1]

Затем было обнаружено, что мины были Немецкий происхождение, но на них не было ржавчины и морских зарослей. Они также были недавно окрашены, а их швартовные тросы были недавно смазаны. Был сделан вывод, что минное поле было заложено незадолго до инцидента с Saumarez и Volage. Анализ фрагментов мины из Volage подтвердил, что мины были аналогичны минам на Мальте. [1]

После третьего инцидента Албания при премьер-министре Энвер Ходжа, отправил телеграмма в ООН с жалобой на вторжение Королевского флота в прибрежные воды Албании. [2] [22]

Последствия


9 декабря 1946 года Великобритания направила ноту албанскому правительству, обвиняя Албанию в установке мин и требуя возмещения ущерба за инциденты в мае и октябре. Великобритания потребовала ответа в течение четырнадцати дней, отметив, что в случае отрицательного ответа Албании вопрос будет передан на рассмотрение в Совет Безопасности ООН. Правительство Албании в своем ответе, который был получен британцами 21 декабря 1946 года, отвергает утверждения Великобритании и поясняет, что все это дело рук стран, которые не желают нормализации отношений между Албанией и Великобританией. , а собственно суда из Греция и другие страны недавно вторглись в район, где были обнаружены мины. [1]

Британское правительство не нашло такой ответ удовлетворительным и в конце концов довело дело до Международный суд, потерпев неудачу в попытке привлечь Совет Безопасности в этом вопросе. [1] [2] [23] Это было первое дело, вынесенное Международным Судом, [24] а в декабре 1949 года суд присудил британцам 843 947 фунтов стерлингов или 2 009 437 долларов США, установив, что: [25] независимо от того, кто установил мины, албанцы должны были наблюдать за любой такой акцией, [10] поскольку минное поле было так близко к их побережью, и поэтому они не смогли сообщить британцам об опасности. [1] [2] [10] [13] [26] [27] Суд также отклонил аргумент самообороны, выдвинутый Соединенным Королевством, и установил, что операции по разминированию, предпринятые британцами во время Операция Retailв отсутствие предварительного согласия албанцев были незаконными. [10] [21]


Правительство Албании отказалось выплатить репарации, предписанные Судом, и в ответ британцы удержали 1574 килограмма золота, принадлежащего Албании. [1] [2] [9] [23] Золото, разграблен посредством Осевые силы из Албании во время Вторая Мировая Война, хранился в своды из Банк Англии и был награжден албанцами трехсторонней комиссией США-Великобритания-Франция в 1948 году после того, как был возвращен союзниками. [2]

С концом Холодная война, то Народная Социалистическая Республика Албания прекратил свое существование в 1992 году. [1] Дипломатические отношения между двумя странами были установлены 29 мая 1991 года. [9] Вскоре после этого, 8 мая 1992 года, Великобритания и Албания объявили, что они пришли к соглашению по делу о проливе Корфу, совместно заявив, что «обе стороны выразили сожаление в связи с инцидентом в проливе Корфу 22 октября 1946 года». [1] [9] Только в 1996 году, после длительных переговоров, золото, наконец, было возвращено Албании после того, как она согласилась выплатить 2 000 000 долларов США в отсрочке. репарации. [1] [2] [10]


Энвер Ходжа, в своих воспоминаниях о первой встрече с Иосиф Сталин, писал, что все это дело было сфабриковано британцами как предлог для военной интервенции в городе Саранда. Он также сказал, что «мы никогда не устанавливали мин в Ионическом море. Взорвавшиеся мины либо были установлены немцами во время войны, либо были намеренно установлены англичанами позже, чтобы они могли их взорвать», он раскритиковал присутствие Королевского флота, заявив: «У этих кораблей не было причин плыть вдоль нашего побережья, они не уведомляли нас о таком движении». [28] Ходжа также охарактеризовал эти события как «беспрецедентную провокацию против нашей страны». [4]

2 ноября 2009 года группа исследователей из США и Албании объявила, что они нашли то, что, по их мнению, является носовыми сегментами HMS. Volage в проливе Корфу на глубине около пятидесяти метров. [29] По словам исследователей, посуда, обувь и боеприпасы, обнаруженные в районе обломков, являются еще одним доказательством этого. [29] В мае 2013 г. вышел специальный выпуск Археология Журнал под названием "Кораблекрушения", в частности, статья "Исправляя ошибку в холодной войне: где был HMS Volage?" дал представление о новых открытиях. Директор Албанского центра морских исследований Аурон Таре получил пленку из Национальный архив Соединенное Королевство показа инцидента HMS Volage очень близко к берегу, когда произошел инцидент. Это было дополнительно усилено Джеймс П. Дельгадо, Директор Морского наследия Национальное управление океанических и атмосферных исследований (NOAA). Он подтвердил свое заявление, сделанное ранее Ассошиэйтед Пресс что крушение было тем из HMS Volage потому что электрическая проводка обнаруженной носовой части была ожидаемого периода времени. Тот факт, что носовая часть с целыми и сложенными тарелками показывает быстрое опускание, опровергает утверждение британцев о том, что корабли, включая HMS Volage находились в международных водах, как утверждалось много десятилетий назад. [30] [Этот последний абзац должен быть просмотрен кем-нибудь более знающим. Кажется, это скорее редакционная статья, чем просто передача фактов. Эти две цитаты не могут быть проверены.]

Международный закон

Решение Международного Суда по делу установило прецедент в отношении того, является ли нарушение территориального суверенитета оправданным вмешательством. Соединенное Королевство заявило, что вход в территориальные воды Албании 12 и 13 ноября 1946 года был оправдан для получения доказательств, необходимых в поддержку своей версии. МКЮ ответил:

Суд не может согласиться с такой линией защиты. Суд может рассматривать предполагаемое право на вмешательство только как проявление политики силы, которая в прошлом приводила к самым серьезным злоупотреблениям и которая не может найти себе места, какими бы ни были недостатки в настоящее время в международной организации. в международном праве. Вмешательство, возможно, еще менее допустимо в той конкретной форме, в которой оно могло бы принять здесь; поскольку, по самой природе вещей, это было бы зарезервировано для самых могущественных государств и могло бы легко привести к извращению самого отправления международного правосудия. Агент Соединенного Королевства в своей ответной речи дополнительно классифицировал операцию "Розничная торговля" «среди методов самозащиты или самопомощи. Суд также не может согласиться с этой защитой. Между независимыми государствами уважение территориального суверенитета является важной основой международных отношений. Суд признает, что полное невыполнение правительством Албании своих обязанностей после взрывов и медлительный характер его дипломатических нот являются смягчающими обстоятельствами для действий правительства Соединенного Королевства. Но чтобы обеспечить соблюдение международного права, органом которого он является, Суд должен объявить действия британского флота нарушением суверенитета Албании. [31]

Международный Суд ООН

Сегодня Международный Суд ООН огласил решение о временных мерах, связанных с иском Украины, обвиняющей Россию в нарушении Конвенции о предупреждении геноцида. Международные судьи 13 голосами «за» при двух «против» обязали Россию немедленно приостановить военные действия в Украине, начатые 24 февраля 2022 года. Они также все единогласно призвали обе стороны по делу не предпринимать никаких действий, которые могут усугубить или расширить спор, являющийся предметом рассмотрения в Суде.

С просьбой принять «временные меры» по защите украинского народа до вынесения окончательного решения обратилась Украина как истец по делу. 7 марта в Гааге в Суде прошли слушания, посвященные этому ходатайству. В письме, направленном в субботу, 5 марта 2022 года, Российская Федерация проинформировала Суд о том, что она «решила не участвовать в устном разбирательстве, которое было назначено на 7 марта 2022 года». Россия заявила, что она вообще оспаривает юрисдикцию Суда по этому делу. Судьи сочли, что могут принять постановление по временным мерам без участия одной из сторон.

Временные меры являются своего рода временным судебным запретом. Их цель заключается в замораживании ситуации до тех пор, пока Суд не вынесет окончательного решения по спору.

Постановление по временным мерам, которое носит обязательный характер, огласила председатель Суда Джоан Донохью.

Суд потребовал, чтобы:

  • Российская Федерация немедленно прекратила военные действия, начатые ею 24 февраля 2022 года на территории Украины.
  • Российская Федерация обеспечила, чтобы «любые направляемые ей или поддерживаемые ею воинские или нерегулярные вооруженные формирования, а также любые организации и лица, которые могут быть подчинены ее контролю, не предпринимали никаких шагов для осуществления военных действий в Украине .

Против этих двух требований выступили двое из 15 судей: Кирилл Геворгян и Сюэ Ханьцинь.

Все 15 судей единогласно потребовали, чтобы:

  • Обе стороны по делу воздерживались от каких-либо действий, которые могут усугубить или расширить спор, являющийся предметом рассмотрения в Суде.

Украина считает, что Россия грубо нарушила положения Конвенции о геноциде и ее необходимо призвать к ответу. С таким иском она обратилась в Суд 27 февраля – на четвертый день кризиса в Украине, спровоцированного «агрессией, совершенной Российской Федерацией против Украины в нарушение статьи 2 Устава ООН». Об этом говорится в принятой резолюции Генеральной Ассамблеи «Агрессия против Украины». В этой резолюции Генеральная Ассамблея ООН также потребовала, чтобы «Российская Федерация немедленно, полностью и безоговорочно вывела все свои вооруженные силы с территории Украины в ее международно признанных границах». Все резолюции Генеральной Ассамблеи ООН имеют большой моральный и политический вес в силу универсальности членства в Ассамблее, но носят рекомендательный характер.

Что касается решения Международного Суда ООН, в том числе по временным мерам, то оно обязательно для выполнения, хотя эффективных механизмов принуждения у Суда нет. У этого органа международного правосудия нет своих судебных исполнителей.

В соответствии со статьей 94 Устава Организации Объединенных Наций любое государство, которое считает, что другая сторона не выполнила решение Суда, может довести этот вопрос до сведения Совета Безопасности. Последний, если признает это необходимым, может сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение.

Международный Суд ООН обладает двумя функциями: решает споры между государствами, а также выносит консультативное заключение по запросу Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН.

В настоящее время участниками Статута Суда являются 193 государства. Более 90 из них заявили о признании его обязательной юрисдикции. Кроме того, более 350 двусторонних или многосторонних договоров предусматривают юрисдикцию Суда по улаживанию споров.

Конвенция по геноциду была принята 9 декабря 1948 году. Ее участниками являются 152 государства, в том числе Украина и Россия, которые присоединились к этому документу в 1954 году.


«Инцидент в канале Корфу» стал одним из первых эпизодов «Холодной войны», которые можно считать боевыми. Попытка британского флота продемонстрировать силу у берегов Албании осенью 1946 года привела к тяжёлому повреждению двух эсминцев и гибели 44 моряков.

История и география пролива Корфу

Ещё в годы Второй мировой войны Балканский полуостров пользовался особым вниманием Британии. Черчилль называл его «мягким подбрюшьем Европы» и, начиная с 1943 года, регулярно выступал с идеей высадки на Балканах или островах Эгейского моря, вызывая недовольство американских союзников.


Осенью 1944 года методами, весьма далёкими от демократических, Великобритания установила контроль над правительством Греции. В соседних Албании и Югославии к власти пришли местные коммунисты — и если Белград традиционно поддерживал с Лондоном относительно неплохие отношения, то с Тираной у британцев контактов практически не имелось.

​Современная карта острова и пролива Корфу - Трагедия в проливе Корфу | Warspot.ru

Современная карта острова и пролива Корфу

Албания располагается в одной из ключевых точек Средиземноморья — на берегу 75-км Отрантского пролива, через который Адриатическое море соединяется с Ионическим. В свою очередь, самым напряжённым местом этого района стал узкий извилистый пролив между большим греческим островом Корфу и материковым берегом, который в северной части пролива принадлежит Албании. Ширина пролива Корфу в самом узком месте составляет всего 2 км или чуть более морской мили. Судоходство здесь всегда было активным, причём из-за навигационной обстановки суда всегда старались держаться ближе к материку.

С 1814 по 1864 год остров Корфу принадлежал Британии. В сентябре 1944 года здесь вновь высадились британские войска, а в ноябре Королевский флот провёл траление пролива Корфу от немецких мин. В феврале 1945 года траление повторилось, после чего фарватер шириной в морскую милю был объявлен безопасным для гражданского плавания.

Проблема состояла в том, что протраленный фарватер для обеспечения более удобной навигации проходил вплотную к албанскому берегу: мимо мыса Кифали по прямой на мыс Дента, ограничивающий с юга залив Саранда. Отсюда фарватер поворачивал на юг к самому узкому месту пролива, огибая немецкие минные заграждения QBY 239 и QBY 257 у северной оконечности острова Корфу.

Первый инцидент в проливе Корфу и его последствия

Тем временем в Греции начиналась гражданская война, спровоцированная Британией для обеспечения контроля над этой страной. Опасаясь поставок коммунистам военной помощи от СССР и Югославии через Албанию, британские корабли начали патрулирование приграничных вод в проливе Корфу.

15 мая 1946 года лёгкие крейсера «Орион» и «Сьюперб», шедшие протраленным фарватером в паре кабельтовых от албанского берега, внезапно были обстреляны береговыми батареями из района порта Саранда. По разным оценкам, албанцы выпустили от 12 до 20 снарядов. Попаданий не было, но в тот же день правительство Великобритании потребовало от Албании «немедленных и публичных извинений». В ответной ноте от 17 мая албанское правительство заявило, что крейсера не несли национальных флагов, и что иностранные военные корабли не имеют права идти через албанские территориальные воды без разрешения албанских властей.

​Британская схема северной части пролива Корфу, немецких минных полей и протраленного фарватера с указанием маршрута крейсера «Мауритиус» и места подрыва эсминца «Сомарез» Il Yung Chung. Legal Problems Involved in the Corfu Channel Incident - Трагедия в проливе Корфу | Warspot.ru

Британская схема северной части пролива Корфу, немецких минных полей и протраленного фарватера с указанием маршрута крейсера «Мауритиус» и места подрыва эсминца «Сомарез»
Il Yung Chung. Legal Problems Involved in the Corfu Channel Incident

Последовал дипломатический спор. 2 августа правительство Великобритании заявило, что морское право позволяет мирный проход судов через проливы, соединяющие экстерриториальные участки открытого моря, и что в следующий раз при обстреле британских кораблей будет открыт ответный огонь.

«Вопрос об установлении дипломатических отношений с Албанией вновь находится на рассмотрении правительства Его Величества, которое желает узнать, научилось ли албанское правительство вести себя разумно. Дайте информацию, проходили ли корабли под Вашим командованием через Северный пролив Корфу с августа — и если нет, то намерены ли Вы сделать это в ближайшее время?»

Таким образом, из Лондона прозрачно намекали, что требуют от Уиллиса пойти на обострение конфликта. Возможно, это было связано с Грецией, где продолжала разгораться война. Резко обострилась обстановка на греко-албанской границе, в районе которой находились основные базы греческих партизан.

При этом британское руководство почему-то не подумало, что эскалация конфликта может быть обоюдной. Тирана не имела военного флота, поэтому обратилась за помощью к Белграду, с которым имела очень тесные отношения (в этот момент шли переговоры о присоединении Албании к Югославской федерации). 18 октября югославские малые минные заградители «Мльет» и «Мельине» вышли из порта Шибеник и выставили в заливе Саранда перед входом в гавань 40 трофейных немецких якорных мин типа EMC. Ещё 63 мины были выставлены югославами в других точках вдоль побережья Албании: в заливе Бутринто (10 мин), у Порто-Палермо (6 мин), Спилеса (16 мин), Боржи (19 мин) и возле мыса Кефали (12 мин). Таким образом, нельзя сказать, что постановка мин носила исключительно диверсионный характер.

Судьба двух эсминцев

22 октября адмирал Уиллис решил выполнить рекомендацию Адмиралтейства: в 13:30 из гавани Керкира на Корфу вышли лёгкие крейсера «Мауритиус» и «Линдер» в сопровождении эсминцев «Сомарез» и «Воладж». Оба эсминца принадлежали к мобилизационным типам «S» и «V», вступили в строй в 1943-1944 годах и при стандартном водоизмещении около 1750 т несли одинаковое вооружение: по четыре 120-мм орудия и по два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата.

Корабли двинулись на север проливом Корфу. Головным шёл крейсер «Мауритиус», за ним следовал «Сомарез», другая пара кораблей держалась в двух милях позади. В 14:47 возле мыса Дента «Мауритиус» повернул налево, на курс 310°. Позднее Адмиралтейство утверждало, что поворот был сделан в точном соответствии с протраленным фарватером. В свою очередь, албанские власти заявили, что британские корабли сильно отклонились от фарватера вправо, углубившись в залив Саранда.

«Сомарез» повернул за мателотом, но в 14:53 под носом у него взорвалась мина. Взрыв 300-кг заряда произошёл по правому борту в нескольких футах перед рубкой. Столб огня пронизал корпус корабля от киля до главной палубы. У эсминца был буквально вырван кусок борта. Увы, подробности повреждений корабля и борьбы за живучесть неизвестны, так как послевоенные документы Адмиралтейства до сих пор остаются секретными.

При взрыве погибло 35 человек (25 из них просто исчезли), ещё 41 моряк был ранен. Эсминец потерял ход и начал погружаться носом, вокруг него на воде вспыхнуло разлившееся топливо.

Шедший следом «Воладж» получил приказ помочь собрату, приблизился к нему и начал заводить швартовы. Это удалось сделать со второго раза, и в 15:30 «Воладж» начал буксировку. Однако в 16:15 под носом у него произошёл новый взрыв, полностью оторвавший носовую часть по переднюю орудийную установку. При этом погибло 8 человек. Чтобы облегчить корабль, его командир Реджинальд Пол приказал своей команде сбрасывать в море снаряды, глубинные бомбы и палубное оборудование. В результате «Воладж» остался на плаву и сохранил ход. Несмотря на усиливавшийся западный ветер, он всё-таки смог взять «Сомарез» на буксир и потащил его обратно в пролив, двигаясь кормой вперёд. Тем временем из Саранды подошёл албанский катер, семафором запросил «что случилось?», а затем предложил помощь, но был проигнорирован.

К этому времени оба крейсера уже ушли далеко вперёд. Они не рискнули разворачиваться в узком протраленном канале и возвращаться к опасному участку. Поэтому «Линдер» получил приказ обогнуть остров Корфу и вновь подойти к терпящим бедствие эсминцам с юга. Через три часа, находясь ближе к узости пролива, он смог взять их на буксир.

15 миль обратного пути кораблям удалось преодолеть за 12 часов, и в 3 часа утра 23 ноября эсминцы благополучно вошли в гавань Керкиры. Сюда же прибыло направленное адмиралом Уиллисом из порта Занте госпитальное судно «Мэн», на которое передали раненых. 12 погибших моряков с эсминцев были похоронены на кладбище Керкиры.

​Крейсер «Линдер» буксирует два повреждённых эсминца. На переднем плане «Сомарез», его крен на нос уже сильно уменьшился Imperial War Museums - Трагедия в проливе Корфу | Warspot.ru

Крейсер «Линдер» буксирует два повреждённых эсминца. На переднем плане «Сомарез», его крен на нос уже сильно уменьшился
Imperial War Museums

Всего в ходе инцидента погибло и пропало без вести 43 моряка, и столько же получили ранения, один из них позднее умер в госпитале на Мальте. Оба повреждённых корабля были отбуксированы на Мальту. Здесь «Сомарез» обследовали и в 1947 году признали не подлежащим ремонту. Позднее его корпус был отбуксирован в Великобританию, 8 сентября 1950 года продан на слом фирме «Бритиш Айрон энд Стил Корпорейшн» (BISCO) и разделан в Чарльзтауне осенью того же года.

«Воладж» был отремонтирован прямо на Мальте, а в 1949 году вернулся в Великобританию, где был отправлен в резерв. В 1952-1953 годах эсминец прошёл капитальное переоборудование на верфи в Чатеме, после чего был переклассифицирован в противолодочный фрегат «Тип 15» и в 1954 году вновь вошёл в состав Королевского флота уже с новым бортовым номером — F41. Два года он служил в Дартмутской эскадре, а в 1956 году был вновь отправлен в резерв в Портсмуте. С 1964 года корабль использовался в гавани для тренировки морских пехотинцев, а осенью 1972 года был продан на слом той же фирме BISCO и разобран в Портчестере.

Расследование и суд

Сразу после инцидента была создана комиссия по расследованию причин взрыва. Уже на следующий день представитель Адмиралтейства в британском парламенте заявил, что взрыв произошёл в самом центре протраленного канала и в полутора милях от албанского побережья. Это было заведомой неправдой: даже по данным, позднее предоставленным Британией Международному суду, взрыв произошёл на самой границе протраленной зоны, примерно в миле от берега.

Британские власти направили в залив Саранда 5-й дивизион тральщиков под прикрытием большой группы боевых кораблей во главе с авианосцем «Оушен» и крейсером «Орион». В ходе операции «Ритейл», проведённой 12-13 ноября 1946 года вопреки протестам Албании, было уничтожено 22 мины, ещё две выловили и отправили на Мальту на экспертизу. При этом траление производилось вне международного фарватера, в глубине залива Саранда, ближайшая к берегу мина была вытралена в 300 м от уреза воды. При этом по завершении операции руководитель тральной группы коммандер Уитфорд сообщил, что «несомненно, в канале Корфу ещё осталось много мин, и нельзя рекомендовать, чтобы канал был вновь открыт для судоходства». Ещё две мины были вытралены здесь в декабре 1948 года албанскими катерами.

​Британский тральщик и обнаруженная им мина. Канал Корфу, 12 ноября 1946 года Imperial War Museums - Трагедия в проливе Корфу | Warspot.ru

Британский тральщик и обнаруженная им мина. Канал Корфу, 12 ноября 1946 года
Imperial War Museums

По состоянию доставленных на Мальту двух немецких мин было нетрудно установить, что выставлены они совсем недавно. Поэтому уже 9 декабря британское правительство обвинило Албанию в минировании международных морских путей и обратилось в Совет безопасности ООН. Однако 25 марта 1947 года СССР наложил вето на резолюцию СБ, после чего Лондон обратился в Международный суд в Гааге. Он утверждал, что албанское правительство не могло не иметь информации о постановке мин в своих водах, и поэтому как минимум несёт вину за преступную небрежность. В ответ Албания заявила, что не могла провести постановку мин за отсутствием средств для этого, и что нет никаких доказательств того, что албанские власти знали об этих минах. Кроме того, она обвинила Британию в нарушении своих территориальных вод, напомнив, что согласно той же VIII Гаагской конвенции от 1907 года, на которую ссылался Лондон, прибрежное государство имеет право в исключительных случаях регулировать проход иностранных военных кораблей через свои территориальные воды.

Слушание дела началось 9 ноября 1948 года. Для доказательства, что минирование проводили югославы, англичане использовали свидетельство перебежчика — капитан-лейтенанта югославского флота Карела Ковачича. Однако к этому времени Тито поссорился со Сталиным, и Югославия вновь оказалась в числе друзей Британии, поэтому обвинения в её адрес англичане просто замяли. От Албании же требовались извинения и компенсация в размере 875 000 фунтов стерлингов. Из этой суммы стоимость эсминца «Сомарез» оценивались в 750 000 фунтов, повреждения эсминца «Воладж» — в 75 000 фунтов, возмещение семьям погибших и раненых моряков — в 50 000. Последняя сумма выглядит просто ничтожной: по тысяче фунтов за одного погибшего британского моряка!

​Британские офицеры вытаскивают на берег мину, выловленную в проливе Корфу Imperial War Museums - Трагедия в проливе Корфу | Warspot.ru

Британские офицеры вытаскивают на берег мину, выловленную в проливе Корфу
Imperial War Museums

Итоги инцидента

Процесс продлился больше года. Ещё 9 апреля 1949 года Международный суд признал Албанию виновной в инциденте. 15 декабря 1949 года окончательным решением он обязал Албанию выплатить Британии сумму в 843 947 фунтов стерлингов или 2 009 437 долларов США. О Югославии, чьи корабли устанавливали мины, в решении суда упомянуто не было. В качестве своеобразного утешения албанцам суд признал, что операция «Ритейл» также была незаконной.

Правительство Албании отказалось выплатить репарации, и в ответ Британия удержала у себя 1574 кг золота, полагавшегося Албании из запасов стран Оси по решению трёхсторонней англо-франко-американской комиссии 1948 года. Это золото было возвращено Албании только в 1996 году, после того как она официально признала свою вину в инциденте и согласилась выплатить 2 000 000 долларов репараций.

Но на этом история «инцидента в канале Корфу» не завершилась. В начале 2009 года в Албании вышла книга капитана 1-го ранга албанского флота Артура Мечоллари, посвящённая инциденту в проливе Корфу. Автор утверждал, что Британия фальсифицировала данные, предоставленные Международному суду, и на самом деле британские корабли зашли в залив Саранда гораздо глубже, подорвавшись на минах за пределами международного фарватера.

В том же 2009 году международная экспедиция, организованная Институтом морской археологии, обнаружила и обследовала на дне залива Саранда оторванный нос эсминца «Воладж». Интересно, что в отчёте об этой экспедиции, опубликованном в ежегоднике Института («The INA Annual 2009»), координаты находки указаны не были.

После Второй мировой войны в Средиземном море осталось множество мин. Чтобы обезопасить судоходство в этих водах, в конце 1944 – начале 1945 года Великобритания провела там траление, в том числе в проливе Корфу между одноимённым греческим островом и Балканским полуостровом и у албанского порта Дуррес. В 1946 году власть в Албании оказалась в руках правительства под председательством коммуниста Энвера Ходжи, что не могло не повлиять на отношения государства с Западом. В мае албанские власти заявили, что ни одно иностранное судно не имеет права входить в трёхмильную зону у побережья страны. Фактически это закрывало для судоходства пролив Корфу.

15 мая 1946 года два британских лёгких крейсера, шедших в проливе, были обстреляны албанской батареей. Корабли повреждений не получили, однако Великобритания заявила протест и пообещала в дальнейшем открывать ответный огонь. 22 октября британская флотилия в составе двух крейсеров и двух эсминцев двинулась через пролив Корфу в северном направлении, чтобы определить реакцию албанцев. В 14:35 эсминец HMS Saumarez подорвался на мине в полутора километрах от порта Саранда. Попытавшийся отбуксировать его в гавань Корфу второй эсминец, HMS Volage, налетел на мину в 16:16. Несмотря на серьёзные повреждения, корабли сумели добраться до гавани. В результате второго инцидента погибло 44 человека, а HMS Saumarez был признан неподлежащим восстановлению.


12–13 ноября 1946 года Королевский военно-морской флот Великобритании провёл в проливе Корфу операцию «Розница», ставшую третьим инцидентом в этой истории. Британские корабли должны были очистить пролив от мин, а также добыть мины для проведения экспертизы: в 1944–1945 годах район был признан безопасным для судоходства, и появление здесь мин бросало тень подозрения на Албанию. За два дня англичане обнаружили 22 немецкие контактные мины, чьи минрепы совсем недавно были смазаны, а это свидетельствовало о том, что мины отнюдь не являются отголосками войны. Две из них были отправлены на Мальту для изучения.

Правительство Албании пожаловалось в ООН на вторжение иностранных кораблей в её прибрежные воды. В мае 1947 года Великобритания передала дело в Международный суд ООН. Через два года тот вынес решение. Независимо от того, кто и когда поставил мины в проливе Корфу, Албания не могла об этом не знать, но не предупредила британские суда об опасности и должна была выплатить Великобритании 844 тысячи фунтов стерлингов (около 2 млн долларов США) в качестве компенсации. Албания отказалась это сделать, и тогда британцы конфисковали 1,5 тысячи кг албанского золота, вывезенного странами Оси в годы войны и хранившегося теперь в Банке Англии. Дипломатические отношения между двумя странами были установлены лишь в 1991 году, а через пять лет после этого ценности вернулись на родину.

Канал Инцидент Корфа состоит из трех отдельных мероприятий с участием Королевского флота судов в канале Корфа , который проходил в 1946 году, и считается ранним эпизодом холодной войны . [1] [2] [3] [4] [5] Во время первого инцидента корабли Королевского флота подверглись обстрелу с албанских укреплений. [2] Во втором инциденте корабли Королевского флота подорвались на минах, а третий инцидент произошел, когда Королевский флот проводил операции по разминированию в проливе Корфу, но в территориальных водах Албании , [1] и Албания пожаловалась на них в ООН. [2]

Эта серия инцидентов привела к делу о проливе Корфу , когда Соединенное Королевство подало иск против Народной Республики Албания в Международный суд . [6] Суд вынес решение, согласно которому Албания должна была выплатить Соединенному Королевству 844 000 фунтов стерлингов. [4] [7] Это эквивалентно 30 миллионам фунтов стерлингов в 2015 году. [8] Из-за инцидентов Великобритания в 1946 году прервала переговоры с Албанией, направленные на установление дипломатических отношений между двумя странами. Дипломатические отношения были восстановлены только в 1991 году. [9]

СОДЕРЖАНИЕ


12 января 1945 года тральщик HMS Regulus (J327) класса Algerine был затоплен миной в проливе Корфу.

Инциденты начались 15 мая 1946 года, когда два корабля Королевского флота, HMS Orion и HMS Superb , пересекли пролив Корфу после предварительной проверки и очистки пролива. [2] [10] При переправе они попали под огонь албанской артиллерии в прибрежных укреплениях. [2] [3] Снаряды не попали, и британские военные корабли не открыли ответного огня. Хотя судам не был причинен материальный ущерб и никто не пострадал, Великобритания официально потребовала «немедленно принести публичные извинения от правительства Албании». [2] Однако таких извинений не последовало, и правительство Албании заявило, что британские корабли вторглись в территориальные воды Албании. [2] [11] Албания выпустила предупреждение о необходимости предварительного уведомления для всех судов, проходящих через пролив Корфу. Британское правительство заявило, что не будет давать предварительного уведомления, и пригрозило, что, если британские военные корабли снова будут обстреляны, они ответят огнем. [12]

Второй инцидент был более серьезным. [2] 22 октября 1946 года флотилия Королевского флота, состоящая из крейсеров HMS Mauritius и HMS Leander , а также эсминцев HMS Saumarez и HMS Volage , получила приказ двигаться на север через пролив Корфу с прямым приказом проверить реакцию Албании справа от них. от мирного прохода . [1] [10] [13] Экипажам было приказано реагировать в случае нападения. [1]

Они проходили вблизи албанского побережья в том, что они рассматриваются как шахта -бесплатно зона Маврикий ведущей и Saumarez внимательно следит. Леандер находился на расстоянии одной и двух третей морской мили или трех километров в сопровождении Волаге . [1] Около бухты Саранда, незадолго до 15:00, эсминец Saumarez подорвался на мине и получил серьезные повреждения. [1] [2] [14] Эсминец Volage был заказан для буксировки Саумарез на юг к гавани Корфу. [1] [2]


Примерно в 16:16 во время буксировки Volage также подорвался на мине и получил серьезные повреждения. [1] [2] Оба корабля луки были полностью сдувается и неблагоприятные погодные условия в проливах сделали усилия буксировки чрезвычайно трудный как с судами , плавающими кормовой -Первые, [3] [15] , но после двенадцати часов усилий обоих судов удалось чтобы добраться до гавани Корфу. [1] Сорок четыре человека погибли и сорок два получили ранения. [1] [2]

По оценкам, от тридцати двух до сорока трех погибших принадлежали к команде Саумареса . [3] [14] [16] Saumarez был поврежден и не подлежит ремонту , а ущерб Volage был неустранимыми. [2] [10] [17] Албанские прибрежные батареи не открыли огонь во время этого инцидента, и судно ВМС Албании подошло к месту происшествия под албанским флагом и белым флагом . [2] Поскольку в то время у Албании не было подходящих судов, мины, вероятно, были заложены югославскими заградителями « Млет» и « Мельин».по запросу Албании, примерно 20 октября 1946 г. [18] [19]

Британский министр пенсий в момент инцидента награжден полные военные пенсии инвалидам и вдовам погибших. [20]

Третий и последний инцидент произошел 12–13 ноября 1946 года, когда Королевский флот провел дополнительную операцию по разминированию на проливе Корфу под кодовым названием Operation Retail . [2] [10] [21] Под руководством главнокомандующего союзниками Средиземное море операция по разминированию проходила в территориальных водах Албании , но без санкции правительства Албании, и имела дополнительную цель использования мин. как состав преступления, чтобы доказать, что британцы действовали в порядке самообороны , пытаясь устранить препятствия для судоходства. [1] [21]


Присутствовал также французский военно-морской офицер, который по приглашению Совета Средиземноморской зоны действовал в качестве наблюдателя. Прикрывали авианосец ( HMS Ocean ), крейсеры и другие боевые корабли . Двадцать две контактные мины были обнаружены и вырезаны из подводных причалов. Размещение мин было таким, что считалось, что минное поле было спроектировано намеренно, а не просто случайным скоплением изолированных мин. Две вырезанные мины были отправлены на Мальту для дальнейшего изучения. [1]

Затем было обнаружено, что мины немецкого происхождения, но на них нет ржавчины и морских отложений. Они также были недавно окрашены, а их швартовные тросы были недавно смазаны. Был сделан вывод, что минное поле было заложено незадолго до инцидента с участием Саумареса и Волаге . Анализ фрагментов мины из Волажа подтвердил, что мины были аналогичны минам на Мальте. [1]

После третьего инцидента Албания под руководством премьер-министра Энвера Ходжи отправила телеграмму в ООН, в которой жаловалась на вторжение Королевского флота в прибрежные воды Албании. [2] [22]


9 декабря 1946 года Великобритания направила ноту албанскому правительству, в которой обвинила Албанию в установке мин и потребовала возмещения ущерба за майские и октябрьские инциденты. Великобритания потребовала ответа в течение четырнадцати дней, отметив, что в случае отказа Албании выплатить репарации вопрос будет передан в Совет Безопасности ООН . В своем ответе, который был получен британцами 21 декабря 1946 года, правительство Албании отвергло обвинения Великобритании и заявило, что все это дело рук стран, которые не желают нормализации отношений между Албанией и Великобританией. ; и фактически суда из Греции и других стран недавно вторглись в район, где были обнаружены мины. [1]

Британское правительство не нашло такой ответ удовлетворительным и, в конце концов, обратилось в Международный Суд ООН , потерпев неудачу в своей попытке вовлечь в это дело Совет Безопасности . [1] [2] [23] Это было первое дело, вынесенное Международным судом [24], и в декабре 1949 года суд присудил британцам 843 947 фунтов стерлингов или 2 009 437 долларов США, установив, что [25] независимо от того, кто предъявил мины, албанцы должны были наблюдать за подобными действиями [10], поскольку минное поле находилось так близко к их побережью, и поэтому они не смогли проинформировать британцев об опасности. [1] [2] [10] [13] [26] [27] Суд также отклонил аргумент самообороны, выдвинутый Соединенным Королевством, и установил, что операции по разминированию, проведенные Королевским флотом во время операции «Розничная торговля» , в отсутствие предварительного согласия правительства Албании, были незаконными. . [10] [21]


Правительство Албании отказалось выплатить репарации, предписанные Судом, и в ответ британское правительство отказало в ввозе в страну 1574 кг албанского золота. [1] [2] [9] [23] золота, грабили по державам оси из Албании во время Второй мировой войны , хранились в сейфах в Банке Англии и был присужден албанцев в США-Великобритания-Франция трехсторонняя комиссия в 1948 году после того, как она была восстановлена ​​союзниками. [2]

С конца холодной войны , то Народная Социалистическая Республика Албания прекратила свое существование в 1992 году [1] Дипломатические отношения между двумя странами были установлены 29 мая 1991 года [9] Вскоре после этого , 8 мая 1992 года, Великобритания и Албания объявили, что они пришли к соглашению по делу о проливе Корфу, совместно заявив, что «обе стороны выразили сожаление по поводу инцидента в проливе Корфу 22 октября 1946 года». [1] [9] Только в 1996 году, после длительных переговоров, золото было наконец возвращено Албании после того, как она согласилась выплатить 2 000 000 долларов США в качестве отсроченного возмещения ущерба . [1] [2] [10]


Энвер Ходжа в своих мемуарах о своей первой встрече с Иосифом Сталиным утверждал, что все это дело было сфабриковано британцами как предлог для проведения военно-морского патрулирования возле Саранды . Ходжа также писал, что «мы никогда не устанавливали мин в Ионическом море. Взорвавшиеся мины либо были заложены немцами во время войны, либо были намеренно установлены англичанами позже, чтобы они могли их взорвать». Он также раскритиковал присутствие Королевского флота в регионе, написав, что «у этих кораблей не было причин плыть вдоль нашего побережья, они не уведомляли нас о таком движении». [28] Ходжа также назвал события «беспрецедентной провокацией по отношению к нашей стране». [4]

2 ноября 2009 года группа американских и албанских исследователей объявила, что они обнаружили то, что, по их мнению, является носовыми сегментами HMS Volage в проливе Корфу, примерно на глубине пятидесяти метров под водой. [29] По словам исследователей, посуда, обувь и боеприпасы, найденные в районе вокруг обломков, являются еще одним доказательством того, что они подходят. [29] В мае 2013 года специальный выпуск журнала Archeology Magazine под названием «Кораблекрушения», в частности, статья «Исправляя ошибку в холодной войне: где был HMS Volage?» дал представление о новых открытиях дела. Директор Албанского центра морских исследований Аурон Таре (Auron Tare) получил видеозапись инцидента из Национального архива, якобы показывающуюHMS Volage очень близко к берегу, когда произошел инцидент. Это утверждение было дополнительно подтверждено Джеймсом П. Дельгадо , директором отдела морского наследия Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA). Он подтвердил свое заявление, сделанное ранее Ассошиэйтед Пресс , о том, что обломки корабля принадлежали HMS Volage, поскольку электрическая проводка обнаруженной носовой части соответствовала спецификациям Volage . Тот факт, что носовая часть с неповрежденными тарелками и сложенными друг на друга тарелками, согласно Дельгадо, показала быстрое опускание. [30] [Этот последний абзац должен быть просмотрен кем-нибудь более знающим. Кажется, это скорее редакционная статья, чем просто передача фактов. Эти две цитаты не могут быть проверены.]

Постановление Международного Суда по делу установило прецедент в отношении того, является ли нарушение территориального суверенитета оправданным вмешательством. Соединенное Королевство заявило, что вход в территориальные воды Албании 12 и 13 ноября 1946 года был оправдан для получения доказательств, необходимых в поддержку своей версии. МКЮ ответил:

Суд не может согласиться с такой линией защиты. Суд может рассматривать предполагаемое право на вмешательство только как проявление силовой политики, которая в прошлом приводила к наиболее серьезным злоупотреблениям и которая не может найти себе места, какими бы ни были недостатки в настоящее время в международной организации. в международном праве. Вмешательство, возможно, еще менее допустимо в той конкретной форме, в которой оно могло бы принять здесь; поскольку, по самой природе вещей, это было бы зарезервировано для самых могущественных государств и могло бы легко привести к извращению самого отправления международного правосудия. Агент Соединенного Королевства в своем ответном выступлении далее классифицировал «Розничную операцию» как методы самозащиты или самопомощи. Суд также не может согласиться с этой защитой. Между независимыми государствами,уважение территориального суверенитета является важной основой международных отношений. Суд признает, что полное невыполнение правительством Албании своих обязанностей после взрывов и медлительный характер его дипломатических нот являются смягчающими обстоятельствами для действий правительства Соединенного Королевства. Но для обеспечения уважения международного права, органом которого он является, Суд должен объявить действия британского военно-морского флота нарушением суверенитета Албании.суд должен объявить, что действия британского военно-морского флота являются нарушением суверенитета Албании.суд должен объявить, что действия британского военно-морского флота являются нарушением суверенитета Албании. [31]

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: