В чем видит поэт долг и призвание человека гражданина властителям и судиям
Обновлено: 05.12.2023
Стихотворение «Властителям и судиям» является «гневной одой» , как сам назвал свое произведение автор. В этом стихотворении поэт выражает свое живейшее возмущение несправедливостью и жестокостью власть придержащих. В самом начале стихотворения Державин говорит о том, что, пусть властители неподвластны земному суду, есть высший судия – Бог, который рано или поздно рассудит всех.
Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Поэт говорит о высшей справедливости как об идеале, к которому должно стремиться человечество. Но, увы, в действительности все обстоит совершенно иначе. «Земные боги» , как называет Державин властителей, думают только о своих низменных интересах. Хотя на самом деле их долгом является соблюдение земных законов.
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Властители и судьи равнодушны к беззащитным и слабым, в их груди бьются равнодушные и жестокие сердца. Они сознательно отказываются видеть беды вокруг себя. Но так будет далеко не всегда. Высшая справедливость рано или поздно восторжествует. И даже царь окажется перед лицом Бога. И все дела его и поступки будут известны тому, кто всех сильней:
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
Все земное рано или поздно найдет своей конец. И напрасно думают властители, что все им позволено. Каждое деяние будет оценено Богом, и тогда уже будет поздно раскаиваться в своих прегрешениях.
Известный поэт Г. Р. Державин тоже не мог остаться в стороне от проблем власти и монархии. В своем стихотворении «Властителям и судиям» он и пытается пробудить в правителях совесть, заставить их исполнять свои обязанности, как подобает.
Уже первые строки стихотворения как будто кричат, что дальше так жить нельзя, даже всевышний не может больше смотреть на правление нынешних властителей:
Восстал всевышний Бог, да судит
Земных богов во сонме их…
Люди, которые, по мнению автора, равны земным богам, давно забыли свой долг. Вместо помощи сиротам, вдовам и всем несчастным они «взирают на лица сильных», и вся их деятельность направлена на защиту «сильных».
Родную землю «потрясают злодействы», а государственные чиновники не видят этого, власть слепа к участи простого народа. Царит произвол чиновников, не соблюдаются законы:
Не внемлют! Видят – не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодейства землю сотрясают,
Неправда зыблет небеса.
Державин собрал в своем стихотворении все пороки государственной власти. Словами, полными отчаяния и разочарования, обращается он к ним:
Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны
И так же смертны, как и я.
Такую монархию автор считает настоящей трагедией русского народа. Всем ясно, что стоящие у власти люди совсем не похожи на богов ни своей жизнью, ни своими поступками.
В заключительных строках стихотворения Державин уже не взывает к чести и совести «властителей и судией», он больше не верит в исправление пороков власти. Единственный путь к спасению России – справедливый божий суд:
Воскресни, Боже! Боже правых!
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
История создания – Гавриил Романович написал свое произведение в 1870 году и с большим трудом добился его публикации в популярной газете того времени – “Санкт-Петербургском Вестнике”.
Композиция – стихотворение представляет собой цельный рассказ, не разделяющийся на определенные части, тема развивается последовательно.
Тема стихотворения – необходимость жить по законам общечеловеческой добродетели, в чем Державин пытается убедить людей, облеченных властью.
Жанр – ода, но ода гневная и обличительная, для своего времени – практически революционная.
Стихотворный размер – ямб с использованием перекрестной рифмы.
Эпитеты – “последний раб”, “увядший лист”, “земные боги”.
Сравнения – “как с древ увядший лист падет”, “вы умрете, как ваш последний раб умрёт"
При ответе на вопрос я пользовалась Новой иллюстрированной энциклопедией, а также очень хорошим многотомным пособием для школьников серии Эрудит (разделы литературы 18 века и истории 18 века, начала 19) Кое-что знала сама. Вот мой ответ:
В чем пафос стихотворений «Властителям и судиям», «Снегирь»? Против каких пороков выступает автор?
Основной пафос стихотворения «Властителям и судиям» состоит в обличении неправедных правителей и судей. Это произведение можно условно поделить на три части. В начале стихотворения поэт указывает судьям на их истинный долг: следить за соблюдением законов, быть милосердными и справедливыми. Поэт рисует идеал правителя и судьи. Но в реальности все происходит наоборот: властители, которые должны быть наместниками бога на земле, совершают страшные злодеяния. беря взятки, потворствуя «неправедным» и «злым».
Поэт восстает против такой несправедливости. Последние строфы он посвящает тому, чтобы напомнить неправедным властителям, что они смертны, как и их «последний раб». Поэт призывает Всевышнего, чтобы он спустился на землю и начал свой высший суд над «лукавыми» правителями. В последней строфе у Державина звучит мысль о том, что любая власть по природе своей несправедлива. Единственная власть, которая принесет мир и справедливость — власть Божия. Поэтому поэт призывает Господа стать единственным («единым») царем земли.
В этом стихотворении поэт выступает против несоблюдения законов правителями и судьями, против самоуправства, взяточничества, бессердечности.
Стихотворение «Снигирь» написано в память великого русского полководца Александра Суворова. Россия лишилась очень многого со смертью Суворова. Она потеряла не просто великого военачальника (о его блестящих победах Державин упоминает вскользь), а человека с огромным сердцем. Главную заслугу Суворова поэт видит в его человечности, непритязательности, готовности разделять со своими солдатами все тяготы войны, воспитывая в них несгибаемый дух («Тысячи воинств, стен и затворов / С горстью россиян все побеждать»). Поэт прославляет мужество и скромность Суворова, его беззаветную преданность России.
В этом стихотворении автор открыто не осуждает никаких пороков. Поэт просто с горечью признается своему собеседнику — «снигирю», что таких как Суворов в России больше нет, а, значит, нет храбрых и скромных, человечных и могущественных «властителей», каким был этот великий полководец.
Тема оды: несправедливость, бездействие царей, взывание к Богу о справедливости. Образы: лирический герой – неспокойный, переживающий человек, борющийся за справедливость.
История создания. Стихотворение было написано в 1780 году, но не было допущено к публикации цензурой, в 1788 году напечатано в журнале «Зеркало», в 1795 году Державин включает произведение в рукописный сборник, подаренный Екатерине I, после чего встречает во дворце крайнюю холодность.
Строфа – четверостишие, всего строф 7. Тематически можно разделить стих на 3 части. Первые 3 строфы – напоминание царям об их обязанностях перед народом; 4 строфа – горестный итог этим увещеваниям: представители власти и закона не оправдали надежд, оказались слепы и глухи к мольбам народа («Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса…»); 5-7 строфы – требование наказания виновных, указание на то, что все люди смертны и предстанут пред Божьим судом, но Божий суд представляется далёким, и автор в 7-й строфе умоляет Бога покарать виновных при жизни: («Приди, суди, карай лукавых»). Произведение отличается краткостью, лаконичностью. Ода и сатира сливаются в нём воедино.
По интонации стихотворение страстно, взволнованно, оно изобилует риторическими вопросами и восклицаниями («Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых?», «И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет! Воскресни, Боже! Боже правых!») – для передачи эмоционального состояния героя. Написано 4-хстопным ямбом.
Прослушайте стихотворение Державина «Властителям и судиям»
Властителям и судиям
Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!
1780
Анализ оды Г.Р.Державина «Властителям и судиям»
Жизнь настоящего поэта, его творчество неотделимы от судьбы Родины. Система государственной власти в России, установившаяся в конце ХYIII – начале ХIХ века и отличавшаяся абсолютной монархией, полным равнодушием к судьбе народа, нашла отражение в творчестве многих поэтов того времени.
Известный поэт Г.Р.Державин тоже не мог остаться в стороне от проблем власти и монархии. В своем стихотворении «Властителям и судиям» он и пытается пробудить в правителях совесть, заставить их исполнять свои обязанности, как подобает.
Уже первые строки стихотворения как будто кричат, что дальше так жить нельзя, даже всевышний не может больше смотреть на правление нынешних властителей:
Восстал всевышний Бог, да судит
Земных богов во сонме их…
Люди, которые, по мнению автора, равны земным богам, давно забыли свой долг. Вместо помощи сиротам, вдовам и всем несчастным они «взирают на лица сильных», и вся их деятельность направлена на защиту «сильных».
Родную землю «потрясают злодействы», а государственные чиновники не видят этого, власть слепа к участи простого народа. Царит произвол чиновников, не соблюдаются законы:
Не внемлют! Видят – не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодейства землю сотрясают,
Неправда зыблет небеса.
Державин собрал в своем стихотворении все пороки государственной власти. Словами, полными отчаяния и разочарования, обращается он к ним:
Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны
И так же смертны, как и я.
Такую монархию автор считает настоящей трагедией русского народа. Всем ясно, что стоящие у власти люди совсем не похожи на богов ни своей жизнью, ни своими поступками.
В заключительных строках стихотворения Державин уже не взывает к чести и совести «властителей и судией», он больше не верит в исправление пороков власти. Единственный путь к спасению России – справедливый божий суд:
Воскресни, Боже! Боже правых!
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
Анализ стихотворения «Властителям и судиям» Державина Г.Р.
Необыкновенно смелый, решительный и независимый характер Державина проявлялся во всем, в том числе в его поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы. Это была написанная в 1787 году ода «Властителям и судиям», которую автор назвал «гневной одой».
Служба на высоких государственных должностях, в том числе работа губернатором, убедила Державина в том, что в Российской империи постоянно нарушаются законы. Его борьба с этим явлением как высокого государственного служащего не имела успеха: он не встретил поддержки ни в обществе, ни в правительстве. Нарушители закона благополучно избегали заслуженной кары. Но в то же время поэт свято верил в то, что сама Екатерина — добродетельная монархиня, окруженная злыми сановниками. Негодование и гнев требовали выхода. И тогда поэт задумал написать переложение 81-го псалма— так в древности назывались библейские песнопения, обращенные к Богу. Их автор — ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета — Псалтирь.
Тематика этого псалма оказалась созвучна духу времени. Не случайно именно этот 81-й псалом во время Французской революции в Париже был перефразирован якобинцами, и народ распевал его на улицах города, выражая возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным.
Первый вариант своего переложения 81-го псалма Державин сделал еще за несколько лет до его публикации. Он отдал стихотворение в «Санкт-Петербургский Вестник». Но издатели, испугавшись’ вырезали его из уже напечатанной книги журнала. В новом варианте, написанном спустя пять лет, поэт даже усилил обличительный пафос стихотворения. Он сумел добиться его публикации. Более того, он снял прежнее название — «Псалом 81» — и напечатал произведение под своим названием «Властителям и судиям».
Основные темы и идеи
Содержание оды Державина, основанной на библейском тексте, связано с современной поэту жизнью Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он и находит в ветхозаветной истории:
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других:
Ваш долг есть: охранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных, Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона тех, кто стоит у власти, кто как раз и должен прежде всего следить за соблюдением законов:
Не внемлют! Видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых». Он утверждает неизбежность кары для тех «лукавых» властителей, которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости — вот основная идея и главная мысль державинской оды:
И вы подобно так падете.
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
Неудивительно, что ода «Властителям и судиям» была воспринята не только придворным окружением, но даже обычно благосклонной к Державину императрицей как революционная прокламация. Ведь речь в ней идет о том, что неправедная власть не может быть прочной, ее неминуемо ждет гнев Божий и падение. Об этом поэт стремится предупредить императрицу, в добродетельность которой он продолжал верить. Иначе на смену таким «властителям и судиям», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно придут те, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
Поэт-новатор, Державин смело идет на разрушение привычных уже для его времени норм классицизма и создает свою особую поэтическую систему, В конце жизни Державин, подводя итоги творчества, пишет «Объяснения на сочинения Державина», содержащие своеобразный автокомментарий к произведениям, и заканчивает работу «Рассуждениями о лирической поэзии, или об оде», где излагает свою теорию литературы и историю мировой лирики, объясняет свой творческий метод и стиль. Именно здесь он .подробно говорит о тех жанровых разновидностях оды, которые появляются в его творчестве начиная с «Фелицы». Если это свое произведение поэт относит к смешанной оде, стихотворение «Властителям и судиям» автор называет гневной одой. Если следовать традиции, то его нужно было бы отнести к хорошо разработанному к тому времени в русской литературе жанру духовной оды — ведь в основе его лежит библейский текст.
Более того, в державинской оде лексика и многие образы действительно напоминают нам библейскую поэзию: во сонме их; покрыты мздою очеса; их молению внемли и др, Торжественный стиль оды создается не только за счет обилия славянизмов, но и с помощью особых синтаксических средств: риторических восклицаний, вопросов, обращений: «доколь вам будет щадить неправедных и злых?»; «Цари! Я мнил, вы боги властны…»; «Воскресни Боже! Боже правый!». Кроме того, поэт использует прием анафоры и синтаксические повторы: «Ваш долг есть: сохранять законы…», «Ваш долг: спасать от бед невинных…»; «Не внемлют! Видят — и не знают!»
Все это придает стихотворению ораторское звучание, которое помогает автору максимально привлечь внимание читателей и слушателей. Ведь, безусловно, перед нами не столько духовная, сколько, пользуясь определением автора, именно «гневная» ода, то есть такая, которая призвана выразить горечь автора, видящего порочность современной ему жизни, и отразить обличительный пафос стихотворения, которое должно пробудить в читателях не только гнев, но и стремление к очищению и исправлению пороков.
Мы знаем, что сам Державин не вкладывал в свое произведение революционный смысл, он был по своим политическим убеждениям монархистом, ко столь ярко и эмоционально выраженный протест против «неправедных и злых» многими стал восприниматься как политическая прокламация. Автор «Фелицы», восхваляющей «добродетели» императрицы и искренне верящей в ее мудрость и справедливость, в оде «Властителям и судиям» предстал в совершенно ноеом обличье: он стал гневным обличителем пороков правителей, поправших закон и нравственность, и тем самым открыл в русской литературе одну из ее важнейших тенденций. В дальнейшем она получила блестящее развитие в творчестве Пушкина, Лермонтова и многих других замечательных русских писателей последующих десятилетий. Но и для современного нам с вами читателя это произведение тоже может оказаться близким и понятным: ведь пороки неправедной власти, ее стремление действовать в своих, а не общенародных, государственных интересах, попирая законы и справедливость, к сожалению, остаются актуальными и в наши дни.
Развернутый литературный анализ стихотворения «Властителям и судиям» доказывает, что это произведение является одним из главных в творчестве Гавриила Державина. Автор в экспрессивной смелой манере поднимает тему продажности и безнаказанности чиновников.
Несмотря на то, что прошло почти два с половиной столетия, ситуация практически не изменилась. К сожалению, проблема эта остается острой и актуальной и для нас. Значит животрепещущее произведение Державина никогда не устареет.
История создания стихотворения Гавриила Державина
Обличительное поэтическое обращение «Властителям и судиям» перевернуло мировоззрение всей России конца 18 века. Написано оно было в 1787 году, но к изданию его запретили.
Державин Гавриил Романович (1743-1816)
Цензура не хотела пропускать «гневную оду» в народ. В державинском стихотворении чувствовались опасность, революционный призыв и гневное возмущение, направленное на существующий самодержавный строй.
Стих явился поэтическим переложением 81 Псалма царя Давида из Ветхого Завета. Обращенное «к сильным мира сего» послание напоминало властям о равенстве людей перед судом всевышнего. Гневный пафос оригинала соединился с чисто русским возмущением от деяний правителей.
Поэт Гавриил Державин был еще и государственным деятелем, занимая не последний пост при дворе. Наблюдая изнутри всю несправедливость и беззаконие управленческой системы в Российской империи, он не смог остаться в стороне.
Автор был уверен в необходимости перемен – кардинальных и решительных. Именно эту идею он положил в основу своего стихотворения. Поэтому можно утверждать, что история создания оды прямым образом связана с исторической и политической ситуацией в стране в конце 18 века.
Благодаря немалым усилиям самого автора, ода вышла в свет в 1788 году в журнале «Зеркало». В 1795 г. Державин дарит императрице рукописный сборник стихов, среди которых Екатерина 2 находит «Властителям и судиям».
После этого события при дворе к Гавриилу Державину стали относиться с определенной холодностью и осторожностью. Публикация смелого дерзкого послания грозила автору опалой и изгнанием, не говоря уже о карьере.
Однако императрица, питавшая уважение к поэту, отреагировала на смелое произведение довольно спокойно.
Екатерина считалась покровительницей всего прогрессивного, нового и не хотела портить отношения с поэтом. Она простила его за дерзость. Ведь Державин не раз доказывал свою преданность России и государыне. Поэтому содержание произведения дошло до наших дней без цензурных вмешательств и изменений.
Тема и идея стихотворения
Главная тема – произвол, безнаказанность, самоуправство высших чиновников и государственных деятелей. Их подлость, алчность, властолюбие не имеет предела. Они – земные цари – не могут понять простой народ, помочь ему не хотят. Глаза их покрыты пеленой, из-за которой они не замечают страданий других.
Лирический герой восстал против существующего режима, осмелился спорить с властью. Он видит и понимает, что жить так дальше невозможно. Спрашивает правителей и судей, до каких же пор будет в государстве царить произвол и беззаконие? Строки эти внушают уверенность в необходимости жизненных перемен.
Для простого российского народа монархия, равнодушная к чужим бедам и горестям, явилась огромной трагедией. Цари и судьи, призванные помогать сиротам и обездоленным, благоволят только богатым и властвующим. Их поступки и вся их праздная жизнь совершенно непохожи на Божьи.
Автор убежден, что правящий класс просто не способен на сострадание и сочувствие. Достучаться до жестокосердных сердец невозможно. Им не знакомы понятия совести и чести. Единственный выход и спасение Державин видит в суде Божьем. Он надеется, что всевышний покарает обидчиков и злодеев.
Последние слова героя-обличителя звучат гневно, грозно, громогласно. Неизбежность и необходимость справедливого наказания владык, живущих по своим лживым и порочным законам – основная мысль революционного произведения.
Жанр, направление и композиция
Непривычное для читателя того времени, угрожающе звучащее для правителей творение Державина относится к жанру оды. В привычном понимании ода – литературное лирическое произведение, восхваляющее, торжественное, посвященное какому-либо событию или особенному человеку.
У Державина ода совсем другая. Это гневное, обвиняющее, почти революционное произведение. Можно назвать эту оду еще и духовной, потому что основана она на религиозных трактатах. Направление такой поэзии можно обозначить словом «гражданская», но завуалированная в библейскую форму.
Особое построение стиха придает ему экспрессивность и напряжение. Читать оду без чувств и эмоций просто невозможно. Композиция напоминает первоисточник – 81 псалом. Состоит из 7 четверостиший.
Условно стих можно разделить на 3 части:
Часть первая – напоминание правящему классу об их обязанностях перед простыми людьми.
Горестное признание того, что властьимущие не оправдывают надежд и ждать помощи от них смысла нет, они слепы и глухи к чужим страданиям.
Третья часть - возмущенное и гневное требование Божьего возмездия.
Герой разочарован и бессилен. Его слова и эмоции вызывают сочувствие. Но в нем остается вера в торжество справедливости.
Стихотворный размер
Стихотворный размер произведения – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой:
судит – будет (глаголы);
невинных – бессильных (прилагательные);
покров – оков (существительные);
знают – потрясают (глаголы).
Эти рифмы – слова одной части речи, но встречаются рифмы со словами разных частей речи: судья – я (существительное – местоимение), внемли – земли (глагол – существительное).
Средства художественной выразительности
Анализ текста «Властителям и судиям» доказывает его художественные особенности и новаторство автора. Державин упростил поэтический русский язык, добавив простую разговорную речь, которую могли понять обычные люди из народа.
Торжественность и возвышенность слога достигается следующими приемами:
риторические восклицательные предложения, наполненных гневом и возмущением;
использование историзмов – «рек», «сонме», «доколе», «исторгнуть», «мздою», «очеса», «злодействы», «древ»;
Стихотворение приближается к ораторской речи, заинтересовывая читателя и заставляя его задуматься над смыслом сказанного.
Привычные приемы выразительности тоже присутствуют:
Сравнения – «как с древ увядший лист падет», «вы умрете, как ваш последний раб умрет» – характеризуют недолговечную жизнь великих царей.
Своеобразные метафоры – «исторгнуть бедных из оков», «покрыты мздою очеса».
Эпитеты – «последний раб», «увядший лист», «земные боги», и усеченные прилагательные – боги «властны», «страстны», «смертны» придают силу и торжественность.
Слог стиха прост и величествен одновременно.
Гавриил Романович Державин, будучи приверженцем монархии, не считал свое произведение политическим. Однако идеи, высказанные настолько эмоционально и грозно, сразу приняли революционную окраску.
Поэт, возвышающий и восхваляющий Екатерину и ее «добродетели» в стихотворении «Фелиция», вдруг превратился в настоящего обличителя человеческих пороков, требующего непременного возмездия.
Эти революционные взгляды и идеи нашли свое продолжение в творчестве великих русских поэтов 19 века Пушкина и Лермонтова. Однако и для сегодняшнего читателя 21 века смысл стихотворения «Властителям и судиям» близок и понятен. Ведь несправедливость, беззаконие, произвол царят и в современном обществе.
Обличительная ода “Властителям и судиям” является одним из самых важных произведений в творчестве Державина, который в экспрессивной и эмоциональной манере привлекает внимание общества к проблеме продажности чиновников. Можно использовать краткий анализ “Властителям и судиям” по плану на уроке литературы в 9 классе, чтобы школьники поняли не только смысл стихотворения, но и обстановку в России XVIII века.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Властителям и судиям.
История создания – Гавриил Романович написал своё произведение в 1780 году и с большим трудом добился его публикации в популярной газете того времени – “Санкт-Петербургском Вестнике”.
Композиция – стихотворение представляет собой цельное произведение, не разделяющееся на определённые части, тема развивается последовательно.
Тема стихотворения – необходимость жить по законам общечеловеческой добродетели, в чём Державин пытается убедить людей, облечённых властью.
Жанр – ода, но ода гневная и обличительная, для своего времени – практически революционная.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, поэт использует перекрёстную рифму.
Эпитеты – “последний раб”, “увядший лист”, “земные боги”.
Сравнения – “как с древ увядший лист падет”, “вы умрёте, как ваш последний раб умрёт”.
История создания
Стих является вольным переводом одного из псалмов, который Державин дополнил собственными мыслями – возмущением по поводу власть предержащих. Написано оно было в 1780 году и после больших усилий со стороны поэта всё же опубликовано в газете “Санкт-Петербургский Вестник”.
Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, который на протяжении многих лет занимал достаточно высокие должности. И такая деятельность показала ему все недостатки управленческой системы в Российской империи – а их было много. За годы своей службы Гавриил Романович утвердился в мысли, что системе необходимы кардинальные перемены – эта мысль и была им выражена в стихотворении “Властителям и судиям”. Таким образом, история создания этой оды тесно связана с историческими и политическими реалиями его времени.
Несмотря на то, что Державин был убеждённым монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, которая вообще-то благоволила поэту, как революционный призыв. И несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки идеи свержения существующего строя, просто высказывая накопившуюся горечь по поводу царящей несправедливости, в дальнейшем заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.
Композиция
Композиция оды соответствует композиции первоисточника, то есть 81-го псалма царя Давида, вольным переводом которого и является.
На протяжении всего стихотворения поэт развивает одну и ту же мысль о продажности власть предержащих и необходимости перемен. Так, в начале он высказывает свои взгляды на справедливое общественное устройство, когда те, кто находится у власти, защищают тех, кому это необходимо. Далее он указывает на то, что на самом деле ничего подобного не происходит, все просто пекутся о своих интересах.
И в конце он, во-первых, утверждает мысль о том, что подобное нарушение законов человечности не может остаться безнаказанным, во-вторых, взывает к Богу как к высшему судье.
Ода написана ямбом, в ней используется перекрёстная рифма.
Определить жанр этого произведения несложно – это ода. Но ода гневная – так её назвал сам автор. Также в нём есть элементы духовной оды, поскольку за основу взят библейский текст.
Выразительные средства
Художественное своеобразие державинского произведения выражается не только в смешении поджанров, но и в том, какие средства выразительности он использует для того, чтобы донести свою мысль. Так, в нём присутствуют привычные тропы:
- Эпитеты – “последний раб” , “увядший лист” , “земные боги” .
- Сравнения – “как с древ увядший лист падет” , “вы умрёте, как ваш последний раб умрёт” .
Однако они выступают в качестве вспомогательных средств. Основными являются славянизмы, с помощью которых поэт делает своё стихотворение более торжественным, и восклицательные предложения. Они играют очень важную роль в ткани произведения, придавая ему сходство с ораторской речью. Таким способом Державин привлекает внимание читателей.
Автор статьи

Читайте также: