Уведомление об уголовной ответственности судебным приставом

Обновлено: 05.10.2022

Методические рекомендации по организации в Федеральной службе судебных приставов работы по предупреждению преступлений

I. Общие положения

В соответствии со ст.2 Уголовного кодекса Российской Федерации одной из основных задач уголовного судопроизводства является предупреждение преступлений.

Вся процессуальная деятельность органов дознания прежде всего носит предупредительный характер, поскольку своевременное раскрытие преступлений, изобличение виновных и принятие к ним предусмотренных законом мер в большинстве случаев исключает совершение лицами новых правонарушений.

Деятельность Федеральной службы судебных приставов по профилактике преступлений выражается в недопущении правонарушений путем выявления условий и обстоятельств, способствующих их совершению, принятия мер по их устранению в целях защиты конституционных прав и свобод граждан, государственных устоев от преступных посягательств.

Предупреждение преступлений имеет как процессуальные формы, то есть предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, - внесение дознавателем в порядке ч.2 ст.158 УПК РФ в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона, так и иные формы профилактики (проведение разъяснительной работы среди населения, выступления в образовательных учреждениях, трудовых коллективах, в средствах массовой информации по вопросам предупреждения преступлений; публикация материалов в печати, в информационной сети "Интернет" и т.п.).

Настоящие Методические рекомендации по организации в Федеральной службе судебных приставов работы по предупреждению преступлений (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с ч.2 ст.158 УПК РФ, Федеральным законом от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" (далее - Закон N 182-ФЗ) и положениями приказа ФССП России от 10.04.2015 N 232 "Об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов", с учетом изменений, внесенных приказом ФССП России от 30.03.2016 N 178.

II. Представление как процессуальная форма предупреждения преступлений

1. Понятие и структура представления

Представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона (далее - представление), - это акт реагирования дознавателя на выявленные в ходе досудебного производства обстоятельства, способствующие совершению преступления, содержащий предложения о конкретных мерах, направленных на устранение указанных обстоятельств или других допущенных нарушений закона, который вносится в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу согласно ч.2 ст.158 УПК РФ и подлежит рассмотрению не позднее одного месяца со дня его вынесения (приложение N 1).

Представление состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.

Вводная часть представления содержит:

наименование адресата, которому направляется представление;

полное наименование документа; время и место составления документа;

должность, фамилию и инициалы дознавателя, составившего документ;

номер уголовного дела, по материалам которого вносится представление.

В описательно-мотивировочной части представления указываются:

фабула уголовного дела (время, место, способ и иные обстоятельства совершенного преступления);

выявленные дознавателем причины, способствовавшие совершению преступления, и конкретные нормы нарушенных законов;

доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

В резолютивной части представления указываются:

конкретные профилактические меры, которые, по мнению дознавателя, надлежит предпринять адресату представления с целью устранения выявленных в ходе предварительного расследования обстоятельств, способствовавших совершению преступления;

срок, в течение которого представление подлежит рассмотрению и исполнению, а также указание на необходимость обязательного уведомления дознавателя о принятых мерах (данный срок установлен в ч.2 ст.158 УПК РФ и составляет один месяц со дня вынесения представления);

предупреждение о возможности применения к лицу, на которое возлагается обязанность по рассмотрению и исполнению представления в случае умышленного невыполнения законных требований дознавателя, мер административного воздействия в порядке ст.17.7 КоАП РФ с разъяснением предусмотренных указанной статьей санкций;

порядок обжалования представления в порядке, предусмотренном ст.123-125 УПК РФ.

2. Порядок внесения представления и контроль за его рассмотрением

Представление дознавателя направляется руководителю организации или должностному лицу с сопроводительным письмом за подписью начальника органа дознания.

Начальником органа дознания на основании положений приказа ФССП России от 06.12.2010 N 677 "О совершенствовании деятельности Федеральной службы судебных приставов по производству предварительного расследования в форме дознания" являются директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации, его заместитель, курирующий организацию работы по производству дознания в ФССП России, руководители территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители, курирующие вопросы организации дознания; начальники отделов судебных приставов - старшие судебные приставы, их заместители, координирующие организацию работы по производству дознания, либо лица, исполняющие их обязанности.

После направления представления адресату дознаватель приобщает второй экземпляр представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона, к материалам уголовного дела.

Дознаватель контролирует своевременность поступления информации о результатах рассмотрения представления руководителем организации или должностным лицом, а также при поступлении уведомления о принятии мер профилактического характера проверяет полноту и качество выполнения мероприятий, указанных в представлении.

В соответствии с ч.2 ст.158 УПК РФ данное представление подлежит рассмотрению не позднее одного месяца со дня его вынесения.

В случае неисполнения руководителем организации или должностным лицом требований, изложенных в представлении, дознаватель при наличии оснований принимает меры по возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ (приложение N 2), и направляет соответствующее дело в суд для рассмотрения по существу.

При этом в случае уклонения руководителя организации или должностного лица от исполнения административного наказания, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, начальник органа (подразделения) дознания принимает меры по их привлечению к административной ответственности в соответствии со ст.20.25 КоАП РФ.

Оригинал уведомления руководителя организации или должностного лица о принятии мер профилактического характера, копии протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, и судебного решения о рассмотрении дела об административном правонарушении дознаватель передает начальнику органа дознания для приобщения к материалам исполнительного производства.

III. Иные формы предупреждения преступлений

К иным формам предупреждения преступлений относятся:

профилактическая беседа, которая состоит в разъяснении лицу его моральной и правовой ответственности перед обществом, государством, социальных и правовых последствий продолжения антиобщественного поведения (ст.19 Закона N 182-ФЗ);

информирование населения о недопустимости совершения преступления и неотвратимости наступления ответственности за совершенное противоправное деяние;

выступление в образовательных учреждениях, трудовых коллективах, в средствах массовой информации по вопросам предупреждения преступлений;

размещение в информационной сети "Интернет" и распространение в СМИ информации по вопросам предупреждения преступлений в целях создания в обществе представления о недопустимости совершения преступления и неотвратимости наступления ответственности за совершенное противоправное деяние;

взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, в том числе религиозными, в сфере профилактики правонарушений.

Кроме того, к иным формам профилактики преступлений относятся действия должностных лиц ФССП России в ходе принудительного исполнения исполнительных документов, такие как:

разъяснение должникам последствий наступления административной и уголовной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае неисполнения исполнительных документов и невыполнения обязательств по содержанию несовершеннолетних детей;

предупреждение должников об уголовной ответственности, предусмотренной ст.177, 312, 315 Уголовного кодекса Российской Федерации;

привлечение должников к административной ответственности за неисполнение судебных решений, неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя;

вручение должникам направлений в органы службы занятости населения с целью трудоустройства либо постановки на учет в качестве безработного;

осуществление проверки сохранности денежных средств, ценных бумаг, иного имущества, подвергнутого аресту;

проверка исполнения судебных актов о приостановлении хозяйственной деятельности должника-организации, правильность удержания организацией из заработной платы, пенсии и иных доходов должника в счет погашения задолженности;

принятие всех мер принудительного исполнения, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), в целях своевременного исполнения требований исполнительных документов имущественного и неимущественного характера.

IV. Особенности организации контроля за деятельностью по предупреждению преступлений

Основные функции по организации профилактики преступлений в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов осуществляет начальник органа дознания.

Начальник органа дознания в пределах своих полномочий:

организует работу дознавателей по предупреждению преступлений в соответствии с положениями ст.40.2, ч.2 ст.158 УПК РФ;

обеспечивает наличие в материалах уголовного дела внесенных представлений о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона, перед направлением прокурору для утверждения обвинительного акта (постановления) в порядке, предусмотренном ч.4 ст.225, ч.9 ст.226_7 УПК РФ;

проверяет полноту, мотивированность и обоснованность составления дознавателем представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона, в соответствии с ч.2 ст.158 УПК РФ, в том числе путем изучения материалов доследственных проверок и уголовных дел;

подписывает сопроводительное письмо руководителю организации или должностному лицу о направлении представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона, и контролирует его отправку;

осуществляет контроль за своевременностью поступления информации о результатах рассмотрения руководителем организации или должностным лицом представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона (не позднее одного месяца со дня внесения), а также за полнотой и качеством выполнения мероприятий, указанных в представлении;

в случае неисполнения руководителем организации или должностным лицом законных требований о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона, при наличии оснований принимает меры по возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

в случае уклонения руководителя организации или должностного лица от исполнения административного наказания, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, принимает меры по их привлечению к административной ответственности в соответствии со ст.20.25 КоАП РФ;

в пределах компетенции осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, в том числе с религиозными, в сфере профилактики правонарушений;

информирует население о способах и средствах правомерной защиты от преступных посягательств, организует распространение в СМИ информации по вопросам предупреждения преступлений.

Подборка наиболее важных документов по запросу Предупреждение по исполнительному производству (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Предупреждение по исполнительному производству

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 30 "Возбуждение исполнительного производства" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" "Закон об исполнительном производстве не содержит запрета относительно кратности направления предупреждения, а также указаний относительно способа предупреждения перечисленных в части 18 статьи 30 Закона N 229-ФЗ лиц об ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 14 "Постановление судебного пристава" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" "Оценивая оспариваемое постановление о возбуждении исполнительного производства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что оно полностью соответствует форме, утвержденной приказом Федеральной службы судебных приставов России от 04.05.2016 N 238 "Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства", содержит все обязательные для любого постановления судебного пристава-исполнителя реквизиты, установленные частью 2 статьи 14 Закона N 229-ФЗ, включает указание на срок для добровольного исполнения должником требования и предупреждение должника о последствиях неисполнения требований в срок для добровольного исполнения."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Предупреждение по исполнительному производству

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов Также судебный пристав в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупредит о принудительном исполнении требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: В каком порядке возбуждается исполнительное производство
(КонсультантПлюс, 2022) предупреждения должнику о последствиях неисполнения требований в срок для добровольного исполнения. Например, что требование тогда исполнят принудительно и взыщут с должника исполнительский сбор и расходы по совершению исполнительных действий (ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве). Также пристав предупреждает об административной ответственности по ст. 17.14 КоАП РФ, если должник, например, не выполнит его требования или представит ему недостоверные сведения. И об уголовной по ст. 177 УК РФ - если должник - физлицо или руководитель юрлица злостно уклоняются от погашения кредиторской задолженности в крупном размере или оплаты ценных бумаг.

Подборка наиболее важных документов по запросу Предупреждение судебного пристава (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Предупреждение судебного пристава

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 11 "Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки" Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Признавая незаконным постановление судебного пристава-исполнителя о принятии результатов оценки арестованного имущества, суд в порядке статьи 11, статьи 12 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установил, что исполнительные действия по оценке имущества должника произведены судебным приставом-исполнителем с нарушением предусмотренных требований законодательства, прав и законных интересов заявителя, поскольку привлеченный специалист-эксперт об уголовной ответственности судебным приставом-исполнителем не предупрежден, в связи с чем отчет о рыночной стоимости имущества, оцененный данным специалистом в рамках исполнительного производства, не может быть принят в качестве допустимого доказательства.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 87 "Реализация имущества должника" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" "Исходя из вышеприведенных норм и документов, содержащихся в исполнительных производствах, следует сделать вывод о том, что передача спорного имущественного права на реализацию проведена с нарушением требований Закона об исполнительном производстве, в частности без соблюдения сроков, установленных частью 2 статьи 85, частями 6, 7 статьи 87 названного Закона; оценка дебиторской задолженности и составление Отчетов осуществлены специалистом, который не назначался судебным приставом-исполнителем (пункт 2 части 4 статьи 85), не предупреждался об ответственности за дачу заведомо ложного заключения."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Предупреждение судебного пристава

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Международный опыт правового регулирования, судебная практика: проблемы института недостойных наследников
(Герасимчук М.Ю., Герасимчук Е.В.)
("Нотариус", 2022, N 2) Получивший различное толкование критерий "злостность уклонения от уплаты алиментов" является оценочным (п. 16 ПП ВС N 44) . Ориентация на сложившуюся правовую практику по ст. 157 УК РФ по срокам "злостной" задолженности (более 4 - 6 месяцев), отсутствие единообразного подхода в определении юридически значимых обстоятельств (срок неисполнения обязанности, количество предупреждений и интервал между ними), неурегулированность вопроса по количеству необходимых предупреждений судебных приставов-исполнителей объективно порождают проблемы доказывания данной категории преступлений.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. Г.А. Есакова)
("Проспект", 2021) Уголовно наказуемый характер уклонению придает его злостный характер, имеющий место в случае неисполнения в установленный процессуальным законодательством срок соответствующего судебного акта после его вступления в законную силу (ст. 177 УК выступает специальной нормой по отношению к ст. 315 УК). Для признания уклонения злостным следует устанавливать умышленные действия лица, направленные на сокрытие имущества от взыскания, избегание контактов со взыскателями или службой судебных приставов, игнорирование неоднократных предупреждений судебных приставов и т.п.

Нормативные акты: Предупреждение судебного пристава

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2011 N 21
(ред. от 18.12.2018)
"О практике применения судами законодательства об исполнении приговора" По смыслу закона, установление других условий, кроме неуплаты штрафа в срок (например, неоднократное предупреждение осужденного судебными приставами-исполнителями о возможности замены штрафа другим наказанием, отобрание у него объяснений о причинах неуплаты штрафа, представление сведений об имущественном положении осужденного и источниках его доходов), для признания осужденного злостно уклоняющимся от уплаты штрафа не требуется. Однако при рассмотрении вопроса о замене штрафа, назначенного в качестве основного наказания, другим видом наказания суду необходимо проверять доводы о том, что осужденный не уклонялся от уплаты штрафа, а не уплатил его в срок по уважительным причинам.

В соответствии с частью 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и положениями Федерального закона от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", а также в целях повышения эффективности деятельности органов дознания ФССП России по предупреждению преступлений разработаны Методические рекомендации по организации в Федеральной службе судебных приставов работы по предупреждению преступлений (далее - Методические рекомендации).

Методические рекомендации определяют содержание и структуру представления, вносимого в порядке части 2 статьи 158 УПК РФ, устанавливают порядок внесения представления органами дознания ФССП России и контроля за его рассмотрением организациями или соответствующими должностными лицами, а также предусматривают иные формы предупреждения преступлений, такие как профилактическая беседа, информирование населения о недопустимости совершения преступления и неотвратимости наступления ответственности за совершенное противоправное деяние и другие. Кроме того, Методические рекомендации регламентируют порядок организации процессуального контроля со стороны начальников органов дознания за деятельностью дознавателей в ходе применения мер профилактического характера.

На основании изложенного необходимо:

организовать незамедлительное направление во все структурные подразделения территориального органа ФССП России настоящих Методических рекомендаций;

организовать изучение положений Методических рекомендаций начальниками отделов - старшими судебными приставами, их заместителями, судебными приставами-исполнителями и дознавателями, а также в отделах организации исполнительного производства и дознания аппарата управления территориального органа Федеральной службы судебных приставов;

в случае установления по уголовным делам обстоятельств, способствующих совершению преступления, обеспечить незамедлительное внесение дознавателями в организации или должностным лицам представлений о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона;

организовать проведение в структурных подразделениях территориального органа ФССП России проверок знания и реализации требований Методических рекомендаций, в том числе при составлении, внесении дознавателями представлений в порядке части 2 статьи 158 УПК РФ и осуществлении контроля за их рассмотрением организациями или должностными лицами;

обеспечить действенный процессуальный контроль за деятельностью структурных подразделений территориального органа ФССП России в сфере предупреждения преступлений.

О результатах изучения положений Методических рекомендаций доложить в Управление организации дознания в срок до 07.10.2016. Информацию разместить в соответствующем разделе АИС ФССП России.

главного судебного пристава

Директор Федеральной службы

главный судебный пристав

2 сентября 2016 г. N 0004/11

ПО ОРГАНИЗАЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

I. Общие положения

В соответствии со ст. 2 Уголовного кодекса Российской Федерации одной из основных задач уголовного судопроизводства является предупреждение преступлений.

Вся процессуальная деятельность органов дознания прежде всего носит предупредительный характер, поскольку своевременное раскрытие преступлений, изобличение виновных и принятие к ним предусмотренных законом мер в большинстве случаев исключает совершение лицами новых правонарушений.

Деятельность Федеральной службы судебных приставов по профилактике преступлений выражается в недопущении правонарушений путем выявления условий и обстоятельств, способствующих их совершению, принятия мер по их устранению в целях защиты конституционных прав и свобод граждан, государственных устоев от преступных посягательств.

Предупреждение преступлений имеет как процессуальные формы, то есть предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, - внесение дознавателем в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона, так и иные формы профилактики (проведение разъяснительной работы среди населения, выступления в образовательных учреждениях, трудовых коллективах, в средствах массовой информации по вопросам предупреждения преступлений; публикация материалов в печати, в информационной сети "Интернет" и т.п.).

Настоящие Методические рекомендации по организации в Федеральной службе судебных приставов работы по предупреждению преступлений (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с ч. 2 ст. 158 УПК РФ, Федеральным законом от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" (далее - Закон N 182-ФЗ) и положениями приказа ФССП России от 10.04.2015 N 232 "Об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов", с учетом изменений, внесенных приказом ФССП России от 30.03.2016 N 178.

II. Представление как процессуальная форма

1. Понятие и структура представления

Представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона (далее - представление), - это акт реагирования дознавателя на выявленные в ходе досудебного производства обстоятельства, способствующие совершению преступления, содержащий предложения о конкретных мерах, направленных на устранение указанных обстоятельств или других допущенных нарушений закона, который вносится в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу согласно ч. 2 ст. 158 УПК РФ и подлежит рассмотрению не позднее одного месяца со дня его вынесения (приложение N 1).

Представление состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.

Вводная часть представления содержит:

наименование адресата, которому направляется представление;

полное наименование документа; время и место составления документа;

должность, фамилию и инициалы дознавателя, составившего документ;

номер уголовного дела, по материалам которого вносится представление.

В описательно-мотивировочной части представления указываются:

фабула уголовного дела (время, место, способ и иные обстоятельства совершенного преступления);

выявленные дознавателем причины, способствовавшие совершению преступления, и конкретные нормы нарушенных законов;

доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

В резолютивной части представления указываются:

конкретные профилактические меры, которые, по мнению дознавателя, надлежит предпринять адресату представления с целью устранения выявленных в ходе предварительного расследования обстоятельств, способствовавших совершению преступления;

срок, в течение которого представление подлежит рассмотрению и исполнению, а также указание на необходимость обязательного уведомления дознавателя о принятых мерах (данный срок установлен в ч. 2 ст. 158 УПК РФ и составляет один месяц со дня вынесения представления);

предупреждение о возможности применения к лицу, на которое возлагается обязанность по рассмотрению и исполнению представления в случае умышленного невыполнения законных требований дознавателя, мер административного воздействия в порядке ст. 17.7 КоАП РФ с разъяснением предусмотренных указанной статьей санкций;

порядок обжалования представления в порядке, предусмотренном ст. 123 - 125 УПК РФ.

2. Порядок внесения представления и контроль за его рассмотрением

Представление дознавателя направляется руководителю организации или должностному лицу с сопроводительным письмом за подписью начальника органа дознания .

Начальником органа дознания на основании положений приказа ФССП России от 06.12.2010 N 677 "О совершенствовании деятельности Федеральной службы судебных приставов по производству предварительного расследования в форме дознания" являются директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации, его заместитель, курирующий организацию работы по производству дознания в ФССП России; руководители территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители, курирующие вопросы организации дознания; начальники отделов судебных приставов - старшие судебные приставы, их заместители, координирующие организацию работы по производству дознания, либо лица, исполняющие их обязанности.

После направления представления адресату дознаватель приобщает второй экземпляр представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона, к материалам уголовного дела.

Дознаватель контролирует своевременность поступления информации о результатах рассмотрения представления руководителем организации или должностным лицом, а также при поступлении уведомления о принятии мер профилактического характера проверяет полноту и качество выполнения мероприятий, указанных в представлении.

В соответствии с ч. 2 ст. 158 УПК РФ данное представление подлежит рассмотрению не позднее одного месяца со дня его вынесения.

В случае неисполнения руководителем организации или должностным лицом требований, изложенных в представлении, дознаватель при наличии оснований принимает меры по возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (приложение N 2), и направляет соответствующее дело в суд для рассмотрения по существу.

При этом в случае уклонения руководителя организации или должностного лица от исполнения административного наказания, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, начальник органа (подразделения) дознания принимает меры по их привлечению к административной ответственности в соответствии со ст. 20.25 КоАП РФ.

Оригинал уведомления руководителя организации или должностного лица о принятии мер профилактического характера, копии протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, и судебного решения о рассмотрении дела об административном правонарушении дознаватель передает начальнику органа дознания для приобщения к материалам исполнительного производства.

III. Иные формы предупреждения преступлений

К иным формам предупреждения преступлений относятся:

профилактическая беседа, которая состоит в разъяснении лицу его моральной и правовой ответственности перед обществом, государством, социальных и правовых последствий продолжения антиобщественного поведения (ст. 19 Закона N 182-ФЗ);

информирование населения о недопустимости совершения преступления и неотвратимости наступления ответственности за совершенное противоправное деяние;

выступление в образовательных учреждениях, трудовых коллективах, в средствах массовой информации по вопросам предупреждения преступлений;

размещение в информационной сети "Интернет" и распространение в СМИ информации по вопросам предупреждения преступлений в целях создания в обществе представления о недопустимости совершения преступления и неотвратимости наступления ответственности за совершенное противоправное деяние;

взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, в том числе религиозными, в сфере профилактики правонарушений.

Кроме того, к иным формам профилактики преступлений относятся действия должностных лиц ФССП России в ходе принудительного исполнения исполнительных документов, такие как:

разъяснение должникам последствий наступления административной и уголовной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае неисполнения исполнительных документов и невыполнения обязательств по содержанию несовершеннолетних детей;

предупреждение должников об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 177, 312, 315 Уголовного кодекса Российской Федерации;

привлечение должников к административной ответственности за неисполнение судебных решений, неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя;

вручение должникам направлений в органы службы занятости населения с целью трудоустройства либо постановки на учет в качестве безработного;

осуществление проверки сохранности денежных средств, ценных бумаг, иного имущества, подвергнутого аресту;

проверка исполнения судебных актов о приостановлении хозяйственной деятельности должника-организации, правильность удержания организацией из заработной платы, пенсии и иных доходов должника в счет погашения задолженности;

принятие всех мер принудительного исполнения, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), в целях своевременного исполнения требований исполнительных документов имущественного и неимущественного характера.

IV. Особенности организации контроля за деятельностью

по предупреждению преступлений

Основные функции по организации профилактики преступлений в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов осуществляет начальник органа дознания.

Начальник органа дознания в пределах своих полномочий:

организует работу дознавателей по предупреждению преступлений в соответствии с положениями ст. 40.2, ч. 2 ст. 158 УПК РФ;

обеспечивает наличие в материалах уголовного дела внесенных представлений о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона, перед направлением прокурору для утверждения обвинительного акта (постановления) в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 225, ч. 9 ст. 226.7 УПК РФ;

проверяет полноту, мотивированность и обоснованность составления дознавателем представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона, в соответствии с ч. 2 ст. 158 УПК РФ, в том числе путем изучения материалов доследственных проверок и уголовных дел;

подписывает сопроводительное письмо руководителю организации или должностному лицу о направлении представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона, и контролирует его отправку;

осуществляет контроль за своевременностью поступления информации о результатах рассмотрения руководителем организации или должностным лицом представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона (не позднее одного месяца со дня внесения), а также за полнотой и качеством выполнения мероприятий, указанных в представлении;

в случае неисполнения руководителем организации или должностным лицом законных требований о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона, при наличии оснований принимает меры по возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

в случае уклонения руководителя организации или должностного лица от исполнения административного наказания, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, принимает меры по их привлечению к административной ответственности в соответствии со ст. 20.25 КоАП РФ;

в пределах компетенции осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, в том числе с религиозными, в сфере профилактики правонарушений;

информирует население о способах и средствах правомерной защиты от преступных посягательств, организует распространение в СМИ информации по вопросам предупреждения преступлений.

к Методическим рекомендациям

Федеральной службы судебных приставов

Образец представления является примерным и носит рекомендательный характер.

к Методическим рекомендациям

Федеральной службы судебных приставов

Образец представления является примерным и носит рекомендательный характер.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

от 28 ноября 2011 года N 12/12-28974-АП

О мерах по противодействию служебным подлогам в ФССП России

В соответствии с п.9.2 решения коллегии ФССП России "Об итогах деятельности Федеральной службы судебных приставов за первое полугодие 2011 года и мерах по активизации работы во втором полугодии 2011 года" УПК осуществлю анализ преступлений, связанных со служебными подлогами, совершенными работниками территориальных органов ФССП России за 9 месяцев 2011 года.

Установлено, что по состоянию на 01.10.2011 уголовные дела по ст.292 УК РФ (служебный подлог) были возбуждены в отношении 106 работников ФССП России в 44 территориальных органах (за весь 2010 год - в отношении 116 работников).

Основные виды служебных подлогов сводятся к следующему:

1. Внесение в официальные документы (акты совершения исполнительных действий, постановления об окончании исполнительных производств) заведомо ложных сведений, позволяющих возвратить исполнительный документ взыскателю без осуществления взыскания, - о непроживании должника по указанному адресу, об отсутствии у должника имущества и доходов, на которые может быть наложено взыскание. Нередко в этих случаях также вносятся фиктивные сведения о понятых. Это наиболее распространенный способ подлога, его использовали 46 работников.

2. Внесение заведомо ложных сведений в различные документы, связанные с платежами, - чеки-ордера, постановления о распределении денежных средств, платежные поручения, корешки квитанционных книжек и т.д. использовали 43 работника, в том числе 12 занижали суммы в корешках квитанционных книжек, 23 оканчивали исполнительные производства на основании фиктивных квитанций и иных документов (платежные поручения, чеки-ордера), подтверждающих оплату долга, 8 вносили подложную информацию в постановления о распределении денежных средств с целью уменьшения остатка неоконченных исполнительных производств.

3. Составление фиктивных протоколов об административных правонарушениях (4 работника) либо вынесение фиктивных предупреждений должникам о возбуждении в отношении них уголовных дел по ст.315 УК РФ (2 работника).

4. Изготовление заведомо подложных писем либо иных документов, позволяющих отозвать исполнительный документ (3 работника). В двух случаях были изготовлены подложные письма из пенсионного фонда об отзыве исполнительных документов по взысканию долгов в пенсионный фонд, в одном случае - письмо взыскательницы по алиментам на отзыв исполнительного листа.

5. Внесение в постановление об окончании исполнительного производства заведомо ложных сведений о смерти должника (2 работника).

6. Иные способы использовали 6 работников. В частности, выявлены единичные случаи:

- окончания работником трех исполнительных производств и передачи их в другой отдел на основании фиктивных сведений о проживании должников в другом районе;

- вынесения постановления об отложении исполнительных действий на основании фиктивной информации;

- внесения дознавателем заведомо ложных сведений в статистические карточки на выявленное преступление (Ф-1) и в отчетные формы 1-Е и 2-Е;

- внесения ложных сведений в документ, подтверждающий исполнение судебного решения о выплате компанией пенсии гражданину;

- выдачи должнику фиктивной справки об отсутствии у него задолженностей;

- подделки даты возбуждения исполнительного производства с целью оправдания взыскания завышенного исполнительского сбора.

В большинстве случаев основным мотивом совершения преступлений является стремление снизить остаток неоконченных исполнительных производств либо, наоборот, завысить количество составленных протоколов об административных правонарушениях, поскольку данные показатели в значительной степени влияют на оценку деятельности каждого работника, структурного подразделения и территориального органа в целом.

Исключением являются случаи, когда 14 работников вносили заведомо ложные сведения в квитанционные книжки с целью хищения денежных средств должников.

Всего служебные подлоги совершены в рамках исполнения 1907 исполнительных производств, из них 1496 исполнительных производств касались взыскания задолженности по различным административным штрафам, главным образом по штрафам ГИБДД, размер штрафов - от 100 до 3 тыс.руб.

Служебные подлоги были выявлены:

старшими судебными приставами в ходе плановых и внеплановых проверок квитанционных книжек и исполнительных производств - в 23 случаях;

различными проверками после поступления жалобы от одной из сторон исполнительного производства - в 13 случаях;

плановыми и внеплановыми проверками контрольно-ревизионных отделов (далее - КРО) - в 6 случаях;

комплексными либо инспекционными проверками отделов - в 6 случаях;

проверками подразделений противодействия коррупции (далее - ППК, ОПК) - в 49 случаях;

правоохранительными органами - в 9 случаях.

Срок выявления фактов совершения служебных подлогов в среднем составил 6 месяцев, при этом в отношении 20 лиц подобные правонарушения были вскрыты в течение месяца.

Не менее чем в 20 случаях исполнительные производства, по которым были выявлены нарушения, находились в архиве.

В частности, ОПК УФССП России по Свердловской области в январе - феврале 2011 года в Полевском районном отделе судебных приставов были осуществлены проверки оконченных исполнительных производств, находящихся в архиве. В результате проверок в отношении двух судебных приставов-исполнителей отдела были возбуждены уголовные дела по ст.292 УК РФ. Аналогичная проверка проводилась ОПК УФССП России по Московской области в Рузском районном отделе судебных приставов, также завершившаяся возбуждением ряда уголовных дел.

На конец отчетного периода в суды были направлены материалы по 45 работникам, совершившим служебные подлоги. В отношении 24 работников были вынесены обвинительные приговоры:

18 работников приговорены к штрафам от 5 тыс. до 300 тыс.руб.;

1 работник - к 200 часам обязательных работ с запретом занимать должности в ФССП России сроком на 3 года;

4 работника - к лишению свободы условно на срок от 6 месяцев до 3 лет, при этом в одном случае применено дополнительное наказание в виде запрета занимать должности, связанные с функциями представителя власти, сроком на 3 года;

1 работник, обвиняющийся по ст.160 и 292 УК РФ, был приговорен по совокупности к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.

Кроме того, в отношении 4 работников суд прекратил уголовные дела в связи с деятельным раскаянием, в отношении 1 работника - в связи с истечением срока давности.

Судебных решений по остальным уголовным делам на отчетный период не вынесено.

Исходя из результатов проведенного анализа, к основным условиям, способствующим совершению подлогов работниками ФССП России, следует отнести:

1. Недостаточный контроль со стороны старших судебных приставов за осуществлением различных стадий исполнительных действий, а также за обоснованностью окончания исполнительных производств. Более того, анализ обстоятельств выявления подобных преступлений и практика проверок, осуществляемых ППК, показывает, что массовое окончание исполнительных производств по различным фиктивным основаниям в целом ряде случаев осуществлялось с молчаливого согласия либо по прямому указанию старших судебных приставов.

Например, массовая проверка исполнительных производств, оконченных в конце 2010 года в Нижнеилимском районном отделе судебных приставов, проведенная ОПК Управления ФССП России по Иркутской области, показала, что служебные подлоги с целью снижения остатка неоконченных исполнительных производств совершались судебными приставами-исполнителями отдела по прямому указанию начальника отдела.

2. Наличие большого количества исполнительных производств, взыскателями по которым выступают различные государственные органы, в первую очередь ГИБДД.

По сведениям УИП, за 8 месяцев 2011 года исполнительные производства по взысканию административных штрафов составили 31% от общего количества исполнительных производств, возбужденных в 2011 году; о взыскании налоговых платежей - 13%; о взыскании задолженности по коммунальным платежам - 7%.

Несоответствие размера взыскиваемых сумм и времени, которое тратится на их взыскание, приводит к тому, что судебные приставы-исполнители стремятся окончить подобные исполнительные производства в максимальном количестве и в максимально короткие сроки. В этой ситуации недобросовестные работники начинают прибегать к служебным подлогам. А поскольку сверки с государственными органами, как правило, осуществляются нерегулярно, возможности для их совершения расширяются.

Для устранения причин и условий, способствующих совершению служебных подлогов, руководителям территориальных органов ФССП России необходимо принять меры по:

усилению контроля за обоснованностью окончания исполнительных производств со стороны старших судебных приставов, в том числе посредством увеличения встречных сверок с должниками, а также выборочной сверки фактов оплаты задолженности и перечисления денежных средств взыскателю с книгой учета денежных средств, поступающих во временное распоряжение структурного подразделения;

осуществлению обязательных проверок исполнительных производств, в которых фамилии понятых повторяются, сведения о понятых внесены машинописным способом, копии платежных документов имеют плохое качество и должным образом не заверены;

организации выборочных проверок оконченных исполнительных производств, в рамках которых не удалось установить место жительства должника, на предмет полноты принятия мер по получению информации о его местонахождении, а также исполнительных производств, оконченных в связи с отзывом исполнительного документа;

усилению контроля со стороны КРО за своевременностью перечисления денежных средств взыскателям; исключению случаев длительного нахождения на депозитном счете отдела взысканных и нераспределенных денежных средств;

контролю за проведением сверок с государственными органами, выступающими взыскателями по административным штрафам, коммунальным и налоговым платежам, в сроки, предусмотренные договорами;

осуществлению не реже одного раза в месяц выборочной проверки протоколов об административных правонарушениях, составленных судебными приставами по ОУПДС, с опросом лиц, привлеченных к административной ответственности.

Директор Федеральной службы
судебных приставов -
главный судебный пристав
Российской Федерации
А.О.Парфенчиков

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: