Устав приморского края как основной закон определяющий государственно правовой статус края

Обновлено: 02.12.2022

23 августа 1996 г., 20 января, 9 июня 1997 г., 18 мая 1999 г., 6 мая, 5 июля 2000 г., 9 июля 2001 г., 14 января, 8 октября 2002 г., 22 июля 2003 г., 1 июня 2004 г., 10 мая 2006 г., 28 июня 2007 г., 5 марта, 1 июля, 18 декабря 2008 г., 1 июля, 2 декабря 2009 г., 5 мая 2010 г., 17 августа 2011 г., 13 февраля, 7 июня 2012 г., 5 июля 2013 г., 12 мая, 26 декабря 2014 г., 3 ноября 2015 г., 9 августа, 26 декабря 2017 г., 9 апреля 2018 г., 29 апреля, 1, 30 июля 2019 г.

Принят Законодательным Собранием Приморского края 12 сентября 1995 года

Законодательное Собрание Приморского края:

действуя от имени граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края и выражая их волю;

исходя из провозглашенного Конституцией Российской Федерации равноправия субъектов Российской Федерации;

уважая права и свободы человека и гражданина в качестве высших ценностей;

укрепляя согласие, доверие и взаимопонимание в Приморском крае;

сознавая свою ответственность за государственно-политическое, экономическое и социальное развитие Приморского края;

учитывая геостратегическое и экономико-географическое положение, уникальные природные богатства Приморского края и необходимость их рационального использования в интересах нынешнего и будущих поколений;

признавая необходимость оформления статуса Приморского края и создания правовой основы для его всестороннего развития;

руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации и Федеративным договором,

принимает Устав Приморского края.

Губернатор Приморского края

6 октября 1995 года

  • Глава 1. Основные положения (ст.ст. 1 - 17)
    • Статья 1. Статус Приморского края
    • Статья 2. Высшая ценность прав и свобод человека
    • Статья 3. Народовластие
    • Статья 4. Территория Приморского края
    • Статья 5. Правовая система Приморского края
    • Статья 6. Действие федерального законодательства на территории Приморского края
    • Статья 7. Законодательство Приморского края
    • Статья 8. Система органов государственной власти Приморского края
    • Статья 9. Избирательная система и референдум
    • Статья 10. Местное самоуправление в Приморском крае
    • Статья 11. Собственность и свобода экономической деятельности
    • Статья 12. Отношения Приморского края с другими субъектами Российской Федерации
    • Статья 13. Участие Приморского края в международных отношениях
    • Статья 14. Административно-территориальное устройство Приморского края
    • Статья 15. Официальные символы Приморского края
    • Статья 16. День Приморского края
    • Статья 17. Административный центр Приморского края
    • Статья 18. Действие прав и свобод человека и гражданина на территории Приморского края
    • Статья 19. Защита прав и свобод человека и гражданина
    • Статья 20. Участие граждан в осуществлении государственной власти и местном самоуправлении
    • Статья 21. Гарантии прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств
    • Статья 22. Правовые основы определения предметов ведения Приморского края и полномочий органов государственной власти Приморского края
    • Статья 23. Предметы ведения Приморского края
    • Статья 24. Предметы совместного ведения Российской Федерации и Приморского края как субъекта Российской Федерации
    • Статья 25. Передача полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Приморского края
    • Статья 26. Участие Приморского края в осуществлении федеральных полномочий
    • Статья 27. Урегулирование разногласий органов государственной власти Приморского края с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 28. Законодательное Собрание Приморского края
    • Статья 29. Полномочия Законодательного Собрания Приморского края
    • Статья 30. Организация деятельности Законодательного Собрания Приморского края
    • Статья 31. Структура Законодательного Собрания Приморского края
    • Статья 32. Депутаты законодательного собрания Приморского края
    • Статья 33. Досрочное прекращение полномочий Законодательного Собрания Приморского края
    • Статья 34. Губернатор Приморского края
    • Статья 35. Порядок вступления в должность Губернатора Приморского края
    • Статья 36. Полномочия Губернатора Приморского края как высшего должностного лица Приморского края
    • Статья 37. Участие Губернатора Приморского края в законодательной деятельности, осуществляемой в Приморском крае
    • Статья 37.1. Ежегодный отчет губернатора Приморского края о деятельности Правительства Приморского края, в том числе по вопросам, поставленным законодательным собранием Приморского края
    • Статья 37.2. Ежегодный публичный отчет о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания
    • Статья 38. Досрочное прекращение полномочий Губернатора Приморского края
    • Статья 39. Выражение недоверия Губернатору Приморского края
    • Статья 40. Исполнение обязанностей Губернатора Приморского края
    • Статья 41. Исполнительная власть Приморского края
    • Статья 42. Правительство Приморского края
    • Статья 43. Основные полномочия Правительства Приморского края
    • Статья 44. Правовые акты Губернатора Приморского края, Правительства Приморского края
    • Статья 45. Органы исполнительной власти Приморского края
    • Статья 46. Основы взаимодействия Законодательного Собрания Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края
    • Статья 47. Участие Законодательного Собрания Приморского края в назначении должностных лиц Правительства Приморского края
    • Статья 48. Разрешение споров между Законодательным Собранием и Правительством Приморского края
    • Статья 49. Ответственность органов государственной власти Приморского края
    • Статья 50. Местное самоуправление в Приморском крае
    • Статья 51. Право граждан на осуществление местного самоуправления
    • Статья 52. Правовая основа местного самоуправления
    • Статья 53. Территории муниципальных образований
    • Статья 54. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Приморского края
    • Статья 55. Официальные символы муниципальных образований
    • Статья 56. Экономическая основа деятельности органов государственной власти Приморского края
    • Статья 57. Земля и природные ресурсы
    • Статья 58. Собственность Приморского края
    • Статья 59. Управление и распоряжение имуществом Приморского края
    • Статья 60. Финансовые ресурсы
    • Статья 61. Краевой бюджет
    • Статья 62. Доходы краевого бюджета
    • Статья 63. Расходы краевого бюджета
    • Статья 64. Составление и утверждение краевого бюджета
    • Статья 65. Исполнение краевого бюджета
    • Статья 66. Принципы участия Приморского края в проведении единой государственной политики в области социальной защиты населения
    • Статья 67. Социальная защита населения
    • Статья 68. Принципы участия Приморского края в проведении единой государственной политики в области образования, науки и культуры
    • Статья 69. Образование, наука и культура
    • Статья 70. Финансирование образования и культуры
    • Статья 71. Принципы участия Приморского края в проведении единой государственной политики в области охраны труда, здоровья населения и окружающей среды
    • Статья 72 (утратила силу)
    • Статья 73. Охрана окружающей среды
    • Статья 74. Предложения о внесении изменений в Устав Приморского края
    • Статья 75. Порядок внесения изменений в Устав Приморского края
    • Статья 76. Вступление в силу Устава Приморского края

    от 6 октября 1995 года N 14-КЗ

    (с изменениями на 2 августа 2021 года)

    Принят
    Думой Приморского края
    12 сентября 1995 года

    Законодательное Собрание Приморского края:

    действуя от имени граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края, и выражая их волю;

    исходя из провозглашенного Конституцией Российской Федерации равноправия субъектов Российской Федерации;

    уважая права и свободы человека и гражданина в качестве высших ценностей;

    укрепляя согласие, доверие и взаимопонимание в Приморском крае;

    сознавая свою ответственность за государственно-политическое, экономическое и социальное развитие Приморского края;

    учитывая геостратегическое и экономико-географическое положение, уникальные природные богатства Приморского края и необходимость их рационального использования в интересах нынешнего и будущих поколений;

    признавая необходимость оформления статуса Приморского края и создания правовой основы для его всестороннего развития;

    руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации и Федеративным договором,

    принимает Устав Приморского края.

    Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


    Статья 1. Статус Приморского края

    1. Приморский край является субъектом Российской Федерации.

    2. Статус Приморского края определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом Приморского края.

    3. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти Приморский край обладает самостоятельностью в той мере, в какой это необходимо для обеспечения благосостояния населения и развития края, и не нарушает Конституцию Российской Федерации и права других субъектов Российской Федерации.

    4. Статус Приморского края может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Приморского края в соответствии с федеральным конституционным законом.

    Статья 2. Высшая ценность прав и свобод человека

    1. В Приморском крае человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

    2. Государственная власть в Приморском крае осуществляется для общего блага, защиты и безопасности людей.

    3. Уважение человеческого достоинства, полная и безусловная защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение условий для свободного развития каждого являются обязанностью органов государственной власти и должностных лиц.

    4. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина определяет смысл, содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов Приморского края, деятельность представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и обеспечивается правосудием.

    5. На территории Приморского края признаются и гарантируются неотъемлемые права проживающих в нем народов, малочисленных этнических общностей на сохранение самобытности, культуры, языка, обычаев и традиций.

    Статья 3. Народовластие

    1. Единственным источником власти в Приморском крае являются представляющие многонациональный российский народ граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Приморского края. Никто не может присваивать власть в Приморском крае.

    2. Граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Приморского края, осуществляют свою власть непосредственно через различные формы прямого волеизъявления, а также через формируемые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Приморского края органы государственной власти Приморского края и органы местного самоуправления.

    Статья 4. Территория Приморского края

    1. Территория Приморского края едина и является неотъемлемой составной частью территории Российской Федерации. В границы Приморского края включаются административно-территориальные единицы, образующие территорию края.

    2. Официальным документом, закрепляющим границы Приморского края, являются:

    на участках границы Приморского края, являющихся участками Государственной границы Российской Федерации, - международные договоры Российской Федерации, федеральные законы;

    на участках границы между Приморским краем и другими субъектами Российской Федерации - картографические материалы и описание границы, заверяемые подписями Губернатора Приморского края и уполномоченных для этой цели в соответствии с законодательством иных субъектов Российской Федерации представителей.

    3. Изменение границы Приморского края с другим субъектом Российской Федерации производится по их взаимному согласию в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

    Статья 5. Правовая система Приморского края

    1. Правовую систему Приморского края составляют Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство, Устав и законодательство Приморского края.

    2. На территории Приморского края в соответствии с Конституцией Российской Федерации действуют общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

    Статья 6. Действие федерального законодательства на территории Приморского края

    1. Конституция Российской Федерации, конституционные федеральные законы и федеральные законы, принимаемые по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обладают верховенством и имеют прямое действие на территории Приморского края.

    2. Законы и иные нормативные правовые акты Приморского края не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между Федеральным законом и законом или иным нормативным правовым актом Приморского края действует федеральный закон.

    Статья 7. Законодательство Приморского края

    1. Законодательство Приморского края состоит из Устава Приморского края, законов Приморского края, иных нормативных правовых актов, принимаемых Законодательным Собранием Приморского края, Губернатором Приморского края, Правительством Приморского края и иными государственными органами Приморского края.

    2. Устав Приморского края обладает высшей юридической силой по отношению к законам и иным нормативным правовым актам Приморского края, принятым по предметам ведения Приморского края как субъекта Российской Федерации, имеет прямое действие и подлежит обязательному применению на всей территории края.

    3. Законы и иные нормативные правовые акты Приморского края, принятые по предметам ведения Приморского края как субъекта Российской Федерации, а также муниципальные правовые акты не могут противоречить Уставу Приморского края. В случае противоречия между Уставом Приморского края и указанными нормативными правовыми актами действуют нормы Устава Приморского края.

    4. Законы и иные нормативные правовые акты Приморского края, принятые в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, обязательны для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами, их объединениями и юридическими лицами, находящимися или осуществляющими свою деятельность на территории Приморского края.

    5. Устав и законы Приморского края в соответствии с Конституцией Российской Федерации подлежат государственной защите на территории края наравне с федеральными законами.

    (в ред. Закона Приморского края от 05.03.2008 N 212-КЗ)

    Статья 8. Система органов государственной власти Приморского края

    1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственная власть в Приморском крае осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

    2. Система органов государственной власти Приморского края устанавливается им самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленными федеральным законом.

    3. Систему органов государственной власти Приморского края составляют:

    1) Законодательное Собрание Приморского края - постоянно действующий высший и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти Приморского края;

    2) Правительство Приморского края - высший исполнительный орган государственной власти Приморского края;

    • Глава 1. Основные положения (ст.ст. 1 - 17)
      • Статья 1. Статус Приморского края
      • Статья 2. Высшая ценность прав и свобод человека
      • Статья 3. Народовластие
      • Статья 4. Территория Приморского края
      • Статья 5. Правовая система Приморского края
      • Статья 6. Действие федерального законодательства на территории Приморского края
      • Статья 7. Законодательство Приморского края
      • Статья 8. Система органов государственной власти Приморского края
      • Статья 9. Избирательная система и референдум
      • Статья 10. Местное самоуправление в Приморском крае
      • Статья 11. Собственность и свобода экономической деятельности
      • Статья 12. Отношения Приморского края с другими субъектами Российской Федерации
      • Статья 13. Участие Приморского края в международных отношениях
      • Статья 14. Административно-территориальное устройство Приморского края
      • Статья 15. Официальные символы Приморского края
      • Статья 16. День Приморского края
      • Статья 17. Административный центр Приморского края
      • Статья 18. Действие прав и свобод человека и гражданина на территории Приморского края
      • Статья 19. Защита прав и свобод человека и гражданина
      • Статья 20. Участие граждан в осуществлении государственной власти и местном самоуправлении
      • Статья 21. Гарантии прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств
      • Статья 22. Правовые основы определения предметов ведения Приморского края и полномочий органов государственной власти Приморского края
      • Статья 23. Предметы ведения Приморского края
      • Статья 24. Предметы совместного ведения Российской Федерации и Приморского края как субъекта Российской Федерации
      • Статья 25. Передача полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Приморского края
      • Статья 26. Участие Приморского края в осуществлении федеральных полномочий
      • Статья 27. Урегулирование разногласий органов государственной власти Приморского края с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
      • Статья 28. Законодательное Собрание Приморского края
      • Статья 29. Полномочия Законодательного Собрания Приморского края
      • Статья 30. Организация деятельности Законодательного Собрания Приморского края
      • Статья 31. Структура Законодательного Собрания Приморского края
      • Статья 32. Депутаты законодательного собрания Приморского края
      • Статья 33. Досрочное прекращение полномочий Законодательного Собрания Приморского края
      • Статья 34. Губернатор Приморского края
      • Статья 35. Порядок вступления в должность Губернатора Приморского края
      • Статья 36. Полномочия Губернатора Приморского края как высшего должностного лица Приморского края
      • Статья 37. Участие Губернатора Приморского края в законодательной деятельности, осуществляемой в Приморском крае
      • Статья 37.1. Ежегодный отчет губернатора Приморского края о деятельности Правительства Приморского края, в том числе по вопросам, поставленным законодательным собранием Приморского края
      • Статья 37.2. Ежегодный публичный отчет о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания
      • Статья 38. Досрочное прекращение полномочий Губернатора Приморского края
      • Статья 39. Выражение недоверия Губернатору Приморского края
      • Статья 40. Исполнение обязанностей Губернатора Приморского края
      • Статья 41. Исполнительная власть Приморского края
      • Статья 42. Правительство Приморского края
      • Статья 43. Основные полномочия Правительства Приморского края
      • Статья 44. Правовые акты Губернатора Приморского края, Правительства Приморского края
      • Статья 45. Органы исполнительной власти Приморского края
      • Статья 46. Основы взаимодействия Законодательного Собрания Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края
      • Статья 47. Участие Законодательного Собрания Приморского края в назначении должностных лиц Правительства Приморского края
      • Статья 48. Разрешение споров между Законодательным Собранием и Правительством Приморского края
      • Статья 49. Ответственность органов государственной власти Приморского края
      • Статья 50. Местное самоуправление в Приморском крае
      • Статья 51. Право граждан на осуществление местного самоуправления
      • Статья 52. Правовая основа местного самоуправления
      • Статья 53. Территории муниципальных образований
      • Статья 54. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Приморского края
      • Статья 55. Официальные символы муниципальных образований
      • Статья 56. Экономическая основа деятельности органов государственной власти Приморского края
      • Статья 57. Земля и природные ресурсы
      • Статья 58. Собственность Приморского края
      • Статья 59. Управление и распоряжение имуществом Приморского края
      • Статья 60. Финансовые ресурсы
      • Статья 61. Краевой бюджет
      • Статья 62. Доходы краевого бюджета
      • Статья 63. Расходы краевого бюджета
      • Статья 64. Составление и утверждение краевого бюджета
      • Статья 65. Исполнение краевого бюджета
      • Статья 66. Принципы участия Приморского края в проведении единой государственной политики в области социальной защиты населения
      • Статья 67. Социальная защита населения
      • Статья 68. Принципы участия Приморского края в проведении единой государственной политики в области образования, науки и культуры
      • Статья 69. Образование, наука и культура
      • Статья 70. Финансирование образования и культуры
      • Статья 71. Принципы участия Приморского края в проведении единой государственной политики в области охраны труда, здоровья населения и окружающей среды
      • Статья 72 (утратила силу)
      • Статья 73. Охрана окружающей среды
      • Статья 74. Предложения о внесении изменений в Устав Приморского края
      • Статья 75. Порядок внесения изменений в Устав Приморского края
      • Статья 76. Вступление в силу Устава Приморского края

      Устав Приморья привели в соответствие с федеральным законодательством

      Корректировка Устава продиктована необходимостью приведения документа в соответствие с положениями Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". В законопроекте также учтены изменения, внесенных в федеральное законодательство в марте текущего года, и предложениях Правительства и Избирательной комиссии Приморского края.

      Как сообщил вице-спикер краевого парламента, председатель комитета по региональной политике, законности и международному сотрудничеству Джамбулат Текиев, законопроект предусматривает обновленную систему органов государственной власти Приморского края, которую составляют: Законодательное Собрание - постоянно действующий представительный и единственный законодательный орган государственной власти; Губернатор - высшее должностное лицо; Правительство - постоянно действующий высший исполнительный орган; иные исполнительные органы Приморского края - Контрольно-счетная палата, Избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека, Уполномоченный по правам ребенка в Приморском крае и Уполномоченный по защите прав предпринимателей.

      В соответствии с положениями Федерального закона № 414-ФЗ корректируются полномочия Законодательного Собрания Приморского края, при этом исключается полномочие по рассмотрению ежегодного отчета о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, который будет рассматриваться в рамках ежегодного отчета о результатах деятельности Правительства Приморского края.

      В новой редакции Устава Губернатор Приморского края осуществляет руководство исполнительной властью в Приморском крае, определяет систему и структуру органов исполнительной власти Приморского края, формирует Правительство, назначает и освобождает от должности Председателя Правительства, а также вносит на рассмотрение Законодательного Собрания Приморского края проект краевого бюджета и ежегодные отчеты Правительства Приморского края. В законопроекте также определяется порядок временного исполнения обязанностей Губернатора Приморского края. Учитывая, что Федеральным законом № 414-ФЗ не предусмотрен институт отзыва высшего должностного лица субъекта РФ законопроектом предусматриваются соответствующие изменения.

      Изменения коснутся и деятельности исполнительной власти региона. Правительство Приморского края наделено правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании Приморского края (за исключением внесения в Законодательное Собрание проекта краевого бюджета, который вносится Губернатором Приморского края). Председатель Правительства Приморского края представляет в Законодательное Собрание Приморского края: годовой отчет об исполнении краевого бюджета; сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Приморского края.

      Исходя из формулировок Федерального закона № 414-ФЗ корректируются положения Устава Приморского края, касающиеся экономической основы деятельности органов государственной власти, собственности, управления и распоряжения имуществом Приморского края, краевого бюджета, социальной политики и охраны окружающей среды.

      Уставу Приморского края – 20 лет

      Устав Приморского края называют региональной конституцией. Председатель Законодательного Собрания Виктор Горчаков подчеркивает: «Этот документ стал базовой основой для всей дальнейшей жизни края. Именно согласно нашему Уставу развивается сегодня Приморье, идет большое строительство, реализуются перспективные проекты. Необходимо отметить вклад наших предшественников. Прежние составы краевого депутатского корпуса многое сделали для возрождения региона, развитие невозможно без опоры на традиции. Все эти годы Законодательное Собрание не только орган законодательной власти, краевой парламент был и остаётся сообществом людей, глубоко неравнодушных к судьбе Приморского края».
      Вице-спикер краевого парламента Джамбулат Текиев отмечает: «Приморский край сегодня показывает, насколько он динамично развивается, сюда притягивается интерес всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Устав Приморского края позволил юридически субъекту Российской Федерации обрести свой статус. Это наша региональная конституция. Мы живем согласно Уставу, очень редко туда вносим изменения, потому что это тот документ, который должен быть стабильным. Это своего рода стержень. Устав разрабатывался в комитете по региональной политике и законности, моими коллегами 20 лет назад. Очень важно, чтобы положения Устава не нарушались, и он был направлен на комфортное проживание жителей Приморского края».
      Инициатором принятия Устава края в 1995 году изначально выступила администрация Приморья во главе с Евгением Наздратенко. Такая необходимость объясняется невозможностью осуществить на территории основные функции государственной власти, начиная с формирования органов местного самоуправления и заканчивая даже выборами губернатора. Кстати, именно из-за отсутствия устава за три дня до назначенного срока в 1994 гoдy были отменены первые губернаторские выборы. В стратегическом плане встала задача придать Приморскому краю все черты субъекта федерации как государственно-правового образования, а это можно было сделать, только приняв Устав.
      Была сформирована группа yчeныx, которые приступят к работе над проектом Устава. Ее возглавил Сергей Князев, в то время декан юридического факультета ДBГУ,председатель Избирательной комиссии Приморского края. Вместе с ним к работе приступили коллеги-ученые, преподаватели ДВГУ: Евгений Xpycтaлeв, Александр Шeвченкo, Вячеслав Гaвpилoв, Константин Арановский.
      «Перед нами поставили задачу — подготовить акт конституционного для края значения, - вспоминал позже Сергей Князев. Он уехал из Приморья в 2008 гoдy, получив назначение судьи Конституционного Суда России по представлению Президента РФ Д.А. Медведева. - Устав необходимо было разработать и принять таким образом, чтобы он с одной стороны соответствовал российской Конституции, федеральным законам, с другой - чтобы не был их калькой, простым копированием. В целом наш устав получился и системным, и оригинальным, и соответствующим конституции».
      Владимир Ведерников, один из председателей Думы первого созыва вспоминал: «Конечно, при подготовке первых законов мы использовали опыт других регионов, в частности, Хабаровского края. Помогало и то, что большинство комитетов администрации края тоже выходили с инициативой разработки законов. Поэтому говорить, что сами депутаты садились и писали первые законы, постановления, было бы не совсем правильно.Помогло и то, что уже был сформирован Совет Федерации, куда входил и я, как председатель Думы. Это очень многое давало. В Москве я общался с коллегами, что помогло обобщить опыт других регионов, выработать своего рода общую линию. Сыгpaл положительную роль тот фaкт, что депутаты первого созыва были в большинстве грамотные, с большим жизненным опытом люди: главы муниципалитетов, руководители крупных предприятий. Они не занимались политическими дебатами, а работали именно над теми законами, которые были жизненно необходимы краю».
      Сергей Дyдник, депутат Думы первого coзьвa, председатель Думы второго созыва: «Прежде всего необходимо напомнить, какое сложное время это было. В марте 1995-го начала свою работу Дума первого созыва, до этого более года в крае вообще не было законодательной власти. Нашей главной задачей стало принять основной пакет законодательных актов для своей территории, которые сделают край самодостаточным субъектом Российской Федерации. И мы приступили к этой работе. Хочу отметить, что депутатский корпус первого созыву отличался большим профессионализмом, среди депутатов было много грамотных специалистов, управленцев с большим опытом, финансистов. Это и Юрий Дидeнкo, и Виктор Гнездилов, и Владимир Ведерников, и Николай Садомcкий. Если говорить об Уставе Приморского края, то здесь мы создали великолепный документ, кoторый отвечал духу времени. Большую помощь нам оказали юристы-профессионалы».
      Геннадий Лазарев, депутат Законодательного Собрания всех созывов: «Напомню, что в 1995—1996 годы в Приморском крае социально-экономическая ситуация была сложной: бастовали работники бюджетной сферы, не выплачивались пособия на детей, закрывались промышленные предприятия. Приоритетной задачей первой Думы стало урегулирование социальных проблем. В этой связи важнейшим событием стало Устава Приморского края, который установил, что краевая Дума является единственным законодательным (представительным) органом государственной власти края, определил его полномочия, порядок деятельности и основные элементы структуры. На фундаменте этого закона Думе Приморского края предстояло принять большой пакет законодательных актов по всем сферам деятельности – экономике, социальной, культурной и научной политике. Трудно представить, что в конце 20 века в крае не было базовых зaкoнoв, регламентирующих жизнь в субъекте федерации, и такая ситуация была характерна для всей страны. Общие итоги разработки и принятия Устава безусловно положительные. Главной его заслугой явилось создание системы законодательства Приморского края как полноправного субъекта Российской Федерации. Работа депутатов способствовала решению ряда серьезных экономических и социальных проблем края, позволило смягчить многие тяжелые последствия непродуманных реформ».

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: