Указывается ли судимость в военном билете

Обновлено: 29.01.2023

Здравствуйте! У меня следующая ситуация: в армии не служил потому что сидел в тюрьме,после освобождения при трудоустройстве требуют военник. Обратился в военкомат,выдали военник но в особых отметках указано что был судим,это может отпугнуть работодателей. Мой вопрос: является ли отметка о судимости обязательной в военном билете? или можно как-то эту тему "объехать"?

В разделе VIII «Особые отметки» производятся записи на основании информации, поступившей в военные комиссариаты от органов дознания, органов предварительного следствия, федеральных судов, делаются записи о возбуждении или прекращении уголовного дела, о вступивших в законную силу приговорах в отношении гражданина – владельца военного билета (п. 29.ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ И ХРАНЕНИЯ ВОЕННОГО БИЛЕТА СОЛДАТА, МАТРОСА, СЕРЖАНТА, СТАРШИНЫ, ПРАПОРЩИКА И МИЧМАНА (в ред. Приказа Министра обороны РФ от 28.02.2010 N 153).

смотря какая ст ук возникнут вопросы звоните 89281577596

Добрый день! Вопрос по теме воинской обязанности. У меня следующая ситуация: Мне исполнилось 18 лет, я получил повестку на прохождение обязательной медицинской комиссии в военкомате, я ее прошел. В завершающей части проведения мед.освидетельствования сотрудник военкомата сказал мне , что они (городской военкомат) присваивают мне категорию годности "В", однако мне должны позвонить из областного военкомата , куда они передают мое личное дело, и сообщить об окончательном решении относительно моей годности. К настоящему времени мне никто не позвонил. На днях я сам прибыл в городской военкомат , где мне сказали , что я уже должен был получить военный билет. И дали адрес областного военкомата и перечень документов. Однако я не успеваю прибыть в областной в военкомат и получить военный билет, так как уезжаю в другой город учиться в вузе. В связи с чем у меня следующие вопросы: 1. Что означает выдача мне военного билета? - это констатация непригодности к военной службе и тогда не нужно получать отсрочку по учебе и вообще как то контактировать с военкоматом? ( в случае если присвоят категорию "в" или "д") 2. Могут ли отдать документы на получение военной билета и впоследствии его забрать мой родитель , если на него будет оформлена простая доверенность на сбор и получение документов ( без заверения у нотариуса) 3. Если мне все же выдадут военный билет, но с отметкой годен , или военный билет не выдадут , нужно мне будет сниматься с учета в военкомате по месту постоянной регистрации и вставать на учет в том городе, где я буду учиться, и что делать если в другом городе у меня нет временной регистрации? 4. До какого срока мне будет необходимо предоставить в военкомат справку с места учебы в вузе, если мне все же не выдадут военный билет?

В военном билете у меня стоит отметка о снятии с воинского учёта и отметка об освобождении от исполнения воинской обязанности. При замене паспорта по достижении 20 лет ФМС внесли на 13 страницу паспорта отметку "военнообязанный". Правы ли они? Если нет, то что делать? Надо ли менять паспорт или достаточно обратиться в военкомат для проставления отметки "невоеннообязанный" ?

У меня нет никаких отметок в военном билете психиатр потребовал номер статьи получить в военкомате но уже полгода нет ответа на запрос на учёте ни стаю и не наблюдалось как мне получить справку для медкомиссии на водительские права

Имееться судимость, и учёт в нарко диспансере, в армии служил. Потерял военный билет, является ли учёт основанием для не выдачи военного билета, судимость не погашен гасится в августе 22го года

Ушел в армию там был судим по военной статье после окончания срока не встал на учет сейчас востанавливаю военный билет будет там стоять отметка о судимости прошло 18 лет.

Имею судимость в 2014 году (уголовный штраф).

До 27 лет (до 2020 года) проходил медкомиссии в военкомате и каждый раз мне не могли поставить итоговую категорию годности.

В 27 лет при прохождении медкомиссии ставят категорию В. И говорят что выдадут справку вместо военного билета. Якобы я не успевал пройти в призыв доп обследования.

Так же озвучили что в военном билете поставили бы отметку и судимости, а в справке ее не будет. Подскажите, где правда? Ставится ли отметка о судимости что в военнике сто в справке?

Работаю официально, в белой компании, не хотелось бы терять работу, ведь с доками с такой отметкой можно и не работать.

Мне сейчас 27 лет. В декабре 20 года подал документы на оформление военного билета. Прошел медкомиссию, сказали явиться в призывное время (апрель 21 года).

В 2014 году был осужден по статья 160 часть 1. Наказание - штраф. Через год судимость превратилась в погашенную.

На сегодняшний день работаю официально, от службы не уклонялся (из призыва в призыв перекидывали, так как имеется железный сустав в ноге). На медкомиссии поставили категорию годности В

Будет ли запись о судимости в военном билете, в графе Особые отметки?

В 2014 году осужден по статья 160 часть 1

Наказание - уголовный штраф 5 тысяч рублей.

До 27 лет (2020 г) исправно проходил мед комиссии в военкомате.

Но не могли поставить категорию годности.

В итоге только уже в 2021 поставили категорию годности В (по хирургии) - на медкомиссии к оформлению военного билета. Сказали явиться в апреле на контрольный мед осмотр.

Подскажите, поставят ли отметку о судимости в графе «особые отметки» в военном билете?

Получил военный билет по истечению призывного возраста, в 17 лет был осуждён на 2,6 мес общего режима, после приговор изменили на 3 года условно, в военном билете в особых отметках написали о судимости, хотя она довно погашена, можно ли как-нибудь убрать эти данные из военного билета, заранее спасибо.

У брата была судимость, она погашена. При прохождении медкомиссии на водительские права категории C для выдачи справки психиатр требует отметки в военном билете о судимости. Правомерно это с его стороны?

В военном билете после прекращения службы не поставили какую то печать, сейчас на работе требуют чтобы эта печать была, пошел в военкомат там просят справку о не судимости, в 2010 году была условная судимость. Поставят ли отметку о судимости в военном билете?

Ставиться ли отметка о условной судимости в военном билете.

Ставиться ли отметка в военном билете о условной судимости?

Ставится ли в военный билет отметка о судимости? Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального Закона "О воинской обязанности и военной службе", среди сведений, подлежащих отражению в воинском документе, обязательно должны присутствовать такие факты, как возбуждение и прекращение уголовного дела, а также наличие судимости.

Ставится ли отметка о судимости в военном билете?

Ставится ли отметка о судимости в военном билете, если судимость уже давно снята?

Мужу исполняется 27 лет, возрасте с 18 до 20 лет отбывал срок по статье 158 часть 2, будет ли в военном билете отметка о судимости?

Есть погашённая судимость, будет ли отметка о ней в военном билете если не служил?

Подскажите пожалуйста ставят сейчас отметку о судимости в военном билете? Заранее спасибо.

Если в военном билете ставится отметка о судимости, то значит ли это то что я не устроюсь на нормальную работу (официально) ?

Я отслужил в армии в 1993 году, но позже потерял военный билет, был судим, поставят ли отметку в новом военном билете о судимости?

Могут в военном билете поставить отметку о судимости.

Пожалуйста должны ли отдать военный билет ранее судимому гражданину, но не отслужившему по причине нахождения в местах лишения свободы, при условии, что ему уже исполнилось 27 лет и он погасил судимость? Или имеют право выдать справку? Будет ли в военном билете отметка о судимости?

У меня следующая ситуация: в армии не служил потому что сидел в тюрьме, после освобождения при трудоустройстве требуют военник. Обратился в военкомат, выдали военник но в особых отметках указано что был судим, это может отпугнуть работодателей. Мой вопрос: является ли отметка о судимости обязательной в военном билете? Или можно как-то эту тему объехать?

У меня следующая ситуация: в армии не служил потому что сидел в тюрьме, после освобождения при трудоустройстве требуют военник. Обратился в военкомат, выдали военник но в особых отметках указано что был судим, это может отпугнуть работодателей. Мой вопрос: является ли отметка о судимости обязательной в военном билете? Или можно как-то эту тему объехать?

Был осужден на 4 месяца. Отсидел. Не служил. Через неделю исполняется 27 лет. Надо идти в военкомат за военным билетом. Будет ли в военном билете отметка о судимости? И что можно сделать чтоб ее не было?

Есть ли в военном билете отметка о судимости? Мужчина служил в Армии с 1972-1975 г. Спасибо.

У сына в военном билете стоит отметка о судимости. Соответственно отражается на результат при приеме на работу. На учет после освобождения не встал. Пользуемся ксерокопией военного билета до отметки и отсидки. Как можно совместить и постановку на учет и смену военного билета (без отметки) если отметка не законна?

В военном билете в разделе особые отметки, стоит запись о моих судимостях с указанием статей. Хочу поменять военный билет, т.к у работодателей при приёме на работу возникают вопросы, судимости уже погашены. Предусматривается ли при замене военного билета, внесение погашеных судимостей в раздел особые отметки.

Помогите, пожалуйста, разобраться! Мой муж в 1996 г. был призван в армию. Через 1,5 г. он совершил преступление и,не дослужив 0,5 г.,сел в тюрьму. Был осужден военным трибуналом по статьям: статья 158 часть 2 (кража) , статья 163 часть 1 (вымогательство) , статья 324 часть 1, статья 335 часть 2 (нарушение уставных отношений) с общим сроком на 3 года. Это было в 1998 г. В 2000 г.,отсидев 2 года и 2 мес., был амнистирован Президентским указом и вышел. Прошло уже 11 лет. Сейчас ему 34 года. В военном билете поставлена отметка о том, что он был заключенным. Вопрос такой, можно ли как-нибудь поменять военный билет (например, сказать, что он утерян) на новый или дубликат так, чтобы отметка о его судимости отсутствовала. А то очень усложняет жизнь. Заранее спасибо за ответ.

Отсылается ли военкоматом информация о судимости куда нибудь и ставятся ли в военном билете отметка о судимости?

Во время службы в армии сломал челюсть своему сослуживцу за оскорбление своей матери в грубой форме, до окончания срока службы оставалось три дня, домой не отпускают, идет расследование. Следователь говорит буду осужден по статье 335 дадут год условно, что можно сделать, как долго будет идти следствие, будет ли в военном билете отметка о моей судимости? Помогите пожалуйста, за ранее спасибо.

Мой брат отслужил в армии, однако за драку получил наказание ввиде 1 года дисбата, отсидел тм пол года, от остального срока освобожден. Однако в военном билете есть отметка о судимости, хотя и она погашена. Теперь возникли проблмы с трудоустройством и поступлением в высшие учебные заведения. Подскажите что делать?

До 27 лет (до 2020 года) проходил медкомиссии в военкомате и каждый раз мне не могли поставить итоговую категорию годности.

В 27 лет при прохождении медкомиссии ставят категорию В. И говорят что выдадут справку вместо военного билета. Якобы я не успевал пройти в призыв доп обследования.

Так же озвучили что в военном билете поставили бы отметку и судимости, а в справке ее не будет. Подскажите, где правда? Ставится ли отметка о судимости что в военнике сто в справке?

Работаю официально, в белой компании, не хотелось бы терять работу, ведь с доками с такой отметкой можно и не работать.

Ответы на вопрос:

Делается отметка в военном билете о судимости.

Так что если вам дадут справку вместо военного билета, то в ней тоже должны поставить отметку о вашей судимости.

Надеюсь что мой ответ вам будет полезен!

Я поддержу мнение юриста, который обоснованно говорит, что данная отметка ставится в военном билете. В соответствии Приказом Министра обороны РФ от 18 июля 2014 г. N 495 (ред. от 24.11.2016) "Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета" (вместе с "Порядком проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, проводимых органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления") данная запись осуществляется в военном билете.

Отметка о судимостях не ставится в военном билете и никогда не ставилась. Вас просто ввели в заблуждение (или просто обманули). Это не предусмотрено ни одним нормативным актом.

Кроме того, если речь идет о судебном штрафе, то это не судимость по смыслу ст.86 УК РФ. Вы считаетесь лицом, ранее привлекавшимся к уголовной ответственности, но это не судимость.

О судимости запись вносится в военный билет, в справку нет

В пункте 30 раздела VIII

Приказа Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495 (ред. от 24.11.2016) "Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета"

отражено о внесении записи в военный билет

записи о возбуждении или прекращении уголовного дела, о вступивших в законную силу приговорах в отношении гражданина

Оформление раздела VIII

30. В разделе производятся записи: о выдаче военного билета взамен утраченного или пришедшего в негодность; о наличии допуска контрольных органов; о знании иностранных языков; о выдаче рекомендаций для внеконкурсного зачисления в государственные образовательные организации среднего профессионального или высшего образования. Кроме того, делаются оговорки о внесенных в военный билет исправлениях с указанием даты их внесения, которые заверяются подписью начальника отдела (муниципального) военного комиссариата (командира воинской части) и гербовой печатью.

На основании приказа соответствующего должностного лица, имеющего право в соответствии с Наставлением по учету личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации присваивать личные номера, производится отметка о присвоении личного номера.

Военнослужащим, отбывшим наказание в дисциплинарных воинских частях, в случае, когда время нахождения в них будет засчитано в срок военной службы, в этом разделе в воинской части делается запись: "Время службы в переменном составе в/ч ______ засчитано в срок военной службы. Основание: "Приказ командира войсковой части от "__"________ 20__ г. N ____". Эта запись заверяется подписью командира войсковой части и гербовой печатью.

Водителям транспортных средств соответствующими начальниками производятся записи о прохождении доподготовки, 500-км марша и о допуске к самостоятельному управлению транспортным средством (с указанием типа (марки) транспортного средства). Записи заверяются подписями должностных лиц и гербовой печатью.

По желанию гражданина в этот раздел военного билета могут быть внесены сведения о принадлежности его к казачеству. Записи производятся в отделе (муниципальном), в котором он состоит на воинском учете, на основании удостоверения казака.

В этом же разделе должностными лицами медицинского учреждения делается отметка о группе крови и резус-факторе владельца военного билета.

На основании информации, поступившей в военные комиссариаты от органов дознания, органов предварительного следствия, федеральных судов, делаются записи о возбуждении или прекращении уголовного дела, о вступивших в законную силу приговорах в отношении гражданина - владельца военного билета.

Нет сейчас отметок в военном билете о судимости прочитайте раздел VIII «Особые отметки» там ничего не сказано про отметку о судимости Вас самым наглым образом вводят в заблуждение, давая ответ со ссылкой на (п. 29.ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ И ХРАНЕНИЯ ВОЕННОГО БИЛЕТА СОЛДАТА, МАТРОСА, СЕРЖАНТА, СТАРШИНЫ, ПРАПОРЩИКА И МИЧМАНА.

Который утвержден Приказом Министра обороны РФ от 28.02.2010 N 153

"О внесении изменений в Приказ Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 500 В настоящее время с 2014 года данный Приказ- утратил силу в связи с изданием Приказа Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" - 15.12.2014)

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 18 июля 2014 г. N 495

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВОИНСКОГО УЧЕТА

ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ

СМОТРОВ-КОНКУРСОВ НА ЛУЧШУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВОИНСКОГО УЧЕТА

Оформление раздела VIII

30. В разделе производятся записи: о выдаче военного билета взамен утраченного или пришедшего в негодность; о наличии допуска контрольных органов; о знании иностранных языков; о выдаче рекомендаций для внеконкурсного зачисления в государственные образовательные организации среднего профессионального или высшего образования. Кроме того, делаются оговорки о внесенных в военный билет исправлениях с указанием даты их внесения, которые заверяются подписью начальника отдела (муниципального) военного комиссариата (командира воинской части) и гербовой печатью.

На основании приказа соответствующего должностного лица, имеющего право в соответствии с Наставлением по учету личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации присваивать личные номера, производится отметка о присвоении личного номера.

Военнослужащим, отбывшим наказание в дисциплинарных воинских частях, в случае, когда время нахождения в них будет засчитано в срок военной службы, в этом разделе в воинской части делается запись: "Время службы в переменном составе в/ч ______ засчитано в срок военной службы. Основание: "Приказ командира войсковой части _____________ от "__" ________ 20__ г. N _____". Эта запись заверяется подписью командира войсковой части и гербовой печатью.

Водителям транспортных средств соответствующими начальниками производятся записи о прохождении доподготовки, 500-км марша и о допуске к самостоятельному управлению транспортным средством (с указанием типа (марки) транспортного средства). Записи заверяются подписями должностных лиц и гербовой печатью.

По желанию гражданина в этот раздел военного билета могут быть внесены сведения о принадлежности его к казачеству. Записи производятся в отделе (муниципальном), в котором он состоит на воинском учете, на основании удостоверения казака.

В этом же разделе должностными лицами медицинского учреждения делается отметка о группе крови и резус-факторе владельца военного билета.

На основании информации, поступившей в военные комиссариаты от органов дознания, органов предварительного следствия, федеральных судов, делаются записи о возбуждении или прекращении уголовного дела, о вступивших в законную силу приговорах в отношении гражданина - владельца военного билета.

В случае выдачи военнослужащему, увольняемому с военной службы (гражданину, уволенному с военной службы), рекомендации на внеконкурсное зачисление в государственную образовательную организацию среднего профессионального или высшего образования производится запись следующего содержания: "Выдана рекомендация для внеконкурсного зачисления в государственную образовательную организацию среднего профессионального или высшего образования".

Запись заверяется подписью начальника штаба войсковой части (начальника отдела (муниципального)) и печатью войсковой части (начальника отдела (муниципального)).

В этом же разделе гражданам, успешно завершившим обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) частных образовательных организаций высшего образования и аттестованным на первое воинское звание состава "офицеры", производится запись: "Прошел обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при (наименование образовательной организации и номер ВУС). Аттестован в состав "офицеры", которая заверяется подписью должностного лица и гербовой печатью. При возвращении военных билетов с указанной отметкой начальники отделов (муниципальных) обязывают граждан в 10-дневный срок явиться в отделы военных комиссариатов по месту их жительства для дальнейшего оформления приема (перевода) на воинский учет офицеров запаса.

Суд отметил, что отбытие наказания и наличие непогашенной судимости, будучи обусловленными осознанным противоправным поведением гражданина, не могут быть поставлены в один ряд с обстоятельствами, которые в соответствии с Законом о военной службе служат законным основанием непрохождения службы по призыву


В комментарии «АГ» один из адвокатов отметил, что, поскольку наказание за преступные деяния заявитель уже понес, дополнительные ограничения являются чрезмерными, учитывая, что другие осужденные после погашения или снятия судимости могут претендовать на поступление на госслужбу. Второй посчитал, что фактически основное ограничение прав такого лица будет состоять в запрете на поступление на государственную гражданскую службу и муниципальную службу и ее прохождение в течение 10 лет.

Конституционный Суд опубликовал Определение № 46-О от 30 января 2020 г., в котором пояснил, что гражданин, не прошедший военную службу по призыву в связи с тем, что он отбывал наказание в виде лишения свободы за совершенное им преступление и имел неснятую или непогашенную судимость, относится к категории лиц, в отношении которых призывная комиссия выносит заключение о непрохождении военной службы по призыву без наличия на то законных оснований.

Иван Федоров был осужден по приговору суда за совершение тяжкого преступления. В связи с этим он не смог пройти военную службу по призыву – на период с 1 января 2014 г. до достижения им возраста 27 лет его судимость не была снята или погашена. В связи с этим призывная комиссия отказалась выдать ему военный билет по достижении им 27 лет – Федоров был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Мужчина обратился в районный суд, который отказал в удовлетворении его требований о признании незаконным отказа в выдаче военного билета. Апелляция оставила решение в силе, а в передаче жалобы в суд кассационной инстанции было отказано.

Иван Федоров обратился в Конституционный Суд. В жалобе он указал, что п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности и военной службе и п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан РФ (утверждено Постановлением Правительства от 11 ноября 2006 г. № 663) не соответствуют Конституции, поскольку допускают признание граждан, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда или имеющих судимость за совершение преступления, не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Изучив материалы дела, Конституционный Суд указал, что основания освобождения граждан от призыва на военную службу определены в ст. 23 Закона о военной службе, которая в п. 3 устанавливает круг лиц, не подлежащих призыву на военную службу: отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; лица, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

КС отметил, что, определяя обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии, Закон о военной службе (п. 11 ст. 28) и конкретизирующее его Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации предусматривают, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2, подп. «в» п. 3, п. 4 ст. 23, ст. 24 закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате, а для граждан, не состоявших на воинском учете, – на основании справок соответствующих военных комиссариатов призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

«В соответствии с приведенными нормативными положениями гражданин, не прошедший военную службу по призыву в связи с тем, что он отбывал наказание в виде лишения свободы за совершенное им преступление и имел неснятую или непогашенную судимость, относится к категории лиц, в отношении которых призывная комиссия выносит заключение о непрохождении военной службы по призыву без наличия на то законных оснований», – подчеркнул КС.

Суд заметил, что отбытие наказания в виде лишения свободы и наличие неснятой и непогашенной судимости за совершение преступления, будучи обусловленными осознанным противоправным поведением самого гражданина, факт которого подтвержден приговором суда, не могут быть поставлены в один ряд с обстоятельствами, которые в соответствии с Законом о военной службе в силу своего объективного, уважительного и социально значимого характера служат законным основанием непрохождения гражданином военной службы по призыву и, следовательно, рассматриваются как конституционно совместимые с всеобщим характером конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Конституционный Суд посчитал, что признание федеральным законодателем гражданина, отбывающего наказание в виде лишения свободы или имеющего неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, не подлежащим призыву на военную службу, по существу, означает временный запрет для такого гражданина на исполнение конституционного долга и обязанности по защите Отечества. Это объективно обусловлено несовместимостью его правового статуса с прохождением военной службы по призыву и неспособностью на равных с другими гражданами условиях исполнить указанную конституционную обязанность.

Таким образом, КС отказал в принятии жалобы к рассмотрению.

Адвокат АП Санкт-Петербурга и правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» (включена в список НКО, признанного выполняющим функции иностранного агента - прим. ред.) Александр Передрук посчитал, что с определением Конституционного Суда трудно согласиться. «При совершении преступления гражданин не может быть уверен, что за деяние он понесет именно определенную санкцию, и явно не может предугадать длительность периода, в который он не будет подлежать призыву на военную службу в связи с этим. Нельзя при этом исключать, что такой гражданин может до достижения 27 лет успеть отбыть наказание, судимость может быть снята или погашена и молодого человека успеют призвать в Вооруженные Силы», – указал он.

Безусловно, отметил Александр Передрук, преступления не должны оставаться безнаказанными – одна из задач уголовного судопроизводства заключается в том, чтобы продемонстрировать общественное порицание преступных действий. Но для этого, посчитал он, уже существует ответственность, предусмотренная нормами Уголовного кодекса.

«В данном же случае наказание, выраженное в 10-летнем запрете поступления на государственную гражданскую и муниципальную службу, сводится к тому, что экс-призывник не прошел военную службу без наличия на то законных оснований, то есть формально это не дополнительная санкция за совершение преступления (как, к примеру, ограничение доступа к той же гражданской службе на основании п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона о государственной гражданской службе), но фактически же является именно ей. Это косвенно подтверждается и тем, что в конкретной ситуации заявитель своими обязанностями, возложенными на него как на призывника, не пренебрегал (по крайне мере это не следует из определения КС РФ), но в силу определенных обстоятельств не прошел военную службу, хотя, возможно, и желал сделать это», – заметил Александр Передрук.

Адвокат указал, что наказание за преступные деяния заявитель уже понес, и в связи с этим дополнительные ограничения чрезмерны, учитывая, что лица, также осужденные за тяжкие или особо тяжкие преступления, после погашения или снятия судимости могут претендовать на поступление на госслужбу. Таким образом, ключевым обстоятельством является то, успел ли гражданин пройти военную службу до этого или потенциально успеет пройти ее после.

Партнер КА Pen & Paper Анатолий Логинов отметил, что ограничение прав гражданина, получившего заключение «о непрохождении военной службы в отсутствие на то законных оснований», не выходит за конституционные критерии соразмерности. «Фактически основное ограничение прав такого лица будет состоять в запрете на поступление на государственную гражданскую службу и муниципальную службу и ее прохождение в течение 10 лет. В рассматриваемом примере заявитель в любом случае не смог бы реализовать соответствующее право по причине наличия непогашенной судимости за тяжкое преступление», – указал он.

В целом проблемы, связанные с так называемыми «справками уклониста», встречаются довольно часто, отметил Анатолий Логинов. При этом их можно разделить на две категории. Первая связана с определением законности ограничений, порождаемых данным статусом. Еще в 2014 г. КС решил, что ограничение доступа лиц на госслужбу в связи с неисполнением ими обязанностей по защите Отечества является обоснованным, так как сопряжено с повышенными требованиями к лицам, осуществляющим государственную деятельность в публичных интересах.

«Вторая состоит в несовершенстве правоприменения. Заключение “о непрохождении военной службы в отсутствие на то законных оснований” выдается по решению призывной комиссии. При вынесении указанного решения (влекущего существенные ограничения прав граждан) комиссия часто допускает ошибки. Наиболее распространенными являются случаи, когда после окончания действия отсрочек (например, в связи с окончанием обучения) гражданин не получает повесток из военкомата, а по достижении 27 лет получает не военный билет, а “справку уклониста”», – отметил Анатолий Логинов.

Адвокат указал, что суды, вплоть до ВС РФ, постоянно указывают призывным комиссиям на необходимость установления и проверки не только формальных оснований, но и фактических обстоятельств, воспрепятствовавших призывнику в прохождении военной службы.

Тригнин Владимир

Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.

Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.

В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.

Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.

Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).

Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.

В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.

Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.

При этом КС подчеркнул, что поскольку не исключены ситуации, когда гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где он проживал, не проводились связанные с призывом мероприятия), – предполагается , что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разд. III Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят заключение на основе коллегиальности с учетом всех обстоятельств, вследствие которых гражданин не исполнил его конституционную обязанность.

Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.

Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.

Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.

Верховный Суд указал, что лицо не может быть признано не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если повестка ему не направлялась

Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).

Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).

Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.

Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: