Укажите перечень видов нормативных правовых актов содержащих государственные нормативные требования

Обновлено: 01.12.2022

В соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательных требованиях) перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, подлежит размещению на официальных сайтах соответствующих органов государственной власти с текстами действующих нормативных правовых актов.

Схожее положение содержится в п. 1 ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Сведения в отношении нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, включенных в перечни, подлежат внесению соответствующими федеральными органами исполнительной власти в ФГИС "Реестр обязательных требований" в 15-дневный срок со дня утверждения или актуализации перечней.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона об обязательных требованиях Правительством РФ до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории РФ и отмена нормативных правовых актов Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и СССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора). С 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года. При этом Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467 установлен перечень актов, в отношении которых указанные положения не применяются.

Также см.:

- Правила размещения и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.10.2020 N 1722);

- форму для размещения перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования (утв. Приказом Минэкономразвития России от 30.11.2020 N 790);

- перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию в сферах осуществления государственного контроля (надзора), и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции, участвующих в реализации механизма "регуляторной гильотины", видов федерального государственного контроля (надзора), осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, на которые должен быть распространен механизм "регуляторной гильотины" (утв. Правительством РФ 04.07.2019);

- перечень видов государственного контроля (надзора), в рамках которых обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) (утв. Распоряжением Правительства РФ от 15.12.2020 N 3340-р).

Оглавление к Справочной информации:

Федеральные министерства:

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)

Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России)

Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)

Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России)

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России)

Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России)

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России)

Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России)

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (Минвостокразвития России)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России)

Министерство спорта Российской Федерации (Минспорт России)

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России)

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России)

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России)

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России)

Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России)

Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России)

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России)

Федеральные службы:

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)

Федеральная налоговая служба (ФНС России)

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия)

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)

Федеральная служба государственной статистики (Росстат)

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России)

Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация)

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент)

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор)

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор)

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование)

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России)

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)

Федеральная служба судебных приставов (ФССП России)

Федеральная таможенная служба (ФТС России)

Федеральные агентства:

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП)

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы)

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор)

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)

Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот)

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра)

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство)

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 августа 1994 года N 937

О государственных нормативных требованиях
по охране труда в Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратило силу с 8 июня 2000 года
на основании постановления Правительства Российской Федерации
от 23 мая 2000 года N 399
____________________________________________________________________

В целях введения единых государственных нормативных требований по охране труда Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

2. Утвердить прилагаемый перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации.

3. Федеральным органам исполнительной власти представлять Министерству труда Российской Федерации утвержденные ими нормативные правовые акты по охране труда, предусмотренные перечнем, указанным в пункте 2 настоящего постановления.

4. Министерству труда Российской Федерации обеспечить формирование банка данных действующих государственных нормативных правовых актов по охране труда для использования их органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин

Утвержден
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 августа 1994 года
N 937

ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ
нормативных правовых актов, содержащих государственные нор-
мативные требования по охране труда в Российской Федерации

Государственные стандарты Госстандарт России
системы стандартов безопас- ГОСТ Р
ности труда ССБТ Минстрой России

Отраслевые стандарты систе- ОСТ ССБТ федеральные органы
мы стандартов безопасности исполнительной власти
труда

Санитарные правила СП Госкомсанэпиднадзор
Санитарные нормы СН России

Гигиенические нормативы ГН

Санитарные правила и нормы СанПин

Строительные нормы и СНиП Минстрой России
правила

Правила безопасности ПБ федеральные органы
надзора в
Правила устройства и безо- ПУБЭ соответствии с их
пасной эксплуатации компетенцией

Инструкции по безопасности ИБ

Правила по охране труда ПОТ М Минтруд России
межотраслевые

Межотраслевые организацион- - Минтруд России
но-методические документы федеральные органы
(положения, методические надзора
указания, рекомендации)

Правила по охране труда ПОТ О федеральные органы
отраслевые исполнительной власти

Типовые отраслевые инструк- ТОИ федеральные органы
ции по охране труда исполнительной власти

Отраслевые организационно- -
методические документы
(положения, методические
указания, рекомендации)

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.

от 23 мая 2000 года N 399

О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 27 декабря 2010 года N 1160
____________________________________________________________________

1. Установить, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

3. Установить, что государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в нормативных правовых актах, указанных в утвержденном настоящим постановлением перечне, разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти в следующем порядке:

а) межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Министерством труда и социального развития Российской Федерации;

б) отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации; *3.б)

в) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, подлежат направлению для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы.

4. Обязать федеральные органы исполнительной власти:

а) ежегодно информировать Министерство труда и социального развития Российской Федерации о планах разработки и пересмотра нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;

б) осуществлять разработку и пересмотр государственных нормативных требований охраны труда на основе комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма, аварийных ситуаций и профессиональных заболеваний, изучения передового отечественного и мирового опыта работы по улучшению условий охраны труда, анализа результатов сертификации работ по охране труда;

в) при разработке государственных нормативных требований охраны труда руководствоваться методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утверждаемыми Министерством труда и социального развития Российской Федерации;

г) направлять в месячный срок утвержденные в установленном порядке нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, Министерству труда и социального развития Российской Федерации для включения в единую информационную систему государственных нормативных требований охраны труда;

д) осуществлять издание нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и обеспечивать ими в установленном порядке заинтересованные организации.

5. Установить, что государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока.

Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований охраны труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.

При изменении законодательства Российской Федерации об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия.

Пересмотр государственных нормативных требований охраны труда осуществляется в порядке, установленном настоящим постановлением для их разработки.

6. Министерству труда и социального развития Российской Федерации:

утвердить методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда;

обеспечить формирование банка данных утвержденных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и функционирование единой информационной системы для использования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и физическими лицами.

7. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке нормативных актов по охране труда субъектов Российской Федерации исходить из того, что содержащиеся в них требования не должны быть ниже государственных нормативных требований охраны труда, установленных в соответствии с настоящим постановлением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 мая 2000 года N 399

ПЕРЕЧЕНЬ
видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

Федеральный орган
исполнительной
власти, утверждающий
документ

Межотраслевые правила по охране труда
(ПОТ Р М), межотраслевые типовые
инструкции по охране труда (ТИ Р М)

Отраслевые правила по охране труда
(ПОТ Р О), типовые инструкции по
охране труда (ТИ Р О)

федеральные органы
исполнительной власти

Правила безопасности (ПБ), правила
устройства и безопасной
эксплуатации (ПУБЭ), инструкции
по безопасности (ИБ)

Госгортехнадзор России
Госатомнадзор России

Государственные стандарты системы
стандартов безопасности труда
(ГОСТ Р ССБТ)

Госстандарт России
Госстрой России

Строительные нормы и правила (СНиП),
своды правил по проектированию и
строительству (СП)

Государственные
санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы (санитарные
правила (СП), гигиенические
нормативы (ГН), санитарные правила
и нормы (СанПин), санитарные
нормы (СН)

от 31 декабря 2020 года N 2467

(с изменениями на 27 мая 2022 года)
(редакция, действующая с 1 июля 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

пунктом 5 настоящего документа (изменения вступили в силу с 17 марта 2021 года);

пунктом 6 настоящего документа (изменения вступили в силу с 1 апреля 2021 года);

2. При необходимости изменения после 1 января 2021 г. включенного в перечень нормативного правового акта Правительства Российской Федерации такой нормативный правовой акт признается утратившим силу в установленном Правительством Российской Федерации порядке, а федеральный орган исполнительной власти разрабатывает проект нового нормативного правового акта Правительства Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".

Действие настоящего пункта не распространяется на случаи внесения изменений, связанных с передачей полномочий от одних федеральных органов исполнительной власти другим или с распределением полномочий между федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, либо не содержащих обязательные требования изменений, связанных со структурой и функциями федеральных органов исполнительной власти и определением перечня должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и их полномочий, либо внесения иных изменений, если в заключении об оценке регулирующего воздействия сделан вывод о том, что указанные изменения вносятся в целях снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований или иным образом улучшают положение указанных субъектов и не предусматривают установление новых условий, ограничений, запретов, обязанностей.

3. При необходимости изменения после 1 января 2021 г. включенного в перечень нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти такой нормативный правовой акт признается утратившим силу, а федеральный орган исполнительной власти принимает новый нормативный правовой акт в соответствии с положениями Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". Действие настоящего пункта не распространяется на нормативные правовые акты, предусмотренные пунктами 1060, 1095 и 1132 перечня.

ТК РФ Статья 212. Государственные нормативные требования охраны труда и национальные стандарты безопасности труда

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 212 ТК РФ

Государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого производственного оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

К нормативным правовым актам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:

правила по охране труда, а также иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные настоящим Кодексом;

единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты.

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований охраны труда устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В целях содействия соблюдению правил по охране труда разрабатываются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти национальные стандарты безопасности труда. Порядок разработки, утверждения и применения национальных стандартов безопасности труда определяется законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: