Угонять воздушные суда террористам стало невыгодно потому что

Обновлено: 16.04.2024

Терроризм на воздушном транспорте. Сейчас эта проблема очень важна, так как мы уже не можем представить свою жизнь без транспорта. А ведь именно на нем чаще всего происходят теракты.

Для начала разберемся, а что вообще такое терроризм?

Терроризм –метод достижения одним человеком или группой людей намеченных ими целей посредством применения насилия. В большинстве случаев итогом является смерть невинных людей.

Но суть терроризма для каждого человека своя. Террористы выбирают места скопления большого количества людей. Места, где будет как можно больше жертв, больше последствий. Чем больше последствия, тем больше людей узнают об этом. Ведь информацию о теракте будут распространять везде: в социальных сетях, интернете, на телевидении и радио. Люди будут обсуждать это, передавать эту новость друг другу. Они будут бояться.

Но для террористов – это способ донесения своего мнения. Одни делают все анонимно, планируют свои действия, чтобы их не поймали. Другие же настолько безумны, что вешают взрывчатки на себя и погибают, тем самым донося до других свое мнение. Террористический акт нужен для привлечения как можно большего внимания.

Они берут заложников, взрывают бомбы, запугивают. Дети остаются без родителей или же, наоборот, матери теряют своих детей. Погибают хорошие, ни в чем не повинные люди. Я считаю, что это неправильно и не справедливо. Так не должно быть мире. Наши деды и прадеды сражались, чтобы мы жили и жили в мире, но получилось все иначе.

В настоящее время терроризм является глобальной проблемой. Технологии развиваются. С одной стороны это хорошо. Мы можем общаться на расстоянии, всегда быть в курсе событий. Новые технологии помогают полиции, в медицине и во многом другом. Но также их используют и со злым умыслом. Благодаря им становится проще создать взрывчатку самому, распространить информацию на гораздо большую аудиторию, а также все хорошо спланировать и при этом не быть пойманным.

Цель моей работы – раскрыть суть терроризма на воздушном транспорте, показать актуальность этой проблемы и методы борьбы с ним.

2. Актуальность

Террористическая активность за последние 20 лет резко возросла во многих регионах мира, и грозит стать глобальной угрозой. Террористические группировки экстремистского толка берут на вооружение методы, свойственные прежде лишь мафиозным структурам. Все чаще террористические акции используются как способ давления на правительство, общество, политических противников.

Особенно привлекательны для террористов объекты транспорта, как наиболее уязвимые по сравнению с другими. Теракты на транспорте, как правило, сопровождаются большими жертвами, зачастую парализуют деятельность важнейших сфер экономики, вызывают огромный резонанс, дестабилизируют положение в обществе.

И только начиная с 1967 года, когда по Америке, а затем и по всему миру, прокатилась волна захватов и угонов воздушных судов, диверсий и шантажа, вопросы борьбы с воздушным терроризмом были выдвинуты на первый план.

В результате терактов только на воздушных судах и в аэровокзалах за погибает более тысячи человек, причиняется огромный материальный ущерб. Количество таких актов сокращается, но они становятся значительнее по масштабам и количеству человеческих жертв. Эту тенденцию наглядно иллюстрируют взрыв самолета ,,Боинг-747,, авиакомпании ,,PAN AM,, над Шотландией в декабре 1988 года и самолета ,,Боинг-747,, авиакомпании ,,ТWА,, над островом Лонг-Айленд в июле 1996 года. Не уменьшается число угонов и попыток угона воздушных судов, захватов в заложники авиапассажиров и членов экипажей.

Крупнейший в истории по числу жертв террористический акт произошел 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах Америки. Группа людей из 19 человек захватила четыре пассажирских авиалайнера. Два авиалайнера из которых врезались в башни-близнецы, расположенные в южной части Манхэттена в Нью-Йорке. Другой захватчики направили в здание Пентагона, расположенное недалеко от Вашингтона, а четвертый самолет упал в поле в штате Пенсильвания. В результате атак, кроме террористов, погибло 2977 человек, ещё 24 пропали без вести.

24 августа 2004 года практически одновременно в воздухе взорвались два авиалайнера: Ту-134А-3 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» и Ту-154Б-2 авиакомпании «Сибирь». Оба лайнера были взорваны террористками-смертницами.

24 января 2011 года был осуществлен взрыв террористом-смертником в московском аэропорту Домодедово.

3. Историография

Проблему терроризма на воздушном транспорте изучали многие исследователи. Один из них Лопатин.

Лопатин В.Н. Проблемы предупреждения терроризма на транспорте и пути их решения // Материалы II Международной научно-практической конференции «Терроризм и безопасность на транспорте». - М., 2003.

Это исследование актуально по следующим причинам:

- Роль транспорта и всей инфраструктуры общества растет,транспорт становится жизненно важной артерией современной цивилизации и вмешательство приводит к катастрофическим последствиям для всего социума.

- Транспорт распространен среди террористов.

Также эту проблему исследовали и другие:

1 Гринько С.Д. Борьба с терроризмом и захватом заложника (уголовно-правовые и криминологические проблемы): Автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 1998; Киреев М.П. Борьба с терроризмом на воздушном транспорте (уголовно-правовой и криминологический аспект): Автореф. Дис. докт. юрид. наук. - М., 1995;

2 Бородин A.M. Политические проблемы современного терроризма: Автореф. дис. . канд. полит, наук. - Казань, 2002; Каратуева E.H. Политический терроризм: теория и практика: Автореф. дис. канд. полит, наук. - М., 2001.

3 Фердман ГЛ. Механизмы противодействия проявлениям терроризма на железнодорожном транспорте Украины: Автореф. дис. канд. наук гос. управления. — Одесса, 2006.

4 Манацков И.В. Политический терроризм: региональный аспект: Автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 1998.

5 Кафтан В.В. Терроризм как общественное явление современности (социально-философский анализ). - Автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 2004. перечисленных исследованиях проблема терроризма на транспорте рассматривается в основном в контексте террористической активности в целом, среди других видов и форм террористического воздействия.

Анализируя работы исследователей, их можно разделить на несколько групп. К первой группы относятся работы, в которых терроризм – это явление политического насилия. Ко второй – работы, в которых выявляют признаки терроризма, отличительных черт и форм проявлений. К третьей – работы, в которых исследуются особенности терроризма на транспорте.

Также есть много исследователей, которые изучают методы борьбы с терроризмом на транспорте:

1 Ильин А. Терроризм или как защитить наши города от взрывов // Школа выживания в условиях экономического кризиса - М., 2003; Ольшанский Д.В. Психология терроризма.- СПб.: Питер, 2002.

4. Структура данного преступления

Объект терроризма - общественная безопасность: безопасные условия жизни и деятельности человека, использование предметов и источников повышенной опасности, проведение работ, которые связанны с летальными исходами, и т.п. В роли дополнительного объекта может выступать жизнь и здоровье человека.

Cубъектами терроризма являются лица, достигшие 16 лет, а в некоторых случаях достигшие 14 лет. В некоторых случаях это лица , наделённые специальными признаками.

Объективная сторона состоит:

- в учинении взрыва, поджога или других действий, которые создают опасность смерти людей, причинения значительного имущественного ущерба либо установление других общественно опасных последствий;

- в угрозе учинения данных действий.

Состав данного преступления– формальный.

Субъективная сторона характеризуется:

- виной (в форме прямого умысла);

- целью (несоблюдение общественной безопасности, запугивание населения или оказание воздействия на принятие решений органами власти).

5. Способы борьбы с данным явлением

Многие страны разработали определенные мероприятия и программы по борьбе с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

К числу таких мероприятий относится:

- принятие международных конвенций по борьбе с воздушным терроризмом;

- заключение двусторонних государственных соглашений о выдаче и наказании преступников;

- введение национальных законов, предусматривающих строгие меры наказания за действия, направленные против безопасности в гражданской авиации;

- введение обязательного 100 % досмотра пассажиров и их ручной клади на всех международных и внутренних линиях;

- создание в авиакомпаниях и аэропортах специальных служб безопасности, оснащенных современной техникой для работы в пассажирском и грузовом потоках и предназначенных для охраны аэропортов и других мероприятий.

Основные способы борьбы с терроризмом:

1) Уничтожение сети террористических ячеек.

У террористов обычно существует строгая иерархия лидеров. Поэтому ликвидация главарей влияет на них разрушительным образом.

2) Политическая трансформация.

Иногда получалось остановить разрушительную деятельность террористов, направив их усилия на политическую борьбу.

Таким образом, террористы могут удачно функционировать лишь в некоторых политических условиях. При исчезновении условий они утрачивают свою силу.

3) Утрата поддержки населения.

Террористические группы могут функционировать долгое время только при поддержке населения или его части. Это дает возможность им вербовать новых бойцов, удачно прятаться и вести разведку. Однако они могут потерять такую помощь.

4) Проведение армейских операций и репрессии.

В большинстве случаев террористы ликвидируются войсками, хотя в большей степени это работа спецслужб и полиции.

5) Использованиеновых информационных технологий.

Было разработано международное правовое обеспечение борьбы с терроризмом на воздушном транспорте и приняты международные конвенции по борьбе с терроризмом на воздушном транспорте:

1) Токийская конвенция 1963 г. о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту ВС;

2) Гаагская конвенция 1970 г. о борьбе с незаконным захватом ВС;

3) Монреальская конвенция 1971 г. о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации и дополняющий эту конвенцию протокол 1988 г. о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию.

Авиационная безопасность производится выполнением следующих мероприятий и процедур:

1) созданием контролируемых зон аэропорта и обеспечение их безопасности;

2) организацией пропускного и внутриобъектового режима;

3) обеспечением безопасности пассажирских терминалов и аэровокзала;

4) обеспечением безопасности воздушных судов и объектов инфраструктуры аэропорта;

5) организацией досмотра пассажиров и вещей, находящихся при них багажа, грузов, почты, воздушных судов и бортовых запасов.

6. Заключение

Итак, подведем итоги. Проблема терроризма на воздушном транспорте существует уже давно, а с развитием новых технологий количество террористических актов и угонов объектов гражданской авиации только растет.

Уничтожить терроризм за один невозможно. Так же как и заставить исчезнуть терроризм силовыми способами: насилие неизбежно порождает насилие. Проблему по борьбе с терроризмом нужно решать комплексно.

В наше время терроризм является глобальной проблемой. С каждым годом происходит все больше террористических актов, и они становятся все более спланированными и изощренными. Поэтому создается все больше программ и мероприятий по борьбе с терроризмом. С каждым годом они становятся лучше, но этого все равно недостаточно, чтобы предотвратить все теракты. Терроризм существовал и существует в наше время.

Все зависит от нас. Ведь террористические акты проводятся людьми.

7. Литература

1. Бородин A.M. Терроризм в России: история и современность // Право и образование. 2001. №3. - С.112-131.

2. Губарев О.И. Тайны воздушного терроризма. М.: Вече, 2002. - 320 с. Гусейнов A.A. Понятие насилия и ненасилия // Вопросы философии.- 1994. №6. Дайчман И. Моссад - история лучшей в мире разведки. - Смоленск: Русич, 2003. - 464 с.

3. Замковой В., Ильчиков М. Терроризм глобальная проблема современности. — М.: Гардарики, 1996. - 80 с.

4. Международный терроризм и право. Реферативный сборник РАН ИНИОН, Центр социальных научно информационных исследований. Отдел правоведения. / Под ред. Ю.С. Пивоварова. - М., 2002. - 147 с.

5. Н.Н.Ветров .Уголовное право: учебник // Общая и особенная части. 1999г. – 415 с.

Начиная с 1967 - 1968 годов, когда по Северной и Южной Америке, а затем и по всему миру, прокатилась волна захватов и угонов ВС, диверсий и шантажа, возникла острая проблема - необходимость борьбы с воздушным терроризмом.

В эти годы многие авиационные компании США и других стран, обеспокоенные разгулом воздушного терроризма, стали спешно разрабатывать конкретные мероприятия и программы по борьбе с актами незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность ГА.

К числу таких мероприятий относится:

· принятие международных конвенций по борьбе с воздушным терроризмом;

· заключение двусторонних государственных соглашений о выдаче и наказании преступников;

· введение национальных законов, предусматривающих самые строгие меры наказания за действия, направленные против безопасности полётов в гражданской авиации;

· введение обязательного 100 % досмотра пассажиров и их ручной клади на всех международных и внутренних линиях:

· создание в авиакомпаниях и аэропортах специальных служб безопасности, оснащенных современной техникой для работы в пассажирском и грузовом потоках и предназначенных для охраны аэропортов и других мероприятий. Мировое сообщество своевременно осознало надвигающуюся на воздушный транспорт опасность и адекватно отреагировало на тенденцию роста случаев воздушного терроризма.

- Создано международное правовое обеспечение борьбы с терроризмом.

- Заключены международные конвенции о преступлениях на воздушном транспорте:

1. Токийская конвенция 1963 г. о преступлениях и некоторых других действиях, совершенные на борту ВС;

2. Гаагская конвенция 1970 г. о борьбе с незаконным захватом ВС:

3. Монреальская конвенция 1971 г. о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации и дополняющий эту конвенцию протокол 1988г. о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию.

В 2001 году ИКАО приняло Декларацию о ненадлежащем использовании гражданской авиации в качестве оружия уничтожения.

К середине 80-х годов многие международные аэропорты оснащаются новейшими техническими средствами контроля и досмотра. Государства выделяют значительные средства на обеспечение отечественной авиационной безопасности.

Так, Израиль на безопасность своего аэропорта «Бен-Гурион», который находится в одной из самых взрывоопасных зон мира, тратит 25 % от общего бюджета, выделяемого на безопасность страны. В настоящее время система авиационной безопасности в аэропорту «Бен-Гурион» считается самой эффективной и надежной.

В последнее десятилетие во всем мире, в том числе и в России, резко возросло количество террористических актов с применением взрывчатых веществ. Гражданская авиация столкнулась с новой проблемой, от решения которой во многом зависит ее судьба.

Слабая защищенность воздушных судов от террористических актов с применением ВВ стала очевидна после того, как в декабре 1988 года был взорван над Локкерби самолет Боинг-747 авиакомпании «РАН АМ». Самодельное взрывное устройство, содержащее пластическое ВВ, было размещено в кассетном магнитофоне и в багаже доставлено на борт. В результате взрыва погибли все пассажиры и экипаж самолета.

Именно это событие послужило толчком для принятия мировым сообществом экстренных мер по разработке и внедрению в гражданскую авиацию более эффективных методов и средств обнаружения взрывных устройств и взрывчатых веществ.

Меры обеспечения авиационной безопасности:

  • составление Программ безопасности аэропорта (авиапредприятия,
  • планирование, отработка и координация ответных действий на акты

незаконного вмешательства в деятельность ГА;

  • подготовка специалистов САБ в области авиационной безопасности;

обучение авиаспециалистов мерам авиационной безопасности;

  • ограждение аэродромов и объектов авиапредприятий;
  • оснащение техническими средствами обеспечения безопасности (технические

средства досмотра и охраны);

  • охрана аэропорта и жизненно важных объектов;
  • организация и поддержание пропускного и внутриобъектового режима
  • предполетный осмотр ВС на безопасность;
  • досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа, совершенствование
  • производство специальной досмотровой техники, проведение научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию

принципиально новых типов такой техники;

  • создание и совершенствование национального законодательства в области АБ тсраны.

Мировой опыт показывает, что основные меры безопасности должны выполняться на земле, до посадки пассажиров в ВС.

Реальность захвата и угона ВС за границу представляет минимальную опасность для преступника и большую угрозу жизни пассажиров и экипажа.

Захват и угон ВС расценивается преступником как одно из результативных средств достижения задуманной им цели.

Выполнить преступные действия террорист способен при использовании минимальных сил и средств.

Как правило, один или ограниченное количество террористов могут осуществить захват любого ВС.

ВС представляет значительную ценность, лишится которой государство не может.

Действующие группировки преступников считают захват ВС наиболее легким и дешевым способом приобретения популярности, освобождения отбывающих наказание террористов, получения выкупа. Немаловажное значение для них имеет побег в государства, предоставляющие им убежище.

В случае катастрофы большинство пассажиров погибает и террорист остается анонимным лицом.

Бомбы, гранаты, пистолеты стали средствами принуждения, применяемыми современными воздушными террористами. Они отдают себе отчет в собственной силе: ничто не служит демонстрацией решительности лучше, чем взрывной заряд в руках безрассудного террориста.

Через аэропорты, пункты контроля, салоны лайнеров и пилотские кабины проходит фронт борьбы с терроризмом. Идет настоящая война.

Как считает американский профессор Маккензи Ора, руководитель программы «Терроризм и авиация», существующей в рамках Всемирного фонда авиационной безопасности, «это война, которую невозможно выиграть, но нельзя проиграть».

Рис. 2 Терроризм на воздушном транспорте

И только начиная с 1967 года, когда по Америке, а затем и по всему миру, прокатилась волна захватов и угонов ВС, диверсий и шантажа, вопросы борьбы с воздушным терроризмом были выдвинуты на первый план.

Существующие тенденции угрозы авиационной безопасности:

è Гражданская авиация может быть уязвима для нападения в любом месте и в любое время, если не принять соответствующие превентивные меры авиационной безопасности, потому что:

а) сам характер авиационной отрасли позволяет преступнику приступить к нарушению авиационной безопасности, не находясь в непосредственной близости от намеченного объекта;

б) действующие в настоящее время группы террористов более организованы и располагают значительными современными средствами для нападения на воздушные суда;

Нападения на ВС ГА, а также другие транспортные средства, их захват, угон и уничтожение остается на сегодняшний день одной из самых распространенных и опасных форм терроризма.

Гражданская авиация стала подвергаться более зловещим, с летальным исходом, методам нападения террористов.

è Высокая угроза в адрес деятельности гражданской авиации носит динамичный характер и представляет собой последовательность различных степеней интенсивности, требующих применения соответствующего набора мер по степени возрастания их сложности.

è Слабая организация работ по обеспечению авиационной безопасности, оснащенность техническими средствами обеспечения АБ (досмотра, охраны) и недостаточная квалификация персонала служб авиационной безопасности аэропортов и авиакомпаний в целом создают реальную угрозу террористических актов на воздушном транспорте России.

è Противодействие применению террористами взрывных устройств (ВУ) стало новой проблемой в обеспечении безопасности воздушных судов.

Небольшое количество современных ВВ имеет большую разрушительную силу, чем обычно принято.

Современные ВУ требуют много усилий для обнаружения, особенно если они спрятаны в электронных устройствах.

è Увеличивается использование ухищренных способов проноса на борт ВС оружия и боеприпасов (пистолеты, газовое оружие, патроны, гранаты):

è Увеличиваются случаи выявления и изъятия большого количества боевого оружия и боеприпасов у отдельных пассажиров.

è Увеличиваются случаи использования лиц женского пола с детьми и лиц пожилого возраста для проноса на борт ВС оружия и боеприпасов.

Методы террористов становятся с каждым годом все более изощренными, хорошо продуманными, отработанными. Они используют электронные приборы как средство внедрения взрывчатых веществ в коммерческие авиационные системы, что свидетельствует об их целеустремленности и способности угрожать безопасности гражданской авиации.

Обстоятельства, способствующие захватам ВС:

è Просчеты в деятельности различных служб аэропортов и авиакомпаний (примерно 60-90% от общего количества АНВ).

è Проникновение преступников в охраняемые зоны аэропортов и на борт ВС по вине сотрудников САБ и других служб.

è Подкуп членов экипажа ВС и сотрудников аэропорта (авиакомпании).

è Ошибки и просчеты сотрудников САБ:

s не достаточный уровень подготовки сотрудников групп досмотра (недостаточное ориентирование в ухищренных способах проноса запрещенных предметов на борт ВС, способах маскировки запрещенных веществ и предметов, установления подделки документов, подчистки, травления, дописок, исправлений, замены фотографий, подделки подписей).

s отступление от утвержденной технологии предполетного досмотра пассажиров, их ручной клади, багажа, грузов и бортпитания (недостаточно эффективное применение существующих методов досмотра).

В СССР первая попытка захвата ВС произошла в 1958 году (25.10.58 - попытка захвата двумя преступниками самолета Ан-2 в аэропорту Новые Кресты (Якутия). Жертв нет.

  • За 22 года (с 1958 по 1979 год) произошло 22-е попытки захвата ВС и 6 случаев захвата и угона ВС за границу. Убито 10 человек и ранено 7 человек.

За этот же период в мире зафиксировано свыше 800 случаев попыток захвата и угона ВС, погибло около 1200 и ранено более 900 человек. В США за данный период зафиксировано свыше 200 попыток захвата и угона ВС.

Другие виды актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации (угрозы в адрес воздушного транспорта, несанкционированное проникновение в ВС, блокирование ВС, нападения на земле с захватом заложников с целью шантажа и вымогательства и т.д.) отсутствовали или происходили крайне редко.

  • В последующие 10 лет (с 1980 по 1989 год) количество актов незаконного вмешательства увеличивается почти в 10 раз (283 АНВ). Из них: 15 попыток захвата ВС, 5 случаев угона ВС за границу и 263 случая угроз в адрес гражданской авиации.

В мире за этот период зафиксировано свыше 250 попыток захватов и угонов ВС.

Преступные акты воздействия на гражданскую авиацию приобретают постоянный характер. Начиная с 1984г., количество угроз в адрес гражданской авиации увеличивается.

  • В последующие 5 лет (с 1990 по 1994 год) количество актов незаконного вмешательства в деятельность воздушного транспорта по сравнению с прошедшими 32-мя годами (с 1958 по 1989 год) удваивается.

Помимо таких преступлений, как попытки захвата и угона ВС, угрозы в адрес ГА. появляются новые виды преступлений: попытки диверсий, нападения на земле с захватом заложников с целью шантажа и вымогательства, несанкционированное проникновение в ВС, блокирование ВС и объектов ВТ, а также другие инциденты. Характер преступлений становится более организованным и жестоким.

  • В последние годы во всем мире количество попыток захватов и угонов ВС стабилизировалось и колеблется в пределах 31-го случая в год.

Если в СССР за период с 1958 по 1979 год количество попыток захватов и угонов воздушных судов составляло 3,5% от мирового количества, то в России в последние 6 лет -32%.

В 1990 году отмечено небывалое за всю историю Аэрофлота количество попыток захвата и угона ВС. Было осуществлено 33 такие акции (24 попытки захвата ВС и 9 случаев угона ВС за границу).

Только в июне месяце:

•" 9 июня угнан самолет из Минска в Стокгольм;

•" 18 июня угнан самолет из Измаила в Турцию;

•" 19 июня угнан самолет из Риги в Хельсинки;

•" 24 июня угнан самолет из Таллина в Хельсинки;

•" 28 июня попытка угона самолета из Краснодара в Турцию;

•" 30 июня угнан самолет из Львова в Стокгольм.

«Плотность» угона самолетов беспрецедентна не только в истории отечественной гражданской авиации, но и в мировой практике.

В нашем государстве в период с 1990 по 2002 год произошло 23 случая захвата (угона) ЗС, что составляет 12% от зафиксированных аналогичных случаев в мире (свыше 180-ти).

911 Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

Мероприятия антитеррора на воздушном транспорте

Терроризм на объектах гражданской авиации — чрезвычайная форма терроризма. Этот тип терроризма сопровождается невольными жертвами сотен случайных людей, паникой, тревогой, страхом уязвимости, общественными волнениями и возможностью влиять на международные отношения.

Теракт совершается путем захвата, угона и взрыва самолета, которое приводит к серьезным человеческим жертвам, как на самом борту воздушного судна, так и людей, находящихся на земле в месте крушения воздушного судна.

Ежегодно во всех странах разрабатывают и ужесточают правила международной безопасности авиаперелетов. Они десйствуют в процессе регистрации, досмотра, передвижения. Причин авиакатастроф немало — неполадки двигателей, изношенность конструкции, несвоевременное техническое обслуживание, ошибки экипажа и авиадиспетчеров. Но все большее место среди причин авиакатастрофы занимают террористические акты, связанные с проносом взрывчатых и наркотических веществ на борт воздушного транспорта.

Ежегодно работниками российских аэропортов предотвращаются более одна-две сотни попыток проноса в аэропорт и на борт авиатранспорта огнестрельного оружия. Только в аэропорту Внуково за год контрольный досмотр проходят около двух миллионов человек. Число попыток проноса запрещенных объектов и наркотических средств варьируется. но больше десяти тысяч.

ugroza-terakta-v-grazhdanskoj-aviacii-2 Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

Акты воздушного терроризма в период с 1938 по 2020 гг.

790335_600 Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

791750_1000 Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

790968_800 Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

Преступники используют различные виды оружия, вещества взрывчатого характера, специальные механизмы взрывания, а также поражающие элементы. Кроме того, для осуществления преступных замыслов, в аэропортах могут применяться сжатые и сжиженные виды газового воздействия, объекты легковоспламеняющегося характера, ядовитые, отравляющие и наркотические вещества.

Пассажир, у которого при досмотре были найдены опасные взрывчатые или наркотические вещества, запрещенные предметы и другие элементы, за которые предусматривается уголовная ответственность, подлежит немедленному снятию с рейса и передается для дальнейшего расследования в органы внутренних дел. Найденные вещества подлежат изъятию и оформлению в соответствующей документации и актах. В дальнейшем решается вопрос о привлечении его к уголовной ответственности, согласно действующему законодательству.

Досмотр перед полетом в Российской Федерации предусматривает усовершенствование системы контроля и активное внедрение модернизированной техники для облегчения процедуры осмотра. Работникам милиции и аэровокзала помогают специально натренированные служебные собаки, которые обучены профессиональному поиску
наркотических веществ, оружия и взрывчатых предметов.

kontrol-v-grazhdanskoj-aviacii-3 Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

Предупреждение планируемого теракта

Предупреждение и ликвидация планируемого теракта в первую очередь зависит от структуры безопасности авиапредприятия.

1 этап — особенности режимных зон и контролирование подступов к аэровокзалу. Пресечение преступной деятельности и незаконного вмешательства в процесс авиаперевозок на этой территории осуществляют пограничная и таможенная службы, а также структуры МВД, территориально относящиеся к аэропорту.

2 этап — контроль по периметру всего аэропорта, внимание к режимным зонам, исключение любого способа проноса взрывчатых веществ, опасных элементов, оружия, запрещенных и наркотических средств. Это достигается путем осмотра работников экипажей самолетов, почтовых и обычных грузов, бортпитания, пассажиров и перевозимого ими багажа, сферы обслуживания, тщательного осмотра стерильной области аэропорта. Разрешение провоза оружия, опасных объектов на борту самолета предусматривает соблюдение специально разработанного комплекса особых мер и правил предосторожности. Пресекаются попытки доступа посторонних лиц или прочих транспортных средств в
зону контроля аэровокзала и на расположенные на ней объекты.

3 этап — авиабезопасность осуществляется в следующих направлениях: грамотное обследование, тщательный контроль и обязательный осмотр всех подозрительных и посторонних элементов или вероятных источников, которые впоследствии могут использоваться для реализации теракта; сопровождение посторонних транспортных средств к борту авиационного судна; наблюдение и контролирование самолета при выезде на взлетную полосу.

terakt-v-grazhdanskoj-aviacii Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

Все сотрудники службы авиабезопасности регулярно посещают тренинги, проходят курсы обучения, совершенствует технологию процесса осмотра экипажа, сферы обслуживания, пассажиров, полученного груза и багажа, питания. Процедура досмотра проводится с использованием специального оснащения, профессиональных методов и инженерно-
технических приборов охраны. Обеспечение современной безопасности авиаперелетов кардинально изменяется в лучшую сторону.

Происходит интеграция требований безопасности авиаперелетов с нормами и требованиями международной организации гражданской авиации ИКАО. Это мировые стандарты безопасности, включающие большое количество норм, комплексное сочетание правил и мер, призванных контролировать и решать проблемы безопасности в воздухе.

Чтобы держать под контролем процесс авиапередвижения, охранные службы вынуждены соблюдать крайние предупредительные меры и нормы предосторожности, а также осуществлять ужесточение порядка предпосадочного контроля пассажиров. Внедряются более совершенные электронные конструкции и инновационные системы авиабезопасности с учетом уже имеющихся трагических случаев и ошибок.

Противодействие террористам-смертникам на воздушном транспорте

Но проблема в том, что, несмотря на усиление мер безопасности, теракты в мире продолжают происходить. В первую очередь потому, что, как считают специалисты по антитеррору, используются террористы-смертники. таким образом, системное противодействие террористам-смертникам на объектах инфраструктуры транспорта — авиационного, автомобильного, железнодорожного и водного — сегодня особенно важна.

Есть в криминалистике принцип — чтобы бороться с угрозой, необходимо мыслить как преступник. То есть, необходимо в деталях логику преступника и используемые им методы.

kontrol-v-grazhdanskoj-aviacii Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

Противопоставить терактам на воздушном транспорте должен авиационный персонал + эффективная оперативная работа специальных служб + тотальная поддержка населения.

С исторической точки зрения самолеты являются не случайным выбором для террористов всего мира. Главный инструмент воздействия для террористов вовсе не взрывчатка. Главное оружие террористов — предельная гласность, паника и страх. С этой точки зрения гражданская авиация — самое удобное для этого средство. Крушение воздушного судна на высоте до 10 километров на огромной скорости не оставляет шансов выжить никому. Смерть практически неизбежна для всех на борту самолета. И счет жертвам каждый раз идет на десятки, а то и на сотни человек. Одним из методов проведения террористических актов, является метод, результат которого напрямую связан со смертью их исполнителей.

ugroza-terakta-v-grazhdanskoj-aviacii-4 Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

Террорист-смертник является безупречным средством совершения террористического акта, в том числе и на объектах гражданской авиации. В первую очередь это объясняется тем, что его можно снарядить в короткие сроки и без особых затрат.

Террористы-смертники чаше всего применяют самодельные взрывные устройства, при помощи которых производят самоподрыв на объектах гражданской авиации.

Кроме этого способа совершения террористического акта стали использоваться воздушные суда гражданской авиации в качестве орудия преступления для производства взрывов и тарана правительственных, административных, коммерческих, производственных объектов и жилых зданий. Данные преступления совершаются обычно террористами-смертниками и самоубийцами.

В Российской Федерации создалась нормативно-правовая база, которая способна регулировать общественные отношения в сфере противодействия терроризму на объектах гражданской авиации Российской Федерации, включая террористов-смертников. За исключением этого для обеспечения безопасности полетов гражданской авиации Российская Федерация руководствуется международными соглашениями в области правового обеспечения безопасности полетов гражданской авиации при помощи международно-правовых стандартов ИКАО.

ugroza-terakta-v-grazhdanskoj-aviacii-5 Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

Для распознания и остановки террористов-смертников на объектах гражданской авиации на постоянной основе проводится анализ степени угрозы совершения терактов с тем, чтобы предсказать риски. В дальнейшем производится деятельность по контролю рисками. Она заключается в том, что вносятся повышенные меры безопасности и корректировка существующих мер антитеррора.

Данный метод позволяет оптимально рассредоточить человеческие ресурсы и специальные технические средства для проведения профилактических мер. Непосредственное определение и пресечение террористов-смертников на объектах гражданской авиации осуществляется силами службы авиационной безопасности при сотрудничестве с линейными отделами полиции на транспорте, которые находятся в каждом аэропорту страны.

Для усиления уровня безопасности вносится предложение по внесению в предлагаемые меры безопасности для низкой, средней и высокой степени угрозы на объектах гражданской авиации, которые трактуются в Руководстве по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в дополнение. А именно в предлагаемых мерах безопасности в «Зоне внимания» прописать дополнительный пункт — «Степень координации действий САБ с другими силовыми структурами».

ugroza-terakta-v-grazhdanskoj-aviacii-6 Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

Внедрение профайлинга на объектах гражданской авиации

Помимо традиционных способов организации безопасности на объектах гражданской авиации Российской Федерации по предотвращению террористических актов с участием террористов-смертников, которые заключаются в идентификации орудий преступлений (огнестрельного оружия, холодного оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств), предлагается использовать психологические методы, которые основаны на прикладной психологии, получившие название профайлинг.

Внедрение профайлинга должно способствовать повышению защищенности объектов гражданской авиации. Причем улучшение применения данного метода должно обеспечиваться за счет совокупного применения разносторонних подходов и технологий по предупреждению актов незаконного вмешательства, в том числе и использование специальных аппаратных средств, которые применяется для экспресс-диагностики потенциально опасного человека, кем является террорист-смертник.

Это понятие, обозначающее методы оценки и прогнозирования поведения человека на основе анализа наиболее информативных признаков, характеристик внешности, невербального и вербального поведения. П рофилирование личности за рубежом применяется в рамках ViCAP, программы задержания насильственных преступников, разработанной в 1985 году в ФБР с целью раскрытия серийных преступлений. На авиатранспорте профайлинг служит как технология наблюдения и опроса пассажиров в ходе предполетного досмотра с целью выявления потенциально опасных лиц.

kontrol-v-grazhdanskoj-aviacii-4 Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

Впервые специалисты-профайлеры были использованы для выявления опасных пассажиров с точки зрения террористической направленности в Израиле авиакомпанией Эль-Аль (El Al). Применение профайлинга привело к тому, что этой авиакомпании был присвоен статус одной из самых безопасных в мире. Опыт применения профайлинга этой авиакомпанией внедряется по всему миру, в том числе и в России.

Основами профайлинга являются исследования П. Экмана, В. Фризена, К. Шерера[6], М. Цукермана, Б. ДеПауло[7], В. А. Лабунской и О. Фрайя. Наиболее спорным аспектом профайлинга является этнический профайлинг, основанный на связи между этнической принадлежностью человека и возможностью противоправного поведения. Как бы то ни было, используются различные методы, демонстрирующие свою эффективность.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: