Уголовно процессуальный кодекс франции 1808 г общие принципы правосудия

Обновлено: 01.02.2023

Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. был первым чисто процессуальным кодексом. Он закрепил принцип назначения судей правительством и утвердил трехстепенную систему суда, соответствующую делению на три вида правонарушений, установленному Уголовным кодексом.

Мировой судья, осуществлявший по уголовным делам функции суда простой полиции, являлся первой инстанцией. Вторая инстанция была представлена судом исправительной полиции, это был коллегиальный суд, но он действовал без присяжных заседателей. Третьей инстанцией стал апелляционный суд, он был коллегиальным с присяжными заседателями и состоял из двух отделений: по уголовным и по гражданским делам.

Судебную систему возглавлял кассационный суд. При суде состояла прокуратура, которая поддерживала обвинение и осуществляла надзор за законностью действий должностных лиц судебного аппарата.

Кодекс 1808 г. установил смешанную, состязательно-розыскную форму процесса. Первая стадия - предварительное расследование - содержала все черты розыскного процесса, ставя обвиняемого в полную зависимость от судебного чиновника. На стадии судебного следствия доминировала состязательная форма процесса, предоставляющая обвиняемому права активного участника процесса. Этой стадии были присущи гласность и устность. Вместе с тем право председателя суда активно вмешиваться в ход судебного следствия, направлять его в нужную сторону свидетельствует о сохранении некоторых следов розыскного процесса и на этой стадии.

61. Германское гражданское уложение 1900 г. Общая характеристика основных правовых институтов.

Крупнейшей кодификацией буржуазного гражданского права является Германское Гражданское Уложение (ГГУ), введено в действие в 1900 году.

Уложение состояло из 2385 статей. Оно состоит не из трех частей, как Кодекс Наполеона, а из пяти (общая часть и четыре специальных):

1. Общая часть (о лицах физических и юридических, сделках и вещах вообще, давности и т.д.);

2. Обязательственное право;

3. Вещное право (собственность, владение);

4. Семейное право;

5. Наследственное право.

ГГУ значительно превосходит французский кодекс по своему общему объему. Оно написано тяжелым слогом, доступным только специалистам, обилие ссылок одних статей на другие; характерна неопределенность формулировок.

Существенные черты ГГУ:

  • Германская буржуазия должна принять как должное сохранение феодального землевладения и многих связанных с ним пережитков прошлой эпохи;
  • Законодательно признаны права юридических лиц: подразделялись на общества (устав, наличие правления, полномочия) и учреждения (для создания акт учреждения и утверждение его тем союзным государством, в пределах которого учреждение должно иметь свое место жительства);
  1. Общая часть, 7 разделов: лица; вещи и животные; сделки; сроки; исковая давность; осуществление прав, самозащита (самопомощь); обеспечение интересов
  2. Обязательственное право, 7 разделов: содержание обязательств; обязательства, вытекающие из договора; прекращение обязательств; уступка требования; перевод долга; множественность на сторонах должника и кредитора; отдельные виды обязательств
  3. Вещное право, 9 разделов: владение; общие предписания о правах на земельные участки; собственность; наследственное право застройки; сервитуты преимущественное право покупки; вещное обременение; ипотека, поземельный и рентный долги; залоговое право на движимые вещи и права.
  4. Семейное право, 3 раздела: гражданский брак, опека, родство
  5. Наследственное право, 9 разделов: порядок наследования, правовое положение наследника, завещание, договор о наследовании, обязательная доля, недостойный наследник, отказ от права наследования, свидетельство о праве на наследство, покупка наследства .

62. Основные тенденции государственно-правового развития США в 20 веке.

К началу XX в. США превратились в крупнейшую мировую державу, благодаря природным, демографическим, внешнеполитическим условиям. Мировые войны фактически не затронули ее территории. Из этих войн страна вышла еще более усилившейся как в экономическом, так и в военном отношении. Уже после первой мировой войны США из страны-должника превратились в страну-кредитора. За это время американская экономика претерпела важные структурно-социальные преобразования. Еще в конце XIX в. господство в американской экономике перешло к крупнейшим финансово-промышленным корпорациям, присваивавшим большую часть национального дохода. Впрочем, это не сдерживало развития мелких и средних промышленных, сельскохозяйственных и торговых предприятий. Значительная, но рациональная интенсификация труда в условиях начавшейся в середине 50-х гг. научно-технической революции позволила правящим кругам существенно расширить социально-экономические и политические права американских граждан.

Развитие государственности США носило главным образом фактический характер и не меняло основ конституционной структуры. Результатом этого развития стало либерально-демократическое правовое государство.

Начиная с 1920-х гг. стала развиваться прогрессивная тенденция, которая проявилась прежде всего в дальнейшей демократизации избирательной системы:

На основе общефедерального законодательства соответственно демократизировались избирательные законы в отдельных штатах. Хотя проведенные преобразования не устранили все архаические цензы, действующие в отдельных штатах, тем не менее избирательное право стало в основном равным и всеобщим. Также на федеральном и местном уровне принимались законы, защищавшие права человека и направленные против расовой, религиозной и другой дискриминации.

63. «Новый курс» Рузвельта и его развитие.

Провозглашенный «новый курс» сложился из целого ряда зако­нодательных актов и административных мер. Часть их были рассчитаны только на выход из кризиса, часть — на перспективу. Но в це­лом они сформировали новую систему регулирования социально-хо­зяйственных отношений в рамках капиталистической экономики.

Первым и самым внеочередным направлением стало установле­ние государственного контроля за финансовой сферой. Толчком стал банковский кризис 2-3 марта 1933 г., когда вкладчики спешно и панически изъяли из банков более 500 млн. долл. вкладов, в ре­зультате чего многие банки оказались неплатежеспособными. Чрез­вычайная сессия 73-го Конгресса США (9 марта — 16 июня 1933 г.) наделила президента чрезвычайными полномочиями по регулированию экономики и приняла серию основополагающих законов «нового курса». По распоряжению президента все финансо­вые учреждения были на неделю закрыты, и в течение этого време­ни были внедрены главные финансовые новшества.

Чрезвычайным банковским законом (9 марта 1933г.) президент получил право контролировать международные финансовые сделки, изымать золото из владения частных лиц. Пре­кращался размен банковских билетов на золото, устанавливался го­сударственный контроль над золотым запасом банков. В итоге пра­вительство перешло к декретированию золотого со­держания доллара. На основании принятого в мае 1933 г. зако­на о помощи сельскому хозяйству государственное казначейство получило право выпускать в определенных пределах не обеспечен­ные золотом банкноты. Следом правительство осуществило деваль­вацию доллара (в январе 1934 г. на 14%). Количество банков было принудительно сокращено на 1/5.

Правительство установило жесткие ограничения банковской де­ятельности. Законом Глосса-Стигалла (1933) банкам было запреще­но совмещать депозитные и инвестиционные функции (для предотв­ращения спекулятивного и мошеннического вложения частных вкладов в ничем не обеспеченные проекты). Вводилось страхование государством частных банковских депозитов (на сумму до 5 тыс. долл.). Было проведено реформирование Федеральной Резервной си­стемы, основного органа правительственного участия в банковской деятельности. По закону 1935 г. ФРС подчинялась совету управля­ющих, назначаемым президентом, и на нее возлагались полномочия по директивному определению суммы госрезерва, т. е. в конечном счете ФРС устанавливала кредитный процент, облегчая или затруд­няя доступ корпораций к кредиту.

64. Государство и право Англии после Первой мировой войны. Изменения в государственном строе. Британская колониальная империя.

Великобритания принадлежала к числу держав -- победительниц в первой мировой войне, однако война серьезно ослабила ее финансово-экономические позиции. Так, промышленное производство сократилось на 20%; страна потеряла треть своего национального богатства. За годы войны получили развитие новые отрасли промышленности, выпускавшие продукцию военного назначения, но производство в старых отраслях значительно сократилось. Ухудшилось материальное положение рабочего класса и как следствие этого усилилась его политическая активность. За годы войны численность профсоюзов выросла вдвое. Активизации рабочего движения способствовала победа Октябрьской революции в России.

В военные и послевоенные годы активизировался процесс капиталистической монополизации. В 1916 г. возникло крупнейшее объединение монополистов -- Федерация британской промышленности. К 1920 г. в нее входили фирмы, на которых работала треть рабочих страны, с капиталом, превышавшим капитал всех английских компаний до войны. Одной из главных целей Федерации было дальнейшее подчинение правительства и государственного аппарата монополистическому капиталу.

В результате мировой войны Великобритания получила новые колониальные владения. В старых колониях увеличилось промышленное производство, численно вырос пролетариат, окрепла местная буржуазия. Широкие народные массы Индии, Египта и других стран поднялись на борьбу за свободу и национальную независимость. Усиление национально-освободительного движения вызвало кризис Британской империи.

---Изменения в гос. строе В 1914 г. был приостановлен Хабеас корпус акт и принят Акт о защите государства, законно передававший правительству на время войны всю полноту власти. По окончании войны этот акт был отменен, однако некоторые права, врученные правительству в качестве временных и экстраординарных, продолжали применяться и после их официальной отмены. Кроме того, было положено начало практике издания актов, предоставляющих правительству чрезвычайные полномочия. Так, в 1920 г. был принят Закон о чрезвычайных полномочиях, который носил уже не временный характер, а являлся постоянно действующим. Этот закон предусматривал возможность издания правительством от имени короля указа о введении в стране чрезвычайного положения, если оно сочтет, что какое-либо лицо или группа лиц своими действиями нарушают нормальную жизнь общества (мешают снабжению продовольствием, водой, топливом, электроэнергией). В условиях чрезвычайного положения правительство может применять любые меры, необходимые для поддержания общественной безопасности и нормальной жизни общества. Содержание Акта позволяло применять его против забастовок, что на практике делалось неоднократно. Накануне второй мировой войны, в 1939 г., парламентом был принят новый Акт о чрезвычайных полномочиях, предоставляющий исполнительной власти полномочия на издание предписаний, которые правительство считает необходимыми для обеспечения общественной безопасности, защиты государства, поддержания общественного порядка.

---Британская колон. Империя --- В годы первой мировой войны доминионы Британской империи были важной опорой страны, являясь поставщиками сырья и людских ресурсов. За это время значительно усилилась экономика доминионов, окрепла национальная буржуазия, которая стала все решительнее добиваться предоставления доминионам большей самостоятельности.

В 1917 г. на очередной имперской конференции за доминионами был признан статус автономных государств Британской империи.

В период после первой мировой войны доминионы расширили свою автономию. Нередко они вели вполне независимую от метрополии политику, хотя взаимные экономические финансовые связи побуждали и буржуазию доминионов, и буржуазию метрополии к компромиссам с целью сохранения сложившихся форм отношений.

В наиболее развитом британском доминионе Канаде после войны развернулось мощное рабочее и фермерское движение. Окрепшие экономические позиции канадской буржуазии и усилившиеся связи канадских монополий с монополиями Соединенных Штатов получили отражение в политике канадского правительства. Участвуя в работе Парижской мирной конференции (1919--1920 гг.), делегация Канады добилась для доминиона права самостоятельно подписывать мирные договоры, иметь отдельное от Великобритании представительство в Лиге Наций.

На состоявшейся в 1923 г. очередной имперской конференции Великобритания была вынуждена признать за доминионами право самостоятельно заключать договоры с иностранными государствами, а также определять в каждом отдельном случае свое участие или неучастие в международных договорах, заключенных Великобританией.

После первой мировой войны большой остроты достигла борьба ирландского народа за освобождение. Результатом этой борьбы стал Англо-ирландский договор, заключенный 6 декабря 1921 г. Он предусматривал создание доминиона Британской империи Ирландское свободное государство, но 6 северо-восточных графств (Ольстер), составляющих наиболее развитую в промышленном отношении часть Ирландии, отторгались от нее и оставались в пределах Великобритании. Английское правительство сохраняло в новом доминионе свои военные и военно-морские базы. Ирландские крестьяне по-прежнему вносили в английскую казну выкупные платежи за землю.

65. Государственно-правовое развитие Франции после Первой мировой войны.

В последней четверти XIX в. во Франции был установлен республиканский режим. Вторую империю сменила Третья республика. Основным законом страны стала Конституция 1875 года, государственным символом — сине-бело-красный флаг, гимном — «Марсельеза», главным национальным праздником 14 июля — День взятия Бастилии. В стране были введены демократические свободы — избирательное право, свобода объединений в союзы и ассоциации, собраний, митингов, шествий, слова, вероисповедания и т.п.

Согласно Конституции 1875 года, главой исполнительной власти в стране являлся президент республики. Он назначал и отстранял от должности председателя совета министров и других министров, но был лишен права принимать единолично какие-либо важные решения. Президент республики представлял Францию на международной арене, подписывал декреты и обнародовал законы, мог возвращать законы на повторное обсуждение в парламент, обладал правом помилования.

Законодательная власть в стране принадлежала двухпалатному парламенту. Нижняя палата — Палата депутатов — избиралась на всеобщих выборах сроком на четыре года, верхняя — Сенат — специальными коллегиями выборщиков на девять лет с переизбранием трети ее состава каждые три года (не считая нескольких десятков пожизненных сенаторов). Право голоса имели только мужчины не моложе 21 года, кроме военнослужащих. На конгрессе — совместном заседании обеих палат — избирался президент республики сроком на семь лет и принимались поправки к конституции.

66. Ноябрьская революция 1918 года в Германии. Веймарская конституция 1919 года.

Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. был первым чисто процессуальным кодексом. Он закрепил принцип назначения судей правительством и утвердил трехстепенную систему суда, соответствующую делению на три вида правонарушений, установленному Уголовным кодексом. Мировой судья, осуществлявший по уголовным делам функции суда простой полиции, являлся первой инстанцией. Вторая инстанция была представлена судом исправи­тельной полиции, это был коллегиальный суд, но он действовал без присяжных заседателей. Третьей инстанцией стал апелляцион­ный суд, он был коллегиальным с присяжными заседателями и состоял из двух отделений: по уголовным и по гражданским де­лам. Судебную систему возглавлял кассационный суд. При суде состояла прокуратура, которая поддерживала обвинение и осуществляла надзор за законностью действий должностных лиц судебного аппарата.

Кодекс 1808 г. установил смешанную, состязательно-розыскную форму процесса. Первая стадия — предварительное расследование — содержала все черты розыскного процесса, ставя обвиняемого в полную зависимость от судебного чиновника. На стадии судебного следствия доминировала состязательная форма процес­са, предоставляющая обвиняемому права активного участника процесса. Этой стадии были присущи гласность и устность. Вме­сте с тем право председателя суда активно вмешиваться в ход су­дебного следствия, направлять его в нужную сторону свидетельст­вует о сохранении некоторых следов розыскного процесса и на этой стадии.

През. и конгресс.

Усиливается роль исполнительной власти(президента). Он выступает как глава гос-ва, гл. прав-ва, лидер одной из 2 крупнейших партий, сменяющих друг друга у руля управления, главнокомандующий, ведущий дипломат страны, как главное лицо, ответственное за управление страной в периоды кризисов, а также в качестве "арбитра" в регулировании отношений федерации и штатов, ведущего координатора экономической и социальной политики США. Эти полномочия были закреплены в послевоенное время рядом законов. Значительные полномочия президента в сфере законотворчества выражаются, н-р, в том, что законодательная повестка дня конгресса определяется в подавляющем числе случаев Белым домом. Исполнительные приказы, правомерность к-ых основывается на конституционной обя-ти президента "заботиться о должном исполнении законов", на деле мало чем отличаются от самих законов, затрагивая самый широкий круг вопросов. Правотворческая деятельность исп. вл. расширяется и за счет все более частого применения "делегированного законодательства" на основе передачи ему тех или иных полномочий самим конгрессом. Обычно конгресс создает закон лишь в общем виде и в состояние рабочего документа его приводит регламентарная власть того или иного ведомства. Были расширены в XX в. и конституционные военные полномочия президента как главнокомандующего. Несмотря на право конгресса объявлять войну, президент часто по собственному усмотрению использует вооруженные силы. Без всякого согласия конгресса осущ-ся такие формы военного вмешательства, как посылки военных советников, предоставление тем или иным воюющим группировкам оружия, обучение их в специальных лагерях и пр. Чрезмерно возросшие военные полномочия президента заставили конгресс принять в 1973 г. совместную резолюцию палат, предписывающую предварительное или немедленное получение санкций на использование исп.вл. военной силы в случае кризисной ситуации. Были расширены в XX в. права президента и во внешнеполитической сфере. Путем использования "соглашений исп.вл." президент может обойти конституционное требование согласия сената на заключение международных соглашений и их денонсацию. Уступая президенту в сфере законодательства, конгресс держит в своих руках бюджет и его исполнение. В соотв. с Законом о бюджете 1921 г. президент готовит проект бюджета. При этом в соотв.с принципом разделения властей президент не вправе повлиять на бюджетные расходы законодательной и суд. ветвей власти, которые устанавливаются без его оценок и предложений. Конгресс же имеет право дополнить или пересмотреть бюджетные статьи. Лишен президент и права контролировать утвержденные конгрессом расходы по программам, касающимся социального страхования, выплат безработным и пр.

Новый курс Рузвельта.

В 1929-1933-эк-кий кризис, «Великая эк-кая депрессия». Объем произв-ва сократ-ся на 38%, с/х-на 33%, мировой трговли-2/3. Кол-во безраб-ных-27 млн. Массовые забастовки. Выход из кризиса-вмешат-во гос-ва в эк-ку и обществ.жизнь. Степень вмешат-ва-жесткая(тоталитаризм) и мягкая(сохранение демократич.режимов в др.странах). Политика нового курса включала 4 напр-ния: финансы (б.объявлена санация (оздоровление) банков(закрытие и чистка) ) .Расширили ф-ции федер. резервной системы за контролем за банк.операциями. Отмена золотого стандарта и девальвация доллара) ; промышл-ть (кодексы честной конк-ции-предприниматели объед-ся в кортели. КЧК фиксировали объем произв-ва, миним.уровень цен и условия труда); с/х(матер-ноестимулирование сокращения посевных S и поголовья скота); соц.напр-ние(введение з-на о соц.страх-нии, пенсии по страрости и пособия по безраб-це; рабочие получили право на орг-цию профслюзов и заключ. кол.дог-ров; фиксир-ся максим. рабочая неделя и мин.зар.плата; орг-ция обществ.работ для безработных).

Во Франции законодательство перио­да революции внесло радикальные изменения в уголовное право и перестроило его в соответствии с новыми представ­лениями о преступлениях и наказаниях. Принятый в революционной обстановке УК Фран­ции 1791 г. оказался недолговечным.

Стройное и законченное выражение уголовно-правовая программа нового времени (классическая школа уголовного права) получила во французскомУголовном кодексе 1810 г., разработанном при Наполеоне I. Хотя Кодекс в ряде моментов представлял собой шаг назад по сравнению с законодательст­вом эпохи революции, в целом он был прогрессивным для сво­его времени документом. В нем проводилась идея равенства лиц перед уголовным законом, вводились ясные критерии преступления, четко очерчивался круг наказаний и т.д.

Структура УК 1810 г., хотя и была более сложной, в принципе следовала структуре УК 1791 г. Краткие предва­рительные положения, а также книги первая и вторая были посвящены общим вопросам наказаний, их видам, уголов­ной ответственности. Они представляли собой своеобразную общую часть Кодекса, в которой излагались основные по­нятия и принципы уголовного права. В третьей и четвертой книгах содержался конкретный переченьпреступных дея­ний и определялись в каждом отдельном случае вид и мера наказания (особенная часть).

В УК 1810 г. в соответствии с идеями классической школы уголовного права особо подчеркивалось, что престу­плениями являются деяния, ктр запрещены законом (ст. 1), что уголовный закон не имеет обратной силы (ст. 4). В Кодексе говорилось об ответственности соучастников пре­ступления, предусматривалось освобождение от ответствен­ности лиц, действующих в состоянии безумия или под при­нуждением силой.

Французский законодатель, однако, к этому времени еще не разработал многих общих вопросов уголовного пра­ва: не были определены формы вины, ничего не говорилось о давности, о совокупности преступлений. В УК упомина­лось покушение, но оно полностью приравнивалось к закон­ченному преступлению, если преступное действие преры­валось не по воле покушавшегося.

УК 1810 г. ввел трехчленную классификацию преступ­ных действий, которые в зависимости от характера наказа­ния делились на 3 группы.

К первой относились наиболее тяжкие преступные деяния - преступления (crimes), кото­рые карались мучительными или позорящими наказания­ми.

Вторую группу составляли проступки (délicts), наказывав­шиеся исправительными мерами.

Для третьей группы - полицейских правонарушений (contraventions) - были пре­дусмотрены наказания полицейского характера.

В Кодексе четко очерчивался круг возможных уголов­ных санкций, закреплялся отказ от ряда жестоких наказа­ний средневековой эпохи.

Но в области наказаний УК 1810 г. делал шаг назад по сравнению с УК 1791 г. В нем восста­навливались пожизненная каторга, смертная казньс предварительным отсечением руки, депортация в колонии, гра­жданская деградация. В качестве дополнительного наказа­ния предусматривалось также клеймение.

Исправительными наказаниями, по терминологии Ко­декса (ст. 9), могли быть: тюремное заключение в исправи­тельном заведении, временное лишение некоторых полити­ческих, гражданских и семейных прав, а также штраф.

В разделе о преступлениях и проступках против част­ных лиц более половины статей были посвящены охране собственности. Сурово наказывались кражи, которые во многих случаях влекли за собой каторжные работы, иногда - пожизненные.

Кодекс запрещал коалиции и стачки рабо­чих, вводил уголовную репрессию против нищих и бродяг, не имевших определенного места жительства и средств к существованию.

В особенной части УК 1810 г. на первое место выноси­лись преступления против публичных интересов. Наряду со статьями, говорящими об измене, шпионаже, посягатель­стве на внешнюю безопасность французского государства, содержались и специфические статьи, каравшие за поку­шения на особу императора и членов его семьи, за попытки ниспровержения или изменения образа правления.

Лица, произносящие речи, расклеивающие афиши с целью призыва граждан к совершению преступлений про­тив внутренней и внешней безопасности государства, рас­сматривались как виновные в преступлениях и заговорах.

Близок по духу к УК 1810 г. иУголовно-процессуальный кодекс (УПК), принятый в 1808 г. и подводивший ито­ги послереволюционных преобразований в области уголов­ного процесса.

УПК ввел во Франции так называемыйсме­шанный процесс. В период расследования дела до суда со­хранялось тайное и письменное производство, которое вос­ходило еще к дореволюционному процессу. Ведение следст­вия осуществлялось особыми следственными судьями, пол­номочия которых по УПК были весьма широки, а после­дующее законодательство (например, закон 1856 г.) еще бо­лее их расширило. Следственный судья мог издать приказ о явке обвиняемого на следствие, о его принудительном приводе или аресте; он производил допрос обвиняемого, свиде­телей, совершал осмотр на месте преступления и другие следственные действия.

Заключительная часть процесса - судебное разбира­тельство уголовных дел - строилась на принципах гласно­сти, устности и состязательности.

УПК предусматривал раз­граничение следствия и обвинения. Последнее на суде под­держивал не следственный судья, а прокурор. После вы­ступления на суде прокурора слово имел адвокат. В случае последующей реплики прокурора адвокат имел право на ответ. УПК подтвердил введенный еще в годы революции (под влиянием английской судебной системы) суд присяж­ных, которые выносили вердикт о виновности или невинов­ности обвиняемого. Но УПК Франции не требовал единогла­сия присяжных, вердикт мог быть вынесен простым боль­шинством (закон 1845 г. предусматривал квалифицирован­ное большинство в 8 голосов из 12).

В соответствии с УПК председательствующий в судеб­ном заседании судья получил возможность давления на присяжных. Перед вынесением вердикта он обращался к присяжным с речью, в которой резюмировал дело, фикси­ровал основные доказательства, формулировал вопросы, на которые должны были дать ответ присяжные. Напутствен­ное резюме нередко выливалось в обвинительную речь, оно было отменено в 1881 г.

В течение всего XIX в. УК и УПК активно использова­лись сменяющими друг друга правительствами для поддер­жания необходимого публичного порядка. Правящие круги Франции неоднократно прибегали к использованию не только судебных, но и внесудебных методов расправы в случаях возникновения острых политических ситуаций.

P.S В 1881 году специальным законом о печати устанавли­валась уголовная ответственность за широкий круг престу­плений и проступков, "совершаемых путем печати". В зако­не предусматривались наказания для лиц, использующих печать для "публичного оскорбления" должностных лиц, "оскорбления нравственности", подстрекательства к неис­полнению воинских обязанностей и т.д.

В июле 1894 г. в связи с убийством президента Карно был принят закон, особо наказывающий "анархическую про­паганду", если она направлена к совершению преступлений.

Но постепенное развитие и укрепление демократиче­ских начал во французском обществе привело и к определенной либерализации уголовно-правовых институтов. В разное время во Франции были приняты законы, отме­нявшие явно антидемократические положения УК 1810 г. В 1832 г. были отменены клеймение и отсечение руки, в 1848 г. - смертная казнь за политические преступления, в 1854 г. - гражданская казнь.

В период Второй империи осуществлялась также ли­берализация в области уголовной политики, которая нашла свое выражение в ослаблении санкций в отношении целого ряда преступлений и лиц, не представлявших серьезной социальной опасности.

В 1885 году специальным законом было введено услов­ное освобождение, которое применялось к лицам, отбыв­шим не менее половины срока заключения (для рецидиви­стов - две трети срока). Для условного освобождения тре­бовалось, чтобы администрация места заключения засвиде­тельствовала "хорошее поведение" заключенного, а также возможность его "честного существования" после выхода из тюрьмы. Однако условное освобождение не применялось к лицам, присужденным к депортации, к каторге в колони­ях, к пожизненному заключению.

В первой половине XX в., особенно при неустойчивых правительствах Третьей республики, осуществление серь­езных уголовно-правовых реформ наталкивалось на поли­тические трудности. Изменения в Уголовном кодексе каса­лись главным образом частных вопросов (обман во время проведения различных государственных экзаменов и кон­курсов, злоупотребления в казино, проституция, разруше­ние исторических памятников и т.д.).

Во второй половине XX в. необходимость усиления борь­бы с преступностью, принимающей новые формы (терро­ризм, экологические преступления), потребовала сущест­венных изменений в самом уголовном законодательстве, которое почти за два века действия наполеоновского УК основательно устарело.

Наиболее благоприятные условия для проведения ра­дикальных уголовно-правовых реформ сложились при Пя­той республике, когда формирование правового государст­ва сделало необходимой более эффективную и целенаправ­ленную борьбу с преступностью.

Уже в 60-70-х гг. была пересмотрена значительная часть текста УК 1810 г., что привело к декриминализации ряда преступлений или к применению санкций, ограничи­вающих возможность совершения новых преступлений (за­прещение заниматься определенным видом деятельности, конфискация автомобиля и т.д.).

В 1981 году в была исключена смертная казнь. Вместе с тем для обеспечения эффектив­ной борьбы с наиболее опасными деяниями была осуществ­лена криминализация и пенализация терроризма, наруше­ний в сфере окружающей природной среды, безопасности труда.

Существенной либерализации подверглась сама система исполнения наказаний (уменьшение сферы применения лишения свободы, создание режима "полусвободы", особен­но при краткосрочном заключении), когда содержание осу­жденного в местах заключения сочетается с пребыванием его в домашних условиях.

В июле 1992 г. результатом предшествующего широко­го реформирования уголовного права стало принятие ново­го Уголовного кодекса Франции, который вступил в силу в 1994 г. и полностью заменил собой УК 1810 г.

Новый Кодекс существенно отличается от предшест­вующего как по своей структуре, сложившейся из четырех взаимосвязанных, но самостоятельных законов, так и по своим основных принципам, предполагающим усиление борь­бы с социально опасными преступлениями, но сохраняю­щим в целом демократическую и гуманистическую направ­ленность.

Весьма радикальному пересмотру подверглись общие положения об уголовной ответственности, которые вобрали в себя новеллы, внесенные в уголовное право Франции в предшествующие десятилетия.

Так, новым для УК Франции является включение в его текст на основе обобщения предшествующей законодатель­ной практики целого ряда норм, предусматривающих уго­ловную ответственность юридических лиц. При этом уго­ловной ответственности могут быть подвержены не только предпринимательские и т.п. объединения, но и территори­альные единицы, если их преступные деяния "совершены при исполнении деятельности, являющейся предметом до­говора о передаче государственно-властных полномочий".

В третьем разделе общих положений, посвященных наказаниям, нашел отражение большой опыт уголовной, в том числе пенитенциарной, политики французского государства в XX в. Перечень наказаний за совершение престу­плений в новом УК достаточно простой и краткий. В связи с отменой смертной казни в качестве высшей меры наказа­ния выступает пожизненное лишение свободы.

К наказаниям за преступления относится также зато­чение или заключение на длительные сроки (до 30 лет, до 20 лет и т.д.), но продолжительность срочного тюремного заключения не может быть менее 5 лет.

Наказание в виде лишения свободы не исключает воз­можности назначения и дополнительных наказаний (штраф, ограничение правоспособности, конфискация какого-либо предмета, закрытие незаконного заведения и т.д.).

Таким образом, особенная часть нового УК Франции от­личается от УК Наполеона новой градацией охраняемых в нем общественных ценностей, а также усилением охраны лич­ности, общества и государства от новых видов преступности.

разбирательства сохранялось тайное и письменное делопроизводство.

Следствие контролировалось особыми следственными судьями, полномочия

которых включали выдачу приказа о явке обвиняемого к следователю, о его

принудительном приводе или аресте. Следственный судья сам мог про-

изводить допрос обвиняемого, свидетелей, другие следственные действия.

На второй стадии процесса разбирательство в суде строилось всоответствии с принципами гласности, устности и состязательности. Обвинение

в суде поддерживал не следственный судья, а прокурор. Кодекс не требовал

единогласия присяжных при вынесении ими вердикта о виновности или

невиновности. Перед вынесением вердикта судья обращался к присяжным с

напутственной речью-резюме, в которой он формулировал те вопросы, на кото-

рые должны были дать ответ присяжные.

Множественность судебных инстанций и учреждений для обжалования

предстала при Наполеоне в следующем виде:

1. Единоличный мировой судья (мелкие уголовные и гражданские дела).

По Кодексу 1808 г. мировой судья и мэр выполняли функции полицейского

судьи, а полномочия судебной полиции они осуществляли вместе с

комиссарами полиции, офицерами жандармерии, сельскими и лесными

стражниками (ст. 9);

2. Трибунал первой инстанции (более значительные гражданские дела).

Он же исполнял функции трибунала исправительной полиции по делам о

проступках, или деликтах; 3. Апелляционный суд — пересмотр решений трибуналов по существу.

Серьезные преступления рассматривались с коллегией присяжных. По

Кодексу 1808 г. присяжные выбирались из граждан в возрасте 30 лет,

пользующихся политическими и гражданскими правами. Они могли избираться

из определенных социальных групп, которые перечислены в Кодексе: членов

избирательных коллегий; 300 крупнейших налогоплательщиков департамента;

должностных лиц, назначенных самим императором; докторов и лицензиатов

факультетов права, медицины, естественных наук, литературы; членов и

корреспондентов академий и других научных обществ,, признанных

правительством; нотариусов; банкиров, менял, купцов и торговцев, имеющих

патент одного из двух первых классов; государственных служащих, получающих

оклад не менее 4000 франков. (ст. 382).

Никто не мог быть присяжным в том деле, в котором он участвовал в

качестве должностного лица судебной полиции, свидетеля, эксперта или

стороны (ст. 383). Список присяжных составлял префект;

4. Кассационный суд (один на всю страну) занимался рассмотрениемжалоб, указывающих на формальные упущения, нарушения закона, их

неверное истолкование, имевшее место в апелляционном суде.

Законодательство "Нового курса" Ф. Рузвельта.

За годы первой мировой войны экономический потенциал Соединенных

Штатов Америки и их доля в мировом хозяйстве значительно возросли.

Однако экономический кризис, разразившийся в 1929 - 1933 гг., охватил

все основные капиталистические страны. США оказались в его эпицен-

тре и в полной мере ощутили его последствия:

i/ сокращение объема производства - промышленное производство в США

понизилось до 56%;

• расстройство финансовой системы - национальный доход сократился

• разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм

- обанкротилось 40% банков;

• массовая безработица - потеряли работу около 17 млн. человек.

При отсутствии в США государственной системы социальной защиты

жертв экономических бедствий кризис до предела обострил социалыю-классовые противоречия, привел к широким выступлениям рабочих.

Америка оказалась в предреволюционной ситуации, требующей корен-

ных изменений старого уклада жизни.

Правительство президента Г. Гувера, находившееся в этот период у вла-

сти, предприняло ряд мер, направленных на поддержку монополий,

что не дало положительных результатов. К 1932 г. очевидное банкрот-

ство внутренней политики этого правительства привело к победе на

очередных президентских выборах Франклина Делано Рузвельта - кан-

дидата от Демократической партии.

Ф.Д. Рузвельт выступил с развернутой программой по выходу из кризи-

са, получившей название "Новый курс". В 1933 - 1938 гг. в рамках этой

программы был принят пакет законов, охватывавший практически все

важнейшие области экономических и социальных отношений:

• Закон о банковской деятельности;

• Закон об обращении ценных бумаг;

• Закон о восстановлении промышленности;

• Закон о регулировании сельского хозяйства;




• Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера);

• Закон о социальном страховании и помощи безработным;

• Закон о справедливом найме рабочей силы.

2. Принятие Закона о банковской деятельности и Закона об обращении цен-

ных бумаг преследовало цель сохранения и укрепления финансово-эко-

номической системы корпоративного капитала США, в сотрудниче-

стве с которым Ф. Рузвельт видел единственный путь укрепления основ

Для восстановления банковско-финансовой системы были приняты

• запрещен вывоз золота за границу;

• проведена девальвация доллара;

• укрупнена банковская система;

• крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии.

В 1933 г. был принят Закон о банковской деятельности. На его основании

в 1934 г. были созданы Федеральная корпорация страхования вкладов, а

затем Федеральная корпорация страхования ссуд и сбережений.

Это привело к восстановлению доверия к банкам, к притоку в них вкладов

Деятельность фондовых бирж регулировалась Законом об обращении

ценных бумаг, принятым в 1934 г. и предусматривавшим предоставление

всем участникам торговогорынка равных условий, гарантирующих сво-

бодный доступ к важнейшей информации о деятельности компаний. На

основании этого закона была создана Федеральная комиссия по цен-

ным бумагам и биржам (ФКЦББ), наделенная правом регистрации всех

ценных бумаг, выпускаемых в обращение. Она также строго следила запредоставлением инвесторам всех интересующих их сведений о деятель-

ности компаний и пр.

3, Закон о восстановлении промышленности 1933 г. разделил всю промыш-

ленность страны на 17 групп, деятельность каждой из которых регули-

ровалась нормативными актами - кодексами честной конкуренции, оп-

ределявшими квоты выпускаемой продукции, распределявшими рынки

сбыта, фиксировавшими цены, условия кредита, продолжительность

рабочего времени, уровень зарплаты и т. д.

Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое

учреждение - Национальную администрацию восстановления промышлен-

ft≫ Закон о регулировании сельского хозяйства, также принятый в 1933 г.,

предусматривал создание специального административного органа по

регулированию сельского хозяйства, который был призван сбаланси-

ровать спрос и предложение на продукты сельского хозяйства, поднять

на них цены. С этой целью вводился одинаковый процент сокращения

посевных площадей и поголовья скота для всех фермеров.

Был принят также Закон о рефинансировании фермерских долгов, со-

кративший проценты по задолженности фермеров и продливший сроки

погашения их долгов.

5. В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий

безработных направляли в трудовые лагеря - специально созданные орга-

низации, занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов,

аэродромов и т. д.

Руководство осуществлением этих мер возлагалось на Федеральную ад-

министрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Администраци-

ей развития общественных работ.

6. В 1935 г. был принят Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера), впер-

вые в истории США легализовавший деятельность профсоюзов. Этим

законом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание

профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обя-

зывались заключать с профсоюзами коллективные договоры; признава-

лось право на забастовки, если нарушались предписания закона и др.

Для контроля за выполнением закона создавалось Национальное управ-

ление по трудовым отношениям.

В 1935 г. были приняты первый в истории США Закон о социальном стра-

ховании и другие законы помощи бедным. Закон о социальном страховании предусматривал социальную помощь престарелым, безработным

и некоторым категориям нетрудоспособного населения. Пенсионный

фонд создавался за счет налогов на предпринимателей и самих рабочих.

Пенсии по старости назначались с 65 лет, пособия по безработице вып-

лачивались около К) недель в году.

В 1938 г. был принят Закон о справедливом найме рабочей силы, устанав-

ливавший максимум продолжительности рабочего времени для некото-

рых категорий трудящихся и минимум зарплаты.

Конгресс США в XX веке.

ратифицированные в 1913 г. XVI поправка существенно расширила

налоговые полномочия Конгресса

Важное значение для конгресса имела "парламентская революция" 1910

г., в результате которой до этого всемогущий спикер палаты представителей

был лишен права назначения членов всех постоянных комитетов палаты и

членства в весьма важном комитете правил, определяющем порядок

процедуры прохождений биллей и резолюций. Эта мера способствовала

установлению более гибких отношений постоянных комитетов с влиятельными

группами давления, так как в комитетах устанавливалось то же соотношение

представителей партий, что и в палатах конгресса. Одновременно были

приняты меры к ликвидации намеренной затяжки законодательной процедуры

(непрестанно повторяющееся по требованию меньшинства проведение по-

именного голосования с целью определения кворума). Все это способствовало

повышению эффективности работы конгресса.

16 поправка закрепила право конгресса вмешиваться в торгово-финансовую деятельность субъектов федерации, т.е взимать подоходный налог из. Любого источника игнорируя интересы штатов.

сокращение возможности влияния конгресса на государственную политику. ) в 1973 году ограничение права президента начинать войну. Теперь президент должен согласовывать такое решение с конгрессом. 3) в 1970-ые годы сложилась практика законодательного вето конгресса на решения исполнительной власти (в 1983г верховный суд признал эту практику неконституционной)
4) в концу 20-го столетия сложилась практика специальных расследований деятельности администрации президента, и это стало важным инструментом в руках конгресса, для контроля за исполнительной властью. Впоследствии по предложению того или

иного комитета конгресса нормативный акт мог быть просто аннулирован путем

прямого наложения конгрессом "законодательного вето".,право объявлеть войну. Чрезмерно возросшие военные полномочия президента заставили

конгресс принять в 1973 г. совместную резолюцию палат, предписывающую

предварительное или немедленное получение санкций на использование

исполнительной властью военной силы в случае кризисной ситуации.

Резолюция обязывает президента в течение 48 часов письменно доложить

конгрессу о введении американских войск в районах, где начались или

предполагается начало военных действий. В 60-дневный срок после посылки

президентом войск "на вражескую территорию конгресс должен прямым

объявлением войны или другой санкции дать разрешение на продолжение

боевых действий или потребовать их прекращения". Если конгресс не дает

такой санкции, президент обязан отозвать войска при этом исключаются. случаи, когда конгресс не в состоянии был собраться из-за вооруженного

нападения. С целью защиты войск США президент вправе продлить срок их

пребывания в воюющей стране сверх 60 еще на 30 дней.




Старая судебная система была реорганизована Учредительным собранием в 1790 г. Окончательное новая судебная система Франции была создана Наполеоном в начале XIX в. Согласно тройственному делению преступных деяний устанавливалось три вида судов:

1. Низшую инстанцию, существующую в каждой коммуне, составляет мировой судья, которому подсудны мелкие гражданские ( с ценой иска до 500 фр. ) и уголовные дела ( нарушения ).

2. Второе звено в административных округах составляют административные суды - суд исправительной полиции от 3 до 10 судей, разбиравший более значительные гражданские дела и проступки средней тяжести без участия присяжных заседателей.

3. Третье звено в департаменте - апелляционный суд, который состоял из двух отделений: по уголовным и гражданским делам. Одно из его отделений образует апелляционную инстанцию для уголовных дел. разрешенных судами исправительной полиции. Они по жалобам сторон вновь пересматривают обстоятельства дела по существу и постановляют новый приговор, повторяя судебную процедуру, какую уже проделал по этому поводу суд первой инстанции ( т. е. производит снова допросы подсудимого и свидетелей, проверку доказательств и т. п.). При нем же образуется особый суд ассизов, состоящий из трех судей и 12 присяжных заседателей, для рассмотрения дел о тяжких уголовных преступлениях.

Всю судебную систему возглавлял Кассационный суд. пересматривающий решения и приговоры с точки зрения соответствия их закону и его правильному истолкованию, а также с точки зрения соблюдения всех установленных форм судебного производства. При этом происходит проверка, законно ли судил суд ( например, выясняется незаконный состав присяжных, отсутствие гласности разбирательства ), и поэтому в его компетенцию не входит проверка и установление фактических обстоятельств дела. Дело передается для нового рассмотрения в ту же инстанцию, приговор которой отменен ( кассационный суд не может вносить в приговор какие -либо изменения ), но в другой суд, или в тот же суд в другом составе.

При судах, начиная с окружных, состояла прокуратура, которая поддерживала обвинение и осуществляла надзор за законностью действий должностных лиц судебного аппарата. Низшим его звеном является имперский прокурор ( затем прокурор республики ). который непосредственно подчинен генеральному прокурору при апелляционном суде, являющемуся вторым звеном прокуратуры. Во главе всей системы находится министр юстиции -член правительства. Ему был также подчинен генеральный прокурор при суде. Прокуроры перемещаются приказами министра юстиции.

Все судьи назначаются правительством. Судебная власть представляет собой особую отрасль государственной деятельности, обособленную от других функций государства. Независимость судебной власти выражается в том, что:1) органы суда отличны от органов администрации; 2) судебные решения не нуждаются в чьем-либо утверждении или санкции; 3) общий надзор за деятельностью судов принадлежит высшим судебным органом, а не органам администрации; 4) судьи не могут быть смещены с должности администрацией, однако все сменявшиеся во Франции режимы нарушали несменяемость судей.

Общая характеристика французского уголовного процесса

Уголовно-процессуальный кодекс ( УПК ), принятый в 1808 г.. устанавливал смешаннуюформу уголовного процесса ( следственно-обвинительный, состязательно-розыскной ). Функция обвинения ( обнаружение преступлений и преследование виновных ) отделилась от суда ( рассмотрение уголовных дел и вынесение приговоров ), обвинитель и обвиняемый стали сторонами в процессе, спор между которыми решает суд.

Уголовный процесс делится на две стадии: 1) предварительное следствие, построенное по инквизиционному типу, и 2) состязательное судебное разбирательство.

Предварительное следствие

Предварительное следствие имеет целью принять меры против уклонения обвиняемого от суда и собрать доказательства по делу. В период предварительного следствия следственный судья, назначаемый на 3 года, под руководством и наблюдением прокурора собирает доказательства, имеющие отношение к совершенному преступлению, и передает виновных судам. облеченным правом назначения наказания, с ведома прокурора он производит главные следственные действия, он имеет право лично производить обыски, очные ставки, допрос обвиняемого, свидетелей, назначать меры пресечения.

Предварительное следствие сохраняет розыскной,инквизиционный характер, при соблюдении прав обвиняемого. Предварительное следствие может быть начато и без жалобы обвинителя. Основные черты предварительного следствия:




1. Отсутствие состязательности обвинения и защиты - обвиняемый не мог присутствовать при допросе свидетелей, следователь не информировал его о том, что выяснилось на предварительном следствии, он не имел защитника. пытка отсутствовала ( пытка была отменена ещё в 1787 г. ), обвиняемый может предъявлять в суд свои заявления и возражения против действий следователя в письменном виде. Будущий обличитель преступника перед судом - прокурор имеет доступ ко всем следственным актам и действиям, права же обвиняемого в этом отношении ограничены.

Закон 1897 г. ввел в известных пределах состязательное начало в предварительное следствие и расширил процессуальные права обвиняемого в этой стадии процесса Этим законом была установлена обязательность допроса обвиняемого следственным судьей не позднее 24 часов после ареста обвиняемого. Следственный судья при первом же появлении у него обвиняемого должен познакомить последнего с фактами, которые вменяются ему в вину, и выслушивает его объяснения, предупредив его, что он имеет право никаких объяснений не давать С этого же момента обвиняемый получал защитника, который свободно общался с обвиняемым, присутствует при допросах обвиняемого, но в ведении самого следствия участия не принимает.

2. Стеснение личной свободы обвиняемого - обвиняемый рассматривался не как сторона в процессе, а как объект исследования. Каждый обвиняемый в совершении преступления ( в отличие от проступков и нарушений ) до 1865 г. подвергался обязательному заключению, где оказывался в зависимости от следственных властей. Эта мера пресечения применялась весьма широко.

3. Тайна следствия - оно проводилось при закрытых дверях без допущения к ознакомлению с актами обвиняемого, адвоката.

4. Письменный характер - каждое действие следственного судьи -допрос, осмотр, обыск - должно подробнейшим образом протоколироваться.

Судебное разбирательство

В процессе судебного разбирательства производится проверка собранных предварительным следствием доказательств, прения сторон и вынесение приговора. Предварительное следствие является подготовительной стадией к судебному разбирательству, на котором должны быть проверены все собранные по делу доказательства.

Судебное разбирательство носит состязательныйхарактер, носит характер устного и гласного состязания сторон перед беспристрастным судом, решающем дело на основе внутреннего убеждения. Гласность состоит в разбирательстве дел при открытых дверях и в возможности печатать в газетах акты о ходе заседаний. Устность означает, что ни одно письменное показание не может быть оглашено перед присяжными до устного допроса соответствующего лица, судебное решение должно быть результатом личного наблюдения судьи.

Состязательность - судебное разбирательство построено в форме гласного состязания между формально равноправным прокурором, как государственным обвинителем и обвиняемым, пользующимся помощью адвоката. Каждая сторона вправе предоставлять доказательства, которые должны быть рассмотрены судом, и предъявлять возражения против доказательств противника. Подсудимый и его защитник вправе возражать против объяснений обвинителя. Приговор суда основывается только на доказательствах, которые проверены судом в порядке устного, гласного и состязательного производства. Но в судебном разбирательстве сказываются следы инквизиционного процесса, выражающиеся в дискреционной власти председателя суда и в преимуществах прокурора перед защитой.

Судебное следствие начинается чтением обвинительного акта; за ним может следовать устное изложение обвинения прокурором. После того представляются суду все доказательства по делу, как обвинительные, так и защитительные, причем стороны могут обращать на них внимание суда, сопоставлять их и обмениваться о них своими взглядами. Судебное разбирательство предусматривает заключительные прения сторон, во время которых стороны подробно излагают свои соображения по поводу рассмотренных в суде доказательств. После прений сторон могут быть допущены реплики, обмен возражениями прокурора и адвоката, при этом закон требует, чтобы последнее слово было обязательно предоставлено обвиняемому или его защитнику. Так как судебное следствие ведется здесь не сторонами, а судом, то его нужно было поставить раньше речей и отделить от них.

Прокурор имел ряд преимуществ перед обвиняемым и его защитником. После оглашения обвинительного акта прокурор произносил вступительную речь. Допрос свидетелей производится в порядке один после другого, указанном прокурором. При этом прокурор имеет право непосредственного допроса свидетелей и экспертов, тогда как подсудимый и его защитник задают им все вопросы через председателя суда.

Прокуроры с ожесточением преследовали обвиняемых. Остроумный француз Лабулэ влагает в уста прокурора следующую тираду о подсудимом, обращенную к присяжным: " Я беру его со времени рождения: имея год от роду, он укусил свою кормилицу, двух лет он показал язык своей матери, трех лет украл два куска из сахарницы своего деда, четырех лет таскал яблоки из чужого сада и, если негодяй в пять лет от роду не сделался отцеубийцей, то лишь потому, что имел счастье быть сиротой". Адвокат, как " наемный укрыватель всякого преступления", цветисто оправдывал обвиняемого, объясняя совершение умышленного убийства тем, что у несчастного было тяжелое детство без коляски, он мочился в постели.

В судебном разбирательстве председатель суда играл главную, руководящую роль. Он не только ведет процесс, но и допрашивает подсудимого, только после него допрос подсудимого ведут стороны. Председатель суда имеет право, не мотивируя, отклонить любой вопрос адвоката, имеет право останавливать защитника в любом месте его выступления и объявлять те или иные положения защиты, не имеющими отношения к делу и нежелательными для воспроизведения их в суде. Председатель произносит так называемое резюме по делу, т. е. заключительную речь по итогам судебного следствия и прениям сторон. Он может так сгруппировать доказательства по делу, чтобы в наибольшей степени оказывать влияние на присяжных заседателей.

Таким образом, председателю суда принадлежит неограниченная дискреционная ( решающая в окончательном виде) власть " принимать все меры, необходимые для открытия истины по делу" ( он обязан употребить все имеющиеся в его распоряжении дозволенные законом средства для полного разъяснения дела, суд должен установить действительно существующее ), таковы - назначение экспертизы, вызов новых свидетелей.




Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: