Только по силам государствам выполнить обязанность и права

Обновлено: 01.06.2023

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Обществознание. 9 класс. Боголюбов Л. Н. Оглавление

Давайте вспомним

Подумаем

Как понимать слова «связанность государства правом»? Что выше — право или власть? Зачем соединять силу и справедливость? Зачем разделять единую власть?

На вопрос о сущности правового государства можно ответить таким образом: это государство, в котором господствует право.

Данный ответ будет правильным, но неполным. Полный ответ будет найден, если вспомнить статью 2 нашей Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Вот почему учёные и юристы подчёркивают: характеризуя правовое государство, важно помнить о двух сторонах его сущности:

во-первых, о том, что высшая цель правового государства — обеспечить права человека и гражданина;

во-вторых, о том, что государственная власть в правовом государстве всегда действует только в рамках права, т. е. ограничена правом.

Понятие правового государства

Несмотря на особые признаки (о них мы ещё будем говорить), правовому государству присущи все те черты государства, о которых вы уже хорошо знаете. Какова же должна быть позиция государственной власти по отношению к правам человека?

Ответ даёт всё та же статья 2 Конституции Российской Федерации: обязанность государства — признавать, соблюдать и защищать права человека. Однако выполнить такую обязанность по силам лишь государству, которое основано на праве. На юридическом языке это звучит так: «связанность государства правом». (Обрати внимание на это замечательное по своей точности выражение.) Но что это даёт?

Из истории (возможно, из средств массовой информации и т. д.) вы знаете, что государственная власть в любой стране мира имеет склонность к злоупотреблениям, незаконным действиям, идущим во вред рядовым гражданам. Отсюда следует насущная необходимость поставить её в надёжные рамки закона.

ДОКУМЕНТ

Вот в чём видел основной признак правового государства русский философ и правовед Б. А. Кистяковский (1868—1920):«Характеризуя правовое государство… надо признать, что основной [его] признак… заключается в том, что в нём власти положены известные границы, здесь власть ограничена и подзаконна… Правовому государству тоже необходимо присуща власть, но эта власть введена в известные рамки, она осуществляется в определённых формах и носит строго правовой характер».

Как ты понимаешь утверждение о том, что в правовом государстве «власти положены известные границы»? Какие границы имеет в виду автор?

Итак, правовым можно назвать такое государство, в котором обеспечены — признаны и защищены — права и свободы человека и гражданина, а власть подчинена праву, связана правом, для того чтобы твёрдо пресекать злоупотребления.

Сегодня в мире существует ряд государств, в которых можно увидеть признаки правового государства. И хотя такое государство всё ещё, пожалуй, остаётся идеалом для человечества, наука уже многое знает о нём и продолжает активно разрабатывать теорию правового государства. А возникла эта теория много столетий назад.

Соединение силы и справедливости

Как вы знаете из курса истории, уже в древности, когда появились первые государства, принуждение, а нередко и насилие стали характерными чертами власти. И вполне естественно, что тогда же люди поняли: жизнь была бы куда лучше, если бы сила, которой обладало государство, находилась в согласии со справедливостью.

Возникла великая гуманистическая идея соединения силы государства и справедливости права. Разумно устроенным представлялось людям такое государство, в котором право поддерживается и защищается самим государством.

Знакомство с трудами величайших учёных Античности позволяет понять, как зарождалось и развивалось учение о правовом государстве.

Платон (427—347 до н. э.), например, размышляя о государстве и законе, пришёл к выводу, что государство вообще возможно только там, где господствует справедливый закон. Обратимся к словам самого Платона: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью» — так довольно мрачно пророчествовал философ. Но чтобы люди не теряли надежды, добавлял: «Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

Ученик Платона Аристотель (384—322 до н. э.) в данном вопросе был полностью на стороне учителя. «Там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя», — жёстко, но справедливо заявлял он.

А как соотнести право и власть? Римский мыслитель Цицерон (106—43 до н. э.) пришёл к выводу, весьма близкому идеям других античных мыслителей: право должно быть выше власти. Это значит, что государство должно иметь такое устройство, при котором не только рядовые граждане, но и сама власть подчинена праву.

Власть в правовом государстве

Замечательные идеи о правовом государстве мы находим у европейских мыслителей Нового времени. Дж. Локк (1632—1704), например, считал, что в государстве должны верховенствовать (занимать главное, высшее, командное положение) юридические законы. С этой целью: а) провозглашаются юридические законы; б) признаются естественные, неотчуждаемые права человека (подробнее о них речь пойдёт позднее); в) осуществляется разделение властей.

Французский просветитель Ш. Монтескьё (1689—1755) всю власть в государстве делил на три вида: законодательную (создающую законы), исполнительную (приводящую законы в исполнение) и судебную (она судит нарушителей закона). Это необходимо для того, чтобы различные власти взаимно контролировали и сдерживали (обратите внимание на слово «сдерживали») друг друга. Если же вся власть будет сосредоточена у одного лица или учреждения, свободы не будет, а будет произвол, тирания.

МНЕНИЯ

М. М. Сперанский (1772—1839), выдающийся русский мыслитель и государственный деятель, в своём труде «Введение к уложению государственных законов» писал:«Законы существуют для пользы и безопасности людей…Три силы движут и управляют государством: сила законодательная, исполнительная и судная.Начало и источник сих сил в народе…»

Сравни мысль М. М. Сперанского с идеями Ш. Монтескьё. Сделай выводы.

В ряду великих создателей теории правового государства нельзя не назвать имени немецкого философа И. Канта (1724—1804). Он сформулировал категорический императив (абсолютно обязательное требование) в сфере государственного устройства: государство должно быть правовым, с разделением властей.

В конце XIX — начале XX в. в России сложилась плеяда правоведов, которые связывали будущее своей страны с идеей господства права. Среди них можно назвать Б. Н. Чичерина (1828—1904), Б. А. Кистяковского (1868— 1920), П. И. Новгородцева (1866—1924), С. А. Котлярев- ского (1873—1939) и многих других. О позициях, которые они отстаивали, свидетельствуют такие, например, высказывания С. А. Котляревского: «Принцип правового государства ставит перед законодателем… заповедь — уважение к правовой личности». И ещё одно: «Государство не имеет права оставаться равнодушным к тому, что благосостояние его граждан опускается ниже известного уровня».

Истины ради следует признать, что государство долгое время оставалось глухим по отношению к подобным идеям.

Принципы (признаки) правового государства

Связать государство правом — значит построить его на основе определённых правовых принципов. Наука называет, как минимум, три таких принципа: верховенство права (правового закона), незыблемость прав и свобод человека, разделение властей.

Верховенство права наиболее надёжный ограничитель государственной власти. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакой коллектив лиц, никакие государственные и общественные организации, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону.

О принципе верховенства права юристы говорят знакомыми вам словами: всеобщая связанность законом. «Закон суров, но это закон», — с почтением говорили древние римляне, имея в виду принцип абсолютного господства закона в обществе и необходимость всеобщего беспрекословного подчинения ему. Пройдя через века, данный принцип обрёл новую жизнь: в правовом государстве господствует не любой закон, а только правовой, справедливый, гуманный.

Принцип незыблемости прав и свобод человека определяет сущность правового государства. Права человека выступают главным естественным ограничителем государственной власти.

Государство обязано принимать законы, которые признают, гарантируют и надёжно защищают права и свободы человека. Примером правовых законов могут служить принятые в ряде стран, в том числе и в Российской Федерации, законы о гражданстве, о свободе совести и религиозных организаций, об общественных объединениях граждан, о печати и др.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную также способствует правовому ограничению государственной власти.


Законодательная власть — парламент. Именно эта власть должна заботиться о создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому её ещё называют представительной властью. Российский парламент называется Федеральным Собранием и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.


Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Она обычно принадлежит правительству, в том числе и в нашем государстве. Исполнительная власть обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не принимает (хотя, согласно ст. 104 Конституции, Правительство Российской Федерации обладает правом законодательной инициативы — внесения законопроектов в Государственную Думу).

Главная задача исполнительной власти — проводить в жизнь, т. е. исполнять, принятые парламентом решения. Например, парламент принимает закон о государственном бюджете, т. е. о том, как распределять денежные средства государства, а исполнительная власть должна действовать в рамках этого закона: тратить государственные средства только так, как предусмотрено в законе.

Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти. Её исключительные полномочия (закреплённые законом права) — защищать право путём осуществления конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства (судебных заседаний) на основе строгого соблюдения Конституции и других законов.

Согласно Конституции Российской Федерации, судебная система в нашей стране состоит из трёх видов судов — конституционных судов (Конституционный Суд РФ; конcтитуционные (или уставные) суды субъектов Федерации); судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды); арбитражных судов (арбитражные суды округов; арбитражные аппеляционные суды; арбитражные суды субъектов Федерации). Российский закон предусматривает участие граждан в осуществлении правосудия в роли присяжных и арбитражных заседателей.

В некоторых странах, в том числе и в России, всенародно избирается президент, который является главой государства. Есть страны, например США, где президент возглавляет правительство.

Главная задача разделения властей — исключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение её в одних руках — какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства.

Внешне, казалось бы, всё просто: каждая из властей (или ветвей власти) должна заниматься только своим делом, не подменяя друг друга. Но благодаря этому достигается высокая эффективность деятельности каждой из ветвей власти. Они внимательно следят за качеством работы друг друга, осуществляя взаимный контроль, в результате власти вынуждены работать лучше и точнее соблюдать законы.

Россия, согласно Конституции, есть демократическое федеративное правовое государство (ст. 1, ч. 1). Вместе с тем многое из того, что закреплено в Конституции, скорее, цель. Становление правового государства — это процесс, который протекает на протяжении длительного исторического периода (что, кстати, характерно для всех государств, относящих себя к правовым).

В Послании Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию, с которым он выступил 12 декабря 2012 г., говорилось о необходимости создания специальной законодательной базы для административного судопроизводства. Важнейшая задача — сформировать в судах судебные составы, разрешающие споры граждан с органами власти всех уровней. Необходимо также подготовить комплекс мер по развитию третейского судопроизводства в России.

На пути к правовому государству гражданам России предстоит преодолеть массу трудностей: тут и проблемы в области прав человека, и проблемы преступности, коррупции, бюрократизма и т. п.

И ещё одна серьёзнейшая проблема российского общества — состояние нашей личной гражданской правовой культуры. Исследования показывают, что примерно 3/4 населения страны плохо ориентируются в нормах законодательства, хотя знание этих норм необходимо каждому в повседневной жизни.

Правовое невежество порождает тяжелейшее социальное явление — правовой нигилизм — скептическое, равнодушное, а порой и отрицательное отношение к праву. Главная его опасность — в массовом противозаконном поведении, которое не только разрушает личность, но и подрывает устои государственного порядка.

ФАКТЫ

Когда-то в СССР можно было услышать утверждение, что в стране «перепроизводство» юристов (т. е. специалистов по праву), что их девать некуда, поэтому многие не могут найти работу. А юридические факультеты, где готовят юристов, прозвали «факультетами ненужных вещей».В наши дни снова заговорили о «перепроизводстве» юристов. Однако существует устойчивая потребность в высококлассных специалистах этого профиля, причём повсюду — от парламента и правительства до отдельных предприятий промышленности, сельского хозяйства, торговли.

А как ты думаешь, о чём свидетельствуют эти факты?

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

В КЛАССЕ И ДОМА

Раскрой смысл этого утверждения.

  • а) в правильно устроенном государстве нет единой власти;
  • б) соединение власти в руках одного органа означает « ужасный деспотизм »;
  • в) если судья будет не только судить, но и законодательствовать, то сама жизнь человека может оказаться жертвой произвола.

Раскрой смысл каждого из приведённых положений.

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

«Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право».

В. Гюго (1802—1885),
французский писатель

«Правовое государство — это высшая форма государственного быта, которую выработало человечество как реальный факт».

Как понимать слова «связанность государства правом»? Что выше — право или власть? Зачем соединять силу и справедливость? Зачем разделять единую власть?

На вопрос о сущности правового государства можно ответить таким образом: это государство, в котором господствует право.

Данный ответ будет правильным, но неполным. Полный ответ будет найден, если вспомнить статью 2 нашей Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

во-первых, о том, что высшая цель правового государства — обеспечить права человека и гражданина;

Понятие правового государства

Несмотря на особые признаки (о них мы ещё будем говорить), правовому государству присущи все те черты государства, о которых вы уже хорошо знаете. Какова же должна быть позиция государственной власти по отношению к правам человека?

Ответ даёт всё та же статья 2 Конституции Российской Федерации: обязанность государства — признавать, соблюдать и защищать права человека. Однако выполнить такую обязанность по силам лишь государству, которое основано на праве. На юридическом языке это звучит так: «связанность государства правом». (Обрати внимание на это замечательное по своей точности выражение.) Но что это даёт?

Из истории (возможно, из средств массовой информации и т. д.) вы знаете, что государственная власть в любой стране мира имеет склонность к злоупотреблениям, незаконным действиям, идущим во вред рядовым гражданам. Отсюда следует насущная необходимость поставить её в надёжные рамки закона.

Вот в чём видел основной признак правового государства русский философ и правовед Б. А. Кистяковский (1868—1920):

Итак, правовым можно назвать такое государство, в котором обеспечены — признаны и защищены — права и свободы человека и гражданина, а власть подчинена праву, связана правом, для того чтобы твёрдо пресекать злоупотребления.

Сегодня в мире существует ряд государств, в которых можно увидеть признаки правового государства. И хотя такое государство всё ещё, пожалуй, остаётся идеалом для человечества, наука уже многое знает о нём и продолжает активно разрабатывать теорию правового государства. А возникла эта теория много столетий назад.

Соединение силы и справедливости

Как вы знаете из курса истории, уже в древности, когда появились первые государства, принуждение, а нередко и насилие стали характерными чертами власти. И вполне естественно, что тогда же люди поняли: жизнь была бы куда лучше, если бы сила, которой обладало государство, находилась в согласии со справедливостью.

Возникла великая гуманистическая идея соединения силы государства и справедливости права. Разумно устроенным представлялось людям такое государство, в котором право поддерживается и защищается самим государством.

Знакомство с трудами величайших учёных Античности позволяет понять, как зарождалось и развивалось учение о правовом государстве.

Платон (427—347 до н. э.), например, размышляя о государстве и законе, пришёл к выводу, что государство вообще возможно только там, где господствует справедливый закон. Обратимся к словам самого Платона: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью» — так довольно мрачно пророчествовал философ. Но чтобы люди не теряли надежды, добавлял: «Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

Ученик Платона Аристотель (384—322 до н. э.) в данном вопросе был полностью на стороне учителя. «Там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя», — жёстко, но справедливо заявлял он.

А как соотнести право и власть? Римский мыслитель Цицерон (106—43 до н. э.) пришёл к выводу, весьма близкому идеям других античных мыслителей: право должно быть выше власти. Это значит, что государство должно иметь такое устройство, при котором не только рядовые граждане, но и сама власть подчинена праву.

Кто выше — право или власть? Зачем разделять единую власть?

На вопрос о сущности правового государства можно ответить так: это государство, в котором господствует право.

Такой ответ будет правильным, но неполным. Полный ответ будет найден, если вспомнить статью 2 нашей Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Вот почему правоведы подчеркивают: характеризуя правовое государство, важно помнить о двух сторонах его сущности:

  • во-первых, о том, что высшая цель правового государства — обеспечить права человека и гражданина,
  • во-вторых, о том, что государственная власть в правовом государстве всегда действует только в рамках права, т. е. ограничена правом.

Понятие правового государства.

Несмотря на особые признаки (о них мы еще будем говорить), правовому государству присущи все те черты государства, о которых вы уже хорошо знаете. Какова же должна быть позиция государственной власти по отношению к правам человека?

Ответ дает все та же статья 2 Конституции РФ: обязанность государства — признавать, соблюдать и защищать права человека. Однако выполнить такую обязанность по силам лишь государству, которое основано на праве. На юридическом языке это звучит так: «связанность государства правом». (Обратите внимание на это замечательное по своей точности выражение.) Но что это дает?

Из истории (возможно, из СМИ и т. д.) вы знаете, что государственная власть в любой стране мира имеет склонность к злоупотреблениям, незаконным действиям, идущим во вред рядовым гражданам. Отсюда следует насущная необходимость поставить ее в надежные рамки закона.

Документ.

Вот в чем видел основной признак правового государства русский философ и правовед Б. А. Кистяковский (1868—1920):

«Характеризуя правовое государство… надо признать, что основной [его] признак… заключается в том, что в нем власти положены известные границы, здесь власть ограничена и подзаконна… Правовому государству тоже необходимо присуща власть, но эта власть введена в известные рамки, она осуществляется в определенных формах и носит строго правовой характер».

К ак вы понимаете утверждение о том, что в правовом государстве «власти положены известные границы»? Какие границы имеет в виду автор?

Итак, правовым можно назвать такое государство, в котором обеспечены — признаны и защищены права и свободы человека и гражданина, а власть подчинена праву, связана правом, для того чтобы твердо пресекать злоупотребления.

Сегодня в мире существует ряд государств, в которых можно увидеть признаки правового государства. И хотя такое государство все еще, пожалуй, остается идеалом для человечества, наука уже многое знает о нем и продолжает активно разрабатывать теорию правового государства. А возникла эта теория много столетий назад.

Соединение силы и справедливости.

Как вы знаете из курса истории, уже в древности, когда появились первые государства, принуждение, а нередко и насилие стали характерными чертами власти. И вполне естественно, что тогда же люди поняли: жизнь была бы куда лучше, если бы сила, которой обладало государство, находилась в согласии со справедливостью.

Возникла великая гуманистическая идея соединения силы государства и справедливости права. Разумно устроенным представлялось людям такое государство, в котором право поддерживается и защищается самим государством.

Знакомство с трудами величайших ученых Античности позволяет понять, как зарождалось и развивалось учение о правовом государстве.

Платон (427—347 до н. э.), например, размышляя о государстве и законе, приходит к выводу, что государство вообще возможно только там, где господствует справедливый закон. Давайте обратимся к словам самого Платона: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью» — так довольно мрачно пророчествовал философ. Но чтобы люди не теряли надежды, добавлял: «Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

Его ученик Аристотель (384—322 до н. э.) в данном вопросе был полностью на его стороне. «Там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя», — жестко, но справедливо заявлял он.

А как соотнести право и власть? Римский мыслитель Цицерон (106—43 до н. э.) пришел к выводу, весьма близкому идеям других античных мыслителей: право должно быть выше власти. Это значит, что государство должно иметь такое устройство, при котором не только рядовые граждане, но и сама власть подчинена праву.

Власть в правовом государстве.

Замечательные идеи о таком государстве мы находим у европейских мыслителей Нового времени. Дж. Локк (1632—1704), например, считал, что в государстве должны верховенствовать (занимать главное, высшее, командное положение) юридические законы. С этой целью: а) провозглашаются юридические законы; б) признаются естественные, неотчуждаемые права человека (подробнее о них речь пойдет позднее); в) осуществляется разделение властей.

Французский просветитель Ш. Монтескье (1689—1755) всю власть в государстве делил на три вида: законодательную (создающую законы), исполнительную (приводящую законы в исполнение) и судебную (она судит нарушителей закона). Это необходимо для того, чтобы различные власти взаимно контролировали и сдерживали (обратите внимание на слово «сдерживали») друг друга. Если же вся власть будет сосредоточена у одного лица или учреждения, свободы не будет, а будет произвол, тирания.

В ряду великих создателей теории правового государства нельзя не назвать имени немецкого философа И. Канта (1724—1804). Он сформулировал категоричес

кий императив (абсолютно обязательное требование) в сфере государственного устройства: государство должно быть правовым., с разделением властей.

В конце XIX — начале XX в. в России сложилась плеяда правоведов, которые связывали будущее своей страны с идеей господства права. Среди них можно назвать Б. Н. Чичерина (1828—1904), Б. А. Кистяковского (1868—1920), П. И. Новгородцева (1866—1924), С. А. Котляревского (1873—1939) и многих других. О позициях, которые они отстаивали, свидетельствуют такие, например, высказывания С. А. Котляревского: «Принцип правового государства ставит перед законодателем… заповедь — уважение к правовой личности». И еще одно: «Государство не имеет права оставаться равнодушным к тому, что благосостояние его граждан опускается ниже известного уровня».

Истины ради следует признать, что государство долгое время оставалось глухим по отношению к подобным идеям.

М. М. Сперанский (1772—1839), выдающийся русский мыслитель и государственный деятель, в своем труде «Введение к уложению государственных законов» писал:

«Законы существуют для пользы и безопасности людей…

Три силы движут и управляют государством: сила законодательная, исполнительная и судная.

Начало и источник сих сил в народе…»

Принципы (признаки) правового государства.

Связать государство правом — значит построить его на основе определенных правовых принципов. Наука называет, как минимум, три таких принципа: верховенство права (правового закона), незыблемость прав и свобод человека, разделение властей.

Верховенство права наиболее надежный ограничитель государственной власти. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакой коллектив лиц, никакие государственные и общественные организации, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону.

О принципе верховенства права юристы говорят знакомыми вам словами: всеобщая связанность законом. « Закон суров, но это закон!» — с почтением говорили древние римляне, имея в виду принцип абсолютного господства закона в обществе и необходимость всеобщего беспрекословного подчинения ему. Пройдя через века, данный принцип обрел новую жизнь: в правовом государстве господствует не любой закон, а только правовой, справедливый, гуманный.

Принцип незыблемости прав и свобод человека определяет сущность правового государства. Права человека выступают главным естественным ограничителем государственной власти. Государство обязано принимать законы, которые признают, гарантируют и надежно защищают права и свободы человека. Примером правовых законов могут служить принятые в ряде стран, в том числе и в России, законы о гражданстве, о свободе совести и религиозных организаций, об общественных объединениях граждан, о печати и др.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную также способствует правовому ограничению государственной власти.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

Правовое государство

Законодательная власть — парламент. Именно эта власть должна заботиться о создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому ее еще называют представительной властью. Наш парламент называется Федеральным Собранием и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ

Правовое государство

Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Она обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не принимает (хотя, согласно ст. 104 Конституции, Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы — внесения законопроектов в Государственную Думу). Главная задача исполнительной власти — проводить в жизнь, т. е. исполнять, принятые парламентом решения. Например, парламент принимает закон о государственном бюджете, т. е. о том, как распределять денежные средства государства, а исполнительная власть должна действовать в рамках этого закона: тратить государственные средства только так, как предусмотрено в законе. Обычно исполнительная власть принадлежит правительству, в том числе и в нашем государстве.

Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти. Ее исключительные полномочия (закрепленные законом права) — защищать право путем осуществления правосудия (рассмотрения гражданских, уголовных, административных и иных дел в судебных заседаниях на основе строгого соблюдения Конституции и законов).

Согласно Конституции РФ в России судебная власть состоит из трех видов судов — конституционных судов (Конституционный Суд РФ; конституционные (или уставные) суды субъектов Федерации); судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды); арбитражных судов (Высший Арбитражный Суд РФ; арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов Федерации). Российский закон предусматривает участие граждан в осуществлении правосудия в роли присяжных, народных и арбитражных заседателей.

В некоторых странах, в том числе и в России, всенародно избирается президент, который является главой государства. Есть страны, где президент возглавляет правительство.

Главная задача разделения властей — исключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение ее в одних руках — какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства. Внешне, казалось бы, все просто: каждая из властей (или ветвей власти) должна заниматься только своим делом, не подменяя друг друга. Но благодаря этому достигается высокая эффективность деятельности каждой из ветвей власти. Они внимательно следят за качеством работы друг друга, осуществляя взаимный контроль, в результате власти вынуждены работать лучше и точнее соблюдать законы.

Россия, согласно Конституции, есть демократическое федеративное правовое государство (ст. 1, ч. 1). Вместе с тем многое из того, что закреплено в Конституции, скорее цель. Становление правового государства — это процесс, который протекает на протяжении длительного исторического периода (что, кстати, характерно для всех государств, относящих себя к правовым).

Специалисты указывают на необходимость коренного преобразования всех сторон общественных отношений, и в первую очередь отношений собственности. При почти безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, требующей жесткой административно-командной власти, правовое государство развивается медленно.

На пути к правовому государству предстоит преодолеть массу трудностей: тут и проблемы в области прав человека, и проблемы роста цен, и проблемы преступности, коррупции, бюрократизма и т. п. Вместе с тем ясно, что Россия не может слепо копировать западные образцы. Все идеи и принципы, о которых мы говорили, должны быть приспособлены к российской действительности.

И еще одна серьезнейшая проблема — состояние нашей личной гражданской правовой культуры. Исследования показывают, что примерно 3/4 населения плохо ориентируются в нормах законодательства, хотя знание этих норм необходимо каждому в повседневной жизни. Правовое невежество порождает тяжелейшее социальное явление — правовой нигилизм — скептическое, равнодушное, а порой и отрицательное отношение к праву. Главная его опасность — в массовом противозаконном поведении, которое не только разрушает личность, но и подрывает устои государственного порядка. Подумайте над этим.

1 кты. Когда-то в СССР можно было услышать утверждение, что в стране «перепроизводство» юристов (т. е. специалистов по праву), что их девать некуда, поэтому многие не могут найти работу. А юридические факультеты, где готовят юристов, прозвали «факультетами ненужных вещей».

В наши дни снова заговорили о «перепроизводстве» юристов. Однако существует устойчивая потребность в высококлассных специалистах этого профиля, причем повсюду — от парламента и правительства до отдельных предприятий промышленности, сельского хозяйства, торговли.

Вспомните: Какие правила поведения людей существуют? В чем состоит основное значение нормы? Для чего создаются нормы?

Подумайте: Можно ли добиться порядка и справедливости в обществе? Почему право — это прежде всего ответственность?

Одна из самых древних потребностей человеческого общества — потребность в порядке и справедливости. Людям всегда был остро необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты. И такой регулятор был найден. Мудрость и здравый смысл, присущие человеку, привели к открытию права, предназначение которого как раз в том и состоит, чтобы предотвращать конфликты и столкновения, а если они возникли — помогать преодолевать их мирно, культурно, как мы теперь говорим, цивилизованно. Постепенно, в ходе истории, сложились нормы права — общеобязательные правила, которые точно указывали всем и каждому, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации, какие у человека есть возможности в обществе и в чем состоит его ответственность перед людьми.

Факты.

Выдающиеся памятники отечественного права (до 1906 г.):

  1. Русская Правда (XI—XIII вв.) — крупнейший памятник древнерусского права;
  2. Судебник 1497 г. был издан Иваном III;
  3. Царский судебник 1550 г. введен Иваном IV;
  4. Соборное уложение 1649 г. царя Алексея Михайловича — первый в нашей истории законодательный акт, который был опубликован и разошелся по всей России в виде книги;
  5. Полное собрание законов Российской империи опубликовано в 1830 г.; на этой основе подготовлен Свод законов Российской империи, вступивший в действие в 1835 г.;
  6. Манифест об усовершенствовании государственного порядка (17 октября 1905 г.) провозгласил введение гражданских свобод и организацию законодательного органа — Государственной Думы.
  7. Свод основных государственных законов (23 апреля 1906 г.) определил двухпалатную парламентскую систему, но сохранил достаточно широкие пределы для императорской власти. Два последних документа заложили основу для создания в России конституции.
  8. Другое смысловое значение права связано со справедливостью, с правдой. Право всегда ориентирует людей на правду, справедливость — устанавливает определенную меру справедливости. Не случайно многие юридические (правовые) документы в старину так и назывались — Правда (Русская Правда, Салическая Правда, Польская Правда).

Из работы римского юриста Ульпиана (ок. 170—228):

«Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда произошло слово «право» ( ius ). Право получило свое название от «правосудия» ( iustitia ), ибо, согласно превосходному определению Цельса , право есть наука о добром и справедливом ».

Есть и третье смысловое значение: речь идет о естественном праве.

С древнейших времен многие мыслители утверждали, что есть такое право, которое никем не создается и не даруется — ни государством, ни монархом, ни церковью. Оно существует естественно, происходит из самой природы человека, общества, окружающего мира, а верующие люди считают, что оно даровано Богом. Так его и называют — естественное право . Оно принадлежит человеку от рождения уже потому, что он человек. И никто не может его отнять у человека — это неотъемлемое, прирожденное право людей.

Естественное право включает прежде всего право человека на жизнь и на все то, что помогает сохранению и развитию жизни, — право на личную неприкосновенность, право на свободу мысли, убеждений, совести и религии, право владеть имуществом и др.

Государство таких прав не создает. Не может же оно издать закон, в котором с такого-то числа разрешит людям жить, думать, говорить, верить и т. д. Но государство может включить нормы естественного права в свои законы. И этим подчеркнет, что признает такие нормы, гарантирует их соблюдение и защиту.

Естественное право не всегда бывает закреплено в законах той или иной страны. В таком случае (для этих стран) естественное право существует в виде образца, правового идеала, к которому следует стремиться.

В наши дни естественное право наиболее полно представлено в ряде документов ООН, главным из которых является Всеобщая декларация прав человека (более подробный разговор об этом выдающемся документе, который принято называть библией современного права, идеалом права, состоится позднее, на специальном уроке). Если та или иная страна подписывает эти документы и включает их положения в свое национальное законодательство (прежде всего в конституцию, как это сделала Россия в 1993 г.), естественное право из образца, идеала становится реально действующим юридическим документом, требования которого должны соблюдать все. Так встречаются позитивное (положительное, т. е. реально существующее, действующее, установленное государством) и естественное право.

Мнениe. Из наследия русского философа В. В. Зеньковского (1881—1962):

«Любопытно отметить… первые ростки так называемого «естественного права», которое стало особенно развиваться в России во второй половине XVIII в. и перешло потом в XIX в. [Русский историк, академик] Р. Ю. Виппер (1859—1954) считает, что идея «естественных прав», которая часто встречается в XVI в. у русских публицистов и церковных деятелей… «взята из римской юридической сокровищницы»… Однако, с неменьшим основанием, можно возводить первые ростки идей «естественных» (каждому человеку с рождения присущих) прав к христианскому мировоззрению. Во всяком случае, в русской литературе XVI в. настойчиво проводится мысль о свободе, дарованной Богом всем людям».

Итак, право — особый социальный регулятор. Оно обычно исходит от государства (т. е. создается законодательными или другими компетентными органами государства) и закрепляется в законе или другом нормативном акте. Но право, конечно, нельзя свести к отдельному закону, норме. Право — это совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих определенные права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций (в том числе и государственных).

Мера свободы, справедливости и ответственности.

Каким же путем право устанавливает порядок и справедливость в обществе? Короткий ответ может быть таким: порядок и справедливость право устанавливает путем четкого определения меры свободы людей.

Давайте глубже вникнем в смысл этой формулировки. Мера — это то, что помогает сделать точный расчет и ответить на вопрос: сколько, какое количество, какой объем, размер и т. д.? Право точно указывает, сколько свободы дано человеку.

Подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и уважать права других людей (а все другие люди, естественно, должны уважать ваши права). Одно только право способно точно указать, сколько и какие права имеет человек, или, иначе говоря, какие у него юридические возможности и обя

занности: что ему можно делать, а чего нельзя, от чего он должен быть защищен и за что он сам несет ответственность. Все это четко указано в нормах права, для гражданина нашей страны в первую очередь в статьях Конституции РФ.

Взаимосвязь прав, свобод и ответственности очень точно выразил великий немецкий философ И. Кант в своем категорическом императиве (абсолютно обязательном, повелительном требовании) права. Вот примерный смысл императива: поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и со всеобщими законами.

Если вдуматься, философ призывает каждого очень ответственно относиться к своим поступкам. Поэтому юристы всегда подчеркивают, что право — это прежде всего ответственность.

Вот что писал о сущности права философ и правовед Е. Н. Трубецкой (1863—1920): «…Сущность всякого права выражается, с одной стороны, в предоставлении лицу известной сферы внешней свободы, а с другой стороны — в ограничении этой сферы… Право всегда требует, чтобы внешняя свобода была предоставлена лицу именно в тех границах, которые оправдываются и требуются целями добра… Безграничная свобода отдельного лица была бы не только отрицанием права, но и прямой противоположностью добра…

Е. Н. Трубецкой

Поэтому… право предписывает, чтобы внешняя свобода лица была всегда ограничена свободою других лиц в той именно мере, в какой этого требует добро…»

В чем Е. Н. Трубецкой видит сущность права? Почему он против «безграничной свободы»? Что всегда служит границей внешней свободы отдельного лица?

Норма права. Закон. Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно утверждает, или, говоря точным языком юристов, закрепляет, ее в официальном (государственном) письменном документе. Такие документы называют нормативными (или правовыми) актами. Ими могут быть:

  • конституция (основной закон);
  • законы;
  • подзаконные акты (указы, постановления и т. д.).

Условно «иерархическая лестница» нормативных актов выглядит следующим образом:

Право, его роль в жизни общества и государства

Нормы права различаются в зависимости от того, в каком документе они закреплены: есть конституционные нормы, есть нормы закона и есть нормы подзаконного акта.

Чтобы было понятнее, поясним, что закон — это нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой. Сила нормативного акта зависит от того, какой орган государства его принимает. Высшая юридическая сила законов объясняется тем, что их принимает высшая законодательная власть — парламент (в России он называется Федеральным Собранием) или же непосредственно народ страны — путем референдума (прямого голосования избирателей).

Законы подразделяют на основной (конституция) и обыкновенные.

Подзаконные нормативные акты издаются президентом (указы), правительством (постановления), министерствами (приказы, инструкции и т. д.). Все подзаконные акты издаются только на основе законов и не могут им противоречить.

Поскольку нормативные акты обладают различной юридической силой, они взаимодействуют на основе определенного соподчинения (иерархии). На вершине иерархии находится основной закон — конституция, которая определяет основы правового регулирования в стране. Все остальные нормативные акты действуют только в согласии с конституцией и не могут ей противоречить.

В чем же основной смысл правовой нормы? Главное ее предназначение — регулировать взаимоотношения между людьми и их группами, т. е. общественные отношения (в форме дозволения, предписания или запрета). Каждая норма содержит четко установленную меру (объем) определенных прав и обязанностей. Этим она и осуществляет свою функцию регулирования: изучишь текст нормы — узнаешь свои возможности и обязанности. Норму, принятую государством, обязаны соблюдать все — и отдельные лица, и организации. Она становится общеобязательной. Государство же строго следит за ее исполнением, а в случае необходимости может и заставить соблюдать.

Таким образом, норму права можно определить как охраняемое государством общеобязательное правило, которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определенные права и обязанности. Норма права может действовать только после ее опубликования в письменном виде (неопубликованная норма не существует).

Сравнивая норму права с другими известными вам социальными нормами (обычаем, моралью), вы без особых усилий назовете ее отличительные особенности — .

  • закрепленность в законе (или других нормативных актах);
  • общеобязательность;
  • обеспеченность силой государства.

Система законодательства.

Под законодательством понимают всю совокупность нормативных актов, действующих в стране. Законодательство — единая система, все части которой объединены и взаимодействуют на основе соподчинения (иерархии, о которой вы уже знаете). К основным частям системы относят законы, подзаконные акты и конституцию, которая возглавляет всю систему законодательства. Она является также юридической базой для выработки новых законов (текущего законодательства) и вообще всей законотворческой деятельности государства. Законодательство, т. е. всю совокупность нормативных актов, подразделяют также на отдельные большие группы прав — отрасли права.

Каждая отрасль права представляет собой совокупность (группу) правовых норм, которые регулируют отдельную сферу (область, круг) близких по своему характеру (однородных) общественных отношений. Поясним: например, трудовое право — это отрасль права, регулирующая сферу трудовых отношений; семейное право — отрасль, регулирующая сферу семейных отношений, и т. д.

В России система законодательства включает около 30 отраслей. Важнейшие из них — конституционная отрасль права (она регулирует сферу общественных отношений, связанных с устройством государства и правовым положением человека); гражданское, право (регулирует главным образом сферу имущественных отношений); административное право (его нормы регулируют общественные отношения в сфере государственного управления).

Поскольку отрасль права весьма обширная совокупность норм, внутри отрасли принято выделять сравнительно небольшие группы взаимосвязанных норм — институты права, которые регулируют однородные общественные отношения. В гражданском праве, например, есть институт купли-продажи, институт дарения, институт сделки и др.; в уголовном — институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, институт невменяемости и т. д.; в семейном — институт брака и т. д.

Право и закон.

Приходилось вам задумываться над вопросом: существует ли различие между правом и законом, или они абсолютно совпадают?

Строго говоря, над этим вопросом человечество размышляет еще с античных времен. В современной науке есть разные позиции. Одни ученые утверждают, что право и закон абсолютно совпадают, что любой принятый закон — это всегда и есть право. Эти ученые не делают различия между правом и законом.

Другие доказывают, что право и закон не всегда совпадают, что закон не всегда является правом. Ведь государство, рассуждают эти ученые, может принять и неправовой, несправедливый закон — закон, не опирающийся на право. Право же — это мера свободы, оно выражает сложившиеся в обществе представления о справедливости. Вот в этом и состоит различие: закон может быть несправедливым, а право бывает только справедливым, иначе оно перестает быть правом, превращается в свою противоположность — произвол.

Несправедливый закон нельзя отнести к праву. Его так и называют — неправовой закон, а в народе говорят — «дикий», «драконовский». Граждане, если они способны защитить свои права, должны добиваться отмены такого закона и принятия другого — правового, справедливого.

Общая дидактическая цель урока: формирование представлений о правовом государстве и его признаках.

Образовательная: охарактеризовать суть и основные признаки правового государства;

Развивающая : продолжить развивать мыслительные навыки, умения формировать понятия, выделять признаки, работать с текстом учебника и документальными источниками;

Воспитательная: способствовать формированию уважительного отношения к высшим демократическим ценностям.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся смогут раскрывать сущность понятия «правовое государство», называть основоположников концепции правового государства; выявлять признаки правового государства, такие как: верховенство закона, разделение властей, реальность прав личности, а также их реализацию на современном этапе развития России; различать законодательную, исполнительную и судебную ветви власти;

Личностные: смогут продемонстрировать заинтересованность в построении в России правового государства, об известных им проблемах этого процесса; занимать собственную аргументированную позицию по вопросу, почему право должно быть выше власти; а также коммуникативные компетентности в процессе учебной деятельности;

Метапредметные: продолжат учиться работе с текстом учебника, документальными источниками (выделять главное, делать выводы на основе анализа информации из текста), составлять информационную карту.

Формы обучения : деятельностный способ обучения с применением интерактивных технологий обучения.

Оборудование: « Обществознание». Учебник для 9 класса/ Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др. – М.: Просвещение, 2010., презентация по теме, интерактивная доска, раздаточный материал, Конституция РФ, словари.

Основные понятия: правовое государство, верховенство права, разделение властей, незыблемость прав и свобод человека.

1.Понятие правового государства.

2.Развитие теории правового государства.

3.Принципы (признаки) правового государства.

I. Оргмомент.

Класс заранее разбит на группы. На партах приготовлены словари, Конституция РФ, рабочие листы. Приветствие, проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Организация рабочего места

II. Мотивация к учебной деятельности.

В качестве мотивации можно предложить ситуацию выбора. Учитель, обращается к ученикам: Каким вы представляете идеальное государство? Для решения проблемы предлагаю вам формулу из двух дробей, в которой надо поставить знак (равенства или неравенства) и объяснить свой выбор (рабочий лист (Приложение 1).


Предполагаемый ответ: «идеальное государство - справедливое государство, в котором обеспечиваются все права и свободы человека, где действует сильный закон (право выше власти), которому подчиняются все граждане независимо от их статуса, соответственно ≠».

III. Постановка учебной задачи (Формулирование темы урока).

Запишите в рабочий лист тему урока: Правовое государство. Мы продолжаем изучать раздел «Политика». Просмотрите текст учебника, с. 29-36, сформулируйте цели урока. Обратите внимание на рассадку по группам.

(постановка цели учащимися)

Правовое государство – это государство, в котором господствует право. Государство, которое защищает права и свободы каждого человека, т.е. наши с вами права. Вот почему необходимо знать и понимать, что же такое правовое государство и как оно устроено.

Записывают в рабочий лист тему урока. Формулируют цели урока на основе текста учебника (изучают названия пунктов параграфа): познакомиться с понятием и структурой правового государства, понять, как правовое государство защищает права и свободы человека. Для достижения этих целей мы будем работать в группах, изучать Конституцию РФ.

IV. Актуализация знаний

Несмотря на особые признаки, правовому государству присущи все те черты, о которых вы уже знаете. Вспомним признаки, характерные для любого государства.

Единство территории

Публичная власть

Суверенитет

Законодательная деятельность

V. Изучение новой темы.

1.Понятие правового государства.

Какова же должна быть позиция государственной власти по отношению к правам человека?

Задание группам для поиска ответа: в рабочем листе заполнить текст с пропущенными словами (словосочетаниями) (3 мин).

1 группа. Изучает стр. 29 в учебнике.

2 группа. Изучает ст. 2 Конституции РФ.

3 группа. Изучает точку зрения русского философа и правоведа Б. А. Кистяковского на правовое государство: «Характеризуя правовое государство надо признать, что основной его признак заключается в том, что в нем власти положены известные границы, здесь власть ограниченная и подзаконна… Правовому государству тоже необходимо присуща власть, но эта власть введена в известные рамки, она осуществляется в определенных формах и носит строго правовой характер…», стр. 30.

Выслушивает ответы, корректирует.

Таким образом, мы с вами выяснили, что понятие «Правовое государство» очень многогранно.

Существует множество различных определений. Однако вся сущность сводится к одной главной черте – господство права и ограниченность власти правом. Откройте словари, найдите понятие правового государства, заполните соответствующие строки в рабочем листе.

Выслушивает ответы, корректирует.

1.Необходимо поставить ……….. (власть) в надежные рамки …….(закона), чтобы устранить злоупотребления властью, ………. (незаконные) действия, идущие …………(во вред) гражданам.

2.Только по силам ……………(правовым) государствам выполнить обязанность «……,……, и …………(признавать, соблюдать и защищать)» права ………….(человека).

3……… (Власть) в правовом государстве, по Кистяковскому, ………… (ограниченна) и подзаконна, т. е. государственная власть в ……….. (правовом) государстве действует в рамках …………. (права).

Находят определение правового государства в словаре, заполняют текст с пропущенными словами.

Правовое государство- государство, …….. (ограниченное) в своих действиях …….(правом), подчиненное воле суверенного ……… (народа), выражаемой в Конституции, и призванное

……… (обеспечить) основополагающие ……….

(права и свободы)

2.Развитие теории правового государства.

Идея соединения силы государства и справедливости права возникла еще в античные времена и развивалась на протяжении существования человеческой цивилизации. Сейчас с помощью учебника вы познакомитесь с взглядами философов и правоведов на правовое государство и исправите (Приложение 2) ошибки в таблице.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: