Типовой согласительный регламент оон для разрешения споров между государствами от 11 декабря 1995 г

Обновлено: 29.11.2022

В Уставе ООН выделены следующие виды международных споров: споры, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст.ст.33, 36, 37); любые споры (ст.ст. 34, 35, 38); споры юридического характера (ст. 36); местные споры (ст. 52). В Уставе ООН содержится также положение о ситуации, которая может привести к международным трениям или вызвать спор (ст. 34). В ст. 36 Устава ООН указывается, что Совет Безопасности уполномочен рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования спора. При этом должна учитываться специфика спора. Так, делая рекомендации на основании ст. 36, Совет Безопасности должен принимать во внимание, что споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд ООН в соответствии с положениями Статута Суда (п. 3 ст. 36 Устава ООН). Местные споры же следует разрешать мирными средствами при помощи региональных соглашений или органов до передачи этих споров в Совет Безопасности ООН (п. 2 ст. 52 Устава ООН).

До передачи какого-либо спора в Совет Безопасности согласно ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в нем, должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами. Как видно, перечень мирных средств и процедур разрешения международных споров не является исчерпывающим и стороны по своему усмотрению могут выбрать дополнительные. Совет Безопасности, когда он считает необходимым, может потребовать от сторон разрешения их спора при помощи перечисленных средств (п. 2 ст. 33).

Переговоры являются эффективным универсальным средством урегулирования отношений между государствами, применяемым с незапамятных времен. Весьма важную роль играют переговоры в поддержании дружественных отношений между государствами и предотвращении конфликтных ситуаций и международных споров. Вместе с тем переговоры выступают и как действенное средство разрешения споров. Объясняется это простотой, гибкостью и удобством данного средства, что делает его очень распространенным. Данное обстоятельство обусловило тот факт, что переговоры стоят на первом месте в перечне мирных средств разрешения споров ст. 33 Устава ООН.

При непосредственных переговорах происходит, как правило, двустороннее обсуждение спорных вопросов. При этом обычно исключается какое-либо давление и вмешательство со стороны третьих государств или международных организаций. Во время переговоров устанавливаются личные контакты между сторонами, что также способствует позитивному решению проблем, являющихся предметом переговоров.

В последнее время все большее распространение получает такая форма переговоров, как консультации. В ряде двусторонних и многосторонних соглашений консультации предусмотрены как обязательное средство устранения разногласий (Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 г.; Договор о принципах деятельности государств по использованию и исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.; Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.; Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.; Соглашение о политических консультациях между Бразилией и США 1976 г.; Хартия об особом партнерстве между Украиной и НАТО 1997 г. и др.). В документах ОБСЕ подчеркивается, что обновленная структура организации сохраняет традиционную роль, отводимую в ее функционировании механизмам консультаций и переговоров между государствами-членами.

Международные следственные и согласительные комиссии призваны содействовать мирному разрешению международных споров. Первое из указанных средств разрешения споров стало практиковаться после принятия Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг., в которых был определен статус международных следственных комиссий. Позже появилось новое средство — международные согласительные комиссии. В ст. 33 Устава ООН данные средства обозначены понятиями “обследование” и “примирение”.

Международные следственные комиссии призваны обеспечивать мирное разрешение споров путем выяснения вопросов факта в случае, если международные споры не затрагивают ни чести, ни существенных интересов сторон. Стороны создают такую комиссию на основе специального соглашения, в котором фиксируются подлежащие расследованию факты, порядок образования и деятельности комиссии. Стороны имеют право назначить агентов, адвокатов, экспертов при комиссии для защиты своих интересов. Комиссия проводит следствие в состязательном порядке и при закрытых дверях. Решения принимаются большинством голосов. В результате своей деятельности комиссия составляет доклад, который передается сторонам. В докладе речь идет лишь о фактах, зафиксированных в соглашении о создании комиссии. Выводы доклада не обязательны для сторон в споре.

Впервые следственная комиссия была образована в 1905 г. Великобританией и Россией в связи с Гулльским инцидентом 1904 г., когда русская эскадра, следовавшая с Балтики на Дальний Восток, ошибочно обстреляла в Северном море английских рыбаков, чьи суда были приписаны к порту Гулль. Гаагская конференция мира 1907 г., изучив опыт британско-российской комиссии, значительно усовершенствовала институт следственных комиссий.

После образования ООН для содействия в урегулировании споров учреждались бельгийско-датская (1952 г.), французско-швейцарская (1954—1955 гг.), итало-греческая (1956 г.), англо-датская (1961—1962 гг.) и другие следственные комиссии.

Процедуры образования и функционирования согласительных комиссий во многом сходны с аналогичными институтами следственных комиссий. Однако, в отличие от последних, согласительные комиссии не только устанавливают соответствующие факты, но и вырабатывают условия урегулирования спора, правда, не являющиеся юридически обязательными для спорящих сторон.

В 1909 г. США и Великобритания заключили договор о пограничных водах между Соединенными Штатами и Канадой, в который впервые в мировой практике было включено положение о создании международной согласительной комиссии.

В настоящее время использование согласительных комиссий предусматривается Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1984 г., Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. и другими соглашениями.

В 1995 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Типовой согласительный регламент для урегулирования споров между государствами[149]. В соответствии со ст. 1 Типовой согласительный регламент применяется лишь в тех случаях, когда государства в письменной форме явно договорились о его применении. Спорящие стороны на различных стадиях примирения могут просить Генерального секретаря ООН оказать им помощь в реализации процедуры примирения, а Председателя Международного Суда ООН — в формировании состава Комиссии по примирению. Регламентом установлено, что результаты работы Комиссии по примирению носят рекомендательный характер (ст. 20).

Добрые услуги и посредничество в мирном разрешении международного спора заключаются в участии третьей стороны в споре для его успешного разрешения.

Добрые услуги представляют собой действия не участвующей в споре стороны (государства или международной организации), направленные на установление прямых контактов между спорящими сторонами с целью начала переговоров по мирному разрешению спора. Добрые услуги оказываются как по инициативе третьей стороны, так и по просьбе спорящих. При этом третья сторона не участвует в переговорах спорящих сторон и не влияет на их ход. То есть основная задача добрых услуг — это содействие третьей стороны в установлении или возобновлении диалога между спорящими сторонами для нахождения мирных способов разрешения спора.

Посредничество отличается от добрых услуг тем, что третья сторона не только помогает “навести мосты” между спорящими, но и непосредственно участвует в переговорах по мирному разрешению спора. Более того, посредник (государство или международная организация) может вносить свои предложения по мирному урегулированию спора. Для участия посредника в мирном разрешении спора необходимо согласие всех спорящих сторон. Формы и способы посредничества определяются договоренностью между спорящими сторонами и посредником.

Примером добрых услуг может служить участие правительства Советского Союза в налаживании переговоров между Индией и Пакистаном в 1966 г. по урегулированию вооруженного конфликта между ними.

После создания ООН Генеральный секретарь этой организации или его специальные представители довольно часто используются для оказания добрых услуг и посредничества. Так, в 1988 г. в Женеве благодаря добрым услугам и посредничеству личного представителя Генерального секретаря ООН были подписаны соглашения по ликвидации афганского кризиса.

Международные арбитражные и судебные процедуры являются действенным средством мирного разрешения споров, получившим широкое применение в международной практике.

Общие правила создания международных арбитражей и арбитражные процедуры установлены в Гаагской конвенции о мирном разрешении международных споров 1907 г. и в документах Генеральной Ассамблеи ООН — Общем акте о мирном разрешении международных споров 1949 г. и Образцовых правилах арбитражного процесса 1958 г.

По общему правилу международные арбитражи для рассмотрения конкретного спора формируются из нечетного числа членов (обычно трех или пяти). Каждая спорящая сторона назначает своего арбитра или арбитров, которые в свою очередь избирают из нейтральных лиц суперарбитра.

В соответствии с Гаагской конвенцией 1907 г. для облегчения обращения к арбитражной процедуре была создана Постоянная Палата Третейского Суда (ППТС). Однако, несмотря на свое название, ППТС не является постоянно действующим органом. На постоянной основе функционируют лишь Административный совет, состоящий из министра иностранных дел Нидерландов и аккредитованных в Гааге дипломатических представителей государств—участников Конвенции, и Бюро ППТС, осуществляющее функции канцелярии. Бюро составляет список арбитров—членов ППТС, из числа которых государства—участники Конвенции могут выбирать арбитров для решения конкретных споров. Национальная группа арбитров каждого государства состоит из четырех человек. При этом один и тот же арбитр может быть избран несколькими государствами. В состав Палаты входят четыре арбитра и от Украины. Примечательно, что в соответствии со ст. 5 Статута Международного Суда ООН арбитры ППТС могут выдвигать кандидатов для избрания в члены Суда. Местонахождение ППТС — Гаага (Нидерланды).

Наличие международных арбитражных органов создает дополнительные довольно гибкие возможности мирного урегулирования международных споров.

Существенную роль в мирном разрешении международных споров играют международные судебные учреждения, действующие на постоянной основе. Так, в ст. 38 Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. говорится: “В вопросах юридического свойства и преимущественно в вопросах толкования или применения международных договоров третейский суд признается договаривающимися Державами самым действенным и вместе с тем справедливым средством решения споров, не улаженных дипломатическим путем. ”[150] Устав ООН устанавливает, что спорящие стороны должны, как общее правило, передавать свои споры в Международный Суд ООН в соответствии с положениями Статута Суда (п. 3 ст. 36). Следует отметить, что международные судебные учреждения в большинстве своем не обладают обязательной юрисдикцией и не могут по собственной инициативе принимать международные споры к рассмотрению. Конкретное дело обычно рассматривается международным судом при наличии специального согласия на то спорящих сторон. Однако в соответствии с п. 2 ст. 36 Статута Международного Суда ООН государства—участники Статута могут в любое время заявить, что они признают без особого на то соглашения юрисдикцию Суда в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, по всем спорам юридического характера.

Решения международных судов обязательны лишь для участвующих в деле сторон и только по конкретному делу.

Для современных международных отношений характерны рост числа и диверсификация международных судебных учреждений. Так, появились международные административные трибуналы по разрешению трудовых споров в рамках международных межправительственных организаций, международные суды по правам человека, региональные международные судебные учреждения и т. п.

Наиболее известными международными судебными учреждениями являются Международный Суд ООН (см. § 10.3 гл. 9); Европейский Суд по правам человека (см. § 4 гл. 7); Суд Европейского Союза (см. § 7 наст. гл.); Международный трибунал по морскому праву.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. (Раздел 5 Части XI, Часть XV и Приложение VI) предусматривается гибкий многоступенчатый механизм мирного разрешения некоторых международных споров, связанных с толкованием и применением Конвенции, посредством обращения в Международный трибунал по морскому праву и Камеру по спорам, касающимся морского дна.

Трибунал и Камера принимают к рассмотрению споры, которые не удалось урегулировать иными средствами и которые не могут быть переданы на рассмотрение в другие международные судебные учреждения, заранее согласованные государствами—участниками Конвенции. Трибунал может принимать на рассмотрение споры по заявлению одной из сторон только в том случае, если все соответствующие государства признали за ним обязательную юрисдикцию (ст. 287). Согласно Конвенции 1982 г. Камера обладает обязательной юрисдикцией.

С учетом специфики дела в Трибунал и Камеру могут обращаться государства—участники Конвенции; Международный орган по морскому дну и его Предприятие; государственные предприятия, юридические и физические лица, за которые поручилось государство-участник.

Решения Трибунала и Камеры являются окончательными и выполняются всеми сторонами в споре (ст. 296). Более того, исполнение решений Камеры должно обеспечиваться государствами—участниками Конвенции 1982 г. на своих территориях таким же образом, что и исполнение решений или распоряжений высших национальных судебных инстанций (ст. 39 Приложения VI).

Трибунал состоит из 21 независимого члена, избираемых государствами—участниками Конвенции на 9 лет с возможностью переизбрания. Судьи должны иметь несовпадающее гражданство, обладать признанным авторитетом в области морского права и представлять основные правовые системы мира.

Судебное присутствие образует кворум в составе 11 членов Трибунала. Конкретные категории споров могут рассматриваться в камерах, состоящих не менее чем из трех судей. Для разрешения спора в порядке упрощенного судопроизводства может быть образована камера в составе пяти членов Трибунала.

Камера по спорам, касающимся морского дна, является структурным подразделением Трибунала и состоит из 11 судей, избираемых большинством членов Трибунала из своего состава сроком на три года с правом переизбрания на повторный срок.

Местопребывания Трибунала — ганзейский город Гамбург (ФРГ). 1 августа 1996 г. в ООН состоялось избрание 21 судьи Трибунала, а в октябре 1996 г. он приступил к исполнению своих функций.

Типовой согласительный регламент Организации Объединенных Наций для разрешения споров между государствами

Принят резолюцией 50/50 Генеральной Ассамблеи от 11 декабря 1995 года

Глава I. Применение Регламента

Статья 1

1. Настоящий Регламент применяется к согласительному разрешению споров между государствами, когда эти государства дали в письменном виде свое прямое согласие на его применение.

2. Государства, которые согласны применять настоящий Регламент, могут в любой момент по взаимной договоренности исключить или изменить любое из его положений.

Глава II. Начало согласительной процедуры

Статья 2

1. Согласительная процедура начинается сразу после того, как заинтересованные государства (далее именуемые сторонами) в письменном виде договорились о применении настоящего Регламента, с внесением в него поправок или без них, а также об определении предмета спора, числе и вознаграждении членов согласительной комиссии, ее местопребывании и максимальной продолжительности процедуры в соответствии со статьей 24. В случае необходимости в договоренность включаются положения, касающиеся языка или языков, на которых будет осуществляться процедура, а также необходимых лингвистических служб.

2. Если государствам не удается договориться об определении предмета спора, то они могут по взаимной договоренности обратиться за помощью к Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций для устранения этого затруднения. Они могут также по взаимной договоренности просить его оказать помощь в устранении любого другого затруднения, которое может у них возникнуть при согласовании условий согласительной процедуры.

Глава III. Число и назначение посредников

Статья 3

Может быть три или пять посредников. В любом случае посредники образуют комиссию.

Статья 4

Если стороны договорились, что будет назначено три посредника, то каждая из них назначает одного посредника, который не может быть ее гражданином. Стороны по взаимной договоренности назначают третьего посредника, который не может быть гражданином ни одной из сторон и иметь одинаковое гражданство с другими посредниками. Третий посредник выполняет функции председателя комиссии. Если его не назначают в течение двух месяцев после назначения посредников, назначенных сторонами в индивидуальном порядке, то третий посредник назначается правительством третьего государства, выбранного по договоренности между сторонами, или, если такая договоренность не достигнута в течение двух месяцев, Председателем Международного Суда. Если Председатель является гражданином одной из сторон, то назначение осуществляет Вице-Председатель или следующий член Суда в порядке старшинства, который не является гражданином ни одной из сторон. Третий посредник не имеет обычного места жительства на территории сторон. Кроме того, он не находится и не находился у них на службе.

Статья 5

1. Если стороны договорились, что будет назначено пять посредников, то каждая из них назначает одного посредника, который может быть избран из числа их граждан. Три других посредника, один из которых избирается с учетом того, что он будет выполнять функции председателя, назначаются по договоренности между сторонами из числа граждан третьих государств и имеют различное гражданство. Ни один из них не имеет и не имел обычного места жительства на территории сторон. Он не находится и не находился у них на службе. Ни один из них не имеет одинакового гражданства с любым из двух других посредников.

2. Если посредники, которых стороны должны назначить совместно, не назначаются в течение трех месяцев, то их назначает правительство третьего государства, выбранного по договоренности между сторонами, или, если такая договоренность не достигнута в течение трех месяцев, Председателем Международного Суда. Если Председатель является гражданином одной из сторон, то назначение осуществляет Вице-Председатель или следующий член Суда в порядке старшинства, который не является гражданином ни одной из сторон. Правительство или член Международного Суда, осуществляющие это назначение, также решают вопрос о том, кто из трех посредников будет выполнять функции председателя.

3. Если по истечении трехмесячного срока, о котором говорится в предыдущем пункте, стороны смогли назначить лишь одного или двух посредников, то для назначения двух недостающих посредников или одного недостающего посредника используется процедура, изложенная в предыдущем пункте. Если стороны не договорились о том, что посредник или один из двух посредников, которые были назначены, будет выполнять функции председателя, правительство или член Международного Суда, осуществляющие назначение двух недостающих посредников или одного недостающего посредника, также решают вопрос о том, кто из трех посредников будет выполнять функции председателя.

4. Если по истечении трехмесячного срока, о котором говорится в пункте 2 настоящей статьи, стороны назначили трех посредников, но не смогли договориться о том, кто из них будет выполнять функции председателя, то для выбора председателя используется процедура, изложенная в упомянутом пункте.

Статья 6

Вакансии, которые могут открыться в комиссии в результате смерти, отставки или по какой-либо иной причине, заполняются в кратчайшие возможные сроки, согласно процедуре, установленной для назначения недостающих членов.

Глава IV. Основные принципы

Статья 7

Комиссия, действуя независимо и беспристрастно, прилагает усилия к тому, чтобы стороны пришли к мирному разрешению спора. Если в ходе рассмотрения спора его не удается разрешить, комиссия может разработать и представить соответствующие рекомендации сторонам для рассмотрения.

Глава V. Процедуры и полномочия комиссии

Статья 8

Комиссия сама принимает свою процедуру.

Статья 9

1. До начала работы комиссии стороны назначают своих представителей и сообщают их имена председателю комиссии. Председатель определяет по договоренности со сторонами дату первого заседания комиссии, на которое приглашаются члены комиссии и представители сторон.

2. Представителям сторон могут оказывать помощь в комиссии назначенные сторонами советники и эксперты.

3. До первого заседания комиссии ее члены могут встречаться в неофициальном порядке с представителями сторон, которых, в случае необходимости, сопровождают назначенные советники и эксперты, в целях рассмотрения административных и процедурных вопросов.

Статья 10

1. На своем первом заседании комиссия назначает секретаря.

2. Секретарь комиссии не является гражданином ни одной из сторон, не имеет обычного места жительства на их территории, не находится и не находился в них на службе. Он может быть должностным лицом Организации Объединенных Наций, если стороны согласуют с Генеральным секретарем условия, на которых это должностное лицо будет выполнять свои функции.

Статья 11

1. Как только это станет возможным благодаря информации, предоставленной сторонами, комиссия, учитывая, в частности, срок, установленный в статье 24, решает в консультации со сторонами, следует ли ей просить стороны о предоставлении письменных заявлений, и, если это так, устанавливает порядок и сроки представления указанных заявлений, а также, при необходимости, даты заслушивания представителей и советников. В решения, принятые комиссией по этим вопросам, могут вноситься поправки на любом последующем этапе процедуры.

2. Без ущерба для положений пункта 1 статьи 20 комиссия не разрешает присутствовать на заседании представителю или советнику одной из сторон, не предоставив также другой стороне возможность быть представленной на этом заседании.

Статья 12

Стороны, действуя добросовестно, оказывают содействие работе комиссии и, в частности, представляют ей, насколько это возможно, любые документы, информацию и объяснения, которые могут иметь отношение к делу.

Статья 13

1. Комиссия может просить стороны представить любую соответствующую информацию или документацию, а также объяснения, которые она сочтет необходимыми или полезными. Она может также делать замечания в отношении представленных аргументов, а также заявлений или предложений, сделанных сторонами.

2. Комиссия может удовлетворить любую просьбу той или иной стороны о заслушивании лиц, показания которых эта сторона считает необходимыми или полезными, или обращении к экспертам за консультацией.

Статья 14

В тех случаях, когда у сторон имеются разногласия по вопросам фактов, комиссия может использовать все имеющиеся в ее распоряжении средства, такие, как совместно назначаемые эксперты-консультанты, упомянутые в статье 15, или консультации с экспертами, чтобы установить факты.

Статья 15

Комиссия может предложить сторонам, чтобы они совместно назначили экспертов-консультантов для оказания ей помощи при рассмотрении технических аспектов спора. Если это предложение принимается, то для его осуществления необходимо, чтобы стороны по взаимной договоренности назначили экспертов-консультантов, чтобы эксперты-консультанты были признаны комиссией и чтобы стороны установили для них вознаграждение.

Статья 16

Каждая сторона по своей собственной инициативе или по инициативе комиссии может в любой момент вносить предложения по разрешению спора. Любое предложение, внесенное в соответствии с настоящей статьей, немедленно доводится до сведения другой стороны Председателем, который может при осуществлении этой процедуры препроводить любой комментарий, который комиссия пожелает сделать по данному вопросу.

Статья 17

На любом этапе процедуры комиссия может по своей собственной инициативе или по инициативе одной из сторон обращать внимание сторон на любые меры, которые, по ее мнению, могут быть целесообразными или могут способствовать разрешению спора.

Статья 18

Комиссия прилагает усилия к тому, чтобы принимать свои решения единогласно, однако в случае невозможности достижения единогласия она может принимать их большинством голосов своих членов. При голосовании не должно быть воздержавшихся. За исключением процедурных вопросов, требуется присутствие всех членов, чтобы решение имело законную силу.

Статья 19

Комиссия может в любой момент просить Генерального секретаря Организации Объединенных Наций дать ей рекомендации или оказать ей помощь в связи с административными или процедурными аспектами ее работы.

Глава VI. Завершение согласительной процедуры

Статья 20

1. После завершения рассмотрения спора комиссия, в случае, если полное разрешение спора не достигнуто, может разработать и представить соответствующие рекомендации сторонам для рассмотрения. С этой целью она может провести обмен мнениями с представителями сторон, которые могут заслушиваться вместе или раздельно.

2. Рекомендации, принятые комиссией, излагаются в докладе, доводимом председателем комиссии до сведения представителей сторон наряду с просьбой о том, чтобы представители сообщили комиссии в течение установленного срока, согласны ли стороны с этими рекомендациями. Председатель может включить в этот доклад изложение причин, которые, по мнению комиссии, могут побудить стороны принять представленные рекомендации. Комиссия воздерживается от включения в свой доклад каких-либо окончательных заключений по фактам или вынесения официальных решений по вопросам права, если стороны не просили ее вместе об этом.

3. Если стороны принимают представленные комиссией рекомендации, то составляется протокол, содержащий условия такого принятия. Протокол подписывается председателем и секретарем. Каждой из сторон вручается его экземпляр с подписью секретаря, и на этом процедура завершается.

4. Если комиссия решает не выносить рекомендации сторонам, ее решение в этой связи заносится в протокол, подписываемый председателем и секретарем. Каждой из сторон вручается его экземпляр с подписью секретаря, и на этом процедура завершается.

Статья 21

1. Рекомендации комиссии будут представлены сторонам для рассмотрения в целях облегчения мирного разрешения спора. Стороны обязуются добросовестно, тщательно и объективно изучить их.

2. Если одна из сторон не принимает рекомендации, а другая сторона принимает, то она в письменном виде доводит до сведения последней стороны причины, по которым она не могла принять их.

Статья 22

1. Если обе стороны не принимают рекомендации, однако желают, чтобы продолжались усилия в целях достижения договоренности на других условиях, процедура возобновляется. К возобновленной процедуре применяется статья 24, устанавливающая предельный срок, который стороны могут увеличить или сократить, с момента проведения первого заседания комиссии после возобновления процедуры.

2. Если обе стороны не принимают рекомендации и не желают, чтобы продолжались попытки достижения договоренности на других условиях, составляется протокол, который подписывается председателем и секретарем и в котором без изложения предлагаемых условий указывается, что стороны не смогли принять их и не желают, чтобы продолжались попытки достижения договоренности на других условиях. Процедура считается завершенной после получения каждой стороной экземпляра этого протокола с подписью секретаря.

Статья 23

После завершения процедуры председатель комиссии с предварительного согласия сторон сдает документы, имеющиеся в секретариате комиссии, на хранение либо Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, либо другому официальному или юридическому лицу по договоренности между сторонами. Конфиденциальный характер этих документов сохраняется без ущерба для возможного применения пункта 2 статьи 26.

Статья 24

Комиссия завершает свою деятельность в течение периода, согласованного сторонами. Любое продление этого периода согласовывается сторонами.

Глава VII. Конфиденциальность работы и документов комиссии

Статья 25

2. Каждая сторона получает через секретаря заверенные экземпляры любых отчетов о заседаниях, на которых она была представлена.

3. Каждая сторона получает через секретаря заверенные копии любых полученных документальных свидетельств, а также докладов экспертов, отчетов о расследованиях и заявлений свидетелей.

Статья 26

1. За исключением случаев, касающихся заверенных копий, о которых говорится в пункте 3 статьи 25, обязанность соблюдать конфиденциальность процедуры и обсуждений сохраняется для сторон, а также для членов комиссии, экспертов-консультантов и персонала секретариата после завершения процедуры и распространяется на рекомендации и предложения, которые не были приняты.

2. Несмотря на вышесказанное, после завершения процедуры стороны могут по взаимной договоренности обнародовать все или некоторые документы, которые в соответствии с предыдущим пунктом должны оставаться конфиденциальными, или разрешить полную или частичную публикацию этих документов.

Глава VIII. Обязательство не действовать таким образом, чтобы это могло бы отрицательно сказаться на примирении

Статья 27

Стороны воздерживаются в ходе согласительной процедуры от любых мер, которые могли бы обострить или расширить спор. В частности, пока одна из сторон не отвергла прямо рекомендации, представленные комиссией, стороны воздерживаются от любых мер, которые могли бы отрицательно сказаться на этих рекомендациях.

Глава IХ. Предохранение правовой позиции сторон

Статья 28

1. За исключением тех случаев, когда стороны договариваются об ином, ни одна из сторон не имеет права в рамках любой иной процедуры, будь то судебное или арбитражное разбирательство, или в отношениях с любым иным органом, юридическим или физическим лицом, ссылаться на любые высказанные соображения или заявления признания или предложения, сделанные другой стороной в ходе согласительной процедуры, но не принятые, или на доклад комиссии, рекомендации, представленные комиссией, или любые внесенные комиссией предложения, если не было достигнуто договоренности обеих сторон.

2. Принятие одной из сторон рекомендаций, представленных комиссией, никоим образом не подразумевает признания ею правовых соображений или фактологических соображений, которые могли вдохновить на эти рекомендации.

Глава Х. Расходы

Статья 29

Расходы на согласительную процедуру и вознаграждение экспертов-консультантов, назначенных в соответствии со статьей 15, покрываются сторонами в равных долях.

Источник: Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, пятидесятая сессия, Дополнение №49 (А/50/49), стр. 408–411.

учитывая, что примирение является одним из методов разрешения споров между государствами, перечисленных в пункте 1 статьи 33 Устава Организации Объединенных Наций, что оно предусматривается большим числом двусторонних и многосторонних договоров для разрешения таких споров и что его польза доказана на практике,

будучи убеждена в том, что принятие типового согласительного регламента для разрешения споров между государствами, отражающего результаты научной работы последнего времени и опыт в области применения международных согласительных процедур, а также ряд новшеств, которые можно с пользой внедрить в традиционную практику в этой области, может внести вклад в развитие гармоничных отношений между государствами,

1. выражает признательность Специальному комитету по Уставу Организации Объединенных Наций и усилению роли Организации за завершение разработки окончательного текста Типового согласительного регламента Организации Объединенных Наций для разрешения споров между государствами*,

2. обращает внимание государств на возможность применения Типового регламента, текст которого содержится в приложении к настоящей резолюции, в тех случаях, когда между государствами возник спор, который не удалось урегулировать посредством прямых переговоров;

3. просит Генерального секретаря, по мере возможности и согласно соответствующим положениям Типового регламента, предоставлять свою помощь государствам, прибегающим к примирению на основе этого Регламента;

4. просит также Генерального секретаря принять необходимые меры для распространения среди правительств текста настоящей резолюции, включая приложение к ней.

87-е пленарное заседание,

11 декабря 1995 года

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1995 г. N 50/50 "Типовой согласительный регламент Организации Объединенных Наций для разрешения споров между государствами"

СОГЛАСИ́ТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУ́РЫ, сред­ст­во раз­ре­ше­ния ме­ж­ду­нар. спо­ров. Разл. ви­ды С. п. на­ча­ли воз­ни­кать по­сле при­ня­тия Га­аг­ской кон­вен­ции о мир­ном раз­ре­ше­нии ме­ж­ду­нар. столк­но­ве­ний 1907. Боль­шое вни­ма­ние С. п. уде­ля­лось Ли­гой На­ций. Так, в 1922 Ас­самб­лея Ли­ги при­ня­ла ре­зо­лю­цию, оп­ре­де­ляв­шую воз­мож­ный по­ря­док об­ра­зо­ва­ния со­гла­си­тель­ных ко­мис­сий и ре­ко­мен­до­ва­ла го­су­дар­ст­вам за­клю­чать до­го­во­ры о С. п. СССР за­клю­чил спец. кон­вен­ции о С. п. с Гер­ма­ни­ей (1929), Фин­лян­ди­ей (1932), Поль­шей (1932), Фран­ци­ей (1932). Эти кон­вен­ции пре­ду­смат­ри­ва­ли пе­ре­да­чу спор­но­го во­про­са вре­мен­ной или по­сто­ян­ной со­гла­си­тель­ной ко­мис­сии. В Об­щем ак­те о мир­ном раз­ре­ше­нии ме­ж­дунар. спо­ров, при­ня­том Ли­гой На­ций в 1928, оп­ре­де­ле­ны ка­те­го­рии спо­ров, ре­ко­мен­до­ван­ных к раз­ре­ше­нию по­сред­ст­вом С. п., а так­же по­ря­док об­ра­зо­ва­ния и функ­цио­ни­ро­ва­ния со­гла­си­тель­ных ко­мис­сий (гл. I). В пе­ре­смот­рен­ном ви­де Об­щий акт о мир­ном раз­ре­ше­нии спо­ров был под­твер­ждён в 1949 Ге­не­раль­ной Ас­самб­ле­ей ООН. Уре­гу­ли­ро­ва­ние спо­ров с по­мо­щью С. п. пре­ду­смат­ри­ва­ют мно­гие ме­ж­ду­нар. до­го­во­ры, в ча­ст­но­сти Вен­ская кон­вен­ция об ох­ра­не озо­но­во­го слоя 1985 (ст. 11), Фа­куль­та­тив­ный про­то­кол об обя­за­тель­ном раз­ре­ше­нии спо­ров 1969 (ст. III), Про­то­кол по стой­ким ор­га­ни­че­ским за­гряз­ни­те­лям 1998 к Кон­вен­ции 1979 о транс­гра­нич­ном за­гряз­не­нии воз­ду­ха на боль­шие рас­стоя­ния (ст. 12). В 1995 Ге­не­раль­ная Ас­самб­лея ООН при­ня­ла Ти­по­вой со­гла­си­тель­ный рег­ла­мент ООН для раз­ре­ше­ния спо­ров ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми. Он при­ме­ня­ет­ся к со­гла­си­тель­но­му раз­ре­ше­нию спо­ров ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми, ко­гда эти го­су­дар­ст­ва да­ли в пись­мен­ном ви­де своё пря­мое со­гла­сие на его при­ме­не­ние. Од­на­ко та­кие го­су­дар­ст­ва мо­гут в лю­бой мо­мент по вза­им­ной до­го­во­рён­но­сти ис­клю­чить или из­ме­нить лю­бое из его по­ло­же­ний. Для рас­смот­ре­ния спо­ра сто­ро­ны на­зна­ча­ют три или пять по­сред­ни­ков, ко­то­рые об­ра­зу­ют ко­мис­сию. Она, дей­ст­вуя не­за­ви­си­мо и бес­при­стра­ст­но, при­ла­га­ет уси­лия к то­му, что­бы сто­ро­ны при­шли к мир­но­му уре­гу­ли­ро­ва­нию кон­флик­та. Ес­ли в хо­де рас­смот­ре­ния спо­ра его не уда­ёт­ся раз­ре­шить, ко­мис­сия мо­жет раз­ра­бо­тать и пред­ста­вить со­от­вет­ст­вую­щие ре­ко­мен­да­ции сто­ро­нам для рас­смот­ре­ния. В хо­де ра­бо­ты ко­мис­сия мо­жет про­сить сто­ро­ны пред­ста­вить лю­бую со­от­вет­ст­вую­щую ин­фор­ма­цию или до­ку­мен­та­цию, а так­же объ­яс­не­ния, ко­то­рые она со­чтёт не­об­хо­ди­мы­ми или по­лез­ны­ми. Ре­ко­мен­да­ции, при­ня­тые ко­мис­си­ей, из­ла­га­ют­ся в док­ла­де, ко­то­рый пред­став­ля­ет­ся сто­ро­нам. Рас­ходы на С. п. по­кры­ва­ют­ся сто­ро­на­ми в рав­ных до­лях.

Международные споры

Международные споры неотъемлемая часть политики. Международные споры могут затрагивать экономические, правовые, торговые и иные вопросы. Один характер разногласий может по-иному решаться между различными субъектами таких отношений. Несмотря на это, международные споры в международном праве имеет четкую регламентацию порядка их разрешения, и всегда предполагают определенный круг участников. Это позволяет закрыть конфликт не только через суд, но и путем мирных договоренностей.

Что представляют собой международные споры?

Международные споры представляют собой разногласия по вопросам права, политики, экономики, возникающие между субъектами общественных отношений. В данном случае речь идет о государствах, чьи интересы пересекаются. Урегулирование международных споров возлагается на специально созданный орган – Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН).

Определяется несколько классификаций споров между государствами. Устанавливаются следующие их виды:

  1. По характеру разногласий определяется международный экономический спор, политический и юридический.
  2. По предмету конфликта: международные инвестиционные споры, разногласия по вопросам торговли, экологии и так далее.
  3. По степени опасности могут быть международные коммерческие споры (в сфере экономики, торговли, инвестиций), политические и правовые, угрожающие безопасности граждан большинства государств и наоборот.
  4. По субъекту: разногласия могут возникать между государствами, организациями и органами.
  5. По количеству участников определяются двухсторонние и многосторонние споры.

Международные споры всегда должны иметь конкретный предмет. Претензии сторон должны быть четко выражены друг другу. Участниками могут быть как государства, так и ведомства, органы, осуществляющие работу на международной арене.

Мирное разрешение споров

Международные споры

В отношениях между государствами, которые порождают политические и юридические конфликты, нужно добиваться международного мирного разрешения споров. Такой метод устранения разногласий позволяет найти компромисс и выбрать вариант развития событий, подходящий каждой стороне.

Определяются принципы мирного разрешения международных споров, на которые и должны опираться стороны отношений, независимо от вида конфликта. Относят к ним следующее:

  • Несудебные средства урегулирования конфликтов не должны создавать угрозу для всего мирового сообщества, даже если они помогают уладить проблему в отношениях двух и более конкретных государств.
  • Необходимо соблюдать принципы суверенности государства и свободы выбора законных средств ведения политической и юридической деятельности. Все субъекты таких отношений равны, соответственно, мирное разрешение международных споров должно учитывать интересы всех сторон.
  • Возможность мирного урегулирования конфликта не должна противоречить основным принципам международного права. Смысл в том, что не каждая ситуация допускает договоренности о том или ном средстве устранения разногласий.

Для того чтобы правильно выбрать метод разрешения конфликта, нужно обратиться к основным источникам международного права, регулирующим рассматриваемый вопрос:

  • Гаагская конвенция о мирном решении международных столкновений – 1907 год;
  • Устав Организации Объединенных Наций – 1945 год;
  • Европейская конвенция о порядке мирного урегулирования споров – 1957 год;
  • Манильская декларация о мирном порядке разрешения международных споров – 1982 год.

Рекомендуем к прочтению: Международный коммерческий контракт — порядок заключения и урегулирование споров

Согласно указанным актам мирные средства устранения конфликтов называются согласительными и включают в себя следующее:

Основной метод. Его суть заключается в попытке договориться и найти компромисс. Переговоры выступают первоначальным этапом в мирном разрешении споров (ст. 33 Устава ООН).

Данный метод предполагает участие третьей стороны, государства или международной организации, которая содействуют проведению переговоров между конфликтующими странами (ст. 33 Устава ООН). «Добрые услуги» рассматриваются как совет независимого субъекта, который необязателен для государств, пытающихся устранить разногласия.

Гаагская конвенция и Устав ООН предполагают возможность участие независимой стороны для непосредственного ведения переговоров. Данная сторона выдвигает свои условия разрешения спора мирным путем (ст. 33 Устава ООН). Именно эти критерии отличают посредничество от «добрых услуг».

Этот метод применяется в исключительных случаях, когда государства-члены требуют вмешательства Совета Безопасности ООН для разрешения того или иного конфликта. Основанием для этого выступает потенциальная угроза миру и безопасности всего сообщества (ст. 34 Устава ООН).

Мирные средства решения международных споров носят поэтапный характер. Как показывает практика, если конфликт не обострен, то достаточно переговоров и посредничества.

Международные споры — судебное разрешение

Международные споры — судебное разрешение

В случае невозможности мирного урегулирования конфликта, осуществляется разрешение международных споров судом. Определяется три категории органов, имеющих такие полномочия. К ним относят Универсальные, Региональные и Третейские суды.

Принципы данного способа устранения разногласий следующие:

  • рассмотрение международных споров осуществляется только судами этого же уровня;
  • компетенция судебных органов устанавливает сторонами;
  • споры в международных арбитражах и судах разрешаются путем вынесения решения, обязательного для всех.

Определяется несколько категорий судов в международном праве, компетенция которых распределяется с учетом характера спора:

  1. Межгосударственные споры: МС ООН, ППТС, Суд ЕС, Экономический суд СНГ, Карибский суд, ЕСПЧ.
  2. Споры между государствами и частными лицами: суды по правам человека (ЕСПЧ, Африканский и Межамериканский суды), уголовные суды (Международные трибуналы Югославии и Руанде, МУС).

Отдельно выделяют Третейский суд, осуществляющий рассмотрение международных коммерческих споров, в частности инвестиционных.

Процесс разрешения споров в международном суде предполагает определенный порядок действий в рамках юрисдикции соответствующего органа:

  • Заключение специального соглашения относительно конкретного спора. В таком договоре предусматривается компетенция суда на будущее.
  • Одностороннее заявление судебному органу от истца. Такой документ выступает основанием начала разбирательства. Все действия ответчика после принятия дела конкретным судом трактуются против него.

Процедура урегулирования конфликта будет различаться только по характеру спора. Например, споры в международном арбитражном суде имеют особую направленность. Здесь разногласия всегда касаются коммерческих вопросов.

Рекомендуем к прочтению: Сопровождение международных сделок до заключения контракта. Нюансы заключения международных сделок

Арбитраж рассматривает международные торговые споры и на практике предполагает привлечения арбитров из разных стран, что не всегда встретишь при работе ЕСПЧ или Третейского суда.

Юридическая компания «Шмелева и Партнеры» имеет опыт работы на государственном уровне. Мы участвуем в разработке законопроектов для Государственной Думы РФ, и знаем, как предоставить высококвалифицированную защиту пре разрешении международных споров.

Таким образом, международные споры являются типичным явлением в отношениях государств. Однако факт их существования, а также методы разрешения не должны влиять на безопасность мирового сообщества в целом.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: