Связать государство правом значит построить его на основе определенных правовых принципов

Обновлено: 29.01.2023

Определить уровень сформированности предметных результатов у учащихся 9 класса по итогам освоении программы по обществознанию.
Итоговая контрольная работа проводится в один день.

2. Структура работы и характеристика заданий

Работа содержит две группы заданий.

1 группа (Часть 1 № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) – задания базового уровня сложности .
В них проверяется освоение базовых знаний и умений по предмету, обеспечивающих успешное продолжение обучения в 10 классе школы. Учащимся предлагаются стандартные учебные или практические задачи, в которых очевиден способ решения, изученный в процессе обучения.

2 группа (Часть 2 № 1, 2, 3) – задания повышенной сложности . В них проверяется готовность учащихся решать нестандартные учебные или практические задачи, в которых нет явного указания на способ выполнения, а учащийся сам должен сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы либо привлекая знания из разных предметов. Содержание заданий предполагает либо возможность использования нескольких решения, либо применение комплексных умений, либо привлечение предметных знаний и умений.

В работе внутри содержательного блока одновременно представлены задания как базового, так и повышенного уровней.

· задание с кратким ответом (Часть 2 № 1-2), требующее один единственный ответ;

· задания с развёрнутым ответом (Часть 3 № 1), в которых надо дать развёрнутый полный ответ.

3. Условные обозначения

Уровень сложности: Б – базовый, П – повышенный. Тип задания: ВО – с выбором ответа, КО – с кратким ответом, РО – с развёрнутым ответом.

4. Время и способ выполнения проверочной работы

Выполнение заданий разной сложности и разного типа оценивается с учётом следующих рекомендаций.

· В заданиях с выбором ответа из предложенных вариантов ученик должен выбрать только верный ответ. Если учащийся выбирает неверные ответы, то задание считается выполненным неверно.

· В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ.

В заданиях с развёрнутым ответом ученик должен дать полный развёрнутый ответ.

Вводная работа по обществознанию

Фамилия, имя: ____________________ Класс: ________

1. Политическая власть, в отличие от иных видов власти,

1) осуществляет волевое действие 2) побуждает людей к определённым поступкам

3) обращается с помощью права ко всем гражданам 4) регулирует отношения между людьми, социальными группами

2. Верны ли следующие суждения о роли политики в жизни общества?

А. Политика объединяет людей для достижения социально значимых целей.

Б. Политика в определённой мере обеспечивает права и свободы граждан.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

3:, Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Для защиты прав граждан необходимы сильные и самостоятельные ветви власти.

Б. Принцип разделения властей не является обязательным для демократического государства.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4 Что отличает государство от других политических организаций?

1) исключительное право издавать законы 2) определение перспектив развития общества

3) разработка социальных программ 4) наличие профессионального аппарата

5. Политической властью обладает

1) начальник строительного участка 2) губернатор области

3) секретарь руководителя фирмы 4) директор библиотеки

6. Организация С , объединяющая единомышленников, готовится принять участие в предстоящих выборах. Данная организация — это

1) политическая партия 3) общественное движение

2) парламентская фракция 4) профессиональный союз

7. Одной из функций политических партий в демократическом обществе является

1) управление федеральной собственностью 2) контроль над средствами массовой информации

3) представление интересов определённой социальной группы 4) осуществление судопроизводства

8. Соотнесите понятия и их определения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Гражданское общество 1) Постоянная политико-правовая связь лица и государства

Б) Гражданство. выраженная во взаимных правах и обязанностях

В) Правовое государство. 2) Общество на определенной стадии развития, являющееся

основой правового государства

3) Государство, ограниченное в своих действиях правом,

подчиненное воле суверенного народа и обеспечивающее и

9.. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Связать государство правом — значит построить его на основе определённых правовых _____(А). Наука называет их как минимум, три: верховенство права (правового закона), незыблемость прав и ____(Б) человека, разделение властей. Верховенство права наиболее надёжный ограничитель ___(В). Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакой коллектив лиц, никакие государственные и общественные организации, ни один человек не освобождаются от _____(Г) подчиняться закону. Принцип незыблемости прав и свобод человека определяет сущность ____ (Д). Государство обязано принимать законы, которые признают, гарантируют и надёжно защищают права и свободы человека».

Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) свобода 2) гражданство 3) обязанность 4) государственная власть 5) демократия

6) принцип 7) правовое государство 8) гражданское общество 9) мораль

10. Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию «политическая система».

Государство, партия, предприятие, профсоюз.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда

Контрольная работа

Тема: Роль политики в жизни общества.

1. Организация Z обладает верховной властью на определённой территории, создаёт правовые нормы, взимает налоги и сборы с граждан и фирм. Всё это характеризует организацию Z как

1) парламентскую республику 2) политическую партию 3) гражданское общество 4) государство

2/ Что является признаком любого государства?

1) отделение публичной власти от общества 2) разделение властей

3) республиканская форма 4) федеративное устройство

3. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Власть государства распространяется на всех лиц, находящихся в пределах его территории.

Б. Государство вправе осуществлять верховную власть в конкретном обществе.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Найдите в приведённом ниже списке органы государственной власти и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) общество защиты прав потребителей 2) ассоциация учителей истории

3) клуб любителей квадроциклов 4) межрайонный суд 5) отдел внутренних дел

5. М. на выборах проголосовал за партию, в программе которой записано: «Частная собственность, равенство возможностей, свобода предпринимательской деятельности, невмешательство государства в рыночную экономику — ведущие ценности партии».

1) коммунистическая 2) либеральная 3) социал-демократическая 4) консервативная

6. Главная особенность организаций гражданского общества состоит в том, что они

1) учреждаются государственными органами 2) участвуют в политической борьбе

3) опираются на инициативную деятельность людей 4) реализуют правительственные программы

7. Какая организация представляет гражданское общество?

1) союз защиты прав потребителей 3) вооружённые силы

2) правоохранительные органы 4) районный суд

8. В ходе социологических опросов россиянам предлагалось ответить на вопрос: «Сможет или не сможет большинство людей в России прожить без постоянной заботы, опеки со стороны государства»? Результаты опросов представлены в таблице.

Количество голосов опрошенных (в %)

Большинство сможет прожить

без опеки государства 17 15

Большинство не сможет

прожить без опеки государства 72 81

Затруднились ответить 11 4

Найдите в приведенном списке вывод(-ы), который(-е) можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа его номер(-а)

.1) Население нуждается в опеке государства — полагает большинство опрошенных;

2) число опрошенных граждан, считающих опеку государства не нужной, увеличилось;

3) больше половины опрошенных затруднилось ответить на вопрос;

4) в два раза увеличилось число опрошенных, считающих опеку государства необходимой для населения; 5) среди опрошенных в два раза больше россиян, считающих заботу государства обязательной.

9. Все перечисленные ниже термины, за исключением одно го, относятся к тоталитарному государству.

Диктатура, геноцид, репрессии, плюрализм, культ личности.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда

10. Найдите в предложенном списке характеристики референдума.

1) форма представительной демократии; 2) форма непосредственной демократии;

3) проводится для решения важных государственных вопросов;

4) участвуют только государственные служащие; 5) участие является добровольным.

Номера, под которыми указаны характеристики референдума, выпишите в порядке возрастания.

Замечательные идеи о правовом государстве мы находим у европейских мыслителей Нового времени. Дж. Локк (1632—1704), например, считал, что в государстве должны верховенствовать (занимать главное, высшее, командное положение) юридические законы. С этой целью: а) провозглашаются юридические законы; б) признаются естественные, неотчуждаемые права человека (подробнее о них речь пойдёт позднее); в) осуществляется разделение властей.

Французский просветитель Ш. Монтескьё (1689—1755) всю власть в государстве делил на три вида: законодательную (создающую законы), исполнительную (приводящую законы в исполнение) и судебную (она судит нарушителей закона). Это необходимо для того, чтобы различные власти взаимно контролировали и сдерживали (обратите внимание на слово «сдерживали») друг друга. Если же вся власть будет сосредоточена у одного лица или учреждения, свободы не будет, а будет произвол, тирания.

М. М. Сперанский (1772—1839), выдающийся русский мыслитель и государственный деятель, в своём труде «Введение к уложению государственных законов» писал:

«Законы существуют для пользы и безопасности людей.

Три силы движут и управляют государством: сила законодательная, исполнительная и судная.

В ряду великих создателей теории правового государства нельзя не назвать имени немецкого философа И. Канта (1724—1804). Он сформулировал категорический императив (абсолютно обязательное требование) в сфере государственного устройства: государство должно быть правовым, с разделением властей.

В конце XIX — начале XX в. в России сложилась плеяда правоведов, которые связывали будущее своей страны с идеей господства права. Среди них можно назвать Б. Н. Чичерина (1828—1904), Б. А. Кистяковского (1868— 1920), П. И. Новгородцева (1866—1924), С. А. Котлярев- ского (1873—1939) и многих других. О позициях, которые они отстаивали, свидетельствуют такие, например, высказывания С. А. Котляревского: «Принцип правового государства ставит перед законодателем. заповедь — уважение к правовой личности». И ещё одно: «Государство не имеет права оставаться равнодушным к тому, что благосостояние его граждан опускается ниже известного уровня».

Истины ради следует признать, что государство долгое время оставалось глухим по отношению к подобным идеям.

Принципы (признаки) правового государства

Связать государство правом — значит построить его на основе определённых правовых принципов. Наука называет, как минимум, три таких принципа: верховенство права (правового закона), незыблемость прав и свобод человека, разделение властей.

Верховенство права наиболее надёжный ограничитель государственной власти. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакой коллектив лиц, никакие государственные и общественные организации, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону.

О принципе верховенства права юристы говорят знакомыми вам словами: всеобщая связанность законом. «Закон суров, но это закон», — с почтением говорили древние римляне, имея в виду принцип абсолютного господства закона в обществе и необходимость всеобщего беспрекословного подчинения ему. Пройдя через века, данный принцип обрёл новую жизнь: в правовом государстве господствует не любой закон, а только правовой, справедливый, гуманный.

Принцип незыблемости прав и свобод человека определяет сущность правового государства. Права человека выступают главным естественным ограничителем государственной власти.

Государство обязано принимать законы, которые признают, гарантируют и надёжно защищают права и свободы человека. Примером правовых законов могут служить принятые в ряде стран, в том числе и в Российской Федерации, законы о гражданстве, о свободе совести и религиозных организаций, об общественных объединениях граждан, о печати и др.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную также способствует правовому ограничению государственной власти.

Государственная власть

Законодательная власть — парламент. Именно эта власть должна заботиться о создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому её ещё называют представительной властью. Российский парламент называется Федеральным Собранием и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Как понимать слова «связанность государства правом»? Что выше — право или власть? Зачем соединять силу и справедливость? Зачем разделять единую власть?

На вопрос о сущности правового государства можно ответить таким образом: это государство, в котором господствует право.

Данный ответ будет правильным, но неполным. Полный ответ будет найден, если вспомнить статью 2 нашей Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

во-первых, о том, что высшая цель правового государства — обеспечить права человека и гражданина;

Понятие правового государства

Несмотря на особые признаки (о них мы ещё будем говорить), правовому государству присущи все те черты государства, о которых вы уже хорошо знаете. Какова же должна быть позиция государственной власти по отношению к правам человека?

Ответ даёт всё та же статья 2 Конституции Российской Федерации: обязанность государства — признавать, соблюдать и защищать права человека. Однако выполнить такую обязанность по силам лишь государству, которое основано на праве. На юридическом языке это звучит так: «связанность государства правом». (Обрати внимание на это замечательное по своей точности выражение.) Но что это даёт?

Из истории (возможно, из средств массовой информации и т. д.) вы знаете, что государственная власть в любой стране мира имеет склонность к злоупотреблениям, незаконным действиям, идущим во вред рядовым гражданам. Отсюда следует насущная необходимость поставить её в надёжные рамки закона.

Вот в чём видел основной признак правового государства русский философ и правовед Б. А. Кистяковский (1868—1920):

Итак, правовым можно назвать такое государство, в котором обеспечены — признаны и защищены — права и свободы человека и гражданина, а власть подчинена праву, связана правом, для того чтобы твёрдо пресекать злоупотребления.

Сегодня в мире существует ряд государств, в которых можно увидеть признаки правового государства. И хотя такое государство всё ещё, пожалуй, остаётся идеалом для человечества, наука уже многое знает о нём и продолжает активно разрабатывать теорию правового государства. А возникла эта теория много столетий назад.

Соединение силы и справедливости

Как вы знаете из курса истории, уже в древности, когда появились первые государства, принуждение, а нередко и насилие стали характерными чертами власти. И вполне естественно, что тогда же люди поняли: жизнь была бы куда лучше, если бы сила, которой обладало государство, находилась в согласии со справедливостью.

Возникла великая гуманистическая идея соединения силы государства и справедливости права. Разумно устроенным представлялось людям такое государство, в котором право поддерживается и защищается самим государством.

Знакомство с трудами величайших учёных Античности позволяет понять, как зарождалось и развивалось учение о правовом государстве.

Платон (427—347 до н. э.), например, размышляя о государстве и законе, пришёл к выводу, что государство вообще возможно только там, где господствует справедливый закон. Обратимся к словам самого Платона: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью» — так довольно мрачно пророчествовал философ. Но чтобы люди не теряли надежды, добавлял: «Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

Ученик Платона Аристотель (384—322 до н. э.) в данном вопросе был полностью на стороне учителя. «Там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя», — жёстко, но справедливо заявлял он.

А как соотнести право и власть? Римский мыслитель Цицерон (106—43 до н. э.) пришёл к выводу, весьма близкому идеям других античных мыслителей: право должно быть выше власти. Это значит, что государство должно иметь такое устройство, при котором не только рядовые граждане, но и сама власть подчинена праву.

Идея правового государства возникла в глубокой древности и прошла долгий путь в своем развитие. Поиски справедливого устройства государственной власти привели мыслителей к фундаментальной идее о необходимости соединения власти и справедливости права. Это означает, что государство должно действовать только в рамках права. Или, как говорят юристы, оно должно быть связано правом. Принцип разделения властей стал ещё одним важнейшем открытием теории правового государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Презентация по правовому праву.pptx

Идея правового государства.

    • Идея правового государства воз никла в глубокой древности и прошла долгий путь в своем развитие. Поиски справедливого устройства государственной власти привели мыслителей к фундаментальной идее о необходимости соединения власти и справедливости права. Это означает, что государство должно действовать только в рамках права. Или, как говорят юристы, оно должно быть связано правом. Принцип разделения властей стал ещё одним важнейшем открытием теории правового государства. Современная наука выделяет целый ряд принципов( признаков) правового государства. К числу важнейших относятся, как минимум , три: верховенство права (правового закона); незыблемость прав и свобод человека; разделение властей. Сегодня в мире существуют демократические государства , в которых можно увидеть призна ки правового государства, хотя во многом оно еще остается идеалом.

    Сущность правового государства.

      • О сущности правового государства можно от ветить так: это государство, в котором господствует право.
      • «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
      • Характеризуя правовое государство, важно помнить о двух сторонах его сущности:
      • Во- первых, о том, что высшая цель правового государства- обеспечивать права человека и гражданина;
      • во- вторых, о том, что государственная власть в правовом государстве всегда действует только в рамках права, т.е ограничена правом.

      Понятие правового государства.

        • Несмотря на особые признаки, правовому государству присуще все те черты государства, о которых вы уже хорошо знаете. Статья 2 Конституции РФ гласит: обязанность государства – приз навать, соблюдать, и защищать права человека. Однако выполнять такую обязанность по силам лишь государству, которое основано на праве. На юридическом языке это звучит так: « связанность государства правом».
        • Правовым можно назвать такое государство, в котором обеспечены -признаны и защищены – права и свободы человека и гражданина, а власть подчинена праву, связана правом, для того чтобы твердо пресекать злоупотребления.

        Соединение силы и справедливости.

          • Уже в древности, когда появились первые государства, принуждение, а нередко и насилие стали хара ктерными чертами власти. И вполне естественно, что тогда же люди поняли: жизнь была бы куда же лучше, если бы сила, которой обладало государство, находилась в согласии со справедливостью.
          • Возникла великая гуманистическая идея соединения силы государства и справедливости права. Знакомство с трудами величайших ученых Античности позволяет понять, как зарождалось и развивалось учение о правовом государстве.
          • Римский писатель Цицерон(106-43 до н.э.) пришел к выводу, весьма близкому идеям других античных мыслителей: право должно быть выше власти. Это значит, что государство должно иметь такое устройство, при котором не только рядовые граждане, но и сама власть подчинена праву.
            • Власть – это право, сила и воля над чем-либо ( обществом, семьей, отдельным человеком и т. д. ),это возможность оказывать ре шающие воздействие на поведение, чувства, позиции людей. Власть – это волевые отношения.
              • Власть это способность одного человека в определенных общественных условиях проводить собственную волю и собственные решения вопреки сопротивлению другого . Крепче, разумнее, долговечнее и продуктивнее власть, которая опирается на авторитет – т.е общепризнанное значение, влияние

              Власть в правовом государстве.

              Замечательные идеи о таком государстве мы находим у европейских мыслителей Нового времени. Дж. Локк(1632-1704),например, считал, что в государстве должны верховенствовать (занимать главное, высшее, командное положение) юридические законы.

                • Французский просветитель Ш. Монтескье(1682 – 1775) всю власть в государстве делил на три вида: законодательную( создающую законы), исполнительную( приводящую законы в исполнение) и судебную ( она судит нарушителей закона).Это необходимо для того, чтобы различные власти взаимно контролировали и сдерживали друг друга.
                • Филасов И.Кант (1724-1804).Сформулировал категорический императив( абсолютно обязательное требование) в сфере государственного устройства: государство должно быть правовым, с разделением властей. Истины ради следует признать, что государство долгое время оставалось глухим по отношению к подобным идеям.
                  • Право – это система установленных го сударством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.

                  Государство – это гарант права, оно не только устанавливает определенные нормы права, но и обеспечивает их исполнение.

                    • Понятия «право» и «государство» теснейшем образом взаимосвязаны и взаимообусловлены. Право развивалось по мере развития и совершенствования государства. Они и возникли практически одновременно – право и государство

                    Принципы(признаки) правового государства.

                      • Связать государство правом – значит построить его на основе определенных правовых принципов.
                      • Верховенство права наиболее надежный ограничитель государственной власти. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакой коллектив лиц, никакие государственные и общественные организации, ни один человек не освобождается от обязанности подчинится закону.

                      Принцип незыблемости прав и свобод человека определяет сущность правового государства. Права человека выступают главным естественным ограничителем государственной власти.

                      Принцип разделения властей, суть которого в том, что три ветви власти – должны быть достаточно самостоятельны, независимы одна от другой, не подчиняться друг другу.

                      №1. Признаки государства


                      ннн


                      №2 Формы государства.




                      №3 Функции государства

                      • Учащиеся сдают карточки, проверка у доски (ученики выходят к доске и заполняют схемы, все проверяют правильность заполнения, групповое обсуждение ошибок).

                      • Учитель говорит, что за карточки оценки объявит на следующий урок.

                      - На сегодняшнем уроке мы разберём понятие и основные признаки правового государства «Правовое государство» (запись темы в тетради)

                      IV . Изучение нового материала :

                      Учитель: Власть и право тесно связаны между собой, значит, неправовых государств нет, так как в каждом государстве свои законы, своя система права.

                      • Под правовым государством понимается такое государство, в котором все подчиняется закону, даже правители исполняют предписанные нормы.

                      V . Работа с текстом Конституции: На вопрос о сущности правового государства можно ответить так: это государство, в котором господствует право. Но давайте прочитаем ст.2 Конституции РФ

                      «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

                      Итак, что является высшей ценностью правового государства? Ответ: обеспечить права человека и гражданина.

                      Какова должна быть позиция государственной власти по отношению к правам человека? Ответ: признавать, соблюдать и защищать права человека.

                      Но выполнить такую обязанность по силам лишь государству, которое основано на праве, т.е. следует необходимость поставить её в рамки закона.

                      - Прочитайте ст. 15. Конституции РФ

                      - В каких пунктах этой статьи непосредственно закреплено верховенство права в нашей стране? (Ответ: 2,4)

                      VI . Работа с учебником.

                      Откройте стр.30 учебника и прочтите внимательно документ и постарайтесь ответить на вопрос.

                      В. А. Кистяковский (1868—1920):

                      «Характеризуя правовое государство. надо признать, что основной (его) признак. заключается в том, что в нем власти положены известные границы, здесь власть ограничена и подзаконна. Правовому государству тоже необходимо присуща власть, но эта власть введена в известные рамки, она осуществляется в определенных формах и носит строго правовой характер».

                      Вопрос: Как вы понимаете утверждение о том, что в правовом государстве «власти положены известные границы»? Ответ: право, закон ограничивают произвол власти.

                      VII . Самостоятельная работа учащихся.

                      «Соединение силы и справедливости», стр. 30-31., прочитайте и ответьте на вопросы:

                      Учитель: - какова точка зрения Платона о государстве и законе? Ответ: государство погибнет, если закон не имеет силы, а если закон - владыка над правителями, то государство ожидает спасение и процветание.

                      Учитель: - какова точка зрения Аристотеля о государстве и законе? Ответ: его точка зрения наиболее категорична, если власть закона отсутствует, то в государстве нет места какой- либо форме государства.

                      Учитель: - как соотнёс право и власть римский мыслитель Цицерон? Ответ: Право выше власти (запись в тетради).

                      Учитель: Правильно, право должно возвышаться над властью. Только это и будет воплощением великой идеи соединения силы и справедливости, т.е. тогда, когда право поддерживается и защищается самим государством.

                      В конце XIX – начале XX века сложилась целая плеяда правоведов, которые связали будущее своей страны с идеей господства права: Б. Н. Чичерин (1828—1904), Б. А. Кистяковский (1868—1920), П. И. Новгородцев (1866—1924) С. А. Котляревского (1873—1939).

                      IX . Принципы (признаки) правового государства.

                      Связать государство правом — значит построить его на основе определенных правовых принципов. Наука называет нам по крайней мере три таких принципа (запись в тетради).

                      Основные признаки правового государства:

                      А) верховенство права Б)незыблемость прав и свобод человека В) разделение властей.

                      Учитель: но это лишь основные признаки. Я вам раздам карточки, а вы группой обсудите, что ещё добавилось в схеме №2 (на каждую группу выдаётся по 2 карточки со схемами).

                      Признаки правового государства.

                      Обеспечение подлинного Само право должно опираться на

                      верховенства закона ценности демократии , отражать интересы

                      личности, гражданина, воплощать в себе

                      гражданские права и свободы и устанавливать

                      взаимную ответственность государственной власти

                      перед гражданами и граждан перед властью

                      Разделения власти на законодательную,

                      исполнительную, судебную ветви и

                      независимость этих ветвей друг от друга.

                      Разделение власти на

                      Широкие и реальные исполнительную и судебную


                      Права и свободы

                      личности во всех сферах Связанность законом


                      жизни государства и его органов


                      Признаки Верховенство права и

                      всеми гражданами, правового закона во всех сферах жизни

                      независимо от должности государства общества

                      и заслуг

                      Эффективный контроль за

                      соблюдением законности Взаимность прав, обязанностей и ответственности

                      государства, общества и индивида.

                      Учащиеся называют остальные признаки правового государства.

                      X . Учитель акцентрирует внимание на третьем основном признаке правового государства «Разделение власти на три ветви». На доске схема №3:


                      1. Законодательная власть или представительная власть - парламент.

                      Как называется парламент в нашем государстве? Ответ : Федеральное Собрание.


                      2. Исполнительная власть.- Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Исполнительная власть законов не принимает (хотя, согласно ст. 104 Конституции обладает правом внесения законопроектов в Государственную думу). Главная задача исполнительной власти проводить в жизнь, т. е. исполнять, принятые парламентом решения. Главным органом является _ Правительство.

                      3. Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти. Ее исключительные полномочия — защищать право путем осуществления правосудия .

                      Согласно Конституции РФ в России судебная власть состоит из трех видов судов — конституционных судов (Конституционный Суд РФ; конституционные (или уставные) суды субъектов Федерации); судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, и также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды); арбитражных судов (Высший Арбитражный Суд РФ; арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов Федерации).

                      Российский закон предусматривает участие граждан в осуществлении правосудия в роли присяжных, народных и арбитражных заседателей.

                      Вывод: Главная задача разделения властей — исключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение ее в одних руках — какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства.

                      Россия, согласно Конституции, есть демократическое федеративное правовое государство (ст. 1, ч. 1)

                      XI . Работа с учебником . Прочтите 2 последних абзаца (стр.35-36). Ответьте на вопросы:

                      1. Какие необходимые преобразования требуются в общественных отношениях для построения правового государства? 2. Сформировано ли в России правовое государство? (на группу выдаётся по одной карточке)

                      1. Производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства (необходимы экономическая независимость и самостоятельность индивида).

                      2. Режим демократии, парламентаризма и конституционализма, суверенитет народа, предотвращение попыток злоупотребления власти. Создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства.

                      3. Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами.

                      4. Гражданское общество, то есть система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

                      XII . Внимательно прочитайте условия формирования правового государства в современной России:

                      1. Длительное время сохраняется правовой нигилизм народа и властей, неуважение к закону, традиции авторитаризма и деспотии, низкий уровень общей политической и правовой культуры.

                      2. Сложности нынешнего исторического этапа в жизни страны (расслоение общества, недовольство зарплатой, рост отрешенности народа от политической активности, участия во власти).

                      3. Несоответствие западных представлений о правовом государстве устоям России.

                      4. Необходимость создания своей модели правового государства.

                      Учащиеся называют признаки несформированности правового государства : неуважение к закону, традиции авторитаризма и деспотии, низкий уровень общей политической и правовой культуры; необходимость создания своей модели правового государства.

                      XIII . Закрепление.

                      1. Устное тестирование:

                      •Парламентом Российской Федерации являет

                      1) Государственная дума 2) Конституционное Собрание З) Совет Федерации 4) Федеральное Собрание Российской Федерации.

                      • Обязательным признаком правового государства является:

                      I) наличие должности президента 2) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную

                      3) наличие планового регулирования экономики 4) наличие государственной символики

                      • Главная цель, преследуемая разделением властей в демократическом государстве, это:

                      1) создание рабочих мест для государственных чиновников 2) контроль жизни гражданского общества

                      З) недопущение чрезмерной концентрации власти одним человеком или одним органом

                      4) суверенитет, независимость в осуществлении внутренней и внешней политики

                      • В правовом государстве являются естественными возможностями индивида, обеспечивающими его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни:

                      1) Нормы права 2) экономические права З) нормы морали 4) политические прав

                      • Концепции правового государства соответствует суждение:

                      1) Разрешено только то, что разрешено законом. 2) Государство не может быть ограничено законом.

                      З) Государство должно контролироваться гражданским обществом. 4) Мнение государства важнее мнения общества.

                      2 .Задание: Среди принципов правового государства (помимо тех, с которыми вы познакомились) специалисты указывают и на такой: принцип взаимной ответственности государства и гражданина. Объясните, как вы понимаете: в чём состоит ответственность государства перед гражданином? В чем состоит ответственность гражданина перед государством? (ответ: государство гарантирует защиту прав человека, а он в свою очередь соблюдает нормы права, установленные государством)

                      XIV . Обобщение: Сегодня в мире существует ряд государств, в которых можно увидеть признаки правового государства. И хотя такое государство все еще, пожалуй, остается идеалом для человечества, наука уже многое знает о нем и продолжает активно разрабатывать теорию правового государства.

                      XV . Подведение итогов урока, выставление оценок.

                      XVI . Домашнее задание: § 6., написать эссе на одно изречение из рубрики «Говорят мудрые».

                      Автор статьи

                      Куприянов Денис Юрьевич

                      Куприянов Денис Юрьевич

                      Юрист частного права

                      Страница автора

                      Читайте также: