Судостроитель судоремонтник металлических судов кто это

Обновлено: 06.10.2022

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

«АХТУБИНСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ
ПИСЬМЕННЫХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ

«Судостроитель-судоремонтник металлических судов»

Письменная экзаменационная работа является частью выпускной квалификационной работы и предусматривает сложность не ниже разряда по профессии рабочего, служащего, предусмотренного ФГОС СПО.

Методические рекомендации по написанию, оформлению и письменной экзаменационной работы предназначены для студентов Ахтубинского губернского техникума.

В Методических рекомендациях излагаются общие требования к оформлению работы, а также правила оформления списка использованной литературы.

Требования к письменной экзаменационной работе

Письменная экзаменационная работа – сжатое изложение информации по конкретной теме, определяемой образовательным учреждением, она должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу СПО.

Работа должна содержать описание разработанного технологического процесса выполнения практической квалификационной работы и краткое описание используемого оборудования, инструментов, приборов и приспособлений, а также параметров и режимов ведения процесса.

Требования к оформлению работы

Работа выполняется на компьютере в одном экземпляре и оформляется только на лицевой стороне белой бумаги. Все страницы заполняются текстом, в котором выделяются абзацы. Каждый новый раздел, а также Введение, Заключение, Список литературы и Приложения начинаются с новой страницы.

Размер бумаги – стандартного формата А4 (210 х 297 мм).

· расстановка переносов – автоматическая.

- шрифт ­ Times New Roman;

- кегль (размер) – 14 пт (пунктов) в основном тексте, 12 пт в сносках;

- цвет шрифта – черный.

- красная строка – 1,25 см;

- междустрочный интервал – полуторный в основном тексте, одинарный в подстрочных ссылках;

- выравнивание основного текста и ссылок – «по ширине».

Нумерация страниц

Нумерация страниц начинается с 3-й страницы (Введение), т. е. после титульного листа и содержания работы. Далее последовательная нумерация всех листов, включая Заключение, Список литературы и Приложения (если они имеются в работе). Нумерация страниц, на которых даются приложения, является сквозной и продолжает общую нумерацию страниц основного текста.

Номер страницы располагается внизу по центру.

Оформление заголовков

Заголовки набираются прописными буквами полужирным шрифтом. Размер шрифта – 14 пт. Выравниваются заголовки по центру, точка в конце заголовка не ставится.

Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал.

Заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным.

Содержание письменной экзаменационной работы
Письменная экзаменационная работа состоит из следующих разделов:
- Титульный лист;
- Рецензия;
- Задание на письменную экзаменационную работу;
- Пояснительная записка (с указанием страниц). Разделы пояснительной записки оформляются в последовательности указанной в задании;
- Список используемых источников (литература).
Пояснительная записка письменной экзаменационной работы состоит из следующих разделов:
- Теоретическая часть;
- Графическая часть письменной экзаменационной работы (при необходимости);
- Выводы и заключения

Общие требования к письменной экзаменационной работе:
Задание на письменную экзаменационную работу оформляется на стандартом бланке.
Теоретическая часть должна содержать описание разработанного технологического процесса выполнения практической квалификационной работы, краткое описание используемого оборудования, инструментов, приспособлений, а также параметров и режимов ведения процесса.
Во введении дается обоснование выбора темы, ее актуальность, значение, современное состояние и тенденции развития определенной отрасли.
Расчеты, выполняемые в письменной экзаменационной работе, зависят от характера задания.
Графическая часть письменной экзаменационной работы не должна превышать двух листов чертежей или схем. Обучающимся необходимо при выполнении графической части руководствоваться стандартами ЕСКД.
Текст в пояснительной записке должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований, должны применять научно-технические термины, обозначение и определения, установленные соответствующими стандартами.

Все разделы письменной работы должны быть логически связаны между собой и содержать последовательный переход от одного раздела к другому.
Список используемых источников является основной частью письменной работы. В списке указывается не только литература, на которую имеются ссылки в письменной работе, но и та, которая была изучена в ходе написания работы. В случае использования в ходе подготовки письменной экзаменационной работы Интернет-ресурсы, электронные базы данных, электронные книги, каталоги и так далее, делаются ссылки на соответствующий сайт, или электронный носитель.

Письменная экзаменационная работа должна быть отпечатана компьютерным способом на одной стороне бумаги формата А4, или же на листах бумаги формата А4 стандартного образца. Допускается выполнение письменной экзаменационной работы от руки. При этом работа должна быть написана четко, аккуратно, от руки пастой одного цвета (черного, синего, фиолетового) на листах бумаги формата А4 стандартного образца. Рекомендуется оформленную письменную экзаменационную работу сброшуровывать.
Требования к оформлению письменных экзаменационных работ приводятся в «Методических рекомендациях обучающимся выпускных групп по оформлению письменной экзаменационной работы», разработанными в соответствии с требованиями стандартов.

Формулирование цели и задач работы

Цель может быть сформулирована при помощи глаголов: исследовать, изучить, проанализировать, систематизировать, осветить, изложить (представления, сведения), создать, рассмотреть, обобщить и т.д.

Обобщить – сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении,

придать общее значение чему-либо.

Изучить – усвоить в процессе обучения, исследовать, познать,

внимательно наблюдая, ознакомиться, понять

Изложить – описать, передать устно или письменно

кратко пересказать содержание чего-либо

Систематизировать – привести в систему.

Для перехода к формулированию задач, можно использовать выражения: «основными задачами письменной экзаменационной работы являются…»; «в соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи:…»; «для реализации поставленной в работе цели решаются следующие задачи:…»; «цель исследования заключается в … и предполагает решение следующих задач». После вводной (переходной) фразы следует четко, под нумерацией сформулировать задачи.

Например , «Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- проанализировать (подходы к проблеме, вопрос в литературе, документы и т.д.)…;

- выделить (выявить, выяснить)…;

- сравнить (провести сравнительный анализ)…;

- разработать (методику, документ, дополнения к инструкции и т.д.)…;

- дать характеристику (понятию, явлению и т.д.)…;

- выявить характерные черты. ».

Формулировка задачи может соответствовать названиям разделов.

Например: описать технологический процесс приготовления…………..; разработать технологическую (калькуляционную) карту…………………; изучить условия и правила хранения…………………

Функции руководителя письменной экзаменационной работы


Основными функциями руководителя письменной экзаменационной работы являются:
- разработка индивидуальных заданий;
- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения письменной экзаменационной работы;
- оказание помощи обучающимся в подборе литературы;
- систематический контроль за выполнением письменной экзаменационной работы соответственно графику консультаций и индивидуальных собеседований;
- рецензирование и оценивание представленной работы.
Содержание задания на выполнение письменной экзаменационной работы должно соответствовать рекомендуемому разряду, в том числе повышенному разряду.

Функции рецензента (преподавателя-консультанта):
Рецензент обязан отразить:
- положительные и отрицательные стороны письменной работы;
- степень раскрытия разделов пояснительной записки;
- учтена ли взаимосвязь профессий;
- степень самостоятельности выпускника при выполнении работы;
- качество и обоснованность выводов и предложений в представленной работе.
Рецензент указывает общую оценку письменной работы.

Подготовка к защите письменной экзаменационной работы


На заседание Государственной аттестационной комиссии, связанное с проведением Государственной итоговой аттестации выпускников, в группах по форме обучения СПТУ и ТУ, рекомендуется предоставлять электронную презентацию работы, выполненную с использованием офисного приложения Microsoft Office PowerPoint.
Содержание электронной презентации может быть изложено в следующей последовательности:
- титульный лист – наименование письменной экзаменационной и выпускной квалификационной работы, цели (задачи) работы;
- характеристика предприятия (организации), цеха, участка, объекта, на котором выполнялась выпускная квалификационная работа;
- характеристика выполняемой выпускной квалификационной работы;
- описание технологического процесса выполнения выпускной квалификационной работы;
- выводы и рекомендации.
В презентации необходимо использование фотографий, таблиц, эскизов, схем, технологических карт, для описания процесса выполнения выпускной квалификационной работы. Общее количество слайдов не должно превышать – 12 (двенадцать) листов.
Наряду с выполнением письменной экзаменационной работы в Учреждении на итоговую аттестацию могут быть представлены:
- отчет о прохождении производственной практики;
- творческое задание.

Отчет о прохождении производственной практики


Отчет о прохождении производственной практики может быть рекомендован тогда, когда производственная практика осуществляется на предприятии или на объектах с выездом за пределы города.

Перечисленные выше условия и требования по оформлению пояснительной записки полностью относится и к оформлению отчета о прохождении предвыпускной производственной практики.
Содержание отчета может быть изложено в следующей последовательности:
- титульный лист;
- рецензия;
- задание;
- содержание;
- характеристика предприятия;
- характеристика цеха, участка, объекта;
- характеристика выполняемых производственных работ;
- описание технологического процесса;
- выводы;
- список используемой литературы.
Форма отчета может варьироваться с учетом определенных условий и особенностей производства.
При рецензировании и оценке отчета во внимание принимаются:
- глубина ознакомления с производством;
- описание технологических процессов;
- степень самостоятельности;
- аккуратность выполнения отчета;
- качество выполнения всех разделов выводов отчета.

Структура письменной экзаменационной работы по профессии

«Судостроитель-судоремонтник металлических судов»

Введение (цель, задачи, краткая характеристика изделия) - это краткое и сжатое изложение основных идей письменной экзаменационной работы, характеризует актуальность темы, цели и задачи.

В Основной Части дается описание и обоснование используемой технологии процесса, средств и предметов труда, результата труда.

В Заключении формулируются выводы и итоги выполнения письменной экзаменационной работы, отражающие описание предлагаемых рекомендаций.

В Списке литературы указываются источники, на которые обучающийся ссылается в письменной экзаменационной работе и все иные, изученные им в связи с её подготовкой. Все источники в списке литературы располагаются в алфавитном порядке.

В Приложении приводятся формы документов, схемы, таблицы, графики, а также другие вспомогательные материалы- эскиз, фото, технологическая карта.










Моря и океаны занимают три четверти поверхности земного шара. Их бороздят военные корабли, гражданские танкеры, пассажирские лайнеры и рыболовные суда. И все их должен кто-то строить и ремонтировать. Как вы догадались, сейчас мы поговорим об одной из наиболее востребованных и важных профессий. Это судостроитель-судоремонтник металлических судов.


Не секрет, что судно состоит из множества самых разнообразных деталей: плоских и гнутых, простых и со сложной конфигурацией. Их размеры могут быть от нескольких сантиметров до десяти метров и более. И представитель этой профессии с лёгкостью должен разбираться не только в том, как они работаю, но и в том, что нужно делать в случае их поломки. Судостроитель-судоремонтник металлических судов работает в сборочном цехе, эксплуатирует и ремонтирует паровые котлы и агрегаты, выполняет сборочно-достроечные работы, сборку и монтаж (демонтаж) элементов конструкции судов. Также он выполняет слесарные и электрогазосварочные работы.

Первые корабли, которые представляли собой небольшие деревянные суда различной формы, приводимые в движение с помощью весел, появились в древнем Египте и Древней Греции. Также их использовали шумеры и финикийцы. Так, в V веке до нашей эры строились корабли с двумя рядами вёсел, они назывались биремами. Те, которые были с тремя рядами – триремами. Экипаж крупного корабля насчитывал несколько сотен человек.

Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся вплоть до XVII—XVIII веков. До XIX века корабли были парусными. Самые быстроходные парусники перевозили чай из Китая и шерсть из Австралии в Европу и Америку со скоростью 30 км/ч.

Уже в XIX веке в судостроении происходят значительные изменения: дерево заменяется железом, а на смену парусу приходит паровая машина. Первый речной пароход «Клермонт» был построен в США в 1807 году, а первый морской пароход появился в России в 1815 году. Уже в XX веке были сконструированы корабли с двигателями, работающими от пара, созданного при участии ядерного реактора. Первое гражданское судно такого типа – атомный ледокол «Ленин». Он начал работать в Арктике в 1959 году.

Любой профессионал в этой области, несомненно, будет востребован, поскольку авиация – это неотъемлемая часть нашей жизни. По этой причине не стоит сомневаться в актуальности этой профессии и, как следствие, возможности совершенствовать свои навыки и продвигаться по карьерной лестнице. Например, эти специалисты работают на предприятиях по производству, эксплуатации и ремонту летательных аппаратов, а также в аэропортах. Они разрабатывают специальную документацию, проектируют и собирают несложные детали: узлы технологического оборудования и оснастки самолётов, вертолётов и планеров.
Данные популярных площадок по поиску работы говорят о том, что средний уровень дохода специалиста не ниже 50 тысяч рублей. А дальше всё зависит от опыта, компетенции и, разумеется, конкретного места работы.

Как вы уже догадались, эта профессия не только романтична, но и сложна. Поэтому настоящие мастера своего дела должны быть на просто влюблены в море, но и наделены целым рядом необходимых качеств. В их числе:

  • физическая выносливость;
  • острота зрения;
  • аккуратность;
  • ответственность.


Кроме того, судостроитель-судоремонтник должен уметь выполнять:

  • первичную обработку листовых и профильных судостроительных материалов;
  • сборку и монтаж элементов судовых конструкций и оборудования;
  • ремонт и утилизацию металлических судов и другой морской и речной техники на судостроительных и судоремонтных предприятиях.

Также настоящему профессионалу следует знать:

  • основы электротехники;
  • режимы сварки и правила их регулирования;
  • виды сварных соединений, типы швов и способы их испытания;
  • виды дефектов, способы их предупреждения и устранения;
  • правила техники безопасности при обслуживании электросварочной аппаратуры;
  • работу с чертежами.

Региональный центр содействия профессиональному самоопределению обучающихся Архангельской области

Навигация по сайту

Профессиональные кластеры / Морская техника и транспортные средства / Профессиограмма «Судостроитель-судоремонтник металлических судов»

Судостроитель-судоремонтник-1

Три четверти планеты – моря и океаны. Их бороздят военные корабли и гражданские танкеры, сухогрузы, пассажирские лайнеры, рыболовные суда. А как прекрасен вид на рейд, где красуются гигантские и маломерные суда, военные катера. Строят и ремонтируют их корабелы – судостроители и судоремонтники. И это одна из самых востребованных профессий отрасли «Судостроение». Профессия сложна. Ведь судно состоит из самых разнообразных деталей: плоских и гнутых, прямоугольных и сложных конфигураций, размеры деталей судна могут быть от нескольких сантиметров до десяти и более метров.

Судостроитель-судоремонтник-4

Назначение профессии:
Эксплуатация и ремонт паровых котлов и котельных агрегатов; выполнение сборочно-достроечных работ; сборка, монтаж (демонтаж) элементов судовых конструкций, корпусов, устройств и систем металлических судов; выполнение слесарных операций при демонтаже, ремонте, сборке, монтаже судовых конструкций и механизмов; выполнение слесарных операций по сборке корпусных конструкций в процессе судоремонта; выполнение электрогазосварочных операций.

Должен уметь:

  • выполнять первичную обработку листовых и профильных судостроительных материалов;
  • сборку и монтаж элементов судовых конструкций и оборудования;
  • ремонт и утилизацию металлических судов и другой морской и речной техники на судостроительных и судоремонтных предприятиях.

Должен знать:

Судостроитель-судоремонтник-3

  • основы электротехники;
  • режимы сварки и правила их регулирования;
  • виды сварных соединений, типы швов и способы их испытания;
  • виды дефектов, способы их предупреждения и устранения;
  • правила техники безопасности при обслуживании электросварочной аппаратуры;
  • работу с чертежами;

Профессионально важные качества:

  • физическая работоспособность (выносливость);
  • острота зрения;
  • пространственные представления;
  • аккуратность;
  • ответственность.

Медицинские противопоказания:

  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • астма;
  • гипертония;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата.

Эту профессию вы можете получить в:

* — в данной образовательной организации профессия/специальность в Архангельской области лицензирована, но не реализуема по состоянию на 01.10.2013 г.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

План открытого урока по профессии судостроитель - судоремонтник

Группа 9/10 III – го курса

Тема урока: «Наш завод – мое будущее».

ЦЕЛИ УРОКА :

Дидактические

- формирование у учащихся представления об организации судостроения и судоремонта на заводе

- ознакомление учащихся со структурой судоремонтного предприятия

- активизация познавательной деятельности

Развивающие

- развитие самостоятельности у учащихся в решении учебно-познавательных задач

- творческое освоение учебного процесса

- развивать знания по планированию профессионального и жизненного пути

Воспитательные

Воспитание трудовой мотивации и помощь ориентироваться в мире профессий

ТИП УРОКА : Урок обобщения и систематизации знаний.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

Учащийся должен уметь:

· Корректировать свои профнамерения

Учащийся должен знать:

· Проводить профессиональный анализ профессий

· Соотносить требования профессии с собственными личными интересами, склонностями и способностями

· Свой уровень готовности к выбранной профессии

· Порядок подготовки и построения личного профессионального плана

1. Проблемный метод

перед учеником поставлена задача найти свое место на предприятии

2. Исследовательский метод

провести анализ возможности возрождения завода с указанием приблизительных сроков

3. Метод проектов

Учащимся предложено составить бизнес – план возрождения завода

1. Организационный момент:

- определить посещаемость и готовность к уроку – 2 минуты

2. Формулировка целей урока:

- обучающиеся формируют тему занятий самостоятельно, вспоминают пройденные темы – 3 минуты

3. Вступление (3 – 5 минут) – актуализация

I. Выбор профессии часть определяет весь жизненный путь человека, поэтому очень важно предостеречь себя от возможных ошибок и выбрать дело по душе.

II. Вами выбрана профессия, связанная с судостроением и судоремонтом.

III. Многие профессии безвозвратно уходят в прошлое, другие настолько меняются, что требуют от работника значительной переподготовки, постоянного повышения квалификации.

IV. Все вы получили домашнее задание составить творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера связаны с нашим заводом». Этот план должен помочь вам разобраться в своих профессиональных предпочтениях, наметить программу действий по самоопределению профессионального и жизненному пути.

4. Презентация творческих проектов в привязке к видению будущего нашего завода – 25 минут

- теоретическая часть: а) аргументация своего профессионального выбора

б) жизненный план

- практическая часть: а) предложение по реконструкции цехов завода

б) предложения по организации кадровой структуры

в) ваша роль в осуществлении задуманных планов по

5. Оценивание проектов (5 минут)

- аргументация результатов профессионального выбора

- уровень раскрытия темы

- ответы на вопросы присутствующих

6. Подведение итогов (5 минут)

- определение главного мотива при выборе профессии и жизненного пути (социальный, моральный, материальный, престиж);

- описание запасного варианта профессионального плана;

- о чем заставила задуматься работа над проектом;

- что означает «главный выбор профессии»? (совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии);

- какие ошибки вы могли или боялись совершить при выборе профессии?

Выбор профессии за компанию

Отношение к некоторым важным для общества профессиям, как к недостойным

Перенос отношения к человеку на его профессию – подражание отцу, брату и т.д.

7. Выставление отметок за урок (отрицательных отметок нет)

8. Домашнее задание

- по выбранной профессии нарисовать рисунок и подписать «Каким я вижу себя через 10 лет».

- сформулировать вывод о полезности сегодняшнего урока для вашей дальнейшей жизни.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Моя будущая профессия.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ и МОЛОДЕЖИ

РЕСРУБЛИКИ КРЫМ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Крым

«Керченский морской технический колледж»

Образовательная площадка № 2

Классный час на тему:

«Моя профессия

(Судостроитель-судоремонтник металлических судов)»

Подготовила: куратор гр. 112 Максименко К.А.

Образовательные:

· Дать обучающимся представление о выбранной профессии;

2. Воспитательные :

· Формирование познавательного интереса, связанного с выбором профессий;

· воспитание устойчивого положительного отношения к труду.

3. Развивающие :

· Формирование зрительного восприятия;

· развитие речи, памяти, внимания;

Судостроитель-судоремонтник металлических судов

Слайд 2. Три четверти планеты – моря и океаны. Их бороздят военные корабли и гражданские танкеры, сухогрузы, пассажирские лайнеры, рыболовные суда. Строят и ремонтируют их корабелы – судостроители и судоремонтники. И это одна из самых востребованных профессий отрасли «Судостроение».

В последнее время водный транспорт стал другим, прежде всего это относится к речным судам. Увеличилась их грузоподъемность, мощность и скорость движения, комфортабельность. Недаром многие предпочитают теперь провести отпуск, путешествуя по реке или морю. А это значит, что профессия судостроителя - одна из перспективных.

Слайд 3. Из истории создания судов

Еще в глубокой древности человеку приходилось передвигаться по воде для того, чтобы охотиться или сократить путь передвижения. Для этого он использовал обыкновенное дерево. Потом человеку нужно, было что-то перевезти, и он связал несколько деревьев вместе. Так получился первый плот.

Слайд 4 . В каменном веке человек научился пользоваться орудием труда, и тогда при помощи камня он стал выдалбливать в дереве углубление, так получилась первая лодка. Но многие народы делали лодки из шкур животных, коры деревьев, тростника, пальмовых листьев. Лишь с созданием больших лодок начинается собственно судостроение.

Слайд 5. Первые корабли - небольшие деревянные суда различной формы, передвигающиеся с помощью весел, появились задолго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и Риме.

Слайд 6. В 5 веке до нашей эры появились корабли с несколькими рядами весел. Корабли с двумя рядами весел назывались биремами, с тремя - триремами. Экипаж крупного корабля насчитывал несколько сот человек.

Слайд 8. Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся вплоть до XVII—XVIII веков.- Рассмотрите парусники. Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний.

Вплоть до 19 в корабли были парусными. В начале 19 в самые быстроходные парусники перевозили чай из Китая и шерсть из Австралии в Европу и Америку со скоростью 30 км/ч.

Слайд 9 . Рекорд скорости показало судно «Катти Сарк» (построено в 1869 г.), оно шло со скоростью 39 км/ч/. «Катти Сарк» означает на шотландском диалекте «короткая рубашка». С середины 20 в. корабль находится в Гринвиче (Великобритания) и является музеем. Судно является популярной среди туристов достопримечательностью.

Слайд 10. В 19 в в судостроении происходят значительные изменения: дерево заменяется железом, парус – паровой машиной. Первый речной пароход «Клермонт» построен в США в 1807 г по проекту Роберта Фултона, а первый морской появился в России в 1815г. Судовой паровой котел топили дровами.

Слайд 11. В 1903 г на Волге построили первое в мире дизельное судно – танкер «Вандал».

Слайд 12 . В 20 в появились корабли с двигателями, работающими от пара, созданного при участии ядерного реактора. Первое гражданское судно такого типа – атомный ледокол «Ленин». Он начал работать в Арктике в 1959г. Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске . Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.

Слайд 13. История регулярного морского флота России вступила в своё четвёртое столетие. За этот срок судостроением пройден колоссальный путь, позволивший поэтапно перейти от строительства деревянных гребных судов к созданию современных кораблей. Сейчас судно – это сложное инженерное сооружение, способное передвигаться по воде (суда), под водой (подводные суда) и над водой (суда на подводных крыльях и на воздушной подушке).

В последние годы руководство нашей страны уделяет повышенное внимание судостроительной отрасли и проблемам её развития. Утверждена стратегия развития судостроительной промышленности, комплексной модернизации и технического перевооружения отрасли. Реализация поставленных задач потребовала привлечение большого количества квалифицированных рабочих в судостроительную отрасль. Популярность профессии судостроитель-судоремонтник металлических судов сохраняется на протяжении ряда лет.

Слайд 14. Крупнейшими центрами российского судостроения являются Санкт–Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская область, Владивосток, Астрахань и др. В России действуют 168 судостроительных предприятий, 86 из них — государственные. Самые большие в мире подводная лодка и ледокол разработаны и построены на верфях России.

Слайд 15. Что представляет собой работа судостроителя?

Работает cудостроитель-судоремонтник металлических судов в сборочном цехе, эксплуатирует и ремонтирует паровые котлы и агрегаты, выполняет сборочно-достроечные работы, сборку, монтаж (демонтаж) элементов судовых конструкций, корпусов, устройств и систем металлических судов. Он выполняет слесарные операции и электрогазосварочные работы.

Это интегрированная профессия, т.е. диплом выдаётся по взаимосвязанным профессиям – сборщик корпусов металлических судов и электрогазосварщик. Производственное обучение проходит в мастерских, на полигоне, а потом на крупных предприятиях. Затем можно ехать работать в Россию, а потом и за рубеж, где работы по постройке кораблей ещё больше.

Профессионально важные качества:

· физическая работоспособность (выносливость);

· В какой-то степени – и творчество

Ведь недаром говорили древние, что все, что есть лучшего в человеке, он вложил в корабль. И сегодня стальные гиганты, мощно и уверенно рассекающие океанские волны, воплощают величие человеческой мысли, полет его фантазии и многовековой опыт сотен поколений.

Работа судостроителя чрезвычайно ответственна. Малейшая оплошность или ошибка в расчетах может привести к трагической развязке, ведь большинство аварий, случающихся в море, являются результатом человеческой халатности и безграмотности. И потому моряк, поднимающийся на борт судна, должен быть уверен в том, что оно рассчитано и построено квалифицированным и опытным специалистом, гарантирующим полную безопасность эксплуатации.

Слайд 16. День судостроителя.

Интересный факт. День судостроителя впервые в России отпраздновали только в 2014 году, 30 октября. Инициатива об установлении профессионального праздника принадлежит профсоюзным лидерам и руководителям крупнейших российских верфей, общественным и ветеранским организациям отрасли различных регионов страны, где работают судостроительные предприятия.

Дата празднования — 30 октября — выбрана не случайно. В этот день в 1696 году было принято решение об основании регулярного морского флота в России. В этот день по представлению Петра Первого Боярская Дума повелела: "Морским судам - быть!"

И для судостроителей это не просто дата в календаре, это дань колоссальной истории корабельного дела в России, ответственность перед предками, которые создавали корабельную славу Отечества, и конечно, перед будущими поколениями, которым должно передать умение создавать мощные корабли, способные делать Россию сильной.

Слайд 17. Судостроительный завод «Залив»

В начале 30-х годов с целью расширения судостроительных баз морского флота в правительстве СССР было принято решение о строительстве новых заводов на Черном море. По указанию Совнаркома в 1934 году была организована комиссия, которой поручалось выбрать в Керчи удобную площадку для будущего завода с учетом всех перспектив его дальнейшего развития. Такой площадкой стала защищенная от восточных ветров бухта Керченского пролива.

Слайд 18. В мае 1934 года был подписан приказ о начале строительства Камыш-Бурунского судоремонтного завода.

В 1938 году завод был введен в строй действующих предприятий страны.

Завод носит имя Бориса Бутомы - в честь выдающегося руководителя судостроительной промышленности СССР.

Слайд 19. После освобождения Керчи от фашистских захватчиков полностью разрушенный в годы Великой Отечественной Войны завод был восстановлен в кратчайшие сроки. Первой послевоенной производственной программой становится серия из девяти единиц сухогрузных барж.

В ближайшие годы идет поступательное развитие завода: в 1950 году вступили в строй механический, трубомедницкий цеха, достроечная набережная, а в начале 60-х — первый блок корпусных цехов с комплексно-механизированными линиями, новый стапель, оснащенный кранами от 16 до 80 тн. со слипом грузоподъемностью 2 тыс. тн. В этот период завод приступил к реализации программы строительства нефтеналивных судов.

В 1964 году - Завод приступил к постройке танкеров водоизмещением 22 тыс. тн. с раздельным спуском на воду носовой и кормовой частей судна, с последующей стыковкой корпуса на плаву.

В1968 году положено начало строительству сухого дока с установкой шести кранов грузоподъемностью 80 т и двух — грузоподъемностью 320 т.

Слайд 20. Проект супертанкер «Крым».

Серия советских супертанкеров из 6 паротурбоходов была разработана в 1973 году. Для Керченского судостроительного завода этот проект стал одним из главных в его «производственной биографии». Именно с постройки «Крыма» завод начал выпускать крупнотоннажные суда. Первое судно серии — «Крым» — было построено на Керченском судостроительном заводе «Залив» в рекордно короткие сроки. 9 апреля 1974 года супертанкер был спущен на воду, а 1 января 1975 года был приписан к Новороссийскому морскому пароходству.

Слайд 21. Проект «Победа»

В 1981 году из дока завода «Залив» выведен и спущен на воду первенец новой серии советских нефтеналивных судов — крупнотоннажный танкер «Победа». Впоследствии, успешно пройдя ходовые и другие виды испытаний, танкер «Победа» отправился в порт постоянной приписки — Новороссийск. Это судно длиной 243 м, шириной более 32 м и высотой 18 м имеет двойное дно и двойные борта, что исключает возможное загрязнение морской воды. В последующие годы керченские судостроители спустили на воду ещё несколько танкеров этой серии, экологически самых чистых в мире. Вот имена некоторых из них: «Маршал Василевский», «Генерал Тюленев», «Маршал Чуйков». Водоизмещение каждого из них — 84,5 тыс. т.

Слайд 22. 2 ноября 1984 года на заводе «Залив» было заложено первое в мире ледокольно-транспортное судно с атомной энергетической установкой — лихтеровоз- контейнеровоз « Севморпуть ». 20 февраля 1986 года «Севморпу́ть» спущен на воду. Введен в строй в 1988 году. Судно предназначено для транспортировки грузов в лихтерах ( небольших суднах для погрузки и разгрузки больших судов) и контейнерах в отдалённые северные районы (Северный Ледовитый океан). Способно самостоятельно следовать во льдах, толщиной до 1 м. Лихтеровоз в 2013—1016 годах прошёл восстановительный ремонт.

Слайд 23. Украина

1993 год — вводится в строй фрегат «Гетман Сагайдачный». Это последний из серии пограничных сторожевых кораблей, доставшийся Украине в почти достроенном состоянии и в результате ставший единственным относительно крупным боевым кораблём, построенным на Украине после развала СССР. Кроме того, «Гетман Сагайдачный» к моменту Украинского кризиса остался единственным не списанным относительно крупным кораблём в украинском флоте, выполняя роль его флагмана, благодаря чему стал относительно хорошо известен. При этом напрямую в событиях кризиса корабль не участвовал, поскольку в момент отделения Крыма от Украины находился в походе по борьбе с пиратством у берегов Сомали.

1996 год — достроен на экспорт последний танкер типа «Победа». С этого момента предприятие почти на 20 лет (вплоть до воссоединения Крыма с Россией) прекращает судостроение полного цикла, выполняя впоследствии только судоремонтные работы, а также строя корпуса «без начинки» по заказу западноевропейских верфей.

Слайд 24. Современная Россия

Сентябрь 2014 года — начата масштабная реконструкция производственных мощностей предприятия. На заводе закипела работа по обновлению фасадов.

Слайд 25. 26 июля 2016 года — на заводе открыта после восстановления с новым оборудованием станция по производству кислорода, в том числе для медицинских целей, а также жидкого азота. Станция (цех №36) уже существовала на заводе до 2005 года, когда была закрыта из-за нерентабельности. На настоящий момент она является единственной на Крымском полуострове и будет обеспечивать кислородом и азотом всех потребителей Крыма и Севастополя.

Гул станции, молчавшей многие годы, и первый кислород, который тут же показали гостям и присутствующим журналистам – это, несомненно, еще одно доказательство развития предприятия, и в этом единодушны все.

В настоящий момент (на 2016 год) предприятие специализируется на строительстве относительно небольших судов, судоремонте, а также изготовлении конструкций для строящегося неподалёку от него моста через Керченский пролив. Однако, по мере восстановления, прежде всего, кадрового потенциала, растерянного за годы украинского управления, завод может быть задействован для строительства очень крупных гражданских судов и военных кораблей. Этому способствует тот факт, что предприятие имеет единственное в России стапельное место для строительства судов длиной до 300 метров и шириной до 50 метров и позволяет производить даже супертанкеры и ударные авианосцы.

Слайд 26 . История наименований предприятия:

· 1938—1941 гг. — Камыш-Бурунский судоремонтный и судостроительный завод

· 1941—1966 гг. — Судостроительный завод № 532

· 1966—1976 гг. — Керченский судостроительный завод «Залив»

· 1976—1994 гг. — Керченский судостроительный завод «Залив» имени Н. Е. Бутомы

· 1994—2014 гг. — ОАО «Судостроительный завод «Залив»

· с 2014 года по настоящее время — ООО «Судостроительный завод «Залив»

Слайд 27. Перспективы

В проектах правительства Российской Федерации есть планы по строительству ледокольного флота, танкерного флота, судов обеспечения. В настоящее время все строящиеся ледоколы – это ледоколы с атомной энергетической установкой, и чтобы заявлять о себе, как о потенциальном строителе таких судов, завод «Залив» должен иметь соответствующие лицензии и сертификаты Росатома. Этот вопрос находится в процессе рассмотрения.

Вопросы по теме:

1. Какое средство является самым древним и простым способом передвижения по воде? (Плот)

2. Из чего делались первые лодки? (Шкура животных, кора деревьев, тростник, пальмовые листья)

3. С помощью чего приводились в движение первые корабли? (Весла)

4. Как называлось средство передвижения викингов? (Ладья)

5. Какой рекорд скорости у парусного судна «Катти Сарк»? (39 км/ч)

6. В какой стране построен первый речной пароход? ( США).

А морской? (Россия).

7. Именем кого назван первый советский атомный ледокол? ( Ленин)

8. Как еще могут передвигаться судна, кроме как по воде? (Под водой и над водой на воздушных подушках).

9. Когда отмечают день судостроителя в России и почему? (30 октября, основан в 1696 г. морской флот в России).

10. В каком году основан завод «Залив»? (1938).

11. Именем кого назван завод «Залив»? (Б. Бутома, руководитель судостроительной промышленности СССР).

12.Как называется относительно крупный боевой корабль, построенный на заводе «Залив» при Украине? (Гетман Сагайдачный).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: