Судебный пристав и иные органы и организации исполняющие требования судебных актов и актов других органов

Обновлено: 16.08.2022

Принят Государственной Думой 4 июня 1997 года

Одобрен Советом Федерации 3 июля 1997 года

(С учетом Федерального закона от 31.12.2014 № 497-ФЗ)

Глава I. (Статьи 1 - 6)

Глава I1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 61. Система принудительного исполнения Российской Федерации

Система принудительного исполнения Российской Федерации включает:

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (далее - федеральный орган принудительного исполнения, Федеральная служба судебных приставов), и его подразделения;

территориальные органы Федеральной службы судебных приставов (далее - территориальный орган принудительного исполнения) и их подразделения;

научно-исследовательские, проектные, медицинские (в том числе санаторно-курортные), образовательные и иные организации, специально созданные для обеспечения деятельности системы принудительного исполнения по решению Правительства Российской Федерации (далее - подведомственные организации).

Статья 62. Федеральный орган принудительного исполнения

1. Положение о федеральном органе принудительного исполнения, его структура утверждаются Президентом Российской Федерации.

2. Руководитель федерального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом Российской Федерации.

3. В федеральном органе принудительного исполнения по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.

Статья 63. Территориальные органы принудительного исполнения

1. Территориальные органы принудительного исполнения создаются федеральным органом принудительного исполнения на территориях субъектов Российской Федерации. Федеральным органом принудительного исполнения могут создаваться территориальные органы принудительного исполнения межрегионального уровня, в том числе специализированные территориальные органы принудительного исполнения межрегионального уровня. (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 417-ФЗ)

2. Руководитель территориального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом субъекта Российской Федерации (главным судебным приставом субъектов Российской Федерации).

21. Руководитель специализированного территориального органа принудительного исполнения межрегионального уровня является главным межрегиональным судебным приставом, который обладает правами, исполняет обязанности и несет ответственность главного судебного пристава субъекта Российской Федерации (главного судебного пристава субъектов Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве"), а также с иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами в пределах компетенции специализированного территориального органа принудительного исполнения межрегионального уровня, установленной главным судебным приставом Российской Федерации. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 21.12.2021 № 417-ФЗ)

3. В территориальном органе принудительного исполнения по ходатайству руководителя территориального органа принудительного исполнения на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.

Статья 64. Работники органов принудительного исполнения

1. К работникам федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений (далее - органы принудительного исполнения) относятся граждане, проходящие службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания (далее - сотрудники), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения, рабочие и служащие органов принудительного исполнения. Предельная штатная численность работников органов принудительного исполнения (без рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению) утверждается Президентом Российской Федерации.

2. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов принудительного исполнения регламентируются Федеральным законом "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

3. Порядок и условия прохождения федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения регламентируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о федеральной государственной гражданской службе.

4. Организация деятельности рабочих и служащих органов принудительного исполнения, их трудовые отношения регламентируются трудовым законодательством и правилами внутреннего служебного распорядка в органах принудительного исполнения.

5. Сотрудники органов принудительного исполнения в зависимости от исполняемых ими обязанностей проходят службу в должностях судебных приставов-исполнителей при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации, ведущих судебных приставов-исполнителей, судебных приставов-исполнителей (далее - судебные приставы-исполнители), судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младших судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов), старших судебных приставов, ведущих дознавателей, дознавателей (далее - дознаватель). В соответствии с законодательством Российской Федерации могут учреждаться иные должности сотрудников органов принудительного исполнения.

6. Сотрудники органов принудительного исполнения обязаны хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, другую конфиденциальную информацию.

Статья 65. Задачи органов принудительного исполнения

На органы принудительного исполнения возлагаются следующие задачи:

по организации обеспечения и непосредственному обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды);

по организации и осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве" актов других органов и должностных лиц (далее - судебные акты, акты других органов и должностных лиц); (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 417-ФЗ)

по организации и исполнению межгосударственного розыска лиц, осуществляемого в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

по организации исполнения и непосредственному исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа принудительного исполнения;

иные задачи в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и федерального органа принудительного исполнения.

Статья 66. Правовая основа деятельности сотрудников органов принудительного исполнения

Органы принудительного исполнения в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", Федеральным законом "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Статья 67. Использование слов "судебный пристав" или "пристав" и образованных на их основе словосочетаний

Использование слов "судебный пристав" или "пристав" и образованных на их основе словосочетаний допускается только в наименованиях федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений, подведомственных организаций и структурных подразделений этих организаций, а также их должностных лиц, профессиональных союзов и других общественных объединений сотрудников органов принудительного исполнения, включая объединения ветеранов.

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

Статья 7. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, по организации деятельности органов принудительного исполнения

Статья 8. Полномочия главного судебного пристава Российской Федерации

1. Главный судебный пристав Российской Федерации возглавляет Федеральную службу судебных приставов.

2. Главный судебный пристав Российской Федерации:

осуществляет контроль за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

осуществляет контроль за обеспечением установленного порядка деятельности судов и охраны зданий, помещений судов, а также определяет порядок организации деятельности судебных приставов в этой области; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 34-ФЗ)

при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случае необходимости совершает отдельные исполнительные действия; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 12.03.2014 № 34-ФЗ)

обеспечивает межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы, запрашивать статистическую и другую необходимую информацию;

организует взаимодействие с компетентными органами иностранных государств по вопросам межгосударственного розыска лиц, осуществляемого в соответствии с международными договорами Российской Федерации; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 01.05.2019 № 97-ФЗ)

организует контроль в установленной сфере деятельности;

принимает решение о необходимости открытия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации федеральному органу принудительного исполнения и (или) его подразделению либо территориальному органу принудительного исполнения и (или) его подразделению лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - депозитный счет службы судебных приставов); (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 30.12.2020 № 495-ФЗ)

является распорядителем денежных средств, находящихся на депозитном счете службы судебных приставов, открытом федеральному органу принудительного исполнения; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 30.12.2020 № 495-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 19.07.2009 № 194-ФЗ)

Статья 9. Полномочия главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации

(Наименование в редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 425-ФЗ)

2. Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации: (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 425-ФЗ)

осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц; (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 425-ФЗ)

организует и контролирует работу по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений судов, зданий и помещений службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 425-ФЗ)

организует и контролирует выполнение решения главного судебного пристава Российской Федерации об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме;

организует и контролирует деятельность сотрудников органов принудительного исполнения и иных должностных лиц службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации по розыску должника, его имущества или розыску ребенка, а также по розыску на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка, межгосударственному розыску лиц, осуществляемому в соответствии с ме

  • Глава 1. Основные положения (ст.ст. 1 - 11)
    • Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Задачи исполнительного производства
    • Статья 3. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве
    • Статья 4. Принципы исполнительного производства
    • Статья 5. Органы принудительного исполнения
    • Статья 6. Обязательность требований судебного пристава-исполнителя
    • Статья 6.1. Банк данных в исполнительном производстве
    • Статья 7. Органы, организации и граждане, исполняющие требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц
    • Статья 8. Исполнение требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, банками и иными кредитными организациями
    • Статья 8.1. Исполнение требований судебных актов эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг
    • Статья 9. Исполнение лицами, выплачивающими должнику-гражданину периодические платежи, судебного акта, акта другого органа или должностного лица
    • Статья 10. Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных государств и иностранных организаций
    • Статья 11. Исполнение решений иностранных судов и арбитражей
    • Статья 12. Виды исполнительных документов
    • Статья 13. Требования, предъявляемые к исполнительным документам
    • Статья 14. Постановление судебного пристава и Федеральной службы судебных приставов
    • Статья 15. Установление и исчисление сроков в исполнительном производстве
    • Статья 16. Окончание сроков в исполнительном производстве
    • Статья 17. Последствия пропуска сроков в исполнительном производстве
    • Статья 18. Восстановление пропущенных сроков в исполнительном производстве
    • Статья 19. Приостановление сроков в исполнительном производстве
    • Статья 20. Продление сроков в исполнительном производстве
    • Статья 21. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению
    • Статья 22. Перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению
    • Статья 23. Восстановление пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению
    • Статья 24. Извещения и вызовы в исполнительном производстве
    • Статья 25. Содержание повестки, иного извещения
    • Статья 26. Доставка повестки, иного извещения
    • Статья 27. Вручение повестки, иного извещения
    • Статья 28. Перемена адреса во время ведения исполнительного производства
    • Статья 29. Последствия отказа от принятия повестки, иного извещения или неявки за их получением
    • Статья 30. Возбуждение исполнительного производства
    • Статья 31. Отказ в возбуждении исполнительного производства
    • Статья 32. Разъяснение исполнительного документа, способа и порядка его исполнения
    • Статья 33. Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения
    • Статья 34. Сводное исполнительное производство
    • Статья 34.1. Ведение исполнительного производства группой принудительного исполнения
    • Статья 35. Время совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения
    • Статья 36. Сроки совершения исполнительных действий
    • Статья 37. Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, изменение способа и порядка их исполнения
    • Статья 38. Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения
    • Статья 39. Приостановление исполнительного производства судом
    • Статья 40. Приостановление исполнительного производства судебным приставом-исполнителем
    • Статья 41. Приостановление исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении
    • Статья 42. Сроки приостановления исполнительного производства
    • Статья 43. Прекращение исполнительного производства
    • Статья 44. Последствия прекращения исполнительного производства
    • Статья 45. Рассмотрение судом и судебным приставом-исполнителем вопросов о приостановлении, возобновлении и прекращении исполнительного производства
    • Статья 46. Извещение взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу
    • Статья 47. Окончание исполнительного производства
    • Статья 48. Лица, участвующие в исполнительном производстве
    • Статья 49. Стороны исполнительного производства
    • Статья 50. Права и обязанности сторон исполнительного производства
    • Статья 50.1. Информационное взаимодействие сторон исполнительного производства
    • Статья 51. Участие в исполнительном производстве несовершеннолетних
    • Статья 52. Правопреемство в исполнительном производстве
    • Статья 53. Участие в исполнительном производстве представителей сторон исполнительного производства
    • Статья 54. Оформление полномочий представителей сторон исполнительного производства
    • Статья 55. Законные представители граждан, участвующих в исполнительном производстве
    • Статья 56. Лица, которые не могут быть представителями сторон исполнительного производства
    • Статья 57. Полномочия представителей сторон исполнительного производства
    • Статья 58. Участие в исполнительном производстве переводчика
    • Статья 59. Участие в исполнительном производстве понятых
    • Статья 60. Обязанности и права понятых
    • Статья 61. Участие в исполнительном производстве специалиста
    • Статья 62. Взаимодействие судебных приставов-исполнителей с органами внутренних дел
    • Статья 63. Отводы в исполнительном производстве
    • Статья 64. Исполнительные действия
    • Статья 64.1. Рассмотрение заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве
    • Статья 65. Исполнительный розыск
    • Статья 66. Государственная регистрация имущества и имущественных прав
    • Статья 67. Временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации
    • Статья 67.1. Временные ограничения на пользование должником специальным правом
    • Статья 68. Меры принудительного исполнения
    • Статья 69. Порядок обращения взыскания на имущество должника
    • Статья 69.1. Особенности обращения взыскания при введении в отношении должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, процедур, применяемых в деле о его несостоятельности (банкротстве)
    • Статья 70. Обращение взыскания на денежные средства
    • Статья 71. Порядок обращения взыскания на денежные средства должника в иностранной валюте при исчислении долга в рублях и драгоценные металлы, находящиеся на счетах либо во вкладах в банках и иных кредитных организациях
    • Статья 72. Порядок обращения взыскания на денежные средства должника при исчислении долга в иностранной валюте
    • Статья 72.1. Особенности обращения взыскания на денежные средства должника, находящиеся на залоговом банковском счете и на номинальном банковском счете
    • Статья 72.2. Особенности исполнения решения государственного инспектора труда о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений
    • Статья 73. Особенности обращения взыскания на денежные средства и иное имущество профессионального участника рынка ценных бумаг и его клиентов
    • Статья 73.1. Особенности обращения взыскания на эмиссионные ценные бумаги должника
    • Статья 73.2. Особенности обращения взыскания на имущество клиринговых организаций, а также участников клиринга и их клиентов
    • Статья 73.3. Особенности обращения взыскания на имущество, переданное на депонирование эскроу-агенту, в том числе на денежные средства, находящиеся на счете эскроу
    • Статья 73.4. Особенности обращения взыскания на денежные средства должника, находящиеся на публичном депозитном счете
    • Статья 74. Особенности обращения взыскания на имущество некоторых организаций и их членов (участников)
    • Статья 75. Обращение взыскания на имущественные права
    • Статья 76. Обращение взыскания на дебиторскую задолженность
    • Статья 77. Обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц
    • Статья 78. Обращение взыскания на заложенное имущество
    • Статья 79. Имущество, на которое не может быть обращено взыскание
    • Статья 80. Наложение ареста на имущество должника
    • Статья 81. Наложение ареста на денежные средства и драгоценные металлы, находящиеся в банке или иной кредитной организации
    • Статья 82. Наложение ареста на ценные бумаги
    • Статья 83. Наложение ареста на дебиторскую задолженность
    • Статья 83.1. Особенности наложения ареста на имущество должника, находящееся на торговом и (или) клиринговом счетах
    • Статья 84. Изъятие имущества должника
    • Статья 85. Оценка имущества должника
    • Статья 86. Передача под охрану или на хранение арестованного имущества должника
    • Статья 87. Реализация имущества должника
    • Статья 87.1. Самостоятельная реализация имущества должником
    • Статья 87.2. Оставление взыскателем за собой имущества, не реализованного должником самостоятельно
    • Статья 88. Передача взыскателю имущества, указанного в исполнительном документе
    • Статья 88.1. Порядок зачета встречных однородных требований
    • Статья 89. Реализация имущества должника на торгах
    • Статья 90. Сроки и порядок проведения торгов
    • Статья 91. Объявление торгов несостоявшимися
    • Статья 92. Последствия объявления торгов несостоявшимися
    • Статья 93. Признание торгов недействительными
    • Статья 94. Порядок обращения взыскания на имущество должника-организации
    • Статья 95. Меры по обеспечению исполнения исполнительного документа при обращении взыскания на имущество должника-организации
    • Статья 96. Порядок обращения взыскания при введении в отношении должника-организации процедур банкротства, а также при ликвидации должника-организации
    • Статья 97. Порядок обращения взыскания при реорганизации должника-организации
    • Статья 98. Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина
    • Статья 99. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления
    • Статья 100. Обращение взыскания на заработную плату, пенсию или иные доходы должника-гражданина, отбывающего наказание
    • Статья 101. Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание
    • Статья 102. Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам
    • Статья 103. Взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления
    • Статья 103.1. Исполнение судебного штрафа, назначенного в качестве меры уголовно-правового характера
    • Статья 104. Порядок исполнения исполнительного документа о конфискации имущества
    • Статья 104.1. Порядок исполнения судебных актов в отношении иностранного государства и его имущества
    • Статья 104.2. Возбуждение исполнительного производства в отношении иностранного государства и его имущества
    • Статья 104.3. Особенности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения
    • Статья 104.4. Особенности наложения ареста на имущество должника - иностранного государства
    • Статья 104.5. Приостановление, прекращение, окончание исполнительного производства в отношении иностранного государства и его имущества
    • Статья 105. Общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий)
    • Статья 106. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе и последствия его неисполнения
    • Статья 107. Особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о выселении должника, об освобождении нежилого помещения, земельного участка, о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций
    • Статья 108. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования о вселении взыскателя
    • Статья 109. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования об административном приостановлении деятельности должника
    • Статья 109.1. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования об административном выдворении за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства
    • Статья 109.2. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования об отбывании обязательных работ
    • Статья 109.3. Исполнение содержащихся в исполнительных документах требований об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком
    • Статья 109.4. Особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об удалении информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица
    • Статья 110. Распределение взысканных денежных средств
    • Статья 111. Очередность удовлетворения требований взыскателей
    • Статья 112. Исполнительский сбор
    • Статья 113. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве
    • Статья 114. Порядок привлечения банка или иной кредитной организации к ответственности за неисполнение исполнительного документа
    • Статья 115 (утратила силу)
    • Статья 116. Расходы по совершению исполнительных действий
    • Статья 117. Возмещение расходов по совершению исполнительных действий
    • Статья 118. Защита прав взыскателя при несвоевременном исполнении исполнительного документа
    • Статья 119. Защита прав других лиц при совершении исполнительных действий
    • Статья 120. Защита прав организаций при неисполнении содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе
    • Статья 121. Обжалование (оспаривание) постановлений Федеральной службы судебных приставов, а также постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
    • Статья 122. Сроки подачи жалобы
    • Статья 123. Подача жалобы в порядке подчиненности
    • Статья 124. Форма и содержание жалобы, поданной в порядке подчиненности
    • Статья 125. Основания для отказа в рассмотрении по существу жалобы, поданной в порядке подчиненности
    • Статья 126. Срок рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности
    • Статья 127. Решение по жалобе, поданной в порядке подчиненности
    • Статья 128. Порядок оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
    • Статья 129. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального закона
    • Статья 130. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ
    "Об исполнительном производстве"

    С изменениями и дополнениями от:

    13 мая, 30 декабря 2008 г., 3 июня, 19 июля, 27 сентября, 17 декабря 2009 г., 27 июля 2010 г., 7 февраля, 21 апреля, 27 июня, 11, 18 июля, 21, 28, 30 ноября, 3, 6, 7 декабря 2011 г., 28 июля 2012 г., 5 апреля, 23 июля, 21, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 5 мая, 21 июля, 14, 22 октября, 22, 29 декабря 2014 г., 8 марта, 6 апреля, 29 июня, 28 ноября, 29, 30 декабря 2015 г., 9, 30 марта, 1 мая, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 28 мая, 18, 26, 29 июля, 14 ноября, 5, 31 декабря 2017 г., 7 марта, 23 апреля, 4 июня, 3 августа, 28 ноября, 27 декабря 2018 г., 21 февраля, 6 марта, 26 июля, 2 августа, 1, 17 октября, 12 ноября, 2, 27 декабря 2019 г., 1 апреля, 8 июня, 31 июля, 8, 22, 30 декабря 2020 г., 29 июня, 1, 2 июля, 21, 30 декабря 2021 г.

    Принят Государственной Думой 14 сентября 2007 года

    Одобрен Советом Федерации 19 сентября 2007 года

    ГАРАНТ:

    Настоящий Федеральный закон применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 20 июля 2020 г. N 215-ФЗ "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции"

    О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства, см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50

    Судебная практика и законодательство — 229-ФЗ Об исполнительном производстве

    Одновременно сообщаем, что статьей 114 Закона предусмотрена административная ответственность в порядке статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) в случае неисполнения банком или иной кредитной организацией исполнительного документа в установленный Законом срок при наличии денежных средств на указанных счетах. Данная мера в отношении банков или иных кредитных организаций применяется судебным приставом-исполнителем на основании сведений территориальных налоговых органов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 КоАП.

    При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что судебным приставом-исполнителем не допущены нарушения Закона об исполнительном производстве.

    Вместе с тем суд указал административному истцу, что он не лишен возможности представить судебному приставу-исполнителю доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, препятствующих установлению в отношении него ограничения на пользование специальным правом, в порядке, установленном частью 6 статьи 67.1 Закона об исполнительном производстве (дело N 2а-170/2016).

    Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

    После перехода государственных внебюджетных фондов на обслуживание в органы Казначейства России исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) стало затруднительным, так как судебный пристав-исполнитель не может в полном объеме применить процедуры, предусмотренные Федеральным законом N 229-ФЗ (обращение взыскания на средства должника в кредитной организации и др.).

    В связи с принятием Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законоположения, бывшие предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, утратили силу, однако с содержащимися в нем выводами, как отмечается в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2015 года N 654-О, согласуются и ныне действующие положения статьи 112 названного Федерального закона, предусматривающие, в частности, что должник вправе в установленном порядке обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6), а суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи; при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

    1. Уведомить должника о возбуждении исполнительного производства в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

    2. Получить информацию от взыскателя о неисполнении должником судебного решения, об известных ему источниках и размере доходов должника и об иных обстоятельствах.

    требованиям судебных приставов-исполнителей о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на основании судебного акта или осуществляемых в предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" случаях (статья 15 Закона);

    2. Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа страховщика в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

    По итогам рассмотрения представления Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19.08.2016 N 74/1-14-2016 об устранении нарушений законодательства при возмещении причиненного коррупционными преступлениями ущерба и взыскании штрафов, назначенных виновным в совершении коррупционных преступлений, выявлены факты, когда осужденными лицами при предоставлении судом рассрочки уплаты штрафа внесены денежные средства, достаточные для уплаты более одной части штрафа, и при этом судебными приставами-исполнителями не соблюдаются сроки, установленные уголовно-исполнительным законодательством и Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) для обращения в суд за заменой наказания.

    В соответствии со ст. 5 закона об исполнительном производстве при­нудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Согласно указу Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» Федеральная служба судебных приставов (ФССП) России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов. Федеральная служба судебных приставов России подведомственна Министерству юстиции (Минюсту) России.

    Основными задачами ФССП России являются:

    · обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

    · организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее – судебные акты), а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве (далее – акты других органов);

    · управление территориальными органами ФССП России.

    Федеральная служба судебных приставов России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Минюста России. Федеральная служба судебных приставов России осу­ществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы. Федеральная служба судебных приставов России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнитель­ной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

    Федеральная служба судебных приставов России осуществляет следующие полномочия:

    1) обеспечивает в соответствии с законодательством РФ:

    · установленный порядок деятельности судов;

    · осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;

    · применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа;

    · проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества;

    2) организует в соответствии с законодательством РФ:

    · хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;

    · розыск должника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации);

    · участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве, а также в процедурах банкротства;

    · участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;

    3) руководит деятельностью территориальных органов, осуществля­ет контроль их деятельности;

    4) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством

    Федеральная служба судебных приставов России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ.

    Федеральная служба судебных приставов России возглавляет директор – главный судебный пристав Российской Федерации (директор ФССП), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ.

    Директор ФССП несет персональную ответственность за осущест­вление возложенных на ФССП России полномочий.

    Директор ФССП имеет заместителей директора Федеральной службы судебных приставов – заместителей главного судебного пристава РФ, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ. Количество заместителей директора устанавливается Президентом РФ.

    Финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

    Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России.

    Процессуальное положение судебного пристава регулируется также специальным нормативным актом – законом о судебных приставах. Согласно ст. 3 указанного закона судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший 20-летнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава – высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

    Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе, поэтому на него распространяется статус государственного служащего, и его правовое положение определяется, в том числе, законом о государственной гражданской службе. Поэтому судебным приставам присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов – воинские звания, а также им выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции РФ.

    Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются министром юстиции РФ. Судебные приставы военных судов носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих.

    В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются:

    · на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов;

    · судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

    Согласно ст. 6 закона об исполнительном производстве законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех го­сударственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ.

    В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные законом об исполнительном производстве.

    Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

    Судебные приставы в соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят профессиональную подготовку. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов после прохождения необходимой специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств.

    Главный судебный пристав РФ осуществляет руководство деятельностью службы судебных при­ставов.

    Главный судебный пристав субъекта РФ осуществляет руководство соответствующей службой судебных приставов.

    Старший судебный пристав организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения и несет предусмотренную законодательством РФ ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов.

    Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обеспечивает в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей.


    Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятель­ности судов при исполнении служебных обязанностей имеет право:

    · обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопас­ности, военнослужащим внутренних войск, а судебные приставы военных судов – также к военному командованию;

    · применять физическую силу, специальные средства и огнестрель­ное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены законом о судебных приставах.

    В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель:

    · принимает меры по своевременному, полному и правильному ис­полнению исполнительных документов;

    · предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

    · рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного про­изводства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

    · обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

    Судебный пристав-исполнитель имеет право:

    · получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

    · проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

    · давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

    · входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

    · арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

    · налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

    · использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности. При согласии собственника использовать помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению;

    · использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

    · в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

    · объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

    · вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

    · совершать иные действия, предусмотренные законом об исполнительном производстве.

    Помимо указанных выше органов, имеются еще иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов.

    В соответствии со ст. 7 закона об исполнительном производстве в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. При этом указанные органы, организации и лица не являются органами принудительного исполнения.

    Например, согласно ст. 8 закона об исполнительном производстве, исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.

    В соответствии с ч. 2 ст. 8 закона об исполнительном производстве одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление. Исполнительный документ, поступивший для исполнения в банк обязателен для исполнения банком.

    Неисполнение требований ст. 8 закона об исполнительном производстве является основанием для составления протокола об административном правонарушении в порядке, установленном ст. 28.2 КоАП РФ. После составления протокола судебный пристав-исполнитель направляет в арбитражный суд по месту нахождения банка или иной кредитной организации подписанное им и заверенное печатью (штампом) подразделения судебных приставов заявление о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности (ч. 1 и 2 ст. 114 закона об исполнительном производстве).

    Другим примером исполнения исполнительного документа не через службу судебных приставов является его исполнение лицами, выплачивающими должнику-гражданину периодические платежи (ст. 9 закона об исполнительном производстве). Данная норма является новой и не имеющей аналогов в старом законе об исполнительном производ­стве, поскольку удержания из заработной платы и иных доходов должника осуществлялись после возбуждения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем. Сейчас же исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 25 000 руб., может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем (ч. 1 ст. 9 закона об исполнительном производстве).

    Фактически в указанной норме предусмотрено два основания применения данного альтернативного способа исполнения:

    1) если осуществляется взыскание периодических платежей (алиментов, возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или по случаю потери кормильца, и др.);

    2) если осуществляется взыскание денежных средств, не превышающих в сумме 25 000 руб.

    При этом необходимо учитывать требования, предусмотренные в ч. 2 и 3 ст. 9 закона об исполнительном производстве, так как одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет заявление.

    Но порядок, предусмотренный ст. 9 закона об исполнительном производстве, не является универсальным и применим лишь в отношении должника-гражданина.

    Срочно?
    Закажи у профессионала, через форму заявки
    8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

    Принят Государственной Думой 14 сентября 2007 года

    Одобрен Советом Федерации 19 сентября 2007 года

    Глава 1. Основные положения

    Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

    1. Настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. (В редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 393-ФЗ)

    2. Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также средств, подлежащих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейскому сопровождению, устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.07.2021 № 253-ФЗ)

    3. Условия и порядок исполнения отдельных судебных актов, актов других органов и должностных лиц могут устанавливаться иными федеральными законами. (Дополнение частью - Федеральный закон от 05.04.2013 № 33-ФЗ)

    Статья 2. Задачи исполнительного производства

    Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 126-ФЗ)

    Статья 3. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве

    2. Нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

    3. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации принимают нормативные правовые акты по вопросам обеспечения исполнительного производства.

    4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора.

    5. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Дополнение частью - Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

    Статья 4. Принципы исполнительного производства

    Исполнительное производство осуществляется на принципах:

    2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

    3) уважения чести и достоинства гражданина;

    4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации); (В редакции Федерального закона от 29.06.2021 № 234-ФЗ)

    5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

    Статья 5. Органы принудительного исполнения

    1. Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 33-ФЗ)

    2. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов). (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 49-ФЗ)

    4. В целях обеспечения принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также обмена информацией в электронном виде, электронными документами с органами государственной власти, иными органами, государственными внебюджетными фондами, организациями, лицами, участвующими в исполнительном производстве, Федеральная служба судебных приставов использует государственные информационные системы, а также в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, может принимать решения и обмениваться информацией в автоматическом режиме (без участия должностных лиц службы судебных приставов). (Дополнение частью - Федеральный закон от 03.07.2016 № 274-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 417-ФЗ)

    Статья 6. Обязательность требований судебного пристава-исполнителя

    1. Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

    2. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

    3. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

    Статья 61. Банк данных в исполнительном производстве

    1. Федеральная служба судебных приставов создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц (далее - банк данных).

    2. Порядок формирования и ведения банка данных определяется главным судебным приставом Российской Федерации.

    3. Общедоступными являются следующие сведения, содержащиеся в банке данных:

    1) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;

    2) вид исполнительного документа, его номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 34-ФЗ)

    3) дата возбуждения исполнительного производства;

    4) номер исполнительного производства;

    5) сведения о должнике: для гражданина - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения; для организаций - наименование и адрес, указанные в едином государственном реестре юридических лиц, фактический адрес, идентификационный номер налогоплательщика; (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 417-ФЗ)

    51) идентификационный номер налогоплательщика взыскателя-организации; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 21.12.2021 № 417-ФЗ)

    6) требование, содержащееся в исполнительном документе, за исключением требования, содержащегося в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в сети "Интернет", и данных о взыскателе;

    61) сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 12.03.2014 № 34-ФЗ)

    7) наименование и адрес подразделения судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство;

    8) данные об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка (для ребенка - фамилия, имя, отчество (при его наличии) и год рождения);

    9) сведения об окончании исполнительного производства в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, или об окончании исполнительного производства в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 12.03.2014 № 34-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 417-ФЗ)

    4. Сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, являются общедоступными до дня окончания или прекращения исполнительного производства, за исключением сведений, указанных в пункте 8 части 3 настоящей статьи, которые являются общедоступными до обнаружения соответствующих лиц или имущества либо прекращения розыска по иным причинам, а также сведений по исполнительным производствам, оконченным в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, или оконченным в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, которые являются общедоступными до исполнения требований исполнительного документа, но не более трех лет со дня окончания исполнительного производства. (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 417-ФЗ)

    5. Со дня возбуждения исполнительного производства информация, необходимая для взыскания задолженности по исполнительному документу, направляется Федеральной службой судебных приставов в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в порядке и сроки, предусмотренные частью 5 статьи 213 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, иные органы и организации, через которые производится уплата денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству, обязаны направлять информацию об их уплате в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах с указанием уникального идентификатора начисления по исполнительному производству в порядке и сроки, предусмотренные частью 4 статьи 213 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, иные органы и организации, через которые производится уплата денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству, не вправе осуществлять перевод денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству при отсутствии указания в документе, на основании которого производится уплата, уникального идентификатора начисления по исполнительному производству. Порядок указания уникального идентификатора начисления по исполнительному производству определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере банковской деятельности. (Дополнение частью - Федеральный закон от 08.03.2015 № 41-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 29.07.2017 № 236-ФЗ, от 21.12.2021 № 417-ФЗ)

    (Дополнение статьей - Федеральный закон от 11.07.2011 № 196-ФЗ)

    Статья 7. Органы, организации и граждане, исполняющие требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц

    1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

    2. Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

    Статья 8. Исполнение требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, банками и иными кредитными организациями

    1. Исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.

    2. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление, в котором указываются:

    1) реквизиты банковского или казначейского счета, на который следует перечислить взысканные денежные средства; (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 417-ФЗ)

    2) фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;

    3) наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, адрес взыскателя - юридического лица. (В редакции Федерального закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ)

    3. Представитель взыскателя представляет документ, удостоверяющий его полномочия, и сведения, указанные в части 2 настоящей статьи, о взыскателе и о себе.

    4. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 28.07.2012 № 144-ФЗ)

    5. Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, исполняет содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств или об их аресте с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона. (Дополнение частью - Федеральный закон от 21.02.2019 № 12-ФЗ)

    6. Должник-гражданин вправе обратиться в банк или иную кредитную организацию, осуществляющие обслуживание его счетов и исполняющие содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств или об их аресте, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) при обращении взыскания на его доходы. Указанный прожиточный минимум может быть сохранен банком или иной кредитной организацией только на одном из счетов должника-гражданина. (Дополнение частью - Федеральный закон от 30.12.2021 № 444-ФЗ)

    7. В заявлении, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, должник-гражданин указывает:

    1) фамилию, имя, отчество (при его наличии), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, номер контактного телефона;

    2) реквизиты открытого ему в данном банке или иной кредитной организации банковского счета, на котором необходимо сохранять заработную плату и иные доходы ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации).

    (Дополнение частью - Федеральный закон от 30.12.2021 № 444-ФЗ)

    8. При наличии лиц, находящихся на иждивении должника-гражданина, должник-гражданин вправе обратиться в суд с заявлением о сохранении ему заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере, превышающем прожито

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: