Судебный департамент к какой ветви власти относится

Обновлено: 07.02.2023

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов (далее также - федеральные суды), органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей.

Правовая основа: Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а также решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий.

Система Судебного департамента

1. Судебный департамент, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения (далее - органы и учреждения Судебного департамента) образуют систему Судебного департамента.

2. Судебный департамент и управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют гербовые печати со своими наименованиями и счета в банках, в том числе валютные.

. Структура Судебного департамента

1. Судебный департамент состоит из следующих подразделений:

главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов;

главное управление обеспечения деятельности военных судов;

главное финансово-экономическое управление;

управление государственной службы и кадрового обеспечения;

управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений;

отдел учебных и образовательных учреждений;

отдел международно-правового сотрудничества;

аппарат Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

2. По представлению Генерального директора Судебного департамента коллегия Судебного департамента (далее - коллегия) может принять решение об образовании в Судебном департаменте иных подразделений.

Полномочия Судебного департамента

1. Судебный департамент:

1) организационно обеспечивает деятельность верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;

2) управляет органами и учреждениями Судебного департамента;

3) разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

4) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации согласованные с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации предложения о финансировании судов, мировых судей, органов судейского сообщества и Дисциплинарного судебного присутствия;

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2004 N 143-ФЗ, от 09.11.2009 N 246-ФЗ)

5) изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании;

6) вносит в установленном порядке в Верховный Суд Российской Федерации предложения о создании либо об упразднении судов;

7) определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;

8) обеспечивает отбор и профессиональную подготовку работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента;

9) разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;

10) перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и с учетом мнения председателей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей;

11) ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;

12) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;

13) рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции;

14) принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их;

15) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;

16) организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет мероприятия по формированию единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор законодательства;

(пп. 16 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 240-ФЗ)

17) принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;

18) организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным законодательством;

19) устанавливает и развивает связи с государственными и иными органами, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности деятельности Судебного департамента;

20) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;

20.1) финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета;

(пп. 20.1 введен Федеральным законом от 30.11.2004 N 143-ФЗ)

20.2) осуществляет редакционно-издательскую деятельность по вопросам, отнесенным к компетенции Судебного департамента;

(пп. 20.2 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 240-ФЗ)

21) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.

2. Судебный департамент в пределах своей компетенции вправе:

1) запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы;

2) контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;

3) привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов;

4) вносить в Верховный Суд Российской Федерации и Правительство Российской Федерации предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 240-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее также - арбитражные суды субъектов Российской Федерации), районных, городских и межрайонных судов (далее также - районные суды), окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов (далее также - федеральные суды), органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.

(в ред. Федеральных законов от 12.03.2014 N 29-ФЗ, от 08.03.2015 N 44-ФЗ, от 29.07.2018 N 266-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 294-ФЗ)

1.1. Сокращенное наименование Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации - Судебный департамент.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 44-ФЗ)

2. Под организационным обеспечением деятельности федеральных судов в настоящем Федеральном законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

3. Под осуществлением полномочий Судебного департамента по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей в настоящем Федеральном законе понимаются:

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) для федеральных судов - осуществление мероприятий по созданию совокупности баз данных и банков данных, разработка единых технологий их ведения и использования, создание информационных систем и использование информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил;

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) для мировых судей - осуществление мероприятий по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.

4. Обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратом этого суда.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ). Правовые основы независимости самостоятельности судебной власти предусмотрены гл. 7 Конституции РФ, которая устанавливает, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120). Одной из основополагающих гарантий независимости и самостоятельности судебной власти является принцип финансирования судов только из федерального бюджета. В связи с этим Конституция РФ предусматривает, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124).

Согласно статье 1 Федерального закона от 8 января 1998 года № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (с изменениями от 12.03.2014 № 29-ФЗ):

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районных, городских и межрайонных судов, окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.

Функцию финансового, материально-технического, кадрового и иного организационного обеспечения федеральных судов и выполняет Судебный департамент. Так, Закон о судах общей юрисдикции устанавливает, что организационное обеспечение деятельности верховных судов республик краевых, областных судов, судов городов федерального значении суда автономной области, судов автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов осуществляется Судебным департаментом (ч. 3 ст. 37).

При этом данным Законом установлено, что организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ осуществляется аппаратом этого Суда (ч. 2 ст. 37).

Таким образом, на Судебный департамент возложено организационное обеспечение всех федеральных судов, кроме Верховного Суда РФ.

Тем же Законом определяется роль Судебного департамента в финансировании судов общей юрисдикции: «Финансовое обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации» (ч. 3 ст. 6).

Другим видом обеспечения федеральных судов общей юрисдикции является материально-техническое обеспечение их деятельности. Законом о судах общей юрисдикции определено, что материально-техническое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в размере, обеспечивающем полное и независимое правосудие (ч. 1 ст. 7). Материально-техническое обеспечение деятельности всех федеральных судов общей юрисдикции кроме Верховного Суда РФ осуществляется Судебным департаментом (ч. 3 ст. 7 указанного Закона).

Аналогичные нормы относительно роли Судебного департамента содержатся в других федеральных конституционных и федеральных законах, имеющих ключевое значение для определения структуры судебной системы РФ, выстраивания ее архитектуры, установления правового статуса составляющих ее частей. Так, Законом о судебной системе установлено, что Судебный департамент и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы (ст. 31).

Законом о военных судах предусмотрено, что финансирование и обеспечение военных судов осуществляется за счет средств федерального бюджета Судебным департаментом (ч. 1 ст. 32). Согласно положениям ч. 2 указанной статьи на Судебный департамент также возложена обязанность финансирования фактических затрат на обеспечение военных судов средствами связи, служебными помещениями, а также на хранение архивов, осуществляемое соответствующими органами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых в соответствии с федеральным законом предусмотрена военная служба (ч. 1, 2 ст. 31).

Создание Судебного департамента при Верховном Суде РФ не при Минюсте России сделало актуальным вопрос о том, к какому виду государственной власти должен относиться этот новый федеральный государственный орган. Вопрос принадлежности Судебного департамента к одной из трех ветвей государственной власти не нашел своего разрешения в Законе о Судебном департаменте. В этом Законе определено, что Судебный департамент является федеральным государственным органом (п. 1 ст. 1).

Такое легальное определение Судебного департамента как федерального государственного органа не дает возможности отнести его ни к исполнительной, ни к судебной власти. Отчасти это объясняется теми условиями, в которых принималось решение о создании Судебного департамента. Так, постановлением Совета судей РФ от 18 октября 1995 г. «О признании необходимым создания Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации» такая мера, как создание нового органа государственной власти с передачей ему штатов Минюста России и финансированием из федерального бюджета рассматривалась как безотлагательная мера, призванная нормализовать вопросы кадрового, организационного и ресурсного обеспечения судов. Уже 28 марта 1996 г. Совет судей РФ принимает новое постановление «О Судебном департаменте», в котором говорит о срочной необходимости создания такого органа, а также о недопустимости попыток «структур исполнительной власти сохранить свое влияние на правосудие и воспрепятствовать становлению независимой судебной власти в России».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что самой целью создания Судебного департамента, в том виде, в котором она была сформулирована инициаторами его создания — судейским сообществом России, его нахождение среди федеральных органов исполнительной власти не только не предусматривалось, но определялось как недопустимое.

В современной литературе, посвященной вопросам применения Закона о Судебном департаменте, существуют диаметрально противоположные взгляды на правовую природу статуса этот государственного органа. Одни исследователи полагают, что Судебный департамент не относится ни к судебной, ни к исполнительной ветвям власти [3] . Другие относят Судебный департамент к судебной ветви власти, но при этом, оговаривая его особый статус как «исполнительного органа судебной ветви власти»[4] . В действительности трудно предположить, каким образом доктрина современного российского права смогла бы заменить прямое указание в законе в том случае, когда речь идет об отнесении федерального органа власти к определенной власти. Примером такого государственного органа власти, деятельность которого, как и деятельность Судебного департамента, имеет первостепенное значение в обеспечении функционирования властных полномочий государства, может служить Счетная палата РФ. Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»), В приводимой формулировке так же, как и в определении Судебного департамента как федерального государственного органа, отсутствуют признаки, позволяющие отнести Счетную палату как орган власти к одной из ветвей государственной власти. Представляется оправданным считать, что «Счетная палата не входит ни в одну из ветвей власти, причисляется к органам государственной власти особой компетенции. Наличие органом особой компетенции определяется реальными потребностями государственно-правовой жизни, необходимостью воздействия на нее с помощью таких институтов, которые не вписываются в рамки законодательной, исполнительной и судебной власти»[5].

Аналогично может быть сформулирован и правовой статус Судебного департамента как «органа государственной власти особой компетенции». Такой статус, исключающий возможность и необходимость отнесения Судебного департамента к какой бы то ни было ветви власти, представляется адекватным принципу независимости судебной власти, декларированному ст. 120 Конституции РФ.

Структура Судебного департамента и перечень его подразделений утверждаются решением коллегии Судебного департамента по согласованию с Советом судей Российской Федерации

Система Судебного департамента включает собственно Судебный департамент и управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ. В структуру Судебного департамента как центрального федерального органа государственной власти входят главные управления, управления, а также самостоятельные отделы. Руководство Судебным департаментом осуществляет Генеральный директор Судебного департамента (ст. 8 Закона о Судебном департаменте). Он назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ согласия Совета судей РФ (п. 1 ст. 7 Закона о Судебном департаменте). Руководство структурными подразделениями Судебного департамента (главными управлениями, управлениями, отделами) осуществляют начальники этих подразделений, которые подчиняются курирующим их заместителям Генерального директора Судебного департамента. Заместители Генерального директора Судебного департамента назначаются Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора (Судебного департамента (ст. 9 вышеназванного Закона).


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации

(с изменениями на 16 апреля 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Принят
Государственной Думой
19 декабря 1997 года

Одобрен
Советом Федерации
24 декабря 1997 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации

1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее также - арбитражные суды субъектов Российской Федерации), районных, городских и межрайонных судов (далее также - районные суды), окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов (далее также - федеральные суды), органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 266-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

(Абзац дополнительно включен с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 294-ФЗ)

(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 44-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1_1. Сокращенное наименование Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации - Судебный департамент.

(Пункт дополнительно включен с 9 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 44-ФЗ)

2. Под организационным обеспечением деятельности федеральных судов в настоящем Федеральном законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

3. Под осуществлением полномочий Судебного департамента по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей в настоящем Федеральном законе понимаются:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1) для федеральных судов - осуществление мероприятий по созданию совокупности баз данных и банков данных, разработка единых технологий их ведения и использования, создание информационных систем и использование информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2) для мировых судей - осуществление мероприятий по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.

4. Обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратом этого суда.

(Статья в редакции, введенной в действие со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 240-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 2. Система Судебного департамента

1. Судебный департамент, а также управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения (далее - органы и учреждения Судебного департамента) образуют систему Судебного департамента.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Судебный департамент и управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют гербовые печати со своими наименованиями и счета в банках, в том числе валютные.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3. Судебный департамент осуществляет функции и полномочия учредителя и собственника имущества федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие".

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" находится по месту постоянного пребывания Судебного департамента.

(Пункт дополнительно включен с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ)

Статья 3. Правовая основа деятельности Судебного департамента

Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а также решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий.

Статья 4. Невмешательство в осуществление правосудия

Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Статья 5. Финансирование судов, мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента

(Наименование в редакции, введенной в действие с 9 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 44-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1. Финансирование федеральных судов, мировых судей, органов судейского сообщества, органов и учреждений Судебного департамента осуществляется Судебным департаментом в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Финансирование расходов на предоставление материального и социального обеспечения судьям, которые назначены (избраны) от Российской Федерации в Суд Евразийского экономического союза, Экономический суд Содружества Независимых Государств и полномочия которых прекращены, осуществляется Судебным департаментом в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год на указанные цели.

(Абзац дополнительно включен с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 294-ФЗ)

(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 44-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Генеральный директор Судебного департамента) в установленный Правительством Российской Федерации срок представляет в Правительство Российской Федерации предложения о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества на очередной финансовый год, согласованные с Советом судей Российской Федерации.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Генеральный директор Судебного департамента вправе участвовать в обсуждении Правительством Российской Федерации проекта федерального бюджета на очередной финансовый год по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента. При наличии разногласий Правительство Российской Федерации прилагает к проекту федерального бюджета предложения о финансировании судов, представленные Генеральным директором Судебного департамента, вместе со своим заключением.

Генеральный директор Судебного департамента вправе участвовать в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента.

3. Финансирование Судебного департамента осуществляется за счет средств федерального бюджета и указывается в нем отдельной строкой.

4. Финансовое обеспечение работников аппарата Судебного департамента и работников его органов (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) осуществляется исходя из штатной численности, устанавливаемой федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Глава II. Полномочия, структура и организация деятельности Судебного департамента

Статья 6. Полномочия Судебного департамента

1. Судебный департамент:

1) организационно обеспечивает деятельность федеральных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2) управляет органами и учреждениями Судебного департамента;

3) разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

4) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации согласованные с Советом судей Российской Федерации предложения о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5) изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании;

6) вносит в установленном порядке в Верховный Суд Российской Федерации предложения о создании либо об упразднении судов;

7) определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными организациями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;

8) обеспечивает отбор и организует работу по профессиональной подготовке и повышению квалификации работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

9) разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;

10) перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и с учетом мнения председателей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, военных судов и специализированных федеральных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей, а также при необходимости перераспределяет штатную численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и работников аппаратов арбитражных судов в пределах их общей штатной численности, предусмотренной федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 266-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

11) ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;

11_1) утверждает техническое описание мантии судьи и образцов предметов служебного обмундирования судей и имеющих классные чины работников аппаратов судов, имеющих классные чины работников аппарата Судебного департамента и его органов по согласованию с Советом судей Российской Федерации и Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации, а также утверждает порядок и нормы обеспечения судей мантиями, служебным обмундированием судей и имеющих классные чины работников аппаратов судов, имеющих классные чины работников аппарата Судебного департамента и его органов, порядок их ношения и случаи обязательности ношения служебного обмундирования судьями и имеющими классные чины работниками аппарата Судебного департамента и его органов по согласованию с Советом судей Российской Федерации;

(Подпункт дополнительно включен с 27 апреля 2022 года Федеральным законом от 16 апреля 2022 года N 107-ФЗ)

Положения подпункта 12 пункта 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 487-ФЗ) в части предоставления федеральными государственными органами и федеральными органами исполнительной власти в органы прокуратуры Российской Федерации первичных статистических данных о состоянии преступности применяются с 1 января 2023 года - пункт 4 статьи 9 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 487-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 439-ФЗ).

13) рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции;

14) принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их;

15) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;

16) осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор законодательства;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 9 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 44-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Создание Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации пришлось на время проведения в стране крупных социально-экономических преобразований.

Декларация о государственном суверенитете России, принятая 12 июня 1990 года Первым Съездом народных депутатов РСФСР (с 1994 года этот день является государственным праздником Российской Федерации), провозгласила принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей в качестве важнейшего принципа функционирования России как правового государства.

Однако принятие Декларации, за которой последовали акты государственного самоопределения народов других республик бывшего СССР, кардинальные и резкие изменения во всех сферах жизни (признание плюрализма форм собственности; переход к рыночным методам управления экономикой и к многопартийности в политике; признание приоритета прав человека; внедрение элементов парламентаризма как для общегосударственного, так и для местного уровня) привели не только к распаду Советского Союза, но и к угрозе потери управления страной. Появились тенденции к отказу от правового, демократического пути развития страны.

В этих непростых условиях важнейшее значение приобрела задача укрепления судебной власти. Стало очевидно, что «без сильной и независимой судебной власти не может состояться государственность России». Проблема организации деятельности судов как механизма реализации принципов самостоятельности и независимости судебной власти стала приобретать принципиальный характер.

Во исполнение решений Третьего (внеочередного) съезда народных депутатов РСФСР об укреплении судебной власти и об участии судей в реформировании судебной системы на совместной коллегии Министерства юстиции РСФСР и Президиума Верховного Суда РСФСР 11 апреля 1991 года было принято решение о проведении съезда судей Российской Федерации и о включении в повестку дня съезда вопроса «Концепция и основные правовые акты судебной реформы».

17–18 октября 1991 года состоялся I Всероссийский съезд судей, на котором выступил президент РСФСР Ельцин Б.Н., поставивший задачу создания сильной и независимой судебной власти. В принятом на съезде заявлении констатировалась необходимость утверждения судебной власти как независимой влиятельной силы, равной по своему значению и месту в обществе власти и законодательной, и исполнительной, необходимость коренного реформирования судебной системы как условия для обеспечения соответствия её международным правовым стандартам и функционирования демократического правового государства в России. Также были сформулированы концептуальные положения и основные направления судебной реформы.

24 октября 1991 года постановлением постановлением Верховного Совета РСФСР № 1801-1 Концепция судебной реформы была одобрена.

В числе приоритетных направлений реформирования в сфере отправления правосудия были признаны: утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной; совершенствование системы гарантий независимости судей, создание независимой судебной власти, способной эффективно защищать права и свободы человека и гражданина.

Идея создания Судебного департамента как принципиально нового механизма организационного обеспечения судебной деятельности, направленного на реализацию принципов независимости судей и самостоятельности органов судебной власти, впервые возникла в марте 1992 года в Президиуме Совета судей Российской Федерации в ходе работы над проектом закона «О статусе судей в Российской Федерации» закона «О статусе судей в Российской Федерации».

19 января 1993 года Совет судей Российской Федерации, принимая решение о проведении II Всероссийского съезда судей, включил в его повестку дня, наряду с рассмотрением хода судебной реформы, также вопрос о принятии разработанного Советом судей Российской Федерации Положения о Судебном департаменте. Состоявшийся 29–30 июня 1993 года II Всероссийский съезд судей поддержал идею создания Судебного департамента как организационной структуры, целиком сосредоточенной на обеспечении деятельности судов. Однако предложение о подчинении этой структуры Верховному Суду Российской Федерации, что означало бы полное отделение судебной власти от исполнительной власти, необходимого большинства голосов не получило.

Новой Конституцией Российской Федерации, принятой на всенародном голосовании 12 декабря и вступившей в силу 25 декабря 1993 года, был провозглашен принцип разделения властей и, соответственно, независимости судебной власти, а также закреплены (статьёй 124) гарантии финансовой достаточности функционирования судебной системы.

Тем не менее эти государственные гарантии независимости судебной власти во многом носили декларативный характер. Для обеспечения реальной независимости судебной власти продолжало существовать препятствие, приобретавшее всё более принципиальный характер, – сохранение в сфере правосудия административного управления со стороны органа исполнительной ветви власти (причём для обозначения этой функции Минюста в отношении судов в Законе РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР» даже применялся термин «организационное руководство судами»), что ставило судебную систему в зависимое положение, приводило к возможности определённого влияния на процессуальную деятельность судов.

На состоявшемся 24–25 марта 1994 года III (внеочередном) Всероссийском съезде судей идея создания Судебного департамента была поставлена в практическую плоскость в качестве первого шага к «самостоятельному функционированию судебной власти».

Своим постановлением от 25 марта 1994 г. «О концепции судебной системы Российской Федерации» съезд признал необходимым учреждение в рамках Министерства юстиции Судебного департамента, единственной задачей которого должно стать ресурсное, организационное и кадровое обеспечение судов. Однако Министерство юстиции это решение III съезда судей не выполнило; более того, несмотря на недостаточное финансирование судов из бюджета, органами юстиции допускалось расходование выделенных средств на цели, не имеющие никакого отношения к судебной деятельности. Это было особо отмечено в постановлении Президиума Совета судей Российской Федерации от 26 июня 1995 года.

18 октября 1995 года Совет судей Российской Федерации единодушно пришел к выводу о целесообразности и необходимости создания Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, что было закреплено в постановлении «О признании необходимым создания Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации». Это решение Совета судей Российской Федерации нашло поддержку в Верховном Суде Российской Федерации, в Совете по судебной реформе, в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в специальной комиссии, созданной по распоряжению Президента Российской Федерации.

Состоявшийся 16 октября 1996 года Совет судей Российской Федерации констатировал, что из-за крайне неудовлетворительного финансирования расходов, необходимых для обеспечения судебной деятельности, многие суды были вынуждены останавливать свою работу, что привело к массовому нарушению конституционного права граждан на судебную защиту. Всё более очевидной становилась необходимость создания структуры обеспечения деятельности судов, действующей на принципиально новой основе.

Следующим этапом совершенствования инфраструктуры судебной системы явилось рассмотрение вопроса о состоянии судебной системы Российской Федерации и перспективах ее развития на IV (Чрезвычайном) Всероссийском съезде судей, состоявшемся 3–5 декабря 1996 года. Съездом была поставлена задача изъятия функций по обеспечению судебной деятельности от системы органов исполнительной власти (Министерства юстиции Российской Федерации и его органов) с передачей их в систему органов, действующих при судебной системе Российской Федерации и полностью подотчетных судейскому сообществу (Судебный департамент и его органы). В соответствии с постановлением IV Всероссийского съезда судей от 4 декабря 1996 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесён проект федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», который определил в том числе основные принципы обеспечения деятельности судов.

Подписанный Президентом Российской Федерации Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» разрешил вопрос о Судебном департаменте. Статья 31 данного закона не только ввела новое понятие – Судебный департамент и нормативно закрепила место этого органа в судебной системе – при Верховном Суде Российской Федерации, но и определила его основную задачу – организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставление в их распоряжение необходимых ресурсов.

В апреле 1997 года Совет судей Российской Федерации вновь собрался для обсуждения положения дел с финансирование федеральных судов России. Своим постановлением от 4 апреля 1997 г. Совет судей России постановил просить Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева В.М. в кратчайшие сроки выйти с законодательной инициативой в законодательный орган России с проектом закона «О судебном департаменте».

8 апреля 1997 года состоялся Пленум Верховного Суда Российской Федерации, принявший постановление от 8 апреля 1997 г. № 5 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке осуществления законодательной инициативы проекта Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органах"». Данный законопроект был принят постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. № 2010-II ГД и одобрен постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 1997 г. № 445-СФ.

В первые дни 1998 года Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» был подписан Президентом Российской Федерации.

С принятием Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» завершилось создание принципиально новой системы организационного обеспечения системы судов общей юрисдикции, ставшей основой для практической реализации конституционных принципов разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, независимости и самостоятельности судебной власти.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, а также администраторы судов, ставшие «полномочными представителями» Судебного департамента в судебной системе, и созданное в 2012 году учреждение Судебного департамента приняли на себя широкий круг обязанностей по организационному, информационному, кадровому, финансовому, материально-техническому обеспечению деятельности судов общей юрисдикции и тем самым освободили председателей судов от несвойственных им административно-хозяйственных функций, не имеющих непосредственного отношения к их основной функции – отправлении правосудия.

Важнейшей нормой, закреплённой Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», является положение статьи 4, согласно которому Судебный департамент, его органы и учреждения призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Принцип невмешательства Судебного департамента в осуществление правосудия неукоснительно соблюдается в ходе организационного обеспечения деятельности судов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: