Суд вправе вынести решение о прекращении сервитута в случае

Обновлено: 02.12.2022

1. Сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут, за исключением публичного сервитута, установленного в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

3. В случае истечения срока публичного сервитута он считается прекращенным по истечении последнего дня последнего месяца срока публичного сервитута. Принятие решения о прекращении публичного сервитута в этом случае не требуется.

4. Публичный сервитут, установленный в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, прекращается на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута, в случаях, если:

1) деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет;

2) в срок, установленный пунктом 2 статьи 39.46 настоящего Кодекса, не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и (или) юридическим лицам;

3) не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и (или) юридическим лицам:

в срок более чем шесть месяцев со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, если плата за публичный сервитут вносится единовременным платежом;

более двух раз подряд по истечении установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута срока платежа, если плата за публичный сервитут вносится периодическими платежами;

4) обладатель публичного сервитута отказался от него.

5. При наступлении обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 4 настоящей статьи, решение о прекращении публичного сервитута может быть принято уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, самостоятельно или по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом. Решение о прекращении публичного сервитута по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 4 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом.

6. Правообладатель земельного участка вправе требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке при наличии следующих оснований:

1) нарушение порядка установления публичного сервитута;

2) отсутствие возможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества или возникновение существенного затруднения в их использовании в соответствии с их разрешенным использованием в связи с осуществлением публичного сервитута, за исключением случаев, если публичный сервитут установлен в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса;

3) изменение документации по планировке территории, в соответствии с которой был установлен публичный сервитут, предусматривающее иное местоположение инженерного сооружения, в целях размещения которого был установлен публичный сервитут, с учетом срока переноса указанного инженерного сооружения (при наличии такого срока);

4) осуществление обладателем публичного сервитута деятельности, для обеспечения которой был установлен публичный сервитут, с нарушением требований федеральных законов, технических регламентов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) условий осуществления публичного сервитута, предусмотренных решением об установлении публичного сервитута и (или) соглашением об осуществлении публичного сервитута;

5) в связи с обстоятельствами, указанными в подпунктах 1 и 3 пункта 4 настоящей статьи.

Подборка наиболее важных документов по запросу Прекращение частного сервитута (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Прекращение частного сервитута

Судебная практика: Прекращение частного сервитута

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 276 "Прекращение сервитута" ГК РФ "Доводы частной жалобы о наличии оснований для прекращения сервитута в случае осуществления судом процессуального правопреемства не могут быть приняты во внимание, поскольку по смыслу ст. 276 ГК РФ вопрос о прекращении сервитута может быть решен только в порядке искового производства путем подачи самостоятельного иска в суд как собственником земельного участка, обремененного сервитутом, так и собственником земельного участка, для обеспечения которого установлен сервитут (п. 6 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года)."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Прекращение частного сервитута

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель. Что нужно знать о сервитуте на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2022) 4. Порядок прекращения частного сервитута на земельный участок

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Основания прекращения сервитутных отношений
(Афанасьев И.В.)
("Власть Закона", 2017, N 4) Приведенные выше основания прекращения сервитута свидетельствуют о необходимости введения в ГК норм о прекращении частных сервитутов по давности неиспользования (неиспользование сервитута в течение определенного времени (погасительная давность)), что свидетельствует об отсутствии необходимости в сервитуте. Однако вопрос по поводу сроков такого неиспользования остается дискуссионным. Например, Т.В. Дерюгиной предлагаются сроки, равные одному году . Д.Ч. Ким, взяв по аналогии прекращение права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком в связи с неиспользованием земельного участка (ст. 45 ЗК РФ), предлагает срок не менее трех лет . В иностранном законодательстве можно встретить разные сроки: в ГК Украины (ст. 406) , ЗК Казахстана (ст. 74) - 3 года, в ГК Латвии (ст. 1250) , ГК Молдовы (ст. 440) - 10 лет, в ГК Испании (ст. 546) - 20 лет. Вероятнее всего, и далее законодатель каждой страны будет устанавливать эти сроки исходя из собственной целесообразности или традиции. Думается, что наиболее оптимальная позиция составляет 3 года. Такой срок с большой вероятностью свидетельствует об отсутствии необходимости в сервитуте.

Нормативные акты: Прекращение частного сервитута

"Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017) 6. Если основания, по которым установлен сервитут, отпали, с требованием о прекращении сервитута вправе обратиться в суд как собственник земельного участка, обремененного сервитутом, так и собственник земельного участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут.

ЗК РФ Статья 48. Основания прекращения сервитута

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 48 ЗК РФ

1. Сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Публичный сервитут, за исключением публичного сервитута, установленного в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае истечения срока публичного сервитута он считается прекращенным по истечении последнего дня последнего месяца срока публичного сервитута. Принятие решения о прекращении публичного сервитута в этом случае не требуется.

(п. 3 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

4. Публичный сервитут, установленный в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, прекращается на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута, в случаях, если:

1) деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет;

2) в срок, установленный пунктом 2 статьи 39.46 настоящего Кодекса, не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и (или) юридическим лицам;

3) не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и (или) юридическим лицам:

в срок более чем шесть месяцев со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, если плата за публичный сервитут вносится единовременным платежом;

более двух раз подряд по истечении установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута срока платежа, если плата за публичный сервитут вносится периодическими платежами;

4) обладатель публичного сервитута отказался от него.

(п. 4 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

5. При наступлении обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 4 настоящей статьи, решение о прекращении публичного сервитута может быть принято уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, самостоятельно или по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом. Решение о прекращении публичного сервитута по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 4 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом.

(п. 5 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

6. Правообладатель земельного участка вправе требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке при наличии следующих оснований:

1) нарушение порядка установления публичного сервитута;

2) отсутствие возможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества или возникновение существенного затруднения в их использовании в соответствии с их разрешенным использованием в связи с осуществлением публичного сервитута, за исключением случаев, если публичный сервитут установлен в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса;

3) изменение документации по планировке территории, в соответствии с которой был установлен публичный сервитут, предусматривающее иное местоположение инженерного сооружения, в целях размещения которого был установлен публичный сервитут, с учетом срока переноса указанного инженерного сооружения (при наличии такого срока);

4) осуществление обладателем публичного сервитута деятельности, для обеспечения которой был установлен публичный сервитут, с нарушением требований федеральных законов, технических регламентов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) условий осуществления публичного сервитута, предусмотренных решением об установлении публичного сервитута и (или) соглашением об осуществлении публичного сервитута;

5) в связи с обстоятельствами, указанными в подпунктах 1 и 3 пункта 4 настоящей статьи.

Общим основанием прекращения сервитута является отпадение обстоятельств, обусловивших его установление. Специальным основанием прекращения сервитута является невозможность в результате обременения использования участка его собственником (иным титульным владельцем) в соответствии с целевым назначением.

Общим основанием прекращения сервитута является отпадение обстоятельств, обусловивших его установление.

Специальным основанием прекращения сервитута является невозможность в результате обременения использования участка его собственником (иным титульным владельцем) в соответствии с целевым назначением.

Исходя из буквального толкования данной нормы [ст. 276 ГК РФ], суд обоснованно указал, что такого основания для прекращения сервитута, как регистрация права собственности на землю за Российской Федерацией, указанная статья не содержит.

3. Требование о сохранении сервитута в ущерб интересам других лиц недопустимо

Действующее законодательство не позволяет в ущерб интересам других лиц продолжать требовать сохранения сервитута, если имевшие место обстоятельства и основания для его установления изменились.

Напротив, в силу п. 1 ст. 276 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

4. При прекращении права собственности на земельный участок прекращается сервитут, установленный на территории данного земельного участка

[Исходя из положений ст. 274, 276 ГК РФ] По своей правовой природе сервитут является вспомогательным способом реализации лицом права собственности в отношении принадлежащего ему земельного участка при наличии препятствий для его использования в полной мере.

В связи с прекращением права собственности на земельный участок и жилой дом ответчик не имеет права на сохранение сервитута в отношении земельного участка истца, не нуждается в проведении ремонтных работ и обслуживании не принадлежащего ему на праве собственности жилого дома. Иное, по сути, означало бы установление права заявителя постоянного (бессрочного) пользования земельным участком истца, фактическое изъятие у истца - собственника земли части участка для обеспечения нужд постороннего лица, что противоречит принципу "справедливого баланса" с позиции ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека.

5. В случае предъявления требований о прекращении сервитута заявитель (собственник земельного участка обремененного сервитутом) должен доказать невозможность использования участка в соответствии с его целевым назначением

В случае предъявления таких требований [о прекращении сервитута в порядке ст. 276 ГК РФ] ответчик, являясь собственником земельного участка, обремененного сервитутом, должен доказать невозможность использования участка в соответствии с его целевым назначением.

6. Прекращение сервитута допустимо при соблюдении баланса интересов собственников как господствующего, так и зависимого земельного участка, обремененных данным сервитутом

Указанная норма [ч. 2 ст. 276 ГК РФ] ориентирует на то, что в силу разумного понимания баланса интересов собственников господствующего и зависимого участков не может быть абсолютно исключен частный интерес собственника зависимого участка, что имеет место в случае невозможности использования участка по его целевому назначению.

7. При прекращении сервитута не имеет значения в каком порядке право ограниченного пользования чужим земельным участком было установлено (по соглашению сторон или судом)

Исходя из положений указанной выше нормы [ст. 276 ГК РФ] материального права, собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать по суду его прекращения. При этом не имеет значения, в каком порядке право ограниченного пользования чужим земельным участком было установлено (по соглашению сторон или судом).

8. Прекращение сервитута возможно и во внесудебном порядке

В п. 2 ст. 276 Гражданского кодекса РФ, которая предусматривает прекращение сервитута по требованию собственника ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен, не содержится указания на обязательный судебный порядок предъявления такого требования.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на август 2021 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

Из приведенной нормы следует, что решение об отмене публичного сервитута должно приниматься органом государственной власти, его установившим, при установлении отсутствия общественной потребности в существовании публичного сервитута.

Часть 1 статьи 48 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что частный сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В соответствии со статьей 276 Гражданского кодекса Российской Федерации основаниями для прекращения сервитута являются требования собственника земельного участка, обремененного сервитутом, отпадения оснований, по которым он был установлен.

Исходя из буквального толкования данной нормы суд обоснованно указал, что такого основания для прекращения сервитута, как регистрация права собственности на землю за Российской Федерацией, указанная статья не содержит.

3. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, по общему правилу не может по своему усмотрению требовать его прекращения

Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, по общему правилу не может по своему усмотрению требовать его прекращения. Согласно п. 1 ст. 48 ЗК прекращение частного сервитута возможно по основаниям, установленным гражданским законодательством. Статьей 276 ГК предусмотрено, что собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать прекращения сервитута:

- ввиду отпадения оснований, по которым он установлен;

- если земельный участок, обремененный сервитутом, не может вследствие этого обременения использоваться его собственником в соответствии с назначением участка.

4. Решение об отмене публичного сервитута должно приниматься органом, его установившим, при установлении отсутствия общественной потребности в его существовании

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута. Из приведенной нормы следует, что решение об отмене публичного сервитута должно приниматься органом, его установившим, при установлении отсутствия общественной потребности в существовании публичного сервитута. Сведения об обращении общества с заявлением об отмене обременения в орган, установивший сервитут, отсутствуют.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на август 2021 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: