Суд в образовании это
Обновлено: 06.06.2023
Престижная, сложная и высокооплачиваемая профессия судьи востребована в обществе. Каковы требования к претендентам на эту должность и на кого нужно учиться?
Популярность и востребованность профессии судьи возрастает с каждым годом. Повышенный интерес к работникам суда подпитывает ареол романтизма, предоставление преференций от государства, в том числе достойной заработной платы.
Неспроста многие интересуются, кто может стать судьей и на кого нужно учиться.
Кто такой судья?
Это должностное лицо, квалифицированный специалист, что осуществляет правосудие и наделяется судебной властью. Судья лично отвечает за объективное решение правовых конфликтов между частными лицами и компаниями, государственными структурами и даже странами.
В переводе с латыни название профессии обозначает справедливый. Появление первых судов относится к временам Гомера: общество переходит от самосудов к заключению соглашений, признает правовые нормы. Упоминания о судах на Руси датируются началом XI века. «Русская правда» — свод законов, что принят около 1016 г. при правлении Ярослава Мудрого, великого князя и политика.
Введение должности судьи связывают с Петром I и 1713 годом. Основы судопроизводства вводятся только в 1864 году. Изначально суды занимались рассмотрением споров между гражданами. Постепенно институт судебной власти проникает в разные сферы общественной жизни.
Судьи относятся к категории государственных служащих. Представители власти осуществляют вынесение приговоров от имени Российской Федерации, а не лично от себя.
Судьи подразделяются на два класса:
- Мировые. Занимают первую ступень в карьерной лестнице. Наделяются полномочиями мировых судов, обладающих ограниченной юрисдикцией. Малозначительные гражданские, административные или уголовные дела рассматриваются мировой судьёй по упрощенной процедуре, решения принимаются единолично. Компетенции мирового судьи закрепляются статьей 3 ФЗ № 188 (новая ред. от 01.07.2021).
- Федеральные. Ведут сложные дела в военных, арбитражных судах, а также в судах общей юрисдикции.
Для российской судебной системы характерна иерархия. Оспаривание приговора возможно в высших инстанциях. Верховный суд РФ относится к высшим судебным органам.
Отдельное место отводится российскому Конституционному суду. КС РФ контролирует соответствие Конституции законов, при их несоответствии возможна отмена любого нормативного правового акта.
Обязанности
Отличительные черты профессии — сложность, трудоемкость. Судья в ответе за принятие решения в ходе судебного разбирательства. Судейские обязанности предусматривают организацию и ведение заседаний, ознакомление с материалами по рассматриваемым делам, что предоставляют защита и обвинение. К тому же поддерживает в зале суда порядок, выносит вердикт.
Судья занимается также консультированием. В должностные обязанности служащего включают управленческую деятельность: подбирает и обучает сотрудников, решает организационные вопросы. Специфичность деятельности обуславливается направленностью дел, которые рассматриваются в суде: уголовные, административные правонарушения, гражданские.
Направления работы
Направления деятельности судей делят по следующим принципам:
- функциональный — ведение административных или гражданских, либо уголовных дел;
- территориальный — в судебном производстве дела лишь на конкретной территории (город, район, область, край);
- персональный — прием населения, рассмотрение заявлений граждан, а также дел по требованию председателя суда.
Какое образование у судьи?
Стать судьей поможет высшее юридическое образование. При обучении в вузе выбирают специализацию:
- правовое обеспечение национальной безопасности;
- юриспруденция.
Указанные направления — старт к началу карьеры в суде. Чтобы достичь успеха, полезны целеустремленность и самосовершенствование.
Дополнительная информация. Чтобы работать в Конституционном суде, необходим 15-летний стаж в сфере юриспруденции, высокая квалификация, безупречная профессиональная репутация. О профессионализме судей говорят ученые степени, монографии, опубликованные статьи, учебные пособия.
По социологическим исследованиям, женщины составляют 70% среди мировых судей, в судах субъектов Российской Федерации — 57%. В Конституционном суде их число ограничивается 18%, в Верховном суде — 32%.
Требования к претендентам
Кандидаты на должность судьи должны отвечать следующим требованиям:
- Возраст судьи — как минимум 25 лет. Максимальный возраст судьи — 70 согласно ст. 4 закона № 3132−1 «О статусе судей».
- Высшее профильное образование — независимо от формы получения: очной, заочной или дистанционной. Образовательный уровень — магистр либо специалист. Квалификации бакалавр не хватает.
- Стаж работы — более 5 лет в сфере правосудия. Можно преподавать юридические дисциплины, работать юристом в консалтинговой компании, нотариусом либо адвокатом.
- Дееспособность претендента на должность — статьей 4.1. ФЗ-169 от 15.12. 2001 предусмотрено прохождение медицинского освидетельствования. Постановка на учет у нарколога или психоневролога — путь в профессию закрыт.
- Отсутствие судимости у кандидата.
- Российское гражданство — вида на жительство недостаточно, чтобы стать судьей. Под запретом второе гражданство для госслужащих.
- Квалификационный экзамен — принимает комиссия, состоящая из опытных региональных судей, правоведов. В билет входит 2 практические задачи, 3 вопроса по законодательству, творческое письменное задание — составить и оформить процессуальный документ. Билеты для претендентов в арбитражные судьи не совпадают с вопросами для мировых судей.
- Прохождение конкурсного отбора — на сайте суда, в СМИ публикуются сведения о вакансиях. Пакет документов вместе с заявлением подается на имя председателя коллегии. Квалификационная коллегия выполняет проверку информации, решает, кому из претендентов отказать или дать рекомендацию на указанную должность. Запросы отправляются в МВД, ФСБ, налоговую службу. Проверка охватывает всех членов семьи кандидата.
- Утверждение главой государства — Президент РФ назначает на должность федеральных судей. Утверждение мировых судей выполняет законодательное собрание местного уровня. После назначения стражи закона дают присягу и переходят к работе в суде.
Соответствие условиям, успешная сдача квалификационного экзамена, прохождение конкурсного отбора гарантирует работу в российском суде.
Внимание! Предпринимательство, членство в политических партиях, избрание народным депутатом несовместимы с должностью судьи.
Зачастую судейский корпус пополняют помощники судей либо секретари, что знают все об особенностях работы суда.
После какого класса можно поступить?
Получение специального юридического образования возможно в колледже после 9 классов. Сроки обучения составят 2 года 10 месяцев. Для заочников учеба продлится на год дольше. Выпускники могут начать трудовую деятельность юристом либо делопроизводителем суда.
Чтобы поступить в университет или академию, требуется закончить 11 классов, сдать ЕГЭ по указанным предметам:
- русский язык;
- история;
- обществоведение.
Срок обучения студентов дневного отделения по специальности юриспруденция равняется 4 года.
На заметку. На отдельные специальности необходимы свидетельства о результатах экзаменов по иностранному языку, информатике и ИКТ.
Какие документы нужны?
Кандидат на должность судьи представляет в квалификационную коллегию следующий перечень документов:
- паспорт либо заверенную копию;
- анкету с биографическими данными;
- диплом о высшем профильном образовании вместе с вкладышем;
- трудовую книжку;
- свидетельства о постановке на налоговый учет кандидата и его близких родственников;
- медицинскую справку по форме 086−1/у;
- справку из наркологического и психоневрологического диспансера;
- выписку из протокола сдачи квалификационного экзамена вместе с удостоверением;
- характеристику с места службы;
- сведения о доходах кандидата и его имуществе, а также супруги или супруга, детях (заполнение на ПО «Справки БК»);
- 3 фотографии размером 3×4 см;
- справку-объективку;
- военный билет;
- расписку о размещении на электронном сервисе;
- согласие на SMS-оповещения;
- расписку о неучастии в других конкурсных отборах;
- справку о результативности судебной работы.
Важно! Когда предоставляются копии документов, они заверяются в установленном порядке.
Плюсы и минусы профессии
Государство гарантирует судьям неприкосновенность, стабильную оплату труда. Блюстителям закона предоставляются социальные гарантии. Преимущества обеспечивают вынесение справедливых и беспристрастных решений в суде.
С отменой смертной казни ответственность судьи за вынесенные решения не уменьшилась. В каждом конкретном случае решается чья-то судьба. Лишение имущества или свободы, ограничение общения с ребенком — все согласно закону и Конституции.
Среди государственных привилегий, предоставляемых служителям закона, отмечают:
- Неприкосновенность. Указанная мера защищает служителя Фемиды от задержания, обыска. Его нельзя привлечь к административной либо уголовной ответственности. Запрещается обыскивать личные вещи, документы, квартиру, автомашину. Так исключается возможность давления на служащего. Если привлекают к уголовной ответственности, руководствуются установленным порядком. Потребуется согласие ККС субъектов РФ.
- Право на ношение, хранение, использование служебного огнестрельного оружия. При угрозе жизни госслужащего (поджог автомашины, повреждение входной двери коттеджа) выделяется личная охрана. Опасные ситуации и их связь с профессиональной деятельностью — причины, чтобы охранять судью. Порой меняют местожительство, внешность, документы.
- Социальный пакет. У служителей законности право на бесплатное санаторное лечение, полис ДМС. При отказе от путевки в санаторий выплачивается компенсация. Возможно предоставление квартиры государством, когда семье необходимо улучшение жилищных условий. Норма на 1 человека в Санкт-Петербурге — 9 м².
- Несменяемость. Невозможно уволить либо перевести в другое место. Госслужащий может оставить пост в суде лишь по своему желанию или по инициативе профессиональной коллегии. Служители закона прекращают полномочия с выходом в отставку.
- Пожизненное содержание. 20-летний трудовой стаж в отрасли, достижение пенсионного возраста (женщины — 50 лет, мужчины — 55 лет) дает судьям право на получение ежемесячных выплат. Не облагаемая налогом сумма равняется 80% от зарплаты.
- Униформа. Мантия символизирует судебную власть. Ношение спецодежды в суде обязательно на протяжении рабочего дня. К тому же судьям положена форма: рубашка или блузка, обувь.
К минусам профессии причисляют:
- Сверхнагрузку. Рутинная бумажная работа отнимает много времени. Часто приходится задерживаться на рабочем месте. В среднем еженедельно судья рассматривает 50 дел.
- Соблюдение сроков судопризводства. Невыполнение этого правила, подача жалобы чреваты для судьи подпорченной репутацией, депремированием.
- Репутацию. Госслужащие должны поддерживать ее безупречность. Полезно следить за своими высказываниями при общении с другими людьми, публикациями и фотографиями в социальных сетях. Старательно подбирать компанию для активного отдыха.
Личностные качества
Главное в работе специалиста суда — грамотно оценить правонарушение, вынести справедливое решение. Ценятся такие черты характера, как беспристрастность, объективизм, принципиальность. Чтобы профессионально выполнять должностные обязанности в суде, важно обладать личностными качествами:
- устойчивостью к стрессам;
- логическим мышлением;
- креативностью;
- концентрацией внимания и долговременной памятью;
- высокими моральными принципами;
- пунктуальностью;
- независимостью;
- самостоятельностью;
- коммуникабельностью;
- ответственностью;
- хладнокровием;
- проницательностью и наблюдательностью;
- четкой дикцией;
- умением лаконично и ясно излагать мысли в устной и письменной форме.
Судье не обойтись без досконального знания Конституции и нормативных актов, а также их применения на практике. В профессиональной деятельности специалист пользуется Кодексом чести, устанавливающим правила поведения для служителей Фемиды. Документ, принятый в 1993 году, регламентирует также внеслужебную деятельность работников суда.
Стать судьей — непростая задача. Престижность и статус профессии выдвигает жесткие требования к ее овладению. Главное — корректно оценить свои возможности, способности, особенности характера и состояние здоровья. А стартапом послужит получение юридического образования и продвижение по карьерной лестнице.
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)
Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 09.00−20.00;
Сб — Вс: 10.00−17.00.
Под учебным судом (далее – суд) понимается один из методов обучения права, заключающийся в том, что в учебных целях проводится игровой суд, на котором рассматривается специально подготовленное учебное дело. Чаще проводится в виде сокращенного судебного процесса, нецелесообразные с точки зрения обучения действия реального процесса не проводятся, для экономии времени и ресурсов участников.
Содержимое публикации
Учебный суд как метод обучения: общие положения
Под учебным судом (далее – суд) понимается один из методов обучения права, заключающийся в том, что в учебных целях проводится игровой суд, на котором рассматривается специально подготовленное учебное дело. Чаще проводится в виде сокращенного судебного процесса, нецелесообразные с точки зрения обучения действия реального процесса не проводятся, для экономии времени и ресурсов участников. Какие действия предусмотренные УПК РФ стоит убрать, а какие оставить, решается организатором исходя из целевой аудитории участвующей в учебном суде. [1]
Можно различать несколько видов учебных судов:
1) школьный учебный суд (цель: получить основные знания из области материального и процессуального права, познакомиться с устройством организации суда, его деятельности, деятельности правоохранительных органов);
2) суд, проводимый на 1 курсе юридического ВУЗа в рамках дисциплины «Введение в специальность» (похоже на школьный вариант, но в зависимости от знаний участников процесс можно усложнить);
3) суд, проводимый в рамках дисциплины «Судебная риторика» (может также называться «Ораторское красноречие») (акцент ставится на проведении прений сторон);
4) суд, проводимый в рамках дисциплины «Уголовный процесс» (учитывая, что данная дисциплина читается на старших курсах ВУЗа, участники обладают основными знаниями, акцент ставится на компетенции в материальном и процессуальном праве, умении работы с учебным делом, нормативно-правовой базой; можно рассматривать его как тренировку перед реальным судебным заседанием);
5) суд, проводимый среди профессиональных юристов (необходим для оттачивания отдельных элементов, особенно может быть эффективен для начинающих юристов, которые еще не обладают достаточным опытом для работы в суде; может применяться для знакомства профессионального сообщества с новыми элементами, например, как это было после введения в России института присяжных заседателей);
6) суд, проводимый в рамках дисциплины «История права и государства», цель судебного заседания в данном случае, – это реконструкция реального судебного заседания прошлого (например, по делу В. Засулич) или мнимого, не существовавшего в реальности, но основанного на действующих прежде нормах материального и процессуального права. Последний вариант суда, автору представляется наиболее сложным. Помимо знаний и навыков, необходимо разбираться в памятниках права и обладать «чувством эпохи», т.е. думать, ощущать, видеть, как человек прошлого. Поэтому полная реконструкция процесса прошлого, если можно выразиться его духовной основы, в настоящем времени не возможно. Но для знакомства с эпохой, организации суда после судебной реформы 1864 г., исторический судебный процесс весьма полезен.
Сам метод основан на том, что обучение навыкам и усвоение материала происходит во время игры, игра одновременно выступает и фактором, который вызывает интерес участников к процессу обучения. В ходе деловой игры по модели учебного суда участники могут примерить на себя разнообразные роли: истца, ответчика, их представителей в гражданском судопроизводстве; потерпевшего, подсудимого, их представителей или стороны государственного обвинения в уголовном судопроизводстве; судьи, членов коллегии присяжных заседателей; секретаря судебного заседания, судебного пристава; свидетелей.
Если говорить о школьной модели, то задачей педагога в осуществлении учебного суда является направление учащихся советом, помощь в работе с нормативно-правовой базой и судебной практикой, ответы на сложные вопросы. Перед осуществлением суда учащимся должны быть прочитаны лекции по материальному и процессуальному праву, в зависимости от характера дела; судебной риторики и этике, органам, участвующим в отправлении на территории Российской Федерации правосудие – правоохранительные органы, суд, а также адвокатуре. Несмотря на то, что ряд тем рассматривается в школьном курсе, установочные лекции должны даваться, ввиду того, что для участия в деловой игре участники должны обладать более глубокими знаниями, которые должны быть структурированы и могли применяться в практической работе. Целесообразно к подготовке к деловой игре привлечь дипломированного юриста или студента юридического факультета старших курсов, он также может играть роль «судьи» или оценивать деловую игру. Материалы для учебного суда, как и критерии его оценки можно разрабатывать самостоятельно или воспользоваться готовыми моделями.
К целям данного метода применяемого в рамках школы является воспитательная цель, наглядное знакомство учащегося с примерной формой судебного заседания, закрепление на практике знаний по ряду тем изучаемых на обществознании (например, правоохранительные органы), выработки навыков по работе с нормативно-правовыми источниками, отстаивание собственной позиции, ведение грамотной речи.
1. Копьяк А.С. Учебно-методический комплекс // Формирование гражданских качеств учащихся: Методические материалы участников Всероссийского конкурса. Пермь, 2014. С. 4-12.
Под учебным судом (далее – суд) понимается один из методов обучения права, заключающийся в том, что в учебных целях проводится игровой суд, на котором рассматривается специально подготовленное учебное дело. Чаще проводится в виде сокращенного судебного процесса, нецелесообразные с точки зрения обучения действия реального процесса не проводятся, для экономии времени и ресурсов участников. Какие действия предусмотренные УПК РФ стоит убрать, а какие оставить, решается организатором исходя из целевой аудитории участвующей в учебном суде. [1]
Можно различать несколько видов учебных судов:
1) школьный учебный суд (цель: получить основные знания из области материального и процессуального права, познакомиться с устройством организации суда, его деятельности, деятельности правоохранительных органов);
2) суд, проводимый на 1 курсе юридического ВУЗа в рамках дисциплины «Введение в специальность» (похоже на школьный вариант, но в зависимости от знаний участников процесс можно усложнить);
3) суд, проводимый в рамках дисциплины «Судебная риторика» (может также называться «Ораторское красноречие») (акцент ставится на проведении прений сторон);
4) суд, проводимый в рамках дисциплины «Уголовный процесс» (учитывая, что данная дисциплина читается на старших курсах ВУЗа, участники обладают основными знаниями, акцент ставится на компетенции в материальном и процессуальном праве, умении работы с учебным делом, нормативно-правовой базой; можно рассматривать его как тренировку перед реальным судебным заседанием);
5) суд, проводимый среди профессиональных юристов (необходим для оттачивания отдельных элементов, особенно может быть эффективен для начинающих юристов, которые еще не обладают достаточным опытом для работы в суде; может применяться для знакомства профессионального сообщества с новыми элементами, например, как это было после введения в России института присяжных заседателей);
6) суд, проводимый в рамках дисциплины «История права и государства», цель судебного заседания в данном случае, – это реконструкция реального судебного заседания прошлого (например, по делу В. Засулич) или мнимого, не существовавшего в реальности, но основанного на действующих прежде нормах материального и процессуального права. Последний вариант суда, автору представляется наиболее сложным. Помимо знаний и навыков, необходимо разбираться в памятниках права и обладать «чувством эпохи», т.е. думать, ощущать, видеть, как человек прошлого. Поэтому полная реконструкция процесса прошлого, если можно выразиться его духовной основы, в настоящем времени не возможно. Но для знакомства с эпохой, организации суда после судебной реформы 1864 г., исторический судебный процесс весьма полезен.
Сам метод основан на том, что обучение навыкам и усвоение материала происходит во время игры, игра одновременно выступает и фактором, который вызывает интерес участников к процессу обучения. В ходе деловой игры по модели учебного суда участники могут примерить на себя разнообразные роли: истца, ответчика, их представителей в гражданском судопроизводстве; потерпевшего, подсудимого, их представителей или стороны государственного обвинения в уголовном судопроизводстве; судьи, членов коллегии присяжных заседателей; секретаря судебного заседания, судебного пристава; свидетелей.
Если говорить о школьной модели, то задачей педагога в осуществлении учебного суда является направление учащихся советом, помощь в работе с нормативно-правовой базой и судебной практикой, ответы на сложные вопросы. Перед осуществлением суда учащимся должны быть прочитаны лекции по материальному и процессуальному праву, в зависимости от характера дела; судебной риторики и этике, органам, участвующим в отправлении на территории Российской Федерации правосудие – правоохранительные органы, суд, а также адвокатуре. Несмотря на то, что ряд тем рассматривается в школьном курсе, установочные лекции должны даваться, ввиду того, что для участия в деловой игре участники должны обладать более глубокими знаниями, которые должны быть структурированы и могли применяться в практической работе. Целесообразно к подготовке к деловой игре привлечь дипломированного юриста или студента юридического факультета старших курсов, он также может играть роль «судьи» или оценивать деловую игру. Материалы для учебного суда, как и критерии его оценки можно разрабатывать самостоятельно или воспользоваться готовыми моделями.
К целям данного метода применяемого в рамках школы является воспитательная цель, наглядное знакомство учащегося с примерной формой судебного заседания, закрепление на практике знаний по ряду тем изучаемых на обществознании (например, правоохранительные органы), выработки навыков по работе с нормативно-правовыми источниками, отстаивание собственной позиции, ведение грамотной речи.
1. Копьяк А.С. Учебно-методический комплекс // Формирование гражданских качеств учащихся: Методические материалы участников Всероссийского конкурса. Пермь, 2014. С. 4-12.
Урок в форме судебного заседания — далеко не новая практика в методике преподавания. Например, урок литературы "Суд над Евгением Онегиным" вообще считается классикой. Да и учителя-историки, правоведы и особенно, обществоведы часто применяют именно этот вид ролевой игры для закрепления отдельных тем. Как провести урок-суд? Какие нюансы учесть и как подготовить учеников?
Виды урока-суда
Существует два варианта использования данной ролевой игры: полная и частичная. Полное судебное заседание подразумевает один судебный процесс, занимающий все урочное время. Частичный предполагает сразу несколько упрощенных судебных разбирательств в рамках одного урока.
"Мини-суд" на уроке
Для проведения урока выбираются сразу несколько микро-тем, которые предстоит обсудить.
Для каждого судебного дела отбираются по три участника: судья, прокурор и адвокат. Каждое судебное заседание длится не более 5-8 минут.
Такой вид урока удобен, когда ребятам нужно решить несколько вопросов по одной теме. Например, изучается тема "Семейное право". Ученикам можно предложить сразу несколько ситуаций, требующих судебного вмешательства: развод, исполнение брачного договора, истребование алиментов на ребенка и т.д. Небольшие импровизированные "суды" помогут не только показать разнообразие возможных конфликтов, но и более прочно закрепить знание семейного кодекса.
Теперь рассмотрим, как провести урок-суд в полном масштабе.
Урок-суд: подготовка и реализация
Весь процесс удобнее разделить на два этапа: этап подготовки и этап реализации.
I. Подготовка к уроку
Подготовительный этап к такому уроку занимает достаточно много времени, так как необходимо не только распределить роли, но и подготовить "следственный материал".
- Постановка проблемы и цели урока.
Роль игровых судов в том, чтобы прийти к общему мнению по поставленной проблеме. Здесь не так важен вердикт с точки зрения "виновен — не виновен", сколько важно найти ответы на поставленные вопросы и достичь главной цели урока.
Так, для литературного суда целью чаще всего выбирают "характеристику героя". Например, почему Печорина стоит причислить к "лишним людям"?
Можно выбрать другую цель: "Главная проблема произведения". Например, для урока-суда по тексту Н. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" взять за гипотезу: "Можно ли оправдать преступление, совершенное во имя любви?"
На уроках истории роль главных героев урока-суда чаще всего отводят выдающимся политикам, государственным деятелям. Цели таких уроков могут быть разнообразными:
- выявить положительные и отрицательные стороны деятельности / политики;
- проанализировать поступки / политику того или иного деятеля с точки зрения современности;
- проанализировать деятельность героя с точки зрения сложившейся исторической обстановки и т.д.
В роли "обвиняемого" иногда выступает не личность, а явление, или группа людей. Например, можно проводить уроки "Суд над наркоманией", "Суд над рабством", "Суд над декабристами" и т.д. В этом случае в качестве цели урока можно выбрать следующие: "оценка явления с точки зрения современности", "анализ пагубности / пользы явления" и т.д.
Не стоит думать, что урок-суд удобно проводить лишь в рамках гуманитарных предметов. Для точных наук тоже можно найти немало вариантов. Например, "Суд над обыкновенными дробями" (цель: доказать значение дробей в математической науке), "Суд над логарифмами" (цель: дать обзорное представление о логарифмах числа и логарифмической линейке). По химии: "Суд над кислородом" (или любым другим химическим элементом), в ходе которого в игровой форме постигаются свойства этого элемента и его роль в таблице Менделеева, его значение для человеческой деятельности, сферы его применения. По географии "Суд над природой" (цель: изучить виды стихийных действий и причины их возникновения), "Суд над человечеством" (цель: обсудить важнейшие проблемы экологии и пути их искоренения).
Таким образом, выбор "обвиняемого" зависит от фантазии педагога. Важнее другое — четко сформулировать проблему и цель урока-суда.
Важно, чтобы в процессе были задействованы все учащиеся. Поэтому, желательно подбирать такую тему, чтобы ситуация охватывала как можно больше детей.
- Обвиняемый;
- Потерпевший;
- Судья;
- Присяжные заседатели;
- Секретарь суда;
- Обвинитель (прокурор);
- Помощники прокурора;
- Защитник (адвокат);
- Помощники адвоката;
- Свидетели обвинения;
- Свидетели защиты;
- Независимые эксперты.
Роли учащиеся выбирают, по возможности, самостоятельно, ориентируясь на свои убеждения, желания и отношение к поставленной проблеме.
Если урок-суд проводится впервые, то учитель должен объяснить, как проходит судебный процесс, растолковать, в чем заключается роль каждого из участников. Желательно предоставить схему планируемого урока, чтобы ребята могли сориентироваться и по времени, и по ходу действия.
Пример схемы урока:
Вступительное слово судьи: представление героев "суда", представление обвиняемого и подзащитного, объявление главной проблемы (цели урока).
- Обвинительная речь прокурора.
- Выступление независимых экспертов.
- Выступление свидетелей обвинения.
- Речь защитника.
- Выступления свидетелей защиты.
- "Последнее слово" обвиняемого.
- Совещание судей.
- Приговор.
- Подведение итогов (рефлексия).
- Работа в группах.
На этом этапе удобнее объединить участников будущего процесса в три группы: обвинение, защита, независимые эксперты. Здесь начинается самая интересная и самая объемная часть работы — поиск улик и доказательств. Если это литературный суд, то обязательно цитирование текста произведения. Можно привлечь альтернативные источники — критические статьи, рецензии и дневники автора. Если суд исторический, то подробно изучаются научные статьи и гипотезы, мнения авторитетных ученых.
Каждый участник будущего процесса составляет план своего выступления, готовит вопросы для оппонентов.
Роль учителя на данном этапе сводится к консультированию. Можно подсказать ученикам дополнительные источники информации, скорректировать их поиск, помочь с составлением плана выступления. Но важно, чтобы работа проводилась по большей части самостоятельно.
Особенно важная роль отводится судье. В ходе процесса судья должен не просто выслушивать мнения героев, но и обязательно задавать вопросы. Причем вопросы не обязательно должны быть уточняющими — по поводу каких-то деталей или несущественных мелочей. Хорошо, если получится задавать вопросы провокационные, заставляющие задуматься: "А правильно ли я выбрал роль в процессе?" Такие вопросы должны заставлять искать ответ не в тексте, а в жизненной позиции каждого участника, то есть учить детей анализировать материал, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
Этап реализации
Для урока желательно расставить мебель в классной комнате таким образом, чтобы воссоздать обстановку судебного зала: отдельные места для защиты и обвинения, скамья подсудимого, верховное место судьи.
Следует четко следовать намеченному плану проведения судебного заседания. То есть, если для речи прокурора, например, отведено 3 минуты, то важно придерживаться этого времени и не давать ученику растекаться мыслью по древу.
Урок-суд не предполагает обмена мнениями. Цель уроков — другая: в ходе дискуссии прийти к единому мнению по поставленной проблеме.
Для воссоздания "полной картины" желательно придерживаться форм обращения, принятых в суде (Ваша честь, господин прокурор / адвокат, "Встать! Суд идет!", "Слово предоставляется…" и т.д.). Можно ввести и моменты приведения свидетелей к присяге. Но, если такие мелочи занимают много времени, их лучше пропустить, оставив лишь общую фабулу процесса.
Не стоит забывать и о техническом оснащении. Например, можно рекомендовать ученикам использовать в своих выступлениях наглядные материалы, презентации, схемы, графики и т.д.
Завершающий этап урока является одним из основных. После того, как вынесен приговор, необходимо проанализировать итоги урока, то есть провести рефлексию.
При этом важно учесть следующие моменты:
- степень активности учащихся и степень их подготовленности;
- использование дополнительной информации, продуктивность самостоятельной работы;
- оценка учащимися итогов урока: согласны или нет с вердиктом?
- оценка учащимися степени "интересности" и познавательности такой формы урока.
Преимущества и недостатки урока-суда как формы ролевой игры
Преимущества:
1. Урок-суд позволяет реализовать сразу несколько целей:
- в зависимости от конечной цели: повторить, обобщить или проанализировать учебный материал;
- формировать культуру спора;
- развивать логическое мышление;
- совершенствовать навыки самостоятельной работы, работы в группах;
- выявить творческий потенциал учащихся, способствовать его развитию;
- совершенствовать умение анализировать информацию;
- воспитывать нравственные, этические и эстетические ценности.
2. Реализуется один из главнейших принципов современного образования: формирование положительной мотивации к обучению, интереса. Урок-суд — это, хоть и деловая, но игра. А значит, неизбежно возникновение конкуренции — самого сильного "стимулятора".
3. В зависимости от постановки цели возможна реализация междисциплинарного обучения. Например, урок-суд над романом М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Цель: определение жанра (детектив, исторический роман, социальный, психологический). В ходе подготовки к такому судебному заседанию ученикам понадобятся знания и по истории, и по психологии, и по социологии, и по религиоведению, и по уголовному праву.
Межпредметные связи способствуют формированию у учащихся целостной картины мира.
Недостатки:
- урок-суд требует много времени для подготовки;
- урок получается интересным и содержательным, если учащиеся владеют материалом в достаточной степени, умеют высказывать свое мнение аргументированно, логично и последовательно, не боятся новых идей и не тушуются при виде значительного объема работы.
От редакции. Хотелось бы услышать мнение педагогов, которые практикуют такую форму урока. Пользуется ли успехом урок-суд в ваших классах? С какими трудностями вам приходится сталкиваться?
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Судья — это вершитель правосудия; человек, наделённый судебной властью, за которым остаётся последнее слово в процессе принятия судебных решений. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте. Профессия подходит тем, кого интересует право и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Судья не подчиняется госаппарату и управленческим структурам, так как должен быть беспристрастным и принимать решения, руководствуясь только Конституцией и Законом.
Судья основывается на фактах, предоставленных обвинением и защитой. Для принятия справедливого решения он тщательно анализирует и обобщает все доказательства и в результате выносит оправдательный или обвинительный приговор. Степень наказания также устанавливает судья по доказанным статьям Кодекса.
Кроме вынесения приговора судья выполняет множество других каждодневных обязанностей, которые можно разделить на категории:
- правовая деятельность заключается в кропотливом изучении всех материалов дела и совершении выводов;
- управленческая деятельность заключается в руководстве и контроле за сотрудниками, их подбором на различные должности и обучение.
Особенности профессии
Конкретные обязанности судьи зависят от направлений деятельности:
- Функциональные виды деятельности включают в себя гражданские, уголовные, административные дела. Каждый судья занимается определенной категорией дел.
- Территориальные. Каждый судья закреплен за определённой территорией.
- Персональные виды деятельности включают в себя консультационную работу среди граждан и ведение дел по требованию Председателя суда.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Престиж и высокий статус профессии
Высокая оплата труда
Востребованность профессии, хотя вакансии по ней не выставляют
Минусы
Сложность — огромная масса законов, законодательных актов, нормативов хранится в памяти и при необходимости должна быть извлечена и применена правильно
Опасность — возможно давление со стороны обвиняемых, а также постоянное психическое напряжение.
Профессия судьи налагает строгий запрет на предпринимательскую деятельность, участие в политике, так как это может повлиять на принятие решений.
Место работы
Суды всех уровней — Федеральный, Республиканский, Областной, Городской, Районный.
Но непросто устроиться на работу в суд. Судья — это вершина карьеры юриста, для которой необходимо проработать в сфере права по профильной специализации не менее 7 лет. Требуется соблюдение многих условий, так как должность судьи — избирательная:
- возраст более 30 лет;
- сдача квалификационного экзамена;
- прохождение процедуры голосования среди членов комиссии.
Важные качества
- Трезвый, расчетливый, холодный ум
- Принципиальная жесткая позиция
- Высокие моральные качества
- Устойчивая психика
- Справедливость
- Аналитический ум
- Отличная память
- Неподкупность
- Честность
- Умение ориентироваться в большом потоке информации
- Умение выдержать давление с разных сторон — обвинения, защиты, стороны обвиняемого
- Способность быстро принимать решения
Обучение на Судью
Для профессии судьи необходимо базовое образование в двух направлениях:
- юриспруденция;
- правовое обеспечение национальной безопасности.
Курсы
ИПО
Помимо образования необходимо постоянное стремление к карьерному росту, честолюбие.
Оплата труда
Зарплата судьи на июль 2022
Заработная плата судей очень высокая, но информация по ней недоступна.
Ступеньки карьеры и перспективы
Карьера судьи может развиваться в разных направлениях. Но и сама должность судьи любого уровня является высоким карьерным достижением.
Мировой судья специализируется по гражданским и мелким уголовным делам со сроком лишения свободы до 3 лет.
Районный или Федеральный судья ведет дела Верховного и военного судов, а также дела, которые находятся вне компетенции мирового судьи.
Должность арбитражного судьи считается самой престижной и труднодостижимой. Кроме стандартных требований необходимы проверки прокуратуры, МВД, ФСБ, таможенной службы. После этого появится возможность участия в голосовании на должность арбитражного судьи. Арбитражные суды занимаются урегулированием экономических споров между предприятиями. Все решения, принятые арбитражным судом, считаются окончательными и обжалованию не подлежат. Кроме того, они должны быть исполнены в установленный срок. В том случае, когда срок не назначен, решение должно вступить в силу немедленно.
Интересные факты о профессии
История возникновения профессии
Профессия судьи появилась в древние века. Самым первым судьёй можно считать царя Соломона, который мудро, справедливо и честно вершил правосудие среди своего народа. Позднее судьями были правители стран.
Избранные народом судьи появились впервые в Афинах. Срок их полномочий был всего 1 год. А в целом судебное дело возникло в XII веке в Англии, когда судьи были разъездными и представляли законы короля в решении конфликтов среди подданных.
В России судебное дело появилось в период Киевской Руси. Судьёй в это время был князь.
Официально должность судьи была определена Петром Первым в 1713 году и называлась она ландрихтер.
Современная судебная система, которой мы пользуемся и сейчас, возникла в 1864 году.
Автор статьи

Читайте также:
- Городовой сиротский суд это
- Категория суда что это
- Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг
- Как получить копию протокола об административном правонарушении в суде
- Представитель короля который контролировал сбор налогов и судебных штрафов в англии