Суд нарушает конституцию что делать

Обновлено: 23.07.2024

Вы часто рассказываете изумительные истории о том, как суды принимают незаконные решения и их потом отменяют.

А несет ли судья ответственность за свое решение? И можно ли его оштрафовать?

Судья принимает решение на основании своего убеждения и не должен отвечать, если его мнение не сходится с вышестоящим судом. Поэтому по закону судью нельзя привлечь к ответственности за принятое решение.

Верховный суд добавляет: судью нельзя наказывать и за допущенную судебную ошибку, из-за которой был принят неправильный судебный акт, — п. 2 ВС от 14.04.2016 № 13. То есть даже если судья принял решение, противоречащее закону, его все равно не накажут.

Но судья ответит, если нарушил сам процесс принятия решения. В некоторых случаях за такие нарушения можно потребовать денежную компенсацию. При этом деньги надо требовать не с судьи и не с суда, в котором он работает, а с государства. Давайте рассмотрим все подробнее.

Уголовная ответственность судьи

Если судья знал, что принимает заведомо незаконное решение, то его могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 305 УК РФ . За это положен штраф — до 300 000 рублей. Штраф выплачивается государству, а не пострадавшему. Еще могут привлечь к принудительным работам на срок до 4 лет или лишить свободы на тот же срок. Возбуждение уголовного дела на судью — это исключительный случай, решение об этом принимают председатель следственного комитета и специальный орган — Квалификационная коллегия судей.

Вот в 2018 году судья из Волгоградской области принял решение без проведения судебного заседания. Не вызывал в суд обвиняемого, его адвоката, прокурора, а просто составил фальшивый протокол, в котором указал, что заседание было и все участники процесса на нем присутствовали. Судью оштрафовали на 200 тысяч рублей. Правда, потом освободили от наказания по амнистии в честь 70-летия победы в Великой Отечественной войне.

Заявить о том, что судья принял заведомо незаконное решение, может любой потерпевший, то есть тот, чьи права это решение нарушило. Для этого достаточно написать письмо в любой правоохранительный орган, занимающийся борьбой с коррупцией: в следственный комитет, прокуратуру или ФСБ .

За заведомо ложный донос тоже предусмотрена уголовная ответственность по ст. 306 УК РФ .

Компенсация морального вреда

Если судья принял решение по уголовному делу, а его потом отменили, то несправедливо осужденный получит право на компенсацию неполученных доходов и морального вреда.

Заявление о такой компенсации можно подать в суд, прекративший уголовное дело, или в суд по месту жительства заявителя. Есть детальное разъяснение Верховного суда о получении компенсации.

Например, в 2017 году по решению суда москвича посадили под домашний арест: он не мог выходить из своего дома и пользоваться интернетом. Прошло 6 месяцев, и уголовное дело прекратили, признав мужчину невиновным. Он потребовал компенсировать 4 млн рублей морального вреда. Суд, правда, компенсировал только 50 тысяч.

За незаконный судебный вердикт можно также требовать компенсации в Европейском суде по правам человека. Как подать заявление о компенсации, подробно рассказано на сайте суда.

Потребовать компенсации в Европейском суде можно не только по уголовным делам. Например, одному гражданину РФ запретили в течение 5 лет выезжать за границу, потому что до увольнения у него был доступ к государственной тайне. Мужчина безуспешно пытался обжаловать отказ в российских судах, а потом обратился в Европейский суд и отсудил у государства 5 тысяч евро.

Замечание, выговор и увольнение судьи

Судья лично отвечает за нарушение правил рассмотрения дел. Еще он обязан соблюдать кодекс судейской этики. На мелкое нарушение никто не обратит внимания, но за существенный проступок судья может получить замечание, выговор и даже досрочное прекращение полномочий: ст. 12.1 закона о статусе судей.

Замечание — это самый легкий вид наказания. Если в течение года судья уже получал замечание или если за проступок замечания явно недостаточно, то выносят предупреждение.

Например, по правилам в ходе заседаний судья сначала должен предложить разрешить спор миром. Если он этого не сделает, вряд ли он получит замечание: это мелкое нарушение процесса. Все понимают, что оно почти наверняка не повлияет на исход дела. Но вот если судья не вызвал ответчика в суд, то он однозначно нарушил его права. Судье Советского районного суда Брянска в 2018 году за такой проступок вынесли замечание. Другой пример: судья Нижегородского районного суда получил предупреждение за частую отмену его определений о возврате исков.

А вот за то, что судья обращается к сторонам спора, используя нецензурную лексику, его могут и уволить — так случилось в 2018 году в Краснодаре. Еще одного судью уволили в 2017 году за то, что он не хотел передавать в вышестоящий суд жалобу на свое решение.

В сентябре 2019 года введут новое наказание для судей — понижение в квалификационном классе. Чем выше класс, тем более важную должность может занимать судья. Например, судья с 5 классом может быть председателем районного суда, а с 4 — возглавлять вышестоящий областной суд.

Кто принимает решение

Решение о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности принимает Квалификационная коллегия судей. Жаловаться надо в коллегию региона, где работает судья. Контакты нужной коллегии можно узнать на сайте Высшей квалификационной коллегии судей.

Жалобу составляют в свободной форме, но в ней должны быть указаны личные данные: фамилия, имя, отчество лица, подающего жалобу, его почтовый адрес, описание допущенного судьей нарушения, подпись и дата подачи. Анонимную жалобу не примут.

Если судья затягивает сроки

В России действует закон о компенсации за нарушение разумных сроков судопроизводства. Его применяют, когда судья слишком долго принимает решение или когда принятое им решение многократно отменялось и направлялось обратно на доработку.

Максимальный срок рассмотрения гражданского дела — 2 месяца. В арбитражном суде — 3 месяца. Но часто этот срок возобновляется из-за вступления в дело новых лиц или, наоборот, приостанавливается — например, из-за назначения экспертизы. Срок могут продлить в связи с особой сложностью дела. Поэтому обоснованность превышения сроков оценивают каждый раз индивидуально. Участник процесса, который сам же его и затягивал, теряет право на компенсацию.

К примеру, в ноябре 2015 года один предприниматель из Москвы попытался через суд вернуть свое полиграфическое оборудование. Дело было несложным, но арбитражный суд рассматривал его больше года. Все это время предприниматель не мог полноценно вести свой бизнес. В сентябре 2017 года истец выиграл дело, но на этом не остановился: в январе 2018 года он дополнительно взыскал с Министерства финансов 40 тысяч рублей за то, что суд долго рассматривал его иск.

Расписать все подробности судебного процесса в одном ответе невозможно. У нас есть целая серия статей, которые помогут вам в суде:

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Загрузка

Виктор Панин

Я Панин Виктор Иванович, житель г. Волгограда с 2015 г. по настоящее время доказываю что судьи Ворошиловского и Кировского районов г. Волгограда Рыков Д.Ю. 15.10.2015 г. , 3.12.2015 г. , в феврале 2016 г., а затем 12.03.2019 г. и Сорокина Л.В. 7.11.2016 г. и 13.05.2019 г. , при рассмотрении моих Исков к ПФР и Волгоградскому ВОАО "ХИМПРОМ", совершили в судах преступления, которые судьи апелляционной инстанции утвердили. На апелляции назначались одни и те же судьи и председательствующие Волгоградского областного суда, которые так же указывали что государство не продумало механизма перерасчёта пенсии по вредным условиям труда. До апелляции требовал привлечь к уголовной ответственности негодяев судей, а Органы СУ СК Р по области пишут мне уведомления что произведена фальсификация законных документов "ХИМПРОМ" , но мер к преступникам не принимает , полиция пишет Постановления о том , что совершены преступления, квалифицируемые ч.1 ст. 327 УК РФ, но яко бы срок давности истек, не применяя ч.2 ст. 327 УК РФ , а выдав мне на руки Постановление, предлагает подать в суд заявление на пересмотры незаконных судебных актов,. Однако те же преступники судьи принимают мои заявления и опять отказывают . Для них не существует Законов РФ, они предают свою присягу судьи, по сути став предателями РФ , под гербом которой они объявляют незаконные, уже Определения. И опять назначается из числа судей апелляции, председательствующий который и пишет , что государство не продумало механизма применения вредного труда для перерасчёта пенсии.
Теперь уже полиция Кировского района Волгограда и СУ СК Волгоградской области настолько заврались , что пишут на мои заявления, - "Прекращаем с Вами переписку!". Преступники судьи прикрыли преступные действия работника ПФР и работника "ХИМПРОМ", преступники руководители из следственных органов прикрыли судей, а заодно и совершённые преступления, теперь уже все прикрывают работников полиции, которые в течении 2019 г. устраивали волокиту, перед прокуратурой Кировского района отписывались постановлениями, которые она постоянно отменяла! Кто ответит за преступления органов власти и юстиции? Судебную систему в Волгограде необходимо мести хорошей метлой, потому что Председатели судов не реагируют на Заявления о преступлениях подчинённых судей!

Александр Иванович Федин, председатель Кассационной коллегии судей Верховного Суда РФ.

В силу ч. 1 ст. 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23 - 26 ГПК РФ и другими федеральными законами. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявитель оспаривает акты, которые не затрагивают его права, свободы или законные интересы.

Гражданин Т. оспорил Положение ЦБ РФ от 24.04.2000 N 112-П "О порядке формирования и использования резервного фонда кредитной организации".

Верховным Судом РФ в принятии заявления к производству было отказано на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ по тому мотиву, что оспариваемый нормативно-правовой акт (далее - НПА) не затрагивает права, свободы или законные интересы заявителя. ВС РФ указал на то, что оспоренное Положение ЦБ РФ призвано регулировать правоотношения между кредитными организациями и ЦБ РФ.

Поскольку физические лица не являются субъектами правоотношений, регулируемых Положением ЦБ РФ, оно не может затрагивать и интересы Т.

Довод о том, что он является участником ООО (кредитной организации) и возложенные на кредитную организацию обязательства, требующие для общества дополнительных расходов, уменьшают получаемую заявителем прибыль, по мнению ВС РФ, не может служить основанием для иска: сам оспариваемый НПА непосредственно не затрагивает права участников обществ с ограниченной ответственностью. Принятие решения о распределении чистой прибыли общества между участниками общества относится (согласно ст. 33 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью") к компетенции общего собрания общества.

При этом КС РФ почему-то отдает приоритет положению ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, указывая на то, что суд не вправе на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ отказывать в принятии заявления о признании НПА органа государственной власти противоречащим закону в случае, если заявитель считает, что этим актом нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими НПА.

Из приведенного выше примера следует, что заявитель, например физическое лицо, также считал, что НПА, регулирующим правоотношения исключительно между юридическими лицами, якобы затрагиваются и нарушаются его права и свободы, хотя очевидно, что акт в принципе не может затрагивать, а следовательно, и нарушать права и свободы заявителя - физического лица.

При такой ситуации исходя из приведенных КС РФ норм процессуального закона (п. 1 ч. 1 ст. 134 и ч. 1 ст. 246 и ч. 1 ст. 251 ГПК РФ) в их системной связи судьи судов общей юрисдикции вполне обоснованно отдают приоритет именно положению п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, предусматривающему право судьи отказать в принятии заявления в связи с тем, что в этом заявлении оспариваются акты, не затрагивающие права, свободы или законные интересы самого заявителя.

Более того, если такое заявление ошибочно будет принято к рассмотрению, производство по делу следует прекратить в соответствии со ст. 220 ГПК РФ как не подлежащее рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.

Таким образом, указание в ст. 251 ГПК РФ на наличие у гражданина или организации права обратиться в суд с заявлением о признании недействующим нормативно-правового акта лишь при одном условии - когда они считают нарушенными свои права и свободы принятым и опубликованным НПА - не исключает вынесение судьей определения об отказе в принятии такого заявления, если уже на этой стадии судопроизводства совершенно очевидно, что заявитель не является участником правоотношений, регулируемых оспариваемым актом.

Приведенная практика судов не противоречит ни Конституции РФ, ни действующему процессуальному закону.

Исходя из ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ, рассматриваемых в их совокупности, следует, что каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод, в том числе и посредством обжалования в суд НПА (тех прав и свобод, которые предусмотрены для заявителя Конституцией РФ, законами, другими НПА и могут затрагиваться оспариваемым НПА).

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве. Несомненно, наличие интереса в судебной защите прав и свобод должно не только предполагаться заявителем, но и объективно иметь место в действительности.

Подсудность

Нормами действующего ГПК РФ подсудность дел об оспаривании НПА определена в зависимости от уровня органов и должностных лиц (органов госвласти, органов местного самоуправления, должностных лиц), принимавших оспариваемые в суде акты. Например, к подсудности ВС РФ в качестве суда первой инстанции (судебная коллегия по гражданским делам) отнесены гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов власти (п. 2 ч. 1 ст. 27 ГПК РФ).

К подсудности Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа ст. 26 ГПК РФ относит дела об оспаривании НПА органов госвласти субъектов РФ. В районных судах в соответствии со ст. 24 ГПК РФ рассматриваются дела об оспаривании НПА, не подсудные ВС РФ и судам субъектов РФ (акты органов местного самоуправления).

Даже без дальнейшей, более конкретной, регламентации приведенных положений Конституции РФ и Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763 ясно, что акт федерального органа исполнительной власти, не прошедший регистрацию в Минюсте РФ или не опубликованный в установленном порядке (последнее требование относится также к НПА органов госвласти субъекта РФ, органов местного самоуправления), не может с юридической точки зрения являться собственно НПА со всеми присущими ему признаками. Он не влечет правовых последствий как не вступивший в силу.

По сложившейся практике ВС РФ содержащие по существу правила поведения акты федеральных органов госвласти, не отвечающие формальным требованиям, указанным выше, не могут быть оспорены в порядке нормоконтроля (глава 24 ГПК РФ). Заявления об их оспаривании возвращаются на основании п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ по мотиву неподсудности ВС РФ. При этом согласно ч. 2 ст. 135 ГПК РФ в определении о возвращении заявления судья должен указать, в какой суд следует обратиться.

Поскольку в рассматриваемом случае юридическая сила оспариваемого акта как нормативного отсутствует, заявление об его оспаривании может быть рассмотрено именно в районном суде в порядке главы 25 ГПК РФ (производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих).

ВС РФ вернул заявление на основании п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ в связи с его неподсудностью ВС РФ. Заявителю было рекомендовано обратиться в районный суд.

Позиция КС РФ

Однако с такой практикой, которой в течение нескольких лет придерживаются как ВС РФ, так и другие суды общей юрисдикции, не согласен КС РФ.

Между тем ч. 1 ст. 251 ГПК РФ прямо предусматривает, что гражданин или организация вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке НПА органа госвласти, органа местного самоуправления или должностного лица противоречащим закону, если считают, что таким актом нарушаются их права и свободы.

Данная норма закона устанавливает, что в порядке нормоконтроля (глава 24 ГПК РФ) возможно оспаривание лишь принятых и опубликованных в установленном порядке НПА, которые только при этих условиях приобретают юридическую силу.

Делая вывод о том, что ст. 251 ГПК РФ не исключает оспаривание в ВС РФ нормативно-правового акта федерального органа исполнительной власти, когда издавшим его органом не соблюден порядок регистрации и опубликования таких актов, КС РФ указывает на то, что суды общей юрисдикции не вправе ограничиваться формальным установлением того, прошел ли обжалуемый акт государственную регистрацию и опубликован ли он в установленном порядке, а обязаны выяснить, содержит ли он нормативные положения, затрагивающие права и законные интересы граждан. В случае установления таких положений суды должны признавать акт недействующим, т.е., используя терминологию самого КС РФ, прекращать его действие.

Однако, как отмечено выше, в силу ст. 15 Конституции РФ и Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763 подобные акты изначально не приобретают юридическую силу: не могут применяться, т.е. не должны действовать в качестве НПА. Какой же смысл признавать их недействующими, если они по существу являются по формальным основаниям недействительными со дня их издания?

Поэтому логично, что акты хотя и содержащие правила поведения для неопределенного круга лиц, но не имеющие юридической силы по формальным основаниям и поэтому не являющиеся НПА как таковыми согласно судебной практике, а также ч. 1 ст. 251 и другим нормам ГПК РФ должны оспариваться в районном суде как решения издавших их органов и должностных лиц в порядке главы 25 ГПК РФ, а не в порядке нормоконтроля.

Указание в приведенном Определении КС РФ на его правовые позиции, сформулированные в Постановлениях от 02.07.98 N 20-П, от 06.07.98 N 21-П и от 25.12.01 N 17-П, не совсем корректны, поскольку не относятся к рассматриваемому вопросу, заключающемуся лишь в определенной ГПК РФ подсудности дел в зависимости от предмета оспаривания.

Никоим образом приведенная судебная практика, полностью соответствующая положениям ГПК РФ, не нарушает конституционные права граждан на судебную защиту, поскольку судья, возвращая такое заявление гражданину, указывает лишь на нарушение им подсудности такого заявления, разъясняя право оспаривания акта (решения) в другом суде в порядке главы 25 ГПК РФ.

Далее, КС РФ в резолютивной части указывает на отсутствие у ВС РФ оснований для отказа в принятии подобных заявлений, хотя никакого отказа в принятии заявления С.Д. Смердову, действительно лишающего его права на судебную защиту, ВС РФ не допускал, и нормы ГПК РФ такого отказа в рассматриваемых ситуациях не предусматривают.

Необходимо отметить и то, что положения ст. 24 - 27 и 251 ГПК РФ по рассматриваемому вопросу Конституционным Судом РФ не признаны не соответствующими Конституции РФ.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

6 февраля 2007 г., 16 апреля 2013 г., 3 марта 2015 г.

Информация об изменениях:

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 16 апреля 2013 г. N 9 в преамбулу внесены изменения

Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о ее высшей юридической силе означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и иными нормативными правовыми актами.

В целях единообразного применения судами конституционных норм при осуществлении правосудия Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать следующие разъяснения:

1. В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Учитывая это конституционное положение, а также положение ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел.

Информация об изменениях:

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 16 апреля 2013 г. N 9 в пункт 2 внесены изменения

2. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.

Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда Конституционным Судом Российской Федерации выявлен пробел в правовом регулировании либо когда пробел образовался в связи с признанием не соответствующими Конституции нормативного правового акта или его отдельных положений с учетом порядка, сроков и особенностей исполнения решения Конституционного Суда Российской Федерации, если они в нем указаны;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

В случаях, когда статья Конституции Российской Федерации является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.

Информация об изменениях:

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 16 апреля 2013 г. N 9 в пункт 3 внесены изменения

3. В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции подлежащий применению по конкретному делу закон, суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" может быть сделан судом любой инстанции и в любой стадии рассмотрения дела.

О необходимости обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации суд выносит мотивированное определение (постановление). Сам запрос оформляется в письменной форме в виде отдельного документа.

В запросе о проверке конституционности подлежащего применению при рассмотрении конкретного дела закона суд в соответствии с требованиями ст. 37 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" должен указать точное название, номер, дату принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке законодательном акте, а также мотивы, по которым он пришел к выводу о направлении указанного запроса. В силу ст. 38 названного Федерального конституционного закона к запросу необходимо приложить текст закона, подлежащего проверке, и перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

В связи с обращением в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности подлежащего применению закона производство по делу или исполнение принятого решения, исходя из требований ст. 103 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", приостанавливается до разрешения запроса Конституционным Судом Российской Федерации, о чем должно быть указано в названном выше определении (постановлении) суда.

Если подсудимый содержится под стражей, рекомендовать суду в каждом таком случае обсуждать вопрос об изменении ему меры пресечения.

4. При рассмотрении дел судам надлежит учитывать, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.

Если имеются противоречия между нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым по вопросам, относящимся к ведению субъекта Российской Федерации, и федеральным законом, то в силу ч. 6 ст. 76 Конституции Российской Федерации подлежит применению нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

5. Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Учитывая это, суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.

При этом судам необходимо иметь в виду, что в силу п. 3 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.

Информация об изменениях:

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 3 марта 2015 г. N 9 в пункт 6 внесены изменения

6. Обратить внимание судов на то, что в силу ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина.

Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (в редакции Указов Президента Российской Федерации от 16 мая 1997 г. N 490 и от 13 августа 1998 г. N 963, от 28 июня 2005 г. N 736, от 17 ноября 2011 г. N 1505, от 2 февраля 2013 г. N 88, от 14 октября 2014 г. N 668).

7. Если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.

Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т. д.).

При применении закона вместо несоответствующего ему акта государственного или иного органа суд вправе вынести частное определение (постановление) и обратить внимание органа или должностного лица, издавшего такой акт, на необходимость привести его в соответствие с законом либо отменить.

Информация об изменениях:

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 6 февраля 2007 г. N 5 в пункт 8 внесены изменения

8. Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47). В соответствии с указанным конституционным положением вышестоящий суд не вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции дело, подсудное нижестоящему суду.

Информация об изменениях:

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 16 апреля 2013 г. N 9 в пункт 9 внесены изменения

9. В ч. 2 ст. 26 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на пользование родным языком. В силу указанной конституционной нормы, а также в соответствии с положениями ч. 2 ст. 9 ГПК РФ, ч. 2 ст. 18 УПК РФ, ч. 2 ст. 24.2 КоАП РФ суд обязан разъяснить и обеспечить участвующим в деле лицам право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, подавать жалобы и выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также пользоваться услугами переводчика.

10. В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации) суд по каждому делу обеспечивает равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств.

При рассмотрении гражданских дел следует исходить из представленных истцом и ответчиком доказательств. Вместе с тем суд может предложить сторонам представить дополнительные доказательства. В случае необходимости, с учетом состояния здоровья, возраста и иных обстоятельств, затрудняющих сторонам возможность представления доказательств, без которых нельзя правильно рассмотреть дело, суд по ходатайству сторон принимает меры к истребованию таких доказательств.

11. При рассмотрении жалоб на отказ в регистрации общественных объединений граждан либо заявлений заинтересованных лиц о ликвидации общественных объединений судам необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Учитывая это конституционное положение, суду необходимо тщательно исследовать и оценить в совокупности все представленные письменные и вещественные доказательства, показания свидетелей и другие доказательства, свидетельствующие о целях, задачах, фактической деятельности общественных объединений.

12. В силу Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах государства, участвующие в этом пакте, приняли на себя обязанность обеспечить право на забастовку при условии его осуществления в соответствии с национальным законодательством.

Конституция Российской Федерации гарантировала работникам, а также их трудовым коллективам право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37). Однако осуществление права на забастовку не должно нарушать права и свободы других лиц и может быть ограничено федеральным законом, но лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Исходя из этого, при решении вопроса о незаконности проведения забастовки судам следует иметь в виду, что ограничение права на забастовку в указанных выше случаях допустимо лишь для тех категорий работников, в отношении которых с учетом характера их деятельности и возможных последствий прекращения ими работы необходимость запрета на проведение забастовки прямо вытекает из названных выше положений Конституции. Ограничение права на забастовку большего круга работников, чем это необходимо для достижения целей, названных в ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, является неправомерным.

13. При рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).

Исходя из этих положений Конституции, следует иметь в виду, что отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище. При рассмотрении дел, связанных с признанием права пользования жилым помещением, необходимо учитывать, что данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии прописки (регистрации), являются лишь одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем (собственником) жилого помещения, членами его семьи соглашение о вселении лица в занимаемое ими жилое помещение и на каких условиях.

Эти же обстоятельства суды должны иметь в виду при рассмотрении материалов, подтверждающих необходимость проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц (ст. 25 Конституции Российской Федерации), если такие материалы представляются в суд органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

15. При рассмотрении уголовных дел должен соблюдаться закрепленный в ст. 49 Конституции Российской Федерации принцип презумпции невиновности, согласно которому каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом с учетом положений данной конституционной нормы недопустимо возлагать на обвиняемого (подсудимого) доказывание своей невиновности.

Судам необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 3 ст. 49 Конституции Российской Федерации неустранимые сомнения в виновности обвиняемого (подсудимого) должны толковаться в его пользу.

Информация об изменениях:

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 6 февраля 2007 г. N 5 в пункт 16 внесены изменения

16. Обратить внимание судов на необходимость выполнения конституционного положения о том, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50 Конституции Российской Федерации), а также выполнения требований ст. 75 УПК РФ, в силу которой доказательства, полученные с нарушением уголовно-процессуального законодательства, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения.

Разъяснить, что доказательства должны признаваться полученными с нарушением закона, если при их собирании и закреплении были нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерации права человека и гражданина или установленный уголовно-процессуальным законодательством порядок их собирания и закрепления, а также если собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом или органом либо в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами.

Информация об изменениях:

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 16 апреля 2013 г. N 9 в пункт 17 внесены изменения

17. При судебном разбирательстве должно строго соблюдаться гарантированное Конституцией (ч. 1 ст. 48) право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. С учетом этого конституционного положения суд обязан обеспечить участие защитника в уголовном деле во всех случаях, когда оно является обязательным в силу ч. 1 ст. 51 УПК РФ.

На основании ч. 1 ст. 52 УПК РФ подозреваемый, обвиняемый вправе в любой момент производства по уголовному делу отказаться от помощи защитника. В силу части 2 указанной статьи такой отказ не обязателен для суда.

Информация об изменениях:

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 16 апреля 2013 г. N 9 пункт 18 изложен в новой редакции

18. При рассмотрении гражданских и уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях судам необходимо исходить из того, что в соответствии со ст. 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

19. Судам необходимо иметь в виду, что разъяснения по применению действующего законодательства, данные Пленумом Верховного Суда Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, могут применяться при рассмотрении дел в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Суд в России - орган государственной власти осуществляющий правосудие, посредством рассмотрения дел различных категорий, основной орган по защите прав и свобод гражданина в Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина. И то, что каждый гражданин не может быть лишен права на судебную защиту рассмотрение его дела судом, и тем судьей к подсудности которого разрешение такого дела отнесено законом.

Законами России регулируется различные формы судопроизводства, в зависимости от обстоятельств разрешение которых требует обращение к суду.

Суд – государственный орган который разрешает споры, толкует и применяет закон, назначает наказание и освобождает от него, устанавливает факты, таким образом, судебными актами разрешается судьба людей.

Нужно отметить, что право на судебную защиту не подлежит ограничению, более того государство должно обеспечить доступ к правосудию, учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается.

Суд особая форма организации государственной власти, к которой обращаются за защитой и реализацией прав, тогда, когда иным путем реализовать право предоставленное гражданину страны не представляется возможны в силу различных обстоятельств.

В виду особой роли отводимой Российскому суду, государство предоставляет гарантии независимости самостоятельности неприкосновенности лицам, осуществляющим правосудие в России. Финансирование судебной системы осуществляется только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с законом.

Кроме, федеральных, конституционных законов, регулирующих статус судьи и организацию судебной власти, существует кодекс судейской этики, который распространяется на каждого судью, в том числе на тех, кто в отставке. В нем содержаться высокие требования, направленные на обеспечение статуса судьи:

Следовать высоким стандартам морали и нравственности, быть честным, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить совей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб и репутации судьи.

Судья не должен совершать каких-либо действий, либо давать повод другим лицам совершать такие действия, которые позволяли бы сделать вывод об оказании влияния на осуществление судьей его полномочий и усомниться в независимости и беспристрастности судьи.

Существуют и ограничения.

Так судья не должен участвовать в политической деятельности. Не должен состоять, возглавлять или иметь должность в политической организации, публично поддерживать или выступать против кандидата на выборную должность, участвовать в сборе средств, платить взносы или оказывать финансовую поддержку политической организации или кандидату.

Судье следует воздерживаться от публичных заявлений или замечаний, которые могут причинить ущерб интересам правосудия, его независимости и беспристрастности.

Как мы знаем, формулировки, записываемые в конституции и других законах, могут искажаться, применятся по своему усмотрению и желанию, от того посмотрим, как же обстоит дело фактически.

Почти каждый юрист осуществляющий защиту прав в граждан на профессиональной основе прибегал к судебной защите прав своего доверителя, сталкивался с механизмом рассмотрения дел судебными органами, с порядком и условиями работы при которых осуществляется правосудие.

В зависимости о категории дел, правосудие и условия в которых оно производится сильно отличается. От организации бытовых условий посещения и пребывания в суде до процессуального оформления и исполнения решений суда.

В настоящее время правосудие в России, носит ограниченных характер в связи с принятыми самим судом решениями. Если коротко, то обоснование такого решения это опасность для жизни и здоровья граждан в связи с эпидемией.

Российский суд утратил гласность – один из основных принципов правосудия. Но, погружение в неэффективность и усложнение механизмов судебной защиты прав граждан происходило постепенно.

Ограничение на доступ к правосудию осуществлялось и ранее, но не для каждого заметными и ощутимыми. Меры были экономические, бюрократические и т.д.

2014 год - повышение государственных пошлин необходимых для обращения к суду, Федеральным Законом от 21.07.2014 г. № 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса РФ, повысилась стоимость правосудия.

2015 год, - федеральным законом № 21 от 8 марта 2015 года, принят Кодекс административного судопроизводства РФ, который главным образом направлен на регулирование судопроизводства между гражданами и государственными органами. В нем, впервые установлены дополнительные требования к лицам, которые могут быть представителями граждан – наличие высшего юридического образования, и аналогичные требования к истцам, по делам об оспаривании законов. Уполномоченный по правам человека в РФ, попытался оспорить конституционность нововведений, но Конституционный суд указал, что все соответствует Конституции РФ (определение № 1882-О от 27 сентября 2016г). По мнению заместителя председателя Верховного Суда РФ, КАС значительно «усилил защиту прав личности».

2018 год, - возложение самостоятельной обязанности по направлению копии документов по делу на гражданина и за его счет (при обращении в суд, или подачи жалоб), введение требований для представителей по гражданским делам, кроме мировых и районных судов установлена федеральным законом № 451 от 28.11.2018 года.

Уже не говорю, о территориальной организации кассационных судов общей юрисдикции.

2020 год, - постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации Президиумом Совета судей в Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 808, впервые принято беспрецедентное решение, которое не согласуется с конституцией и нарушает десятки законов России.

Решение, которым судьи ограничили работу судебной системы, основывается на положениях п. 8 ч. 1 ст. 7 ФКЗ-3 "О Верховном Суде Российской Федерации", ст. 12 Регламента Совета судей Российской Федерации, при этом ни в Федеральном Конституционном суде, ни в Федеральном законе об органах судейского сообщества в Российской Федерации, нет прямого полномочия ограничивать работу суда, конкретного судьи или судебной системы, поскольку каждый судья обладает неприкосновенностью, несменяемостью, независимостью.

ФКЗ-7, предусматривает возможность осуществления иных полномочий, отнесенные к ведению совета судей федеральными законами.

Положения ст. 14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлений главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 года, в указанных документах речь идет об организациях, которые не применимы к суду, поскольку суд, это не организация, а суд – орган правосудия, государственный орган. Высший орган, самостоятельный и независимый.

Стало быть, судьи суда, возложили на себя полномочия по остановлению работы судебной системы, содержание текста самого постановления напоминает приказ к подчиненным.

Аналогичное постановление, но уже с рекомендациями по ведению определенной формы правосудия, возможной самостоятельности суда, а значит конкретного судьи, принято 8 апреля 2020 года, в которое добавлен указ президента от 2 апреля 2020 года № 239. Судебная власть потеряла свою независимость от исполнительной власти ст. 10 и 120 Конституции России. Постановление от 29 апреля 2020 года № 822, также содержит ограничения судопроизводства России.

21 апреля 2020 года, а затем 30 апреля 2021 года, Верховный суд обдумав ситуацию дает указания в форме рекомендаций, для формирования практики по несвоевременному осуществлению правосудия в новом формате, а не дает разъяснения вопросов, вытекающих из практики применения.

Как мы видим, 13 октября 2020 года, судебная система ограничивает свою работу уже посредством, письма из судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, с рекомендациями и мерами по соблюдению некоторых правил, уже сформированных.

Все это время суд в вялотекущем режиме с нарушением разумных сроков судопроизводства осуществлял рассмотрение некоторых дел с существенным нарушением разумных сроков судопроизводства.

И вот уже в октябре 2021 года, Верховный суд ограничился письмом, которым сослался на ранее утвержденный обзор, с рекомендациями для судебной системы приспособившейся к ограниченному правосудию.

Подобные решения умаляют авторитет судебной власти, ограничивают и парализуют эффективность судебной системы.

Отдельные проблемы произвольного применения закона при проходе в здание суда, выдачи процессуальных документов, ожидание судебных заседание в коридорах здания свидетельствуют об отсутствии профессиональной организации судебной системы, умышленно или по неосторожности, но это создает серьезные сложности в механизме реализации права граждан на доступ к правосудию.

Отсутствие надлежащих, равных, бытовых условий, элементарных гардеробов и туалетов в зданиях некоторых храмах правосудия, порочит саму систему правосудия. Хамское и неуважительное отношение ее работников, а в некоторых случаях и самих представителей фемиды умаляет ее авторитет, унижает достоинство граждан в период пребывания в суде.

Все эти обстоятельства во многом происходят с молчаливого согласия граждан, профессиональных юристов и адвокатов, соглашающихся терпеливо ожидать судебного заседания в коридорах суда, становясь заложниками ситуации, свидетелями грубого ограничения права на правосудие.

Внутренняя система организации судебной системы, каждого судебного учреждения требует реформирования и надлежащей организации ее работы, повышение уровня заработной платы работникам суда, которые находятся в зависимом положении от возлагаемых на них обязанностей, вынуждены осуществлять переработку в условиях двойной нагрузки и постоянной нехватки сотрудников, как результат психологической напряженности вымещаемой на посетителях суда.

Сформировать собственное представление о Российском суде вы можете, посетив судебное учреждение вашего города. О чем рассказать в комментариях.

Написать жалобу на нарушение конституционных прав

В случае нарушения конституционных прав и свобод любой гражданин может обратиться в Конституционный Суд. Но инициировать такой судебный процесс вправе не только отдельное физическое лицо. Жалоба может быть подана от имени должностного лица, организации или от объединения граждан, которые столкнулись с нарушением конституционного права. Кроме того, обратиться в суд может иностранец или лицо без гражданства, которое в соответствии с отдельными положениями Конституции РФ (ст. 62) наделено теми же правами, что и российские граждане.

На что можно пожаловаться

Конституционный суд РФ уполномочен рассматривать иски только определенной правовой тематики. Использовать такой инструмент для защиты своих интересов можно в следующих случаях:

  • коммерческая или государственная структура приняла законодательный акт, который противоречит положениям Конституции РФ;
  • гражданин не смог реализовать свои права из-за принятых законов или нормативных актов;
  • возник спор о правильном распределении полномочий, когда нет четкого понимания, как трактовать действующие конституционные нормы;
  • заявитель намерен привлечь к ответственности государственный орган, сотрудники которого при осуществлении своих обязанностей превышают должностные полномочия;
  • суды других инстанций отказали в удовлетворении искового требования несмотря на то, что им были предоставлены неопровержимые доказательства нарушения конституционных прав;
  • Президент РФ обвиняется в совершении тяжкого преступления или государственной измене и т. д.

В зависимости от проблематики вопроса, обращение в Конституционный Суд может иметь форму ходатайства, письменного запроса или жалобы.

Как правильно составить

Конституционный суд не примет к рассмотрению документ, если в нем будут исправления, ошибки и неточности. Несмотря на то, что жалобу можно составить в свободной форме, в ней заявитель должен указать следующую информацию:

  • полное название суда;
  • свои данные (ФИО, достоверные контактные данные);
  • подробные сведения о других участниках процесса (например, если речь идет о работодателе, который нарушил закон, следует указать в обращении его наименование, юридический адрес и контактный телефон);
  • какое решение или постановление обжалует гражданин;
  • перечень законодательных норм, которые были нарушены судами других инстанций;
  • ссылки на ранее принятые решения КС РФ и Верховного суда по аналогичным вопросам (это необязательное требование, но такая информация сделает жалобу более убедительной);
  • перечень приложений;
  • дата и подпись заявителя.

Образец жалобы на нарушение конституционных прав

Для рассмотрения дела заявитель обязан передать определенный пакет документов, что предусмотрено ст. 38 профильного закона. Кроме того, придется оплатить государственную пошлину, размер которой определен ст. 333.23 НК РФ (это важно сделать до подачи заявления, так как копия платежной квитанции должна быть прикреплена к исковому требованию). При этом некоторые категории граждан (инвалиды, герои СССР и т. д.) освобождаются от уплаты госпошлины.

Жалобу можно подать не только в письменной форме, но и в виде электронного документа, набрав текст на компьютере. Чтобы система приняла файл, он должен быть сохранен в формате docx или doc. К электронному обращению тоже можно приложить дополнительные материалы, которые будут соответствовать завяленным требованиям по формату и разрешению.

Если к жалобе прилагаются документы на иностранном языке, они должны быть переведены и нотариально заверены.

Процедура рассмотрения

КС РФ – это отдельная судебная инстанция. Она уполномочена рассматривать вопросы, связанные с соблюдением норм конституционного права другими судами при вынесении решений по искам юридических и физических лиц. В целом рассмотрение жалобы в КС РФ – это длительный и сложный процесс, который состоит из следующих этапов:

  1. Предварительное рассмотрение. Сначала несколько судей изучают поданные документы и обстоятельства, изложенные в жалобе, чтобы вникнуть в суть вопроса. Всесторонне оценив ситуацию, они выносят решение о допуске документа к дальнейшему рассмотрению по сути обращения или отказывают заявителю. В соответствии с положениями закона предварительный этап должен быть завершен максимум через 90 дней.
  2. Слушание дела по существу. Процедура рассмотрения полностью соответствует порядку рассмотрения дел в судах общей юрисдикции.
  3. Принятие решения. В конце процесса участников спора вызовут на судебное заседание, в ходе которого их ознакомят с постановлением. Оригинал решения им также будет направлен почтовым отправлением. Документ в обязательном порядке публикуется на официальном сайте КС РФ, где можно ознакомиться с его полным текстом.

Все законодательные акты или их отдельные положения, которые были признаны такими, что не соответствуют Конституции РФ, сразу после принятия решения теряют свою юридическую силу. Все судебные дела, которые были использованы в качестве основания для подачи жалобы в КС, должны быть пересмотрены уполномоченными судебными органами.

Основания для отказа в рассмотрении

Составленное обращение и пакет обязательных документов гражданин должен подать в Секретариат КС РФ. Но в рассмотрении жалобы будет отказано, если он:

  • пропустил допустимый срок обжалования (прошло более 12-ти месяцев с момента получения решения другой судебной инстанцией);
  • пренебрег каким-либо этапом судебного процесса (например, не обратился с иском в кассацию или апелляцию);
  • в тексте обращения допустил ошибки и неточности;
  • обжалует судебное постановление, которое было принято без нарушения конституционного законодательства.

Гражданину будет предоставлено время, чтобы устранить выявленные ошибки и внести необходимые правки в документы. После этого он сможет повторно обратиться в КС РФ через его Секретариат. Проанализировав полученные материалы и осуществив оценку наличия оснований для подачи жалобы, судьи составят допуск.

Вопрос-ответ

Вопрос: Может ли государство лишить гражданина конституционных прав, если он совершил тяжкое преступление?

Ответ: Конституционные права человека являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми, на что указывает Конституция РФ. Соответственно, даже если он совершит тяжкое преступление, он все равно останется российским гражданином без каких-либо изменений и ограничений.

Вопрос: Была запланирована поездка в Москву к родственникам. Но когда поезд подъезжал к столице, в купе зашли сотрудники полиции. Они проверили документы и заявили о запрете въезжать в Москву якобы по причине отсутствия московской прописки. По факту такого нарушения было подано обращение в Конституционный суд, но он отказал в рассмотрении дела. Почему жалоба была отклонена?

Ответ: В подобной ситуации действия полиции – это прямое нарушение действующего законодательства. Но полученный отказ вполне обоснован, учитывая, что заявитель сначала должен был подать жалобу в Прокуратуру. Этого было бы достаточно для привлечения сотрудников полиции, превысивших полномочия, к ответственности.

Вопрос: Планирую обратиться в суд. Речь идет о нарушении положений статьи ГПК РФ, соответственно, собираюсь приложить к жалобе выдержку из Кодекса. Нужно ли перед сдачей документов как-то заверять данную статью?

Ответ: Текст акта, который подлежит проверке, заверять не нужно. Достаточно вложить в пакет документов распечатку его текста (можно даже без пометки источника получения).

Вопрос: Работодатель по собственной инициативе захотел изменить график работы. Я не согласилась с таким решением, и он меня уволил под предлогом «производственной необходимости». Я пыталась восстановиться на рабочем месте, но областной, а потом и Верховный суд отказали в удовлетворении требования. В моем случае было явно нарушено определение производственной необходимости. Стоит ли мне обратиться за защитой интересов в КС?

Ответ: Если вы уверены, что работодатель действительно нарушил ваши права, можно попытаться обжаловать приказ об увольнении в КС, несмотря на отказы нижестоящих инстанций. Но без более подробной информации и документов сложно оценить перспективность такого судебного процесса.

Видео: По решению Конституционного суда власти обязаны обеспечить жильем жертв репрессий

Законодательная база

Чтобы правильно составить обращение, следует опираться на такие законодательные акты:

Дежурные юристы

Как написать жалобу на следственный комитет

Как написать жалобу на следственный коми.

Напишите жалобу на нарушения допущенные следственным комитетом РФ. В ходе расследования уголовных дел…

Как подать жалобу на электронную площадку

Написать жалобу на электронную площадку

Если участник государственных закупок считает, что в процессе проведения тендера были нарушены его…

Написать жалобу в Ульяновске

Написать жалобу в Ульяновске

В Ульяновске работает целый ряд надзорных органов, куда может обратиться житель города за…

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: