Суд евразэс особенности правового статуса

Обновлено: 06.12.2022

В состав Суда входят по два судьи от каждой Стороны. Срок полномочий судьи - шесть лет.

Статья 4

Судьи должны обладать высокими моральными качествами и соответствовать требованиям, предъявляемым для назначения на должности судей верховных и/или высших арбитражных, хозяйственных и экономических судов Сторон, а также являющихся специалистами высокой квалификации в области международного и внутригосударственного права, в особенности в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенных правоотношений.

Статья 5

1. Судьи назначаются и освобождаются от должности Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС по представлению Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав государств).

2. Судья при вступлении в должность делает торжественное заявление на заседании Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, что он будет исполнять свои обязанности беспристрастно и добросовестно.

3. Полномочия судьи могут прекращаться по следующим основаниям:

а) прекращение деятельности Суда;

б) истечение срока полномочий судьи;

в) письменное заявление судьи об отставке;

г) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам - требует дополнительного рассмотрения;

д) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

е) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

ж) утраты судьей гражданства Стороны, от которой он был назначен;

з) совершение судьей серьезного проступка, не совместимого с высоким статусом судьи;

и) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

к) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

л) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим либо безвестно отсутствующим.

Статья 6

1. Судьи не могут представлять интересы каких бы то ни было государственных или межгосударственных органов и организаций, коммерческих структур, политических партий и движений, а также территорий, наций, народностей, социальных и религиозных групп и отдельных лиц.

Судьи не вправе заниматься любой деятельностью, связанной с получением доходов, кроме научной, творческой и преподавательской.

2. Судья не может участвовать в разрешении какого-либо дела, в котором он ранее участвовал в качестве представителя, поверенного или адвоката одной из сторон, или члена национального или международного суда, следственной комиссии или в каком-либо ином качестве.

3. Наличие обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи, является основанием для отвода (самоотвода) судьи.

Статья 7

На судей Суда и членов их семей распространяются привилегии и иммунитеты, предоставляемые должностным лицам органов ЕврАзЭС в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества от 31 мая 2001 года. При необходимости дополнительный объем привилегий и иммунитетов для судей может быть установлен соглашением Сторон.

На судей Суда ЕврАзЭС по истечении их полномочий, при уходе в отставку должны распространяться гарантии, предусмотренные законодательством государств - членов ЕврАзЭС для председателей верховных, высших хозяйственных (арбитражных, экономических) судов.

Статья 8

1. Суд возглавляет Председатель.

2. Председательство осуществляется судьями Суда поочередно на ротационной основе в порядке русского алфавита, исходя из названия государств, в течение двух лет.

Председатель Суда избирается Судом из числа судей от Стороны очередности.

3. Председатель Суда:

а) организует деятельность Суда;

б) в пределах полномочий обеспечивает сотрудничество с высшими судебными органами Сторон и государств, не являющимися членами ЕврАзЭС, международными судебными органами и организациями;

в) назначает сотрудников секретариата Суда на должность и освобождает их от должности в пределах структуры и численности, утверждаемой Межгосударственным Советом ЕврАзЭС (на уровне глав государств);

г) организует предоставление средствам массовой информации сведений о деятельности Суда;

д) осуществляет иные полномочия в пределах настоящего Статута Суда.

Статья 9

1. Суд избирает заместителя Председателя Суда сроком на два года от Стороны, название которой следует в порядке русского алфавита за названием государства, от которого избран Председатель Суда. По истечении срока полномочий заместитель Председателя Суда может быть переизбран.

Председатель Суда и его заместитель не могут быть гражданами одной и той же Стороны, причем один из них должен быть гражданином государства - члена Таможенного союза.

2. При невозможности участия Председателя Суда в работе Суда его обязанности исполняет заместитель Председателя.

Статья 10

1. Правовое, организационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Суда возлагается на секретариат Суда.

2. Должностные лица и сотрудники секретариата Суда являются международными служащими. При исполнении официальных функций они пользуются иммунитетами, льготами, привилегиями, установленными Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества от 31 мая 2001 года.

3. Финансирование деятельности Суда осуществляется за счет средств бюджета ЕврАзЭС в порядке, определяемом Межгосударственным Советом ЕврАзЭС (на уровне глав государств).

4. Условия оплаты труда судей, должностных лиц и сотрудников секретариата Суда определяются Межгосударственным Советом ЕврАзЭС (на уровне глав государств).

Статья 11

1. Местопребыванием Суда является г.Минск.

2. Условия пребывания Суда на территории Республики Беларусь определяются соглашением между Правительством Республики Беларусь и ЕврАзЭС.

Статья 12

1. Суд пользуется правами юридического лица.

2. Суд имеет печать и бланки со своим наименованием.

Глава ІІ

Статья 13

1. Суд обеспечивает единообразное применение Договора и других действующих в рамках Сообщества международных договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений.

2. Суд рассматривает споры экономического характера, возникающие между Сторонами по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС.

3. Суд осуществляет толкование положений международных договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС, и решений органов ЕврАзЭС.

Толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам Сторон, высших судебных органов Сторон, Межгосударственного Совета, Межпарламентской Ассамблеи и Интеграционного Комитета ЕврАзЭС.

4. В связи с формированием Таможенного союза Суд:

а) рассматривает дела о соответствии актов органов Таможенного союза международным договорам, составляющим договорно-правовую базу Таможенного союза;

б) рассматривает дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза;

в) дает толкование международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, актов, принятых органами Таможенного союза;

г) разрешает споры между Комиссией таможенного союза и государствами, входящими в Таможенный союз, а также между государствами - членами Таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках Таможенного союза.

5. К ведению Суда могут быть отнесены и иные споры, разрешение которых предусмотрено международными договорами в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза.

6. В случае спора о подсудности дела Суду вопрос разрешается Судом.

Статья 14

1. Если иное не предусмотрено международными договорами в рамках ЕврАзЭС, споры рассматриваются Судом по заявлению:

Организация деятельности Суда Евразийского экономического союза устанавливается положениями глав I, II и III Статута Суда Евразийского экономического союза (далее – Статут Суда) (приложение № 2 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, далее – Договор).

Целью деятельности Суда является обеспечение в соответствии с положениями Статута Суда единообразного применения государствами-членами и органами Союза Договора, международных договоров в рамках Союза, международных договоров Союза с третьей стороной и решений органов Союза.

Суд пользуется правами юридического лица.
Суд ведет свою документацию, имеет печать и бланки со своим наименованием, учреждает свой официальный интернет-сайт и официальный бюллетень.
Суд разрабатывает предложения о финансировании деятельности Суда и распоряжается средствами, выделенными на обеспечение его деятельности, в соответствии с Положением о бюджете Союза.

В состав Суда входят по два судьи от каждого государства-члена.
Срок полномочий судьи - девять лет.

Судьи должны обладать высокими моральными качествами, являться специалистами высокой квалификации в области международного и внутригосударственного права, а также, как правило, соответствовать требованиям, предъявляемым к судьям высших судебных органов государств-членов.

Судьи назначаются на должности Высшим Евразийским экономическим советом по представлению государств-членов.
Судьи освобождаются от должности Высшим Евразийским экономическим советом.

Полномочия судьи могут прекращаться по следующим основаниям:
1) прекращение деятельности Суда;
2) истечение срока полномочий судьи;
3) письменное заявление судьи о сложении полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
4) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
5) занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи;
6) прекращение членства в Союзе государства, которым представлен судья;
7) утрата судьей гражданства государства-члена, которым представлен судья;
8) совершение судьей серьезного проступка, несовместимого с высоким статусом судьи;
9) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
10) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
11) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим либо признании безвестно отсутствующим.

Руководство деятельностью Суда осуществляет Председатель Суда. Председатель Суда имеет заместителя.
При временной невозможности участия Председателя Суда в деятельности Суда его обязанности исполняет заместитель Председателя Суда.

Председатель Суда и его заместитель избираются на должности из состава Суда судьями Суда в соответствии с Регламентом и утверждаются Высшим Евразийским экономическим советом.
Председатель Суда и его заместитель не могут являться гражданами одного и того же государства-члена.
При прекращении полномочий Председатель Суда или его заместитель избираются из числа судей, представленных иными государствами-членами, нежели те, которыми были представлены предшествующий Председатель Суда и его заместитель соответственно.

Председатель Суда и его заместитель осуществляют свои полномочия в течение трех лет.

Председатель Суда:
1) утверждает порядок организации и деятельности Суда и судей;
2) организует деятельность Суда;
3) в пределах полномочий обеспечивает взаимодействие Суда с уполномоченными органами государств-членов, иностранными и международными судебными органами;
4) назначает на должность и освобождает от должности сотрудников и должностных лиц Суда в установленном настоящим Статутом порядке;
5) организует предоставление средствам массовой информации сведений о деятельности Суда;
6) осуществляет иные полномочия в пределах Статута Суда.


В статье рассматривается правовой статус Суда Евразийского экономического союза в качестве одного из наиболее авторитетных и эффективных органов правосудия в системе наднационального права стран СНГ.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Евразийская интеграция, Суд ЕАЭС, СНГ, правовой статус, международная интеграция, международное право.

Суд Евразийского экономического союза — это международный орган правосудия, действующий на постсоветском пространстве в качестве одного из институтов Евразийского экономического союза. Создание этого Суда ознаменовало сближение государств-участников в разрешении споров, развитие методов регулирования правоотношений между ними. Суд ЕАЭС — единственный орган этой структуры, который выполняет роль судебного органа в рамках наднационального правосудия. Это объясняется тем, что процесс интеграции не стоит на месте, государства находят различные «точки соприкосновения» и новые пути взаимодействия, появляются новые цели, задачи, соглашения и договоры.

Правовой статус Суда, его компетенция, полномочия и состав закреплены в Договоре о Евразийском экономическом союзе, Статуте Суда Евразийского экономического союза (приложение № 2 к Договору о ЕАЭС), а так же в Регламенте Суда Евразийского экономического союза.

Компетенция Суда состоит в разрешении и рассмотрении споров, возникающих в процессе развития интеграционного объединения, а эффективность его работы — гарантия сохранения международного авторитета Суда и прочных взаимоотношений стран-участников Союза. Вместе с решениями и распоряжениями Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, акты Суда образуют вторичное право Союза. В компетенцию Суда входят споры, которые возникают по вопросам реализации международных договоров, соглашений, решений органов Союза. Компетенция Суда не распространяется на физических лиц, так как возможность обращаться в Суд в случае нарушения прав имеют только государства-участники и хозяйствующие субъекты. Этот факт можно рассматривать в качестве некоторого пробела, ведь создание возможности для физических лиц позволило бы расширить сферу воздействия Суда и обеспечить защиту прав и интересов физических лиц на наднациональном уровне, укрепить статус Суда ЕАЭС как высшего юридического органа на постсоветском пространстве.

Что касается судебных актов, то они играют важную роль в правовой системе Союза, которая стремится к синхронизации и углублению интеграции с международным правом [2]. Это закреплено так же и в п. 50 Статута Суда: Суд применяет международные договоры в рамках Союза и иные международные договоры, участниками которых являются государства-стороны спора; решения и распоряжения органов Союза, общепризнанные принципы и нормы международного права и международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы [6]. Судебные акты Суда ЕАЭС принимаются в форме: решения (по существу спора) и постановления (по процедурным вопросам). По заявлению государства-члена Суд может дать разъяснение положений Договора, международных договоров и решений — консультативное заключение, которое носит рекомендательный характер. Интересно то, что Суд не может обязать государство исполнить судебное решение в случае, если для него решение суда оценивается как нежелательное. Данный факт часть исследователей считает пробелом в Договоре, который требует пересмотра, особенно с учетом положительного опыта Суда Европейского союза.

Учреждение Суда ЕАЭС ознаменовало собой создание своеобразного гаранта по обеспечению единого толкования права Союза, договоров, соглашений, что, несомненно, способствует развитию интеграции. Интеграция — это построение более тесных взаимоотношений между государствами по социальным, экономическим, политическим вопросам. Развитие интеграции на постсоветском пространстве предполагает создание особого правопорядка ЕАЭС, который основан на основных принципах, закрепленных в международных договорах. Главная задача Суда — придать исполнительность правовым актам Союза, осуществлять контроль над реализацией договоров и исполнением государствами-участниками своих обязанностей. Суд стал правопреемником предшествующего судебного органа — Суда ЕврАзЭС, а так же вобрал в свою компетенцию те направления, которые являются актуальными в современных международных органах правосудия. Осуществление Судом ЕАЭС правосудия играет значимую роль в развитии подхода Российской Федерации к интеграционному процессу. Для определения эффективности процесса интеграции можно выделить несколько критериев. Во-первых, осуществляя правосудие и разрешая споры, возникающие между государствами-участниками Союза, Суд ЕАЭС косвенно влияет на формирование права Союза. Суд выносит решение и тем самым создает наглядный пример того, как будут разрешаться подобные споры в будущем. Во-вторых, обеспечение единообразного толкования права Союза всеми его участниками оказывает положительное влияние на сохранение международного интеграционного объединения. Только активное взаимодействие и открытый диалог участников Союза могут помочь Суду в формировании единого правопорядка. В-третьих, в качестве показателя эффективности работы Суда можно отметить положительную динамику исполнения национальными судами государств-участников решений Суда ЕАЭС. Этому способствует нарастающий юридический авторитет Суда — орган заявил о себе, как о независимом, справедливом и беспристрастном судебном учреждении.

Вопрос о правовом статусе Суда ЕАЭС является дискуссионным. Часть ученых считает, что Суд ЕАЭС является ярким примером передачи государствами-участниками их компетенции органам интеграционного объединения, что приводит к формированию обособленной наднациональной правовой системы. Другая часть исследователей полагает, что некорректно говорить о формировании обособленной наднациональной правовой системы в силу того, что отсутствуют какие-либо специальные признаки [3]. Таким образом, Суд ЕАЭС — орган международного правосудия, который осуществляет определенные функции. Стоит отметить, что подобные международные органы обеспечивают взаимодействие государств-участников и положительное развитие интеграционных процессов. Важно и то, что наднациональные органы не являются полностью обособленными, ведь государство передает не суверенитет, а лишь доверяет определенные полномочия. Это означает, что государство реализует регулятивные функции не только в рамках национального, но и наднационального права.

Правовой статус Суда ЕАЭС характеризуется, в первую очередь, независимостью. Это обусловлено тем, что правовая позиция Суда не основывается на позиции какой-либо одной страны-участницы Союза. Ни государства, ни другие органы и учреждения Союза не оказывают влияния на работу Суда ЕАЭС. Согласно п. 2 Статута Суда, основная цель — обеспечение единообразного толкования и применения права Союза не только государствами-членами, но и другими органами. Некоторые исследователи считают, что Суд исполняет роль «конституционного» суда, исходя из целей его деятельности. А другие исследователи склонны считать, что Суд имеет особенную природу, что не позволяет провести параллель между национальными конституционными судами и международными судами [1]. В пользу этой позиции можно отметить и то, что Суд рассматривает споры между государствами-членами, осуществляет судебное разбирательство в каждом конкретном случае, а национальные суды не имеют таких полномочий. Итак, три функции Суда, позволяющие рассматривать его обособленно от национальных судебных систем: интеграционная, юрисдикционная, правоохранительная. Юрисдикционная функция направлена на разрешение споров между государствами-участниками Союза, а так же на применение права Союза. Интеграционная функция направлена на сближение правовых систем государств-участников, выявление и устранение юридических коллизий, укрепление правоотношений участников Союза. По мнению профессора Т. Н. Нешатаевой, правоохранительная функция Суда обеспечивает соблюдение участниками Союза основных принципов рыночной экономики, например — принцип добросовестной конкуренции. Данная функция реализуется посредством дачи консультативных заключений и разрешения споров, возникающих в случае применения методов недобросовестной конкуренции хозяйствующими субъектами Союза. В качестве примера осуществления правоохранительной функции можно привести дело ПАО «НКМЗ» против КТС и Graphite India Limited и HEGLimited против ЕЭК [5].

Принимая судебные акты, Суд ЕАЭС способен улучшить отношения между государствами-участниками Союза. Условия эффективной интеграции — создание единой правовой системы, обеспечение правопорядка между членами объединения — в первую очередь, задача судебных учреждений. К сожалению, на данный момент Суд ЕАЭС не может принимать преюдициальные заключения, что усложняет интеграционные процессы [6]. Таким образом, Суд ЕАЭС — необходимый и значимый элемент интеграционного процесса [7]. Стоит отметить, что на данный момент Суд не в полной мере реализовал прочие методы усиления интеграционных процессов. На мой взгляд, необходимо популяризовать практику деятельности Суда ЕАЭС, что позволит охватить большее количество экономических субъектов государств-членов. Это даст им возможность обратиться к данному судебному механизму в случае возникновения споров и нарушения прав.

Основные термины (генерируются автоматически): Суд, Евразийский экономический союз, правовой статус Суда, государствами-участник Союза, договор, компетенция Суда, постсоветское пространство, разрешение споров, Статут Суда, интеграционное объединение.


В статье рассматривается структура Суда Евразийского экономического союза в качестве одного из наиболее авторитетных и эффективных органов правосудия в системе наднационального права стран СНГ.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Евразийская интеграция, Суд ЕАЭС, СНГ, структура, состав, международная интеграция, международное право.

Суд ЕАЭС — действующий на постоянной основе орган правосудия в системе институтов Евразийского экономического союза, который имеет сложную внутреннюю структуру.

Споры, возникающие между участниками Союза, Суд рассматривает в составе Большой коллегии, Коллегии и Апелляционной палаты.

Большая коллегия Суда. На заседаниях Большой коллегии дела рассматриваются в случаях, предусмотренных подпунктом 1 п. 39 Статута Суда: Суд рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза: по заявлению государства-члена о соответствии международного договора в рамках Союза или его отдельных положений Договору; о соблюдении другим государством — членом (другими государствами-членами) Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза, а также отдельных положений указанных международных договоров и (или) решений; о соответствии решения Комиссии или его отдельных положений Договору, международным договорам в рамках Союза и (или) решениям органов Союза; об оспаривании действия (бездействия) Комиссии. Так же Большая коллегия рассматривает вопросы, которые предусмотрены Регламентом Суда. Заседание Большой коллегии считается правомочным, если на нем присутствуют все действующие судьи Суда. Следует отметить, что все судьи являются членами Большой коллегии.

Апелляционная палата. Если стороны желают обжаловать решение Коллегии Суда, они обращаются в Апелляционную палату. В судейский состав Апелляционной палаты входят те судьи, которые не принимали участие в решении дела, которое обжалуется сторонами. Заседание Апелляционной палаты является правомочным при условии присутствия одного судьи от каждого государства — участника. По мнению Исполинова А. С., данная конструкция Суда противоречит другим различным международным правовым системам, так как международные суды действуют либо без апелляционного органа, либо учреждают апелляцию с составом судей, действующих на постоянной основе [1] (например, МУС). То, что состав Апелляционной палаты Суда зависит от факта участия его членов в рассматриваемых судах, может привести в дальнейшем к возникновению конфликта интересов.

Судейский корпус. В состав судейского корпуса входят по два судьи от каждого государства — участника Союза. Для того, чтобы стать судьей Суда ЕАЭС, необходимо быть квалифицированным и авторитетным специалистом в области национального и международного права, обладать высокими и непоколебимыми моральными качествами, что закреплено в пунктах 7–9 Статута Суда. Срок полномочий судьи — 9 лет. Как отмечают исследователи, данный срок является оптимальным, ведь подобная практика распространена и в других судах [2]. Несмотря на то, что необходимые условия и навыки для судей установлены в Статуте, все еще не выработан единый механизм определения пригодности кандидатов на должность судьи. Если обратиться к практике других международных судебных органов, можно отметить положительный опыт Суда ЕС. Назначение судей Суда ЕС происходило следующим образом: сначала государства-участники выдвигали кандидата самостоятельно, а затем их кандидатура утверждалась или отклонялась общим мнением институтов судебной системы ЕС. Органом, который был уполномочен производить отбор кандидатов на должность судьи, являлась т. н. «Панель 255». Исходя из статистических данных, следует отметить, что роль данного учреждения была положительна: в течение первых четырех лет действия орган рассмотрел 67 кандидатов. 7 кандидатов от общего числа получили негативное заключение, которое означало недопущение на должность судьи. Заключения указанного органа не носили обязательный характер, однако поддерживались и исполнялись государствами-участниками ЕС. Некоторые государства начали проводить различные конкурсы на замещение вакантных должностей, а так же реализовывали модель избрания кандидатов на уровне национального права. Важно и то, что в состав «Панели 255» входили действующие судьи ЕС. Это позволяло избежать реализации государствами-членами различных корыстных, политических мотивов, а так же являлось гарантией того, что действующие судьи благодаря стажу работы и высокому профессионализму примут наиболее верное решение. Данный вопрос так же был исследован на начальном этапе заключения Договора о ЕАЭС, и в качестве его решения поступило предложение выбирать судей из определенного числа кандидатов в процессе открытого конкурса [4], однако данное предложение не было поддержано в дальнейшем. Это считается скорее негативным решением, чем позитивным. В вопросе назначения судей на должность во многих странах, в том числе, в России, существует установленная законодательством процедура. Например, в Российской Федерации процедура закреплена в Федеральном законе «О статусе судей в Российской Федерации», согласно которому действует Высшая квалификационная коллегия судей [5]. В ее полномочия входит принятие заключений о соответствии того или иного кандидата на должность судьи. Таким образом, опираясь на положительный опыт стран, можно сделать вывод, что при формировании судейского корпуса Суда необходимо установить четкую процедуру отбора кандидатов и обеспечить ее исполнение силами, навыками и опытом действующих судей.

Советник судьи. Согласно пункту 29 Статута, «советник — это должностное лицо Суда, назначаемое на должность и освобождаемое от должности Председателем Суда по предложению соответствующего судьи». В функции советника входит информационное и аналитическое обеспечение деятельности судьи. Чтобы стать советником судьи, необходимо обладать высокими моральными качествами, иметь хорошие знания и опыт работы в сфере международного права и внешнеэкономической деятельности. Советник — независимое лицо, которое представляет судьям правовые заключения для помощи суду в выполнении его задач и целей. Советники судей бывшего Суда ЕврАзЭС показали, что они могут беспристрастно анализировать материалы дела, давая им независимую оценку, а также могут затронуть имеющиеся пробелы и найти их причину с помощью дискуссионного подхода и инновационных предложений. Развитие института советника судьи поможет не только улучшить и ускорить процессуальное производство Суда, но и содействовать практике Суда в интеграционных процессах различных правовых систем и национальных судебных органов.

Секретариат. Деятельность Суда ЕАЭС обеспечивается Секретариатом [3]. Основные функции Секретариата Суда — правовое, материально-техническое, организационное обеспечение работы Суда. В структуру входят два отдела: отдел финансово организационно-кадровой работы и отдел экспертно-аналитической работы. Экспертно-аналитический отдел выполняет информационную, правовую, справочную и аналитическую деятельность. Отдел финансовой и организационно-кадровой работы выполняет материально-техническую и иную деятельность [6]. Выполнение этих функций обеспечивается следующим: предоставление судье правовых заключений по делу в определенный срок; анализ практики международных судебных органов; учет, распределение и анализ жалоб и заявлений, поступающих в Суд; содействие и организация взаимодействия Суда с другими институтами ЕАЭС; подготовка различных процессуальных документов; ведение протоколов заседаний Суда; обеспечение взаимодействия Суда со СМИ и прочее. Структура секретариата и численность его членов утверждаются решением Высшей Евразийской экономической комиссии. Возглавляет данный орган Руководитель Секретариата Суда, который осуществляет полный контроль за аналитической, финансовой и прочими функциями действующих отделов. Руководитель несет ответственность за исполнение Секретариатом своих задач и функций, а о результатах работы он отчитывается перед Председателем Суда или его заместителями. Руководитель имеет двух заместителей. Один из них — начальник экспертно-аналитического отдела, второй — начальник отдела финансовой и организационно-кадровой работы. Назначение заместителей происходит на конкурсной основе. Абсолютно все работники, безусловно, должны обладать соответствующими должности качествами, знанием международного права, а также иностранных языков, что пригодится в ходе анализа практики различных национальных и международных судебных органов.

Таким образом, укрепление и сохранение репутации самого авторитетного и независимого судебного органа на постсоветском пространстве возможно только благодаря слаженной, эффективной, оперативной и независимой работе всех элементов Суда ЕАЭС.

Основные термины (генерируются автоматически): Апелляционная палата, должность судьи, судья, Евразийский экономический союз, организационно-кадровая работа, Суд, Российская Федерация, судейский корпус, судейский состав, экспертно-аналитический отдел.

от 23 декабря 2014 года N 101

2. Настоящее Решение вступает в силу с даты вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Члены
Высшего Евразийского
экономического совета:

УТВЕРЖДЕН
Решением Высшего
Евразийского экономического совета
от 23 декабря 2014 года N 101

Регламент Суда Евразийского экономического союза

Настоящий Регламент определяет порядок и условия организации деятельности Суда Евразийского экономического союза в целях реализации Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Статья 1

Понятия, используемые в настоящем Регламенте, означают следующее:

"акт Суда" - решение Суда, консультативное заключение Суда или постановление Суда;

"жалоба" - заявление об обжаловании решения Коллегии Суда в Апелляционную палату Суда;

"заинтересованный участник спора" - государство - член Союза, Комиссия;

"заявитель" - государство - член Союза, орган Союза, сотрудники и должностные лица органов Союза и Суда в соответствии с пунктом 46 Статута Суда, которые обращаются с заявлением о разъяснении;

"заявление о разъяснении" - заявление, предусмотренное пунктом 46 Статута Суда;

"заявление" - заявление государства - члена Союза или хозяйствующего субъекта по спорам, указанным в пункте 39 Статута Суда;

"истец" - государство - член Союза или хозяйствующий субъект в соответствии с пунктом 39 Статута Суда;

"Комиссия" - Евразийская экономическая комиссия, являющаяся постоянно действующим регулирующим органом Союза;

"консультативное заключение Суда" - акт Суда, принимаемый по результатам рассмотрения заявления о разъяснении;

"органы Союза" - органы Союза, за исключением Суда, определенные в статье 8 Договора;

"ответчик" - государство - член Союза, Комиссия;

"постановление Суда" - акт Суда, выносимый в ходе осуществления судопроизводства по процедурным вопросам деятельности Суда;

"решение Суда" - акт Суда, выносимый по результатам рассмотрения дела, предусмотренный пунктами 104-110 Статута Суда;

"Союз" - Евразийский экономический союз, учрежденный в соответствии с Договором;

"стороны" - истец и ответчик по рассматриваемому в Суде спору;

"Суд" - Суд Евразийского экономического союза, являющийся постоянно действующим судебным органом Союза.

Статья 2

1. Все документы представляются в Суд на русском языке либо с приложением их удостоверенного перевода на русский язык.

Правильность перевода документов удостоверяется переводчиком в соответствии с законодательством государства, на территории которого выполнен перевод.

2. Судопроизводство осуществляется на русском языке. Лица, участвующие в деле и не владеющие русским языком, вправе давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

Глава I. Общие вопросы организации деятельности Суда

Статья 3

Организация деятельности Суда

По вопросам, не связанным с осуществлением правосудия, предусмотренным Статутом Суда, настоящим Регламентом, а также по иным вопросам организационного характера, вносимым Председателем Суда, проводятся пленарные заседания Суда в порядке, определяемом Председателем Суда.

Итоги пленарного заседания оформляются соответствующим протоколом.

Статья 4

При вступлении в должность судья Суда (далее - судья) на пленарном заседании Суда приносит присягу следующего содержания: "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, быть беспристрастным и справедливым, как велит мне долг судьи".

Статья 5

Избрание Председателя Суда и его заместителя

1. Председатель Суда и его заместитель избираются на должности из числа всех судей с учетом пункта 15 Статута Суда полным составом судей путем тайного голосования.

2. Каждый судья имеет один голос, который должен быть отдан за одного из кандидатов на должность Председателя Суда.

Отказ от голосования не допускается.

3. Избранным на должность Председателя Суда считается судья, который набрал большинство голосов от полного состава судей.

4. В случае равенства голосов проводится повторное голосование в отношении судей, набравших наибольшее количество голосов. Избранным при повторном голосовании считается кандидат, получивший большее количество голосов по сравнению с другими кандидатами.

5. Избрание заместителя Председателя Суда осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей для избрания Председателя Суда, после избрания Председателя Суда.

6. Итоги избрания Председателя Суда и его заместителя оформляются протоколом, который подписывается всеми судьями и направляется в Высший Евразийский экономический совет (далее - Высший совет).

Статья 6

Инициатива о прекращении полномочий судьи

1. Инициатива государства - члена Союза (далее - государство-член) о прекращении полномочий представленного им судьи по основаниям, предусмотренным пунктом 12 Статута Суда, реализуется посредством направления соответствующего письменного обращения в Высший совет с приложением необходимых документов, о чем информируется Председатель Суда.

2. Инициатива Суда о прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным пунктом 12 Статута Суда, реализуется посредством направления Председателем Суда соответствующего письменного обращения в Высший совет с приложением соответствующего протокола, подписанного всеми судьями (за исключением судьи, в отношении которого инициируется прекращение полномочий), и необходимых документов.

3. Инициатива судьи о прекращении своих полномочий по основаниям, предусмотренным пунктом 12 Статута Суда, реализуется посредством направления соответствующего письменного обращения с приложением необходимых документов Председателю Суда, который вносит его на рассмотрение Высшего совета.

Статья 7

Последствия прекращения полномочий судьи

1. В случае прекращения полномочий судьи, который входит в состав Большой коллегии Суда, в порядке, предусмотренном статьей 6 настоящего Регламента, производство по делу о разрешении спора и по делу о разъяснении приостанавливается до вступления в должность нового судьи.

2. В случае прекращения полномочий судьи, который входит в состав Коллегии Суда, в порядке, предусмотренном статьей 6 настоящего Регламента, в состав Коллегии Суда включается другой судья от того же государства-члена.

3. В случае прекращения полномочий судьи, который входит в состав Апелляционной палаты Суда, в порядке, предусмотренном статьей 6 настоящего Регламента, производство по жалобе приостанавливается до вступления в должность нового судьи.

4. Положения настоящей статьи не применяются в случае прекращения полномочий судьи по основанию, предусмотренному подпунктом 6 пункта 12 Статута Суда.

5. В случае замены судьи рассмотрение дела производится заново.

Глава II. Обращение в Суд

Статья 8

Заявление государства-члена о разрешении спора

1. В заявлении государства-члена указываются:

а) наименование Суда;

б) официальное название государства;

в) наименование ответчика;

г) основание для обращения в Суд (в соответствии с пунктом 39 Статута Суда) и требования истца со ссылкой на конкретные факты и обстоятельства;

д) сведения об оспариваемом акте Комиссии (наименование, номер, дата принятия, источник опубликования) и (или) описание действия (бездействия) Комиссии (по спорам, указанным в абзацах четвертом и пятом подпункта 1 пункта 39 Статута Суда);

е) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора (в соответствии с пунктом 43 Статута Суда);

ж) сведения о полномочном представителе, включая место нахождения, почтовый адрес, номер телефона, факса, адрес электронной почты (при наличии);

з) дата подачи заявления.

Заявление государства-члена подписывается лицом, указанным в пункте 1 статьи 31 настоящего Регламента.

2. К заявлению государства-члена прилагаются следующие документы:

а) документы, обосновывающие требования государства-члена;

б) документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора;

в) оспариваемое решение Комиссии (по спорам, предусмотренным абзацем четвертым подпункта 1 пункта 39 Статута Суда);

г) документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления, за исключением случаев, когда такое подтверждение не требуется;

д) документы, подтверждающие направление ответчику копии заявления и прилагаемых к нему документов.

В случае если предметом спора являются вопросы предоставления промышленных субсидий, наносящих ущерб отрасли национальной экономики государства-члена, к заявлению также прилагаются документы и сведения, предусмотренные пунктом 24 Протокола о единых правилах предоставления промышленных субсидий (приложение N 28 к Договору).

3. Заявление и прилагаемые к нему документы представляются в 1 экземпляре на бумажном носителе, а также на электронном носителе.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: