Становление верховного суда как высшего судебного органа

Обновлено: 05.10.2022

Порядок формирования Верховного Суда РФ, его состав и структура

В соответствии с ч. 1 ст. 128 Конституции РФ судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ. В состав назначаемых судей входят Председатель Суда, его заместители и члены Суда.

Судьями Верховного Суда РФ могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Они должны иметь и соответствующий жизненный опыт (быть не моложе 35 лет), а также отвечать высоким нравственным требованиям. Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу. Делается это в торжественной обстановке на собрании судей Верховного Суда РФ перед Государственным флагом Российской Федерации.

Судьи Верховного Суда РФ, как и судьи других судов, являются носителями судебной власти, в своей деятельности они независимы, подчиняются только закону и ни перед кем не отчитываются. В зависимости от занимаемой должности, стажа работы на судейских должностях и иных предусмотренных законом обстоятельств им могут быть присвоены квалификационные классы. Как правило, судьи Верховного Суда РФ состоят во втором, первом или высшем квалификационном классе.

Основные подразделения Суда:

  • Пленум;
  • Президиум;
  • Кассационная коллегия;
  • Судебная коллегия по гражданским делам;
  • Судебная коллегия по уголовным делам;
  • Военная коллегия;
  • Судебная коллегия.

Большая часть судебной деятельности Верховного Суда РФ приходится на долю Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии (ниже — судебные коллегии). Состав этих подразделений определяется Пленумом Верховного Суда РФ по представлению его Председателя из числа судей, назначенных в Верховный Суд РФ.

Непосредственно работой судебных коллегий руководят их председатели. Ими являются заместители Председателя Верховного Суда РФ.

Эти коллегии Верховного Суда РФ осуществляют рассмотрение дел по трем инстанциям: по первой, кассационной, а также в качестве инстанции, проверяющей в порядке надзора и в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами вступившие в силу приговоры и иные судебные решения.

По первой инстанции судебные коллегии рассматривают гражданские и уголовные дела, о которых сказано выше. Приговоры и решения, вынесенные судебными коллегиями по первой инстанции, могут быть обжалованы в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ.

Разбирательство уголовных дел по первой инстанции допускается в одном из трех названных выше составов суда. Чаще всего оно осуществляется судьями единолично. Как и в нижестоящих судах общей юрисдикции, возможен коллегиальный состав (три судьи-профессионала из числа судей Верховного Суда РФ) при наличии ходатайства подсудимого. В таком же порядке допускается созыв суда с участием присяжных заседателей при разбирательстве уголовного дела в Военной коллегии.

Что касается гражданских дел, то они по первой инстанции тоже могут рассматриваться, как правило, единолично, а иногда — в случаях, предусмотренных законодательством — ив коллегиальном составе (три судьи-профессионала).

В кассационном порядке судебные коллегии рассматривают дела по кассационным жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры и решения судов общей юрисдикции среднего звена. Такие дела в судебных коллегиях рассматриваются кассационными составами, в которые входят три судьи, один из которых является председательствующим. Вынесенные при этом кассационные определения (их законность, обоснованность и справедливость) проверяются Президиумом Верховного Суда РФ.

Судебные коллегии уполномочены также выступать в роли инстанций, проверяющих вступившие в силу приговоры и иные решения, вынесенные, как правило, нижестоящими судами общей юрисдикции. И они при этом используют процедуры, установленные для надзорного производства или для производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Помимо судебной деятельности судебные коллегии периодически обобщают кассационную и надзорную практику, составляют обзоры, в которых вскрывают наиболее типичные ошибки, допускаемые нижестоящими судами. Обзоры направляются в верховные суды республик, краевые, областные и другие суды, которые используют их для проведения семинаров с судьями и для совершенствования судебной деятельности. Они также публикуются в Бюллетене Верховного Суда РФ.

Наряду с названными судебными коллегиями (Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией) 28 декабря 2001 г. Пленум Верховного Суда РФ принял постановление о создании еще одного подразделения. Оно названо Судебной коллегией Верховного Суда РФ. В эту коллегию включены 18 судей, входящих в состав других судебных коллегий Верховного Суда РФ.

Под руководством Председателя Суда она призвана обеспечивать реализацию предписаний Федерального закона от 15 декабря 2001 г., внесшего ряд принципиальных изменений и дополнений в Закон о статусе судей. Персональный состав данной коллегии должен ежегодно переутверждаться Высшей квалификационной коллегией судей РФ.

В соответствии с предписаниями названного Закона на членов данной коллегии (отнесенные к их компетенции вопросы они рассматривают коллегиально — в составе не менее трех человек) возлагается принятие решений, связанных с претворением в жизнь некоторых гарантий неприкосновенности судей федеральных судов среднего и высшего уровней.

В частности, они уполномочены давать заключения по запросам Генерального прокурора РФ о законности возбуждения уголовных дел против конкретных судей или привлечения их в качестве обвиняемых, принимать решения о их заключении под стражу или о привлечении к административной ответственности, о допустимости производства оперативно-розыскных или следственных действий, ограничивающих их конституционные права и свободы либо нарушающих судейскую неприкосновенность, и др.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ состоит из председателя и 12 судей Верховного Суда РФ. Ее персональный состав утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.

Рассмотрение конкретных дел в Кассационной коллегии осуществляется судебными составами. Судьи, являющиеся членами Кассационной коллегии, в период между ее заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда РФ. При этом должно соблюдаться требование о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела.

  • рассмотрение по второй инстанции гражданских и уголовных дел по жалобам и протестам на не вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные судебными коллегиями Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции;
  • рассмотрение в пределах своих полномочий судебных дел в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей, в том числе Председателя Суда, его заместителей, входящих в Президиум по должности, и нескольких наиболее квалифицированных и опытных членов Суда. Президиум утверждается Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.

Заседания Президиума Верховного Суда РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Он принимает решение, если в заседании участвует большинство его членов. Постановления Президиума по конкретным судебным делам, проверяемым в порядке надзора либо в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами, принимаются большинством голосов и вступают в силу немедленно.

Президиум также рассматривает вопросы о работе судебных коллегий и аппарата Суда, анализирует материалы обобщения судебной практики и оказывает помощь судам общей юрисдикции в применении ими законодательства. На его заседаниях обсуждаются вопросы о деятельности судебных коллегий по оказанию практической помощи судам среднего звена, анализируются состояние и динамика преступности, практика рассмотрения дел судами, причины вынесения ошибочных приговоров, решений и определений, эффективность мероприятий, направленных на улучшение качества судебной работы.

Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и всех членов Верховного Суда РФ. В его заседаниях участвуют Генеральный прокурор РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и Министр юстиции РФ. Участие Генерального прокурора в заседании Пленума обязательно.

Пленум Верховного Суда РФ имеет следующие полномочия:

Пленум Верховного Суда должен созываться не реже одного раза в четыре месяца. Фактически же он заседает чаще. О времени созыва Пленума и вопросах, вносимых на его рассмотрение, члены Пленума, Генеральный прокурор РФ и Министр юстиции РФ уведомляются не позднее, чем за тридцать дней до заседаний.

Проекты постановлений Пленума направляются членам Пленума, Генеральному прокурору РФ и Министру юстиции РФ не позднее, чем за десять дней до заседания.

Заседание Пленума Верховного Суда РФ правомочно при наличии не менее двух третей его состава. Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума, участвующих в голосовании. Постановления Пленума подписываются Председателем Верховного Суда РФ и секретарем Пленума.

Вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда РФ, Генеральным прокурором РФ или Министром юстиции РФ, заслушиваются соответственно по их докладам или по докладам уполномоченных ими лиц. В обсуждении этих вопросов могут участвовать члены Научно-консультативного совета или лица, приглашенные на заседание Пленума.

В необходимых случаях для подготовки проекта постановления, содержащего разъяснения, Пленум образует редакционную комиссию из числа членов Пленума.

Секретарь Пленума наряду с выполнением обязанностей члена Верховного Суда РФ осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протоколов и производит действия, необходимые для исполнения принятых Пленумом постановлений.

Особо необходимо выделить одну из основных функций Пленума — дачу разъяснений по вопросам судебной практики. Такие разъяснения имеют большое значение для обеспечения единообразного понимания закона. Они содержат весьма важные, принципиальные указания по вопросам, возникающим при рассмотрении судебных дел. Разъяснения даются на основании изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики и являются обязательными для всех судов Российской Федерации, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение (ч. 1 ст. 56 Закона о судоустройстве).

Реализуя данное полномочие, Пленум может оперативно влиять на формирование судебной практики в Российской Федерации. Он анализирует допускаемые при осуществлении правосудия ошибки, нарушения закона, случаи неправильного и неодинакового его понимания судами, а также координирует правоприменительную практику судов и выделяет ее ведущие направления, отвечающие актуальным проблемам жизни государства.

В настоящее время все еще представляет определенный интерес вопрос о возможности применения разъяснений, содержащихся в постановлениях Пленума Верховного Суда СССР при рассмотрении уголовных и гражданских дел судами Российской Федерации. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ решено, что до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы законов бывшего Союза ССР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда СССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции РФ, законодательству Российской Федерации и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств.

В связи с характеристикой полномочия Пленума Верховного Суда РФ по даче разъяснений по вопросам судебной практики весьма важно учитывать, что в последние годы объем и уровень ответственности работы в данной области значительно возросли в силу ряда причин: Верховный Суд РФ стал высшим судом полностью суверенного государства и над ним больше нет инстанции, которая могла бы "подстраховать" или "посоветовать"; принята новая Конституция РФ, обозначившая немало принципиально новых правовых решений; идет бурный процесс обновления не только старого законодательства, но и того, которое появилось сравнительно недавно; судебная практика с трудом успевает усваивать все законодательные новеллы и, чтобы обеспечить ее единообразие и правильное направление, нужны постоянные усилия по обобщению такой практики и даче соответствующих разъяснений по вопросам надлежащего применения новых, не всегда четких и полностью ясных законов.

Этим в основном и можно объяснить возросшую активность Пленума Верховного Суда РФ. Именно за последнее время появилось немало очень важных его разъяснений. К числу его постановлений, содержащих такого рода разъяснения, можно отнести, например, постановления:

"О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" от 31 октября 1995 г. №8;

"О некоторых вопросах применения судами уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство в суде присяжных" от 20 декабря 1994 г. № 9;

"Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" от 20 декабря 1994 г. № 10;

"О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" от 10 октября 2003 г. № 5;

"О судебном решении" от 19 декабря 2003 г. № 23;

"О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации " от 5 марта 2004 г. № 1;

"О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" от 14 февраля 2000 г. № 7;

"О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" от 12 марта 2002 г, № 5.

В связи с характеристикой полномочий Пленума Верховного Суда РФ особо нужно отметить, что он не обладает судебными полномочиями.

Место Верховного Суда Российской Федерации в системе органов судебной власти, статус, полномочия. Становление как высшего судебного органа. Структура и состав Верховного Суда РФ. Деятельность судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 03.05.2019
Размер файла 143,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Работники аппарата Судебного департамента и работники органов и учреждений Судебного департамента и работники органов и учреждений Судебного Департамента являются государственными служащими. Им присваиваются чины и иные специальные звания в соответствии с федеральным законодательством.

Для выполнения возложенных задач по организационному обеспечению деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества Судебный департамент разрабатывает в и представляет в Правительство Российской Федерации предложения о финансировании судов, вносит предложение о создании или же упразднении судов, а также определяет потребность судов в кадрах, обеспечивает работу по отбору и подготовке кадров на пост судьи. Помимо этого, разрабатывает научно обоснованные нормативны нагрузки судей и работников аппарата судов, организует проведение научных исследований в области судебной практики и судебной деятельности, финансирует их, осуществляет информационно-правовое обеспечение судебной деятельности, принимает во взаимодействии с судами иными органами меры по обеспечению неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей, организует материальное и социальное обеспечение судей и др.

В общем и целом, можно сделать вывод о том, что Верховный Суд Российской Федерации занимает почётное место в судебной системе РФ. Это можно определить, исходя из его функционала и компетенции. Высший судебный орган помогает на практике сделать законодательство Российской Федерации единым на всей территории страны, а, следовательно, он унифицирует процедуру осуществления правосудия в Российской Федерации. Также важно отметить, что особенность Верховного Суда Российской Федерации заключается в том, что он является вышестоящим судом как для военных судов, так и для гражданских судов. В 2014 году произошло изменение в законодательстве, в соответствии с которым полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации входят в компетенцию Верховного Суда РФ, а Высший Арбитражный Суд упраздняется, что опять же подтверждает статус Верховного Суда РФ как высшего судебного органа.

Следует также отметить, что Верховный Суд Российской Федерации наряду с Конституционным Судом Российской Федерации обладает правом законодательной инициативы, что, несомненно, подчёркивает важность и значительность данного судебного органа.

Поставленные цели и задачи при написании данной работы были выполнены, а именно: были изучены и подробно описаны компетенция Верховного Суда Российской Федерации в целом и его структурных составляющих. Также был описан конституционно-правовой статус высшего судебного органа в соответствии с нормативными документами, были определены место и роль Верховного Суда Российской Федерации в судебной системе Российской Федерации. В работе также был освещён порядок назначения на должности руководителей высшего судебного органа и порядок утверждения составов судей в коллегиях и сроки осуществления их полномочий. Помимо этого, в работе было подробно описана история становления Верховного Суда как высшего судебного органа, начиная с 1922 года, подробно освещая динамику его полномочий. Таким образом, поставленные в начале работы цели были достигнуты.

Список использованных источников

1. Конституция РФ от 12.12.1993 г.

2. Федеральный конституционного закона от 05.02.2014 № 3 - ФКЗ (ред. от 15.02.2016) «О Верховном Суде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017)

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изменениями от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня 2004 г.).

5. Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР", применяемый в части, не противоречащей Федеральному конституционному закону от 23 июня 1999 г. №1-ФКЗ, Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе РФ», Федеральному закону от 8 января 1998 г. №7-ФЗ.

13. Федеральный закон от 4 января 1999 г. №3-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР"

(с изменениями от 18 декабря 2001 г., 14 ноября 2002 г.).

14. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации".

15. Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 года.

16. Федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде» от 8 января 1998 года № 7- ФЗ.

верховный суд власть

1.Савюк Леонид Корнеевич. Правоохранительные органы. М.: 2001.

2.Безлепкин Борис Тимофеевич. Судебная система, правоохранительные органы и адвокатура России. М.: 2001.

3.Академия Народного хозяйства при правительстве. Судебная система России. М.: 2001.

4.Воронцов Сергей Алексеевич. Правоохранительные органы Российской Федерации: история и современность. М.: 2001.

5.Байдуков В.А., Зайцев В.Ю. и др. Правоохранительные органы Российской Федерации. М.: 1998.

6.Белый И.Ю., Будорагин А.Б. и др. Правоохранительные органы. М.: 2003.

7.Судебная власть. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учеб. Пособие. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2002.

Здание верховного суда РФ в Москве

ВС РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судьи Верховного суда назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению президента РФ.

ВС создается в соответствии с Конституцией РФ и может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию.

ВС РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном федеральными законами.

В соответствии с Конституцией РФ, ВС принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

Согласно Федеральному конституционному закону "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" от 7 февраля 2011 года, ВС РФ изучает, обобщает судебную практику и в целях обеспечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации; разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами РФ; публикует судебные акты, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности ВС РФ в соответствии с федеральными законами; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

ВС РФ действует в следующем составе: пленум ВС; президиум ВС; апелляционная коллегия; судебная коллегия по административным делам; судебная коллегия по гражданским делам; судебная коллегия по уголовным делам; военная коллегия.

Судьями ВС являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Руководство Верховным судом осуществляет председатель ВС РФ.

Пленум ВС действует в составе председателя, его заместителей и судей ВС. В заседаниях пленума могут участвовать по приглашению председателя ВС судьи Конституционного суда, Высшего арбитражного суда, иные судьи и другие лица. В случае необходимости могут проводиться совместные заседания пленума ВС и пленума ВАС.

Президиум ВС состоит из 13 судей в составе председателя, его заместителей и судей ВС. Заседание проводится не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов президиума.

Апелляционная коллегия Верховного суда состоит из ее председателя и членов, являющихся судьями ВС. Апелляционная коллегия рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены судебной коллегией по гражданским делам, судебной коллегией по административным делам и военной коллегией ВС.

При Верховном суде в качестве совещательного органа образуется Научно-консультативный совет, состав которого утверждается пленумом по представлению председателя ВС.

В статье про судебную систему ( здесь ) упоминалось, что Верховный Суд РФ является высшим судебным органом РФ. В статье про суды общей юрисдикции ( здесь ) были изложены полномочия Верховного Суда РФ. В статье про судебные инстанции ( здесь ) отмечено, что Верховный Суд РФ является еще и высшей судебной инстанцией РФ.

Но помимо этого, Верховный Суд РФ имеет еще и свою богатую историю, в 2023 году будет 100 лет со дня его возникновения.

Об этом и статья, об истории возникновения Верховного Суда РФ.

С чего все началось?

После Октябрьского вооруженного восстания 1917 года, сломившего старый государственный аппарат Российской империи, в стране была провозглашена власть Советов. 24 ноября (7 декабря) 1917 года Советом Народных Комиссаров (СНК) был опубликован первый нормативный акт нового государства о суде – Декрет № 1 "О суде".

В нем объявлялось об упразднении существовавшей прежде судебной системы. Прекращали свою деятельность Правительствующий Сенат, окружные суды и судебные палаты, военные и морские суды, институты судебных следователей, присяжных поверенных, прокурорского надзора, частной адвокатуры и др., сохранялся только институт мировых судей. Устанавливалось два вида судов – народные суды и революционные трибуналы. В декрете были заложены демократические принципы судопроизводства: участие народных заседателей, выборность судей и заседателей, судопроизводство на языке местного населения, гласность процесса, независимость судей, право обвиняемого на защиту и т.д.

В декрете были заложены демократические принципы судопроизводства: участие народных заседателей, выборность судей и заседателей, судопроизводство на языке местного населения, гласность процесса, независимость судей, право обвиняемого на защиту и т.д.

16 мая 1918 года был образован Революционный трибунал при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете (ВЦИК), который в 1919 году переименовали в Верховный Революционный Трибунал при ВЦИК. Ему передавались изъятые из подсудности местных судов все дела о наиболее опасных преступлениях, направленных против Советской власти. Кроме Верховного Революционного Трибунала при ВЦИК, были созданы также Военно-революционный трибунал, Главный революционный железнодорожный трибунал, Военно-промышленный трибунал. Они не были связаны с Наркоматом юстиции РСФСР и являлись отдельными системами.

Постановлением ВЦИК от 23 июня 1921 года "Об объединении всех Революционных трибуналов Республики" все центральные трибуналы были объединены в Верховный трибунал при ВЦИК РСФСР. Он стал единым кассационным органом и органом судебного надзора для всех действовавших на территории РСФСР трибуналов, а также судом первой инстанции для дел особой важности. В составе Верховного трибунала при ВЦИК были созданы четыре коллегии: кассационная, судебная, военная, военно-транспортная. При ЦИК автономных республик образовывались Верховные Трибуналы Республик на правах отделений Верховного Трибунала при ВЦИК.

Завершение Гражданской войны, изменение в стране социальных условий обусловили необходимость проведения судебной реформы. 11 ноября 1922 года ВЦИК утвердил Положение о судоустройстве РСФСР, которое ликвидировало раздвоение советской юстиции на народные суды и революционные трибуналы. Система трибуналов, за исключением военных, отменялась. Была установлена единая система судебных учреждений: народный суд (действовал в пределах уезда и городского района), губернский суд (орган правосудия по важным делам и орган, руководивший всеми судами губернии) и Верховный Суд РСФСР. Он стал правопреемником Верховного Трибунала при ВЦИК.

Верховный Суд РСФСР начал работу в январе 1923 года.

Тогда к компетенции Верховного Суда относился судебный контроль над всеми без исключения судами Республики, рассмотрение в кассационном порядке дел, решенных губернскими судами, а в порядке надзора – дел, разрешенных любыми судами. В качестве суда первой инстанции рассматривал дела особой государственной важности по специально установленной подсудности.

За первый год своей деятельности Верховным Судом РСФСР по первой инстанции были рассмотрены дела в отношении 758 человек, из них 116 (15,3%) – были оправданы, а 642 (84,7%) – осуждены. В отношении 28 человек применено условное осуждение, 354 человека осуждено к лишению свободы на срок от 1 года до 10 лет. К расстрелу было осуждено 109 человек, из них 46 – за взяточничество. 138 человек освобождены от наказания на основании актов об амнистии, в отношении остальных осужденных применены иные виды наказания. Среди осужденных было 165 военнослужащих и 277 гражданских лиц. За период с 1 января по 1 июня 1923 года Кассационной коллегией Верховного Суда РСФСР было рассмотрено 1892 дела.

Период Второй мировой войны

С началом войны на первый план выдвигались задачи, обеспечивавшие максимальную мобилизацию всей страны на борьбу с врагом, противодействие нарушителям государственной и трудовой дисциплины, ужесточение мер воздействия по проявлениям халатности, расточительства. Повысились требования к четкой организации работы всех структур Верховного Суда РСФСР. Предъявлялся строгий спрос за недостатки в работе, за волокиту в рассмотрении дел, запросов и писем граждан. На виновных в нарушении законов и инструкций налагались строгие взыскания.

Осенью 1941 года Верховный Суд РСФСР был эвакуирован. Сначала в г. Саратов, затем в г. Камышин, потом дальше вглубь страны в г. Соль-Илецк Оренбургской области, где сотрудники суда помимо основной работы проходили специальные курсы по военной подготовке.

В феврале 1942 года и в феврале 1943 года группы сотрудников суда были возвращены из эвакуации в Москву.

В годы войны Верховный Суд РСФСР не только рассматривал дела по первой и второй инстанциям, но и обобщал судебную практику, вносил предложения в Наркоматы юстиции СССР и РСФСР о даче указаний судам, проводил внеплановые ревизии нижестоящих судов. Сотрудники Верховного Суда выезжали в освобожденные области для оказания помощи в восстановлении судебных органов на местах. С середины 1943 года члены Верховного Суда РСФСР входили в различные комиссии по определению ущерба, причиненного Верховному Суду и другим российским судам немецко-фашистскими захватчиками.

Война унесла многие миллионы человеческих жизней, что отразилось и на судах. В судебной системе отмечался острый дефицит кадров. Такое положение вынуждало принимать на работу судьями людей, не имеющих достаточного образования или опыта. Аналогичная ситуация наблюдалась и в адвокатуре.

Для выправления ситуации ЦК ВКП(б) 5 октября 1946 года принял специальное постановление "О расширении и улучшении юридического образования в стране", в котором ставилась задача обеспечить в ближайшие годы органы юстиции и суды специалистами с высшим и средним специальным юридическим образованием.

До 1991 года у Верховного Суда РСФСР то отнимали, то добавляли полномочий, были разные политические перестановки, и несколько исторических событий, которые касаются суда но на историю его возникновения и становления не влияют, поэтому без них.

Здание Верховного суда РФ на улице Ильинка

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Верховный Суд (ВС) Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Верховный Суд осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды. В пределах своей компетенции ВС РФ рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции.

Верховный Суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск. ВС РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В качестве суда первой инстанции Верховный Суд рассматривает гражданские дела об оспаривании ненормативных правовых актов президента, палат Федерального Собрания и правительства России, а также об оспаривании нормативных правовых актов этих же субъектов, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

Руководство и состав

Председателем Верховного суда Российской Федерации с июля 1989 года и по настоящее время является Вячеслав Михайлович Лебедев.
В состав ВС входят: Пленум Верховного суда РФ; Президиум Верховного Суда Российской Федерации; Кассационная коллегия; Судебная коллегия по гражданским делам; Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия. Также при суде работает Научно-консультативный совет.

Полномочия, порядок образования и деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации; Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации; Уголовным процессуальным кодексом РФ; Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации"; Федеральным законом "Об органах судейского сообщества"; Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации"; и Законом РСФСР "О судоустройстве РСФСР" в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, и другими нормативными актами.

История

В привычном нам виде Верховный суд в России существует с января 1923 года, когда Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о временном составе Верховного Суда РСФСР, согласно которому Верховный трибунал ВЦИК был переименован по Положению о судоустройстве в Верховный Суд РСФСР. Тогда к компетенции высшего судебного органа относился судебный контроль над всеми без исключения судами Республики, рассмотрение в кассационном порядке дел, решенных губернскими судами, а в порядке надзора – дел, разрешенных любыми судами. В качестве суда первой инстанции рассматривал дела особой государственной важности по специально установленной подсудности. Первым Председателем Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка. Состав суда отличался от нынешнего отсутствием Кассационной коллегии и Научно-Консультационного совета и наличием Дисциплинарной (упразднена в 1929 году) и Военно-транспортной (вместе с Военной коллегией переведена в состав Верховного суда СССР в 1925 году) коллегий. Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 декабря 1991 года № 3045-1 Верховный Суд СССР был упразднен, его правопреемником был объявлен Верховный Суд РСФСР (впоследствии – Верховный суд РФ), который становился высшим судебным органом страны. Через полгода в его состав вернулась Военная коллегия.

Адрес:
121260, г. Москва, ул.Поварская,15.

Справочные телефоны:

по приему граждан (495) 690-54-63

по уголовным делам (495) 690-49-09

по гражданским делам (495) 690-4314

Пресс-служба - (495) 627-9658

Прием граждан в Верховном суде РФ происходит ежедневно в будние дни с 9.00 до 18.00, кроме пятницы ( до 16.30) с перерывом на обед с 13.00 до 14.00.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: