Стадия рассмотрения ятрогенных преступлений в суде первой инстанции

Обновлено: 29.05.2023

Медицинское право наряду с иными отраслями образует единую систему права Российской Федерации и является системой правового регулирования отношений в сфере здравоохранения и медицинского страхования. Базовым нормативным правовым актом, регулирующим указанную группу социальных отношений, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[1] (далее – Закон об охране здоровья). Применительно к вопросам методологии ятрогенных преступлений положения указанного закона имеют важное значение, поскольку устанавливают необходимые основы нормативного регулирования оказания медицинской помощи (включая правовое определение специальных терминов и понятий), развиваемые в иных нормативных правовых актах.

Отсутствие необходимого понимания практической связи различных отраслей права друг с другом негативно отражается на всех формах правореализации (использовании, исполнении, соблюдении, применении), затрудняя правомерное поведение субъектов права в тех или иных правоотношениях. Результатами такой на первый взгляд теоретической проблемы являются «субъективное правоприменение» по конкретным делам и снижение уровня правовой культуры. В указанном смысле возможная корректировка действующих норм уголовного права, устанавливающих основания ответственности за совершение ятрогенных преступлений, равно как и практическая правовая обоснованность выделения рассматриваемых деяний в отдельную группу, прямо зависят от предварительного изучения и анализа правовых норм, составляющих медицинское право.

Использование системного подхода (метода) при производстве по делам о ятрогенных преступлениях может повысить качество уголовного процесса, заключающегося не только в практической неотвратимости наказания виновного лица, но также связанного с защитой медицинских работников от необоснованных и незаконных действий, отрицательно влияющих на их профессиональную деятельность и нередко дестабилизирующих деятельность медицинских организаций.

Корректное применение норм уголовного и уголовно-процессуального права (как действующих, так и возможных) непосредственно связано с профессиональным уровнем лиц, осуществляющих предварительное расследование. В этой связи изучение медицинского права должно выйти на новый качественный уровень системы образования при подготовке и повышении квалификации специалистов в областях права и здравоохранения.

Разделение общественно опасных деяний по группам Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации [2] (далее – УК РФ) происходит на основе общего объекта преступления (а не его субъекта). УК РФ содержит нормы, устанавливающие ответственность за совершение преступлений вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей субъектами преступлений (ч. 2 ст. 109 Причинение смерти по неосторожности, ч. 2 ст. 118 Причинение тяжкого вреда здоровья по неосторожности, ч. 4 ст. 122 Заражение ВИЧ-инфекцией).

Во всех указанных случаях профессиональная деятельность является признаком квалифицированного (или особо квалифицированного) состава преступления, при этом профессиональная сфера деятельности субъекта преступления не конкретизируется в силу общего объекта преступления – жизни и здоровья потерпевшего. Условием наступления ответственности является ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей. При этом буквально в указанных нормах не указывается источник (нормативный акт, договор, обычай и т.п.), в котором должны содержаться соответствующие обязанности. Законодатель таким образом установил универсальные нормы, выразив в их гипотезах основные обстоятельства и условия их действия, позволяющие их применять в том числе и к отношениям по оказанию медицинской помощи (как одного из видов профессиональной деятельности).

Правовая норма ст. 124 УК РФ, которая устанавливает ответственность за неоказание помощи больному без уважительных причин лицами, обязанными её оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, в случае если здоровью больного по неосторожности причинён вред (средней тяжести или тяжёлый) или наступила смерть – позволяет достаточно точно определить сферу профессиональной деятельности субъекта преступления и источник, содержащий правила его обязательного (должного) поведения.

Общим для указанных составов преступления является форма вины субъекта преступления – неосторожность.

Поправки в УК РФ, предложенные Следственным комитетом России, в частности, внесение ст. 124.1 «Ненадлежащее оказание медицинской помощи (медицинской услуги)» и ст. 124.2 «Сокрытие нарушения оказания медицинской помощи» конкретно определяют сферу профессиональной деятельности субъектов указанных преступлений (медицинских работников), расширяя при этом гипотезу путём установления связи ненадлежащего оказания медицинской помощи (медицинской услуги) с нарушением профессиональных обязанностей. Причём по неосторожности может быть совершено только деяние, предусмотренное ст. 124.1.

Очевидно, что предлагаемая к внесению в УК РФ ст. 124.1 объединяет в себе гипотезы действующих ст.ст. 109, 118, 124 УК РФ, ужесточая санкции, подлежащие применению к профессиональным субъектам преступления – медицинским работникам.

Частичный анализ текстов указанных статей необходим для целей настоящей статьи, цель которой не состоит в исследовании правовой обоснованности и практической необходимости внесения в УК РФ новых статей или оценке преимуществ новых составов перед внесением изменений в действующие.

Практическое применение всех вышеприведённых норм УК РФ (как действующих, так и предлагаемых) связано с необходимостью определения критериев надлежащего оказания медицинской помощи. Причём в целях исключения возможности произвольного и\или расширительного толкования источников, содержащих профессиональные обязанности медицинских работников, а также конкретизации (являющегося по существу гражданско-правовым) понятия ненадлежащего оказания медицинской помощи или медицинской услуги необходимо законодательное закрепление в УК РФ положений, заимствованных из медицинского права или имеющих отсылочный характер. Предположение о разумной осведомлённости и добросовестности отдельного правоприменителя относительно норм иных отраслей, действующих в системе права, и регулирующих профессиональные сферы человеческой деятельности, включая установление соответствующих профессиональных требований, может вызвать негативный эффект в виде необоснованных обвинений медицинских работников, об угрозах которого небезосновательно заявляют противники внесения в УК РФ новых статей.

Нормы медицинского права во многом позволяют снизить обозначенные угрозы.

Медицинским термином «ятрогения» (дословно «рождение врачом» или «рождённое врачом») обозначается ухудшение состояния здоровья пациента в результате действий врача. В правовой терминологии этим термином может определяться деяние (действие, бездействие) медицинского работника, повлёкшее вред здоровью пациента или его смерть. Указанные негативные последствия оказания медицинской помощи выражаются в болезнях и травмах.

Основным нормативным документом, предназначенным для классификации болезней и травм, имеющих официальный диагноз, является Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти (МКБ) [3] - регулярно (1 раз в 10 лет) пересматриваемый Всемирной организацией здравоохранения единый международный нормативный документ для формирования системы учёта и отчётности в здравоохранении и классификационная основа деятельности медицинских организаций. Классификация болезней и травм как негативных последствий медицинской помощи (которые могут условно считаться ятрогенией) в основном приведена в XIX (Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин) и ХХ (внешние причины заболеваемости и смертности) классах МКБ-10 (десятого пересмотра). Поэтому болезни и травмы, не имеющие официального диагноза и не классифицированные в МКБ-10, не могут однозначно рассматриваться в качестве основания уголовной ответственности медицинских работников. Стоит отметить, что количество неклассифицированных болезней и травм практически сводится к нулю.

Положения Закона об охране здоровья также позволяют сформулировать корректные редакции рассматриваемых статей УК РФ.

Медицинской помощью (ч. 3 ст. 2 Закона об охране здоровья) является комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. В свою очередь медицинской услугой считается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (ч. 4 ст. 2 Закона об охране здоровья), а медицинским вмешательством являются выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (ч. 5 ст. 2 Закона об охране здоровья).

Нетрудно заметить, что в развивающейся череде медико-правовых понятий медицинская помощь является общим, родовым. В указанном смысле соответствующие нормы УК РФ должны либо содержать всю цепочку понятий, либо ограничиваться родовым понятием – медицинская помощь – принятом и единообразно используемом в медицинском праве.

Основное значение для квалификации медицинской помощи как надлежаще оказанной (т.е. в соответствии с установленными законом требованиями) имеет ст. 37 Закона об охране здоровья, согласно которой медицинская помощь оказывается:

  • в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • в соответствии с порядкамиоказания медицинской помощи, разрабатываемым по отдельным её профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;
  • на основе клинических рекомендаций по отдельным заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) с указанием необходимых медицинских услуг, предусмотренных номенклатурой медицинских услуг и пересматриваемым не реже одного раза в три года (данная основа оказания медицинской помощи вступает в силу 01.01.2022 г., ранее утверждённые клинические рекомендации (протоколы лечения) применяются до их пересмотра в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 № 489-ФЗ не позднее 31.12.2021);
  • с учётом стандартовмедицинской помощи на основе клинических рекомендаций, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При этом необходимо учитывать, что назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (ч. 15 ст. 37 Закона об охране здоровья).

Таким образом, очевидная практическая необходимость системного изучения норм медицинского права позволит не только повысить уровень уголовно-правового нормотворчества, но и станет основой квалифицированного производства по делам, связанным с процессом оказания медицинской помощи и её результатов (в т.ч. негативных).

В заключение хочется отметить, что существующие проблемы деятельности медицинских организаций не ограничиваются общей темой, в рамках которой написана настоящая статья – ятрогенией, но в целом связаны с необходимостью изучения норм медицинского права всеми лицами, деятельность которых связана (или может быть связана) с системой здравоохранения, включая представителей правоохранительных органов.

[1] Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,

[2] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ,

[3] Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти десятого пересмотра (МКБ-10)

Медицинское право наряду с иными отраслями образует единую систему права Российской Федерации и является системой правового регулирования отношений в сфере здравоохранения и медицинского страхования. Базовым нормативным правовым актом, регулирующим указанную группу социальных отношений, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[1] (далее – Закон об охране здоровья). Применительно к вопросам методологии ятрогенных преступлений положения указанного закона имеют важное значение, поскольку устанавливают необходимые основы нормативного регулирования оказания медицинской помощи (включая правовое определение специальных терминов и понятий), развиваемые в иных нормативных правовых актах.

Отсутствие необходимого понимания практической связи различных отраслей права друг с другом негативно отражается на всех формах правореализации (использовании, исполнении, соблюдении, применении), затрудняя правомерное поведение субъектов права в тех или иных правоотношениях. Результатами такой на первый взгляд теоретической проблемы являются «субъективное правоприменение» по конкретным делам и снижение уровня правовой культуры. В указанном смысле возможная корректировка действующих норм уголовного права, устанавливающих основания ответственности за совершение ятрогенных преступлений, равно как и практическая правовая обоснованность выделения рассматриваемых деяний в отдельную группу, прямо зависят от предварительного изучения и анализа правовых норм, составляющих медицинское право.

Использование системного подхода (метода) при производстве по делам о ятрогенных преступлениях может повысить качество уголовного процесса, заключающегося не только в практической неотвратимости наказания виновного лица, но также связанного с защитой медицинских работников от необоснованных и незаконных действий, отрицательно влияющих на их профессиональную деятельность и нередко дестабилизирующих деятельность медицинских организаций.

Корректное применение норм уголовного и уголовно-процессуального права (как действующих, так и возможных) непосредственно связано с профессиональным уровнем лиц, осуществляющих предварительное расследование. В этой связи изучение медицинского права должно выйти на новый качественный уровень системы образования при подготовке и повышении квалификации специалистов в областях права и здравоохранения.

Разделение общественно опасных деяний по группам Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации [2] (далее – УК РФ) происходит на основе общего объекта преступления (а не его субъекта). УК РФ содержит нормы, устанавливающие ответственность за совершение преступлений вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей субъектами преступлений (ч. 2 ст. 109 Причинение смерти по неосторожности, ч. 2 ст. 118 Причинение тяжкого вреда здоровья по неосторожности, ч. 4 ст. 122 Заражение ВИЧ-инфекцией).

Во всех указанных случаях профессиональная деятельность является признаком квалифицированного (или особо квалифицированного) состава преступления, при этом профессиональная сфера деятельности субъекта преступления не конкретизируется в силу общего объекта преступления – жизни и здоровья потерпевшего. Условием наступления ответственности является ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей. При этом буквально в указанных нормах не указывается источник (нормативный акт, договор, обычай и т.п.), в котором должны содержаться соответствующие обязанности. Законодатель таким образом установил универсальные нормы, выразив в их гипотезах основные обстоятельства и условия их действия, позволяющие их применять в том числе и к отношениям по оказанию медицинской помощи (как одного из видов профессиональной деятельности).

Правовая норма ст. 124 УК РФ, которая устанавливает ответственность за неоказание помощи больному без уважительных причин лицами, обязанными её оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, в случае если здоровью больного по неосторожности причинён вред (средней тяжести или тяжёлый) или наступила смерть – позволяет достаточно точно определить сферу профессиональной деятельности субъекта преступления и источник, содержащий правила его обязательного (должного) поведения.

Общим для указанных составов преступления является форма вины субъекта преступления – неосторожность.

Поправки в УК РФ, предложенные Следственным комитетом России, в частности, внесение ст. 124.1 «Ненадлежащее оказание медицинской помощи (медицинской услуги)» и ст. 124.2 «Сокрытие нарушения оказания медицинской помощи» конкретно определяют сферу профессиональной деятельности субъектов указанных преступлений (медицинских работников), расширяя при этом гипотезу путём установления связи ненадлежащего оказания медицинской помощи (медицинской услуги) с нарушением профессиональных обязанностей. Причём по неосторожности может быть совершено только деяние, предусмотренное ст. 124.1.

Очевидно, что предлагаемая к внесению в УК РФ ст. 124.1 объединяет в себе гипотезы действующих ст.ст. 109, 118, 124 УК РФ, ужесточая санкции, подлежащие применению к профессиональным субъектам преступления – медицинским работникам.

Частичный анализ текстов указанных статей необходим для целей настоящей статьи, цель которой не состоит в исследовании правовой обоснованности и практической необходимости внесения в УК РФ новых статей или оценке преимуществ новых составов перед внесением изменений в действующие.

Практическое применение всех вышеприведённых норм УК РФ (как действующих, так и предлагаемых) связано с необходимостью определения критериев надлежащего оказания медицинской помощи. Причём в целях исключения возможности произвольного и\или расширительного толкования источников, содержащих профессиональные обязанности медицинских работников, а также конкретизации (являющегося по существу гражданско-правовым) понятия ненадлежащего оказания медицинской помощи или медицинской услуги необходимо законодательное закрепление в УК РФ положений, заимствованных из медицинского права или имеющих отсылочный характер. Предположение о разумной осведомлённости и добросовестности отдельного правоприменителя относительно норм иных отраслей, действующих в системе права, и регулирующих профессиональные сферы человеческой деятельности, включая установление соответствующих профессиональных требований, может вызвать негативный эффект в виде необоснованных обвинений медицинских работников, об угрозах которого небезосновательно заявляют противники внесения в УК РФ новых статей.

Нормы медицинского права во многом позволяют снизить обозначенные угрозы.

Медицинским термином «ятрогения» (дословно «рождение врачом» или «рождённое врачом») обозначается ухудшение состояния здоровья пациента в результате действий врача. В правовой терминологии этим термином может определяться деяние (действие, бездействие) медицинского работника, повлёкшее вред здоровью пациента или его смерть. Указанные негативные последствия оказания медицинской помощи выражаются в болезнях и травмах.

Основным нормативным документом, предназначенным для классификации болезней и травм, имеющих официальный диагноз, является Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти (МКБ) [3] - регулярно (1 раз в 10 лет) пересматриваемый Всемирной организацией здравоохранения единый международный нормативный документ для формирования системы учёта и отчётности в здравоохранении и классификационная основа деятельности медицинских организаций. Классификация болезней и травм как негативных последствий медицинской помощи (которые могут условно считаться ятрогенией) в основном приведена в XIX (Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин) и ХХ (внешние причины заболеваемости и смертности) классах МКБ-10 (десятого пересмотра). Поэтому болезни и травмы, не имеющие официального диагноза и не классифицированные в МКБ-10, не могут однозначно рассматриваться в качестве основания уголовной ответственности медицинских работников. Стоит отметить, что количество неклассифицированных болезней и травм практически сводится к нулю.

Положения Закона об охране здоровья также позволяют сформулировать корректные редакции рассматриваемых статей УК РФ.

Медицинской помощью (ч. 3 ст. 2 Закона об охране здоровья) является комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. В свою очередь медицинской услугой считается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (ч. 4 ст. 2 Закона об охране здоровья), а медицинским вмешательством являются выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (ч. 5 ст. 2 Закона об охране здоровья).

Нетрудно заметить, что в развивающейся череде медико-правовых понятий медицинская помощь является общим, родовым. В указанном смысле соответствующие нормы УК РФ должны либо содержать всю цепочку понятий, либо ограничиваться родовым понятием – медицинская помощь – принятом и единообразно используемом в медицинском праве.

Основное значение для квалификации медицинской помощи как надлежаще оказанной (т.е. в соответствии с установленными законом требованиями) имеет ст. 37 Закона об охране здоровья, согласно которой медицинская помощь оказывается:

  • в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • в соответствии с порядкамиоказания медицинской помощи, разрабатываемым по отдельным её профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;
  • на основе клинических рекомендаций по отдельным заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) с указанием необходимых медицинских услуг, предусмотренных номенклатурой медицинских услуг и пересматриваемым не реже одного раза в три года (данная основа оказания медицинской помощи вступает в силу 01.01.2022 г., ранее утверждённые клинические рекомендации (протоколы лечения) применяются до их пересмотра в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 № 489-ФЗ не позднее 31.12.2021);
  • с учётом стандартовмедицинской помощи на основе клинических рекомендаций, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При этом необходимо учитывать, что назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (ч. 15 ст. 37 Закона об охране здоровья).

Таким образом, очевидная практическая необходимость системного изучения норм медицинского права позволит не только повысить уровень уголовно-правового нормотворчества, но и станет основой квалифицированного производства по делам, связанным с процессом оказания медицинской помощи и её результатов (в т.ч. негативных).

В заключение хочется отметить, что существующие проблемы деятельности медицинских организаций не ограничиваются общей темой, в рамках которой написана настоящая статья – ятрогенией, но в целом связаны с необходимостью изучения норм медицинского права всеми лицами, деятельность которых связана (или может быть связана) с системой здравоохранения, включая представителей правоохранительных органов.

[1] Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,

[2] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ,

[3] Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти десятого пересмотра (МКБ-10)

Разъясняет старший прокурор отдела по надзору за процессуальной деятельностью отделов по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета РФ по Свердловской области С.В.Актуганова.

Ятрогенные преступления - умышленные или неосторожные общественно опасные деяния медицинских работников, нарушающие законные принципы и условия оказания медицинской помощи, совершенные при исполнении своих профессиональных или служебных обязанностей и ставящие под угрозу причинение вреда или причиняющие вред жизни и здоровью и иным законным правам и интересам пациентов.

Несмотря на существующие стандарты и порядки оказания врачебной помощи, при осуществлении врачебной деятельности в отношении конкретного пациента отсутствует безусловная гарантия получения качественного результата. Среди всех оснований неблагоприятных последствий врачебной деятельности наибольшие противоречия вызывает правовая квалификация врачебных ошибок.

В зависимости от этапа оказания медицинской помощи, правонарушения подразделяются на организационные и технические.

Организационные нарушения - недостатки в организации медицинской помощи (организация приема больных, отсутствие преемственности в ведении пациента, и т.п.), необходимых условий оказания медицинской помощи. Технические нарушения – не выполнение требований порядка и стандартов в осуществлении диагностических и лечебных процедур, манипуляций, операций.

В тех случаях, когда недостатки медицинской деятельности, вызвавшие тяжкие последствия, напрямую связаны с несоблюдением медработником должной предусмотрительности в процессе оказания помощи больному, невыполнением требований нормативных правовых актов и иных документов, регламентирующих их профессиональную деятельность, действия медицинского работника квалифицируются как преступление.

К преступлениям, совершаемым медицинскими работниками, которые ненадлежащим образом исполняют свои профессиональные обязанности при лечении пациентов, относят квалифицированные деяния, предусмотренные ч.2 ст.109, ч.2 ст.118, ч.4 ст.122, ч.3 ст.123, ст.235, п. "в" ч.2 ст.238, ч.2 ст.293 Уголовного кодекса РФ.

Поводами для возбуждения уголовных дел о ятрогенных преступлениях обычно служат заявления граждан о привлечении к уголовной ответственности медицинского работника за ненадлежащее оказание медицинской помощи, закончившейся неблагоприятным исходом (причинением пациенту вреда здоровью или смерти), материалы прокурорских проверок, проведенных по жалобам граждан на ненадлежащее оказание медицинской помощи или по запросу депутата. Уголовные дела о ятрогенных преступлениях возбуждаются по материалам, содержащим информацию о неадекватном оказании медицинской помощи с признаками небрежного или легкомысленного отношения медика к исполнению своих профессиональных обязанностей.

Ненадлежащее исполнение лицом своих профессиональных обязанностей означает действие либо бездействие, не соответствующее полностью или частично установленным правилам, предписаниям, требованиям, предъявляемым к медицинским работникам.

Выявление и расследование ятрогенных преступлений имеет определенные трудности. Существенным условием латентности ятрогенных преступлений является профессиональная корпоративность медицинской среды, противодействующая уголовному преследованию медицинских работников, допускающих в своей работе преступную небрежность и преступную самонадеянность.

В момент начала проверки или возбуждения уголовного дела возникают некоторые сложности, связанные с возможностью фальсификации и утраты доказательств, что обусловлено спецификой объектов, определяющей сроки и условия их хранения, а также с действиями заинтересованных лиц.

Вопросы выявления, расследования и пути предупреждения профессиональных преступлений медицинских работников являются актуальными и требуют к себе пристального внимания, поскольку право человека на медицинскую помощь является конституционным правом гражданина. Вместе с тем, преступность медицинских работников в сфере их профессиональной деятельности дискредитирует саму сферу здравоохранения, формируя негативное общественное мнение, недоверие к медицинским учреждениям, системе здравоохранения и государству в целом. В подобных условиях вопросы обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан в сфере медицинской деятельности приобретают статус актуальной и многоаспектной задачи, к решению которой должны быть подключены не только правоохранительные органы, но и общественность.

Специальные меры профилактики ятрогенной преступности включают в себя: изменение порядка ведения медицинской документации, разработку стандартов лечения конкретных видов заболеваний, обязательных для учреждений здравоохранения всех форм собственности, создание базы данных на региональных и федеральном уровнях о дефектах, допущенных при оказании медицинской помощи, организацию статистического учета преступлений, совершаемых медицинскими работниками.


Лектор рассказала о том, как решается вопрос об уголовной ответственности врачей, какие факты в этом случае подвергаются уголовно-правовой оценке, какие существуют сложности привлечения медиков к ответственности и с чем они связаны.

31 марта в ходе очередного вебинара Федеральной палаты адвокатов по повышению квалификации адвокатов с лекцией на тему «Ятрогенные преступления (преступления, совершенные медицинскими работниками в процессе оказания медицинской помощи» выступила кандидат юридических наук, директор ООО «МаТИК. Яковлев и партнеры», доцент кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина Анастасия Рагулина.

Как сообщает пресс-служба ФПА, в начале своего выступления Анастасия Рагулина рассказала о понятии «ятрогения». Оно было введено в 1925 г. немецким психиатром Освальдом Бумке для обозначения заболевания, обусловленного неосторожным высказыванием или поступками врача. В последующем данный термин распространился на другие виды медицинской и фармацевтической деятельности. С судебно-медицинской точки зрения, ятрогения – это причинение вреда здоровью пациента, находящееся в прямой или косвенной связи с проведением диагностических, лечебных, профилактических или реабилитационных мероприятий.

Эксперт обратила внимание на то, что для решения вопроса об уголовной ответственности медицинских работников должны быть установлены следующие обстоятельства: неправильность или несвоевременность оказания медицинской помощи; при оказании такой помощи – наличие или отсутствие к тому уважительных причин и опасного для жизни состояния больного в момент неоказания помощи; наступление смерти или тяжкого вреда здоровью пострадавшего; причинная связь между действиями (бездействием) медицинских работников и неблагоприятным исходом.

Таким образом, уголовно-правовой оценке подвергаются факты соблюдения или несоблюдения установленных правил при оказании медицинской помощи.

Степень причиненного врачом вреда здоровью пациента, как пояснила лектор, оценивается по разнице между последствием, которое наступило и должно было (а в случае осуществления медицинского вмешательства с нарушением мер безопасности – могло) наступить при надлежащем исполнении медицинским работником профессиональных обязанностей.

Анастасия Рагулина напомнила, что последствия в виде причинения легкого вреда по неосторожности образуют состав преступления при осуществлении медицинской деятельности без лицензии (ч. 1 ст. 235 УК РФ). В остальных случаях причинение врачом такого вреда здоровью пациента преступлением не является. Вред средней тяжести является обязательным признаком как преступления, предусмотренного ст. 124 УК РФ (неоказание помощи больному), так и преступления по ч. 2 ст. 235 УК РФ (осуществление медицинской деятельности без лицензии, повлекшее по неосторожности смерть человека).

Лектор уточнила, что практическую сложность привлечения медицинских работников к уголовной ответственности за непрофессиональное оказание медицинской помощи вызывает установление факта оказания некачественной медицинской помощи, находящегося в прямой причинной связи с наступившими последствиями. Косвенной причинной связи быть не может.

Говоря о проблемах, возникающих при квалификации ятрогенных преступлений, Анастасия Рагулина обратила внимание, что, в первую очередь, они связаны с отсутствием нормативной и профессионально-методической базы, которая регулировала бы этапы оказания медицинской помощи. Другая причина – это отсутствие обязательных медицинских стандартов для оказания медицинской помощи по отдельным заболеваниям. Кроме того, как отметила эксперт, отсутствует и методика расследования ятрогенных преступлений. «Соответственно, сложно расследовать такие преступления. Следователи, а также адвокаты и юристы, как правило, не обладают специальными познаниями в области медицины. Самостоятельно разобраться в сути механизма совершения ятрогенных преступлений фактически невозможно, поскольку объем решений, действий, медицинской документации, выбранных методик лечения и оказания медицинской помощи является обширным», – подчеркнула она.

По словам спикера, это дает возможность экспертам указывать наличие дефектов и недостатков лечения и не оценивать связь наступивших последствий с действием (бездействием) врача. «При этом экспертные выводы состоят из большого количества терминов, их отличают расплывчатость, отсутствие описания методик лечения и уклонение от констатации факта наличия или отсутствия причинно-следственной связи между оказанием медицинской помощи или ее неоказанием и наступившими негативными последствиями», – отметила она. Анастасия Рагулина рекомендовала адвокатам обращать внимание на то, как следствие формирует вопросы для экспертизы, а лучше самим, если есть такая возможность, ставить вопросы для того, чтобы у эксперта было как можно меньше шансов ответить неопределенно.

Анастасия Рагулина также уделила внимание врачебным ошибкам. Они бывают двух видов: релевантные – ошибки, которые являются основанием для привлечения к уголовной ответственности, и нерелевантные – ошибки, исключающие привлечение врачей к уголовной ответственности. Она пояснила, что врачебные ошибки охватываются ч. 2 ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей) или ч. 2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей).

Лектор отметила, что основная причина наступления негативных последствий для жизни и здоровья – непрофессиональная деятельность медицинских работников. «Допущенные ими ошибки при диагностировании и лечении болезни в большинстве случаев открыто не проявляются, – сообщила она. – Сложность доказывания нарушений в действиях медицинского персонала обусловлена их корпоративной солидарностью, служебной зависимостью работников лечебного учреждения от своего руководства, а также отсутствием единых стандартов и методик оказания медицинской помощи».

Печерей Иван

Создание в СК специализированных подразделений по расследованию происшествий в области медицины негативно воспринимается как медиками, так и адвокатами

На мой взгляд, инициатива СК РФ по созданию указанных спецподразделений направлена на ужесточение репрессий в отношении медицинского сообщества.

По непонятным причинам медицинского работника превращают в специального субъекта преступления, и расследование данной категории дел почему-то необходимо проводить в специальном порядке, что не предусмотрено в отношении других гражданских профессий. Считаю, что это свидетельствует о дискриминации по профессиональному признаку медицинского сообщества, представителей которого пытаются изначально рассматривать как преступников.

Пояснения Александра Бастрыкина о том, что данные подразделения в СК создаются для эффективного расследования дел в области медицины, не выдерживают критики, поскольку результативность расследования зависит не от того, будет ли выделено структурное подразделение, а в первую очередь – от квалификации следователей. А она, к сожалению, оставляет желать лучшего.

По наблюдениям адвоката, специализирующегося на медицинских делах, эксперта Ольги Зиновьевой ей на протяжении профессиональной деятельности не встречались занимающиеся врачебными делами следователи в возрасте старше 30 лет. То есть эти достаточно сложные дела отдают молодым специалистам, не имеющим должного опыта их расследования.

На мой взгляд, повышению эффективности расследования дел, связанных с медициной, способствовала бы в первую очередь надлежащая квалификация следователей. Сейчас к медработникам применяется ст. 238 УК РФ, я считаю это необоснованным. Но когда Александр Бастрыкин заявляет о том, что введение нового состава преступления необходимо для того, чтобы не привлекать медработника к ответственности по ст. 238 УК РФ, он, на мой взгляд, сильно лукавит, потому что в принципе по данной статье медработника привлекать нельзя. И зачем для этого вводить специальный состав преступления?

«За кадром» также остались причины применения ст. 238 УК РФ к медицинским работникам – а они довольно прозаичны. Дело в том, что инкриминируемые в настоящий момент медицинским работникам преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 109 УК РФ и ч. 2 ст. 118 УК РФ, относятся к преступлениям небольшой тяжести, срок давности привлечения к уголовной ответственности по ним составляет 2 года. За это время зачастую не удается провести расследование должным образом (как правило, это связано с длительностью проведения судебно-медицинских экспертиз). И для того, чтобы продолжить расследование, следователю приходится переквалифицировать состав преступления, т.е. фактически подбирать другую подходящую статью, позволяющую это сделать, – и здесь как раз единственной статьей, которую хоть как-то, пусть и неверно по сути, можно применить, является ст. 238 УК РФ. Срок привлечения к уголовной ответственности по названной статье составляет 6 лет. Вот поэтому она так и «любима» следователями, хотя принципиально для медицинского работника не подходит.

Члены Межведомственной рабочей группы по вопросам расследования преступлений, связанных с врачебными ошибками, отметили, что речь не идет об ужесточении наказания для медиков

Этим также объясняется и появление дискриминирующего врачебное сообщество проекта федерального закона о введении специального состава преступления для медицинских работников (ст. 124.1 УК РФ), так как преступления, предусмотренные упомянутыми статьями, являются преступлениями средней степени тяжести (в отличие от преступлений небольшой степени тяжести, предусмотренных ст. 109 и 118 УК РФ), что прямо свидетельствует об ужесточении уголовной ответственности медицинских работников.

Другое лукавство заключается в том, что, по словам главы СК, «происшествий в медицинской сфере в целом немного». А раз их немного – зачем, спрашивается, создавать специальные подразделения для их расследования?

Полагаю, целесообразно ввести в законодательство термин «врачебная ошибка» с четким разъяснением, что можно считать врачебной ошибкой, в каких случаях она подсудна, а в каких – нет. Также предложил бы исключить уголовную ответственность медицинских работников за преступления с неосторожной формой вины, заменив ее административной.

Такие меры, на мой взгляд, будут наиболее эффективными, поскольку в настоящее время ситуация такова, что медработник идет на работу под угрозой занесенного над его головой Дамоклова меча – в любой момент за неправильные действия он может быть привлечен к самой строгой юридической ответственности – уголовной, чего нет ни в одной стране мира.

В заключение отмечу, что термин «ятрогенные преступления» является антинаучным. Понятие ятрогении представляет собой неблагоприятные последствия медицинского вмешательства независимо от отсутствия вины медицинского работника. А термин «преступления» подразумевает виновные деяния. Получается, что в формулировке «ятрогенные преступления» смешиваются два принципиально разных понятия, что недопустимо с точки зрения как науки, так и права.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: