Стадии международного судебного разбирательства

Обновлено: 29.11.2023

учитывая главу ХIV Устава Организации Объединенных Наций,
учитывая приложенный к Уставу Статут Суда,
действуя во исполнение статьи 30 Статута,
принимает следующий Регламент.

ЧАСТЬ I: Суд

РАЗДЕЛ А. Судьи и асессоры

Подраздел I. Члены Суда

1. Членами Суда являются судьи, избранные в соответствии со статьями 2–15 Статута.

2. Для целей определенного дела Суд может также включить в состав судебного присутствия одно или несколько лиц, отобранных согласно статье 31 Статута для участия в присутствии в качестве судей ad hoc.

3. В настоящем Регламенте выражение «член Суда» означает любого выборного судью, а выражение «судья» означает и любого члена Суда, и любого судью ad hoc.

1. Срок полномочий членов Суда, избранных на проводимых раз в три года выборах, начинает исчисляться с шестого февраля 3 того года, когда открываются вакансии, на которые они избираются.

2. Срок полномочий члена Суда, избранного взамен члена, срок полномочий которого еще не истек, начинает исчисляться с даты избрания.

1. При выполнении своих функций члены Суда имеют равный статус, независимо от возраста, давности избрания или продолжительности службы.

2. Кроме случаев, предусмотренных в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, старшинство членов Суда определяется датой, с которой согласно статье 2 настоящего Регламента начался срок полномочий каждого из них.

3. Взаимное старшинство членов Суда, срок полномочий которых начался с одной и той же даты, определяется их возрастом.

4. Член Суда, переизбранный на новый срок, следующий непосредственно за предыдущим, сохраняет свое старшинство.

5. Председатель и Вице-председатель Суда во время пребывания на этих должностях имеют старшинство перед всеми остальными членами Суда.

6. Член Суда, который в силу предыдущих пунктов следует по старшинству сразу за Председателем и Вице-председателем, именуется в настоящем Регламенте «старшим судьей». Если этот член Суда недееспособен, то старшим судьей считается дееспособный член Суда, который следует по старшинству сразу за ним.

1. Заявление, которое каждый член Суда обязан сделать в соответствии со статьей 20 Статута, звучит следующим образом:

«Торжественно заявляю, что буду выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия в качестве судьи достойно, неукоснительно, беспристрастно и добросовестно».

2. Это заявление делается в первом открытом судебном заседании, где присутствует член Суда. Такое заседание проводится как можно раньше после начала срока его полномочий, а в случае необходимости для этого проводится специальное заседание.

3. Переизбранный член Суда делает новое заявление лишь в том случае, если новый срок его полномочий не следует сразу за предыдущим.

1. Член Суда, решающий выйти в отставку, доводит свое решение до сведения Председателя, и отставка вступает в силу в порядке, предусмотренном в пункте 4 статьи 13 Статута.

2. Если член Суда, решающий выйти из состава Суда в отставку, является Председателем, он доводит свое решение до сведения Суда, и отставка вступает в силу в порядке, предусмотренном в пункте 4 статьи 13 Статута.

Подраздел 2. Судьи ad hoc

1. Судьи ad hoc, отобранные согласно статье 31 Статута для рассмотрения определенных дел, допускаются к участию в судебном присутствии на условиях и в порядке, предусмотренных в пункте 2 статьи 17, статьях 35, 36, 37, пункте 2 статьи 91 и пункте 3 статьи 102 настоящего Регламента.

2. В деле, по которому они заседают, они участвуют на условиях полного равенства с другими судьями в составе судебного присутствия.

3. Судьи ad hoc следуют по старшинству за членами Суда, а их взаимное старшинство определяется их возрастом.

1. Торжественное заявление, которое каждый судья ad hoc обязан сделать в соответствии со статьей 20 и пунктом 6 статьи 31 Статута, совпадает с тем, которое приводится в пункте 1 статьи 4 настоящего Регламента.

2. Это заявление делается в открытом судебном заседании по делу, в котором участвует судья ad hoc. Если дело рассматривается камерой Суда, заявление делается в том же порядке в этой камере.

3. Судьи ad hoc делают заявление в связи с любым делом, в котором они участвуют, даже если они уже делали его по предыдущему делу, но не делают нового заявления в связи с более поздним этапом одного и того же дела.

Подраздел 3. Асессоры

1. Суд может либо по собственной инициативе, либо по ходатайству, заявленному не позднее закрытия письменного производства, распорядиться, в связи со спорным делом или просьбой о консультативном заключении, о назначении асессоров, которые будут заседать вместе с ним без права голоса.

2. Когда Суд отдает такое распоряжение, Председатель принимает меры к выяснению всех сведений, имеющих значение для отбора асессоров.

3. Назначение асессоров производится тайным голосованием по большинству голосов судей, образующих судебное присутствие по данному делу.

4. Такие же полномочия имеются у камер, предусмотренных статьями 26 и 29 Статута, и их председателей и могут осуществляться в том же порядке.

5. Прежде чем приступить к своим обязанностям, асессоры делают в открытом судебном заседании следующее заявление:

«Торжественно заявляю, что буду выполнять свои обязанности асессора достойно, беспристрастно и добросовестно и буду неукоснительно соблюдать все положения Статута и Регламента Суда».

РАЗДЕЛ В. Председательство

1. Срок полномочий Председателя и Вице-председателя начинает исчисляться с даты, когда в соответствии со статьей 2 настоящего Регламента начинаются сроки полномочий членов Суда, избираемых на проводимых раз в три года выборах.

2. Выборы на председательскую и вице-председательскую должности проводятся в эту дату или вскоре после нее. Если прежний Председатель остается членом Суда, он продолжает выполнять свои функции, пока не состоятся выборы на председательскую должность.

1. Если на дату выборов на председательскую должность прежний Председатель остается членом Суда, выборы проводятся под его руководством. Если он перестал быть членом Суда или недееспособен, выборы проводятся под руководством члена Суда, выполняющего председательские функции в силу пункта 1 статьи 13 настоящего Регламента.

2. Выборы проводятся тайным голосованием, после того как председательствующий член Суда огласит число голосов, необходимое для избрания; выдвижение кандидатур не происходит. Член Суда, получивший голоса большинства членов, входящих в состав Суда на момент выборов, объявляется избранным и немедленно приступает к своим функциям.

3. Выборы Вице-председателя проводятся под руководством нового Председателя либо в том же, либо в следующем заседании. Положения пункта 2 настоящей статьи распространяются в равной степени и на эти выборы.

Председатель председательствует во всех заседаниях Суда; он осуществляет руководство работой Суда и надзор за его административным обеспечением.

1. В том случае, если председательская должность вакантна или если Председатель не в состоянии выполнять председательские функции, эти функции выполняет Вице-председатель, а за его неимением — старший судья.

2. Когда одно из положений Статута или настоящего Регламента воспрещает Председателю либо заседать, либо председательствовать по определенному делу, он продолжает выполнять председательские функции во всех отношениях, кроме как по данному делу.

3. Председатель принимает необходимые меры к тому, чтобы обеспечить непрерывное выполнение председательских функций в месте пребывания Суда. В случае своего отсутствия он может, насколько это совместимо со Статутом и настоящим Регламентом, распорядиться, чтобы эти функции выполнял Вице-председатель, а за его неимением — старший судья.

4. Если Председатель решает освободить председательскую должность, он доводит свое решение в письменном виде до сведения Суда через Вице-председателя, а за его неимением — через старшего судью. Если свою должность решает освободить Вице-председатель, он доводит свое решение до сведения Председателя.

Если председательская или вице-председательская должность становится вакантной до даты, когда действующий срок должен истечь согласно пункту 1 статьи 21 Статута и пункту 1 статьи 10 настоящего Регламента, Суд решает, заполнять ли эту вакансию на остаток срока.

РАЗДЕЛ С. Камеры

1. Камера упрощенного судопроизводства, ежегодно образуемая согласно статье 29 Статута, состоит из пяти членов Суда, включая Председателя и Вице-председателя, которые входят туда по должности, и еще трех членов, которые избираются в соответствии с пунктом 1 статьи 18 настоящего Регламента. Кроме того, два члена Суда ежегодно избираются туда в качестве заместителей.

2. Выборы, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи, проводятся каждый год как можно раньше после шестого февраля. Члены камеры приступают к своим функциям по избрании и продолжают их выполнять вплоть до следующих выборов; они могут быть переизбраны.

3. Если член камеры по какой бы то ни было причине не в состоянии заседать по какому-либо делу, его замещает для целей данного дела тот из двух заместителей, кто пользуется старшинством.

4. Если член камеры выходит в отставку либо по иной причине перестает быть ее членом, его место занимает тот из двух заместителей, кто пользуется старшинством; последний при этом приобретает полное членство в камере, и взамен его избирается новый заместитель. В ситуации, когда число вакансий превышает число имеющихся заместителей, проводятся как можно раньше выборы для заполнения вакансий, еще остающихся после приобретения заместителями полного членства, и для заполнения вакансий заместителей.

1. Когда Суд решает образовать одну или несколько камер, предусмотренных в пункте 1 статьи 26 Статута, он определяет конкретную категорию дел, для которой образуется каждая камера, число ее членов, предстоящую продолжительность их полномочий и дату, с которой они приступят к своим обязанностям.

2. Члены камеры избираются из числа членов Суда в соответствии с пун­ктом 1 статьи 18 настоящего Регламента, причем учитываются любые специальные познания, квалификация или предыдущий опыт, которыми какие-либо члены Суда могут обладать применительно к категории дел, для разбора которой образуется камера.

3. Суд может распорядиться о роспуске камеры, не нанося при этом ущерба обязанности соответствующей камеры завершить любые дела, находящиеся в ее производстве.

1. В любой момент до закрытия письменного производства может быть подано ходатайство о предусмотренном в пункте 2 статьи 26 Статута образовании камеры для разбора отдельного дела. По поступлении ходатайства, заявленного одной стороной, Председатель выясняет, согласна ли другая сторона.

2. Когда стороны согласны, Председатель выясняет их мнения относительно состава камеры и делает Суду соответствующий доклад. Он также принимает меры, которые могут быть необходимы для соблюдения пункта 4 статьи 31 Статута.

3. Когда Суд определит с одобрения сторон число своих членов, из которых будет образована камера, он приступает к их избранию в соответствии с положениями пункта 1 статьи 18 настоящего Регламента. Тот же порядок соблюдается применительно к заполнению любых вакансий, могущих возникнуть в камере.

4. Члены образованной согласно настоящей статье камеры, которые были заменены в соответствии со статьей 13 Статута вследствие истечения срока их полномочий, продолжают заседать по делу на всех его этапах, независимо от стадии, которой оно достигло на тот момент.

1. Выборы во все камеры проводятся тайным голосованием. Избранными объявляются члены Суда, которые набрали наибольшее число голосов и получили при этом голоса большинства членов, входящих в состав Суда на момент выборов. При необходимости заполнить вакансии проводится несколько туров голосования, каждый из которых ограничивается числом остающихся открытыми вакансий.

2. Если при образовании камеры в ее составе оказываются Председатель или Вице-председатель Суда либо они оба, то председательствует в ней Председатель или, в зависимости от ситуации, Вице-председатель. В любом другом случае камера избирает своего председателя тайным голосованием по большинству голосов ее членов. Член Суда, который согласно настоящему пункту председательствует в камере на момент ее образования, сохраняет председательство до тех пор, пока остается ее членом.

3. Председатель камеры выполняет в отношении рассматриваемых этой камерой дел все функции, выполняемые Председателем Суда в отношении дел, находящихся в производстве Суда.

4. Если председатель камеры не в состоянии заседать или председательствовать, председательские функции переходят к дееспособному члену этой камеры, который пользуется старшинством.

РАЗДЕЛ D. Внутреннее функционирование Суда

Внутренняя судебная практика Суда регулируется, с соблюдением положений Статута и настоящего Регламента, теми или иными резолюциями по данному предмету, принимаемыми Судом 4 .

1. Кворум, оговоренный в пункте 3 статьи 25 Статута, распространяется на все заседания Суда.

2. Обязанность членов Суда быть во всякое время в распоряжении Суда, предусмотренная пунктом 3 статьи 23 Статута, предполагает присутствие во всех таких заседаниях, за исключением отсутствия по причине болезни или по иным серьезным основаниям, должным образом объясненным Председателю, который извещает Суд.

3. Судьи ad hoc равным образом обязаны быть в распоряжении Суда и присутствовать во всех заседаниях, проводимых по делу, в котором они участвуют. При подсчете кворума они не учитываются.

4. Суд устанавливает сроки и длительность судебных вакаций, а также время и условия предоставления отпусков, полагающихся отдельно взятым членам Суда согласно пункту 2 статьи 23 Статута, учитывая в обоих случаях состояние своего Общего списка и требования своей текущей работы.

5. С учетом тех же соображений Суд соблюдает праздничные дни, обычно отмечаемые в том месте, где он заседает.

6. В экстренном случае Председатель может созвать Суд в любое время.

1. Совещания Суда происходят в закрытом порядке и с соблюдением их тайны. При этом Суд может в любой момент распорядиться об огласке или разрешении на огласку любой части своих совещаний не по судебным вопросам.

2. Только судьи и (если они есть) асессоры принимают участие в совещаниях Суда по судебным вопросам. На них присутствуют Секретарь Суда или его заместитель и другие сотрудники Секретариата, которые могут потребоваться. Присутствие каких-либо иных лиц допускается не иначе как с разрешения Суда.

3. В протоколах совещаний Суда по судебным вопросам фиксируются лишь наименование или характер обсуждаемых тем или вопросов и результаты любого проводившегося голосования. В них не фиксируются какие-либо подробности обсуждений или высказывавшиеся мнения, однако при этом любой судья вправе потребовать, чтобы сделанное им заявление было занесено в протокол.

1 В настоящее время после принятия Судом каких-либо поправок к своему Регламенту эти поправки помещаются на веб-сайте Суда с указанием даты их вступления в силу и тех или иных условий, оговаривающих их применимость во времени (например, ограничивающих применимость измененного поправкой правила только теми делами, которые возбуждены после даты вступления этой поправки в силу), а также публикуются в «Ежегоднике» Суда. Статьи, в которые после 1 июля 1978 г. вносились поправки, помечены звездочкой и представлены здесь в редакции этих поправок.

2 В редакции поправки, вступившей в силу 14 апреля 2005 г.

3 С этой даты в 1946 г. начался срок полномочий членов Суда, избранных на первых выборах.

Международное судебное разбирательство – это разрешение споров между субъектами международного права, основанное на согласии заинтересованных сторон, постоянным судебным органом, состав и процедура которого не зависят от воли сторон и решения которого, основанные на международном праве, являются обязательными для сторон спора. Из вышеизложенного определения, прежде всего, следует, что реализация судебного разрешения международных споров невозможна без создания постоянного международного судебного учреждения, к компетенции которого были бы отнесены международно-правовые споры.

Международная судебная процедура обладает многими достоинствами. Важнейшим из них является то, что международный судебный орган призван разрешать международные споры на основе международного права. Тем самым выносимым им решениям придается объективный характер. Приоритет, отдаваемый норме права, сглаживает фактическое неравенство, существующее между государствами, являющимися сторонами в споре. Реальное воплощение получает принцип равенства государств. Следовательно, международная судебная процедура представляет собой альтернативу непосредственному столкновению с другим спорящим государством, что особенно важно для небольшого государства при вступлении в спор с государством, обладающим превосходящей политической мощью.

Международному Суду ООН отводится особая роль в системе обеспечения коллективной безопасности. Так, Устав ООН определяет Суд в качестве главного судебного органа организации с универсальной юрисдикцией. Кроме того, Суд упоминается в целом ряде статей Устава, таких как статья 36(3), статьи 92-96, а также в Статуте Международного Суда, который составляет согласно статье 92 Устава ООН неотъемлемую часть данного Устава.

На Международный Суд возлагается выполнение двух основных задач. Первой и наиважнейшей из них является разрешение споров между государствами в соответствии с положениями Статута Суда. В качестве второй задачи следует указать осуществление Судом правового руководства деятельностью органов и специализированных учреждений ООН посредством консультативных заключений.

Международный Суд состоит из коллегии независимых судей, избранных, вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. Члены Суда избираются государствами-членами ООН и другими государствами, которые не являются членами ООН, но участвуют в Статуте Суда. На сегодняшний день число судей равняется пятнадцати.

Срок полномочий судей – девять лет. Каждые три года проводятся выборы, в ходе которых переизбирается треть состава Суда, т.е. пять судей. Судьи могут быть избраны повторно. Поскольку Международный Суд является главным судебным органом ООН, выборы в него проводятся этой международной организацией. Голосование осуществляется в ГА ООН и СБ ООН.

Дела в Международном Суде возбуждаются либо в одностороннем порядке одной из сторон в споре, либо совместно обеими сторонами в зависимости от условий соответствующего соглашения между ними. Таким образом, если в соответствии с подобным соглашением или односторонней декларацией стороны конкретного дела признали обязательную юрисдикцию Суда в отношении определенных категорий споров, то в случае возникновения спора, подпадающего под одну из этих категорий, процедура может быть возбуждена в одностороннем порядке по ходатайству одной из сторон. Однако в случае отсутствия такого предварительного признания юрисдикции разбирательство может быть начато лишь на основе взаимного согласия сторон спора о его передаче в Международный Суд.

Согласно статье 43 Статута Суда судопроизводство по спорным делам делится на две стадии – письменную и устную. Письменная стадия производства состоит в представлении документов судопроизводства в назначенные Устная стадия начинается по завершении письменной. Решения Международного Суда принимаются абсолютным большинством голосов присутствующих судей, причем в случае разделения голосов поровну, голос председателя Суда или замещающего его судьи играет определяющую роль. В решении Суда должны быть приведены соображения, на которых оно основано, и оно должно ограничиваться рамками претензий, выдвинутых сторонами. Воздержаться от голосования по какому-либо из пунктов судья не имеет права. Судья, мнение которого в целом или частично расходится с принятым решением, имеет право приобщить к решению свое индивидуальное мнение. Решение считается вынесенным в день его оглашения. В соответствии со ст. 59 Статута Международного Суда решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу, независимо от того, принято ли оно Судом в полном составе или его камерой. Кроме того, решение окончательно и обжалованию не подлежит.

Одним из видов разрешения международных споров является судебная процедура. Соответствующие судебные органы учреждают­ся на основе договоров при международных организациях как уни­версального (Международный Суд ООН), так и регионального ха­рактера (Суд ЕС, Межамериканский суд по правам человека, Эконо­мический Суд СНГ).

Состав международного суда образуется заранее и не зависит от воли сторон. Его компетенция фиксируется в учредительном акте; суды также принимают собственные регламенты. Решения судов обя­зательны для сторон и обжалованию не подлежат.

В зависимости от характера рассматриваемых споров между­народные суды делятся на суды по разрешению: межгосударствен­ных споров (Международный СудООН, Экономический Суд СНГ); как межгосударственных споров, так и дел, возбуждаемых физи­ческими и юридическими лицами против государств и междуна­родных организаций (Европейский суд по правам человека); тру­довых споров в рамках международных организаций (Администра­тивный трибунал МОТ); по привлечению к ответственности физи­ческих лиц (Нюрнбергский трибунал); различных категорий споров (Суд ЕС).

Например, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. создан Международный трибунал по морскому праву. Трибу­нал состоит из 21 судьи, избираемого государствами — участниками Конвенции. Они являются экспертами в области морского права и представляют основные существующие в мире системы права. Для образования судебного присутствия достаточно 11 судей. В рамках Трибунала создана Камера по спорам, касающимся морского дна. Трибунал рассматривает споры между: государствами — участника­ми Конвенции 1982 г.; субъектами контрактов по разработке морско­го дна; Органом по морскому дну и государством-участником, юри­дическим или физическим лицом в случаях, когда Орган несет ответ­ственность за ущерб этим субъектам.

В настоящее время отмечается значительное увеличение числа международных судов и расширение их компетенции.

В последнее время в практике международных отношений полу­чил широкое распространение способ решения разногласий в орга­нах международных организаций.

Организация Объединенных Наций и ее органы играют важную роль в предотвращении и устранении международных споров и си­туаций, которые могут привести к международным трениям или вы­звать международный спор и продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Помимо поло­жений Устава, органы ООН в своей деятельности по предотвраще­нию и разрешению споров руководствуются резолюциями Генераль­ной Ассамблеи ООН, такими, в частности, как Декларация о предот­вращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области 1988 г., Декларация об установлении фактов Организацией Объеди­ненных Наций в области поддержания международного мира и без­опасности 1991 г. и др.

Государства — участники спора должны учитывать возможность обращения к соответствующим органам ООН для получения советов или рекомендаций в отношении превентивных мер для урегулирова­ния разногласия.

Любому государству — стороне в споре или государству, которо­го непосредственно касается ситуация, следует обращаться к Совету Безопасности на ранней стадии спора.

Совет Безопасности учитывает возможность проведения перио­дических заседаний или консультаций для обзора международного положения и поисков эффективных путей его улучшения.

В ходе подготовки к предупреждению или устранению конкрет­ных споров или ситуаций Совет Безопасности рассматривает имею­щиеся в его распоряжении различные средства, например, назначе­ние Генерального секретаря ООН докладчиком по какому-либо оп­ределенному вопросу.

Когда какой-либо конкретный спор или ситуация доводятся до сведения Совета Безопасности без просьбы о созыве заседания, Совет вправе рассмотреть возможность проведения консультаций с целью изучения фактов, относящихся к спору или ситуации, и наблюдения за ними.

В ходе консультаций Совет Безопасности рассматривает возмож­ность:

напоминания заинтересованным государствам о необходимости соблюдать свои обязательства по Уставу;

обращения к заинтересованным государствам с призывом воздер­живаться от любых действий, которые могли бы привести к возник­новению спора или к обострению спора или ситуации;

обращения к заинтересованным государствам с призывом при­нять любые меры, которые могли бы помочь устранить спор или ситуацию или предотвратить их продолжение или обострение.

С учетом любых процедур, которые уже были приняты непосред­ственно заинтересованными государствами, Совет Безопасности рас­сматривает возможность рекомендовать им надлежащие процедуры или методы разрешения споров или урегулирования ситуаций и такие условия разрешения споров, которые он сочтет подходящими.

Генеральная АссамблеяООН рассматривает возможность ис­пользования положений Устава для обсуждения споров или ситуа­ций, когда это целесообразно, и в соответствии со ст. 11 Устава и при условии соблюдения ст. 12 возможность вынесения рекомендаций.

Генеральный секретарьООН, если к нему обратились государст­ва, затронутые спором, должен в ответ незамедлительно призвать эти государства искать пути решения или урегулирования мирными сред­ствами по своему выбору в соответствии с Уставом и предложить свои добрые услуги или другие имеющиеся в его распоряжении средства, которые он считает подходящими.

На основании ст. V Пакта Лиги арабских государств 1945 г. при возникновении спора между двумя государствами — членами Лиги и если обе спорящие стороны обратятся к Совету Лиги для разрешения этого спора, то решение Совета будет являться обязательным и окон­чательным. Совет также вправе предложить свои услуги в любом споре, который может привести к войне между членами Лиги или между членом Лиги и третьей стороной.

Таким образом, в рамках международных организаций действуют как органы общей компетенции, в полномочия которых входит раз­решение разногласий между членами, так и специализированные органы по рассмотрению отдельных категорий дел.

Задания для самоконтроля

    1. В чем различие непосредственных переговоров, консультаций, добрых услуг, посредничества?
    2. Что включает в себя примирительная процедура?
    3. Каковы функции Международных третейских судов (арбитражей)?
    4. Каковы роль и значение международной судебной процедуры?

    Основная литература:

    1.Бархатова Е. Ю. Международное публичное право в вопросах и ответах.- М.2004

    2.Международное публичное право: Учебник.-/ Под ред. К. А. Бекяшева.- М, 2003

    3.Международное право: Учебник / Отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. М., 2002.

    4.Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов.- М., 1994.

    5.Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. М., 1996

    6.Сарсембаев М. А. Международное право. Особенная часть. Алматы, 1999

    Дополнительная литература:

    1. Багданов О.В. Запрещение оружия массового уничтожения. М., 1985.

    2. Денисов В.Н. Правовые аспекты разоружения в ракетно - ядерную эру. Киев, 1990.

    3. Малинин С.А. Право международной безопасности. В кн.: «Курс международного права». В 7т. Т.4. М., 1990. С. 156 - 210.

    Тема 27. Международно-правовые формы сотрудничества государств в сфере нефти, сельского хозяйства и туризма.

    Цель лекции: дать представление международно-правовым формам сотрудничества государств в сфере нефти, сельского хозяйства и туризма.

    1. Международно-правовое сотрудничество в нефтяной сфере.

    2. Нормативно-правовые акты РК в нефтяной сфере.

    3. Международные организации в сфере сотрудничества государств в области нефти, сельского хозяйства и туризма.

    «Я не рискнул бы утверждать, что Суд является самым важным органом Организации Объединенных Наций; однако я думаю, что могут сказать, что в любом случае важнее его органа нет. Видимо, Генеральная Ассамблея является более многочисленной; видимо, Совет Безопасности является более зрелищным . Ваша, работа, видимо, будет меньше находиться на виду, однако я убежден, что она имеет весьма исключительное значение».

    Поль Анри Спаак
    Председатель первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН
    Первое заседание Суда, 1946 год

    Как часто Суд заседает в течение года?

    Зал для совещаний Суда


    Зал для совещаний Суда

    Суд заседает постоянно. Он не имеет фиксированных перерывов, хотя обычно прерывается на часть лета и в конце года.

    Помимо открытых заседаний, которые представляют собой видимую часть их работы, члены Суда участвуют в большом числе внутренних заседаний разного рода: обсуждениях, заседаниях, посвященных зачитыванию проектов решений, административных заседаниях и заседаниях комитетов.

    Работает ли Суд лишь на пленарных заседаниях?

    Нет. Суд обычно выполняет свои функции в полном составе (кворум составляет девять судей, исключая судей ad hoc). Однако он может также создавать постоянные или временные (ad hoc) камеры.

    В Статуте предусматривается, что Суд ежегодно назначает пять судей (Председателя и Вице-Председателя) для образования Камеры упрощенного производства в целях ускорения разрешения дел. Суд может также образовывать одну или несколько камер в составе по меньшей мере трех судей для разбора определенных категорий дел. В 1993 году Суд образовал Камеру по экологическим вопросам в составе семи судей. Эти камеры являются постоянными.

    В Статуте также предусматривается, что Суд может образовать камеру ad hoc для разбора отдельного дела после консультаций со сторонами относительно количества и кандидатур ее членов, которые затем будут заседать на всех этапах рассмотрения дела до его завершения, даже если за это время они перестанут быть членами Суда. Это положение впервые было применено в 1982 году в деле, касающемся демилитации морской границы в районе залива Мэн между Канадой и Соединенными Штатами, и оно использовалось в трех последующих делах.

    Решения, вынесенные камерами, считаются решениями самого Суда.

    Может ли состав Суда меняться при рассмотрении разных дел?

    Да. Прежде всего, ни один судья не может участвовать в рассмотрении какого-либо дела, в котором он ранее принимал участие в любом ином качестве (например, в качестве поверенного).

    Кроме того, если член Суда считает, что по какой-либо особой причине (например, родство) он не может участвовать в рассмотрении дела, он должен информировать об этом Председателя. Поскольку в МС должность заместителя судьи отсутствует, никто не заменяет судью, который не участвует в заседании. Из этого следует, что количество судей, рассматривающих то или иное конкретное дело, может быть меньше 15. И напротив, оно может быть больше 15, если назначаются судьи ad hoc.

    Однако после того, как определен состав Суда для того или иного конкретного этапа производства по делу (например, предварительные возражения или рассмотрение по существу) и были проведены слушания в рамках этого этапа, состав Суда уже не меняется до вынесения решения в отношении этого этапа. Судья, который уходит в отставку или умирает, не заменяется во время этого этапа. В принципе, судья, который заболел, лишь возобновляет свое участие в данном этапе рассмотрения дела, если он не пропустил какого-либо важного аспекта разбирательства. Если выборы проводятся после открытия слушаний на том или ином конкретном этапе рассмотрения дела, те члены, сроки полномочий которых истекли, продолжают заниматься рассмотрением дела до тех пор, пока не будет вынесено решение.

    Может ли Председатель воздержаться от выполнения своих функций при рассмотрении того или иного дела?

    Регламент Суда предусматривает, что, если Председатель Суда является гражданином одной из стран-сторон в том или ином деле, он должен отказываться от выполнения функций Председателя в связи с этим делом в пользу Вице-Председателя.

    Кроме того, как и любой другой судья, Председатель может обратиться с просьбой освободить его от участия в разбирательстве по особой причине. Любые сомнения или разногласия разрешаются определением Суда.

    Может ли Суд назначать экспертов?

    Суд может поручить любому лицу или органу по своему выбору задачу проведения расследования или вынесения экспертного заключения. Он может также посетить место, где имеет место спор.

    Что такое общий список?

    Общий список Суда — это реестр, в котором представленные на рассмотрение Суда дела перечисляются в хронологическом порядке.

    Список включает в себя, среди прочего, название дела, стороны, дату, когда дело было представлено на рассмотрение Суда, сроки, установленные для подачи состязательных бумаг, дату слушаний, какие-либо побочные разбирательства и решение по делу.

    Что такое находящееся на рассмотрении дело?

    О деле говорят, что оно «находится на рассмотрении», когда оно рассматривается Судом и он еще не вынес окончательного решения.

    Какие источники права применяет Суд?

    Источники права, которые применяет Суд, определены в статье 38 его Статута:

    • международные конвенции и договоры;
    • международный обычай;
    • общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
    • судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву.

    Кроме того, если стороны достигнут согласия, Суд может решать дело на основе ex aequo et bono, т. е. не ограничивая себя действующими нормами международного права.

    В чем специфика международного судебного разбирательства? Почему международные судебные разбирательства невыгодны обеим сторонам? Как начать международное судебное разбирательство? Как привести в исполнение судебное решение?

    justice-gavel.jpg

    Международное судебное разбирательство осуществляется постоянными судебными органами, которые играют основную роль в разрешении споров между коммерсантами. Однако доставляют им немало проблем. Почему так происходит?

    Международное судебное разбирательство и его специфика

    Разрешение споров посредством обращения в государственные суды или трибуналы, как правило, является самым медленным, дорогостоящим и конфронтационным способом из всех имеющихся сценариев разрешения споров. Опытные коммерсанты и их адвокаты часто пытаются избежать судебных исков путем проведения переговоров о включении арбитражной оговорки или оговорки об альтернативной процедуре разрешения споров в свои договоры.

    С учётом недостатков судебного разбирательства, может показаться удивительным, что некоторые коммерсанты и юристы прибегают к разбирательству в судах в качестве основного средства разрешения коммерческих споров, даже незначительных. Как представляется, некоторые компании и некоторые страны более склонны к судебным разбирательствам, нежели другие. Частично это может объясняться наличием или отсутствием соответствующих навыков и знаний (например, незнание процедур, неосведомленностью о таких процедурах, как международный коммерческий арбитраж, альтернативная процедура разрешения споров или преимуществах оговорок о корректировке или проведении повторных переговоров).

    Тем не менее, преимущества судебного разбирательства в качестве основного метода разрешения споров могут оказаться крайне выгодными для стороны, имеющей особенно сильную переговорную позицию: такая сторона будет настаивать на разрешении споров в судах своей страны. Практические или экономические соображения, а также угроза оказаться втянутой в дорогостоящие судебные процедуры может отпугнуть более слабую сторону от предъявления иска в суд.

    Международное судебное разбирательство, как правило, считается раздражающе медленным, недружественным и дорогостоящим. Оно является технически сложным и часто требует помощи специальных профессиональных адвокатов. Кроме того, существует риск предвзятости суда в случае, если судебное решение подлежит приведению в исполнение в государстве той стороны, которая имеет то же гражданство, что и государственный суд, в котором испрашивается приведение в исполнение решения.

    Решение суда является окончательным после исчерпания всех средств обжалования и подлежит исполнению в стране, в которой велось разбирательство. Тем не менее, в плане исполнимости решений в международном контексте зачастую более эффективен арбитраж, а не государственный суд, так как арбитражные решения подкрепляются ратифицированной многими странами Нью-Йоркской конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. и другими региональными конвенциями о признании и приведении в исполнение арбитражных решений.

    В некоторых случаях всем известная медлительность судебных разбирательств может пойти на пользу одной из сторон. Сторона, совершившая нарушение и ожидающая, что в конечном итоге она проиграет дело, может всяческими средствами тормозить рассмотрение дела в национальных судах и в максимально возможной степени откладывать вынесение решения.

    Как начать международное судебное разбирательство. Пошаговая инструкция

    Шаг 1. Выбор суда.

    Иски должны предъявляться в надлежащих государственных или арбитражных судах, т.е. в суде или арбитражном органе, компетентном рассматривать конкретный спор. Первое, что должна сделать пострадавшая сторона в международном споре, - это выбрать суд или арбитражный орган («форум»), который обладает юрисдикцией рассматривать конкретное дело.

    Согласно принципу римского права actor forum rei sequitur (истец обращается в суд по месту нахождения ответчика), раньше истец должен был предъявлять иски в местные суды государства ответчика. По мере развития современной международной торговли, пострадавшие коммерсанты стали выражать желание предъявлять требования к иностранному ответчику в любой юрисдикции, в которой у такого ответчика имелись активы. С развитием международных центров торговли в XIX и начале XX в. их суды в таких центрах разработали правовые теории применительно к иностранным ответчикам для осуществления юрисдикции в их отношении.

    Сегодня большинство судов, в которые стороны обращаются с требованием о рассмотрении спора, связанного с международной торговлей, сначала изучают договор на предмет содержания в нём оговорки о выборе места подсудности и только после этого определяют, с учётом обстоятельств дела и национального права, имеют ли они юрисдикцию рассматривать такой спор.

    Шаг 2. Выбор места подсудности.

    Если в договоре ничего не говорится о стране места нахождения надлежащего суда, стороны, участвующие в споре, могут захотеть воспользоваться юрисдикцией национальных судов, в которых, как они считают, у них есть максимальная возможность добиться успеха, или судов, наиболее удобных для них. Такая практика, известная как поиск наиболее «удобного места суда» («forum-shopping»), может привести к неоднозначным последствиям. Сторона может попытаться предъявить иск в стране, имеющей лишь косвенное отношение к договору, или, подав иск в одной стране, предъявить встречный иск в другой стране.

    Во избежание такой неопределённости, стороны в международном договоре часто включают в него оговорку о месте подсудности. Как правило, такую оговорку предлагает сторона с более сильной переговорной позицией, указывая на то, что иски должны предъявляться в её национальных судах или в судах, в которых, по её мнению, она имеет больше шансов на успех.

    Оговоркам о месте подсудности следует подчиняться критерию разумности: выбранное место суда должно иметь какую-то логическую связь с предметом договора. Например, в рамках иска, возникшего из дистрибьюторского договора между крупным немецким производителем и мелким пуэрториканским дистрибьютором, был сделан вывод о том, что оговорка о месте подсудности, предусматривавшая Мексику в качестве соответствующего места суда, не являлась разумной. Суд постановил, что подразумеваемый эффект данного положения состоял в том, чтобы затруднить для пуэрториканского дистрибьютора подачу каких-либо исков.

    Однако даже в тех случаях, когда выбор сторон, сделанный в оговорках о месте подсудности, является разумным, далеко не факт, что он будет учитываться во всех странах или во всех ситуациях. Например, в бразильских судах явственно видна тенденция игнорировать оговорки о месте подсудности, которые налагают на бразильского контрагента обязательство обращаться в иностранный суд.

    Шаг 3. Выбор права.

    Стороны могут выбирать право, регулирующее их договор, по своему усмотрению, если только оно не противоречит публичному порядку государства, в котором предъявляется иск.

    Если в договоре применимое право не указано либо если выбор права является неразумным или противоречит публичному порядку, то суду, рассматривающему дело, возможно, придётся самому выбрать применимое право. Поступая так, суды обращаются к своду правовых норм, известному как «коллизионное право». Однако базовые элементы анализа коллизионно-правовых норм основываются на здравом смысле: суд преимущественно обращает внимание на место, где проводились переговоры по договору и/или где он подписывался, место, где он должен исполняться и/или на местонахождение сторон по договору.

    Некоторые страны оставляют на усмотрение судов решение вопроса о наиболее уместном праве (как правило, это право, имеющее «наиболее тесную связь» с договором). Различные международные договоры предусматривают определённую степень гармонизации принципов коллизионного права. Среди наиболее важных из них – Конвенция ЕС о праве, применимом к договорным обязательствам (Рим, 1980 г.), которая применяется большинством судов Европейского союза.

    Шаг 4. Приведение в исполнении судебных решений.

    Недостаточно только выиграть дело, необходимо, чтобы судебное решение было исполнено. Если сторона, предъявившая иск, добивается вынесения решения, предписывающего другой стороне возместить денежный ущерб, победившая сторона должна также подать в суд ходатайство о вынесении приказа, предписывающего проигравшей стороне уплатить денежные средства. В конечном итоге вероятность приведения судебного решения в исполнение является тем вопросом, который должен быть тщательно проанализирован ещё до начала судебного разбирательства. Может оказаться бесполезным решение суда о выплате денежных средств против стороны, которая, скорее всего, объявит себя банкротом или исчезнет. Поэтому сторона, желающая инициировать судебное разбирательство, должна убедиться в том, что противная сторона имеет достаточно активов для удовлетворения судебного решения о выплате. Может оказаться необходимым подать ходатайство о судебном запрете – судебном приказе – о заморозке таких активов до тех пор, пока не будет вынесено решение по делу.

    Часто сложности возникают при вынесении судом решения против иностранной стороны, которая не имеет активов в стране вынесения решения. В таком случае победившей стороне следует обращаться в суды стран, в которых у проигравшей стороны есть активы для удовлетворения решения. Такие активы часто можно найти в юрисдикции, где проигравшая сторона имеет постоянное место нахождения и где, соответственно, должна быть получена т.н. экзекватура (или судебное решение должно быть «приведено в исполнение»). «Экзекватура» – это судебная процедура, включающая в себя проведение слушания судом, в который сторона обращается с ходатайством о признании иностранного судебного решения.

    Приведёт ли экзекватура к исполнению иностранного судебного решения? Ситуация коренным образом меняется от страны к стране. В Европейском союзе Брюссельская и Луганская конвенции, а также европейское регулирование превратили приведение в исполнение решений иностранных судов из других стран Европейского союза в довольно обычную процедуру. В других странах суды часто задаются вопросом о том, действует ли между судами двух стран принцип взаимности. По сути, это означает, что «мы будем приводить в исполнение ваши решения, если мы увидим, что вы приводите в исполнение наши решения».

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: