Срок производства судебной экспертизы сэу фпс
Обновлено: 29.11.2023
от 20 декабря 2002 года N 346
В целях оптимизации сроков производства судебных экспертиз и повышения качества оформления заключений экспертов
Приложение
к Минюста РФ
от 20 декабря 2002 года N 346
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных
учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации
1. Настоящие методические рекомендации (далее - Рекомендации) используются при определении возможных сроков производства судебных экспертиз и составлении заключения эксперта или комиссии экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации (далее - СЭУ).
Сроки производства судебных экспертиз
1.1 Сроки производства судебных экспертиз устанавливаются руководителем СЭУ при даче соответствующего поручения эксперту (экспертам) в пределах 30 календарных дней. При этом рекомендуется учитывать объем, сложность предстоящих исследований, нормативные затраты времени на их проведение, фактическая загруженность экспертов, иные обстоятельства, связанные с производством экспертизы.
При производстве межведомственной комиссионной или межведомственной комплексной судебной экспертизы, общий срок ее производства устанавливается руководителем СЭУ, на которое возложена организация работы комиссии, по согласованию с руководителями других учреждений.
В случае невозможности выполнить судебную экспертизу в установленный срок эксперту рекомендуется представлять руководителю учреждения рапорт с указанием причин и просьбой о его продлении на определенный срок.
При невозможности производства судебной экспертизы в пределах 30 календарных дней руководителю СЭУ рекомендуется письменно уведомлять об этом орган или лицо, назначившее судебную экспертизу, и согласовывать с ним срок ее завершения.
Срок производства судебной экспертизы рекомендуется исчислять со дня регистрации постановления или определения о назначении судебной экспертизы, а днем окончания считать день подписания заключения экспертом.
Если окончание установленного срока производства судебной экспертизы приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.
В случае производства по одним и тем же объектам разных видов судебных экспертиз сроки устанавливаются руководителем учреждения с учетом фактического времени, затрачиваемого на производство судебной экспертизы каждого вида.
1.2 Производство судебной экспертизы в СЭУ может приостанавливаться в случае:
непоступления всех или части материалов, перечисленных в постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы;
участия эксперта в судебном заседании по другому делу (на все время командировки);
нахождения материалов и объектов исследований у эксперта (экспертов), производящего по ним судебную экспертизу другого вида (с составлением заключения под отдельным номером);
заявления ходатайства перед органом или лицом, назначившим экспертизу:
- о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении;
- о предоставлении дополнительных материалов либо сведений, необходимых для дачи заключения;
- о разрешении на повреждение, изменение свойств, уничтожение или разрушение (разборку, порчу) вещественных доказательств;
- об обеспечении возможности осмотра места происшествия или объектов исследования по месту их нахождения;
1.3 Руководитель СЭУ письменно уведомляет орган или лицо, назначившее судебную экспертизу, о всех случаях приостановления производства судебной экспертизы.
Заключение эксперта или комиссии экспертов
2.1. Заключение эксперта или комиссии экспертов рекомендуется в соответствии с этапами исследований формировать из следующих частей: вводной части, исследовательской части и выводов.
2.2 Сведения о поручении руководителем СЭУ производства судебной экспертизы эксперту (экспертам), разъяснении прав и обязанностей, предупреждении об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) или об административной ответственности по ст.17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в необходимых случаях за разглашение данных предварительного расследования по ст.310 Уголовного кодекса Российской Федерации рекомендуется указывать перед вводной частью заключения.
2.3 Во вводной части указываются:
- наименование судебно-экспертного учреждения (учреждений);
- номер заключения, вид судебной экспертизы, ее тип (первичная, дополнительная, повторная, комплексная, комиссионная); по какому (уголовному, гражданскому или иному) делу произведена;
- основания производства судебной экспертизы (постановление или определение, когда и кем оно вынесено);
- дата поступления материалов на судебную экспертизу в СЭУ и дата подписания заключения;
- сведения об эксперте: фамилия, имя, отчество, образование, специальность (общая по образованию и экспертная), стаж работы по той экспертной специальности, по которой производится судебная экспертиза, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность;
- вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов. При этом вопросы приводятся в формулировке, которая дана в постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы. Если формулировка вопроса требует уточнения, но эксперту понятно его содержание, то после дословного ее приведения может быть указано, как эксперт понимает задание, руководствуясь специальными знаниями. При наличии нескольких вопросов эксперт может сгруппировать их в последовательности, обеспечивающей наиболее целесообразный порядок проведения исследований. Кроме того, вопрос, поставленный по инициативе эксперта (ст.ст. 204 УПК, 77 ГПК, 86 АПК), приводится после вопросов, содержащихся в постановлении (определении);
- объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы, способ их доставки, вид и состояние упаковки;
- сведения о заявленных экспертом ходатайствах, результаты их рассмотрения;
- обстоятельства дела, имеющие значение для дачи заключения;
- сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы (фамилия, инициалы, процессуальное положение);
- справочные материалы и нормативные документы (с полным указанием их реквизитов), которыми эксперт руководствовался при разрешении поставленных вопросов.
При производстве дополнительной или повторной судебной экспертизы во вводной части указываются сведения о первичной судебной экспертизе или предшествующих судебных экспертизах: фамилия, инициалы эксперта, наименование экспертного учреждения (или место работы эксперта), номер и дата заключения, выводы, а также основания и мотивы ее назначения, содержащиеся в постановлении (определении).
2.4 В исследовательской части заключения излагаются содержание и результаты исследований:
результаты осмотра представленных на экспертизу объектов, действия, проводившиеся при этом с вещественными доказательствами (разборка, сборка и т.д.);
результаты следственных действий (осмотров, экспериментов и др.), если они используются в качестве исходных данных при проведении исследований;
процесс исследования (раздельно по каждому этапу) и его результаты. Указывается также, какие конкретно вещественные доказательства и документы в процессе производства судебной экспертизы были повреждены или использованы (уничтожены);
примененные методы, методики исследования, специальные программные средства. В случае использования типовых экспертных методик и схем экспертного исследования, изложенных в методических изданиях, на них делается ссылка и указываются полные сведения об их публикации; в случае применения автоматизированных программ или программных комплексов приводятся данные об учреждении их разработавшем;
цель и условия выполнения экспертного эксперимента, получения экспериментальных образцов;
ссылки на иллюстрации, приложения и необходимые пояснения к ним.
Каждому вопросу, разрешаемому экспертом, должен соответствовать определенный раздел исследовательской части. При необходимости проведения совместного исследования по нескольким, тесно связанным между собой, вопросам содержание исследований излагается в одном разделе.
При производстве дополнительной судебной экспертизы эксперт вправе сослаться на исследование, проведенное в предшествующей экспертизе.
При производстве повторной судебной экспертизы в исследовательской части заключения указываются причины расхождения выводов с выводами первичной экспертизы, если таковые имели место.
При производстве комиссионной судебной экспертизы экспертами одной специальности каждый из них проводит исследования в полном объеме и они совместно анализируют полученные результаты.
При производстве комплексной судебной экспертизы экспертами разных специальностей каждый из них проводит исследования в пределах своих специальных знаний. В исследовательской части заключения отдельно указывается какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт (эксперты) и подписывается им (ими).
Общая оценка результатов исследований дается в конце исследовательской части заключения (синтезирующий раздел) с развернутой мотивировкой суждений, обосновывающих вывод по решаемому вопросу. Если на некоторые из поставленных вопросов не представилось возможным дать ответы, в исследовательской части эксперт указывает причины этого.
2.5 В разделе "Выводы" содержатся ответы на поставленные перед экспертом или комиссией экспертов вопросы. Последовательность их изложения определяется последовательностью вопросов.
На каждый из поставленных вопросов дается ответ по существу либо указывается на невозможность его решения.
Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту не были поставлены вопросы, но которые были установлены им в процессе исследований, излагаются, как правило, в конце раздела.
Если эксперт не может сформулировать вывод без подробного описания результатов исследований, изложенных в исследовательской части и содержащих исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, допускается ссылка на исследовательскую часть заключения.
Выводы излагаются четким, ясным языком, не допускающим различных толкований, и должны быть понятными для лиц, не имеющих специальных знаний.
2.7 При производстве комплексной судебной экспертизы общий вывод (выводы) делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода (выводов). Если основанием общего вывода являются факты, установленные одним или несколькими экспертами, это рекомендуется указывать в заключении. В случае возникновения разногласий между экспертами заключение целесообразно оформлять в соответствии с настоящих Рекомендаций.
2.8 При производстве межведомственной комиссионной или межведомственной комплексной судебной экспертизы заключение составляется учреждением, организующим работу комиссии экспертов, на основе обобщения и оценки результатов исследований, самостоятельно проведенных экспертами, и подписывается в соответствии с , настоящих Рекомендаций.
Заключение заверяется печатью того учреждения, которое организует работу комиссии.
Материалы, иллюстрирующие заключение (приложения) оформляются и подписываются экспертом, проводившим исследования, и заверяются печатью того учреждения, где они были выполнены.
2.9 Если эксперт в процессе исследований выявит обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, он может отразить их в заключении или отдельным уведомлением.
2.10 Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов (фотоснимки, таблицы, схемы, чертежи, графики и т.п.), подписываются экспертом (экспертами), проводившим (проводившими) исследования, заверяются печатью СЭУ, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, рекомендуется хранить в СЭУ на бумажных носителях в виде наблюдательного производства. По требованию органа или лица, назначившего судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу.
2.11 Заключение и материалы, иллюстрирующие его (приложения), составляются в двух экземплярах, первый из которых с сопроводительным письмом, подписанным руководителем СЭУ, направляется в орган или лицу, назначившему экспертизу, а второй остается в наблюдательном производстве экспертного учреждения.
Заключение комиссионной или комплексной судебной экспертизы и приложения к нему изготавливаются в количестве экземпляров, необходимом для направления в орган или лицу, назначившему экспертизу, и каждому экспертному учреждению (подразделению), работник которого принимал участие в производстве экспертизы.
В случае расхождения результатов повторной и предыдущей судебной экспертизы (экспертиз) копии заключения повторной судебной экспертизы с приложениями рассылаются в судебно-экспертное учреждение (учреждения) Минюста России, проводившее предшествующую судебную экспертизу (экспертизы), и в Российский федеральный центр судебной экспертизы.
По завершении повторной судебной экспертизы составляется учетная карточка установленного образца, направляемая в Министерство юстиции Российской Федерации и Российский федеральный центр судебной экспертизы.
2.12 При производстве экспертизы в суде заключение оформляется в соответствии с правилами, изложенными в настоящем разделе.
Если заключение дается в ходе судебного следствия или судебного разбирательства, оно составляется и подписывается экспертом в двух экземплярах, первый после оглашения заключения представляется суду для приобщения к делу, а второй вместе с копией определения суда о назначении экспертизы передается в СЭУ и хранится в наблюдательном производстве.
- Приложение. Инструкция по организации и производству судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях федеральной противопожарной службы
- Приложение N 1. Журнал регистрации и учета судебных экспертиз
- Приложение N 2. Накопительное дело проведения судебных экспертиз
Регистрационный N 7210
Инструкция определяет порядок организации и производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделения федеральной противопожарной службы 1-го, 2-го и 3-го разрядов.
Судебно-экспертные учреждения и экспертные подразделения ФПС в обязательном порядке выполняют пожарно-технические экспертизы, а при наличии соответствующей материальной базы и специалистов - иные судебные экспертизы по делам о пожарах, нарушениях требований пожарной безопасности и в области пожарной безопасности.
Инструкция закрепляет права и обязанности руководителя судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения, эксперта судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения, устанавливает порядок приема, отправки и учета материалов судебной экспертизы, порядок производства судебной экспертизы и оформления ее результатов, хранения вещественных доказательств, поступивших на экспертизу.
Производство судебных экспертиз осуществляется по территориальному принципу. Обслуживаемая территория каждого судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения утверждается Министром РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Приказ МЧС РФ от 19 августа 2005 г. N 640 "Об утверждении Инструкции по организации и производству судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях федеральной противопожарной службы"
Регистрационный N 7210
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 5 декабря 2005 г. N 49
I. Общие положения
1. Инструкция по организации и производству судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях федеральной противопожарной службы (далее - Инструкция) определяет порядок организации и производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях федеральной противопожарной службы 1-го, 2-го и 3-го разрядов (далее - судебно-экспертных учреждениях и экспертные подразделения ФПС).
Перечень судебно-экспертных учреждений и экспертных подразделений, относящихся к 1-му, 2-му и 3-му разрядам, утверждается Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
2. Организация и производство судебных экспертиз осуществляется в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), настоящей Инструкции и других нормативных правовых актов, регулирующих организацию и производство судебных экспертиз.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2291; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2.
3. В судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях ФПС судебные экспертизы по уголовным делам, связанным с пожарами и нарушениями правил пожарной безопасности, по делам об административных правонарушениях в отношении физических лиц, производство по которым отнесено к компетенции органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (далее - органы ГПН), а также при осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) должностными лицами органов ГПН проводятся бесплатно.
В иных случаях судебные экспертизы проводятся при наличии возможности и на договорной основе.
4. Судебно-экспертные учреждения и экспертные подразделения ФПС в обязательном порядке выполняют пожарно-технические экспертизы, а при наличии соответствующей материальной базы и специалистов - иные судебные экспертизы по делам о пожарах, нарушениях требований пожарной безопасности и в области пожарной безопасности.
5. Производство судебных экспертиз осуществляется по территориальному принципу. Обслуживаемая территория каждого судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения ФПС утверждается Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
При отсутствии в субъекте Российской Федерации (закрытом административно-территориальном образовании) судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС, а также в случае отсутствия возможности производства судебных экспертиз (нет специалиста требуемого профиля, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований) судебные экспертизы выполняются в вышестоящем судебно-экспертном учреждении или экспертном подразделении ФПС (судебно-экспертном учреждении ФПС 1-го разряда или головном экспертном подразделении ФПС ).
Головное экспертное подразделение ФПС определяется Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий из числа экспертных подразделений ФПС 1-го разряда.
6. Организация производства судебных экспертиз возлагается на руководителя судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС. При этом руководитель судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС реализует права и выполняет обязанности, предусмотренные статьями 14 и 15 Федерального закона N 73-ФЗ, соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящей Инструкцией.
7. Производство судебной экспертизы осуществляется сотрудниками и работниками (далее - сотрудники, эксперты) судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС, аттестованными на право самостоятельного производства соответствующего вида судебных экспертиз в порядке, установленном МЧС России. При этом на них распространяются права и обязанности эксперта, предусмотренные статьями 16 и 17 Федерального закона N 73-ФЗ, соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации, а также настоящей Инструкцией.
Эксперт дает заключение от своего имени на основании проведенных исследований и несет за него личную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
8. Судебные экспертизы в судебно-экспертном учреждении или экспертном подразделении ФПС проводятся, как правило, в порядке очередности поступления материалов в срок, не превышающий двадцати суток. В случаях, когда требуется исследовать значительный объем материалов, применить продолжительные по времени методики исследования, а также при наличии значительного количества ранее назначенных и находящихся в производстве судебных экспертиз, руководителем судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС устанавливается иной срок производства судебных экспертиз.
Срок производства судебной экспертизы исчисляется со дня, следующего за днем регистрации судебной экспертизы в судебно-экспертном учреждении или экспертном подразделении ФПС, по день подписания руководителем судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС сопроводительного письма к заключению эксперта.
9. Научно-методическое руководство, контроль организации производства и качества судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях ФПС осуществляет головное экспертное подразделение ФПС.
II. Обязанности и права руководителя
судебно-экспертного учреждения и экспертного
10. Руководитель судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения ФПС организует работу по качественному и своевременному производству судебных экспертиз на современном научно-техническом уровне. В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 73-ФЗ руководитель судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения ФПС может делегировать часть своих полномочий по организации производства судебных экспертиз своему заместителю, а также руководителям структурных подразделений соответствующего судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС. При этом в должностных инструкциях указывается, какие конкретно полномочия руководителя судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС им делегируются.
11. Руководитель судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения ФПС обязан:
разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права;
обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;
обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;
не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
обеспечить соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;
обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.
12. Руководитель судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения ФПС вправе:
возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данном судебно-экспертном учреждении или экспертном подразделении ФПС нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат;
ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном судебно-экспертном учреждении или экспертном подразделении ФПС, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;
организовать производство судебной экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы;
требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, возмещение расходов, связанных:
а) с компенсацией за хранение транспортной организацией поступивших на судебную экспертизу объектов исследований, за исключением штрафов за несвоевременное их получение данным судебно-экспертным учреждением или экспертным подразделением ФПС;
б) с транспортировкой объектов после их исследования, за исключением почтовых расходов;
в) с хранением объектов исследований в судебно-экспертном учреждении или экспертном подразделении ФПС после окончания производства судебной экспертизы сверх сроков, установленных МЧС России;
г) с ликвидацией последствий взрывов, пожаров и других экстремальных ситуаций, явившихся результатом поступления в данное судебно-экспертное учреждение или экспертное подразделение ФПС объектов повышенной опасности, если орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, не сообщили руководителю об известных им специальных правилах обращения с указанными объектами или они были ненадлежаще упакованы.
Руководитель судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения ФПС может лично выступать в качестве эксперта в соответствии с присвоенной ему экспертной квалификацией.
13. Руководитель экспертного судебно-экспертного учреждения и подразделения ФПС не вправе:
истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;
самостоятельно, без согласования с органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном судебно-экспертном учреждении или экспертном подразделении ФПС;
давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.
14. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей руководитель судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения ФПС несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
V. Производство судебной экспертизы
30. При рассмотрении поступивших материалов судебной экспертизы руководитель судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС изучает постановление (определение) о назначении судебной экспертизы, определяет вид, характер и объем предстоящего исследования, и на этом основании устанавливает:
конкретного исполнителя (исполнителей) судебной экспертизы;
срок производства судебной экспертизы;
порядок привлечения к производству судебной экспертизы специалистов иных экспертных, научных и других учреждений, если об этом указано в постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы;
целесообразность обращения к лицу (органу), назначившему судебную экспертизу, с ходатайством о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в судебно-экспертном учреждении или экспертном подразделении ФПС, о предоставлении дополнительных материалов, необходимых для решения поставленных вопросов, о предоставлении письменного разрешения на применение при производстве судебной экспертизы методов, способных привести к уничтожению или существенному изменению основных свойств исследуемых объектов;
необходимость реализации иных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ, а также соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Соответствующие резолюции руководителя судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС прилагаются непосредственно к постановлению (определению) о назначении судебной экспертизы.
31. Руководитель судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения ФПС не вправе самостоятельно вскрывать упаковку материалов судебной экспертизы, за исключением случаев, когда при этом присутствует сотрудник судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС, которому поручено ее производство.
32. Руководитель судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения ФПС обязан уведомить орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, о сроках ее производства (для своевременного принятия необходимых процессуальных решений) в случаях:
если первоначально устанавливаемый срок ее производства превышает 20 дней;
если требуется продление ранее установленного срока производства судебной экспертизы. При этом указываются причины такого решения.
33. Производство судебной экспертизы двум и более экспертам (комиссионное производство экспертизы) поручается в случаях:
прямого указания об этом в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы;
необходимости исследования большого объема материалов и (или) большого количества объектов;
когда это будет признано целесообразным руководителем судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС.
При этом руководитель судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения ФПС назначает эксперта, ответственного за выполнение комиссионной судебной экспертизы, который обеспечивает надлежащую организацию и координацию деятельности комиссии экспертов, в том числе определяет оптимальную последовательность проведения исследований различных видов.
34. Руководитель судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения ФПС лично передает материалы судебной экспертизы исполнителю.
35. Исполнитель, получивший материалы судебной экспертизы, немедленно:
зарегистрирует их в Журнале;
изучает постановление (определение) о назначении судебной экспертизы, устанавливает вид, характер и объем предстоящих исследований, оценивает достаточность представленных материалов для решения поставленных вопросов;
изучает состояние упаковки (целостность, наличие признаков повторной упаковки, возможность доступа к объектам без нарушения упаковки);
вскрывает упаковку и производит сверку представленных материалов с их перечнем, приведенным в постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы;
определяет примерное время, необходимое для исполнения судебной экспертизы, оценивает возможность ее производства в установленный руководителем судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС срок;
принять меры к обеспечению сохранности материалов судебной экспертизы.
36. В случаях несоответствия представленных объектов, имеющегося в постановлении (определении) перечня, производство судебной экспертизы приостанавливается по рапорту сотрудника судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС, установившего несоответствие. Руководитель судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС немедленно извещает об этом орган или лицо, назначившее судебную экспертизу. Дальнейшее исследование объектов возобновляется после разрешения вопроса по существу и предоставления органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, необходимых процессуальных документов.
37. В случаях недостаточности представленных эксперту материалов для решения поставленных вопросов, а также отсутствия разрешения на применение при производстве судебной экспертизы разрушающих методов (при наличии такой необходимости) об этом немедленно докладывается руководителю судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС и направляется соответствующий письменный запрос органу или лицу, назначившим судебную экспертизу. При этом производство судебной экспертизы приостанавливается до получения соответствующих материалов, но не более чем на двадцать суток.
При неполучении в указанный срок ответа либо получении отрицательного ответа эксперт проводит судебную экспертизу по имеющимся материалам, с применением неразрушающих методов, или возвращает материалы с указанием причин невозможности дать заключение.
38. При наличии объективных оснований, указывающих на невозможность выполнения судебной экспертизы в установленный срок, эксперт подает руководителю судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС мотивированный рапорт о продлении срока экспертизы. При этом руководитель судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС по согласованию с органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, устанавливает новый срок производства судебной экспертизы.
39. В случаях болезни, командировки эксперта, имеющего в производстве судебную экспертизу, руководитель судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС по согласованию с органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, решает вопрос о продлении срока ее производства данным экспертом либо передает материалы судебной экспертизы на исполнение другому эксперту.
40. Приступив к производству судебной экспертизы, эксперт применяет все рекомендованные методики и имеющиеся в его распоряжении технические средства для полного и научно обоснованного решения поставленных перед ним вопросов. При этом в первую очередь применяются методики, не связанные с видоизменением, разрушением или расходованием вещественных доказательств. В процессе исследования эксперт должен экономно расходовать материал вещественных доказательств.
41. По результатам исследований эксперт составляет заключение. Заключение эксперта оформляется в двух экземплярах. Каждая страница заключения, включая приложения (фототаблицы, графики и т.п.), подписывается экспертом.
42. При проведении комиссионной судебной экспертизы экспертами одной специальности каждый из них проводит исследование в полном объеме и они совместно анализируют полученные результаты. Придя к общему мнению, эксперты составляют совместное заключение, которое подписывается всеми экспертами. В случае разногласий между экспертами, выполнявшими комиссионную судебную экспертизу, каждый из них дает отдельное заключение по всем или некоторым вопросам, вызвавшим разногласия. Может быть дано совместное заключение части экспертов, пришедших к единому мнению.
43. При производстве судебной экспертизы экспертами разных специальностей или специализации, профилей (комплексная экспертиза) в заключении должно быть указано, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он лично установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт подписывает ту часть заключения и выводы, которые отражают ход и результаты проведенных им лично исследований. Общий вывод (выводы) могут делать эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании этого вывода. Если основанием окончательного вывода являются факты, установленные одним из экспертов (отдельными экспертами), то об этом должно быть указано в заключении.
44. Заключение эксперта состоит из следующих частей: вводной, исследовательской, синтезирующей (для комплексной экспертизы) и выводов.
45. В вводной части указываются:
сведения об экспертном подразделении;
сведения о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения (датируются днем получения экспертом материалов от руководителя судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС);
номер заключения, вид и тип судебной экспертизы;
основания для производства судебной экспертизы (постановление следователя, лица, производящего дознание, прокурора или определение суда) с указанием сведений о должностном лице, назначившем судебную экспертизу, номера уголовного дела, дела об административном правонарушении или иного дела;
дата и время начала и окончания производства судебной экспертизы, место ее производства;
сведения об эксперте: фамилия, имя, отчество, образование, специальность (общая по образованию и экспертная), стаж экспертной работы по специальности, по которой назначена судебная экспертиза, ученая степень, ученое звание, занимаемая должность;
объекты исследования и материалы, представленные эксперту. В случае предоставления эксперту возможности осмотра места происшествия, связанного с пожаром, данное обстоятельство отражается в указанной части;
вопросы, поставленные перед экспертом. Вопросы приводятся в формулировке, которая дана в постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы. Если формулировка вопроса требует уточнения, но эксперту понятно его содержание, то после дословного приведения указывается, как эксперт понимает задание, руководствуясь специальными знаниями. При наличии нескольких вопросов эксперт может сгруппировать их в последовательности, обеспечивающей наиболее целесообразный порядок проведения экспертизы. Вопросы, хотя и не поставленные в постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы, но имеющие отношение к предмету экспертного исследования, вносятся экспертом инициативно в рамках своей компетенции после вопросов, содержащихся в постановлении (определении);
сведения о заявленных экспертом ходатайствах, результаты их рассмотрения;
обстоятельства дела, имеющие значение для дачи заключения;
сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы, если таковые имеются (фамилия, инициалы, процессуальное положение);
основания и мотивы назначения дополнительной или повторной судебной экспертизы, сведения о первичной судебной экспертизе или предшествующих судебных экспертизах: фамилия и инициалы эксперта, наименование экспертного учреждения (или место работы эксперта), номер и дата заключения, выводы;
список используемой литературы или иных источников информации.
46. В исследовательской части заключения излагается процесс исследования и его результаты:
вид и состояние упаковки представленных материалов;
результаты осмотра представленных на судебную экспертизу вещественных доказательств, сравнительных и иных материалов, действия, проводившиеся с ними при этом (разборка, сборка и т.д.);
методика проведения исследования (подготовка образцов или проб, процесс исследования с указанием приборов и условий анализа, обработка результатов);
результаты исследований (словесное описание, таблицы, графики и т.д.);
анализ и синтез результатов, промежуточные выводы.
При описании процесса исследования указывается, какие конкретно вещественные доказательства и материалы в процессе производства судебной экспертизы повреждены или уничтожены, включая ссылки на иллюстрации, приложения и необходимые пояснения к ним.
вопросы, связанные с установлением места возникновения (очага) пожара;
вопросы, связанные с развитием горения из очага пожара во времени и в пространстве;
источник зажигания, процессы, находящиеся в причинной связи с возникновением пожара, техническая причина пожара;
выявленные нарушения существующих требований пожарной безопасности и их причинно-следственные связи с возникновением пожара, его развитием и последствиями;
прочие вопросы, поставленные на разрешение эксперта.
48. В случае если при проведении судебной экспертизы применяются расчетные методы и методики, в заключении должны быть указаны:
краткая методика расчета, включающая исходные данные, расчетные формулы и алгоритм решения задачи;
название и разработчик используемой компьютерной программы.
Приведенная информация должна обеспечивать возможность проверки (оценки достоверности) результатов расчетов.
49. По тексту экспертного заключения обязательны ссылки на использованную литературу, нормативные документы, компьютерные базы данных и расчетные программы (если таковые использовались).
50. При производстве дополнительной судебной экспертизы допускаются ссылки на исследование, проведенное в предшествующей судебной экспертизе.
При наличии расхождений выводов повторной и первичной экспертизы в исследовательской части этому факту, по возможности, должно быть дано объяснение.
51. В случае производства комплексной судебной экспертизы конечным выводам предшествует синтезирующая часть, в которой дается общая оценка проведенного исследования и обоснование выводов.
52. Выводы приводятся в последовательности поставленных вопросов. Формулировка выводов должна быть краткой, четкой, не допускающая различных толкований, содержащая ответы по существу. При невозможности подготовки ответа на поставленный вопрос указываются причины.
Выводы эксперта формулируются на основе всестороннего, глубокого и объективного анализа и синтеза результатов, полученных при исследовании.
53. Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта (фотоснимки, таблицы, схемы, чертежи, графики и др.), подписываются экспертом, проводившим исследования, заверяются печатью судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС, прилагаются к заключению эксперта и являются его составной частью.
54. При оформлении иллюстративного материала с использованием средств цифровой фотографии допускается размещение иллюстраций по тексту заключения эксперта. При этом в исследовательской части заключения приводится краткая характеристика использовавшихся устройств цифровой фотографии (вид, модель, производитель), программного обеспечения (вид, наименование, версия), режим получения и печати изображений, а в подрисуночной подписи в обязательном порядке указывается имя файла, содержащего распечатанное изображение.
При использовании экспертом методов цифровой обработки изображений в исследовательской части также указываются названия процедур обработки и их параметры.
Получаемые при производстве судебной экспертизы первичные (полученные в результате фотосъемки или аналого-цифрового преобразования) и все последующие (обработанные) цифровые изображения записываются в виде отдельных файлов на компакт-дисках однократной записи, которые используются в качестве архива и хранятся в Накопительном деле судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС. Каждому файлу присваивается имя, состоящее из указанных через пробел:
номера судебной экспертизы (для комплексной экспертизы указывается первый номер из числа приведенных в заключении экспертов);
номера архивного диска судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС, где хранится изображение;
четырехзначного номера, первые две цифры которого являются номером рисунка (изображения), под которым он приведен в заключении эксперта, а последние две цифры - номером данного изображения по порядку, начиная с момента его первичного получения (01 - первичное изображение, 02 - изображение после первой обработки, 03 - изображение после второй обработки и т.д.) и далее, указанного через точку формата файла (JPG, TIF и др.).
55. Материалы исполненных судебных экспертиз представляются руководителю судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС. Руководитель судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения ФПС:
проверяет заключения экспертов, обращая внимание на полноту исследований, обоснованность выводов, их соответствие поставленным вопросам, а также на качество иллюстративного материала;
при необходимости знакомится с методиками исследования вещественных доказательств, избранными экспертами, дает рекомендации, направленные на более полное и всестороннее использование криминалистических средств и методов при решении экспертных задач;
возвращает экспертам необоснованные, неправильно составленные или оформленные с нарушениями заключения для устранения недостатков;
принимает меры к немедленному уведомлению лица или органа, назначившего судебную экспертизу, об ее исполнении.
56. При отсутствии или устранении возможных замечаний эксперт, выполнивший судебную экспертизу, лично упаковывает все подлежащие возвращению материалы судебной экспертизы. При этом вещественные доказательства, другие объекты исследования и заключение эксперта упаковываются раздельно. Упаковки должны обеспечивать сохранность объектов, исключать доступ к содержимому без ее нарушения, иметь необходимые пояснительные надписи и подпись эксперта. Упаковки опечатываются печатью судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС.
57. Сопроводительное письмо к заключению эксперта составляется в двух экземплярах, подписывается руководителем судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС и должно содержать:
сведения о направляемом заключении эксперта или возврате материалов без исполнения (с указанием причин);
перечень прилагаемых к заключению эксперта материалов, включая приложения, с указанием их наименования, количества, формы их упаковки;
сведения об израсходованных (уничтоженных) в процессе производства исследования вещественных доказательствах, с указанием их наименования и количества;
сведения о вещественных доказательствах, оставленных в судебно-экспертном учреждении или экспертном подразделении ФПС для дальнейшего использования в экспертной работе, и внесенных в связи с этим ходатайствах.
Автор статьи
Читайте также:
- Обжалование решений дисциплинарной коллегии верховного суда рф
- Если должник не живет по месту прописки что делают приставы
- Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют
- Виды тайн тайна участников правосудия
- Государство вводит подоходный налог рассчитываемый по формуле тх 100 такая налоговая схема имеет