Срок полномочий судей верховного суда рб

Обновлено: 28.03.2023

Статья 44. Верховный Суд РБ возглавляет систему общих судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Статья 45. Верховный Суд РБ состоит из судей Верховного Суда РБ, в том числе Председателя Верховного Суда РБ, первого зам. и зам. Председателя Верховного Суда РБ. Количество зам. Председателя Верховного Суда РБ определяется Президентом РБ по представлению Председателя Верховного Суда РБ.

Верховный Суд РБ действует в составе: Пленума; Президиума; судебной коллегии по гражданским делам; судебной коллегии по уголовным делам; судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности; Военной коллегии.

При необходимости могут образовываться кассационная судебная коллегия, апелляционная судебная коллегия и иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Количественный состав судей Верховного Суда РБ устанавливается Президентом РБ по представлению Председателя Верховного Суда РБ.

Статья 46. Компетенция Верховного Суда:

рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях;

может рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке;

вносит в Конст-ный Суд РБ предложения о даче заключений в соответствии со статьей 112 и 116 Конституции РБ;

изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику общих судов и дает разъяснения по вопросам применения законодательства;

осуществляет контроль за исполнением судами постановлений Пленума;

оказывает помощь судьям общих судов по применению законодательства;

разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства;

изучает деятельность общих судов, заслушивает информацию предс-лей, зам. предс-лей и судей общих судов о деятельности соответствующих судов;

решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РБ, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Статья 47. Пред-ль Верховного Суда РБ

Пред-ль Верховного Суда РБ назначается Президентом РБ с согласия Совета Республики Национального собрания РБ из числа судей Верховного Суда РБ сроком на пять лет.

Пред-ль Верховного Суда РБ:

организует деятельность Верховного Суда РБ и иных общих судов;

утверждает персональный состав экзаменационной комиссии по приему квалиф. экзаменов у кандидатов на должности судей общих судов и порядок подготовки и проведения квалиф. экзаменов;

созывает Пленум Верховного Суда РБ, организует работу Президиума Верховного Суда РБ и пред-льствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума Верховного Суда РБ вопросы, отнесенные к их ведению;

вносит представления Президенту РБ по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Кодексом;

вносит на утверждение Пленума Верховного Суда РБ представления по составу судебных коллегий Верховного Суда РБ;

руководит работой по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

организует работу по осуществлению контроля за исполнением постановлений Пленума Верховного Суда РБ;

формирует судебные составы для рассмотрения дел;

назначает судей в качестве пред-льствующих в судебных заседаниях, распределяет иные обязанности между судьями;

вправе пред-льствовать в заседаниях судебных коллегий Верховного Суда РБ;

вправе истребовать из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, для принятия их к своему производству, а также для проверки их в порядке надзора;

распределяет обязанности между первым зам. и зам.и Председателя Верховного Суда РБ;

осуществляет общее руководство аппаратом Верховного Суда РБ, назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата Верховного Суда РБ;

выносит на рассмотрение Пленума Верховного Суда РБ представления о несоответствии постановлений Пленума Верховного Суда РБ, содержащих разъяснения, законодательству;

вносит Президенту РБ, в Совет Министров РБ и иные государственные органы предложения по совершенствованию законодательства, а также по устранению нарушений законодательства;

представляет Верховный Суд РБ в отношениях с государственными органами, иными организациями, в том числе иностранными и международными;

ведет личный прием граждан, организует работу Верховного Суда по приему граждан и рассмотрению обращений граждан;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Пред-ль Верховного Суда РБ издает приказы по вопросам, относящимся к его компетенции, не связанным с судопроизводством.

Пред-ль Верховного Суда РБ вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания РБ, их комиссий, заседаниях Совета Министров РБ и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума.

Статья 48. Первый зам. Председателя Верховного Суда РБ

Первый зам. Председателя Верховного Суда РБ назначается Президентом РБ по представлению Председателя Верховного Суда РБ из числа судей Верховного Суда РБ сроком на пять лет.

Первый зам. Председателя Верховного Суда РБ:

осуществляет полномочия Председателя Верховного Суда РБ в его отсутствие, в случае невозможности исполнения им своих обязанностей или по его поручению;

вправе по поручению Председателя Верховного Суда РБ пред-льствовать в заседаниях Пленума и Президиума;

вправе пред-льствовать в заседаниях судебных коллегий Верховного Суда РБ;

организует работу структурных подразделений аппарата Верховного Суда РБ в соответствии с распределением обязанностей;

ведет личный прием граждан;

организует работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов общих судов;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Первый зам. Председателя Верховного Суда РБ вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания РБ, их комиссий, заседаниях Совета Министров РБ и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума Высшего Хоз. Суда РБ.

Статья 49. Зам. Председателя Верховного Суда РБ

Зам. Председателя Верховного Суда РБ назначаются Президентом РБ по представлению Председателя Верховного Суда РБ из числа судей Верховного Суда РБ сроком на пять лет.

Зам. Председателя Верховного Суда РБ:

возглавляют работу судебных коллегий Верховного Суда РБ в соответствии с распределением обязанностей;

пред-льствуют в заседаниях судебных коллегий Верховного Суда РБ и назначают пред-льствующими судей соответствующих судебных коллегий Верховного Суда РБ;

вправе по поручению Председателя Верховного Суда РБ пред-льствовать в заседаниях Пленума и Президиума;

организуют изучение и обобщение судебной практики и ведение судебной статистики;

руководят работой структурных подразделений аппарата Верховного Суда РБ в соответствии с распределением обязанностей;

информируют Пленум Верховного Суда РБ о деятельности возглавляемых ими коллегий Верховного Суда РБ;

ведут личный прием граждан;

осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Зам. Председателя Верховного Суда РБ вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания РБ, их комиссий, заседаниях Совета Министров РБ и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума Высшего Хоз. Суда РБ.

В случае отсутствия Председателя Верховного Суда РБ и первого зам. Председателя Верховного Суда РБ или при невозможности исполнения ими своих обязанностей полномочия Председателя Верховного Суда РБ осуществляет один из зам. Председателя Верховного Суда РБ в соответствии с распределением обязанностей.

от 31 марта 1993 года N ВС-17/12

О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона РБ от 30.12.2000 N 149-з, вступающего в силу со дня официального опубликования.
____________________________________________________________________

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Судебная власть

В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан правосудие в Республике Башкортостан осуществляется только судом.

Судебная власть в Республике Башкортостан осуществляется судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представителей граждан Республики Башкортостан (народных заседателей).

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Статья 2. Законодательство Республики Башкортостан о судебной системе Республики Башкортостан

Судебная система Республики Башкортостан устанавливается Конституцией Республики Башкортостан, Договором Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан", настоящим Законом и иными законами Республики Башкортостан.

Отдельные полномочия по изданию законов в области судебной системы Республики Башкортостан могут передаваться в ведение Российской Федерации. Законы Российской Федерации в области судебной системы по вопросам, добровольно переданным Республикой Башкортостан Российской Федерации, обязательны на территории Республики Башкортостан.

Статья 3. Единство судебной системы Республики Башкортостан

Единство судебной системы Республики Башкортостан обеспечивается путем:

установления судебной системы Республики Башкортостан Конституцией Республики Башкортостан и настоящим Законом;

соблюдения всеми судами и мировыми судьями установленных законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Республики Башкортостан Конституции Республики Башкортостан, законов Республики Башкортостан, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Республики Башкортостан, а также Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, принятых по вопросам, добровольно переданным Республикой Башкортостан Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Республики Башкортостан судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей.

Судебная система Республики Башкортостан входит в единую судебную систему Российской Федерации на основе специального соглашения.

Статья 4. Суды Республики Башкортостан

Суды в Республике Башкортостан учреждаются в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан и настоящим Законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Законом, не допускается.

Правосудие в Республике Башкортостан осуществляется от имени Республики Башкортостан.

Судебную систему Республики Башкортостан составляют:

Конституционный Суд Республики Башкортостан;

Верховный Суд Республики Башкортостан, местные (районные, городские) суды и мировые судьи, составляющие систему судов общей юрисдикции Республики Башкортостан;

Высший арбитражный суд Республики Башкортостан, региональные арбитражные суды, составляющие систему арбитражных судов Республики Башкортостан.

Из судов Российской Федерации на территории Республики Башкортостан действуют военные суды.

Статья 5. Задачи судов

Суды в Республике Башкортостан призваны защищать права и свободы граждан, провозглашенные и гарантированные Конституцией Республики Башкортостан и законами Республики Башкортостан, Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации, а также конституционный строй Республики Башкортостан, ее государственный суверенитет, права и законные интересы предприятий, учреждений и организаций.

Деятельность судов направлена на укрепление демократического правового государства, законности и правопорядка, утверждение принципа социальной справедливости, воспитание у граждан и должностных лиц чувства уважения к Конституции Республики Башкортостан и законам Республики Башкортостан, к Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации, к правам и свободам, чести и достоинству граждан.

Статья 6. Самостоятельность судов и независимость судей

Суды Республики Башкортостан осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь Конституции Республики Башкортостан и закону.

Гарантии независимости судей, народных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, устанавливаются Конституцией Республики Башкортостан и законами.

Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Республики Башкортостан, настоящему Закону, другим законам, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Республики Башкортостан, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

В Республике Башкортостан не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, народных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законодательством.

Статья 7. Обязательность судебных постановлений

1. Вступившие в законную силу постановления судов Республики Башкортостан, мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местной власти, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Башкортостан.

Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную законом.

Обязательность на территории Республики Башкортостан постановлений судов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации определяется Договором Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан" и соответствующими соглашениями.

Обязательность на территории Республики Башкортостан постановлений судов иностранных государств, международных судов определяется международными договорами Республики Башкортостан.

Статья 8. Равенство всех перед законом и судом

Все равны перед законом и судом.

Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным законом основаниям.

Статья 9. Право на судебную защиту

Каждому гражданину Республики Башкортостан гарантируется судебная защита его прав, свобод и законных интересов.

Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Отказ в праве на судебную защиту не имеет юридической силы.

Граждане других государств на территории Республики Башкортостан пользуются правом на судебную защиту наравне с гражданами Республики Башкортостан и Российской Федерации.

Граждане Республики Башкортостан имеют право обжаловать приговоры и решения Верховного Суда Республики Башкортостан в Верховный Суд Российской Федерации в установленном законом порядке.

Граждане Республики Башкортостан вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 10. Участие граждан в осуществлении правосудия

Граждане Республики Башкортостан имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном законом.

Участие народных заседателей в осуществлении правосудия является их гражданским долгом.

Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются законом.

За время участия в осуществлении правосудия народным заседателям выплачивается вознаграждение из бюджета.

Статья 11. Гласность в деятельности судов

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, предусмотренных законом.

Статья 12. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

Судопроизводство в Республике Башкортостан ведется на башкирском или русском языке, или на языке большинства населения данной местности.

Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право на ознакомление со всеми материалами дела, участие в судебных действиях с помощью переводчика, право выступать в суде на родном языке.

Статья 13. Право законодательной инициативы судов Республики Башкортостан

Конституционному Суду Республики Башкортостан, Верховному Суду Республики Башкортостан и Высшему арбитражному суду Республики Башкортостан принадлежит право законодательной инициативы в Государственном Собрании Республики Башкортостан.

Глава II. ОСНОВЫ СТАТУСА СУДЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Статья 14. Судьи

Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан и настоящим Законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее 10 лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном законом.

Статья 15. Единство статуса судей

Все судьи в Республике Башкортостан обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией, закрепленными Законом Республики Башкортостан "О статусе судей в Республике Башкортостан".

Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются законами Республики Башкортостан.

Статья 16. Порядок наделения полномочиями судей

Порядок наделения полномочиями судей устанавливается Конституцией Республики Башкортостан и законами Республики Башкортостан.

Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе.

Статья 17. Срок полномочий судей судов Республики Башкортостан

Судьи всех судов Республики Башкортостан избираются на десять лет.

Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом Республики Башкортостан.

Статья 18. Несменяемость судьи

Судья несменяем. Он не может быть избран на другую должность или в другой суд без его согласия.

Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.

Полномочия судьи, избранного на определенный срок или до достижения им определенного возраста, считаются прекращенными соответственно по истечении срока или достижении им этого возраста.

Статья 1. Судьи - носители судебной власти

1. Судебная власть в Республике Башкортостан принадлежат только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представителей народа.

2. Судебная власть самостоятельная и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

3. Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями по осуществлению правосудия и выполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

4. В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи независимы, подчиняются только закону и никому не подотчетны.

5. Проявление кем бы то ни было неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность.

6. Требования и распоряжения судей, связанные с осуществлением их полномочий, обязательны для всех государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, юридических и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые при осуществлении правосудия, предоставляются по требованию судьи безвозмездно. неисполнение требований и распоряжений судьи влечет установленную законом ответственность.

Статья 2. Единство статуса судей
1. Все судьи в Республике Башкортостан обладают единым стату-
сом и различаются между собой только по их полномочиям и компетен-
ции. Особенности правового положения отдельных категорий судей мо-
гут предусматриваться законами Республики Башкортостан.
2. Судьям в зависимости от должности, стажа работы судей и
иных предусмотренных законом обстоятельств, присваиваются квалифи-
кационные классы. Присвоение судье квалификационного класса не оз-
начает изменения его статуса относительно других судей в Республи-
ке Башкортостан.

Статья 3. Требования, предъявляемые к судье

1. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Республики Башкортостан, законы Республики Башкортостан, а также Конституцию Российской Федерации и Законы Российской Федерации, если они не противоречат Конституции Республики Башкортостан, Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан.

2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

3. Судья, состоящий в должности, не может быть народным депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

4. Судья, пребывающий в отставке, вправе также работать в сфере правосудия.

Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность
судей

1. Судьей может быть гражданин Республики башкортостан, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, сдавший квалификационный экзамен, не допустивший порочащих поступков. При этом судья Верховного Суда Республики Башкортостан должен быть не моложе 30 лет и имеющий стаж по юридической специальности не менее 5 лет.

2. Дополнительные требования к кандидату в судьи иного суда могут устанавливаться законами Республики Башкортостан.

3. Лицо, отвечающее требованиям, предусмотренным настоящей статьей, считается кандидатом на соответствующую должность судьи при получении рекомендации квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан.

Статья 5. Отбор кандидатов на судейские должности

1. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

2. Любой гражданин Республики Башкортостан, имеющий высшее юридическое образование и достигший возраста 25 лет, имеет право сдать квалификационный экзамен на должность судьи.

3. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается квалификационной коллегией судей Республики Башкортостан.

4. Квалификационный экзамен сдается лицом, не являющимся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы лица в должности судьи.

5. Каждое лицо, отвечающее требованиям к кандидату на должность судьи соответствующее суда, имеет право обратиться в квалификационную коллегию судей Республики Башкортостан с заявлением о рекомендации на эту должность.

6. Квалификационная коллегия судей Республики Башкортостан в пределах своей компетенции рассматривает заявление лица, претендующего на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации данного лица, либо отказа в ней. Повторное обращение в квалификационную коллегию лица, не рекомендованного для назначения на соответствующую должность судьи, допускается не ранее чем до истечении 1 года со дня дачи заключения.

7. Квалификационная коллегия судей Республики Башкортостан представляет Председателю Верховного Суда Республики Башкортостан заключение на каждого из рекомендованных кандидатов. В случае несогласия Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан с заключением, оно возвращается в квалификационную коллегию судей Республики Башкортостан для повторного рассмотрения вопроса о кандидате в судьи.

При повторном положительном решении квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан кандидатура выносится на рассмотрение Верховного Совета Республики Башкортостан или включается в резерв.

Статья 6. Порядок наделения судей полномочиями
1. Судьи избираются в установленном законом порядке из числа
кандидатов на соответствующие судейские должности.
2. Судьи Верховного Суда и судьи местных (районных, городс-
ких) судов Республики Башкортостан избираются Верховным Советом
Республики Башкортостан по представлении Председателя Верховного
Суда Республики Башкортостан.
3. Отбор кандидатов на должности судей других судов и наделе-
ние их судебными полномочиями осуществляется в порядке, предусмот-
ренном законодательством Республики Башкортостан.

Статья 7. Присяга судьи

1. Судья, впервые избранный или назначенный на должность судьи, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания:

"Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть".

2. Судьи Верховного Суда Республики Башкортостан и судьи Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан приносят присягу на Пленумах соответствующих судов приносят присягу на республиканском съезде судей.

3. Присяга приносится судьей перед Государственный флагом Республики Башкортостан.

Статья 8. Гарантии независимости судей

1. Независимость судей обеспечивается:

предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

запретом чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия под угрозой ответственности;

установленным порядком прекращения и приостановления полномочий судьи;

правом судьи на отставку;

системой органов судейского сообщества;

предоставлением судье за счет государств материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

2. Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

3. Министерство юстиции Республики Башкортостан разрабатывает и осуществляет меры по созданию необходимых условий для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению.

4. Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на всех судей Республики башкортостан и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Республики Башкортостан.

Уровень гарантий не может быть ниже уровня гарантий, предусмотренных законами Российской Федерации.

Статья 9. Недопустимость вмешательства в деятельность судьи
1. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению
правосудия преследуется по закону.
2. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу
рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также предс-
тавлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в случа-
ях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Статья 10. Срок полномочий судьи
В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан судьи в
Республике Башкортостан избираются сроком на 10 лет.

Статья 11. Несменяемость судьи
Судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность
или в другой суд без его согласия, и его полномочия не могут быть
прекращены или приостановлены иначе, как в порядке и по основани-
ям, установленным настоящим Законом.

Статья 12. Приостановление полномочий судьи

1. Полномочия судьи могут приостанавливаться решением квалификационной коллегии судей Республики башкортостан, если:

а) было дано согласие квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан на заключение судьи под стражу или привлечение его к уголовной ответственности;

б) судья занимается деятельностью, не совместимой с его должностью;

в) судья был подвергнут принудительным мерам медицинского характера или ограничен в дееспособности соответственно определением или решением суда, вступившим в законную силу;

г) судья был признан безвестно отсутствующим в установленном законом порядке решением суда, вступившим в законную силу.

2. Наличие оснований для приостановления полномочий судьи устанавливается решением квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан.

3. Решение квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан о приостановлении полномочий судьи действует до отпадения оснований к их приостановлению.

4. Судья, полномочия которого приостановлены, может обжаловать решение квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации в течение месяца со дня получения копии решения квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан.

5. Приостановление полномочий судьи за исключением случаев, когда к судье в качестве меры пресечения было избрано заключение под стражу, не влечет за собой приостановления выплаты этому судье заработной платы или уменьшения ее размера, снижения уровня ее материального и социального обеспечения и не лишает судью гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом.

Статья 13. Прекращение полномочий судьи

1. Полномочия судьи прекращаются в случаях:

а) его письменного заявления об отставке;

б) предложения судьей деятельности, не совместимой с его должностью, несмотря на предупреждение квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан или приостановление его полномочий;

в) состоящегося о нем вступившего в законную силу обвинительного приговора суда;

г) признания его недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

д) утраты судьей гражданства Республики Башкортостан;

е) объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу;

з) совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи.

2. Полномочия судьи прекращаются решением квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан.

3. Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочия судьи, также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи. Квалификационная коллегия судей не может принять решение о прекращении полномочий судьи по данному основанию, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей.

4. Судья, полномочия которого прекращены, может обжаловать решение квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации в течение месяца со дня получения копии решения квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан.

5. Судья, полномочия которого прекращены, освобождается от занимаемой должности Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан.

Статья 14. Отставка судьи

1. Отставкой по смыслу настоящего Закона признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

2. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г", пункта 1, а равно пунктом 3 статьи 13 настоящего Закона.

3. Ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки.

4. За судьей после ухода или удаления в отставку сохраняется право медицинского обслуживания в лечебных учреждениях, в которых он состоял на учете, право на бесплатный проезд в общественном транспорте, а также иные права, предусмотренные для этой категории судей действующим законодательством.

5. Пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или необлагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных лицом в должности судьи.

6. Судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предусмотренные в пункте 3 статьи 3 настоящего Закона, сохраняет гражданство Республики Башкортостан и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти.

7. Квалификационная коллегия судей Республики Башкортостан, установив, что лицо более не отвечает требованиям, предъявляемым к судьям настоящим Законом, прекращает отставку судьи. Судья, отставка которого прекращена, вправе обжаловать решение квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан в Высшую квалификационную коллегию Российской Федерации в течение месяца со дня получения копии этого решения.

8. Отставка судьи прекращена также в случае повторного избрания его на должность судьи.

9. Судья, отставка которого прекращена, имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством.

Статья 15. Неприкосновенность судьи

1. Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.

2. Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.

3. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Прокурором Республики Башкортостан или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан.

4. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан. Заключение судьи под стражу допускается не иначе, как с санкции Прокурора Республики Башкортостан или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда.

5. Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно поставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, должен быть освобожден немедленно по выяснении его личности.

от 27 октября 1992 года N ВС-13/14

О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона РБ от 30.12.2000 N 147-з, вступающего в силу со дня официального опубликования.
____________________________________________________________________

Статья 1. Судьи - носители судебной власти

Судебная власть в Республике Башкортостан осуществляется судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представителей граждан Республики Башкортостан.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан и Законом Республики Башкортостан "О судебной системе Республики Башкортостан" полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи независимы, подчиняются закону и никому не подотчетны.

Проявление кем бы то ни было неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность.

Требования и распоряжения судей, связанные с осуществлением их полномочий, обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, юридических и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые при осуществлении правосудия, представляются по требованию судьи безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судьи влечет установленную законом ответственность.

Статья 2. Единство статуса судей

Все судьи в Республике Башкортостан (судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан, Верховного Суда Республики Башкортостан и местных судов Республики Башкортостан, Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан и региональных арбитражных судов Республики Башкортостан) обладают единым статусом и различаются между собой только по их полномочиям и компетенции. Особенности правового положения отдельных категорий судей могут предусматриваться в законах Республики Башкортостан о различных звеньях судебной системы Республики Башкортостан.

Статус судей военных судов, действующих на территории Республики Башкортостан, определяется федеральным законом.

Судьям в зависимости от должности, стажа работы судьей и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей Республики Башкортостан.

Статья 3. Требования, предъявляемые к судье

Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Республики Башкортостан, законы Республики Башкортостан, а также Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, принятые по вопросам, добровольно переданным Республикой Башкортостан Российской Федерации.

Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Судья, состоящий в должности, не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Судья, пребывающий в отставке, вправе работать в сфере правосудия и органах юстиции в должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование.

Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

Судьей может быть гражданин Республики Башкортостан, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 3 лет, сдавший квалификационный экзамен, не допустивший порочащих поступков.

Судьей Верховного Суда Республики Башкортостан может быть гражданин Республики Башкортостан, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 6 лет, из них в должности судьи - не менее 3 лет.

Дополнительные требования к кандидату на должность судьи могут устанавливаться законами Республики Башкортостан.

Лицо, отвечающее требованиям, предусмотренным настоящей статьей, считается кандидатом на соответствующую должность судьи при получении положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Статья 5. Отбор кандидатов на должность судьи

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

Любой гражданин Республики Башкортостан, имеющий высшее юридическое образование, общий трудовой стаж не менее 2 лет и достигший возраста 25 лет, имеет право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи.

Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается Высшей квалификационной коллегией судей Республики Башкортостан.

Квалификационный экзамен сдает лицо, не являющееся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение 3 лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы лица в должности судьи.

Каждый гражданин Республики Башкортостан, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи, имеет право обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации на эту должность.

Квалификационная коллегия судей Верховного Суда Республики Башкортостан и местных судов Республики Башкортостан или Квалификационная коллегия судей Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан и региональных арбитражных судов Республики Башкортостан в пределах своей компетенции рассматривает заявление лица, претендующего на соответствующую должность судьи, и с учетом результата квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации данного лица либо об отказе в ней. Повторное обращение в соответствующую квалификационную коллегию судей лица, не рекомендованного для избрания на должность судьи, допускается не ранее чем по истечении одного года со дня дачи заключения.

Соответствующая квалификационная коллегия судей представляет Председателю Верховного Суда Республики Башкортостан или Председателю Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан заключение на каждого из рекомендованных кандидатов для дальнейшего рассмотрения в установленном порядке. В случае несогласия Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан (Председателя Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан) оно возвращается в ту же квалификационную коллегию судей для повторного рассмотрения вопроса о кандидате в судьи. При повторном положительном заключении квалификационной коллегии судей кандидатура в установленном порядке вносится на рассмотрение Президента Республики Башкортостан.

Статья 6. Порядок наделения (избрания) судей полномочиями

Кандидаты на должность судьи избираются только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья наделяется полномочиями избранием на соответствующую судейскую должность.

Судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан, судьи Верховного Суда Республики Башкортостан и местных судов Республики Башкортостан, судьи Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан и региональных арбитражных судов Республики Башкортостан избираются Государственным Собранием Республики Башкортостан по представлению Президента Республики Башкортостан.

Статья 7. Присяга судьи

Судья, впервые избранный на должность судьи, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания:

"Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть".

Присяга приносится судьей перед Государственным флагом Республики Башкортостан и Государственным гербом Республики Башкортостан.

Судьи Верховного Суда Республики Башкортостан и местных судов Республики Башкортостан, судьи Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан и региональных арбитражных судов Республики Башкортостан приносят присягу соответственно на собраниях судей Верховного Суда Республики Башкортостан и местных судов Республики Башкортостан, Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан и региональных арбитражных судов Республики Башкортостан в присутствии Президента Республики Башкортостан, Председателя Государственного Собрания Республики Башкортостан и председателей его Палат, Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан.

Статья 8. Исполнение обязанностей судьи

К осуществлению правосудия в качестве судьи, кроме исполнения обязанностей судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан, может быть привлечен с его согласия судья, находящийся в отставке, на срок до одного года в случае наличия вакантной должности судьи, либо в случае временного значительного увеличения объема работы в суде, либо в случае отсутствия судьи или приостановления его полномочий.

Привлечение судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей судьи производится председателями Верховного Суда Республики Башкортостан и Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Статья 9. Гарантии независимости судьи

Независимость судьи обеспечивается:

предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

запретом чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия под угрозой ответственности;

установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

правом судьи на отставку;

системой органов судейского сообщества;

предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном законодательством.

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на всех судей в Республике Башкортостан, не подлежат отмене и не могут быть ниже уровня гарантий, установленных законами Российской Федерации.

Судье, полномочия которого приостанавливались по основанию, предусмотренному пунктом "в" части первой статьи 13 настоящего Закона, при возобновлении его полномочий предоставляется прежняя должность в том же суде, а при отсутствии такой возможности - соответствующая должность в другом суде.

Статья 10. Недопустимость вмешательства в деятельность судьи

Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону.

Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Статья 11. Срок полномочий судьи

В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан судьи в Республике Башкортостан избираются сроком на 10 лет.

Статья 12. Несменяемость судьи

Судья несменяем. Судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, его полномочия не могут быть приостановлены или прекращены иначе как по основаниям и в порядке, установленным настоящим Законом.

Статья 13. Приостановление полномочий судьи

Полномочия судьи приостанавливаются соответственно решением Квалификационной коллегии судей Верховного Суда Республики Башкортостан и местных судов Республики Башкортостан или Квалификационной коллегии судей Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан и региональных арбитражных судов Республики Башкортостан, если:

а) было дано согласие соответствующей квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;

б) судья участвует в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Республики Башкортостан или органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации;

в) судья избран в состав органа законодательной (представительной) власти Республики Башкортостан или органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации;

г) судья признан безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу.

Решение соответствующей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Высшую квалификационную коллегию судей Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Решение Высшей квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан может быть обжаловано в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации в тот же срок.

Приостановление полномочий судьи, за исключением случаев, когда к судье в качестве меры пресечения было избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты этому судье заработной платы или уменьшение ее размера, снижение уровня его материального и социального обеспечения и не лишает судью гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом.

Решение о возобновлении полномочий судьи принимает соответствующая квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.

Статья 14. Прекращение полномочий судьи

Полномочия судьи прекращаются в случаях:

а) письменного заявления судьи об отставке;

б) неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи. Соответствующая квалификационная коллегия судей может прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;

Верховный Суд возглавляет систему судов общей юрисдикции и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие посредством гражданского, уголовного и иных форм судопроизводства, предусмотренных законом.

Компетенция Верховного Суда Республики Беларусь

Верховный Суд Республики Беларусь:

  • рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также жалобы (протесты) на постановления областных (Минского городского) судов и постановления экономических судов областей (города Минска) по делам об административных правонарушениях;
  • рассматривает в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции дела в апелляционном порядке;
  • вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью первой статьи 116 1 Конституции Республики Беларусь;
  • изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам применения законодательства;
  • осуществляет контроль за исполнением нижестоящими судами постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;
  • оказывает помощь судьям судов общей юрисдикции по применению законодательства;
  • разрабатывает предложения о совершенствовании законодательства;
  • осуществляет организационное, материально-техническое и кадровое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, а также организационное и материально-техническое обеспечение органов судейского сообщества;
  • решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями.

Верховный Суд Республики Беларусь

Местоположение:

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Официальный сайт:

Материалы Портала могут использоваться в средствах массовой информации, распространяться в сети Интернет без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Единственным условием является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на использование материалов Портала со стороны пресс-службы Президента Республики Беларусь не требуется.

Отсутствует соединение.
Проверьте, пожалуйста, соединение. Если соединение к сети отсутствует, вы все равно можете перейти на страницы: Главная, Президент, Государство и Президент молодежи.

К сожалению, ваш браузер не поддерживается.
Если информация отображена некорректно, попробуйте скачать новую версию или запустите другой браузер.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: