Среди указанных в оперативно розыскном законе прав судьи предусмотрено право разрешить или отказать

Обновлено: 16.08.2022

Настоящий Федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность

Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 02.12.2005 № 150-ФЗ; от 21.12.2013 № 369-ФЗ)

установление имущества, подлежащего конфискации. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ)

Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Организация и тактика проведения органами внутренних дел Российской Федерации, таможенными органами Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний оперативно-розыскных мероприятий (кроме наблюдения, проводимого на открытой местности, в транспортных средствах и общественных местах) с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, определяются ведомственными нормативными правовыми актами, согласованными с Федеральной службой безопасности Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный закон от 29.06.2015 № 170-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 305-ФЗ)

Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. (Дополнение частью - Федеральный закон от 05.01.1999 № 6-ФЗ)

Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 02.12.2005 № 150-ФЗ)

Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья. (В редакции Федерального закона от 20.03.2001 № 26-ФЗ)

Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается:

проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;

разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация); (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 24.07.2007 № 211-ФЗ)

фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 24.07.2007 № 211-ФЗ)

При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.

Нарушения настоящего Федерального закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Глава II. Проведение оперативно-розыскных мероприятий

Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1. Опрос. (В редакции Федерального закона от 05.01.1999 № 6-ФЗ)

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

15. Получение компьютерной информации. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 06.07.2016 № 374-ФЗ)

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде.

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ)

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный закон от 10.01.2003 № 15-ФЗ)

Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 02.12.2005 № 150-ФЗ; от 21.12.2013 № 369-ФЗ)

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:

1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.

3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.

4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

6. О предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника. (В редакции Федерального закона от 22.12.2008 № 272-ФЗ)

7. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ) (Утратил силу - Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)

8. О достоверности сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены в результате террористической деятельности, но не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 02.11.2013 № 302-ФЗ)

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при наличии запроса, направленного в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции, в пределах своих полномочий проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях добывания информации, необходимой для принятия решений:

1. О достоверности и полноте сведений, представляемых в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами гражданами, претендующими на замещение:

1) государственных должностей Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки указанных сведений;

2) государственных должностей субъектов Российской Федерации;

3) должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе;

4) должностей федеральной государственной службы;

5) должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации;

6) должностей муниципальной службы;

7) должностей в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

8) отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

9) должностей служащих Центрального банка Российской Федерации; (Дополнение подпунктом - Федеральный закон от 30.12.2021 № 471-ФЗ)

10) должностей уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (финансового уполномоченного) и руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного. (Дополнение подпунктом - Федеральный закон от 30.12.2021 № 471-ФЗ)

2. О достоверности и полноте сведений, представляемых лицами, замещающими должности, указанные в пункте 1 настоящей части, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки достоверности сведений.

3. О соблюдении лицами, замещающими должности, указанные в пункте 1 настоящей части, ограничений и запретов, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и закон

Статья 9. Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий

(часть первая в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 114-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок их рассмотрения, и незамедлительно. Судья (суд) не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.

(часть вторая введена Федеральным законом от 10.07.2012 N 114-ФЗ)

Основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными актами.

По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.

По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов.

Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока не прерывается. При необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов.

В случае, если судья отказал в проведении оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд.

В порядке, предусмотренном настоящей статьей, рассматриваются также ходатайства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, о предоставлении кредитными организациями справок по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц. Указанные справки предоставляются кредитными организациями на основании судебного решения в течение десяти рабочих дней со дня получения соответствующего постановления суда.

(часть восьмая введена Федеральным законом от 01.04.2022 N 77-ФЗ)

Руководители судебных органов создают условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых судье оперативно-служебных документах.

Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

(часть первая введена Федеральным законом от 05.01.1999 N 6-ФЗ)

Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2005 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.

(в ред. Федерального закона от 20.03.2001 N 26-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается:

проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;

разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация);

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности.

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.

Нарушения настоящего Федерального закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.



Тесты для самоконтроля по разделу II

26. Совокупность субъектов в оперативно-розыскной деятельности составляют:
A — нее все непосредственные участники оперативно-розыскной деятельности;
B — участники оперативно-розыскной деятельности и субъекты внешнего воздействия на;
C — только оперативно-розыскных органы и оперативники;
D — оперативно-розыскные органы, оперативники и лица, оказывающие содействие.

27. Под участником оперативно-розыскной деятельности понимают:
A — любого субъекта в оперативно-розыскной деятельности;
B — субъекта, наделенного соответствующей компетенцией;
C — только оперативников;
D — оперативников и защищаемых лиц.

28. Под компетенцией субъектов оперативно-розыскной деятельности понимают совокупность его:
A — обязанностей и прав;
B — обязанностей, прав и юридической ответственности;
C — полномочий;
D — обязанностей и юридической ответственности.

29. Под субъектом внешнего воздействия на оперативно-розыскную деятельность понимают:
A — участника оперативно-розыскной деятельности;
B — лицо, которое оказывает влияние на эту деятельность извне;
C — каждого субъекта оперативно-розыскной деятельности;
D — только судей и прокуроров.

30. Под оперативно-розыскным органом понимают:
A — систему правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
B — конкретный правоохранительный орган или спецслужбу;
C — систему конкретных правоохранительных органов или спецслужб;
D — систему оперативных подразделений и должностных лиц правоохранительного органа или спец-службы.

31. Единую систему оперативно-розыскных органов в России образуют число субъектов:
A — десять;
B — семь;
C — девять;
D — восемь.

32. Различают группы обязанностей оперативно-розыскного органа:
A — базовые и факультативные;
B — ведущие и дополнительные;
C — первичные и вторичные;
D — основные и специальные.

33. Оперативное подразделение является:
A — элементом федерального органа исполнительной власти;
B — непосредственно оперативно-розыскным органом;
C — правоохранительным органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
D — элементом оперативно-розыскного органа.

34. Оперативно-розыскное сообщество — это система:
A — правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
B — оперативно-розыскных органов;
C — оперативно-розыскных органов и корпуса оперативников;
D — оперативно-розыскных органов и корпуса должностных лиц правоохранительных органов.

35. Под оперативником понимают должностное лицо оперативно-розыскного органа:
A — непосредственно принимающее меры пресечения;
B — самостоятельно осуществляющее оперативно-розыскные мероприятия;
C — непосредственно осуществляющее оперативно-розыскную деятельность;
D — работающее с лицами, оказывающими содействие.

36. Обязанности оперативников нормативно определены в:
A — только Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности»;
B — Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» и закрытых нормативных актах оперативно-розыскных органов;
C — Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» и других открытых нормативных правовых актах;
D — закрытых нормативных актах оперативно-розыскных органов.

37. Среди общих обязанностей оперативников, предусмотренных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», названа обязанность:
A — не совершать правонарушения;
B — докладывать о всех совершенных действиях руководителю;
C — соблюдать правила конспирации;
D — соблюдать морально-этические нормы.

38. Среди общих прав оперативников, предусмотренных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», указано право:
A — проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия;
B — арестовывать лиц по подозрению в совершении преступления;
C — гласно допрашивать свидетелей и потерпевших;
D — конфисковать незаконно приобретенное лицами имущество.

39. В круг общих полномочий руководителя оперативно-розыскного органа, предусмотренных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», входит:
A — представление прокурору оперативно-служебных документов;
B — назначение на должность подчиненных ему оперативников;
C — представление Президенту РФ ежегодных отчетов о работе;
D —воспитание у подчиненных мужества и неподкупности.

40. Основанием для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности является необходимость:
A — достижения цели и решения задач этой деятельности;
B — выполнения приказа руководителя оперативно-розыскного органа;
C — борьбы с преступностью;
D — плановых показателей в работе оперативника.

41. Среди основных условий привлечения лиц к участию в оперативно-розыскной деятельности в Оперативно-розыскном законе предусмотрено:
A — наличие согласие лица;
B — добровольное изъявление желания оказывать помощь оперативно-розыскному органу;
C — наличие оперативной целесообразности в усилении оперативных позиций;
D — обязательность выплаты денежного вознаграждения за помощь.

42. Среди общих обязанностей лица, привлеченного к участию в оперативно-розыскной деятельности, предусмотрена обязанность:
A — вовремя отмечаться в оперативно-розыскном органе;
B — не предоставлять заведомо ложную информацию;
C — не принимать самостоятельных решений без консультации у оперативника;
D — не менять места жительства и работы без согласия оперативника.

43. Конфидентом в оперативно-розыскной деятельности признается:
A — только агент оперативно-розыскного органа;
B — каждый человек, привлеченный к участию в оперативно-розыскной деятельности на тайной основе;
C — только оперативный сотрудник, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность негласно;
D — каждый человек, оказывающий конфиденциальное содействие оперативно-розыскному органу.

44. В оперативно-розыскной деятельности запрещается привлекать к конфиденциальному содействию:
A — священнослужителя;
B — иностранного гражданина;
C — психически больное лицо;
D — человека, достигшего преклонного возраста.

45. В оперативно-розыскной деятельности не может быть признан защищаемым лицом:
A — оперативный сотрудник;
B — человек, который совершил преступление;
C — человек, в отношении которого совершен административный проступок;
D — иностранный гражданин.

46. Защищаемое лицо признается субъектом оперативно-розыскной деятельности потому, что:
A — обладает повышенным правовым иммунитетом;
B — этого требует федеральное законодательство;
C — этого требует Конституционный Суд РФ;
D — обладает соответствующими правами и обязанностями.

47. Среди законных прав защищаемого лица предусмотрено право:
A — инициативно участвовать в оперативно-розыскных мероприятиях;
B — вести огонь на поражение без предупреждения;
C — требовать повышенное денежное вознаграждение за причиненные неудобства;
D — знать о применяющихся в отношении его мерах безопасности.

48. Среди законных обязанностей защищаемого лица предусмотрена обязанность информировать:
A — орган защиты о противоправных действий в его отношении;
B — оперативно-розыскной орган о противоправных действий в его отношении;
C — орган прокуратуры о любых противоправных действиях;
D — орган защиты о любых противоправных действиях.

49. Изучаемым лицом в оперативно-розыскной деятельности может стать гражданин:
A — поступающий на работу с повышенной опасностью для окружающей среды;
B — совершивший незаконную гражданско-правовую сделку;
C — любой, который не понравится оперативнику;
D — рассказавший острый политический анекдот.

50. Изучаемое лицо является субъектом оперативно-розыскной деятельности в силу того, что:
A — обладает соответствующими правами и обязанностями;
B — это определено в оперативно-розыскной теории;
C — это необходимо для успешной сыскной работы;
D — так решает оперативно-розыскной орган.

51. Среди категорий изучаемых в оперативно-розыскной деятельности лиц выделяют:
A — разрабатываемого;
B — участника бандформирования;
C — члена мафии;
D — убежавшего от оперативников.

52. В числе указанных в Оперативно-розыскном законе прав изучаемого лица предусмотрено право на:
A — обжалование незаконных действий и решений оперативно-розыскных органов;
B — безусловное освобождение от уголовной ответственности в случае привлечения к негласному со-трудничеству;
C — денежное вознаграждение в случае прекращения преступной деятельности;
D — личное негласное получение информации о мерах, принимаемых оперативно-розыскным органом в его отношении.

53. Среди указанных в Оперативно-розыскном законе обязанностей изучаемого лица предусмотрена обязанность соблюдать порядок:
A — истребования от оперативно-розыскного органа сведений;
B — добровольного отказа от совершения преступлений;
C — деятельного раскаяния в совершенном преступлении;
D — добровольной явки с повинной.

54. Рассматривать оперативно-служебные материалы полномочен судья:
A — любой;
B — специально уполномоченный законом;
C — получивший допуск к оперативно-служебным материалам;
D — уполномоченный Верховным Судом РФ.

55. Судья не вправе требовать от оперативно-розыскного органа представления данных о (об):
A — лицах, внедренных в организованные преступные группы;
B — касающихся оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий;
C — руководителе, разрешившем проведение оперативно-розыскного мероприятия;
D — штатных гласных оперативных сотрудниках, которые будут проводить оперативно-розыскное ме-роприятие.

56. Среди указанных в Оперативно-розыскном законе прав судьи предусмотрено право разрешить или отказать:
A — провести оперативно-розыскное мероприятие;
B — завести дело оперативного учета;
C — привлечь лицо к негласному сотрудничеству;
D — оперативнику применить огнестрельное оружие.

57. Постановление на проведение оперативно-розыскного мероприятия, влекущего ограничение конституционных прав гражданина, рассматривается в суде по месту:
A — нахождения оперативно-розыскного органа, ходатайствующего о проведении этого мероприятия;
B — проживания лица, в отношении которого оно будет проводиться;
C — расположения суда, в котором рассматриваются материалы;
D — проживания судьи, который будет принимать решение.

58. Решение о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права гражданина, судья выносит в форме:
A — мотивированного постановления;
B — наложения резолюции на представленном ему постановлении;
C — письменного приказа;
D — устного распоряжения.

59. В число субъектов внешнего государственного контроля над оперативно-розыскной деятельностью входят представители:
A — Министерства финансов РФ;
B — Министерства образования и науки РФ;
C — Счетной палаты РФ;
D — Федеральной налоговой службы РФ.

60. Пределы полномочий субъектов внешнего государственного контроля над оперативно-розыскной деятельностью определены:
A — Конституцией РФ и федеральными законами;
B — федеральными законами и указами Президента РФ;
C — указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ;
D — постановлениями Правительства РФ и нормативными актами оперативно-розыскных органов.

61. Проводя внешний государственный контроль над оперативно-розыскной деятельностью депутат Государственной Думы:
A — должен вообще не вмешиваться в оперативно-розыскную деятельность;
B — может давать указания только об уточнении хода оперативно-розыскной деятельности;
C — вправе давать указания о кардинальном изменении оперативно-розыскной работы;
D — обязан пресекать выявленные нарушения.

62. Уполномоченным на осуществление прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью является прокурор:
A — уполномоченный Генеральным прокурором РФ;
B — каждый;
C — получивший допуск к оперативно-служебным материалам;
D — занимающий должность не ниже областного прокурора.

63. В предмет прокурорского надзора не входят данные о лицах, оказывающих оперативникам содействие:
A — на конфиденциальной основе;
B — на любой основе;
C — из патриотических побуждений;
D — из материальных соображений.

64. Среди указанных в Оперативно-розыскном законе обязанностей прокурора предусмотрена обязанность:
A — рассматривать жалобы на оперативников;
B — личным примером показывать как следует проводить оперативно-розыскные мероприятия;
C — проверять законность решений судьи о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
D — незамедлительно арестовывать нарушителей законности.

65. Среди указанных в Оперативно-розыскном законе прав прокурора предусмотрено право давать письменные указания о:
A — проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовному делу, принятому им к производству;
B — привлечении к негласному сотрудничеству бывших прокуроров;
C — негласном захвате лица, проходящему по уголовному делу, принятому им к производству;
D — проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан.

Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 05.01.1999 N 6-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

3. О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 02.12.2005 N 150-ФЗ, от 21.12.2013 N 369-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

(в ред. Федеральных законов от 02.12.2005 N 150-ФЗ, от 21.12.2013 N 369-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 20.03.2001 N 26-ФЗ, в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

(часть пятая введена Федеральным законом от 20.03.2001 N 26-ФЗ)

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

(часть седьмая в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 252-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

(в ред. Федеральных законов от 02.12.2005 N 150-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При проведении оперативно-розыскных мероприятий по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 4, 6 и 7 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, запрещается осуществление действий, указанных в пунктах 8 - 11 части первой статьи 6 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. По основаниям, предусмотренным пунктом 5 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, разрешается осуществлять действия, указанные в пунктах 8 - 11, 15 части первой статьи 6, без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: