Способы правового воздействия в сфере судопроизводства
Обновлено: 26.03.2023
Источники уголовно-процессуального права. Понятие уголовно-процессуального закона. Содержание уголовно-процессуального закона. Соотношение уголовно-процессуального закона и уголовно-процессуального права.
Возникновение, основные этапы развития российского уголовно-процессуального законодательства и его современное состояние.
Конституция РФ 1993 г. и её значение для развития и совершенствования уголовно-процессуального законодательства. Иные источники уголовно-процессуального права.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ,его структура и характеристика.
Направления дальнейшего развития и совершенствования уголовно-процессуального законодательства.
Способы правового воздействия в сфере судопроизводства. Процессуальные полномочия. Убеждение, принуждение и ответственность в механизме уголовно-процессуального регулирования.
Процедура прохождения досудебных и судебных стадий уголовного процесса. Связь принципов уголовного судопроизводства и норм, регулирующих производство в отдельных стадиях.
Уголовно-процессуальные нормы. Их структура. Видыгипотез идиспозиций нормы. Особенности санкций в уголовно-процессуальной норме. Механизм уголовно-процессуального регулирования.
Действие уголовно-процессуального закона во времени, пространстве и в отношении граждан иностранных государств и лиц без гражданства.
Эффективность уголовно-процессуального закона. Задачи и методы изучения эффективности уголовно-процессуального закона.
Значение Конституционного Суда РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, приказов и инструкций Генерального прокурора РФ для совершенствования уголовно-процессуальной деятельности.
Тема 3. Уголовно-процессуальное право.
Предмет и метод уголовно-процессуального права. Особенности правового регулирования уголовного процесса. Уголовно-процессуальные отношения и их структура.
Процессуальные гарантии и их виды. Гарантии прав и свобод человека и гражданина в российском уголовном процессе и их дальнейшее развитие в Конституции РФ и уголовно-процессуальном законодательстве.
Процессуальная форма. Ее сущность и значение.
Уголовно-процессуальные акты, их виды.
Уголовно-процессуальное право в системе российского права. Соотношение и взаимосвязь уголовно-процессуального права с другими отраслями права.
Наука уголовно-процессуального права. Предмет, система, метод науки уголовно-процессуального права.
Задачи науки уголовно-процессуального права. Связь науки с практикой. Роль науки в развитии и совершенствовании законодательства и повышении уровня практической деятельности. Связь науки уголовного процесса с наукой уголовного права, криминалистикой, криминологией, судебной этикой, судебной медициной, судебной психиатрией, судебной статистикой, судебной психологией.
Уголовный процесс как учебная дисциплина. Содержание и система курса российского уголовного процесса как учебной дисциплины.
Тема 4.Принципы уголовного процесса РФ.
Понятие, значение и система принципов уголовного процесса. Их роль в реализации назначения уголовного судопроизводства и последовательном проведении начал социальной справедливости.
Правовая форма закрепления принципов уголовного судопроизводства, основные черты принципов (нормативность, системность иные). Реализация принципов уголовного процесса на различных стадиях уголовного процесса. Соотношение принципов и общих условий в отдельных стадиях уголовного процесса.
Вопрос о системе принципов в уголовно-процессуальной литературе. Классификация принципов уголовного процесса. Нравственные начала уголовного судопроизводства.
Принцип законности уголовного судопроизводства. Осуществление правосудия только судом. Уважение чести и достоинства личности. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Принципы неприкосновенности частной жизни, неприкосновенности личности, жилища и тайны переписки. Обеспечение пoдoзpeвaeмомy и обвиняемому права на защиту. История развития представлений и современное содержание принципа состязательности. Язык уголовного судопроизводства. Презумпция невиновности. Свобода оценки доказательств. Право на обжалование процессуальных действий и решений.
Перспективы развития системы принципов уголовного судопроизводства. Публичность и гласность как принципы уголовного судопроизводства. Всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел в судах. Участие представителей общества в отправлении правосудия – появление и развитие института суда присяжных в уголовном судопроизводстве.
Способы правового регулирования в уголовном процессе – это составляющие элементы упорядоченных уголовно-процессуальных отношений:
- разрешение (дозволение) – предоставление участникам отношений субъективных прав (ч.2. ст.43 УПК представляет права обвиняемого); права свидетеля (ст.69-1 УПК);
- обязанность – возложение на участника отношений юридической обязанности совершить какое-то действие (ч. 1 ст. 135 УПК – обязанность обвиняемого явиться по вызову следователя в назначенный срок; ч. 1 ст. 70 УПК – свидетеля – появиться в указанном месте и дать правдивые показания об известных обстоятельствах по делу);
- запрет – возложение на участника правоотношений обязанности воздерживаться от совершения определенных действий (запрет домогаться показаний обвиняемого и других лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер – ч. З ст. 22 УПК; запрет задавать наводящие вопросы обвиняемому (ч. 6 ст. 143 УПК), свидетелю (ч. 4 ст. 167 УПК), потерпевшему (ч.2 ст. 171 УПК).
Способы правового регулирования в уголовном процессе объединяют, чем достигают наибольшей эффективности регулирования.
Тип правового регулирования в уголовном процессе – это общий порядок регулирования отношений между субъектами, участвующими в уголовном деле, который заключается в определенном сочетании способов (разрешений и запретов).
В общей теории права рассматривают два типа правового регулирования:
- обще разрешительный, основанный на общем разрешении (дозволении), в рамках которого закон устанавливает запрет на осуществление конкретных действий («разрешено все, кроме того, что прямо запрещено законом»);
- специально-разрешительный, основанный на общем запрете, в пределах которого закон устанавливает конкретные разрешения («запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом»).
В уголовно-процессуальном праве доминирует второй тип правового регулирования. Особенно это сказывается на деятельности государственных органов и их должностных лиц, ведущих уголовный процесс. Они могут осуществлять только те действия и принимать только те решения, которые прямо предусмотрены законом. Лица, производящие дознание, следователи, прокурор и судьи не имеют дискреционных полномочий.
Уголовно-процессуальные нормы, их виды, структура и особенности
Нормы уголовно-процессуального права – это закрепленное в законе обязательное правило, содержащее указания на условия его исполнения, субъектов регулируемых отношений, их права и обязанности, санкции за неисполнение обязанности или за нарушение запрета.
Уголовно-процессуальные нормы – это правила поведения, устанавливаемые уголовно-процессуальным законом, который является их единственным источником.
В силу особенностей предмета правового регулирования большинство уголовно-процессуальных норм относятся к обязывающим, императивным, предписывающим: совершение определенных действий. Это нормы, закрепленные в ст.4 УПК.
Среди норм, адресованных государством органам и должностным лицам, ведущим уголовный процесс, есть и такие, которые предоставляют им выбор того или иного способа действия в зависимости от ряда конкретных условий данного дела.
Уголовно-процессуальная норма, как и любая правовая норма, должна содержать указания:
а) при каких обстоятельствах надо руководствоваться данной правовой нормой;
б) кто является субъектом отношения, регулируемого данной правовой нормой, и какое поведение предписывается или разрешается этой правовой нормой каждому из участников правоотношений;
в) какие последствия влечет за собой неисполнение предписаний данной нормы.
Элементы нормы: гипотеза, диспозиция и санкция - присущи и уголовно-процессуальной норме.
Особенности норм уголовно-процессуального права.
Уголовно-процессуальная деятельность детально регламентирована нормами уголовно-процессуального права. В связи с этим для теории и практики уголовного судопроизводства важна разработка вопросов о том, как в правовой норме формулируется государственная воля, какими средствами достигается сочетание ее с волей субъектов правоотношений, каким представляется путь наиболее эффективного влияния правовой нормы на общественные отношения для получения наилучшего практического результата. Часть этих вопросов может быть выяснена при рассмотрении видов и структуры уголовно-процессуальных норм.
Уголовно-процессуальная норма как общеправовая норма имеет особые черты:
1) это общепризнанное правило поведения, которое сформулировано государством, и носит общеобязательный характер (положения норм права должны восприниматься как безусловное указание к действиям, которые исходят из государственных структур, и не подлежат обсуждению или оценке по поводу их целесообразности или рациональности);
2) это формально определенное правило поведения (в норме закрепляются права и обязанности участников отношений, а также санкции за нарушение установленных норм: предписания норм должны выполняться в том объеме, в котором они формально закреплены);
3) это правило поведения общего характера (правило поведения адресовано не конкретному лицу, а распространяется на всех, кто становится участником отношений, которые регламентируются нормой права);
4) это правило поведения, которое приобретает характер нормативности в четко установленном порядке (норма становится такой, когда она издается уполномоченным на то органом в пределах его компетенции и в рамках установленной процедуры, то есть с соблюдением порядка разработки, обсуждения, принятия, вступления в законную силу, изменения и отмены действия и содержания норм);
5) это правило, осуществление которого обеспечивается государством (государство создает реальные условия и средства, которые способствуют беспрепятственному осуществлению правил поведения, а также создаются средства поощрения, убеждения, принуждения и санкций за невыполнение требований).
Нормы, как структурные единицы уголовно-процессуального права, имеют следующие признаки:
- это общие правила поведения;
- они обеспечены силой государственного и общественного принуждения;
- они являются общеобязательными и направлены на наиболее эффективное осуществление задач уголовного судопроизводства.
Уголовно-процессуальные нормы имеют такие особенности, которые присущие только им:
- имеют юридическую силу;
- формулируют принципы уголовного процесса;
- регулируют процедуру уголовного судопроизводства;
- регламентируют деятельность участников процесса;
- наделяют участников правами и обязанностями; направлены на решение задач уголовного судопроизводства.
Уголовно-процессуальная норма – это установленное государством, общее и обязательное правило поведения субъектов уголовно-процессуальной деятельности, которое выполняется добровольно или его исполнение обеспечивается силой государственного принуждения путем привлечения к юридической ответственности.
Уголовно-процессуальная норма является разновидностью правовой нормы, поэтому имеет структуру правовой нормы: гипотезу, диспозицию и санкцию.
Гипотезауголовно-процессуальной нормы – это условия, при которых следует поступать определенным образом (при которых должны совершаться или не совершаться определенные действия).
Диспозиция– это правило поведения участников уголовного процесса, которое обеспечивает выполнение его задач.
Санкция – это специальное средство обеспечения указанного в диспозиции правила поведения. Санкция предусматривает неблагоприятные для субъекта последствия, наступающие при невыполнении указанного правила поведения.
Общие особенности уголовно-процессуальных норм:
- они являются производными от норм уголовного (материального) права (последние в субординации норм занимают ведущее положение);
- они регламентируют, главным образом, процедуру осуществления уголовно-процессуальной деятельности, а потому отражают динамические характеристики процессуальных отношений;
- адресатами уголовно-процессуальных норм преимущественно являются должностные лица органов дознания, следователи, прокуроры и судьи;
- процессуальные нормы имеют специфическую структуру.
© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.014)
Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.
Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Он выражается в делегировании комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).
Второй способ — обязывание как предписание совершить какие-то действия (так, собственник жилого дома обязывается платить налоги).
Третий способ — запрет, т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).
В качестве дополнительных способов правового воздействия выделяют следующие.
Применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным, во-первых, потому, что представляет собой вид обязанности (юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание), а, во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.
Предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. В частности, нормы Уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.
Стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).
Юридическое дозволение.
Именно этому элементу правового регулирования в российском обществе в современных условиях придается все большее значение. Юридические дозволения, как и дозволения вообще, имеют, если можно так сказать, предоставительное предназначение: они призваны дать простор, возможность для «собственного», преимущественно по усмотрению, по интересу, поведения участников общественных отношений. С юридической стороны они выражаются в субъективных правах на собственное активное поведение.
Следовательно, дозволение в праве — это субъективное юридическое право, и ему свойственно все то, что присуще субъективным юридическим правам (наличие известного «юридического плюса»; момент усмотрения; мера юридических возможностей). В то же время для юридического дозволения в строгом смысле этого слова характерна не просто мера возможного поведения, а преимущественно такая мера, которая состоит в возможности выбрать вариант своего собственного поведения, проявить активность, реализовать свой интерес.
Юридические дозволения должны быть выражены в законе, в других нормативных актах. При этом они опосредуются действующим правом по-разному. Чаще всего они прямо формулируются в тексте нормативного акта в виде особой разновидности регулятивных норм — управомочивающих. Вместе с тем наличие юридического дозволения может вытекать из комплекса юридических норм (таково, например, дозволение на заключение любых сделок между гражданами, поскольку эти сделки не запрещены, соблюдаются все условия совершения сделок и они не противоречат принципам права, его началам, духу).
Особенность именно юридических дозволений — их содержание очерчивается четкими границами, рамками, отделяющими юридическое дозволение от произвольных действий. И еще один момент. Дозволение, если оно выражено в праве и вследствие этого получило строгие границы, все равно является самой общей юридической формой: оно свидетельствует лишь о разрешенности, допустимости соответствующего поведения.
Юридическое запрещение.
Это необходимое, важное юридическое средство обеспечения организованности общественных отношений, охраны прав и законных интересов граждан, общественных объединений, всего общества, создания барьера для нежелательного, социально вредного поведения. Во многих случаях запрещения представляют собой переведенные на юридический язык и оснащенные юридической санкцией моральные запреты (таковы, как правило, юридические запреты в области личных взаимоотношений граждан, неприкосновенности личности, за нарушение которых установлена уголовная и административная ответственность). Вместе с тем есть немало юридических запретов, непосредственно выражающих организационную деятельность государства в сферах государственного управления, охраны окружающей среды и ряде других.
Для юридических запретов, как и для запретов вообще, характерна закрепительная, фиксирующая функция: они призваны утвердить, возвести в ранг неприкосновенного, незыблемого существующие господствующие порядки и отношения. И потому с регулятивной стороны они выражаются в юридических обязанностях пассивного содержания, т. е. в обязанностях воздерживаться от совершения действий известного рода.
Таким образом, запрет в праве — юридическая обязанность. И с этой стороны для запретов в принципе характерно все то, что свойственно юридическим обязанностям вообще (принципиальная однозначность, императивная категоричность, непререкаемость, обеспечение действенными юридическими механизмами). Вместе с тем своеобразие содержания запретов, выраженное в пассивном характере поведения, т. с. в бездействии тех или иных лиц в данном отношении, ставит запрет в особое положение.
Это и предопределяет особенности многих юридических средств и механизмов, призванных обеспечивать и проводить в жизнь юридические запреты, в частности их юридическое опосредование в запрещающих нормах, их гарантирование в основном при помощи юридической ответственности, их реализацию в особой форме — в форме соблюдения. Для юридических запретов характерно наличие момента требования: существование юридического запрета всегда предполагает, что есть лица, которые вправе потребовать его соблюдения, Такой же момент требования свойствен и соответствующим юридическим обязанностям. Запреты в праве, отличающиеся юридической общеобязательностью, как бы заряжены юридической ответственностью — уголовной, административной, гражданской. Законодатель для придания юридическому запрету большей силы и категоричности нередко вводит более жесткие санкции, в частности устанавливает вместо административной ответственности уголовную.
Позитивное обязывание.
В позитивных обязываниях, являющихся одним из средств правового регулирования, выражена преимущественно его активно действенная, принудительно обязывающая сторона. Путем юридических обязываний регламентируются в основном финансовая деятельность, мероприятия по охране окружающей среды, по технике безопасности, по обеспечению всеобщего образования и т.д. Вместе с тем надо не упускать из поля зрения негативную сторону позитивных обязываний, на которых строится административно командное, авторитарное управление. Для позитивных обязываний характерно своего рода новое обременение: лицам предписывается совершить то, чего они, быть может (если бы не было такого обременения), и не совершили или совершили бы не в том объеме.
Этот способ регулирования с юридической стороны выражается в возложении на лиц юридических обязанностей активного содержания, т.е. в обязанностях построить свое активное поведение так, как это предусмотрено в юридических нормах. Юридический облик позитивных обязываний весьма прост: они опосредуются относительными правоотношениями, в которых одна сторона обременена юридической обязанностью совершать активные действия, другая же обладает лишь правом требования, а в случае неисполнения — притязанием, призванным обеспечить реальное исполнение юридической обязанности.
Формулы правового регулирования.(Дополнительно).
В юридической литературе и в практике существует две юридические формулы, на основе которых выделяются два типа правового регулирования.
Первая формула: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено.
Вторая формула правового регулирования звучит иначе: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Сказанное означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
С правовым регулированием связан правовой режим- специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов. Как правило, различные сферы общественных отношений требуют разного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом. Правовой режим может включать все способы, методы, типы, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.
Отрасль права (дополнительно).
Отрасль права - это совокупность юридических норм, регулирующих относительно самостоятельную сферу сходных по характеру общественных отношений. В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.Под предметом правового регулирования понимается определенный круг качественно однородных общественных отношений, который регулируется соответствующей группой юридических норм. Вторым критерием выступает метод правового регулирования. Если предмет является материальным критерием и отвечает на вопрос, что регулирует отрасль права, то метод, являясь формально-юридическим критерием, отвечает на вопрос: как, каким образом осуществляется правовое регулирование. Под методом правового регулирования понимаются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли права. Методы правового регулирования подразделяются на авторитарные и автономные. Авторитарный метод (метод субординации) - это способ властного, императивного воздействия на участников общественных отношений, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях. Данный метод характерен для административного и уголовного права. Автономный метод (метод координации) - это способ регулирования общественных отношений, основанный на дозволениях, предоставленных равноправным сторонам. Автономный метод дает субъектам правоотношений возможность вступления в соглашение и выбора варианта своего поведения. Этот метод наиболее характерен для гражданского и семейного права.
Современные тенденции:
Научно-техническая революция выдвинула в традиционных областях правового регулирования новые актуальные задачи. Сравнительно долго в центре внимания общей теории государства и права были по преимуществу правовые нормы, их классово-волевая сущность, структура, классификация и система, их объективизация в юридических нормативных актах, реализация норм в правоотношениях, юридическая техника и т.д. Недостаточно разрабатывались такие немаловажные вопросы, как механизм социального действия права, его место в системе регуляторов социальных процессов, социально-психологические аспекты правового регулирования. Эти направления изучения указанной проблемы только развиваются.
В современных условиях, судя по всему, общие дозволения и общие запреты наиболее часто встречаются и, следовательно, с наибольшей вероятностью могут быть найдены там, где:
а) право прямо «выходит» на права и обязанности, прямо опосредует поведение людей через дозволения и запреты;
б) существует необходимость воплотить в самом регулировании его социально-политические, нравственные начала, его направленность — дозволительную или запретительную.
Возможные тенденции: В тех условиях, когда сфера правового регулирования заужена, когда не используются возможности права для упорядочения общественных отношений, в обществе возникает угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех областях человеческих отношений, которые можно и нужно упорядочить с помощью права. А когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности поведения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициативности членов общества.
Как показывает практика, ежегодно в ходе расследования уголовных дел более 10 млн. человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей. Вместе с тем, к участникам уголовного судопроизводства нередко применяются различные приемы и методы физического и психологического воздействия в целях изменения ими своих показаний либо отказа от них. Как результат этого - отказ либо уклонение указанных лиц от участия в уголовном судопроизводстве.
В связи с этим государством уделяется особое внимание вопросам государственной защиты участников уголовного судопроизводства. В целях обеспечения безопасности к таким лицам могут быть применены меры государственной защиты в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
Как закреплено в ст. 1 данного законодательного акта, государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства - это осуществление предусмотренных законом мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами.
Система мер государственной защиты, основания и порядок их применения определяется органами, на которые возложены обязанности по обеспечению мер безопасности и социальной поддержки участников уголовного судопроизводства.
В силу ст. 2 Федерального закона от 20.08.2004 №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» государственной защите подлежат следующие участники уголовного судопроизводства:
- подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;
- эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном производстве педагог и психолог;
- гражданский истец, гражданский ответчик;
- законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.
Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.
Государственной защите подлежат и установленные Уголовно-процессуальным кодексом РФ близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на вышеназванных лиц.
Исходя из положений ст. 3 Федерального закона от 20.08.2004 №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» к органам, обеспечивающим государственную защиту, относятся:
- органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты;
- органы, осуществляющие меры безопасности;
- органы, осуществляющие меры социальной поддержки.
Как закреплено в ст. 6 Федерального закона от 20.08.2004 №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», в отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:
- личная охрана, охрана жилища и имущества;
- выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
- обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
- переселение на другое место жительства;
- изменение места работы (службы) или учебы;
- временное помещение в безопасное место;
- применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 20.08.2004 №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.
Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних - на основании письменного заявления его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.
В случае, если применение мер безопасности затрагивает интересы совершеннолетних членов семьи защищаемого лица и иных проживающих совместно с ним лиц, необходимо их согласие, выраженное в письменной форме, на применение мер безопасности.
В целях обеспечения реализации Федерального закона от 20.08.2004 №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» постановлением Правительства РФ от 13.07.2013 №586 утверждена Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 - 2018 годы», предусматривающая как перечень мероприятий в сфере государственной защиты, так и объемы их финансирования.
Кроме того, постановлениями Правительства РФ также утверждены:
- от 27.10.2006 №630 «Правила применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»;
- от 11.11.2006 №664 «Правила выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты»;
- от 03.03.2007 №134 «Правила защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»;
- от 21.09.2012 №953 «Правила применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
В 2008 году в системе МВД РФ было образовано Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, которое наряду с функциями по координации данной деятельности, также непосредственно обеспечивает безопасность защищаемых лиц, являющихся свидетелями по особо сложным и резонансным преступлениям, связанным в первую очередь с проявлениями организованной преступности.
На сегодняшний день специализированные подразделения полиции по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, действуют в каждом регионе. К их компетенции относятся вопросы осуществления мер безопасности, проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление источника угрозы, документирование его противоправной деятельности с последующим привлечением к уголовной ответственности.
Так, по информации МВД РФ в 2011 году в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» меры государственной защиты применялись в отношении 2388 лиц. В 2012 году обеспечена безопасность 2860 лиц, имевших различный процессуальный статус.
Старший помощник прокурора области по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами области, органами местного самоуправления Загорская Н.В.
Право — понятие растяжимое и даже, пожалуй, всеохватывающее. О какой стороне жизни ни шла бы речь, всегда найдется закон, который говорит, что делать и как делать. Вот и в суде есть свои правила. Каждый шаг суда и всех участников спора строго регламентирован, причем нарушение процессуальных прав чревато отменой судебного акта даже в том случае, если сам спор разрешен правильно и в соответствии с законом.
Понятие процессуального права
Само по себе право — это совокупность законодательных норм. Традиционно сложилось, что эти нормы подразделяются на группы, хотя дело тут не столько в традиции, сколько в удобстве. Гораздо легче различать и применять нормы права (да и, элементарно, находить их), если они классифицированы. Поэтому право разделено на отрасли. Допустим, уголовное, гражданское, избирательное, трудовое. Отраслей много, и все их перечислять не имеет смысла.
Так происходит классификация по отраслям, но существуют и другие виды классификации. В частности, право подразделяется на материальное и процессуальное.
Процессуальное право регулирует порядок, которого необходимо придерживаться для реализации материальных норм. Другими словами, это право, регламентирующее порядок действий. Применяют понятие «процессуальное право» в основном к процессу судопроизводства и третейского разбирательства, хотя условно процессом можно назвать любой порядок действий, необходимых для реализации материального права.
Предмет процессуального права
Предметом процессуального права выступает непосредственно сам процесс, а вот какой именно, это уже зависит от отрасли.
Виды процесса:
-
;
- уголовный;
- административный;
- конституционное производство;
- арбитражный; .
Последний, по сути, является разновидностью арбитражного, но рассматривать его лучше отдельно, потому что он имеет свои правила и особенности, установленные Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации», а если процесс международный — Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» и, конечно, международными нормами и соглашениями.
Каждая отрасль устанавливает свои правила, в ее рамках действуют свои источники. Некоторые суды так же, как и процесс, разделены на отрасли. Допустим, если суд общей юрисдикции может рассматривать и уголовные, и гражданские, и административные дела, то конституционное производство доступно исключительно Конституционному Суду РФ. Арбитражные и третейские суды также имеют собственную систему.
Предмет процессуального права не совпадает с предметом процесса. Процесс — это порядок взаимодействия участников судопроизводства между собой и с судом, который происходит в рамках каждого конкретного дела. Получается, что предмет процесса — это отдельные судебные споры. Сам процесс, в свою очередь, является предметом процессуального права. Получается такая многоуровневая система:
Судебный спор → процесс → процессуальное право
Метод процессуального права
Метод принято понимать как способ воздействия на общественные отношения, действующие в той или иной отрасли. В нашем случае — отрасли процессуальной.
Существуют некоторые «пунктики», на которые необходимо обратить внимание для определения метода:
- каким образом устанавливаются права и обязанности участников отношений (то есть участников процесса);
- что будет, если права не будут соблюдаться другими участниками, а обязанности не будут исполняться, какая ответственность за это предусмотрена и предусмотрена ли вообще;
- насколько участники процесса самостоятельны, предоставлена ли им свобода действий или, наоборот, каждый их шаг заранее предопределен.
В зависимости от вида и этапа процесса на эти вопросы можно отвечать по-разному. Это значит, что в зависимости от обстоятельств либо будут действовать процессуальные нормы, необходимые к обязательному исполнению, либо, наоборот, участники процесса будут поступать так, как считают нужным. В этом проявляются два метода процессуального права:
- Императивный . Происходит от латинского imperativus, то есть повелительный. Это как раз тот метод, который свободы не предоставляет. В его рамках процессуальными нормами подробно описано, что и каким образом каждый из участников процесса должен делать.
- Диспозитивный , то есть тот, который предоставляет свободу выбора. Когда задействован именно этот метод, участники процесса либо самостоятельно выбирают способ поведения, либо его устанавливают, но сами, по договоренности между собой без вмешательства законодательных норм.
Пленум ВАС РФ в рамках Постановления от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах» объясняет это так:
Норма, определяющая права и обязанности сторон договора, является императивной, если она содержит явно выраженный запрет на установление соглашением сторон условия договора, отличного от предусмотренного этой нормой правила»
Различные отрасли процессуального права не используют исключительно императивный или исключительно диспозитивный метод. В любом случае мы имеем дело с комбинированным подходом. В рамках законодательства участником отношений предоставляется полная свобода, однако есть моменты ключевые, где предполагается исключительно определенный способ поведения.
На примере Гражданского процессуального кодекса РФ это выглядит так:
Адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия»
Императивная норма. Представить документы — это обязанность адвоката, которую он исполняет в обязательном порядке, независимо от своего желания.
Истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением»
Норма диспозитивная, истцу предоставляется полная свобода действий, а в отношении возможности заключения мирового соглашения по своему усмотрению могут действовать обе стороны.
Принципы процессуального права
Принципы — категория, провозглашенная официально. Они прописаны в процессуальных законах каждой отрасли процессуального права, одним списком или по отдельности. Нет смысла рассматривать их по категориям, потому что в каждой отрасли они одинаковы и дублируют общие принципы процесса и судопроизводства:
- законность;
- осуществление правосудия только судом;
- независимость судей;
- открытое судопроизводство, за исключением случаев, предусмотренных законом;
- равноправие сторон;
- состязательность.
Источники процессуального права
С правилами процесса его участники могут ознакомиться в процессуальных правовых актах конкретной отрасли права. В Российской Федерации действуют Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс административного судопроизводства. Последний используют в судебном процессе при оспаривании решений государственных органов, а если речь идет об административных правонарушениях, то в отношении них процессуальные нормы содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
Каждый из перечисленных Кодексов представляет собой совокупность правил процесса в определенной отрасли, а дополняются эти правила судебными прецедентами и обычаями.
Автор статьи

Читайте также:
- Независимые государственно правовые объединения это
- Является ли суд органом правотворчества в странах англо саксонской правовой семьи
- Список адвокатов саратовской коллегии адвокатов
- Ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления судебного пристава
- Где можно получить решение суда о расторжении брака из другого города