Способ формирования конституционного суда фрг

Обновлено: 01.12.2022

Построение судебных органов в Федеративной Республике Германия определяется Основным законом данного государства и обусловлено федеральным устройством. Особое место судов ФРГ в механизме государственной власти отражается уже в том факте, что юстиция имеет здесь больший удельный вес в структуре политических учреждений и повседневной практике общественной жизни. На один миллион жителей в ФРГ приходится более 200 судей (в Англии - 51, Италии - 101, Швеции – 100). Из средств, расходуемых на поддержание правопорядка, в ФРГ на суды расходуется примерно две трети. Еще более важны не количественные, а качественные характеристики западногерманской юстиции. Желающие извлечь из ее истории уроки, полезные для развития демократических институтов, в том числе институтов правосудия, должны отдавать себе отчет в том, что именно суды являлись здесь важнейшим средством сдерживания демократических процессов и движений. Судебная власть – это специализированная судебная система. Помимо конституционной юстиции Федерального конституционного суда и конституционных судов земель, действуют еще 5 ветвей правосудия: общая (возглавляет Федеральная судебная палата), административная (Федеральный административный суд), трудовая (Федеральный суд по трудовым делам), финансовая (Федеральный финансовый суд) и социальная юстиция (Федеральный суд по социальным делам).[10]

Федеральный конституционный суд Германии предусмотрен Конституцией ФРГ 1949 г. и сформирован в 1951 г., он стал первым конституционным судом, созданным в послевоенной Европе. Все основные полномочия Федерального конституционного суда определены в ст. 93 Основного закона. Правовую основу суда составляет Федеральный закон «О Федеральном конституционном суде».

Федеральный конституционный суд разделен на две палаты, именуемые сенатами. Сенаты работают отдельно, весь объем дел разделен между ними примерно поровну. Важные дела сенаты рассматривают совместно. Руководят президент и вице-президенты, избираемые по очереди Бундестагом и Бундесратом.

Федеральный конституционный суд рассматривает вопросы конституционности законов; соответствие нормативно-правовых актов земель федеральному праву; споры межу федерацией и землями и между землями; жалобы граждан на нарушение прав и свобод; иные вопросы. Федеральный конституционный суд может проверять федеральные законы об одобрении международно-правовых договоров. Следует отметить, что в отличие от обычной доминирующей практики в большинстве государств исключительно последующего конституционного контроля Федеральный конституционный суд вправе осуществлять предварительный контроль после решения Бундестага, но перед выработкой закона об одобрении Федеральным президентом. Проверка актов конституционного права, например, законов на основании международного права, не предусмотрена. Это является основной причиной того, что в решениях Федеральный конституционный суд почти никогда не делает ссылки на такие международно-правовые источники, как Европейская конвенция по правам человека 1950 г. или международные пакты по правам человека. Федеральный конституционный суд не приводит их даже в качестве поддерживающих (дополнительных) аргументов. Федеральный конституционный суд не составляет единой иерархии с конституционными судами земель и не возглавляет ее – эти суды действуют самостоятельно в сферах своих компетенций. Решения Федерального конституционного суда носят обязывающий характер для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти земель, судов. В некоторых случаях, специально перечисленных в законе о Федеральном конституционном суде, его решения обладают силой закона.

Верховный суд возглавляет систему общих судов. В состав Верховного суда входят 11 сенатов по гражданским делам, 9 сенатов по уголовным делам и 7 сенатов по рассмотрению специальных вопросов, т. е. по делам картелей, адвокатов, нотариусов. В компетенцию Верховного суда по уголовным делам входит рассмотрение кассационных жалоб на приговоры высших судов земель, а также на приговоры судов присяжных и больших палат судов земель. Федеральный суд может пересмотреть дело по вновь открывшимся обстоятельствам. В компетенцию Федерального суда по гражданским делам входит рассмотрение кассационных жалоб на решения, вынесенные высшими судами земель (сумма иска до 30 тыс. евро). Из всех общих судов только Верховный суд является общефедеральным учреждением, а все нижестоящие суды являются судами земель.

Высшие суды земель выступают в качестве кассационных и апелляционных инстанций и в качестве судов первой инстанции. Они образованы во всех землях и рассматривают апелляционные жалобы на решения и определения нижестоящих судов.

Суды земель выступают как суды первой или второй инстанции, рассматривая жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов. В составе каждого суда земли образовывается палата по гражданским (в том числе торговым) и уголовным делам. Заседают в составе трех профессиональных судей и председателя. Если дела не очень сложные, они могут рассматриваться единолично. Торговые дела могут рассматриваться в составе председательствующего и равноправных с ним двух непрофессиональных судей (например, могут быть из коммерсантов). Некоторые категории споров разрешаются председателем единолично.

Суды по трудовым делам: Федеральный суд по трудовым делам, который состоит из пяти сенатов. В судах земель по трудовым делам образовываются коллегии в составе одного профессионального и двух или четырех «почетных» судей.

Суды по социальным вопросам. Созданы для рассмотрения вопросов, связанных с социальным страхованием, выплатой пособий безработным, вернувшимся на Родину гражданам, оказанием льготной помощи.

Суды по трудовым спорам. Им подведомственны дела, касающиеся трудовых правоотношений: споры и конфликты по тарифным соглашениям и по уставам предприятий, по вопросам внутреннего трудового распорядка и, в частности, участия представителей наемных работников в организации и управлении предприятием. К этим судам относятся: Земельный трудовой суд и Федеральный трудовой суд.

Суды по социальным вопросам так же, как и суды по трудовым спорам, двухуровневые: земельные суды по социальным вопросам и Федеральный суд по социальным вопросам. В их компетенцию входят споры по вопросам социальных пособий, пенсий, страхования по безработице, прав инвалидов и жертв войны, права на оплату медицинской помощи через больничные кассы.

Финансовые суды созданы главным образом для рассмотрения дел по вопросам уплаты налогов и таможенных сборов. Эта система включает Федеральный финансовый суд и еще 15 финансовых судов (по одному в каждой земле). Суды по финансовым вопросам разделяются на два уровня: суды нижней инстанции и Федеральный финансовый суд в качестве высшей инстанции. Они рассматривают споры по налоговым декларациям, налогам и сборам.

Система административной юстиции. Существует для рассмотрения жалоб физических и юридических лиц на акты органов государственного управления. Все системы судов независимы по отношению друг к другу. В случае возникновения противоречия между системами судов может быть созван общий сенат федеральных судов, чье решение обязательно для всех. На административные суды возложены полномочия по обеспечению законности в публичной деятельности.

Административные суды рассматривают споры публично-правового характера, т.е. споры граждан с официальными инстанциями. Их задачей является обеспечение защиты граждан при взаимоотношениях с органами публичной власти и ведомствами. Организация административных судов трехступенчатая. Высшим органом административной юстиции является Федеральный административный суд. Суды первой и второй инстанций находятся в компетенции земель. Низовая, первичная, инстанция по рассмотрению данных споров — административный суд, судом второй инстанции является Высший административный суд (земельный), который в некоторых землях по традиции называется Административной судебной палатой. Каждая земля имеет только один суд второй инстанции, однако в некоторых случаях две земли объединяются и создают совместный суд второй инстанции, как, например, земли Шлезвиг-Гольштейн и Нижняя Саксония.

Федеральный административный суд выступает в качестве кассационной инстанции и редко — в качестве первой (в основном при рассмотрении дел, имеющих принципиальное значение). Большая часть дел рассматривается судами второй инстанции, т.е.земельными судами административной юстиции. При этом надо иметь в виду наличие в стране специализированных судов административной юстиции, решения которых обязательны для соответствующих ведомств. Например, споры авторов технических решений разрешаются Патентным судом, представляющим Патентное ведомство ФРГ. Второй и последней инстанцией в этих случаях выступает Федеральный административный суд.

Следует обратить внимание на особый порядок рассмотрения исков в судах административной юстиции, когда судебному разбирательству предшествует рассмотрение протестов на оспариваемые акты органов исполнительной власти (как предварительная стадия в административном процессе) в органах, издавших эти акты, по жалобам лиц, интересы которых затронуты. Рассмотрение протеста формально преследует цель обязать орган, издавший акт, проверить его с точки зрения законности и целесообразности. Такой протест может привести к отмене акта полностью или частично. Принесение протеста по общему правилу приостанавливает действие акта в его опротестованной части.

Прокуратура в Германии действует при судах, находясь в общем подчинении министра юстиции. Таким образом, в рамках системы судопроизводства ФРГ судебная власть подразделяется на конституционное судопроизводство и пять самостоятельных отраслей судопроизводства, которые возглавляют соответственно высшие суды Федерации. [11]

Согласно ст. 93 Основного закона ФРГ«судебная власть вверяется судьям»[12]. Законодательство Германии приравнивает судей к «чиновникам особого статуса». Судьи федеральных судов назначаются на должность судьи президентом Германии, чему предшествует решение соответствующего министра (при назначении в Верховный федеральный суд – министра юстиции, при назначении в Федеральный суд по трудовым делам – министра труда и т.д.). Однако предварительно кандидаты на судейскую должность должны получить одобрение специальной комиссии, в которую входит соответствующий министр Германии (руководители соответствующих ведомств земель), а также 11 членов комиссии, избранных Бундестагом. Замещение судейских должностей в судах отдельных земель происходит по-разному. В одних землях судьи назначаются премьер-министром, в других – министром юстиции данной земли. В некоторых землях назначению на судейскую должность предшествуют выборы кандидата специальной комиссией – выборным комитетом, состоящим из депутатов парламента земли, судей и адвокатов.

В большинстве земель назначение на судейскую должность требует также согласования со всеми министрами – членами кабинета. Все судьи назначаются на свои должности пожизненно, согласно ст. 97 Основного закона ФРГ.[13] Непосредственно федеральным парламентом Германии на срок 12 лет избираются только судьи Федерального конституционного суда. Судьи могут быть отстранены от должности либо по решению Федерального дисциплинарного суда для судей и прокуроров, либо дисциплинарного суда земли. Дисциплинарное преследование возбуждается министром юстиции Германии или министром юстиции соответствующей земли. Судьи уходят в отставку по достижении ими 65 лет (члены Федерального конституционного суда – 68 лет). Прокуратура в Германии действует при судах, находясь в общем подчинении министра юстиции.

Таким образом, в рамках системы судопроизводства ФРГ судебная власть подразделяется на конституционное судопроизводство и пять самостоятельных отраслей судопроизводства, которые возглавляют соответственно высшие суды Федерации.


В статье уделяется внимание некоторым видам судов в Федеративной республике Германии. Автор рассматривает некоторые особенности при рассмотрении гражданских и уголовных дел в Германии.

Ключевые слова: гражданская и уголовная юрисдикция, судопроизводство, конституционные права, судебная инстанция.

Судебная система Федеративной республики Германии тесно связана с историей древних римлян, которые очень многое позаимствовали у эллинов, ставших первыми, кто сумел четко сформулировать принцип функционирования различных институтов власти.

В Германии, как во всех демократических государствах, судебная власть не зависит от исполнительной и законодательной ветви власти. Принцип правового государства является основным принципом, определяющим работу судов в Федеративной республике Германии. Именно он гарантирует независимость судов и равенство всех граждан перед правосудием.

Согласно статье 92 Основного закона (das Grundgesetz) или Конституции Германии, вся судебная власть возлагается на судей. Они действуют в рамках конституционного, федеральных и земельных судов. В соответствии со статьей 95, существует пять юрисдикций, в которых федерация учреждает соответствующие им системы судов.

Федеральный закон Германии определяет структуру судебной власти, но управление большинства судов регулируется земельным законодательством. Земли отвечают за суды низшей судебной инстанции, апелляционные суды действуют на федеральном уровне. Федерально-земельное разделение позволяет обеспечивать равное исполнение законов на всей территории страны, в то время как центральная роль земель в управлении судами гарантирует независимость судебной системы от федерального правительства. Принципы римского права составляют основу германской судебной системы и определяют систему правосудия, которая принципиально отличается от англосаксонской системы.

Судебная система ФРГ состоит из трех типов судов. Суды общей юрисдикции, которые рассматривают уголовные и большинство гражданских дел и являются самыми многочисленными на сегодняшний день. Специализированные суды рассматривают дела, связанные с административным, трудовым, социальным, налоговым и патентным правом. Конституционные суды сосредоточены на судебном пересмотре и толковании Конституции. Федеральный Конституционный суд (Bundesverfassungsgericht) является высшей судебной инстанцией.

Самый старейший и самый большой вид судов — суды общей юрисдикции, которые совмещают гражданскую и уголовную юрисдикцию. Они имеют четырехступенчатую структуру, и делятся на участковые суды на местном уровне, земельные суды на региональном уровне, верховные земельные суды на региональном уровне и Федеральный суд как последняя инстанция, ответственная за всю Федеративную Республику. Также как и в гражданском правосудии, уголовное судопроизводство начинается, как правило, с суда низшей инстанции или земельного суда, наименее тяжкие преступления рассматривает суд низшей инстанции, тяжкие — земельный суд. Только в случае особо тяжких преступлений и преступлений, противоречащих основным принципам конституции, как, например, государственная измена и терроризм, судами первой инстанции будут являться верховные земельные суды, так в настоящий момент высший земельный суд Мюнхена ведет судебный процесс по делу так называемой неонацистской группировки NSU. В этом процессе речь идет об убийстве десяти человек, большинство из них выходцы из Турции, преступниками, относящиеся к праворадикальной группировке. Прокурор обращается с иском в участковый суд, если приговор не больше четырех лет лишения свободы. Если наказание предусматривает лишение свободы не более двух лет, дело рассматривает участковый судья.

Если наказание предусматривает лишение свободы от двух до четырех лет, решение по делу может принять суд присяжных. Этот суд состоит из одного профессионального судьи и двух общественных заседателей, избираемых в особом порядке, присяжных. Присяжные на судебном заседании имеют такие же права, как и профессиональные судьи, их голоса имеют равную силу. Такого понятия как «Jury» в англо-американской системе права, когда «Jury», состоящие из присяжных, решают вопросы о виновности, в немецкой системе права не существует. За вынесение наказания за особо тяжкие преступления, это, прежде всего, убийства и преступления со смертельным исходом, как, например, грабеж со смертельным исходом, наряду с участковым судом отвечает земельный суд.

Подсудностью земельного суда также являются те случаи, когда прокурор обращается с иском в земельный суд, так как, например, в случае тяжкого экономического преступления или тяжкого преступления, связанного с наркотиками, наказание предусматривает лишение свободы на срок более четырех лет. В качестве первой инстанции в земельном суде в так называемой «большой судебной палате» в зависимости от значения и тяжести дела судебный процесс проводят два или три профессиональных судьи и два присяжных. Земельный суд также рассматривает апелляции на решения участкового суда. Дело рассматривает так называемая «малая судебная палата», которая состоит из одного профессионального судьи и двух присяжных. Подсудность независима от того, кто принимал решение в первой инстанции, судья, рассматривающий уголовные дела или суд присяжных.

Если в первой инстанции решение принял не участковый, а земельный суд (= «большая судебная палата»), появляется одна особенность: в дальнейшем уже не проводиться сбор фактов и невозможно обжаловать дело в федеральном суде. В результате появляется стратегия защиты, которая провоцирует судебную ошибку. Таким образом, можно успешно аннулирование решение суда и передать дело в другой суд, чтобы добиться повторной проверки фактов. Наряду с этим случаем допускается пересмотр решений малой судебной палаты земельного суда и судебных постановлений первой инстанции верховных земельных судов.

Кассационным судом является высший земельный суд, если апелляция по решению малой судебной палаты передана в земельный суд для обжалования. Федеральный суд вправе обжаловать дело, если, как было сказано, апелляция касается решения земельного суда первой инстанции или верховного земельного суда. Также для уголовных дел существует возможность перехода пересмотра в обход апелляционных инстанций.

Уголовный сенат верховного земельного суда состоит из трех профессиональных судей, в особо длительных и сложных процессах первой инстанции дело рассматривается пятью профессиональными судьями. Уголовный сенат Федерального суда состоит из пяти профессиональных судей.

В рамках рассмотрения подсудности уголовных судов необходимо обратить внимание на то, что для рассмотрения дел подростков, и лиц до 21 года в участковых и земельных судах есть специальный судья и суд присяжных по делам несовершеннолетних в участковом суде и судебная палата по делам несовершеннолетних в земельном суде.

Если все судебные инстанции пройдены, а пострадавший считает, что его конституционные права нарушены, он может обратиться в конституционный суд. Конституционный суд не является судебной инстанцией, его единственное назначение — это контроль за соблюдением конституции. То же самое можно сказать о европейском суде по правам человека, который должен гарантировать соблюдение европейской конвенции по правам человека. В заключение хотелось бы отметить, что такой проблемы, как недоверие к судьям, в Германии не существует, так как суд является тем местом, где каждый, чьи права и интересы нарушены, может найти защиту. Неслучайно судебная система ФРГ входит в топ-15 самых независимых в мире. Вероятно, это связано с немецким менталитетом. Однако при этом немцам удалось построить эффективную судебную систему, которая способна обеспечить отраслевую защиту интересов граждан.

Тот факт, что эта страна занимает в Европе ведущую роль по гражданским искам, является отличительной особенностью судебной системы Федеративной республики Германии. Это еще раз доказывает, что суды являются крайне важными не только в государственной структуре, но и в жизни каждого гражданина страны.

  1. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / отв. ред. А. Я. Сухарев. — М.: Норма, 2000.
  2. Судебные системы европейских стран: справочник / пер. с фр. Д. И. Васильева и с англ. О. Ю. Кобякова. — М.: Международные отношения, 2002.
  3. Шумилов, В. М. Введение в систему публичного права ФРГ / В. М. Шумилов // Право и политика. — 2001. — № 10.

Основные термины (генерируются автоматически): земельный суд, суд, дело, инстанция, лишение свободы, участковый суд, Федеральный суд, Федеративная республика Германии, судебная власть, судебная инстанция.


В данной статье рассматривается порядок формирования конституционных судов федеральных земель Германии. Проанализированы конституции федеральных земель и законы о земельных конституционных судах. Рассмотрены процедура формирования состава судей, требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей земельных конституционных судов, срок полномочий, и др. Опыт немецкого конституционного правосудия представляет большой интерес для относительно молодой системы конституционного судебного надзора Российской Федерации, находящейся на этапе формирования.

Ключевые слова: порядок формирования, конституционное правосудие Германии, федеральные конституционные суды ФРГ, органы конституционного контроля, Федеральный конституционный суд.

В рамках представленной статьи освещается вопрос об особенностях формирования земельных конституционных судов ФРГ. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что вопрос конституционных судов земель ФРГ в разные годы рассматривался С. А. Авакьяном [1, 2], В. А. Кряжковым [5], А. М. Брусиным [3], В. В. Кровельщиковой [4], Е. О. Юсуповой [11], М. А. Свистуновой [10].

Так, статьи С. А. Авакьяна (1996, 1997) представляют собой пояснения, перевод и комментарии законов об органах конституционного контроля двух немецких земель: Баварии и Мекленбурга-Передней Померании [1, 2]. В. А. Кряжков в своей статье «Конституционные суды земель Германии» (1995) обобщает состояние системы конституционного контроля после воссоединения «старых» и «новых» земель [5]. Диссертационное исследование А. М. Брусина затрагивает проблемы защиты конституционных прав и свобод личности ФКС и конституционными судами земель ФРГ [3]. Работа Е. О. Юсуповой (2006) посвящена сравнительно-правовому анализу деятельности конституционного суда Республики Башкортостан РФ и земли Бранденбург ФРГ по защите прав человека [11]. Диссертация В. В. Кровельщиковой (2004) охватывает генезис судебного конституционного контроля в землях ФРГ [4]. В монографии С. Г. Павликова обосновывается неизбежность специфического развития судебных систем федеративных государств (на примере России и Германии) [9].

С 1951 г. в г. Карлсруэ существует специальный орган конституционного контроля — Федеральный конституционный суд, состоящий из двух сенатов (палат) по 8 судей в каждом. По данным официального сайта ФКС ФРГ за период своего существования с 07.09.1951 г. по 31.12.2015 г. подлежало рассмотрению 220353 дела. Большую часть составляли конституционные жалобы (96,58 %), абстрактный и конкретный нормоконтроль (1,72 %), запрет политических партий (0,01 %), прочие процессы, напр., разрешение споров о компетенции(1,68 %), более ранние процессы, которые велись до 1960 г. (0,01 %) [8].

Нормативно-правовой базой для отправления правосудия служит Основной закон ФРГ 1949 г. с последними изменениями от 23.12.2014, а также Закон о Федеральном Конституционном Суде ФРГ от 12.03.1951 года, конституции федеральных земель и законы о земельных конституционных судах, где конкретизируются нормы о составе судов, порядке их формирования, полномочиях судей и пр. Последние изменения к Закону о ФКС были приняты 31.08.2015 [8]. Разграничение компетенции между ФКС и конституционными судами земель основано на том, что ФКС контролирует соблюдение Основного закона, а земельные — конституций земель. В данных вопросах они не вмешиваются в дела друг друга.

Как отмечает экс-судья земли Бранденбург Р. Вилль, «развитие конституционного правосудия в различных регионах ФРГ тесно связано с их конституционной историей, и на этом основании конституции и суды земель можно разделить на три группы. Первую группу составляют земли, конституции которых вступили в силу до принятия Основного закона ФРГ (1949), а конституционные суды возникли, соответственно, ранее Федерального конституционного суда (1951). Они стали образцами для федерального законотворчества и государственного строительства. В эту группу входят следующие земли: Бавария, Гессен, Рейнланд-Пфальц и Бремен. Во вторую группу входят земли, которые приняли свои конституции и учредили конституционные суды после вступления в силу Основного закона, но до объединения Германии. Они ориентируются на Основной закон и Федеральный конституционный суд. К этим землям относятся: Северный Рейн-Вестфалия, Гамбург, Баден-Вюртемберг, Саар, Шлезвиг-Гольштейн и Нижняя Саксония. Третью группу составляют «новые» федеральные земли: Бранденбург, Саксония, Саксония-Анхальт, Мекленбург-Передняя Померания, Тюрингия и Берлин. Они приняли свои конституции и создали конституционные суды уже после объединения Германии, на основе более чем сорокалетнего конституционного опыта страны» [4, с. 133–134].

Например, в федеральной земле Берлин еще в конституции 1950 г. в ст. 72 предусматривалось формирование Конституционного суда, но ввиду особого политического статуса Берлина в разделенной на сектора Германии данный орган конституционного судебного контроля появился только четыре десятилетия спустя. 23.11.1995 была принята Конституция земли Берлин, а 08.11.1990 — Закон о Конституционном суде. 26 марта 1992 года в ландтаге прошли первые выборы судей конституционного суда федеральной земли Берлин [7].

Последней землей, в которой был образован конституционный суд, стал Шлезвиг-Гольштейн. До учреждения земельного органа конституционного судебного контроля в соответствии со ст. 99 Основного закона ФРГ и ст. 44 Конституции земли Шлезвиг-Гольштейн полномочия конституционного суда земли были возложены на ФКС. В 2006 г. в ст. 44 конституции федеральной земли были внесены изменения. С 01.09.2008 г. конституционный суд Шлезвиг-Гольштейна функционирует в полном объеме.

Порядок формирования состава судов может быть основан на выборном принципе или путем назначении на должность. Процедура избрания судей в Германии осуществляется исключительно парламентским путем. Как было отмечено, правом избрания судей наделены парламенты земель (ландтаги): в Берлине и ганзейских городах Бремен, Гамбург они именуются Bürgerschaft (парламент), что по существу не меняет положения дел. Данные города имеют исторически сложившийся статус отдельных федеральных земель.Например, Президент и вице-президент, а также пять членов суда Берлина избираются ландтагом, большинством в 2/3 голосов при тайном голосовании.


Срок полномочий судьи Конституционного суда Берлина равен семи годам. Переизбрание на второй срок исключено. Избирающий орган, т. е. ландтаг не связан кандидатурами на должность судей, которые включены в список Федерального министерства юстиции, и может учитывать других кандидатов.

Квалификация и профессиональный опыт кандидатов должны отвечать высоким требованиям. Что касается возрастного ценза, то он не является единым для всех шестнадцати земель ФРГ. Для судей ФКС согласно §4 ч.1 Закона о Федеральном конституционном суде минимальный возрастной порог равен 40 годам. Например, в самой большой по территории федеральной земле Баварии, а также в северном Шлезвиг-Гольштейне он также составляет 40 лет. В Берлине, Бранденбурге и Сааре установлен возрастной ценз, соответствующий 35 годам.Предельный возраст пребывания в должности судьи не должен превышать 68 лет.

Количественный состав судейского корпуса зависит от объема работы, территории и населения федеральной земли, и варьируется от 7 до 22 судей. Общее количество судей Конституционного суда Берлина — 9 человек, также как в Саксонии, Гамбурге, Рейнланд-Пфальце, Нижней Саксонии, Баден-Вюртемберге, 7 судей составляют конституционные суды таких земель, как Бремен, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония-Анхальт, Шлезвиг-Гольштейн, Северный Рейн-Вестфалия. Ландтаг земли Саар избирает 8 судей, в то время как Гессен — 11. Наиболее интересен в этом плане Баварский конституционный суд, состоящий из Президента, 22 профессиональных судей и 15 прочих членов, которые должны обладать знаниями публичного права. Президент выбирается из президентов трех Верховных судов Баварии (Мюнхен, Нюрнберг, Бамберг). Как показывает статистика официального сайта ФКС ФРГ, чаще всего Конституционный суд возглавляет представитель Мюнхенского Верховного суда [8].

В двенадцати землях Германии каждый член Конституционного суда должен иметь своего заместителя. Тем не менее, в Баварии заместители предусмотрены только для 15 из 38 членов Конституционного суда земли. Профессиональные судьи и Президент суда заместителей не имеют. В Берлине, Северном Рейне-Вестфалии, Бранденбурге и Гессене должности заместителей отсутствуют. В федеральной земле Бремен для каждого из семи членов суда необходимо выбрать по два заместителя.

Законодательно закреплен принцип гендерного равенства, напр., в состав Конституционного суда Берлина должно входить не менее трех представителей одного пола.

Установление сроков полномочий судей, предельного возраста пребывания в должности позволяет обновлять состав конституционного суда, делать его подвижным. Срок полномочий в федеральных землях колеблется от 5 лет (в Тюрингии) до 12 лет (в Мекленбурге-Передней Померании). В Бранденбурге судьи имеют право занимать должность в течение 10 лет. Для преодоления кадрового «застоя» в конституционных судах существует также практика периодической ротации его состава на одну треть. Например, при общем девятилетнем сроке полномочий членов конституционного суда Баден-Вюртемберга его состав обновляется на одну треть каждые три года. Конституционный суд состоит из трех групп по трое судей в каждой. Первая группа, включающая в себя Председателя и его заместителя, должна быть представлена профессиональными судьями, члены второй группы должны иметь право занимать судебную должность, но не работать судьями, к третьей группе требование указанные требования не предъявляются. В Баварии профессиональные судьи входят в состав конституционного суда в течение 8 лет, в то время как прочие члены суда и их заместители избираются ландтагом на 5 лет. В федеральной земле Гессен срок полномочий пяти профессиональных судей не должен превышать 7 лет, в то время как шесть остальных членов избираются на период деятельности ландтага.

Нередко конституция или закон оговаривают невозможность (либо возможность) избрания судей на второй срок. Запрет на переизбрание конституционного судьи на новый срок является гарантией его независимости, по крайней мере, в отношении тех органов, которые участвуют в его назначении (избрании). Переизбрание на второй срок возможно в большинстве земель ФРГ.

Членами конституционных судов федеральных земель не могу быть представители законодательных органов власти и правительства. К примеру,в земле Баден-Вюртемберг законодательно закреплено требование о том, что члены конституционного суда и их заместители не могут входить в состав Бундестага, Правительства Федерации, парламента или правительства земли и не могут быть госслужащими.

Важно отметить, что конституционные суды работают не на постоянной основе, техническое обеспечение их деятельности осуществляется аппаратами других судов, а судьи осуществляют свою деятельность по совместительству. Только в Баварии на постоянной основе исполняет свои полномочия Генеральный секретарь суда.

В. В. Кровельщикова вслед за В. А. Кряжковым указывает на то, что «двойной статус председателя и профессиональных судей, — по существу ядра конституционного суда, выводит из-под его контроля соответствующие высшие и, отчасти, иные земельные суды, способен породить противоречия, когда, с одной стороны, судьи конституционных судов руководствуются нормами об этих судах, а с другой — должны подчиняться общему законодательству о судьях». По её мнению, это обусловило то, что «в России субъекты Федерации не восприняли немецкий опыт формирования конституционных (уставных) судов и технического обеспечения их деятельности аппаратами других судов» [5, c. 18].

Тем не менее, немецкая система конституционного судебного контроля представляет интерес для конституционных (уставных) судов Российской Федерации, поскольку процесс формирования судебных органов субъектов РФ еще не закончен. Все земли ФРГ имеют четко проработанную нормативно-правовую базу в виде земельных конституций, законов о конституционных судах. В данных НПА регламентируется порядок формирования органов судебного контроля. Вопрос о том, в какой степени модель немецкого конституционного правосудия может быть ассимилирована в российских условиях, остается открытым.

Основные термины (генерируются автоматически): конституционный суд, Берлин, суд, судья, Федеральный конституционный суд, Бавария, земля, Бранденбург, конституционный контроль, федеральная земля.

В ФРГ существует специальный орган конституционного контроля — Федеральный конституционный суд, который осуществляет как предварительный, так и последующий контроль .

Федеральный конституционный суд состоит из двух палат (сенатов) по 8 судей в каждой, в общей сложности — из 16 судей. Половина из них избирается бундестагом (нижней палатой парламента), половина — бундесратом (верхней палатой). Бундестаг избирает судей путем косвен­ных выборов, создавая для этого специальную комиссию на основе про­порционального представительства политических партий. Бундесрат проводит прямые выборы. Кандидат на должность судьи должен полу­чить 2/3 голосов. Для кандидатов установлены довольно жесткие усло­вия: трое судей в каждом сенате должны быть избраны из состава судей пяти высших судов страны (в ФРГ нет единого верховного суда), пять других членов должны иметь возраст не менее 40 лет и соответствующий диплом о юридическом образовании. После избрания судьи назначаются на должность декретом президента республики. Срок их полномочий — 12 лет, повторное избрание не допускается.

Федеральный конституционный суд в соответствии с конституцией и законом о нем 1951 г. обладает очень широкой компетенцией, к которой относятся:

1) толкование федеральной конституции в случаях спора об объеме прав и обязанностей участников конституционно-правовых отно­шений (в частности, в связи со спорами о компетенции высших органов государства, по жалобам земли о толковании федеральной конституции судом земли);

2) рассмотрение споров и неясностей по вопросу о взаимо­отношениях федерации и земель, а также земель между собой (о совмес­тимости федерального права и права земель, о правах и обязанностях федерации и земель, об исполнении землями федерального права, об осуществлении федерального контроля в отношении земель и др.);

3) рассмотрение жалоб общин и их союзов (союзы — это, по сущест­ву, округа, единицы административно-территориального деления) по по­воду нарушения законом, в том числе актом земли, их прав на самоуправ­ление;

4) рассмотрение заявлений граждан на нарушение их конституци­онных прав юридическими актами — законами, актами административ­ных органов, судебными решениями;

5) решение квазиуголовных дел о лишении конституционных прав граждан, использующих эти права про­тив свободного демократического порядка, об антиконституционности и, следовательно, запрещении политических партий и других объединений, об освобождении от должности президента республики в связи с обвине­нием, возбужденным против него парламентом;

6) рассмотрение жалоб на решения бундестага, касающихся выборов, приобретения или утраты членства в бундестаге, и некоторых других жалоб.

Конституционный суд начинает действовать только после обращения к нему. Среди тех, кто имеет право подавать такой иск, такие федеральные органы, как федеральный президент, Бундестаг, Бундесрат, федеральное правительство или их части, – депутаты или фракции – а также земельные правительства.

Кроме того, Основной закон наделяет правом и отдельного гражданина подавать «конституционную жалобу», если он в результате действий того или иного органа власти чувствует себя ущемленным в своих основных правах. Каждый германский суд обязан обращаться в конституционный суд, если он считает, что закон противоречит конституции.

Дела рассматриваются одним из двух сенатов суда при кворуме в 6 судей. В Федераль­ном конституционном суде ФРГ, а также в конституционных судах зе­мель применяется устный состязательный процесс.

Решения Федерального конституционного суда обязательны для всех органов федерации, земель, всех ведомств и судов. В некоторых случаях, специально перечисленных в законе о Федеральном конституционном суде, его решения имеют силу закона.

Согласно Основному закону ФРГ судебная власть в Германии осуществляется Федеральным конституционным судом, иными федеральными судами и судами земель (ст. 92). Система судебных органов в Германии имеет сложный характер, что предопределено федеративным устройством страны и многоплановой судебной юрисдикцией.

Существуют шесть ветвей юстиции:

  • конституционная,
  • общая,
  • административная,
  • финансовая,
  • трудовая и
  • социальная.

Систему судов общей юрисдикции возглавляет Федеральная судебная палата. Иные ветви судебной власти возглавляются соответственно Федеральным административным судом, Федеральным финансовым судом, Федеральным судом по трудовым спорам и Федеральным судом по социальным вопросам (абз. 1 ст. 95 Основного закона).

Основной закон также устанавливает, что Федерация может учредить федеральный суд по делам о правовой защите промышленной собственности; она же может образовать федеральные суды для вооруженных сил – военно-уголовные суды; последние могут осуществлять свою юрисдикцию лишь в случае введения состояния обороны, а также в отношении лиц из состава вооруженных сил, направленных за границу или находящихся в море на военных кораблях. Верховным органом для этих судов является Федеральная судебная палата (ст. 96). Чрезвычайные суды не допускаются.

Правосудие в ФРГ осуществляется на началах равенства всех перед судом и законом, независимости судей и подчинения их только закону, гласности судебного процесса, состязательности и иных, закрепленных в Основном законе и других правовых актах.

Федеральный конституционный суд.Данный институт получил конституционное закрепление еще в Веймарской конституции. Его важность предопределяется особой ролью в защите конституционного порядка. Федеральный конституционный суд является самостоятельным и независимым от всех других конституционных органов судом Федерации.

Председатель и заместитель председателя Федерального конституционного суда избираются соответственно Бундестагом и Бундесратом из состава обоих сенатов. Каждый раз при выборах этих должностных лиц происходит чередование между палатами парламента относительно избрания председателя суда. Сложился своего рода обычай, согласно которому партия (или коалиция), имеющая большинство мест в палате, предлагает кандидатуру председателя суда, а вторая по величине партия – его заместителя.

ПолномочияФедерального конституционного суда весьма широки. Он рассматривает:

1) дела о толковании Основного закона по поводу споров об объеме прав и обязанностей верховного федерального органа или других участников, которые Основным законом или регламентом верховного федерального органа наделяются собственными правами;

2) дела о соответствии Основному закону других актов федеральных органов государственной власти или нормативных правовых актов земель, а также о соответствии федеральному праву права земель (в последнем случае дела рассматриваются по ходатайству Федерального правительства, правительства земли или трети депутатов Бундестага);

3) споры о компетенции между Федерацией и ее субъектами, в частности при исполнении землями федерального права и при осуществлении федерального надзора;

4) споры публично-правового характера между Федерацией и землями, между землями или в пределах одной земли, если не предусмотрен иной судебный порядок;

5) конституционные жалобы, поданные в связи с нарушением органами государственной власти или должностными лицами конституционных прав и свобод;

6) конституционные жалобы общин или объединений общин в связи с нарушением права на самоуправление;

7) иные дела, отнесенные к ведению Федерального конституционного суда Основным законом (ст. 93).

Система судов общей юрисдикции включает в себя действующие в землях

  • участковые суды,
  • земельные суды,
  • высшие земельные суды и
  • действующую на уровне федерации Федеральную судебную палату,

т.е. четыре инстанции. Данные суды рассматривают уголовные и гражданские дела. Всего действует 706 участковых судов, 116 земельных и 24 высших земельных суда.

Система специальных судов имеет три уровня (кроме финансовых судов, имеющих двухуровневую систему) –

  • окружные,
  • земельные суды и
  • федеральный суд.

К судам по трудовым спорам относятся: Федеральный суд по трудовым спорам (располагается в г. Кассель), 19 высших судов земли по трудовым спорам, 124 суда по трудовым спорам. К компетенции этих судов относятся споры между профсоюзами и союзами работодателей, между отдельными предпринимателями, с одной стороны, и работниками наемного труда (рабочие, служащие) – с другой.

В ведении административных судовнаходятся все споры публично-правового характера, кроме конституционно-правовых, прежде всего иски граждан к различным государственным органам, споры о правах государственных служащих, а также споры между некоторыми административными единицами (например, между городом и общинами); эти же суды разрешают конфликты, связанные с запретом массовых выступлений и демонстраций, охраной окружающей среды, предоставлением политического убежища и т.д. Система административных судов включает

  • Федеральный административный суд,
  • 16 высших административных судов и
  • 52 административных суда.

Суды по социальным вопросам относят к особому виду административной юстиции. Эти суды рассматривают иски граждан к государственным учреждениям по вопросам о социальном страховании, о выплате пособий на детей и проч. Система судов этого вида включает:

  • Федеральный суд по социальным вопросам (г. Кассель);
  • 16 высших (земельных) судов и
  • 69 низовых судов по социальным вопросам

Суды, входящие в систему каждого из упомянутых видов судебной юрисдикции, самостоятельны и независимы в отношении друг друга. В случае возникновения между ними разногласий по существенным правовым вопросам в соответствии с Основным законом (ст. 95) созывается совместный Сенат высших судебных инстанций, который выносит решения, обеспечивающие единство судебной практики. В Основном законе закреплены положения о несменяемости судей. Судьи назначаются без указания срока полномочий, но состоят в должности до достижения возрастного предела, установленного законом о судьях. Предельный возраст для судей судов общей и специальной юрисдикции составляет 65 лет.

Прокуратура в Германии не образует самостоятельной системы, а организационно связана с судами различных инстанций. Все федеральные прокуроры находятся под общим руководством министра юстиции ФРГ. Общее руководство прокурорами в землях осуществляет соответствующий земельный министр юстиции. Прокуратура проводит расследование по уголовным делам, отличающимся большой сложностью. В предусмотренных законом случаях представители прокуратуры участвуют и в разбирательстве гражданских дел.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: