Специальный церковный суд также был средством борьбы и усиление власти что это
Обновлено: 02.10.2023
Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
§ 16. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики
Глава VI
Католическая церковь в XI—XIII веках. Крестовые походы
В чём проявилось влияние церкви на жизнь средневековой Европы в XI — XIII веках?
В XI—XIII веках христианская церковь в Европе достигла большого могущества. Без её участия или воздействия не совершалось ни одно крупное событие.
§ 16. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики
Какую роль играла христианская церковь в обществе раннего Средневековья?
Как христианская церковь на Западе стала крупным землевладельцем?
Когда и при каких обстоятельствах образовалось государство пап римских — Папская область?
1. Первое сословие. Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них. Сословия — большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.
Все три сословия необходимы друг другу. Первое сословие — «те, кто молится» (монахи и священники) — заступаются за людей перед Богом. Второе — «те, кто воюет» (светские феодалы) — защищают христиан от врагов. Третье — «те, кто трудится» — кто не входит в первые два сословия. Они добывают для всех всё, что необходимо для жизни. К третьему сословию относятся прежде всего крестьяне, а также и горожане.
Реликварий для хранения святых мощей
Духовенство претендовало на роль главного сословия, ведь церковь считалась посредником между людьми и Богом и учила, как человеку достичь после смерти вечного блаженства. Христианская мораль требовала выполнения нравственных правил, перечисленных в Библии, в том числе: относиться к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Христианство ввело понятие греха и покаяния: считалось, что грешник и даже преступник могут спасти свою душу раскаянием и исповедью, то есть искренним рассказом о своих грехах священнику, который будет молить Бога простить их. Церковь учила никогда не терять надежды.
Образцом считался святой человек, который отрёкся от земных забот и соблазнов и страдал во имя веры, стал бедным, даже нищим, отказавшись от имущества — ведь имущество отвлекает от забот о спасении души, оно связано с жадностью и враждой. Часть своих доходов церковь была обязана тратить на помощь нищим, бедным и больным: раздавала продукты во время голода, содержала больницы для бедняков, приюты для сирот и престарелых, ночлежки для бездомных.
2. Богатство церкви. Церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Ей принадлежало около трети возделанных земель в Европе. Епископы и монастыри имели сотни, а порой и тысячи зависимых крестьян.
Со всего населения Западной Европы церковь взимала десятину — особый налог на содержание духовенства и храмов. Верующие платили священникам также за венчание и другие церковные обряды. Многие завещали и дарили церкви землю, деньги и другое имущество — на помин или спасение души.
Монахи. Средневековая миниатюра
Монах пишет летопись
Церковь обладала правом индульгенции (в переводе с латинского — «милость»). После исповеди верующие получали прощение грехов и даже преступлений. Появились грамоты, которые также назывались индульгенции. Их продавали за деньги от имени папы римского. Торговля индульгенциями приносила папам огромные доходы и вызывала негодование истинно верующих граждан.
3. Разделение церквей. В течение раннего Средневековья на съездах высшего духовенства — Церковных соборах были постепенно выработаны и утверждены главные догматы (непреложные истины) христианской веры: учение о Троице (Бог един, но существует в трёх лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух); о воплощении Христа от Духа Святого и Девы Марии. Церковь являлась посредником между Богом и людьми.
До середины XI века христианская церковь считалась единой. Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии — константинопольский патриарх, зависившей от императора. За господство над христианской церковью в разных странах Восточной и Западной Европы между папой римским и константинопольским патриархом шла острая борьба.
Между церквами на Западе и Востоке существовали также различия в обрядах и учении. В раздробленной Западной Европе церковь сохранила единый язык богослужения — латинский. Восточная же церковь вела богослужение на греческом, но допускала церковную службу на местных языках. На Западе было запрещено вступать в брак всем духовным лицам, на Востоке же — только монахам и епископам, а священники и диаконы были женатыми. Даже внешне восточные священники отличались от западных: не брили бороды, не выстригали волосы на темени.
Гербы монастырей
Папа Григорий VII. Средневековое изображение
В 1054 году, во время очередного конфликта, папа и патриарх предали друг друга проклятию. С тех пор западная христианская церковь стала называться католической (что значит «всемирной»), а восточная — православной (то есть «правильно славящей Бога»). После разделения обе церкви стали полностью самостоятельными.
4. Борьба пап за светскую власть. С середины IX века власть папы крайне ослабела, её упадок продолжался около двух столетий. В католической церкви началось движение за усиление её авторитета. Папой был избран Григорий VII (1073—1085). Воинственный, способный и волевой, он был человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма1. Григорий VII желал подчинить всех светских государей папе римскому.
Нана против короли
Между Григорием VII и германским королём Генрихом IV, ставшим императором Священной Римской империи, разгорелась ожесточённая борьба из-за того, кому должно принадлежать право назначать епископов. Король объявил, что папа Григорий VII отныне лишается власти Своё письмо папе он закончил словами: «Мы, Генрих, король Божьей милостью, со всеми нашими епископами говорим тебе: ступай вон!» В ответ на это послание Григорий VII освободил подданных императора от присяги на верность и объявил, что низлагает его с престола. Воспользовавшись этим, крупные феодалы Германии подняли мятеж против Генриха IV.
Король был вынужден искать примирения с папой. Зимой 1077 года с небольшой свитой он отправился через Альпы в Италию. Папа укрылся в замке Каносса на севере страны. В течение трёх дней приходил Генрих IV к стенам замка в одежде кающегося грешника — в рубахе и босиком. Наконец он был допущен к папе и вымолил у него прощение. Папа снял отлучение. Но, справившись с мятежом феодалов, Генрих IV двинулся с войском в Италию против папы. На улицах Вечного города происходили ожесточённые схватки римлян с войсками германского короля. На помощь папе, осаждённому в замке святого Ангела, подоспели с юга Италии норманны, но «помощники» разграбили город. Григорий VII был вынужден уйти вместе с норманнами на юг Италии, где вскоре умер.
Папа Иннокентий III. Фреска
Борьба пап с императорами с переменным успехом продолжалась более 200 лет. В неё были втянуты феодалы и города Германии и Италии, становившиеся на ту или иную сторону.
Наивысшего могущества власть церкви достигла при Иннокентии III (1198—1216). Он был наделён твёрдой волей, большим умом и способностями.
Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европейских стран. Одно время папа возводил на престол и смещал императоров. Его считали высшим судьёй в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуострова.
«Диктат папы», составленный Григорием VII
(отрывки)
Римская церковь создана единым Богом.
Только римский епископ по праву зовётся вселенским.
Только он один может низлагать епископов и восстановлять их.
Он один вправе распоряжаться знаками императорского достоинства. Одному папе все князья лобызают ноги.
Он может низлагать императоров.
Ни одно постановление, ни одна книга не могут быть признаны каноническими без его разрешения.
Никто не смеет отменить его решения, а он сам отменяет чьи угодно. Никто ему не судья.
Римская церковь никогда не заблуждалась и впредь, по свидетельству писания, не будет заблуждаться.
По его изволению и разрешению подвластные могут жаловаться.
Не считается католиком тот, кто не согласен с римской церковью. Подданных он может освобождать от присяги неугодным владыкам.
1. Выразите в одном-двух предложениях суть этого документа.
2. Что позволило главе католической церкви к XI веку приобрести такое могущество?
3. Какие из помещённых здесь утверждений были обращены прежде всего к светским правителям Европы того времени? Почему?
1 Фанатизм страстная преданность споим взглядам, соединённая с полной нетерпимостью к чужим.
5. Против чего выступали еретики. Среди горожан, рыцарей, простых священников и монахов время от времени появлялись люди, открыто критиковавшие церковь. Таких людей духовенство называло еретиками. Еретик — противник господствующего вероучения церкви.
Еретики утверждали, что церковь испорчена, а папа — наместник дьявола. Они отвергали жадность и стяжательство священнослужителей, дорогие церковные облачения, пышные обряды богослужения. В своих проповедях еретики осуждали священников и монахов за забвение «апостольской бедности» и требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих земельных владений и богатств. Единственным источником веры для многих еретиков было Евангелие. Они сами показывали пример праведной жизни: помогали бедным, питались подаянием.
Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности, или мечтали о равенстве в имуществе, или предсказывали, что в близком будущем наступит «Царство Божие на земле».
Оборона церкви от врагов. Миниатюр XV в. Папа и другие служители церкви обороняют её от еретиков (с повязками на глазах) и грехов (в виде женщин с копьями)
Как вы считаете, на чьей стороне симпатии автора рисунка — еретиков или католической церкви?
Сожжение еретиков во Франции в начале XIII в. Миниатюра XV в.
Почему казни еретиков проходили публично?
6. Как церковь боролась с еретиками. Служители церкви во всех странах преследовали еретиков и жестоко расправлялись с ними. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви. Отлучённый был вне закона, верующие не имели права оказывать ему помощь и давать приют.
В области, где было много еретиков, церковь организовывала военные походы, обещая участникам прощение грехов. В начале XIII века феодалы отправились карать еретиков-альбигойцев в богатые области Южной Франции; их центром был город Альби. В походе охотно приняли участие северофранцузские рыцари, рассчитывавшие на богатую добычу. За 20 лет войны многие цветущие города Южной Франции были разграблены и разрушены, а их население перебито.
7. Инквизиция. Для усиления своей власти и борьбы с еретиками папа создал в XIII веке специальный церковный суд — инквизицию (в переводе с латинского значит «расследование»). На основании слежки и доносов обвиняемых заключали в тюрьмы и подвергали жестоким пыткам. Многие, не выдерживая мучений, оговаривали себя и других ни в чём не повинных людей. Признавшиеся в ереси получали разные наказания, вплоть до тюремного заключения или смертной казни. При этом служители церкви проявляли к ним милосердие — просили умертвить «без пролития крови». Это значило, что их должны были заживо сжечь на костре.
Франциск Ассизский. Средневековая икона
8. Нищенствующие ордены монахов. Видя, как народ почитает людей, живущих в бедности, папы римские поддержали в начале XIII века ордены 1 нищенствующих монахов-проповедников. Основатель одного из орденов итальянец Франциск Ассизский (1181—1226), сын богатых родителей, ставший монахом, проповедовал любовь людей не только друг к другу, но и ко всему живому, в том числе к солнечному свету. Даже к червям Франциск питал любовь. И он их собирал с дороги и относил в безопасное место, чтобы путники не раздавили их.
Странствуя по Италии, он предлагал людям покаяться в грехах, жить за счёт милостыни. Иннокентий III учредил орден францисканцев, а самого Франциска церковь позже объявила святым.
Сын испанского дворянина, монах-фанатик Доминик Гусман (1170—1221) основал орден доминиканцев (по-латыни «псы господни»). Считая главной целью борьбу с еретиками, доминиканцы составляли большинство судей и служителей инквизиции. На их знамени была изображена собака с факелом в пасти как символ розыска и преследования еретиков.
1 Орден (одно из значений слова) — организация монахов или рыцарей со своими целями и правилами поведения.
Святой Доминик. Средневековая икона
1. Какие представления об устройстве общества, об образцовом поведении, о бедности и богатстве утверждала церковь? Следовала ли сама церковь этим утверждениям?
2. Что было главной причиной разделения церквей?
3. Приведите факты, которые свидетельствуют о том, что при Иннокентии III власть папы достигла наивысшего могущества.
4. Что проповедовали еретики?
5. Как католическая церковь боролась с еретиками?
6. Что такое нищенствующие ордены?
7. Какой из монашеских орденов особенно помогал папе римскому в борьбе с ересями? В чём это выражалось?
8. Начертите схему «Источники богатства церкви».
1. При Григории VII католическому духовенству было запрещено вступать в брак. Предположите, ради чего было введено безбрачие духовенства. Выясните, сохранился ли этот обычай в наши дни.
2. Объясните утверждение церковного писателя: «Богатые созданы для спасения бедных, а бедные — для спасения богатых».
3. Почему торговля индульгенциями вызывала возмущение истинно верующих людей?
4. Согласно легенде, Иннокентий III учредил орден францисканцев, когда увидел во сне. будто Франциск подпирает плечом шатающийся главный собор Рима. Объясните, как понял смысл своего сна папа римский.
5. Почему еретиков, веривших в Христа и почитавших Евангелие, католическая церковь подчас преследовала с большей жестокостью и непримиримостью, чем язычников, мусульман и иудеев?
6. Составьте в паре с одноклассником диалог папы римского и императора о том, кто из них должен обладать высшей властью на Земле. Продумайте аргументы обоих собеседников.
§ 16. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики
ИНКВИЗИЦИЯ (от лат. inquisitio — розыск) , в католической церкви в 13-19 веков особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти. В основном вели борьбу с инакомыслием (ересями) . Инквизиционный процесс отличался особой системой доказательств, судья и следователь совмещался в одном лице. Широко применялись пытки как важнейший источник получения доказательств. Осужденные обычно приговаривались к сожжению на костре. В 16-17 веках одно из основных орудий Контрреформации. Особенно свирепствовала инквизиция в Испании.
(Inquisitio baereticae pravitatis), или святая Инквизиция, или святой трибунал (sanctum officium) — учреждение римско-католической церкви, имевшее целью розыск, суд и наказание еретиков. Термин Инквизиции существует издавна, но до XIII в. не имел позднейшего специального значения, и церковь еще не пользовалась им для обозначения той отрасли своей деятельности, которая имела целью преследование еретиков. Развитие преследований находится в тесной зависимости от некоторых общих положений христианского вероучения, изменявшихся под влиянием стремлений средневекового папства. Человек может найти спасение только в вере: отсюда долг христианина и особенно служителя церкви обращать неверующих на путь спасения. Если проповедь и убеждение оказываются недействительными, если неверующие упорно отказываются принять учение церкви в его целом или частях, то этим они создают соблазн для других и угрожают их спасению: отсюда выводилась потребность удалить их из общества верующих, сперва посредством отлучения от церкви, а потом — и посредством тюремного заключения или сожжения на костре. Чем более возвышалась духовная власть, тем строже относилась она к своим противникам.
В истории Инквизиции различаются 3 последовательных периода развития:
1) Преследование еретиков до XIII в. Суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер.
2) Доминиканская Инквизиция со времени Тулузского собора 1229 г. Создаются постоянные инквизиционные трибуналы, находящиеся в специальном ведении доминиканских монахов.
3) Испанская Инквизиция с 1480 г. Инквизиционная система тесно связывается с интересами монархической централизации в Испании и притязаниями ее государей на политическую и религиозную супрематию в Европе, сперва служа орудием борьбы против мавров и евреев, а потом, вместе с Иезуитским орденом, являясь боевою силою католической реакции XVI в. против протестантизма.
Иллюстрация к "Истории инквизиции М. де Фереа.
Инквизиция.
Инквизииция (лат. Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium, «Святой отдел расследований еретической греховности») — общее название ряда учреждений Римско-католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью.
Для усиления своей власти и борьбы с еретиками папа создал в 8 веке специальный церковный суд.
Какое название этого суда?
Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium, «Святой отдел расследований еретической греховности»)— общее название ряда учрежденийРимско - католической церкви, предназначенных для борьбы сересью.
В КАКИХ СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В 12 - 13 ВЕКАХ ПРОИСХОДИЛА БОРЬБА МЕЖДУ СВЕТСКОЙ ВЛАСТЬЮ И ВЛАСТЬЮ ПАП?
В КАКИХ СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В 12 - 13 ВЕКАХ ПРОИСХОДИЛА БОРЬБА МЕЖДУ СВЕТСКОЙ ВЛАСТЬЮ И ВЛАСТЬЮ ПАП?
БЫЛО ЛИ ЭТО ПОВСЕМЕСТНЫМ ЯВЛЕНИЕМ?
СРОЧНО?
ВСТАВТЕ СЛОВА(ПОНЯТИЯ, ИМЕНА, ДАТЫ)
специалистов по денежным делам в средневековых городах называли -
специальные грамоты о прощении грехов -
первым сословием считалост - , все все светские феодалы составляли второе сословие - , а все остальные населения относились к третьему сословию.
Специальный церковный суд, созданные для борьбы с еретиками -.
Какой специальный орган был учрежден в Испании для борьбы с еретиками и иноверцами?
Какой специальный орган был учрежден в Испании для борьбы с еретиками и иноверцами?
Кто его возглавил?
Церковный суд, созданный папой Римским в XIII веке называется … а) аутодафе б) индульгенция в) инквизиция?
Церковный суд, созданный папой Римским в XIII веке называется … а) аутодафе б) индульгенция в) инквизиция.
Церковное "расследование" в борьбе с еретиками?
Церковное "расследование" в борьбе с еретиками.
Исправьте ошибку( если есть) Судебную власть в РФ представляет Конституционный суд, Высший арбитражный суд и прокуратура?
Исправьте ошибку( если есть) Судебную власть в РФ представляет Конституционный суд, Высший арбитражный суд и прокуратура.
Особый церковный суд?
Особый церковный суд.
Мономах Филофей провозгласил Москву Третьим Римом, потому что Русская православная церковь : а) получила самостоятельность от Византийской церкви ; б) не признала Флорентийской церковной унии 1439 год?
Мономах Филофей провозгласил Москву Третьим Римом, потому что Русская православная церковь : а) получила самостоятельность от Византийской церкви ; б) не признала Флорентийской церковной унии 1439 года об объединении православной и католической церквей под властью римского папы ; в) проводила беспощадную борьбу с еретиками.
В каких странах Западной Европы в 12 - 13 веках происходила борьба между светской властью и властью пап?
В каких странах Западной Европы в 12 - 13 веках происходила борьба между светской властью и властью пап?
Было ли это повсеместным явлением?
История 10 Бунташный век Реформа патриарха Никона послужила причиной : а) церковного раскола б) создания Святейшего Синода в) усиления власти церкви г) ограничения царской власти?
История 10 Бунташный век Реформа патриарха Никона послужила причиной : а) церковного раскола б) создания Святейшего Синода в) усиления власти церкви г) ограничения царской власти.
Если вам необходимо получить ответ на вопрос Для усиления своей власти и борьбы с еретиками папа создал в 8 веке специальный церковный суд?, относящийся к уровню подготовки учащихся 5 - 9 классов, вы открыли нужную страницу. В категории История вы также найдете ответы на похожие вопросы по интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с посетителями этой страницы.
Церковный суд, созданный папой Римским в XIII веке называется … а) аутодафе б) индульгенция в) инквизиция?
Церковный суд, созданный папой Римским в XIII веке называется … а) аутодафе б) индульгенция в) инквизиция.
Помогите ответить на вопросы : 1) Церковный суд в средние века?
Помогите ответить на вопросы : 1) Церковный суд в средние века.
2)Первый представитель Совнаркома.
4)Какой дворянский титул был у сподвижника Петра Первого Александра Меньшикова?
Двумя положениями судебной реформы 1864 г?
Двумя положениями судебной реформы 1864 г.
Были : участие в судебном процессе присяжных заседателей получение помещиками права суда над крестьянами учреждение особого дворянского суда состязательность судебного процесса.
Помогите пожалуйста с вопросом?
Помогите пожалуйста с вопросом.
По теме : Российская империя в царствование Александра 2.
Что из перечисленного относится к судебной реформе 1864 г?
А)Состязательность сторон в ходе судебного процесса.
Б) Накозание розгами виновных .
В)гласность суда Г) периодическая сменяемость судей .
Д)создание особого суда для дворян е)зарплата судей одна из самых высоких в мире.
Ж) введение суда присяжных.
З) бессословность суда.
Отметьте неверный ответ Главными причинами церковной реформы патриарха Никона были : а)необходимость обновления церкви б)стремление к исправлению накопившихся искожений в церковных книгах и обрядов в)?
Отметьте неверный ответ Главными причинами церковной реформы патриарха Никона были : а)необходимость обновления церкви б)стремление к исправлению накопившихся искожений в церковных книгах и обрядов в)усиление разногласий между церковной и церковного и светской властью?
Причины церковного раскола?
Причины церковного раскола.
Что было До и После церковного раскола?
Что было До и После церковного раскола.
Ответьте срочно?
Обвинительный приговор в30 - е г.
Г в СССР выносился на основании решения?
1)Ревтрибунала 2)Народного суда 3)Особого совещания при НКВД СССР 4)Суда присяжных.
Для усиления своей власти и борьбы с еретиками папа создал в 8 веке специальный церковный суд?
Для усиления своей власти и борьбы с еретиками папа создал в 8 веке специальный церковный суд.
Какое название этого суда?
Особый церковный собор длившийся церкви на содержание духовенства и храмов со всего населения Западной Европы?
Особый церковный собор длившийся церкви на содержание духовенства и храмов со всего населения Западной Европы.
На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Особый церковный суд?, относящийся к категории История. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 5 - 9 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.
После разделения Церквей папская власть поднимается на такую высоту, что для православного Востока представляются только две возможности: или преклониться перед самодержавием Римского престола, или уклониться от всякого церковного общения с ним. Середины не могло быть, ибо папская власть никаких компромиссов не признавала. Уже папа Григорий VII Гильдебранд (1073) обнаружил такое стремление к возвеличению своей власти, что даже римские историки признают, что власть его выходила за должные пределы и почти уничтожала все права епископов и Церквей, от которых он настоятельно домогался беспрекословной покорности. Григорий VII проводил ту мысль, что воля папы составляет закон для всего человечества, а власть папская служит источником всякой другой власти. Она не может быть ограничена ни Вселенским Собором, ни обычаем, ни законом. Поэтому все, не повинующиеся его велениям или не имеющие общения с Римской кафедрой, почитались им схизматиками и еретиками. Следуя этому завету, папа Лев IX кинул в лицо всей Восточной Церкви анафему, отвергавшую эти чудовищные и неслыханные от первых веков христианства папские притязания. Провозглашенный Григорием VII принцип, что авторитет папы стоит выше всякой другой власти, какая только существует на земле, папа Иннокентий (XII—XIII вв.) постепенно проводит в жизнь и через это становится универсальным духовным монархом, соединив в одно великое теократическое государство отдельные народы и государства Запада. Его власти подчиняются императоры, короли и владетельные князья, считая за честь служить ему.
Время от времени папы присваивают себе абсолютную судебную власть. Уже папа Николай (IX в.) потребовал в качестве канонического правила, чтобы все постановления поместных Соборов представлялись на благоусмотрение папы даже в тех случаях, когда против них никто и не апеллирует, на том основании, что областные Соборы могут производить по возникшим вопросам только предварительное исследование, окончательный же по ним приговор принадлежит исключительно папе. Он же завоевал себе право верховной судебной власти над всеми христианами, не исключая и государей. Пользуясь этим правом, папы стали требовать предоставлять их суду царственных особ. Так папа Урбан II отлучил по суду от Церкви короля французского Филиппа, а Иннокентий III наказал своим вердиктом французского короля Филиппа Августа. Александр III (XII в.) издал постановление, чтобы на суд его переносились дела, относящиеся не только к ведомству трибунала церковного, но и светского, и притом не только важнейшие, но и незначительные. Папа Бонифаций VIII пошел еще дальше. Он утверждал, что так как всякое наше действие большей частью бывает причастно греху, поэтому ни один человеческий поступок не подлежит изъятию из ведения папского суда. Так как подчинение папскому суду уничтожало всякий след самостоятельности национальных Церквей и колебало авторитет всех других органов судебной власти, против него раздались на Западе горькие жалобы и протесты, но напрасно. Рим победил, проповедуя, что трибунал папы выше всякой земной власти, ибо власть папы по своей неограниченности равна власти Божией. Ставился даже такой вопрос: можно ли апеллировать от папского суда к суду Божьему, и ответ давался отрицательный именно на том основании, что «у Бога и папы суд общий». Для усиления верховной правительственной власти папы отвоевали у государей так называемое право «инвеституры», т.е. назначения епископов королевской властью, и хотя de jure Григорием VII и Иннокентием III установлено было свободное избрание епископов посредством капитулов, de facto распоряжался выбором епископов папа по своему желанию. Со времен Григория VII вошел в закон обычай, обязывающий епископов приносить торжественную присягу в верности папе, и, следуя этому обычаю, епископы и ныне клянутся «защищать, приумножать и распространять права, почести, преимущества и авторитет Святой Римской Церкви, государя нашего папы и преемников его, еретиков же, схизматиков и противящихся папе сколько возможно гнать и преследовать». И неудивительно, что католические епископы всегда и во всем должны являться врагами православия. Присяга эта практиковалась в том смысле, что епископы должны повиноваться папе не только в делах духовных, но и в политических, и благодаря этому при помощи епископов светская власть пап распространялась все шире и становилась более могущественной. Со временем папы подчинили своему непосредственному ведению не только епископов, но и клириков. Сперва они только рекомендовали своих кандидатов на открывшиеся вакансии, но Климент IV (XIII в.) придал этому обычаю право, и папы стали распоряжаться всеми церковными должностями без исключения, что породило в Римской Церкви симонию и продажность. Пользуясь этим правом, папы присваивали себе титул episcopus universalis, означавший, что епископ Рима есть единственный епископ во всем мире, и поэтому все остальные органы церковного управления обращаются им в ничто. Власть папы стала первой и последней инстанцией для решения всех и важнейших, и незначительных церковных дел.
Чтобы еще более ослабить епископскую власть и подчинить своей власти епископов всех областей, папы посылают туда своих легатов, дав им полномочие следить на месте за всеми отраслями церковного управления и надзирать за епископами. Власть легатов была неограниченная, и там, где появлялся легат, епископская власть переставала действовать.
Утвердив за собой церковно-судебную и правительственную власть, папы стали единственным источником церковного законодательства. Григорий VII установил в Римской Церкви тот принцип, что только папа властен издавать новые законы, вызываемые нуждами времени. Основываясь на этом принципе, Бонифаций VIII утверждал, что всякое право, все законы должны исходить от воли папы, ибо папа стоит выше всех законов и установлений Церкви — он является их первоисточником. Поэтому, если папа что-нибудь повелевает или запрещает, даже если это противоречит существующим законам, веление его должно выполняться свято. Это, так сказать, развязывало папам руки и давало им возможность своей волей изменять древние вселенские каноны, не говоря уже о декретах самих пап.
Сконцентрировав в своих руках церковную власть, папы, вопреки словам Христа Спасителя «Царство Мое не от мира сего», стали добиваться светской власти. Так как в древности римский епископ избирался клиром и паствой и утверждался византийским императором, а затем династией Каролингов, то усилия пап в первую очередь были направлены на то, чтобы освободить избрание римских первосвященников от влияния светской власти. Усилия эти оказались небезрезультатными, и папы, постепенно ослабляя зависимость своего поставления от светских властителей, достигли, наконец, полного уничтожения этого обязательства. Уже в XI в., при папе Николае II, издано было постановление, которым дело избрания пап предоставлялось кардиналам. Когда же Григорий X (XIII в.) издал постановление об избрании пап конклавом, в Риме окончательно укрепилась мысль, что утверждение пап императорами есть дело незаконное и несовместимое с авторитетом престола Петрова.
Впоследствии папы, став светскими властителями, не только добились своей независимости в политическом отношении, но и играли на Западе значительную политическую роль. Основываясь на подложной дарственной записи Константина Великого, папы поставили своей задачей осуществить идеал теократической, точнее папской, монархии, чего они и достигли благодаря дару Каролингов и установившемуся воззрению, будто по божественному праву папам принадлежит власть распоряжаться царствами всего мира. Как свидетельствует история средних веков, папы являлись раздавателями царских корон и императорских титулов, вмешивались и руководили политическими делами западных монархий. Папы настоятельно требуют, чтобы весь мир работал на них со страхом и трепетом, а императоры служили бы в этом отношении примером для всех. Императорское достоинство называлось бенефицией (даром) апостольского престола. Для оправдания столь великих и незаконных притязаний папы находят доказательства. Григорий VII рассуждает так: «Если святой престол имеет от Бога власть решать духовные дела, то почему не может он решать дела светские? Когда Господь сказал апостолу Петру "Паси овцы Моя", то разве сделал исключение для королей? Епископское достоинство настолько выше королевского, насколько золото дороже свинца». В таком духе рассуждал и папа Иннокентий III: «Подобно тому как Бог, Творец Вселенной, поставил два великих светила на тверди небесной, одно, большое, для управления днем и меньшее для управления ночью, так точно и на тверди Вселенской Церкви поставил Он две великие власти: папскую и императорскую. Власти большей из них, т.е. папской, вверены души; власти же меньшей, т.е. императорской, поручены тела. Луна свет свой получает от солнца, так и царственная власть получает блеск своего сана от первоверховного главенства папы. Папам дарованы ключи царства, даровано право вязать и решить грех. Но весь мир во зле лежит, т.е. весь строй мировой жизни подчинен закону греха. Поэтому папе подчинен весь мир, который погряз в грехе. Императоры и всякая земная власть находятся в зависимости от папы, потому что в великой цепи погрязшего в грехе мира они составляют только частные звенья». Мятежные против пап короли предавались анафеме, а подданные их освобождались от данной им присяги. Мятежные государства подвергались папскому «интердикту», т.е. запрещению. В государствах, подвергнутых таковому, церкви закрывались, колокола умолкали, богослужения не совершались, миряне лишались таинств, мертвые оставались без христианского погребения, вся страна погружалась в траур, и даже друзьям запрещались при встрече взаимные приветствия. Подверженная интердикту страна осуждалась также на опустошение, и соседи могли грабить ее безнаказанно. При таких условиях из-за боязни папского гнева самые могущественные монархи должны были смиряться перед папами. Папские анафемы щедро сыпались, и в начале XIV в. около половины западно-христианского мира было подвержено церковным запрещениям. Среди такого произвола глава Церквей сделался главой государств, и папы возмечтали, что весь мир станет лежать у их ног. Уже при папе Григории VII на было в Европе ни одного из государей, власть которого не была бы потрясена или оскорблена посягательствами этого папы. Считая себя выше всех государей, в актах своих он не ставит по принятому обычаю имен западных императоров, но указывает год своего святительства. В Испанию он пишет, что Испания издавна принадлежала св. Петру, даже когда находилась в руках язычников, и высказывает пожелание, чтобы она лучше принадлежала неверным, нежели христианам, не признающим себя подданными апостольской кафедры; от короля германского он требовал присяги и совершенного во всем повиновения, как от вассала; Саксонию, покоренную Карлом Великим, почитал достоянием св. Петра якобы по завещанию сего государя. Легатам своим во Франции поручал собирать ежегодную лепту Петрову; Филиппу I, королю французскому, грозил анафемой. С Англии собирал дань, а английскому королю Вильгельму Завоевателю угрожал за отказ в верноподданнической присяге. Королю датскому напоминал, что он будто обещал вручить себя и царство св. Петру, и предлагал одному из сыновей его в дар какую-либо из областей, принадлежащих еретикам. Королю венгерскому напоминал, что он не может остаться королем, если не объявит, что получил свой лен (удел) не от императора, а от св. престола, так как государство его издревле было передано св. Петру. Императора германского Генриха IV он приводит в Каноссу и издает законы для Польши, Швеции, Норвегии, Далмации. Даже на отдаленную Россию простер свои притязания Григорий VII, предлагая великому князю Изяславу Ярославовичу получить из рук его Русское царство как дар Петра на том основании, будто сын Изяслава, посещая Рим, объявил, что хочет посвятить царство свое св. Петру.
Григорий VII строгими узаконениями навсегда упрочил в Западной Церкви безбрачие духовенства и запретил богослужение на ином языке, кроме латинского и, таким образом, нарушил данное славянам двести лет назад папой Иоанном VIII разрешение молиться на их родном языке, чем еще более умножил причины церковного разрыва между Западом и Востоком.
Возомнив себя всемирными властителями, папы присваивают себе для ношения знаки царского отличия. Вместо епископской митры они носят тиару, которая служит отличительным знаком не только епископского, но и царственного их достоинства. Особенность устройства тиары заключается в том, что обыкновенная папская митра украшается царской короной. Со времени Николая II она украшалась двумя коронами, а при Бонифации VIII и в последующие времена — тремя. По объяснению папы Николая, ношение на митре двух корон должно служить знаком, что папе принадлежит власть над человеческими душами не только на земле, но и на небе. Идея эта еще определеннее стала выражаться присвоением митре трех корон. Эта троица стала обозначать, что папам подвластны три царства: 1) Церковь, 2) все царства мира и 3) мир загробный. Впоследствии, чтобы возвысить свое царственное достоинство и внешним образом, папы стали короноваться. По разъяснению Иннокентия III, во время коронования Церковь, вступая как невеста в союз с наместником Христа на земле, приносит ему в приданое бесценное сокровище, т.е. полноту духовной и широту светской власти. «Как символ духовной власти, — говорит Иннокентий, — Бог дал мне митру, а как символ светской власти — корону. Митра дается ради священства, корона же — ради царственного достоинства. Ибо Бог поставил меня наместником Того, Который в Писании называется "Царем царей, Господом господей, Иереем вовек по чину Мелхиседекову"». Церемония коронования пап совершается и в настоящее время, и сам обряд коронования сохраняет присвоенный ему ранее смысл. Возлагая на папу тиару, старейший из кардиналов-диаконов возглашает: «Прими тиару, украшенную тремя коронами, и знай, что ты — отец князей и царей, владыка Вселенной, наместник Бога на земле». История нам указывает, что папы иногда употребляли и важнейшие царские отличия: державу, скипетр и меч, как, например, Бонифаций VIII. Папы домогались низвести царственных особ на степень даже папских берейторов, и некоторые князья им в этом повиновались. Это требование папы основывали на подложной дарственной записи Константина Великого, утверждающей, что якобы сам Константин выполнил однажды обязанность берейтора при папе Сильвестре I. Первый пример к выполнению такого домогательства пап подал король Пипин, помогший папе Стефану III высадиться из седла. Эту унизительную для царственных особ услугу выполнили впоследствии Франциск I, Карл V и Фридрих Барбаросса, которому даже довелось помогать садиться на коня антипапе Виктору IV и папе Александру III. Эта услуга вводилась папами как обязательство, что мы видим из книги «Саксонское зерцало», в которой венценосцам дается такое назидание: «Когда папа садится на коня, император должен помогать ему, поддерживая стремя». От королей папы требовали выполнения и других унизительных услуг, что мы видим из предписаний, содержащихся в книге: Sacrarum ceremoniarum ecclesiae Romanae. Lib. III. В ней излагается церемониал во время банкетов, которые устраивались папами при восшествии на престол. Из него видно, что перед началом банкета император помогал папе умывать руки и подавал папе первое блюдо, за получением которого выходил за двери пиршественного зала. За стол садился он не с папой, а с кардиналами, и притом ниже их. Затем светские князья должны были служить папе за столом, хотя бы то были братья или сыновья королей. Такая церемония, насколько известно, была выполнена при вступлении Бонифация VIII в Латеранский дворец. Неаполитанский король вел его коня под уздцы и потом, с короной на голове, прислуживал ему за столом. Возвышая свою светскую власть, папы последовательно стремились к тому, чтобы ни венценосцы, ни простые смертные ни на минуту не забывали, что они рабы, а папа — полновластный их повелитель. С этой целью папами в средние века был введен обычай, обязательный безусловно для всех, представляющихся папе, — целовать ему ногу. Чтобы смягчить этот обычай, для человечества слишком унизительный, стали украшать папские туфли изображением на них креста.
Все это можно было бы признать за сказку, если бы все это не было запечатлено на страницах правдивой истории, прочитывая которую истинное христианство должно испытывать горечь и стыд за безумную гордость римских духовных владык.
Вот при каком необузданном своеволии пап ставился вопрос о единении христианских Церквей. Но мог ли он разрешиться в том братском духе, к которому так любвеобильно стремилась Восточная Церковь, на этот вопрос пусть ответит дальнейшая история.
Автор статьи

Читайте также: