Создание многофункциональных центров предоставления государственных услуг

Обновлено: 04.12.2022

Внедрение информационных технологий в МФЦ осуществляется в соответствие с рекомендациями Минэкономразвития России. На ИТ-рынке России присутствует несколько крупных игроков, специализирующихся на информатизации МФЦ и предлагающих соответствующие решения.

Содержание

Концепция МФЦ

Рекомендации к функционированию ИТ-систем МФЦ

В январе 2014 года Министерство экономического развития РФ утвердило рекомендации [1] к функционированию информационных систем и средств безопасности в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Ведомство также огласило рекомендации к каналам связи, которые МФЦ использует для электронного взаимодействия с органами власти.

Рабочие места сотрудников МФЦ Минэк рекомендует оснащать компьютерами с тактовой частотой процессоров не менее 1 ГГц, оперативной памятью не менее 512 Мб, монитором с разрешением не менее 1280x1024 и глубиной цвета не менее 16 бит. При этом ведомство также допускает использование на рабочих местах сотрудников МФЦ терминалов.

Для работы с УЭК министерство рекомендует оборудовать рабочие места сотрудников МФЦ устройствами чтения микропроцессорных карт, совместимыми с технологиями УЭК, и устройствами ввода персональных идентификаторов (pin). Это обусловлено тем, что Минэк рекомендует проводить идентификацию и аутентификацию заявителя с помощью идентификационного приложения УЭК и подписывать документы квалифицированной электронной подписью с применением УЭК.

Для МФЦ, в которых не более 9 сотрудников работают с автоматизированной информационной системой (АИС МФЦ), ведомство рекомендует организовать каналы связи с пропускной способностью не менее 256 Кбит/сек на каждое рабочее место. Если же в МФЦ более 10 сотрудников работают с АИС МФЦ, то для них необходим канал со скоростью не менее 2 Мбит/сек на всех.

Для обеспечения надежности работы МФЦ министерство рекомендует каждому центру развернуть резервный канал связи между АИС МФЦ и системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) с пропускной способностью не менее 30% от пропускной способности основного канала связи. А резервный канал между АИС МФЦ и рабочими местами сотрудников МФЦ министерство рекомендует создавать только если на территории, которую обслуживает МФЦ, проживает более 100 тыс. человек.



Для обеспечения информационной безопасности, помимо традиционных мер, Минэк рекомендует определить сотрудников МФЦ, ответственных за соблюдение требований к защите информации, содержащейся в АИС. Министерство также рекомендует разграничить права доступа к системе и вести журнал ее событий.

С целью сохранения данных в АИС в документе рекомендовано организовать ее работу таким образом, чтобы сбои или прекращение электропитания не приводили к выходу из строя технических средств системы. Кроме того, ведомство рекомендует делать резервные копии данных и ПО с периодичностью не менее 1 раза в сутки. Обозначенное Минэком максимальное время восстановления функционирования системы из резервных копий составляет не более 4 часов.

Аудит соответствия МФЦ рекомендациям к ИТ



В январе 2014 года Минэкономразвития России была проведена инвентаризация сети МФЦ в части характеристик каналов связи, средств безопасности, информационно-технологической инфраструктуры, информационных систем [2] .

Лучшие показатели зафиксированы у МФЦ Липецкой области (на 96% соответствуют рекомендациям), Кабардино-Балкарской Республики (94%) и Республики Башкортостан (94%).

Худшие показатели у Чукотского автономного округа (15%), Еврейской автономной области (15%), Курской области (17%), Удмуртской Республики (17%).

Требования к интеграции МФЦ с внешними ИС

Требования к интеграции АИС МФЦ с внешними информационными системами приведены на следующих ресурсах:

До конца 2014 года 100% МФЦ должны быть подключены к ИАС МКГУ

Решения для информатизации МФЦ

Запуск печати на бумажном носителе сертификата с QR-кодом о прививках против COVID-19

17 ноября 2021 года Минцифры России сообщило, что совместно с Минэкономразвития России запустили в МФЦ печать на бумажном носителе сертификата с QR-кодом о профилактических прививках против COVID-19 и перенесенном заболевании.

Работа проведена в соответствии с поручением Председателя Правительства России Михаила Мишустина.

В задачи Минцифры входила разработка технического решения, которое обеспечит доступ сотрудников МФЦ к информационным системам Минздрава России, содержащим информацию о вакцинации от COVID-19, перенесенном заболевании. Такой доступ организован через специализированное автоматизированное рабочее место сотрудника МФЦ по формированию сертификатов COVID-19 на Госуслугах.

Сертификат в распечатанном виде содержит QR-код, срок действия и фамилию владельца и не содержит медицинские данные. За первые сутки распечатку сертификатов в МФЦ по всей стране заказали более 50 тысяч человек.

За услугой могут обратиться как граждане страны, так и те люди, которые имеют вид на жительство в России или иной документ, разрешающий им проживать в стране. Решение разработано для облегчения доступа к получению сертификатов с QR-кодами.

Для того чтобы получить сертификат от заявителя, потребуется следующий перечень документов:

  • документ, удостоверяющий личность (ранее предъявлявшийся при осуществлении вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19) и (или) оказании медицинской помощи);
  • СНИЛС (при наличии);
  • документы, подтверждающие право действовать от имени заявителя;
  • загранпаспорт (в случае, если заявителю требуется экземпляр сертификата на английском языке)
  • полис ОМС (при наличии).

Использование Promobot Scanner - экономия 45 минут в день сотрудниками МФЦ

В июне 2021 года стало известно о результатах использования умного сканера Promobot Scanner в многофункциональном центре «Мои документы» в Перми. За полгода работы устройство проанализировано более 3 тыс. документов и сэкономил сотрудникам МФЦ порядка 30 часов работы. Подробнее здесь.

Начало предоставления консультаций по видеосвязи

В конце февраля 2021 года сотрудники центров госуслуг «Мои документы» в Москве начали предоставлять консультации жителям через интернет — по видеосвязи.

На момент запуска услуги специалисты столичных МФЦ консультируют всех желающих по наиболее востребованным социальным услугам. Например, они рассказывают о порядке получения социальной карты, полиса ОМС, СНИЛС, а также сертификата на материнский (семейный) капитал.

Кроме того, во время видеоконференции москвичи смогут узнать, как получить бесплатную санаторно-курортную путевку от органов социальной защиты населения, региональную социальную доплату к пенсии, а также социальные выплаты семьям с детьми. В дальнейшем перечень услуг, оказываемых по видеосвязи, будут расширен, заявила заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.



2020: Первые в России «роботы-коллеги» начали консультировать посетителей МФЦ

21 декабря 2020 года на четвертом этаже торгово-развлекательного центра «Щёлковский» в Москве открылся флагманский многофункциональный центр площадью более 2,5 тыс. кв. метров. Посетителей «Моих документов» встречают антропоморфные роботы — модели Robo-C. Их называют первыми «роботами-коллегами» в России: они работают в одном месте и взаимодействуют друг с другом. Подробнее здесь.

Типовое решение

В целях упрощения задачи информатизации деятельности МФЦ Минэкономразвития России разработало типовую информационную систему поддержки деятельности многофункциональных центров на базе свободно распространяемого программного обеспечения (далее – АИС МФЦ СПО).

АИС МФЦ СПО предназначена для автоматизации основных административно-управленческих процессов в МФЦ, распространяется в субъектах Российской Федерации на безвозмездной основе и соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг», а также Методическим рекомендациям.

Последняя версии АИС МФЦ СПО, разработанная по заказу Минэкономразвития России в конце 2013 года, включает в себя портал уполномоченного МФЦ, электронную очередь, интеграцию с инфраструктурой электронного правительства, Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах, инфраструктурой Универсальной электронной карты, Информационно-аналитической системой мониторинга качества государственных услуг.

Дистрибутив и эксплуатационная документация последней версии АИС МФЦ СПО размещены в открытом доступе на портале поддержки типовых решений Минэкономразвития России [4] .

Решения коммерческих поставщиков

  • Полтава-МФЦ (разработчик - "АйТи. Ведомственные системы")
  • Капелла.МФЦ (разработчик - IBS)
  • Одно окно (разработчик - (АТ Консалтинг))
  • Optima-WorkFlow (разработчик - "Оптима")
  • КОМЭКС: ИПС МФЦ (разработчик - КОМЭКС)

Услуги внедрения информационных технологий в МФЦ также оказывают "Ланит", "Техносерв" (преимущественно занимается телеком-инфраструктурой), КСК Технологии, "Эволента", "Скат" и др.

Концепция мониторинга деятельности МФЦ от "Ланит"

ЛАНИТ представил осенью 2014 года концепцию мониторинга деятельности центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), который должен стать новым инструментом управления и повышения эффективности механизмов предоставления населению государственных и муниципальных услуг. В основе концепции лежит переход от экстенсивной модели управления, основанной на количественном увеличении ресурсов, к модели многофакторного анализа накапливаемых статистических данных и решений на его основе.

Большинство действующих МФЦ автоматизированы, имеют свои информационные системы. Однако есть проблемы со сбором и обработкой первичной информации, а также с принятием оптимальных управленческих решений в отдельных точках функционирования центров. Необходим выход на новый уровень – сбор в режиме реального времени со всех информационных систем центров транзакционной информации, агрегирование ее по определенным показателям и анализ.

Первый блок данных – оперативные показатели деятельности организации, обновляемые в режиме реального времени. К ним относятся, например, текущее количество заявителей в очереди; количество операторов, ведущих прием; продолжительность обслуживания заявителя каждым оператором; количество комплектов документов, ожидающих исполнения, находящихся в работе и приготовленных для выдачи заявителям.

Второй блок данных – постоянно накапливаемые статистические данные, которые наглядно демонстрируют динамику и отклонения в основной деятельности организации. К ним относятся, например, среднее время обслуживания заявителей, их количество в различные дни недели и часы, статистика обращений за услугами с разбивкой по предоставляющим их органам власти.

Полученные массивы информации будут иметь высокую достоверность, а механизмы анализа исключают человеческий фактор.

В единой системе мониторинга могут быть созданы интерфейсы для регионов, которые позволят посмотреть данные по региональной системе МФЦ и конкретному центру. Сотрудники федеральных государственных органов, например, Минэкономразвития России, будут пользоваться единым интерфейсом, где можно проанализировать всю историю данных в разрезе региона и страны.

29 июля, 27 августа, 29 октября, 23 декабря 2014 г., 10 февраля, 13, 31 марта, 8 апреля, 29 мая, 30 июня, 14 июля, 26 августа, 27 октября, 1, 24, 30 декабря 2015 г., 20 февраля, 26 апреля, 23, 28 июня, 25, 30 августа, 18 октября, 1, 7 ноября, 6, 19, 20, 27 декабря 2016 г., 22 февраля, 7 июня, 8 августа, 17 октября, 9, 28 ноября, 15, 19, 25, 28 декабря 2017 г., 30 января, 28 марта 2018 г.

В соответствии со статьями 15, 16 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в целях организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы и актуализации правовых актов в указанной сфере Правительство Москвы постановляет:

1. Возложить на Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" (далее - ГБУ МФЦ города Москвы) функции по организации предоставления государственных услуг по принципу "одного окна" на территории города Москвы.

2.1. Перечень государственных и иных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг на территории города Москвы (приложение 1).

2.2. Положение об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы (приложение 2).

Информация об изменениях:

Постановление дополнено пунктом 2.3 с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства Москвы от 19 декабря 2017 г. N 1027-ПП

2.3. Стандарт обслуживания заявителей при организации предоставления государственных и иных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг на территории города Москвы (приложение 6).

Информация об изменениях:

Постановление дополнено пунктом 2.4 с 30 марта 2018 г. - Постановление Правительства Москвы от 28 марта 2018 г. N 244-ПП

2.4. Перечень дополнительных государственных и иных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг городского и окружного значения на территории города Москвы (приложение 7).

3. Установить, что:

Информация об изменениях:

3.2. Создание многофункциональных центров предоставления государственных услуг осуществляется в соответствии со Схемой размещения многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы (приложение 3).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2016 г. N 543-ПП в пункт 3.2(1) настоящего постановления внесены изменения

3.2(1). На территории города Москвы, помимо многофункциональных центров предоставления государственных услуг, указанных в пункте 3.2 настоящего постановления, создаются многофункциональные центры предоставления государственных услуг городского и окружного значения.

Создание многофункциональных центров предоставления государственных услуг городского и окружного значения осуществляется в соответствии со Схемой размещения многофункциональных центров предоставления государственных услуг городского и окружного значения на территории города Москвы (приложение 5).

4. Определить ГБУ МФЦ города Москвы в качестве многофункционального центра, уполномоченного на заключение с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти города Москвы и подведомственными им организациями соглашений о взаимодействии в целях организации предоставления услуг.

Информация об изменениях:

5.2. Абзац первый пункта 3.2 постановления изложить в следующей редакции:

"3.2. Многофункциональные центры предоставления государственных услуг при осуществлении ими полномочий по предоставлению государственных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, переданных от ГКУ ИС районов в соответствии с правовыми актами Правительства Москвы, выполняют функции:".

5.3. В пункте 3.2.1 постановления слова "и доставки" исключить, после слов "единого платежного документа" дополнить словами ", счетов и счетов-фактур с использованием Автоматизированной системы управления "Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ" (АСУ ЕИРЦ)".

6.1. Пункт 2.3.1 приложения 1 к постановлению изложить в следующей редакции:

"2.3.1. Полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются следующими организациями (далее - органы, предоставляющие государственную услугу):

- Государственным казенным учреждением города Москвы "Городской центр жилищных субсидий";

- Государственным бюджетным учреждением города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" (в районах и поселениях города Москвы, в которых полномочия по предоставлению государственной услуги переданы многофункциональным центрам предоставления государственных услуг в соответствии с правовыми актами Правительства Москвы).".

6.2. В пунктах 2.5.4, 2.7.4, 2.12, 3.2.4, 3.3.4, 3.4.4 приложения 1 к постановлению слово "ОЖС" заменить словами "органы, предоставляющие государственную услугу".

6.3. В пунктах 3.2.2, 3.3.2, 3.4.2, 3.5.2 приложения 1 к постановлению слова "специалист ОЖС" заменить словами "специалист органа, предоставляющего государственную услугу".

6.4. Пункт 2.3.1 приложения 2 к постановлению изложить в следующей редакции:

"2.3.1. Полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются:

- государственными казенными учреждениями города Москвы инженерными службами районов (далее - ГКУ ИС районов);

- Государственным казенным учреждением города Москвы "Жилищник" (для жилищного фонда, являющегося государственной собственностью города Москвы, расположенного в пределах границ города Москвы (многоквартирные дома, имеющие особо сложное (нетиповое) инженерное оборудование и (или) индивидуально-экспериментальные проектные решения, специализированный жилищный фонд (общежития, расположенные в отдельно стоящих зданиях), малоэтажные жилые дома);

- Государственным бюджетным учреждением города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" (в районах и поселениях города Москвы, в которых полномочия по предоставлению государственной услуги переданы многофункциональным центрам предоставления государственных услуг в соответствии с правовыми актами Правительства Москвы).".

6.5. Пункт 2.3.1 приложения 3 к постановлению изложить в следующей редакции:

"2.3.1. Полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются:

- государственными казенными учреждениями города Москвы инженерными службами районов (далее - ГКУ ИС районов);

- Государственным казенным учреждением города Москвы "Жилищник" (для жилищного фонда, являющегося государственной собственностью города Москвы, расположенного в пределах границ города Москвы (многоквартирные дома, имеющие особо сложное (нетиповое) инженерное оборудование и (или) индивидуально-экспериментальные проектные решения, специализированный жилищный фонд (общежития, расположенные в отдельно стоящих зданиях), малоэтажные жилые дома);

- Государственным бюджетным учреждением города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" (в районах и поселениях города Москвы, в которых полномочия по предоставлению государственной услуги переданы многофункциональным центрам предоставления государственных услуг в соответствии с правовыми актами Правительства Москвы).".

7. Признать утратившими силу правовые акты (отдельные положения правовых актов) города Москвы (приложение 4).

8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы Ракову А.В.

Создание сети многофункциональных центров предоставления

государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ)

В рамках своей деятельности МФЦ предоставляет для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государственные и муниципальные услуги органов государственной власти и местного самоуправления. Сеть МФЦ позволяет сделать массовые и социально значимые услуги доступными гражданам не только крупных городов, но и удаленных малонаселенных пунктов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. N 747-р утвержден план мероприятий по дальнейшему развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" на базе МФЦ на 2016 - 2018 гг. Реализация мероприятий, рассчитанных на трехлетнюю перспективу, позволит повысить качество предоставления социально значимых государственных услуг в первую очередь за счет сокращения числа обращений граждан в органы власти.

Планом предусматривается совершенствование механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе отдельных государственных услуг федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов, мониторинг на федеральном уровне качества обслуживания граждан в МФЦ.

В прогнозный период будет продолжена активная работа по разработке проектов федеральных законов, нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы, относящиеся к сфере земельно-имущественных отношений.

1) создание единого информационного ресурса - Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), объединяющего Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственный кадастр недвижимости;

2) внедрение единой учетно-регистрационной процедуры в случае образования и создания объекта недвижимости;

3) экстерриториальность представления заявителями документов (в любой офис независимо от места нахождения недвижимости);

4) осуществление учетно-регистрационных процедур, а также внесение иных сведений в ЕГРН в порядке межведомственного взаимодействия между органами власти и органом регистрации прав (без участия заявителя);

5) особенности регистрации прав в случаях участия нотариусов в отношениях по регистрации прав;

6) повышение ответственности учетно-регистрационной системы, в том числе за внесение недостоверных сведений в ЕГРН, включая установление четких пределов ответственности государственного регистратора прав;

7) сокращение сроков кадастрового учета (до 5 дней) и регистрации прав (до 7 дней).

В целях дальнейшей автоматизации процессов осуществления учетно-регистрационных действий ведется работа над пилотным проектом, предусматривающим внедрение технологии блокчейн.

Необходимо дальнейшее совершенствование законодательства в сфере государственной регистрации прав и кадастрового учета, в том числе обеспечить:

совершенствование правового регулирования вопросов установления и изменения видов разрешенного использования земельных участков;

совершенствование и упрощение существующего порядка определения правового режима использования земель путем проведения зонирования, а также исключения института категории земель как способа определения разрешенного использования земельных участков;

упрощение порядка оформления земельных участков для размещения некоторых видов линейных объектов, а также на сокращение сроков такого оформления и уменьшения затрат на него путем установления публичных сервитутов;

создание правового режима единого объекта недвижимости с возможностью его налогообложения.

В целях реализации Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и статью 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров" будет продолжена работа по принятию актов национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, которые в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" подлежат утверждению национальным объединением саморегулируемых организаций кадастровых инженеров после их согласования Минэкономразвития России. Указанными актами регламентируются порядок контроля за деятельностью членов саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, правила прохождения стажировки физическими лицами в качестве помощников кадастровых инженеров, порядок проведения саморегулируемыми организациями кадастровых инженеров экспертизы документов для целей обжалования решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и приема экзамена на соответствие требований к кадастровым инженерам.

В целях реализации Концепции развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года принят Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 431-ФЗ), вступивший в силу с 1 января 2017 г. и предусматривающий создание и обновление единой электронной картографической основы (ЕЭКО) и федерального портала пространственных данных.

В рамках Закона N 431-ФЗ создана правовая основа для эффективного использования пространственных данных. В частности, создаваемая в соответствии с Законом N 431-ФЗ ЕЭКО не содержит сведений, составляющих государственную тайну, и является систематизированной совокупностью пространственных данных о территории Российской Федерации. Сведения ЕЭКО предоставляются органам государственной власти, органам местного самоуправления, подведомственным им государственным и муниципальным учреждениям с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а иным юридическим и физическим лицам с использованием федерального портала пространственных данных. Создание нормативно-правовой базы позволит обеспечить:

упрощение доступа к геодезическим и картографическим материалам, пространственным данным, в том числе путем создания единой электронной картографической основы и федерального портала пространственных данных;

увеличение доли и повышение качества цифровой картографической информации;

увеличение доли геодезических работ, выполняемых с применением спутниковых методов;

создание региональных фондов пространственных данных;

совершенствование системы государственного управления в области геодезии и картографии.

25 октября 2005 г. распоряжением Правительства Российской Федерации № 1789-р была одобрена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и план мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах. Одной из основных целей административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах стало повышение качества и доступности государственных услуг.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 9 августа 2008 г. № 157-р одним из приоритетных направлений, необходимых для достижения запланированной цели, являлось создание многофункциональных центров на территориях субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг представляет собой организацию, созданную в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющуюся автономным учреждением), и уполномоченную на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна». Данный принцип предусматривает предоставление государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом.

Создание (развитие) сети МФЦ, уполномоченных на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе по принципу «одного окна», является одной из приоритетных задач при построении современного государства, совершенствовании системы государственного управления. Реализация данных мероприятий способствует сокращению сроков предоставления услуг, снижению очередей и, в конечном итоге, повышению уровня удовлетворенности граждан работой органов государственной власти.

В Республике Мордовия мероприятия по созданию МФЦ нашли отражение в:

Республиканской целевой программе «Проведение административной реформы в Республике Мордовия в 2006-2010 годах», утвержденной распоряжением Правительства Республики Мордовия от 7 июля 2006 г. № 694-р (в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 2 сентября 2008 г. № 394);

Республиканской целевой программе «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 214;

государственной программе «Экономическое развитие Республики Мордовия до 2018 года», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 г. № 417.

С начала реализации административной реформы проведена организационная работа по созданию МФЦ в муниципальных районах республики. Проведены обследования помещений для размещения МФЦ на местах, создана необходимая нормативная правовая база. В том числе, постановлением Правительства Республики Мордовия от 21 ноября 2011 г. № 438 утвержден Перечень государственных услуг исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна», в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 27 мая 2013 г. № 187, от 9 декабря 2013 г. № 358). Рекомендуемый перечень государственных услуг по переданным полномочиям и муниципальных услуг, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна», в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг утвержден распоряжением Правительства Республики Мордовия от 25 февраля 2013 г. № 81-Р.

В настоящее время создание МФЦ приобрело особую актуальность в свете выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Одними из первых МФЦ были созданы в городском округе Саранск на базе существующей с 2007 года Общественной приемной (постановление главы администрации городского округа Саранск от 18 февраля 2009 г. № 309) и Рузаевском муниципальном районе (постановление главы администрации Рузаевского муниципального района от 20 августа 2009 г. № 1395).

На 1 июня 2014 г. в Республике Мордовия функционировали уже 18 МФЦ, в том числе республиканский МФЦ (охват населения составляет 69,8%). Помимо г.о. Саранск и Рузаевского муниципального района МФЦ функционировали в Атяшевском (с 2011 г.), Лямбирском (с апреля 2012г.), Кадошкинском (с 24 мая 2012 г.), Ковылкинском (с августа 2012 г.), Дубенском (с сентября 2012 г.), Старошайговском (с октября 2012 г.), Ичалковском (с декабря 2012 г.); Краснослободском (с июля 2012 г.), Чамзинском (с сентября 2012 г.), Ромодановском (с февраля 2013 г.); Ардатовском (с октября 2013 г.), Инсарском (с декабря 2013 г.), Кочкуровском (с декабря 2013 г.), Темниковском (с декабря 2013 г.), Теньгушевском (с декабря 2013 г.) муниципальных районах.

В 2015 году были открыты МФЦ еще в 4 муниципальных районах (в Атюрьевском и Большеберезниковском муниципальных районах 1 июля 2015 года, в Зубово-Полянском и Торбеевском муниципальных районах 31 декабря 2015 года) и территориально обособленные структурные подразделения (офисы) МФЦ в 47 муниципальных образованиях (в Ардатовском, Атяшевском, Дубенском, Ельниковском, Зубово-Полянском, Ичалковском, Кочкуровском, Краснослободском, Лямбирском, Ромодановском, Теньгушевском, Торбеевском, Чамзинском муниципальных районах).

Таким образом, к концу 2015 года функционировали уже 23 МФЦ (211 окон), территориально обособленные структурные подразделения (офисы) МФЦ в 67 муниципальных образованиях (74 окна).

Охват населения принципом «одного окна» к концу 2015 года составил 99,28 %.

В МФЦ можно получить услуги в сферах: социальная поддержка населения; регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; определение или подтверждение гражданско-правового статуса заявителя; жилищные отношения; регулирование предпринимательской деятельности.

С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012г. №1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» введено понятие уполномоченного многофункционального центра.

В субъектах Российской Федерации стали создаваться уполномоченные многофункциональные центры на заключение соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, а также на координацию и взаимодействие с иными многофункциональными центрами, находящимися на территории этого субъекта.

Республика Мордовия не стала исключением.

25 февраля 2013 г. было принято Постановление Правительства Республики Мордовия № 61 «О создании Государственного автономного учреждения Республики Мордовия «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг». Данное постановление наделило ГАУ Республики Мордовия «МФЦ» статусом уполномоченного МФЦ.

Учредителем ГАУ Республики Мордовия «МФЦ» (далее – Учреждение) является Республика Мордовия. Функции и полномочия Учредителя осуществляются Министерством экономики Республики Мордовия.

Органами Учреждения являются Наблюдательный совет Учреждения, состав которого утверждается Правительством Республики Мордовия, и руководитель Учреждения.

Распоряжением Правительства Республики Мордовия от 16 сентября 2013 г. утвержден состав Наблюдательного совета ГАУ Республики Мордовия «МФЦ». В состав Наблюдательного совета входят представители Министерства экономики Республики Мордовия, Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, представители общественности.

9 января 2014 г. ГАУ Республики Мордовия «МФЦ» открыл свои двери для заявителей.

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по дальнейшему развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг на 2016 - 2018 годы.

2. Правительственной комиссии по проведению административной реформы обеспечить координацию исполнения плана мероприятий, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения.

3. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить региональные планы мероприятий по дальнейшему развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг на 2016 - 2018 годы с учетом необходимости организации предоставления социально значимых для граждан Российской Федерации и субъектов малого и среднего бизнеса государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерацииот 21 апреля 2016 г. № 747-р

ПЛАНмероприятий по дальнейшему развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг на 2016 - 2018 годы

(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.07.2017 № 1504-р)

Мероприятие

Вид документа (результат)

Срок исполнения

Ответственный исполнитель

I. Общесистемные меры, направленные на совершенствование механизмов предоставления государственныхи муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг

Совершенствование нормативно-правового регулирования

Внесение изменений, предусматривающих расширение перечней государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональные центры), наиболее социально значимыми услугами

проект постановления Правительства Российской Федерации

II квартал 2016 г.

Минэкономразвития России,заинтересованныефедеральные органыисполнительной власти

Расширение перечня дополнительных (сопутствующих) услуг, которые могут быть предоставлены в многофункциональных центрах и функций, осуществляемых многофункциональными центрами

проект постановления Правительства Российской Федерации

III квартал 2016 г.

Минэкономразвития России,заинтересованныефедеральные органыисполнительной власти

Нормативное закрепление понятия схемы размещения многофункциональных центров, формируемой субъектами Российской Федерации, в целях обеспечения доли охвата граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров, не менее 90 процентов

проект постановления Правительства Российской Федерации

III квартал 2016 г.

Нормативное закрепление единого фирменного стиля многофункциональных центров с установлением рекомендации по его использованию, а также разработка методических рекомендаций по использованию фирменного стиля "Мои документы" и фирменного стиля "Госуслуги.ру"

приказ Минэкономразвития России, доклад в подкомиссию по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности

III квартал 2016 г.

Минэкономразвития России,Минкомсвязь России

Нормативное закрепление возможности предоставления нескольких государственных или муниципальных услуг посредством подачи заявителем единого заявления

проект федерального закона

II квартал 2016 г.

Минэкономразвития России,заинтересованныефедеральные органыисполнительной власти

Нормативное закрепление возможности использования изображения Государственного герба Российской Федерации на печатях многофункциональных центров при предоставлении государственных услуг в многофункциональных центрах

проект указа Президента Российской Федерации

IV квартал 2016 г.

Минэкономразвития России,Геральдический советпри Президенте РоссийскойФедерации,Минюст России

Подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты в целях исключения необходимости оформления заявлений и результатов оказания государственных услуг федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на бланках, напечатанных типографским способом

доклад в Правительство Российской Федерации

II квартал 2016 г.

Минэкономразвития России,заинтересованныефедеральные органыисполнительной власти,государственныевнебюджетные фонды

проект нормативного правового акта

III квартал 2016 г.

Минэкономразвития России,Минкомсвязь России

Завершение формирования нормативной правовой базы, обеспечивающей возможность взаимодействия многофункциональных центров с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов в электронной форме без дублирования документов на бумажном носителе

доклад в Правительство Российской Федерации

III квартал 2016 г.

Минэкономразвития России,Минкомсвязь России,Минтруд России,Минфин России,МВД России

Разработка предложений по оказанию государственных услуг федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов гражданам в многофункциональных центрах на всей территории Российской Федерации независимо от места их проживания, а также по предоставлению государственных услуг органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах территории одного субъекта Российской Федерации в многофункциональных центрах

доклад в Правительство Российской Федерации

III квартал 2016 г.

Минэкономразвития России,Минкомсвязь России,федеральные органыисполнительной власти,высшие исполнительныеорганы государственнойвласти субъектов РоссийскойФедерации

Создание многофункциональных центров, ориентированных на предоставление государственных, муниципальных,дополнительных (сопутствующих) услуг субъектам предпринимательства

Проведение пилотного проекта по организации деятельности многофункциональных центров, ориентированных на предоставление государственных, муниципальных, дополнительных (сопутствующих) услуг субъектам предпринимательства (далее - центры для бизнеса), в субъектах Российской Федерации

доклад в Правительство Российской Федерации

IV квартал 2016 г.

Минэкономразвития России,акционерное общество"Федеральная корпорация поразвитию малого и среднегопредпринимательства",высшие исполнительныеорганы государственнойвласти субъектов РоссийскойФедерации

Внесение изменений в Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг", в части установления различных форм организации деятельности центров для бизнеса и определения типового перечня услуг (государственных, муниципальных, дополнительных (сопутствующих) услуг)

проект постановления Правительства Российской Федерации

III квартал 2016 г.

Разработка информационной системы, обеспечивающей взаимодействие акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" и многофункциональных центров в электронной форме

разработка и введение в промышленную эксплуатацию информационной системы

IV квартал 2016 г.

акционерное общество"Федеральная корпорация поразвитию малого и среднегопредпринимательства"

Подключение автоматизированных информационных систем многофункциональных центров к электронному сервису информационной системы акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" в целях обеспечения взаимодействия многофункциональных центров с акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" в электронной форме

соглашение о взаимодействии между акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" и многофункциональными центрами, уполномоченными на заключение соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов

II квартал 2017 г.

акционерное общество"Федеральная корпорацияпо развитию малого и среднегопредпринимательства",высшие исполнительныеорганы государственнойвласти субъектов РоссийскойФедерации

Разработка механизма финансирования мероприятий по созданию центров для бизнеса в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"

доклад в Правительство Российской Федерации

IV квартал 2016 г.

Минэкономразвития России,Минфин России

Оптимизация деятельности многофункциональных центровпри помощи использования информационно-телекоммуникационных технологий

Ввод в эксплуатацию электронных сервисов, необходимых для обеспечения электронного взаимодействия с многофункциональными центрами при предоставлении услуг федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, предусмотренных в перечнях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления" (за исключением перечня государственных услуг, предоставление которых в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг без личной явки заявителя в соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления организуется в порядке эксперимента)

доклад в Правительство Российской Федерации

IV квартал 2016 г.

Минэкономразвития России,Минкомсвязь России,ФНС России,Росреестр,Росимущество,Роспотребнадзор,ФССП России,Пенсионный фонд РоссийскойФедерации,Фонд социального страхованияРоссийской Федерации

Подключение автоматизированных информационных систем многофункциональных центров к электронным сервисам в целях обеспечения взаимодействия между многофункциональными центрами и федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов в электронной форме, закрепление соответствующих положений в соглашениях о взаимодействии между многофункциональными центрами, уполномоченными на заключение соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов, и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов

дополнительное соглашение о взаимодействии между уполномоченными многофункциональными центрами и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов

IV квартал 2016 г.

высшие исполнительныеорганы государственнойвласти субъектов РоссийскойФедерации,заинтересованныефедеральные органыисполнительной власти,органы государственныхвнебюджетных фондов

Анализ и распространение практики организации выдачи ключа простых электронных подписей в многофункциональных центрах и при необходимости подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие выдачу ключа простых электронных подписей (в целях снятия ограничений, препятствующих организации выдачи ключа простых электронных подписей в многофункциональных центрах)

доклад в Правительство Российской Федерации

III квартал 2016 г.

Минэкономразвития России,Минкомсвязь России

Подготовка предложений по реализации возможности подачи документов, необходимых для получения услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" с возможностью получения результатов предоставления указанных услуг в многофункциональных центрах

доклад в Правительство Российской Федерации

IV квартал 2016 г.

Минкомсвязь России,Минэкономразвития России,заинтересованныефедеральные органыисполнительной власти игосударственныевнебюджетные фонды,высшие исполнительныеорганы государственнойвласти субъектов РоссийскойФедерации

Реализация возможности подачи документов, необходимых для получения услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и возможностью получения результатов по указанным услугам в многофункциональных центрах

доклад в Правительство Российской Федерации

по отдельному плану

Минкомсвязь России,Минэкономразвития России,заинтересованныефедеральные органыисполнительной власти,государственныевнебюджетные фонды,высшие исполнительныеорганы государственнойвласти субъектов РоссийскойФедерации

Проведение пилотного проекта по подключению автоматизированных информационных систем многофункциональных центров к автоматизированной информационной системе мониторинга деятельности многофункциональных центров

доклад в Правительство Российской Федерации

IV квартал 2016 г.

Минэкономразвития России,высшие исполнительныеорганы государственнойвласти субъектов РоссийскойФедерации

Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг" в части включения требований к подключению автоматизированных информационных систем многофункциональных центров к автоматизированной информационной системе мониторинга деятельности многофункциональных центров

проект постановления Правительства Российской Федерации

IV квартал 2016 г.

Подключение автоматизированных информационных систем многофункциональных центров к автоматизированной информационной системе мониторинга деятельности многофункциональных центров

доклад в Правительство Российской Федерации

IV квартал 2017 г.

Минэкономразвития России,высшие исполнительныеорганы государственнойвласти субъектов РоссийскойФедерации

Внесение изменений в методические рекомендации по обеспечению деятельности многофункциональных центров в части функционирования информационных систем многофункциональных центров, средств безопасности, каналов связи в соответствии с накопленной практикой применения данных методических рекомендаций, а также с учетом новых направлений работы, в том числе в части интеграции с автоматизированной информационной системой мониторинга деятельности многофункциональных центров, работы с технологическими схемами предоставления государственных и муниципальных услуг

приказ Минэкономразвития России

IV квартал 2016 г.

Создание официального сайта "Моидокументы.рф", предназначенного для доведения до граждан основной информации о принципах и правилах функционирования многофункциональных центров в Российской Федерации

доклад в Правительство Российской Федерации

IV квартал 2017 г.

Минэкономразвития России,Минкомсвязь России

Внедрение технологических схем предоставления государственных и муниципальных услуг

Нормативное правовое закрепление необходимости утверждения технологических схем предоставления государственных и муниципальных услуг как части соглашения о взаимодействии между многофункциональными центрами и федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами

проект постановления Правительства Российской Федерации

III квартал 2016 г.

Минэкономразвития России,Минкомсвязь России,заинтересованныефедеральные органыисполнительной власти

Разработка методических рекомендаций по формированию технологических схем предоставления государственных и муниципальных услуг

методические рекомендации по формированию технологических схем предоставления государственных и муниципальных услуг (утверждение на Правительственной комиссии по проведению административной реформы)

II квартал 2016 г.

Разработка технологических схем предоставления государственных услуг в отношении государственных услуг федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, утвержденн

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: